ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЖЕВНИКОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОБИЗНЕСА»
Утверждаю
Зам дир по УМР
____И.А. Трубарова
«____»_____2016 г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МИКРОБИОЛОГИЯ, САНИТАРИЯ И ГИГИЕНА
Технический профиль
Специальность 35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции
Уровень подготовки- базовый
Кожевниково 2015
Программа учебной дисциплины «Микробиология, санитария и гигиена» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) и регионального учебного плана по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции
Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кожевниковский техникум агробизнеса» (ОГБПОУ «КТАБ»)
Разработчик:
Монастырева Галина Васильевна, преподаватель химии и биологии техникума
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии дисциплин сельскохозяйственного профиля техникума
Протокол № ____ «_____»________2016 г.
Председатель ЦК______________А.А. Хаткевич
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6 |
- условия реализации учебной дисциплины
| 10 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 11 |
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Микробиология, санитария и гигиена
Область применения примерной программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 36.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, укрупнённой группы специальностей 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по программам повышения квалификации и переподготовки специалистов.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
обеспечивать асептические условия работы с биоматериалами;
ПРОВОДИТЬ ПРОСТЫЕ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ДАВАТЬ ОЦЕНКУ ПОЛУЧЕННЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ;
пользоваться микроскопической оптической техникой;
соблюдать правила личной гигиены и промышленной санитарии, применять необходимые методы и средства защиты;
готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств;
дезинфицировать оборудование, инвентарь, помещения, транспорт и др.;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные группы микроорганизмов, их классификацию;
значение микроорганизмов в природе, жизни человека и животных;
методы стерилизации и дезинфекции;
санитарно-технологические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде, транспорту и др.;
правила личной гигиены работников;
нормы гигиены труда;
классификацию моющих и дезинфицирующих средств, правила их применения, условия и сроки хранения;
правила проведения дезинфекции инвентаря и транспорта; дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений;
основные типы пищевых отравлений и инфекций, источники возможного заражения;
санитарные требования к условиям хранения сырья, полуфабрикатов и продукции
Подготовка к освоению общих компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.1 Выбирать и реализовывать технологии производства продукции растениеводства.
ПК 1.2 Выбирать и реализовывать технологии первичной обработки продукции растениеводства.
ПК 1.3 Выбирать и использовать различные методы оценки и контроля количества и качества сельскохозяйственного сырья и продукции растениеводства.
ПК 2.1 Выбирать и реализовывать технологии производства продукции животноводства.
ПК 2.2 Выбирать и реализовывать технологии первичной обработки продукции животноводства.
ПК 2.3 Выбирать и использовать различные методы оценки и контроля количества и качества сельскохозяйственного сырья и продукции животноводства.
ПК 3.1. Выбирать и реализовывать технологии хранения в соответствии с качеством поступающей сельскохозяйственной продукции и сырья.
ПК 3.2. Контролировать состояние сельскохозяйственной продукции и сырья в период хранения.
ПК 3.3. Выбирать и реализовывать технологии переработки сельскохозяйственной продукции.
ПК 3.4. Выбирать и использовать различные методы оценки и контроля количества и качества сырья, материалов, сельскохозяйственной продукции на этапе переработки.
ПК 3.5. Выполнять предпродажную подготовку и реализацию сельскохозяйственной продукции.
ПК 4.1. Участвовать в планировании основных показателей сельскохозяйственного производства.
ПК 4.2.Планировать выполнение работ исполнителями.
ПК 4.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ПК 4.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.
