Программа кружка
«Юный эколог»
(эколого-биологическое направление)
Возраст обучающихся: 12-15 лет
Срок реализации: один год
СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка
Требования к уровню подготовки учащихся по окончанию изучения курса
Учебно-тематический план кружка «Юный эколог»
Содержание программы
Методические рекомендации
Список кружка «Юный эколог»
Список рекомендуемой литературы
Пояснительная записка
Все больше и больше людей в мире задумываются о взаимоотношениях человека и природы. По образному выражению Морриса Стренга, Генерального секретаря Конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию, «или будет спасен весь мир, или погибнет вся цивилизация». Только люди с новым взглядом на окружающий мир, с новой системой ценностей смогут обеспечить последующее развитие цивилизации.
В настоящее время назрела необходимость усиления практической направленности экологического воспитания школьников, привлечения их к реальным мероприятиям по сохранению родной природы. Поэтому данная программа является актуальной и педагогически целесообразна.
Программа обладает рядом преимуществ. Она не связана рамками учебных программ, осуществляется в различных условиях, вариативна.
Содержание программы ориентировано на формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Цель: экологическое просвещение и создание условий для повышения уровня экологической культуры обучающихся.
Задачи:
образовательные: формировать систему экологических знаний в области биологии и экологии через развитие интереса к дополнительному материалу;
развивающие: развивать у детей навыки общения с живой природой посредством фенологических наблюдений, творческой деятельности и практической работы;
воспитательные: воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе и всему окружающему миру через экологические игры, викторины, экскурсии, просмотры видеофильмов о природе, а также мотивацию к трудолюбию, активности, самостоятельности, коллективизму, сформировать потребность в природоохранной деятельности посредством проведения экологических акций.
Структура программы предлагает наличие теоретических, практических, экскурсионных занятий и часов для самостоятельной работы в зависимости от темы.
Данная программа ориентирует преподавателя на развитие у школьников знаний об экологии своей малой родины, на формирование экологического сознания через познание экологического состояния природы той местности, где они живут.
Приоритетное направление деятельности – стимулирование творческой активности ребёнка, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для его самореализации.
Данная программа рассчитана на один год обучения, 1 час в неделю, итого 37 часов в год. Программа соответствует основному общему образованию и предназначена для занятий с обучающимися общеобразовательных школ, имеющих повышенную мотивацию в области изучения экологии в возрасте 12-15 лет. Количество обучающихся в группе – 15 человек.
2. Требования к уровню подготовки учащихся по окончанию изучения курса
Учащиеся должны знать: что такое экология и что она изучает; значение экологических знаний; редких животных и растений Красной книги Ростовской области; видовое разнообразие биогеоценозов родного края; экологические основы рационального использования биологических ресурсов; последствия антропогенного влияния на природу; глобальные проблемы экологии.
Учащиеся должны уметь: видеть красоту родного края; давать оценку состоянию окружающей среды; находить пути решения экологических проблем; работать с разными источниками экологических знаний; аргументированно выступать в защиту природы; проводить простейшие наблюдения; осуществлять элементарные природоохранные мероприятия; разрабатывать плакаты и листовки экологического содержания; ухаживать за культурными растениями; презентовать собственные творческие работы; пропагандировать полученные знания.
