СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Лаборатория открытий" 6 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Программа «Лаборатория открытий» ориентирована на повышение уровня образовательных достижений учеников средней школы в области естественных наук. Основной целью курса является стимулирование мотивации к изучению экологии, биологии и химии, формирование способности учащихся осмысленно воспринимать учебный материал и приобретать навыки самообразования.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Лаборатория открытий" 6 класс.»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Хабаровского края‌‌

Управление образования администрации города Хабаровска‌

МБОУ СОШ № 52





СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

________________________

Кульманова С.А.

«___» августа 2025 г.



УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Якушин К.В.

приказ №__ от «___» августа 2025 г.







ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Общеинтеллектуального направления

«Лаборатория открытий»


для обучающихся 6 классов

(1 час в неделю,1 год обучения)








Составитель: Карапиря В.Ю.,

учитель биологии и химии










г. Хабаровск, 2025г‌

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа «Лаборатория открытий» ориентирована на повышение уровня образовательных достижений учеников средней школы в области естественных наук. Основной целью курса является стимулирование мотивации к изучению экологии, биологии и химии, формирование способности учащихся осмысленно воспринимать учебный материал и приобретать навыки самообразования. Курс включает интерактивные формы работы, такие как лабораторные эксперименты, проектная деятельность, выездные мероприятия и мастер-классы, способствующие раскрытию творческого потенциала и познавательного интереса учащихся.

Программа реализуется на основании ряда нормативно-правовых актов Российской Федерации:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (редакция, действующая на 2025 год).

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2010 года № 13-р.

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 01 февраля 2011 года, регистрационный номер № 19644.

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 октября 2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений», зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 08 февраля 2011 года, регистрационный номер № 19333.

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.4.2.2821-10 „Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях“», зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 года, регистрационный номер № 19993.

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».


Основной задачей курса является интеграция знаний из областей экологии, биологии и химии, а также обучение методологии научной деятельности и выработке практических навыков ведения исследований.

Принципы построения программы:

  1. Научность — изучение основополагающих понятий и законов естественных наук на доступном уровне восприятия.

  2. Доступность — постепенное усложнение заданий, позволяющее ученикам осваивать новый материал поэтапно.

  3. Активность — включение практики, проектной деятельности и самостоятельных исследований в процесс освоения материала.

  4. Интеграция дисциплин — связь между предметами экологии, биологии и химии для комплексного подхода к познанию природы.

  5. Образовательно-воспитывающий характер — воспитание ответственности перед природой, осознание ценности растений и животных, умение бережно относиться к природным ресурсам. Таким образом, программа формирует базовые компетенции будущих исследователей, помогает развивать творческое мышление и стимулирует интерес к научным дисциплинам.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: Формирование естественнонаучной грамотности учащихся средствами межпредметного взаимодействия, охватывая дисциплины ботанику, химию и экологию.

Задачи:

  1. Углублять знания учащихся о биологическом разнообразии нашей планеты.

  2. Стимулировать мотивацию к изучению наук о природе, формировать устойчивый интерес к исследованию окружающего мира.

  3. Способствовать развитию аналитических и критических навыков учащихся.

  4. Создать условия для выработки компетентностных качеств, таких как коммуникативность, инициативность, ответственность.

  5. Обучить проведению элементарных научных исследований, созданию проектов и публичному представлению результатов своей работы.

Данная программа создана для глубокого погружения учащихся в увлекательный мир биологии, экологии и химии, развивает необходимые для современного общества компетенции, обеспечивая эффективную подготовку к дальнейшему обучению и профессиональной ориентации.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


  1. Мир науки: зачем мы изучаем природу?  Введение в понятие науки и методов научного познания. Рассказ о знаменитых ученых и истории великих открытий. Обсуждение вопроса: «Зачем человеку знание?» и привлечение интереса к науке.

  2. Химия и молекулы жизни.  Знакомство с водой, белками, углеводами, жирами и ДНК — молекулами, лежащими в основе всего живого. Роль молекул в нашем организме и окружающей среде.

  3. Окружающая среда и климат. Изучим атмосферу, круговорот воды и ветра, узнаем причины изменения климата и обсудим последствия климатических изменений для человечества.

