СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Электив

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Буянтуевой С.Б.

учителя первой квалификационной категории

по внеурочной деятельности

«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

9 класс




















г. Улан-Удэ

2022 - 2023 учебный год




Рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку по проблеме «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы МОУ Шумовской средней школы, учебного плана, примерной программы основного общего образования по русскому языку с учетом Программой по русскому (родному) языку, 5—9 классы, авторы программы: Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В. и др. Рабочие программы. Русский язык. 5–9 классы», сост. Е. И. Харитонова , М.: «Дрофа».-2019.

Личностные результаты обучения

  • воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

  • освоение социальных норм, правил поведения, социальных ролей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов;

  • формирование целостного мировоззрения;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • развитие эстетического сознания.

Метапредметные результаты обучения

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки;

  • смысловое чтение;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками, учителем, работать индивидуально и в группе;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • понятия «текст», признаки текста;

  • понятие «смысл текста»;

  • понятие «микротема текста»;

  • понятие «сжатое изложение»;

  • способы сжатия текста;

  • понятие «художественные средства»;

  • виды художественных средств;

  • правила правописания приставок в словах;

  • правило правописания -Н-/-НН- в разных частях речи;

  • типы связей в словосочетании;

  • синтаксис простого и сложного предложений;

  • структуру сочинения-рассуждения;

  • особенности текста рассуждения;

  • речевые нормы.

Учащиеся должны уметь:

  • читать текст в соответствии с требованиями к интонации, темпу чтения;

  • пересказывать текст по заданию;

  • составлять монолог и представлять его;

  • участвовать в диалоге по теме;

  • определять понятия «текст», «признаки текста», «художественные средства»;

  • характеризовать понятия «микротема текста», «сжатое изложение»;

  • сокращать текст изложения;

  • писать текст сжатого изложения;

  • различать виды художественных средств;

  • определять виды художественных средств;

  • применять правила правописания приставок в словах, -Н-/-НН- в разных частях речи;

  • различать значения приставок при- и пре-.

  • определять типы связей в словосочетании;

  • подбирать синонимы типов связей слов в словосочетании;

  • определять грамматическую основу предложений;

  • выявлять предложения с разного рода обособлениями, уточнениями;

  • выявлять вводные слова и предложения;

  • определять виды связей в сложных предложениях;

  • применять языковые средства в общении;

  • составлять текст сочинения-рассуждения.

Содержание программы

Раздел 1. Текст. Монолог. Диалог (4 ч.):Текст. Главная информация текста. Смысл текста. Чтение и пересказ текста. Монолог. Диалог. Практическая работа № 1 по теме «Текст. Монолог. Диалог».

Раздел 2. Сжатое изложение (4 ч.): Анализ ошибок практической работы. Микротемы текста. План текста. Особенности сжатого изложения. Способы сжатия текста. Контрольная работа № 1 по теме «Сжатое изложение». Анализ ошибок работы.

Раздел 3. Художественные средства в тексте (3 ч.): Художественные средства в тексте. Контрольная работа № 2 по теме «Художественные средства в тексте». Анализ ошибок работы.

Раздел 4. Орфография (6 ч.): Правописание приставок в словах. Контрольная работа № 3 по теме «Правописание приставок в словах». Анализ ошибок работы. -Н- и –НН- в разных частях речи. Контрольная работа № 4 по теме «-Н- и –НН- в разных частях речи». Анализ ошибок работы.

Раздел 5. Синтаксис (14 ч.): Словосочетание. Систематизация и обобщение по теме «Типы связи в словосочетаниях». Синонимы типов связей в словосочетании. Контрольная работа № 5 по теме «Синонимы типов связей в словосочетании». Анализ ошибок работы. Грамматическая основа предложения. Контрольная работа № 6 по теме «Грамматическая основа предложения». Анализ ошибок работы. Систематизация и обобщение по теме «Обособленные определения и приложения». Систематизация и обобщение по теме «Обособленные обстоятельства». Контрольная работа № 7 по теме «Обособленные члены предложения». Анализ ошибок работы. Систематизация и обобщение по теме «Вводные слова и обращения». Систематизация и обобщение по теме «Сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь между частями предложения». Систематизация и обобщение по теме «Типы подчинения в сложноподчинённом предложении». Контрольный тест № 1 по теме «Типы подчинения в сложноподчинённом предложении».

Раздел 6. Сочинение-рассуждение (3 ч.): Анализ ошибок контрольного теста № 1. Структура и особенности сочинения-рассуждения. Практическая работа № 2 по теме «Сочинение-рассуждение». Анализ ошибок работы.

Раздел 7. Итоги курса (1 ч.): Итоги курса индивидуальных занятий по русскому языку в 9 классе.