ПК 4.5. Вести утвержденную учетно-отчётную документацию.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 140 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 100 часов;
самостоятельной работы обучающегося 40 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 140 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 100 |
в том числе: | |
практические занятия | 30 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 40 |
в том числе: |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Микробиология, санитария и гигиена»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, | Объем часов | Уровень освоения |
Введение | Предмет и задачи микробиологии. Общая и специальная микробиология: сельскохозяйственная, почвенная, техническая, медицинская, ветеринарная, геологическая и др. Задачи специальной микробиологии. Роль санитарно-гигиенических мероприятий в сельскохозяйственном производстве | 2 | 1 |
Раздел 1. Основы микробиологии | | 50 | |
Тема 1.1. Морфология, систематика и классификация микроорганизмов | Содержание учебного материала | 8 |
1 | Мир микроорганизмов: общие признаки и разнообразие. Принципы систематики | 2 |
2 | Классификация микроорганизмов. Прокариотные и эукариотные микроорганизмы, их основные различия. Характеристика грибов. Грибные заболевания растений | 2 |
Лабораторная работа | 2 | |
1 | Приготовление микробиологических препаратов, определение под микроскопом основных форм бактерий, актиномицетов, микроскопических грибов |
Самостоятельная работа: Подготовить сообщения на тему: «История развития микробиологии» (по индивидуальному заданию преподавателя). Подготовить презентацию «Работы Луи Пастера и их значение» | 4 |
Тема 1.2. Физиология микроорганизмов | Содержание учебного материала | 10 |
1 | Химический состав микроорганизмов. Обмен веществ (питание микробов). Типы питания микроорганизмов: автотрофные и гетеротрофные. Дыхание микроорганизмов. Анаэробное и аэробное дыхание. Ферменты (энзимы) микробов, их роль в жизнедеятельности микроорганизмов. Применения ферментов микробного происхождения в сельском хозяйстве. Токсины микроорганизмов | 2 |
Лабораторная работа | 2 | |
1 | Приготовление питательных сред для культивирования микроорганизмов. Выделение чистых культур микроорганизмов |
Самостоятельная работа: Используя различные источники информации, подготовить конспект: « Способность микроорганизмов использовать органические и минеральные соединения азота − N, углерода − C, серы − S, фосфора – P». Подготовить сообщение на тему: «Понятие о периодичной и непрерывной культуре микроорганизмов» | 4 |
Тема 1.3. Наследственность и изменчивость микроорганизмов. Роль микробов в превращении веществ в природе | Содержание учебного материала | 10 |
1 | Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Генетическая инженерия. Наследственность. Изменение биологических свойств микроорганизмов. Формы изменчивости. Понятие патогенности и вирулентности. Мутации. Практическое использование генетики микроорганизмов в биотехнологии и сельскохозяйственном производстве. Роль микробов в превращении веществ в природе | 2 |
| Лабораторная работа | 2 | |
1 | Методы стерилизации. Микрокопирование возбудителей процессов аммонификации, нитрификации и денитрификации |
Самостоятельная работа: Подготовить доклад на тему: «Трансформация соединений серы -S , фосфора -P , железа -Fe в почве» | 2 | |
Тема 1.4. Экология микроорганизмов. Почвенная микробиология | Содержание учебного материала | 14 |
1 | Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы. Приспособительные возможности у микробов к воздействию неблагоприятных условий. Критические температуры в жизнедеятельности микробов. Использование термической обработки в борьбе с фитопатогенами. Почва – среда обитания патогенных для растений, животных и людей; микроорганизмов. Принципы управления микробиологическими процессами в почве. Влияние способов обработки почвы на характер микробиологических процессов. Изменение составов микрофлоры почв при мелиорации и орошении. Перспективы использования процесса биологической азотфиксации в почве | 2 |
Лабораторная работа | 2 | |
1 | Микроскопирание основных видов почвенных микроорганизмов, определение их количества |
Самостоятельная работа: Подготовить презентацию «Характер отношений микроорганизмов между собой и с высшими растениями». Подготовить устное сообщение на тему: «Микробные препараты, состоящие из комплекса микроорганизмов». Подготовить доклад на тему: « Микробиология воды и воздуха» | 6 |
Раздел 2. Санитария и гигиена | | 50 | |
Тема 2.1. Санитарно-гигиенические требования к воздушной среде, почве, воде | Содержание учебного материала | 12 |
1 | Физические свойства, газовый состав, загрязненность и охрана воздушной среды. Механический состав, физический, химический и микробный состав почвы. Радиоактивные вещества. Оздоровление почвы. И санитарная охрана ее. Гигиена водоснабжения. Система водоснабжения и санитарно-гигиенические требования к ним. Очистка и обеззараживание воды | 2 |
Лабораторные работы | 4 | |
1 | Санитарно-гигиеническое исследование воды |
2 | Санитарно-гигиеническое исследование и оценка почвы |
Самостоятельная работа: Подготовить реферат на тему: «Методы исследования почвы и физических свойств воздуха» | 4 |