  4. Растения и животные вокруг нас. Разнообразие живой природы: микроскопические организмы, гигантские деревья, насекомые и птицы. Узнаем о строении тела животных и их особенностях поведения.

  5. Повседневная химия. Понять повседневную химию: что содержится в продуктах питания, чистящих средствах и косметике. Учимся разбираться в этикетках и выбирать здоровое питание.

  6. Введение в экологию. Обсудим проблему переработки отходов, необходимость сортировки мусора и важность перехода к зеленой экономике. Попробуем сделать нашу школу чище и уютнее!

  7. Искусство экспериментов. Проводим увлекательные эксперименты прямо в классе или дома. Проверяем законы физики и химии, моделируем экологические катастрофы и разгадываем тайны природы.

  8. Практикум и исследовательская деятельность. Организуем работу над мини-проектами: исследуем флору и фауну родного края, делаем полезный вклад в экологию нашего района и презентуем свои находки одноклассникам.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 ЧАСА)


  1. Мир науки: зачем мы изучаем природу? (2ч)

  2. Химия и молекулы жизни (4ч)

  3. Окружающая среда и климат (4 ч)

  4. Растения и животные вокруг нас (6ч)

  5. Повседневная химия (4ч)

  6. Введение в экологию (4ч)

  7. Искусство экспериментов (4 ч)

  8. Практикум и исследовательская деятельность (6 ч)



ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема

Кол-во часов

Мир науки: зачем мы изучаем природу? (2ч)

1

Введение в науку: как рождаются гипотезы и проводятся эксперименты.

1

2

Великие ученые прошлого и настоящего

1

Химия и молекулы жизни (4ч)

3

Молекула воды: удивительные свойства H₂O


4

Белки, жиры и углеводы: главные компоненты пищи.


5

Генетическая информация: молекула ДНК и генетика.


6

Химия гормонов и эмоций: адреналин, серотонин и кортизол.


Окружающая среда и климат (4 ч)

7

Атмосфера Земли: кислород, углекислый газ и парниковый эффект.


8

Круговорот воды: осадки, ручьи, моря и океаны.


9

Климатические зоны: арктика, тропики, умеренный пояс.


10

Изменение климата: причины и возможные сценарии будущего.


Растения и животные вокруг нас (6ч)

11

Растения: от бактерий до секвойи


12

Грибы и микробы: невидимые помощники и враги.


13

Насекомые и паукообразные: самые многочисленные жители планеты.


14

Рыбы и амфибии: первые позвоночные на Земле.


15

Пресмыкающиеся и птицы: эволюция полета и теплокровности.


16

Млекопитающие: наши ближайшие родственники.


Повседневная химия (4ч)

17

Продукты питания: витамины, минералы и калорийность.


18

Средства гигиены: мыло, шампуни и зубная паста.


19

Пластмассы и синтетические волокна: достоинства и недостатки искусственных материалов.


20

Пищевые добавки: польза и риски современных технологий пищевой промышленности


Введение в экологию (4ч)

21

Мусор и отходы: свалки, раздельный сбор и переработка пластика.


22

Вторичная переработка: изготовление бумаги и стекла из вторсырья.


23

Зеленое строительство: экодома и энергоэффективные здания.


24

Экологический след человека: уменьшаем воздействие на природу.


Искусство экспериментов (4 ч)

25

Весёлые физические опыты: маятник Ньютона и пузыри газа.


26

Интересные химические реакции: окрашивание растворов и индикаторы кислотности.


27

Головоломки и задачи по экологии: загадочный случай исчезновения пчел.


28

Компьютерное моделирование природных явлений: наводнения и лесные пожары.


Практикум и исследовательская деятельность (6 ч)

29

Сбор и классификация образцов местных растений.


30

Изучение численности популяций живых организмов на пришкольном участке


31

Посадка и уход за растениями для пришкольного участка


32

Расчет экологического следа семьи и разработка рекомендаций по снижению воздействия на природу.


33

Собственный научный проект: исследование интересной темы по выбору ребенка.


34

Подготовка доклада и выступление с результатами исследования.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА:


Ученик получит возможность узнать:

  • Что такое наука и каким образом учёные делают открытия.

