РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Буянтуевой С.Б.
учителя первой квалификационной категории
по внеурочной деятельности
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
9 класс
г. Улан-Удэ
2022 - 2023 учебный год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку по проблеме «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы МОУ Шумовской средней школы, учебного плана, примерной программы основного общего образования по русскому языку с учетом Программой по русскому (родному) языку, 5—9 классы, авторы программы: Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В. и др. Рабочие программы. Русский язык. 5–9 классы», сост. Е. И. Харитонова , М.: «Дрофа».-2019.
Личностные результаты обучения
воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
освоение социальных норм, правил поведения, социальных ролей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов;
формирование целостного мировоззрения;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
развитие эстетического сознания.
Метапредметные результаты обучения
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки;
смысловое чтение;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками, учителем, работать индивидуально и в группе;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
понятия «текст», признаки текста;
понятие «смысл текста»;
понятие «микротема текста»;
понятие «сжатое изложение»;
способы сжатия текста;
понятие «художественные средства»;
виды художественных средств;
правила правописания приставок в словах;
правило правописания -Н-/-НН- в разных частях речи;
типы связей в словосочетании;
синтаксис простого и сложного предложений;
структуру сочинения-рассуждения;
особенности текста рассуждения;
речевые нормы.
Учащиеся должны уметь:
читать текст в соответствии с требованиями к интонации, темпу чтения;
пересказывать текст по заданию;
составлять монолог и представлять его;
участвовать в диалоге по теме;
определять понятия «текст», «признаки текста», «художественные средства»;
характеризовать понятия «микротема текста», «сжатое изложение»;
сокращать текст изложения;
писать текст сжатого изложения;
различать виды художественных средств;
определять виды художественных средств;
применять правила правописания приставок в словах, -Н-/-НН- в разных частях речи;
различать значения приставок при- и пре-.
определять типы связей в словосочетании;
подбирать синонимы типов связей слов в словосочетании;
определять грамматическую основу предложений;
выявлять предложения с разного рода обособлениями, уточнениями;
выявлять вводные слова и предложения;
определять виды связей в сложных предложениях;
применять языковые средства в общении;
составлять текст сочинения-рассуждения.
Содержание программы
Раздел 1. Текст. Монолог. Диалог (4 ч.):Текст. Главная информация текста. Смысл текста. Чтение и пересказ текста. Монолог. Диалог. Практическая работа № 1 по теме «Текст. Монолог. Диалог».
Раздел 2. Сжатое изложение (4 ч.): Анализ ошибок практической работы. Микротемы текста. План текста. Особенности сжатого изложения. Способы сжатия текста. Контрольная работа № 1 по теме «Сжатое изложение». Анализ ошибок работы.
Раздел 3. Художественные средства в тексте (3 ч.): Художественные средства в тексте. Контрольная работа № 2 по теме «Художественные средства в тексте». Анализ ошибок работы.
Раздел 4. Орфография (6 ч.): Правописание приставок в словах. Контрольная работа № 3 по теме «Правописание приставок в словах». Анализ ошибок работы. -Н- и –НН- в разных частях речи. Контрольная работа № 4 по теме «-Н- и –НН- в разных частях речи». Анализ ошибок работы.
Раздел 5. Синтаксис (14 ч.): Словосочетание. Систематизация и обобщение по теме «Типы связи в словосочетаниях». Синонимы типов связей в словосочетании. Контрольная работа № 5 по теме «Синонимы типов связей в словосочетании». Анализ ошибок работы. Грамматическая основа предложения. Контрольная работа № 6 по теме «Грамматическая основа предложения». Анализ ошибок работы. Систематизация и обобщение по теме «Обособленные определения и приложения». Систематизация и обобщение по теме «Обособленные обстоятельства». Контрольная работа № 7 по теме «Обособленные члены предложения». Анализ ошибок работы. Систематизация и обобщение по теме «Вводные слова и обращения». Систематизация и обобщение по теме «Сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь между частями предложения». Систематизация и обобщение по теме «Типы подчинения в сложноподчинённом предложении». Контрольный тест № 1 по теме «Типы подчинения в сложноподчинённом предложении».
Раздел 6. Сочинение-рассуждение (3 ч.): Анализ ошибок контрольного теста № 1. Структура и особенности сочинения-рассуждения. Практическая работа № 2 по теме «Сочинение-рассуждение». Анализ ошибок работы.
Раздел 7. Итоги курса (1 ч.): Итоги курса индивидуальных занятий по русскому языку в 9 классе.
