СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности»

Программа внеурочной деятельности

учителя русского языка и литературы

МБОУ « Средняя школа №3 имени Ленинского комсомола»

Чихуновой Ольги Владимировны



Пояснительная записка

Успех овладения русским языком и литературой в школе может быть достигнут на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Важным звеном в этой системе является внеклассная работа, которая помогает учителю более тщательно изучить воспитанников и совершенствовать их подготовку, повышает общий культурный уровень школьников, вызывает стойкий интерес к предмету, вырабатывает художественный вкус.

Учеников привлекают разнообразные формы этой работы, у них появляется возможность удовлетворить свои интересы, проявить способности, а иногда и дарования. Глубже познакомиться с произведениями художественной литературы, искусства, почерпнуть знания в области языкознания и лингвистики.

Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой — глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами языка, которые не изучаются на уроках, но знание которых необходимо в речевой практике.

Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений и навыков создает многосторонняя внеклассная работа. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки — учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, общаться на русском языке.

Хорошо организованная внеклассная работа по русскому языку открывает большой простор для пробуждения у нерусских учащихся интереса к изучению русского языка, воспитывает у них любознательность, зоркость к явлениям и фактам языка, помогает повышать речевую культуру школьников.


Задачи внеклассной работы в школе.

Внеклассная работа делится на два основных вида. С одной стороны, – постоянно действующие виды работ во внеурочное время. Это кружки русского языка и литературы, литературные гостиные, клубы любителей русской словесности, драматические кружки, стенная печать, издание рукописных журналов.
С другой стороны, проводятся мероприятия, которые носят эпизодический характер: тематические вечера, конкурсы, олимпиады, всевозможные путешествия, деловые игры, экскурсии, встречи с интересными людьми и т д.

Задачами внеклассной работы по русскому языку и литературе в школе являются:

  • Дальнейшее углубление и развитие интереса учащихся к изучению предмета

  • Развитие и совершенствование психологических качеств личности учеников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости; самостоятельности в получении знаний.

  • Расширение запаса знаний школьников:

А) по русскому языку: в области лексики, фразеологии, грамматики, стилистики русского языка, культуры устной и письменной речи

Б) по литературе: в области литературоведения, библиографии, теоретического и фактического материала по изучаемому предмету.

  • Воспитание у слабоуспевающих ребят веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку и литературе.

  • Выявление особо одарённых детей и развитие их творческих индивидуальных способностей.

  • Воспитание у школьников чувства ответственности за общее дело, переживание за успех совместного мероприятия.

Результатом такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный творческий продукт: сочинение, стихотворение, спектакль, композиция, выпущенная газета. Всё это осуществляется под чутким руководством педагога.

Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для счастливой и наполненной жизни – к этому стремлюсь я на протяжении всей моей педагогической деятельности.

Принципы организации внеклассной работы по русскому языку и литературе.

В основе организации внеклассной работы по русскому языку в национальной школе, как и в основе построения уроков, лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности в обучении, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие специфические методические принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой — формы, виды и методы проведения внеклассной работы по русскому языку. Основными являются следующие:

Принцип связи внеклассной работы с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой для внеклассной работы должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся. Подобно урокам русского языка, внеклассные мероприятия по русскому языку должны способствовать привитию навыков практической русской речи. С этой целью необходимо создавать во внеклассной работе благоприятные условия для речевой практики.

Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим: содержание внеклассной работы должно быть соотнесено с программой по русскому языку. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Взаимосвязь внеклассных и классных занятий обеспечивает систематичность в усвоении языков, материала и в выработке речевых навыков.

Принцип учета индивидуальных интересов и способностей учащихся. Согласно этому принципу содержание внеклассной работы должно составлять в первую очередь то, что интересует учащихся; задания следует варьировать, чтобы удовлетворить потребное как сильных, так и слабых учеников. Внеклассная работа тем и отличается от уроков, что содержание определяется с учетом индивидуальных интересов и запросов школьников. Такая работа стимулирует познавательную и речевую активность учащихся: каждый ученик получает задание по вкусу и по своим способностям.

Принцип занимательности, что является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики — игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем широкого привлечения средств наглядности — картин, рисунков, слайдов и т. д. Однако занимательность не следует сводить только к развлекательности. Занимательность — это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность, это увлеченность выполняемой работой.

Принцип разнообразия форм и видов внеклассной работы. Интерес к внеклассной работе поддерживается не только содержанием проводимых мероприятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового и речевого материала. Чем разнообразнее формы и виды внеклассной работы, тем устойчивее интерес к ней.

Принцип взаимосвязи отдельных видов внеклассной работы. При соблюдении этого принципа создается общая система внеклассной работы по русскому языку, где каждое мероприятие имеет свое определенное место.