3. Учебно-тематический план кружка «Юный эколог»
№ | Название разделов и тем | Форма занятия | Количество часов |
Всего | Теория | Прак тика |
I | Введение в экологию | | 2 | | |
1. | Значение экологических знаний в жизни людей | Вводная лекция с элементами беседы и дискуссии | | 1 | - |
2. | Краткая история экологии | Презентация | | 1 | - |
II | Основные среды жизни и адаптации к ним организмов | | 4 | | |
1. | Основные среды жизни и факторы среды | Лекция с элементами беседы | | 1 | - |
2. | Основные пути приспособления живых организмов к условиям обитания | Семинар | | 1 | - |
3. | Понятие о биогеоценозе. Биогеоценозы родного края | Экскурсия | | - | 1 |
4. | Охрана биогеоценозов | Видеоурок | | 1 | - |
III | Экология и практическая деятельность человека | | 5 | | |
1. | Экологические основы рационального использования биологических ресурсов | Лекция | | 1 | - |
2. | Экологизация сельского хозяйства и промышленности | Лекция с элементами беседы | | 1 | - |
3. | Последствия хозяйственной деятельности человека на территории Ступинского района | Круглый стол | | 1 | - |
4. | Мусору – вторую жизнь | Практическая работа | | - | 2 |
IV | Глобальная экология | | 7 | | |
1. | Биоразнообразие – шанс на спасение | Видеоурок с элементами беседы и дискуссии | | 1 | |
2. | Спасение озонового слоя | Видеоурок | | 1 | |
3. | Что такое парниковый эффект | Видеоурок | | 1 | |
4. | Климат – проблема будущего | Видеоурок | | 1 | |
5. | Исчезающая земля | Видеоурок | | 1 | |
6. | Черное море – смерть или отсрочка приговора | Видеоурок | | 1 | |
7. | Наш будущий мир | Видеоурок | | 1 | |
V | Охрана природы | | 3 | | |
1. | Красная книга растений Московской области | Презентация | | 1 | |
2. | Красная книга животных Московской области | Презентация | | 1 | |
3. | Биосферные заповедники. Состояние и контроль. | Видеоурок | | 1 | |
VI | Пропаганда и разъяснение идей охраны природы | | 7 | | |
1. | Разработка плакатов и листовок | Практическая работа | | - | 1 |
2. | Подготовка презентаций по охране окружающей среды и выступление перед обучающимися школы | Самостоятельная работа Агитбригада | | - | 3 |
3. | 22 марта – Всемирный день воды | Семинар | | 1 | - |
4. | 1 апреля – Всемирный день охраны птиц | КВН | | 1 | - |
5. | 22 апреля – Всемирный День Земли | Экологический симпозиум | | 1 | - |
VII | Сохранение и использование эстетических ценностей природы | | 3 | | |
1. | «Весенние явления в природе». Сбор природного материала | Экскурсия Самостоятельная работа | | - | 1 |
2. | Изготовление поделок из природного материала | Практическая работа | | - | 1 |
3. | Фотографирование объектов природы | Самостоятельная работа | | - | 1 |
VIII | Улучшение природной среды | | 4 | | |
1. | Посадка деревьев | Практическая работа | | - | 1 |
2. | Расчистка лесопарков, побелка, обрезка деревьев и кустарников | Практическая работа | | - | 1 |
3. | Посев цветочно-декоративных растений и уход за ними | Практическая работа | | - | 2 |
IX | Подведение итогов | | 2 | | |
1. | Смотр творческих работ обучающихся | Презентации, выставка | | - | 2 |
Итого: | 37 | 21 | 16 |
4. Содержание программы
Введение в экологию (2 ч.)
Краткая история экологии. Введение понятия экологии – как науки о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их неорганической природой, о связях в надорганизменных системах, о структуре и функционировании этих систем. Обзор становления науки от введения термина «экология» в 1866 г. Э. Геккелем до наших дней. Значение трудов К. Мебиуса, В. Н. Сукачева, К. А. Тимирязева, Ч. Элтона, С. А. Северцова, В. И. Вернадского и др.
Значение экологических знаний в жизни людей. О значении науки в жизни людей. Об экологической культуре и роли каждого человека в развитии биосферы и сохранении ее биоразнообразия.
Основные среды жизни и адаптации к ним организмов (4 ч.)
Основные среды жизни и факторы среды.
Знакомство с биологическим разнообразием организмов в наземно-воздушной, водной, почвенной, организменной среде обитания. Изучение биотических и абиотических факторов среды и их влияние на организмы.
Основные пути приспособления живых организмов к условиям обитания.
Изучение специфики адаптаций организмов к различным средам. Влияние среды на выработку приспособлений.
