МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 57 г.Улан-Удэ имени А.Цыденжапова»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
общеинтеллектуальное(проектное)направление
« Юный исследователь»
1-4 класс
Родионова Л.В.
учитель начальных классов
высшей категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа « Юный исследователь» разработана на основе
- Федеральный Закон №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
-СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
Цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи:
познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
прививать интерес к исследовательской деятельности.
Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы внеурочной деятельности
В результате изучения курса «Юный исследователь» обучающиеся на ступени начального общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
получат возможность осознать своё место в мире;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс (34 часа)
Занятие 1.
Тема: Что такое проекты.
Цель: знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.
Понятия: проект, проблема, информация
Занятие 2.
Тема: Что такое проблема.
Цель: ознакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования.
Занятие 3.
Тема: Как мы познаём мир.
Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами.
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Занятия 4-5.
Тема: Школа почемучек.
Цель: знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.
Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Занятия 6-7.
Тема: Удивительный вопрос.
Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
Занятия 8-9.
Тема: Источники информации.
Цель: знакомство с понятием « источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.
Занятия 10-11.
Тема: Любимое число. Игры с числами.
Цель: обобщить знания учащихся о числах первого десятка, формировать умения применять полученные знания в практической деятельности, презентовать свою работу.
История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами.
Понятия: число, нумерация чисел.
Занятия 12-14.
Тема: Проект «Алфавит».
Организация выставки книг в алфавитном порядке.
Азбука в картинках.
Цель: систематизация знаний о знакомых детям буквах, знакомство с практическим применением алфавита в жизни людей, развитие творческих способностей учащихся.
История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках».
Понятия: буква, алфавит
Занятия 15-16.
Тема: Проект «Почему мы любим встречать Новый год».
Новогодние подарки.
Цель: прививать любовь к традициям русского народа, формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда.
История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.
Понятия: традиция, сувенир, самооценка
Занятия 17-19.
Тема: Проект «Игры наших дедушек и бабушек».
Игры нашей семьи. Зимние забавы.
Цель: знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.
Понятия: игра, товарищ, друг
Занятия 20-23.
Тема: Проект «Растения».
Цель: обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.
Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки « Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений на Саврополье.
Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений.
Занятия 24-25.
Тема: Проект «Симметрия вокруг нас».
Цель: знакомство с понятием симметрия, развитие логического и пространственного мышления, привитие навыков учебной деятельности: анализа и синтеза, развитие устной речи.
Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека.
Понятия: симметрия.
Занятие 26-31.
Тема: Проект «Сказки».
Выбор темы школьного проекта.
Моя любимая сказка.
Конкурс загадок про героев народных сказок о животных.
Сочиняем сказку.
Театрализация сказки. (2 часа)
Цель: привитие интереса к устному народному творчеству, развитие творческих способностей учащихся, формирование умения различать добро и зло, реализовать полученные знания в практической деятельности.
Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка.
Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герой.
Занятие 32-33.
Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.
Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи»
Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тематическое планирование для 1 класса
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Дата проведения |
I. Введение (1 час) |
1. | Что такое проект | 1 | |
II. Учимся делать проекты (7 часов) |
2 | Что такое проблема | 1 | |
3 | Как мы познаём мир | 1 | |
4-5 | Школа «почемучек» | 2 | |
6-7 | Удивительный вопрос | 2 | |
8-9 | Источники информации | 2 | |
III. Мы исследователи (24 часа) |
10-11 | Любимое число | 2 | |
12-14 | Алфавит | 3 | |
15-16 | Почему мы любим, встречать Новый год | 2 | |
17-19 | Игры наших дедушек и бабушек | 3 | |
20-23 | Растения | 4 | |
24-25 | Симметрия | 2 | |
26-31 | Сказки | 6 | |
| IV. Заключение. ( 2 часа) | | |
32 | Что мы узнали и чему научились за год. | 1 | |
33-34 | Моя лучшая работа. | 2 | |
2 класс
№ п/п | Название раздела | Название тем, проектов | Содержание занятий |
1 | Теоретический блок | Занятие 1. Что такое исследование? Кто такие исследователи? | Обучающийся сможет задуматься о том, что такое исследование, его видах и роли в жизни человека; обучающийся сможет высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий |
Занятие 2. Основные методы исследования. Как задавать вопросы? | Обучающийся сможет назвать основной круг вопросов при проведении исследования, сможет описать и сравнить основные методы исследования, ученики потренируются в определении волнующих проблем при проведении исследования |
Занятие 3. Коллективная игра-исследование | Обучающийся сможет поупражняться в отборе материала по теме исследования, проанализировать игровую ситуацию, высказать свою точку зрения |
Занятие 4. Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования | Обучающийся сможет потренироваться выделять главное и второстепенное из собранного материала, сможет назвать основные формы схем исследований |
Занятие 5. Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления | Обучающиеся смогут представить результаты своей работы в виде доклада, назвать основные правила успешного выступления |
2 | Практический блок | Занятие 6-10. Путешествие в Загадкино. | Работа над проектом в соответствии с этапами |
Занятие 11-15. Что такое Новый год? | Работа над проектом в соответствии с этапами |
Занятие 16-20. У меня растут года… | Работа над проектом в соответствии с этапами |
Занятие 21-25. Меры длины. | Работа над проектом в соответствии с этапами |
Занятие 26-30. Знакомые незнакомцы (озеленение) | Работа над проектом в соответствии с этапами |
Занятие 31-33. Праздники в России. | Работа над проектом в соответствии с этапами |
Характеристика результатов
Обучающийся будет знать:
- основные особенности проведения исследований разных видов;
- методы исследования;
- правила выбора темы и объекта исследования;
- правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
- самостоятельно выбирать тему исследования;
- выделять главное и второстепенное в собранном материале;
- указывать пути дальнейшего изучения объекта;
- презентовать свою работу.