Учебно-тематический план 9 класс


п/п


Наименование разделов




Всего часов


В том числе на:



контрольные работы

контрольные тесты

практические работы

1

Раздел 1. Текст. Монолог. Диалог


4

-

-

1



2





Раздел 2. Сжатое изложение






4



1



-



-



3

Раздел 3. Художественные средства в тексте




3



1



-




-

4

Раздел 4. Орфография


6



2


-

-

5

Раздел 5. Синтаксис

14

3

1

-

6

Раздел 6. Сочинение-рассуждение

3

-

-

1

7

Раздел 7. Итоги курса

1

-

-

-


Итого

34

7

1

2



Тематическое планирование

.

Тема раздела

Тема занятия

Содержание образования

Основные виды деятельности

Форма организации образовательного процесса

1

Раздел 1. Текст.

Текст. Главная информация текста. Смысл текста.


Текст. Главная информация текста. Смысл текста.

Определяют понятия «текст», признаки текста, «смысл текста».


Текущий (опрос устный).

2


Чтение и пересказ текста.

Чтение и пересказ текста, требования к интонации, темпу чтения, критерии оценивания.

Выразительно читают тексты.

Пересказывают тексты по заданию.


Текущий (опрос устный, ).

3


Монолог. Диалог.

Монолог, требования к монологу, критерии. Диалог, требования к диалогу, критерии.

Составляют монологи и произносят их.

Текущий (опрос устный).

4


Практическая работа № 1 по теме «Текст. Монолог. Диалог».

Практическая работа № 1 по теме «Текст. Монолог. Диалог».

Участвуют в диалоге

Тематический (практическая работа № 2).


5

Раздел 2. Сжатое изложение.

Анализ ошибок практической работы. Микротемы текста. План текста.

Микротемы текста. План текста.

Анализируют ошибки практической работы.


Текущий (опрос устный).

6


Особенности сжатого изложения. Способы сжатия текста.

Особенности сжатого изложения. Способы сжатия текста.

Определяют понятия «текст», признаки текста, «смысл текста», «микротема текста», «сжатое изложение», способы сжатия текста.


Текущий (опрос устный и письменный).

7


Контрольная работа № 1 по теме «Сжатое изложение».

Контрольная работа № 1.

Пишут контрольную работу.


Тематический (контрольная работа № 1).

8


Анализ ошибок работы.

Анализ ошибок работы.

Анализируют ошибки работы

Тематический (работа над ошибками).


9

Раздел 3. Художественные средства в тексте.

Художественные средства в тексте.

Художественные средства в тексте.

Определяют понятие «художественные средства», виды художественных средств.Различают виды художественных средств.

.

Текущий (устный опрос и письменный)


10


Контрольная работа № 2 по теме «Художественные средства в тексте».

Контрольная работа № 2

Определяют виды художественных средств.

Применяют языковые средства в тексте. Пишут контрольную работу


Тематический (контрольная работа № 2)

11


Анализ ошибок работы.

Анализ ошибок работы.

.Анализируют ошибки работы

Тематический (работа над ошибками).


12

Раздел 4. Орфография.

Правописание приставок в словах.

Правописание приставок в словах.

Активизируют знания правила правописания приставок в словах.


Текущий (опрос устный и письменный)



13


Контрольная работа № 3 по теме «Правописание приставок в словах».

Контрольная работа № 3.

Различают значения приставок при- и пре-.

.

Тематический (контрольная работа № 3).

14


Анализ ошибок работы.

Анализ ошибок работы.

Анализируют ошибки работ

Тематический (работа над ошибками).


15


-Н- и –НН- в разных частях речи.

-Н- и –НН- в разных частях речи.

Активизируют знания правила правописания -Н-/-НН- в разных частях речи.

Применяют правила правописания приставок в словах, -Н-/-НН- в разных частях речи.


Текущий (опрос устный и письменный)


16


Контрольная работа № 4 по теме «-Н- и –НН- в разных частях речи».

Контрольная работа № 4.

Пишут контрольные работы.


Тематический (контрольная работа № 4).

17


Анализ ошибок работы.

Анализ ошибок работы.

Анализируют ошибки работ

Тематический (работа над ошибками).


18

Раздел 5. Синтаксис.

Словосочетание.

Систематизация и обобщение по теме «Типы связи в словосочетаниях».

Словосочетание.

Систематизация и обобщение по теме «Типы связи в словосочетаниях».

Характеризуют типы связей в словосочетании.

Активизируют знания о синтаксисе простого и сложного предложений.


Текущий (опрос устный и письменный)


19


Синонимы типов связей в словосочетании.

Синонимы типов связей в словосочетании.

Определяют типы связей в словосочетании Подбирают синонимы типов связей слов в словосочетании.

Текущий (опрос устный и письменный)


20


Контрольная работа № 5 по теме «Синонимы типов связей в словосочетании».

Контрольная работа № 5.

Пишут контрольную работу

Тематический (контрольная работа № 5).


