СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по ПДД

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по ПДД»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №2 г. Благовещенска»



«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

______________________________

«_____» ____________________ 20___г.


«Утверждаю»

Директор ___________________

«_____» ____________________ 20___г.




ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

«Планета дорожного движения»

на 2018 – 2019 учебный год

для 2 класса

(социальное направление)







Учитель: Лукина Анна Владимировна

I. Пояснительная записка


Программа «Планета дорожного движения» направлена на формирование у школьников культуры безопасности жизнедеятельности; основных знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах. Дети обучаются ПДД, поведению на улице, приобретают знания о дорожных знаках. Таким образом, дети овладевают знаниями, непосредственно относящимися к охране жизни и здоровья; привлекаются к участию в пропаганде ПДД среди детей.

Нормативно – правовая база:

  1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373.

  2. Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).

  3. Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.

  4. Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.

  5. Приказа «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования», утверждённого Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373

  6. Санитарных правил и норм (СанПин 2.42. – 2821 10).

  7. Учебного плана МБОУ ««Школа №2 г. Благовещенска»» на 2018-2019 учебный год.

  8. Примерной программы начального общего образования («Просвещение», 2010 г.) и авторской программы начального общего образования Тошевой Л.И. («Основы безопасности дорожного движения» - М: «ВАКО», 2011г.).


Назначение программы:

Донести полезные знания до юных граждан, выработать потребность в соблюдении Правил дорожного движения, подготовить к целесообразным действиям в сложных ситуациях на дороге, улице, способствовать активной пропаганде Правил - задача всех взрослых, находящихся в непосредственном контакте с детьми и подростками.




Актуальность

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Поэтому курс «Правила дорожного движения» необходим для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Работая над программой, учитывались требования регионального стандарта, интересы детей, возрастные особенности.

Ребенок – это тот живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Поэтому данный курс по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей – это курс работы на перспективу. Чем раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.

Знания и навыки, полученные учащимися на первом году обучения, расширяются в последующие годы обучения. Даётся дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников на примерах из повседневной жизни. Данные занятия помогут детям систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей.

Программа по внеурочной деятельности правилам дорожного движения составлена на основе примерной программы начального общего образования («Просвещение», 2010 г.) и авторской программы начального общего образования Тошевой Л.И. («Основы безопасности дорожного движения» - М: «ВАКО», 2011г.).

С учетом познавательных возможностей школьников программа курса строится на основе «спирального» развертывания системы знаний, что позволяет на каждом этапе обучения во 2 классе формировать целостную картину изучения Правил дорожного движения, довести до сознания обучающихся важность соблюдения этих правил, постепенно воспитывать культуру поведения на улицах и дорогах, умение контролировать свое поведение. При построении программы курса по изучению ПДД следует иметь в виду три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города:

    • ребенок – пешеход;

    • ребенок – пассажир городского транспорта;

    • ребенок – водитель детских транспортных средств;

Необходимо отметить еще один исключительно важный источник накопления знаний, который должен активно использовать учитель, - осмысление детьми личного опыта, осознание совершенных ими действий, поступков.




Формы и режим занятий

внеурочная деятельность рассчитана на 22 часа, 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД.

Контингент обучаемых

дети младшего школьного возраста 8-9 лет.

Сроки реализации

программа рассчитана на 1 учебный года, 2018-2019.

Методика

тематические занятия, беседы, игровые уроки, практические занятия, конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД, настольные, ролевые, дидактические игры.

Цель курса: формирование знаний правил дорожного движения у младших школьников, привить навык повседневно использовать данные знания на практике и тем самым предупредить детский травматизм на дорогах нашего города.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

  • сформировать у обучающихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;

  • формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.

  • научить детей культуре поведения на дорогах и улицах;

Развивающие:

  • развивать мотивацию к безопасному поведению;

  • развивать умения участвовать в пропаганде среди сверстников правил безопасного поведения на улицах и дорогах;


Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие, коллективизм, культуру поведения.


Структура курса содержит:

Основные разделы

Количество часов

1

УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ

12

2

ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ

12


IIОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА


Формирование универсальных учебных действий

Личностные

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

  • осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Ты - пешеход и пассажир»»;

  • способность к самооценке;

  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

  • умение ставить и формулировать проблемы;

  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

  • установление причинно-следственных связей;

Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;

  • адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

  • ставить вопросы;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.






IIIКАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


2 КЛАСС (22 ЧАСА)

Тема

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

    1. УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ

1

Вводное.

1

Вводное. Повторение изученного в 1 классе. Презентация «На пути в школу», набор табличек «Дорожные знаки»


2

Почему на улице опасно?

2

Сложность движения по улицам большого города.


Безопасный путь из школы домой.

3

Соблюдение Правил дорожного движения – дорожный транспорт.

2

Какой транспорт ходит в нашем городе?

Улицы с односторонним и двусторонним движением.

4

Правила поведения на улице.

2

Повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах.

Где нужно ходить по улицам. Правила перехода улицы.

5

Особенности движения транспорта и пешеходов на осенних и зимних улицах.

2

Остановочный и тормозной путь автомобиля. Факторы, влияющие на величину остановочного пути.

Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге.

6

Светофор.

2

Сигналы светофора.

Типы светофоров.

Действия участников движения по сигналам светофора.

    1. ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ

7

Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения.

2

Опасные ситуации при переходе дороги.

Правила перехода при наличии пешеходных переходов.

Пешеходные переходы в районе школы. Экскурсия.

8

Мы пассажиры.

2

Поездка на трамвае и других видах транпорта.

Поездка на автобусе и троллейбусе.

9

Дорога глазами водителей.


2

Дорожная обстановка в зависимости от времени года, суток и погодных условий. Особенности работы водителя.

Встреча с инспектором ГИБДД.

Опасные ситуации, возникающие с пешеходами на проезжей части, глазами водителей.


10

Дорожные знаки.

2

Дорожные знаки, их виды.

Конкурс на лучшего знатока дорожных знаков.

Экскурсия по дорожным знакам на улицах нашего города.

Встреча с инспектором ГИБДД.

11

Весенние дороги.

2

Особенности весенних погодных условий, затрудняющих дорожное движение (тающий снег, гололёд, туман, дождь).

Где можно и где нельзя играть.

Места для катания на самокатах, роликах, велосипедах.

12

Инструктаж перед летними школьными каникулами.

1

Тестирование, праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».



ИТОГО

22

12 часов.

10 часов.


IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Конкретные методы, используемые при реализации программы:

в обучении - практический; наглядный (изучение правил ПДД, демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой помощи, аптечки…); словесный (как ведущий-инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос); видеометод (просмотр, обучение).

в воспитании – (по Г. И. Щукиной) – методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

В практической работе по реализации программы можно использовать следующие формы деятельности:

1. Создание ситуации выбора (разбор дорожно-транспортных происшествий).

2. Уроки творчества (составление викторин, сочинение писем водителю, стихов по ПДД, рисование рисунков, плакатов, выступление с агитбригадами)

3. Час вопросов и ответов (встречи с инспектором ГИБДД, медсестрой, работа в группах).

4. Викторины, конкурсы, кроссворды.

5. Игра «Да – нет» (при проверке знаний по правилам ПДД).

6. Проведение «минуток» по профилактике несчастных случаев на дороге в группе, в своих классах.

7. Составление схемы «Безопасный маршрут Дом – школа – дом» в начальных классах.

8. Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов, викторин по ПДД.

Занятия проводятся в кабинете.

Техническое оснащение:

- компьютер с экраном и проектором;

- магнитофон;

- плакаты по ПДД.

Методическое:

- рисунки ребят с конкурсов по ПДД;

-разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных представлений, бесед;

-методические рекомендации по организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;

- методические пособия для изучения ПДД по программе в классах;

- видеоматериалы для проведения пропаганды изучения ПДД в начальных классах.

Критериями выполнения программы служат: активность участия детей в пропаганде, в конкурсах, в мероприятиях данной направленности, проявление творчества, самостоятельности.


V. ОБОРУДОВАНИЕ И ИНСТРУМЕНТЫ


Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ножницы, линейка, карандаши цветные, фломастеры, простой карандаш, клей ПВА, картон, цветная и белая бумага, нож канцелярский, пластилин.



VI. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. «Безопасность на улицах и дорогах». 2 класс, А. М. Якупов.

  2. «Безопасность на улицах и дорогах». Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стряпкина, М. Д. Маханева.

  3. «Советы дяди Степы». 2 класс, Р. П. Бабина.

  4. Воронова, Е. А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е. А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2016.

  5. Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова. - М.: Просвещение, 2012г.

  6. Дорожная азбука. - М., 2014.