Тема 2.2. Санитарно-гигиенические требования к помещениям, оборудованиям | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Требование к выбору проекта, размещение построек и сооружений и санитарного благоустройства территории сельскохозяйственного предприятия. Требование к отдельным элементам здания. Нормы параметров внутреннего воздуха и требования к вентиляции помещения. Гигиена транспорта | 2 |
Самостоятельная работа: Подготовить памятку «Правила личной гигиены работников, нормы гигиены труда» | 2 | |
Тема 2.3. Дезинфекция, дезинсекция и дератизация | Содержание учебного материала | 12 |
1 | Дезинфекция, виды дезинфекции. Дезинфекция профилактическая, вынужденная, заключительная. Средства и методы дезинфекции. Физические методы: лучистая энергия, высушивание, ультразвук, высокая температура. Химические средства. Биологические средства. Способы применения дезинфицирующих растворов. Очистка и дезинфекция производственных помещений. Профилактическая дезинфекция транспорта. Дезинсекция. Методы дезинсекции. Дератизация. Профилактические меры. Истребительные меры. Механические способы дератизации. Химические и биологические методы дератизации | 2 |
Лабораторные работы | 4 | |
1 | Приготовление рабочих растворов моющих и дезинфицирующих средств |
2 | Расчет потребности дезинфекционных средств |
Самостоятельная работа: Подготовить таблицу «Классификация моющих и дезинфицирующих средств». Подготовить сообщение на тему: «Условия и сроки хранения дезинфицирующих средств» | 4 |
Тема 2.3. Пищевые отравления и инфекции | Содержание учебного материала | 10 | |
1 | Основные типы пищевых отравлений и инфекций. Источники возможного заражения. Источники посторонних микроорганизмов в пищевых производствах. Заболевания, передающиеся через пищевые продукты. | 2 |
Самостоятельная работа: Составить таблицы по темам: Микробиологический и санитарно-гигиеничекий контроль в пищевых производствах. Общие принципы микробиологического и санитарно-гигиенического контроля пищевых продуктов. Проанализировать перспективы пищевых отравлений и инфекций при несоблюдении санитарных требований к условиям хранения сырья, полуфабрикатов и продукции | 4 | |
Дифференцированный зачёт | 2 | |
Всего | 100 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебной лаборатории «Микробиология, санитария и гигиена»
Оборудование учебного кабинета
- посадочные места – 25
- рабочее место преподавателя – 1
Технические средства обучения:
- компьютер (интернет), мультимедийный проектор.
- плакаты, схемы по морфологии, физиологии и систематике микроорганизмов.
- учебно-методические материалы: инструкционные карты для проведения лабораторных работ;
- комплект индивидуальных заданий для обучающихся;
- комплекты контрольных вопросов и заданий для тестирования.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Н.Г. Ильяшенко, Е,А. Бетева Микробиология пищевых продуктов.
М.Я. Иоффе, Д.Ф. Фатыхов Охрана труда в торговле и общественном питании.
Ю.И. Окорокова и Ю.Н. Ерёмин Гигиена питания
Интернет- источники:
1. http||mon.gov.
2. www.edu.tver.ru
3. www.petrocollege.ru
4. www.tiuu.ru.
5. http://www.firo.ru
Дополнительные источники:
1. А.Л. Брюханов Молекулярная микробиология:Учебник для техникумов, МПЦ. 2013 г.
2. В.И. Гордейчик Основы микробиологии, санитарии и гигиены. Учебное пособие. Академия, 2013 г.
3. С.С. Горохова Основы микробиологии, производственной санитарии и гигиены. Учебное пособие. Академия, 2013 г.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: обеспечивать асептические условия работы с биоматериалами; ПРОВОДИТЬ ПРОСТЫЕ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ДАВАТЬ ОЦЕНКУ ПОЛУЧЕННЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ; пользоваться микроскопической оптической техникой; соблюдать правила личной гигиены и промышленной санитарии, применять необходимые методы и средства защиты; готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств; дезинфицировать оборудование, инвентарь, помещения, транспорт и др.; Знать: основные группы микроорганизмов, их классификацию; значение микроорганизмов в природе, жизни человека и животных; методы стерилизации и дезинфекции; санитарно-технологические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде, транспорту и др.; правила личной гигиены работников; нормы гигиены труда; классификацию моющих и дезинфицирующих средств, правила их применения, условия и сроки хранения; правила проведения дезинфекции инвентаря и транспорта; дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений; основные типы пищевых отравлений и инфекций, источники возможного заражения; санитарные требования к условиям хранения сырья, полуфабрикатов и продукции | -защита лабораторных и практических работ. -защита лабораторных и практических работ. - выполнение лабораторной работы/наблюдение - устный опрос; - выполнение лабораторной работы/наблюдение -выполнение практической работы/наблюдение - выполнение тестовых заданий - выполнение тестовых заданий - фронтальный опрос - индивидуальный контроль по карточкам - выполнение тестовых заданий - выполнение тестовых заданий - фронтальный опрос - выступление с докладами. - защита рефератов. -составление схемы- конспекта; |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица)
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
|
90-100 | 5 | отлично |
75-89 | 4 | хорошо |
51-75 | 3 | удовлетворительно |
менее 51 | 2 | неудовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интнгральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.
6