Учебно-тематический план 9 класс
№п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе на: | |
контрольные работы | контрольные тесты | практические работы |
1 | Раздел 1. Текст. Монолог. Диалог | 4 | - | - | 1 |
2 | Раздел 2. Сжатое изложение | 4 | 1 | - | - |
3 | Раздел 3. Художественные средства в тексте | 3 | 1 | - | - |
4 | Раздел 4. Орфография | 6 | 2 | - | - |
5 | Раздел 5. Синтаксис | 14 | 3 | 1 | - |
6 | Раздел 6. Сочинение-рассуждение | 3 | - | - | 1 |
7 | Раздел 7. Итоги курса | 1 | - | - | - |
| Итого | 34 | 7 | 1 | 2 |
Тематическое планирование
.№ | Тема раздела | Тема занятия | Содержание образования | Основные виды деятельности | Форма организации образовательного процесса |
1 | Раздел 1. Текст. | Текст. Главная информация текста. Смысл текста. | Текст. Главная информация текста. Смысл текста. | Определяют понятия «текст», признаки текста, «смысл текста». | Текущий (опрос устный). |
2 | | Чтение и пересказ текста. | Чтение и пересказ текста, требования к интонации, темпу чтения, критерии оценивания. | Выразительно читают тексты. Пересказывают тексты по заданию. | Текущий (опрос устный, ). |
3 | | Монолог. Диалог. | Монолог, требования к монологу, критерии. Диалог, требования к диалогу, критерии. | Составляют монологи и произносят их. | Текущий (опрос устный). |
4 | | Практическая работа № 1 по теме «Текст. Монолог. Диалог». | Практическая работа № 1 по теме «Текст. Монолог. Диалог». | Участвуют в диалоге | Тематический (практическая работа № 2). |
5 | Раздел 2. Сжатое изложение. | Анализ ошибок практической работы. Микротемы текста. План текста. | Микротемы текста. План текста. | Анализируют ошибки практической работы. | Текущий (опрос устный). |
6 | | Особенности сжатого изложения. Способы сжатия текста. | Особенности сжатого изложения. Способы сжатия текста. | Определяют понятия «текст», признаки текста, «смысл текста», «микротема текста», «сжатое изложение», способы сжатия текста. | Текущий (опрос устный и письменный). |
7 | | Контрольная работа № 1 по теме «Сжатое изложение». | Контрольная работа № 1. | Пишут контрольную работу. | Тематический (контрольная работа № 1). |
8 | | Анализ ошибок работы. | Анализ ошибок работы. | Анализируют ошибки работы | Тематический (работа над ошибками). |
9 | Раздел 3. Художественные средства в тексте. | Художественные средства в тексте. | Художественные средства в тексте. | Определяют понятие «художественные средства», виды художественных средств.Различают виды художественных средств. . | Текущий (устный опрос и письменный) |
10 | | Контрольная работа № 2 по теме «Художественные средства в тексте». | Контрольная работа № 2 | Определяют виды художественных средств. Применяют языковые средства в тексте. Пишут контрольную работу | Тематический (контрольная работа № 2) |
11 | | Анализ ошибок работы. | Анализ ошибок работы. | .Анализируют ошибки работы | Тематический (работа над ошибками). |
12 | Раздел 4. Орфография. | Правописание приставок в словах. | Правописание приставок в словах. | Активизируют знания правила правописания приставок в словах. | Текущий (опрос устный и письменный) |
13 | | Контрольная работа № 3 по теме «Правописание приставок в словах». | Контрольная работа № 3. | Различают значения приставок при- и пре-. . | Тематический (контрольная работа № 3). |
14 | | Анализ ошибок работы. | Анализ ошибок работы. | Анализируют ошибки работ | Тематический (работа над ошибками). |
15 | | -Н- и –НН- в разных частях речи. | -Н- и –НН- в разных частях речи. | Активизируют знания правила правописания -Н-/-НН- в разных частях речи. Применяют правила правописания приставок в словах, -Н-/-НН- в разных частях речи. | Текущий (опрос устный и письменный) |
16 | | Контрольная работа № 4 по теме «-Н- и –НН- в разных частях речи». | Контрольная работа № 4. | Пишут контрольные работы. | Тематический (контрольная работа № 4). |
17 | | Анализ ошибок работы. | Анализ ошибок работы. | Анализируют ошибки работ | Тематический (работа над ошибками). |
18 | Раздел 5. Синтаксис. | Словосочетание. Систематизация и обобщение по теме «Типы связи в словосочетаниях». | Словосочетание. Систематизация и обобщение по теме «Типы связи в словосочетаниях». | Характеризуют типы связей в словосочетании. Активизируют знания о синтаксисе простого и сложного предложений. | Текущий (опрос устный и письменный) |
19 | | Синонимы типов связей в словосочетании. | Синонимы типов связей в словосочетании. | Определяют типы связей в словосочетании Подбирают синонимы типов связей слов в словосочетании. | Текущий (опрос устный и письменный) |
20 | | Контрольная работа № 5 по теме «Синонимы типов связей в словосочетании». | Контрольная работа № 5. | Пишут контрольную работу | Тематический (контрольная работа № 5). |
21 | | Анализ ошибок работы. Грамматическая основа предложения. | Анализ ошибок работы. Грамматическая основа предложения. | Анализируют ошибки работы. Определяют грамматическую основу предложений | Тематический (работа над ошибками) и текущий (устный и письменный опрос). |