Принцип добровольности. Участие школьников во внеклассной работе должно быть добровольным, а не принудительным. Но, чтобы у учащихся появилось желание добровольно заниматься русским языком во внеурочное время, необходимо проводить внеклассные мероприятия увлекательно, живо, интересно.

Принцип массовости. С учетом того, что участие во внеклассной работе по русскому языку благотворно сказывается на развитии речи учащихся, ускоряет процесс практического овладения ими русским языком, желательно привлекать к внеклассной работе как можно больше учащихся. Для этого необходимо широко пропагандировать среди школьников возможность их участия во внеклассной работе и разъяснять пользу последней в практическом овладении русским языком.

Формы реализации внеурочной деятельности учащихся

по русскому языку и литературе

С учётом вышеуказанных требований к проведению внеклассных занятий и условий работы в нашем образовательном учреждении на заседании МО разрабатывается план для проведения мероприятий по внеклассной работе по предметам русский язык и литература. Необходимо на протяжении всего учебного года проводить внеклассные мероприятия по изучаемым предметам. Ученики должны знать, что их ждут в любое время в кабинете литературы, что им рады, что с ними хотят сотрудничать, открывать новые страницы в литературоведении и языкознании.
Попробуем представить весь комплекс внеклассных мероприятий, проводимых в школе:

  • Литературно-музыкальные композиции

  • Блиц-опросы, викторины, конкурсы, олимпиады, турниры, марафоны

  • Стенная печать, публикации в СМИ

  • Экскурсии  в музеи, театры; походы

  • Встречи с интересными людьми

  • Участие в научно-практических конференциях, конкурсах разных уровней

  • Проекты и исследования

  • Предметные недели

  • Кружки

  • Олимпиады

Содержание внеклассной работы

Содержание внеклассной работы определяется школьной программой по русскому языку с учетом лингвистических интересов и уровня развития речевых умений и навыков учащихся. Обычно их интересуют такие вопросы, как возникновение русского языка, его развитие и роль в современном мире, языки мира, образование слов и их этимология. Эти внепрограммные вопросы могут быть включены во внеклассные занятия для учащихся старших классов.

Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. К 7-8 классам интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому главная задача внеклассной работы - развитие у школьников интереса к русскому языку и воспитание потребности изучать его. Педагогами и психологами доказано, что познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения, поэтому развитие познавательного интереса к русскому языку оказывается столь важным для учащихся. Понятно, что этот интерес развивается прежде всего на уроках, но несомненно и то, что внеклассная работа предоставляет учителю огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым.

Систематически и планомерно осуществляемая внеклассная работа по русскому языку имеет большое образовательно-воспитательное значение и способствует овладению русским языком как средством общения.

Сроки реализации программы:.

План мероприятий по реализации программы:

.


4. Организация работы кружков «Тайны слов», «На пути к грамотности»

2019-2020гг.


5. Проведение предметных недель и декад, конкурсов проектных и исследовательских работ.

.


6. Использование Интернет-технологий в работе с одаренными детьми.

систематически


7.Организация работы дополнительных занятий с учащимися.

систематически


8.Организация индивидуальных занятий с интеллектуально одаренными детьми по подготовке к олимпиадам, конкурсам различного уровня.

по мере необходимости


9.Оформление новой оценочной деятельности учащихся - «Портфолио»

систематически


10Создание сборника творческих работ победителей конкурсов (юных исследователей, поэтов и т.д.)


13.Посещение театров и музеев в каникулярное время


14.Проведение литературного марафона(«Поэзия войны»).


15.Организация системы проектной и исследовательской работы школьников.

II.

Использование современных образовательных технологий во внеурочной деятельности



1. Использование инновационных технологий


2. Использование Интернет-технологий во внеурочной работе

3.Составление мультимедийных презентаций для проведения внеклассных мероприятий


4.Размещение информации о внеурочной работе в сети Интернет

III.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта по внеурочной деятельности



1.Систематическое обновление персонального сайта-страницы

систематически


2. Систематический контроль и мониторинг качества проводимой работы.


3. Участие в семинарах и конференциях для педагогов по вопросам внеурочной деятельности.


4. Сбор, оформление, распространение материалов по рубрикам:

- опыт педагогической работы по внеурочной деятельности;

- детские достижения (стихи, фотографии, сочинения, выпуск стенгазет).


5.Итоговой мониторинг работы по программе. Рассмотрение материалов педагогических исследований по данной проблеме.


6. Выступление на семинарах для учителей русского языка и литературы по теме «Внеурочная деятельность по русскому языку и литературе».



7.Профессиональные публикации.


8. Оформление новой оценочной деятельности учителя - «Портфолио


9.Создание собственного сайта и размещение информации об опыте работы.

IV.

Повышение квалификации по внеурочной работе



1. Изучение, обобщение  и распространение передового педагогического опыта по данному направлению


2. Использование материалов российских сайтов в Интернет


3.Изучение методической литературы в Интернет и профессиональных журналах и газетах.