  • Главные молекулы, составляющие основу жизни (белки, жиры, углеводы, ДНК).

  • Основную структуру атмосферы Земли и ключевые аспекты круговорота воды.

  • Основные таксономические группы растений и животных, их внешние и внутренние отличия.

  • Наиболее распространенные пищевые добавки и их потенциальное влияние на здоровье.

  • Современные подходы к решению экологических проблем, связанных с отходами и изменением климата.

  • Первоначальные правила проведения научных экспериментов и оценки достоверности результата.


Ученик научится:

  • Пользоваться микроскопом и проводить простейшие наблюдения за микроорганизмами.

  • Ставить несложные эксперименты и фиксировать результаты в виде таблиц и графиков.

  • Самостоятельно искать информацию в справочниках и Интернете для выполнения домашнего задания.

  • Оценивать полезность пищевых продуктов и определять безопасность бытовой химии.

  • Ориентироваться в вопросах охраны окружающей среды и решать реальные экологические задачи (например, создавать проект очистки школьной территории).

  • Работать в команде, выступать с устными докладами и представлять результаты собственного исследования.


Получать опыт:

  • Наблюдения за жизнью микроорганизмов и макроскопическими объектами (насекомые, растения).

  • Проведения простых физических и химических экспериментов в лаборатории и домашних условиях.

  • Работы с источниками информации (справочники, энциклопедии, онлайн-ресурсы).

  • Устных выступлений и публичной демонстрации результатов своего труда.

  • Участия в реальных акциях по охране природы и улучшению состояния окружающей среды.


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Для учителей:

  1. Общие пособия по естественнонаучному образованию:

  • Василькова Т.В., Перова М.Н. Методика преподавания естественнонаучных дисциплин. — М.: Академия, 2023.

  • Муранов А.В. Организация внеклассной работы по биологии. — СПб.: Специальная литература, 2022.

  • Кириленко А.А., Пархута Н.В. Подготовка школьников к олимпиадам по биологии. — М.: Просвещение, 2023.

  1. Материалы по интеграции предметов (химия + биология):

  • Гаврилова Н.Ф. Химия и биология в школьном курсе. — М.: Астрель, 2023.

  • Мамонтов С.Г. Основы биохимии. — М.: Дрофа, 2022.

  • Степанова В.Ю. Современная система интегративных курсов. — СПб.: Просвещение-Северо-Запад, 2023.

  1. Справочно-методические издания по экологии:

  • Алексеев С.В. Общая экология. — М.: ИНФРА-М, 2022.

  • Игнатова В.А. Проблемы экологии в школе. — Новосибирск: Сибирский университет печати, 2023.

  • Данилов-Данильян В.И. Устойчивое развитие и охрана природы. — М.: Аргумент, 2022.

  1. Электронные ресурсы для преподавателей:

  • Официальный сайт Федерального института педагогических измерений: fipi.ru

  • Онлайн-книга по биологии для начинающих исследователей: naturalschool.ru/biology

  • Информационно-методический портал «Российская электронная школа»: russianedu.ru


Для учащихся:

  1. Популярные детские энциклопедии:

  • Герасимова Н.Л. Энциклопедия природы для малышей. — М.: Махаон, 2023.

  • Лукьянченко А.В. Маленький учёный открывает мир. — СПб.: Речь, 2022.

  • Комарова Ю.А. Почему небо голубое? — М.: Росмэн, 2023.

  1. Занимательные учебные пособия по химии и биологии:

  • Павлов С.А. Весёлая химия. — М.: Белый город, 2022.

  • Баранова Л.В. Путешествие в страну клеток. — Екатеринбург: Литур, 2023.

  • Маркин В.А. Открываем мир животных. — М.: Нигма, 2022.

  1. Пособия по подготовке к конкурсам и олимпиадам:

  • Волобуев А.А. Биология: готовимся к олимпиаде. — Волгоград: Корифей, 2023.

  • Никулина Е.А. Химия для умников. — Ярославль: Академия развития, 2022.

  • Иванов В.В. Увлекательное путешествие в мир экологии. — Омск: Амфора, 2023.