21


Анализ ошибок работы. Грамматическая основа предложения.

Анализ ошибок работы. Грамматическая основа предложения.

Анализируют ошибки работы. Определяют грамматическую основу предложений

Тематический (работа над ошибками) и текущий (устный и письменный опрос).


22


Контрольная работа № 6 по теме «Грамматическая основа предложения».

Контрольная работа № 6.

Определяют грамматическую основу предложений

Тематический (контрольная работа № 6).


23


Анализ ошибок работы.

Анализ ошибок работы.

Анализируют ошибки работы

Тематический (работа над ошибками).


24


Систематизация и обобщение по теме «Обособленные определения и приложения».

Систематизация и обобщение по теме «Обособленные определения и приложения».

Выявляют предложения с разного рода обособлениями, уточнениями.

Текущий (опрос устный и письменный)

25


Систематизация и обобщение по теме «Обособленные обстоятельства».

Систематизация и обобщение по теме «Обособленные обстоятельства».

Выявляют предложения с разного рода обособлениями, уточнениями.

Текущий (опрос устный и письменный)

26


Контрольная работа № 7 по теме «Обособленные члены предложения».

Контрольная работа № 7.

Пишут контрольную работу.


Тематический (контрольная работа № 7).


27


Анализ ошибок работы. Систематизация и обобщение по теме «Вводные слова и обращения».

Анализ ошибок работы. Систематизация и обобщение по теме «Вводные слова и обращения».

Выявляют вводные слова и предложения.

Тематический (работа над ошибками) и

текущий (устный

опрос и письменный).


28


Систематизация и обобщение по теме «Сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь между частями предложения».

Систематизация и обобщение по теме «Сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь между частями предложения».

Определяют виды связей в сложных предложениях.

Текущий (опрос устный и письменный)

29


Систематизация и обобщение по теме «Типы подчинения в сложноподчинённом предложении».

Систематизация и обобщение по теме «Типы подчинения в сложноподчинённом предложении».

Определяют виды связей в сложных предложениях.

Текущий (опрос устный и письменный)

30


Контрольный тест № 1 по теме «Типы подчинения в сложноподчинённом предложении».

Контрольный тест № 1

Применяют языковые средства в общении.

Тематический (контрольный тест № 1)

31

Раздел 6. Сочинение-рассуждение.

Анализ ошибок контрольного теста № 1. Структура и особенности сочинения-рассуждения.

Анализ ошибок контрольного теста № 1.

Структура и особенности сочинения-рассуждения.

Анализируют ошибки контрольного теста

Выявляют структуру сочинения-рассуждения.

Определяют особенности текста рассуждения.

Составляют текст сочинения-рассуждения.

Применяют языковые средства в общении.

.

Тематический (работа над ошибками) и

текущий (устный опрос и письменный).


32


Практическая работа № 2 по теме «Сочинение-рассуждение».

Практическая работа № 2.

Пишут практическую работу № 1.


Тематический (практическая работа № 2).


33


Анализ ошибок работы.

Анализ ошибок работы.

Анализируют ошибки работы

Тематический (работа над ошибками).


34

Раздел 7. Итоги курса.

Итоги курса внеурочной деятельности по русскому языку в 9 классе.

Итоги курса индивидуальных занятий по русскому языку в 9 классе.

Подводят итоги курса индивидуальных занятий по русскому языку в 9 классе.

Осуществляют самоанализ.

Итоговый

Универсальные учебные действия курса внеурочной деятельности по русскому языку в 9 классе «Подготовка к ОГЭ».

Личностные:

1.понимать значимость текста;

2.признавать право каждого на собственное мнение;

3. реализовывать теоретические знания на практике.

Регулятивные:

1.организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;

2.действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;

3.ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий;

4. осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Познавательные:

1.осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач;

2. наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде схемы, таблицы;

3. сопоставлять информацию из разных источников;

4. давать определение понятиям;

5. осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая критерии для логической операции;

6.объяснять явления, выявляемые в ходе исследования;

7. самостоятельно проводить анализ текста с применением теории.

Коммуникативные:

1.вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

3. строить монологическую речь, вести диалог;

4. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

2. проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

  1. Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. ОГЭ 2016. Русский язык. 9 класс. – М., 2021.

  2. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку. – М., 1968.

  3. Оганесян С.С. Культура речевого общения//Русский язык в школе. - № 5. – М., 1998.

  4. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/Под ред. И.П. Цыбулько. – М., 2022.

  5. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2005.

  6. Роль художественных средств в тексте. – Омск, 2010.

  7. Русский язык. 9 класс: учебно-методическое пособие/Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д - М., 2010.

  8. Словарь литературоведческих терминов. – М., 1999.

  9. kruqosvet.ru

  10. langrus.ru

  11. personalshoppinq.su

  12. Другие Интернет-ресурсы.



19