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
- реализовывать право на свободный выбор.
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
- общаться с людьми разных возрастов;
- работать в группе, коллективе;
- презентовать работу общественности.
Тематическое планирование для 2 класса
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Дата проведения |
| 2 класс | | |
Тренинг исследовательских способностей 16 часов |
1 | Что такое исследование? Кто такие исследователи? | 1 | |
2-3 | Что можно исследовать? (тренировочные занятия) | 2 | |
4 | Как выбрать тему исследования. Какими могут быть темы исследования. | 1 | |
5 | Коллективная игра «Конструирование игровой площадки» (коллективные игры, как средство стимулирования исследовательской активности детей) | 1 | |
6 | Коллективное занятие «Жилой дом» | 1 | |
7 | Игра «Историческое моделирование» | 1 | |
8 | Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей. | 1 | |
9 | Наблюдение как способ выявления проблем. | 1 | |
10 | Экскурсия-наблюдение за воробьями. | 1 | |
11 | Развитие умения видеть проблемы. | 1 | |
12 | Развитие умения выдвигать гипотезы. | 1 | |
13 | Развитие умений задавать вопросы. | 1 | |
14-15 | Развитие умений давать определение понятиям. | 2 | |
16 | Развитие умений классифицировать. | 1 | |
Самостоятельная исследовательская практика 16 часов |
17 | Задачи на классификацию с явными ошибками. | 1 | |
18 | Развитие умений и навыков работы с парадоксами. | 1 | |
19 | Развитие умений наблюдать | 1 | |
20 | Развитие умений и навыков экспериментирования. Мысленный эксперимент. | 1 | |
21 | Эксперименты с реальными объектами. Эксперимент «Определяем плавучесть предметов» | 1 | |
22 | Эксперименты с домашними животными. | 1 | |
23 | Как оценивать идеи. | 1 | |
24 | Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Индуктивные умозаключения. | 1 | |
25 | Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии. | 1 | |
26 | Развитие умения создавать метафоры. | 1 | |
27 | Развитие умений создавать тексты. | 1 | |
28 | Методика работы с текстом. | 1 | |
29 | Учимся выделять главную идею. | 1 | |
30-32 | Развитие дивергентного и конвергентного мышления. Задание « Рассказ на заданную тему». | 2 | |
Мониторинг исследовательской деятельности учащихся 3 часа |
33-35 | Защита проектов. | 3 | |
№ п/п | Перечень разделов | Количество часов |
1 | Теоретический блок | 5 |
2 | Практический блок | 28 |
3 класс
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ.
Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях. (2 ч)
Выявление области знаний, в которых каждый ребёнок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся.
Практика: анкетирование учащихся, опрос.
Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности. (2 ч)
Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.
Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по теме: «Здесь живут мои родственники».
План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. (2 ч)
Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.
Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию « Родная улица моя». Проверка гипотез.
Основные источники получения информации. (3 ч)
Учебная литература – учебники, хрестоматии. Справочная литература – словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.
Оформление списка литературы и использованных электронных источников.(1 ч)
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.
Методы исследования. Мыслительные операции.(1 ч)
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.
Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.
( 1 ч)
Практика: письменный отчёт - структура и содержание. Визуальный отчёт – диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Результаты загрязнения окружающей среды».
Оформление работы. Подготовка доклада. (2 ч)
Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад.
Практика: доклады по теме: «Моя семья вечером». Проверка оформления работ.
Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point. (2 ч)
Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация.
Практика: работа в программе Microsoft Power Point. Презентация «Моя мама».