22 | | Контрольная работа № 6 по теме «Грамматическая основа предложения». | Контрольная работа № 6. | Определяют грамматическую основу предложений | Тематический (контрольная работа № 6). |
23 | | Анализ ошибок работы. | Анализ ошибок работы. | Анализируют ошибки работы | Тематический (работа над ошибками). |
24 | | Систематизация и обобщение по теме «Обособленные определения и приложения». | Систематизация и обобщение по теме «Обособленные определения и приложения». | Выявляют предложения с разного рода обособлениями, уточнениями. | Текущий (опрос устный и письменный) |
25 | | Систематизация и обобщение по теме «Обособленные обстоятельства». | Систематизация и обобщение по теме «Обособленные обстоятельства». | Выявляют предложения с разного рода обособлениями, уточнениями. | Текущий (опрос устный и письменный) |
26 | | Контрольная работа № 7 по теме «Обособленные члены предложения». | Контрольная работа № 7. | Пишут контрольную работу. | Тематический (контрольная работа № 7). |
27 | | Анализ ошибок работы. Систематизация и обобщение по теме «Вводные слова и обращения». | Анализ ошибок работы. Систематизация и обобщение по теме «Вводные слова и обращения». | Выявляют вводные слова и предложения. | Тематический (работа над ошибками) и текущий (устный опрос и письменный). |
28 | | Систематизация и обобщение по теме «Сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь между частями предложения». | Систематизация и обобщение по теме «Сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь между частями предложения». | Определяют виды связей в сложных предложениях. | Текущий (опрос устный и письменный) |
29 | | Систематизация и обобщение по теме «Типы подчинения в сложноподчинённом предложении». | Систематизация и обобщение по теме «Типы подчинения в сложноподчинённом предложении». | Определяют виды связей в сложных предложениях. | Текущий (опрос устный и письменный) |
30 | | Контрольный тест № 1 по теме «Типы подчинения в сложноподчинённом предложении». | Контрольный тест № 1 | Применяют языковые средства в общении. | Тематический (контрольный тест № 1) |
31 | Раздел 6. Сочинение-рассуждение. | Анализ ошибок контрольного теста № 1. Структура и особенности сочинения-рассуждения. | Анализ ошибок контрольного теста № 1. Структура и особенности сочинения-рассуждения. | Анализируют ошибки контрольного теста Выявляют структуру сочинения-рассуждения. Определяют особенности текста рассуждения. Составляют текст сочинения-рассуждения. Применяют языковые средства в общении. . | Тематический (работа над ошибками) и текущий (устный опрос и письменный). |
32 | | Практическая работа № 2 по теме «Сочинение-рассуждение». | Практическая работа № 2. | Пишут практическую работу № 1. | Тематический (практическая работа № 2). |
33 | | Анализ ошибок работы. | Анализ ошибок работы. | Анализируют ошибки работы | Тематический (работа над ошибками). |
34 | Раздел 7. Итоги курса. | Итоги курса внеурочной деятельности по русскому языку в 9 классе. | Итоги курса индивидуальных занятий по русскому языку в 9 классе. | Подводят итоги курса индивидуальных занятий по русскому языку в 9 классе. Осуществляют самоанализ. | Итоговый |
Универсальные учебные действия курса внеурочной деятельности по русскому языку в 9 классе «Подготовка к ОГЭ».
Личностные:
1.понимать значимость текста;
2.признавать право каждого на собственное мнение;
3. реализовывать теоретические знания на практике.
Регулятивные:
1.организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;
2.действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
3.ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий;
4. осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
Познавательные:
1.осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач;
2. наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде схемы, таблицы;
3. сопоставлять информацию из разных источников;
4. давать определение понятиям;
5. осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая критерии для логической операции;
6.объяснять явления, выявляемые в ходе исследования;
7. самостоятельно проводить анализ текста с применением теории.
Коммуникативные:
1.вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
3. строить монологическую речь, вести диалог;
4. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
2.
проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. ОГЭ 2016. Русский язык. 9 класс. – М., 2021.
Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку. – М., 1968.
Оганесян С.С. Культура речевого общения//Русский язык в школе. - № 5. – М., 1998.
ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/Под ред. И.П. Цыбулько. – М., 2022.
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2005.
Роль художественных средств в тексте. – Омск, 2010.
Русский язык. 9 класс: учебно-методическое пособие/Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д - М., 2010.
Словарь литературоведческих терминов. – М., 1999.
kruqosvet.ru
langrus.ru
personalshoppinq.su
Другие Интернет-ресурсы.
19