Понятие о биогеоценозе. Экскурсия «Биогеоценозы родного края» на реки Дорчанка с целью изучения биогеоценоза реки и степи. Обучающиеся фиксируют видовое разнообразие растительного и животного мира данных биогеоценозов, учитель помогает в определении видов. Отмечают следы хозяйственной деятельности человека.
Охрана биогеоценозов. Просмотр видеофильма о биогеоценозах России, о деятельности человека по их охране.
Экология и практическая деятельность человека (5 ч.)
Экологические основы рационального использования биологических ресурсов. Возобновимость биологических ресурсов, достижение максимальной биологической продуктивности. Управление механизмами природных экосистем и возможность конструирования антропогенных ценозов с заданными свойствами.
Экологизация сельского хозяйства и промышленности. Переход от практики использования на полях только продуцентов к практике всемерного использования естественных регуляторных механизмов в агроценозах. Экологически грамотное и экономически выгодное использование отходов животноводства. В основу экологизации промышленного производства должны быть положены главные принципы существования биосферы: цикличность процессов, устранение и полезное преобразование вредных отходов, экономное использование материальных ресурсов.
Последствия хозяйственной деятельности человека на территории Ступинского района. Занятие проходит в форме круглого стола. Обучающиеся анализируют положительные и отрицательные следы деятельности человека, на которые они обратили внимание в ходе предыдущей экскурсии по изучению биогеоценозов Леонтьево. Разрабатывают меры по устранению отрицательных последствий деятельности человека.
Практическая работа. «Мусору – вторую жизнь», развивающая креативное мышление и творческие способности обучающихся, которые из бытовых отходов изготавливают поделки.
Глобальная экология (7 ч.)
Серия видеоуроков с элементами беседы и дискуссии, целью которых является знакомство обучающихся с глобальными экологическими проблемами и побуждение их к поиску решения нависнувшей над человечеством угрозы.
Биоразнообразие – шанс на спасение.
Спасение озонового слоя.
Что такое парниковый эффект.
Климат – проблема будущего.
Исчезающая земля.
Черное море – смерть или отсрочка приговора.
Наш будущий мир.
Охрана природы (3 ч.)
Данный раздел знакомит обучающихся с законами об охране природы, с редкими растениями и животными, нуждающимися в охране, с состоянием биосферы в наши дни и мероприятиями, направленными на сохранение уникальных уголков нашей природы.
Красная книга растений Московской области.
Красная книга животных Московской области.
Биосферные заповедники. Состояние и контроль.
VI . Пропаганда и разъяснение идей охраны природы (7 ч.)
Разработка плакатов и листовок. Практическая работа по оформлению экологических листовок и плакатов: «Сохраним окружающую природу», «Я и природа», «Моя малая родина» и др. Вывешивание в фойе школы, на информационных стендах хутора.
Подготовка презентаций по охране окружающей среды и выступление перед обучающимися школы. Анализ литературы, сбор материала (экологических стихов, песен, речевок и др.), создание презентаций. Разучивание и репетиции. Выступление агитбригады (3 ч.).
22 марта – Всемирный день воды. Семинарское занятие с прослушиванием выступлений обучающихся на темы: «Вода –уникальный источник жизни», «Свойства воды», «Вода в природе», «Вода в живых организмах» и др.
1 апреля – Всемирный день охраны птиц. Проводится экологический праздник в виде КВНа с последующим развешиванием скворечников.
22 апреля – Всемирный День Земли. Проводится экологическая ролевая игра в виде симпозиума, где обсуждаются экологические проблемы Земли и рассматриваются пути выхода из сложившейся ситуации.
VII. Сохранение и использование эстетических ценностей природы (3 ч.)
«Весенние явления в природе». Экскурсия, в ходе которой проводятся фенологические наблюдения, акцентируется внимание на красоту разнообразие родной природы, проводится сбор сухого природного материала.
Практическая работа «Изготовление поделок из природного материала» проводится с целью воспитания и развития эстетических ценностей.
Практическая работа «Фотографирование объектов природы». Развитие умений видеть прекрасное в живых объектах природы.