Тематические учебные исследования. (18 ч = 4 ч +14 ч)
Исследование числа.- 1ч
Исследование суммы, произведения. - 1ч
Исследование «Лексическое значение слов» .- 1ч
Исследование «Орфограммы в корне слова» .- 1ч
Исследование «Соединительные гласные в сложных словах» .- 1ч
Мифы и легенды. Презентация результатов исследования «Герои мифов Древней Греции» .- 2ч
Исследование «Вода-источник жизни». Конференция .- 2 ч
Исследование названий географических объектов. Исследование « Родная улица моя» .- 2ч
Исследование «Наш город-тыл».- 1 ч
Исследование «Неизвестные герои Великой Отечественной войны» -1 ч
Исследование « Труд в моей семье» - 1ч
Вредные и полезные привычки. Театрализованное представление « Вредные привычки». – 2 ч
Игра-викторина «Путешествие в страну Знаний». – 1 ч.
11.Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год. (1 ч)
Тематическое планирование для 3 класса
№ п/п | Тема занятий | Количество часов |
теория | практика | Итого |
1. | Науки, которые нас окружают. Что я думаю своих о способностях. | 1 | 1 | 2 |
2. | Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности | 1 | 1 | 2 |
3. | План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. | 1 | 1 | 2 |
4. | Основные источники получения информации. | 1 | 2 | 3 |
5. | Оформление списка литературы и использованных электронных источников. | | 1 | 1 |
6. | Методы исследования. Мыслительные операции. | 2 | | 1 |
7. | Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов. | | 1 | 1 |
8. | Оформление работы. Подготовка доклада. | 1 | 1 | 2 |
9. | Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point. | 1 | 1 | 2 |
10. | Тематические учебные исследования. | 5 | 14 | 18 |
| Итого | 13 | 22 | 35 |
4 класс
Мы живем в удивительном краю, имя которому Республика Бурятия. Нашу республику называют «солнечной». Это связано с тем, что на территории нашей малой родины имеются горы и равнины, леса и степи, большие и малые реки и озера, самые разнообразные растения и животные, несметные богатства недр. В нашей республике хорошо развиты транспорт, наука, культура, спорт. На территории нашего края много памятников природы. Чем удивительна наша Бурятия, вы узнаете на занятиях курса «Юный исследователь» в 4 классе.
Содержание тем.
Где мы живем. Символы Республики Бурятия: герб, флаг, гимн.
Цель: знакомство с понятием герба, флага, гимна.
Понятие о символах Республики Бурятия.
Понятия: герб, флаг, гимн.
Геология родного края.
Цель: раскрытие истории развития Земли. Понятия о палеозойской эре, мезозойской эре (мире фантастических гигантов), кайнозойской эре.
Понятия: палеозойская эра, мезозойская эра, кайнозойская эра.
8. Выдающиеся люди нашего края.
Цель: знакомство с учеными, поэтами.
Понятия: землепроходцы, исследователи.
9-10. Горы и равнины Сибири.
Цель: исследование гор и равнины Сибири.
Понятия:
11-14. Полезные ископаемые.
Цель: исследование полезных ископаемых края.
Понятия: угли, руды черных и цветных металлов, руды цветных и легких металлов, нерудное минеральное сырье.
15-16. Времена года и народные приметы.
Цель: исследование связи времен года и народных примет.
Понятия: народные приметы.
17-18. Реки и озера.
Цель: знакомство с реками и озерами нашего края.
Понятия: мелкие и мельчайшие реки, паводок, полноводная река.
19-20. Почвы и природные зоны.
Цель: изучение взаимосвязи почв и природных зон.
Понятия: виды почв, многообразие почв на территории республики, отличительные особенности природных зон.
21-26. Растительный мир родного края.
Мир деревьев тайги и лесостепей. Болотное растение-хищник. Деревья и кустарники лесостепей. Самые древние травы наших лесов. Мир грибов. Мир цветов, ягод и лекарственных растений.
Цель: изучение растительного мира области.
Понятия: хвойные и лиственные деревья, лекарственные растения.
27-32. Животный мир родного края.
Млекопитающие лесов и лесостепей. Птицы. Земноводные, живущие на территории области. Насекомые. Мир рыб.
Цель: изучение животного мира родного края.
Понятия: природное сообщество.
33. Экология области.
Цель: изучение экологической проблемы и нахождение путей решения проблем экологии.
Понятия: экологическая проблема.
34. Почитаем – поиграем. Проект «Природа моего края».
Цель: составление проекта «Природа моего края».
Тематическое планирование для 4 класса
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Дата проведения |
1. | Символы Республики Бурятия: герб, флаг, гимн. | 1 | |
2-7 | Геология родного края. | 6 | |
8 | Выдающиеся люди нашего края. | 1 | |
9-10 | Горы и равнины . | 2 | |
11-14 | Полезные ископаемые. | 4 | |
15-16 | Времена года и народные приметы. | 2 | |
17-18 | Реки и озера. | 2 | |
19-20 | Почвы и природныезоны. | 2 | |
21-26 | Растительный мир родного края. | 6 | |
27-32 | Животный мир родного края. | 6 | |
33 | Экология нашего края. | 1 | |
34 | Почитаем и поиграем. | 1 | |
15