4.Участие в комиссиях предметных олимпиа

V.

Работа с родителями.



1. Целенаправленная работа с родителями по их вовлечению во внеурочную деятельность.




Ожидаемые результаты:

  1. Совершенствование форм внеклассной работы по предметам русский язык и литература, внедрение новых образовательных технологий во внеурочную работу;

  2. Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку и литературе;

  3. Увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью по русскому языку и литературе;

  4. Разработка методических материалов по внеурочной работе;

  5. Расширение и углубление запаса знаний учащихся, формирование лингвистической компетенции, совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

  6. Повышение качества знаний школьников по предметам русский язык и литература.


Литература

  1. Баранов М.Б. Пути развития у школьников 5-8 классов интереса к урокам русского языка/ М.Б.Баранов – М: Просвещение, 1965.

  2. С. В. Водолазькая. Предметная неделя русского языка в школе: конкурсы, викторины, олимпиады.- Ростов-на Дону, 2010.

  3. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.

  4. Ушаков Н. Н и др. Внеурочная работа по русскому языку/Н.Н.Ушаков, Г. Н.Суворов .- М.: «Просвещение», 1985.

  5. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе / Г. И.Щукина.- М.: Просвещение, 1986-126с.


Интернет – ресурсы:

http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru

http://uchkopilka.ru/russkij-yazyk/vneurochnaya-deyatelnost/item/3316-lozovaya-m-v-785656

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/03/24/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-po-russkomu


Обоснование выбора разнообразных форм внеурочной деятельности и самоанализ:

Школьная олимпиада является первым этапом Всероссийской олимпиады школьников. В этом мероприятии участвуют все учащиеся, учителя дают возможность попробовать свои силы и проверить знания всем школьникам, а не только сильным и одаренным. Случаются иногда очень неожиданные результаты: ученик со средними способностями набирает больше баллов, чем сильный учащийся. Это в дальнейшем стимулирует ребенка на более серьезное отношение к учебе, вызывает его интерес к изучению предмета. Школьная олимпиада проводится регулярно, систематически. Победители школьных олимпиад принимают участие на муниципальном этапе и занимают призовые места. Работа в данном направлении является результативной.

Участие в предметной олимпиаде на муниципальном уровне – это итог работы педагогического коллектива с одаренными учащимися не только на уроках, но и во внеурочной деятельности (дополнительных занятиях, кружках, курсах). Учащиеся показывают знания, полученные вне рамок школьной программы. Призовое место – это опять же дополнительный стимул к углубленному изучению предмета..

Большую помощь в подготовке к олимпиадам оказывают дистанционные интернет-олимпиады, конкурсы, игры. В них тоже участвуют целые классы. Решение творческих, интересных заданий разного уровня на образовательных порталах «Учи.ру», «Знаника», «Видеоуроки.net», «Инфоурок», «Мир-олимп.ру», «Олимпис.ру», «Лига эрудитов» способствует развитию эрудиции и логики, творческих способностей учащихся, расширяет кругозор. В дальнейшем это помогает и при подготовке к промежуточной аттестации, ВПР и экзаменам. Дети лучше справляются с работами внешних и внутренних аттестаций, улучшаются результаты проверок, повышается качество знаний учеников. В дистанционных конкурсах участвуем регулярно. Плюс: дети повышают личностные компетенции в области ИКТ. При организации дистанционных олимпиад всегда привлекаю к участию слабоуспевающих учащихся.

Традиционным стало проведение внеклассных мероприятий: вечеров поэзии, игр, КВН, предметных недель. Все мероприятия носят тематический, развивающий характер, расширяют рамки учебных программ, имеют положительное воспитательное воздействие.

Предметная декада или неделя давно уже являются эффективными средствами воспитания любви и внимания к предметам в школе, т.к. они предполагают развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждают желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной литературой. Кроме того, предметная неделя является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей учащихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальные способности. Предметная декада даёт хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов, а также является массовым и увлекательным ученическим соревнованием. Проведение предметных декад по литературе и предметных недель по русскому языку и литературе в нашей школе стало традицией. Каждый год тематика предметной недели разная, проходит интересно, разнообразно, на хорошем уровне. Мо мнению детей, родителей, руководства школы, предметные недели по русскому языку и литературе самые позитивные, интересные, увлекательные. Это очень приятно, зная, что работаешь непросто так.

Учащиеся участвуют в различных творческих конкурсах на разном уровне, пишут сочинения, стихи и басни, очерки и эссе, составляют творческие проекты по русскому языку и литературе. Подготовка к конкурсам – тоже является неотъемлемой частью внеурочной деятельности. Ученики каждый год принимают участие в конкурсах различного уровня и становятся победителями и призерами, получают высокую оценку и отмечаются жюри в различных номинациях. Поэтому систематическая работа с одаренными детьми является результативной.