VIII. Улучшение природной среды (4 ч.)
Серия практических работ, которыми можно варьировать, исходя из времени года и необходимости проведения. В ходе выполнения предполагается воспитание любви к окружающему миру через трудовую деятельность, воспитание трудолюбия и бережного отношения. В зависимости от условий тематику практических работ можно изменять.
Посадка деревьев.
Расчистка лесопарков, побелка, обрезка деревьев и кустарников.
Посев цветочно-декоративных растений и уход за ними.
IX. Подведение итогов (2 ч.)
Смотр творческих работ обучающихся. Кружковцы готовят по экологической тематике творческую работу и защищают ее. Форма представления выбирается самими ребятами. Это может быть презентация, доклад, реферат, сочинение, эссе, публицистика в защиту природы, стихи, частушки и др. Проводится выставка поделок их природного материала и бытовых отходов.
5. Методические рекомендации
Занятия предусматривают использование активных форм и методов преподавания: экологические игры, практические работы, экскурсии, разгадывание кроссвордов, ребусов, проведение викторин, КВНов, экологических презентаций, выступлений агитбригад. Эти формы занятий развивают у детей и подростков мышление, память, внимание, воображение. При этом используется коллективная, групповая и индивидуальная формы работы с обучающимися.
Структура курса:
теоретическая часть направлена на формирования системы знаний о взаимодействии природы, общества и человека;
практическая часть включает в себя выполнение практических работ во время проведения экскурсий, а также самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации, выполнение презентаций, подготовка к научно-практической конференции, природоохранные мероприятия;
коммуникативная часть направлена на развитие навыков общения, выступления, ведения диалога, умение взаимодействовать при коллективной работе во время проведения игр, бесед, конкурсов, викторин.
Изучение теоретического материала построено в форме бесед и лекций (объяснительный метод) с использованием ИКТ. В заключение лекции, обучающимся задаются вопросы проблемного характера, на которые они отвечают, используя свои знания, приобретённые в школе и в жизни (проблемный метод). Также используется частично-поисковый метод, он основывается на самостоятельном изучении школьниками экологического материала из периодической печати, а также использование материала, взятого из телепередач, радио, интернета. Здесь развивается умение самостоятельно работать с разнообразными источниками информации, анализировать её, делать свои выводы. Обобщение знаний происходит в занимательной форме (игры, викторины, конкурсы).
На заключительном этапе обучающиеся применяют полученные знания на практике. Этот этап является наиболее важным в познании окружающего мира, в понимании беды родной природы и той посильной помощи, которую ребята могут оказать ей в ходе различных рейдов и экскурсий, а также во время проведения природоохранных мероприятий.
Утверждаю.
Директор
_________________
«___»_______2014 г.
Список кружка «Юный эколог»
(время занятий: вторник 15.15- 16.15 ч. мин)
Дорончану Алексей
Егорова Виктория
Заказчикова Ксения
Зиброва Анна
Игнатова Виктория
Несудимова Ангелина
Никитин Валентин
Орлов Дмитрий
Попова Ольга
Попович Мария
Приходько Даниил
Сотников Кирилл
Становова Екатерина
Фуранова Анастасия
Юдина Ирина – командир
Руководитель кружка: Мосолова И. И.
7. Список рекомендуемой литературы для детей
Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003 г.
Каневский З. Крик о помощи // Знание – сила, 1990. - №1
Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001
Список рекомендуемой литературы для педагога
Астафьев В.М. Познавательные задачи, задания и вопросы экологического содержания в школьном курсе биологии //Самара,1992 г.
Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003 г.
Захлебный А.Н., Суравегин И.Т. «Экологическое образование школьников во внеклассной работе»: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984 г.
Каневский З. Крик о помощи // Знание – сила, 1990. - №1
Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001г.
Чернова Н.М., Былова А.М. «Экология»: Учеб. пособие для студентов биол. спец. пед. ин-тов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1988 г.
Яблоков А. Пробуждение от экологической спячки // родина, 1990. - №4
24