Пояснительная записка
Актуальность
В современных условиях развития нашего общества возрастает роль активности человека, его умения организовать свою деятельность. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития коммуникативных способностей, так как наличие их высокого уровня, хотя и не гарантирует успеха в учебной, профессиональной, творческой и других видах деятельности, но создает для него определенную основу. Эта проблема непосредственно вытекает и из современных требований к выпускникам общеобразовательных школ. В документах по модернизации образования записано, что основным результатом образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор заявленных государством ключевых компетентностей, касающихся интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной, информационной и прочих сфер. В перечень ключевых компетентностей входят: умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа; способность взаимодействовать и уживаться с другими людьми; готовность замечать проблемы и искать пути их решения и др., основу которых, по сути, составляют коммуникативные способности.
В программе по информатике отводится недостаточное количество уроков с групповыми формами работы для учащихся 5-х классов, недостаточное количество тем, которые помогли бы подготовить учащихся к выполнению проектной деятельности.
Данный курс поможет сформировать коммуникативные универсальные учебные действия у учащихся 5-х классов. Также курс введен для того, чтобы сдружить учащихся, научить их работать в группах, сформировать навыки проектной деятельности, реализовать межпредметные связи, развить познавательные, интеллектуальные и творческие способности учащихся.
Н.А.Назарбаев в Послании народу Казахстана выделил следующее: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни». Таким образом, для формирования функциональной грамотности школьников, на данном вариативном курсе, необходимо развивать логическую грамотность, умение применять полученные знания жизни; личностно-профессиональную подготовленность; профессионально-техническую подготовленность. Данный курс позволяет формировать функциональную грамотность, инструментом развития которой являются задания творческого характера, а именно проекты.
Занятия по курсу «Проектная деятельность на уроках информатики» проводятся с использованием идей 7 модулей Программы, которые направлены на развитие критического мышления учащихся, умения рефлексировать свою деятельность, анализировать, выбирать главное и систематизировать знания. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках позволит учащимся глубже взглянуть на поставленную проблему, а групповая работа способствует сплочению коллектива, умению оценивать, слушать и слышать одноклассников.
Учебные цели и задачи курса
Формирование и отработка навыков создания проектов на компьютере, тематических документов и материалов по школьным дисциплинам;
привитие культуры работы с документами и материалами;
выработка коммуникативных умений;
расширение технологических навыков;
подготовка к научной деятельности и выбору будущей профессии;
демонстрация межпредметных связей информатики и других дисциплин;
выработка знаний о правилах оформления документов;
освоение прикладных программных средств, не являющихся типовыми для школьного курса информатики.
Формы организации учебных занятий
При проведении курса применяются лекционные занятия и компьютерные практикумы-проекты.
Вступительное занятие курса начинается мотивацией важности изучаемого материала. Основной мотив: правильное оформление проектов, тематических документов и материалов говорит о грамотности и компетентности пользователя. На первом занятии предлагается материал и примеры готовых проектов.
Сам курс имеет модульно-блочную структуру. Каждый блок связан с определенным этапом разработки проекта и начинается с лекции, в которой раскрываются специфика и особенности работы на данном этапе, перечисляются используемые средства. Если предлагаемое к использованию средство (программное) ученикам не знакомо, то выдаются сведения о правилах работы с этим средством. Обучение практическим навыкам можно организовать в эффективной форме практикумов-проектов. Практикумы-проекты сочетают в себе элементы репродуктивной и продуктивной деятельности, предоставляют учащемуся выбор содержания работы и значительный простор для проявления своего творчества. Таким образом, они создают предпосылки для реализации индивидуальной образовательной траектории. Свойства практикумов-проектов воплощаются за счёт предоставления учащимся широкого выбора содержательного направления проекта при его фиксированной структуре и алгоритмизации технологической стороны. Ученик получает детальное руководство по тому, как реализовать тот или иной элемент осваиваемой информационной технологии. Практикумы-проекты нацелены на отработку и/или формирование навыков создания на компьютере тематических проектов, документов и материалов.
Изложение блока можно проводить по-разному. Предлагается использовать два варианта: первый заключается в параллельном изложении возможностей реализации проекта средствами разных программ, второй предполагает рассмотрение решений сначала с помощью одного программного средства, потом другого. Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки, частично приведенные в таблице.
Ожидаемые результаты обучения
После прохождения курса учащиеся владеют следующими знаниями, коммуникативными умениями и способами деятельности:
знают этапы разработки проектов;
знают специфику оформления проектов, документов и материалов по школьным дисциплинам;
умеют оформлять документы и материалы школьных дисциплин (схемы, диаграммы, формулы, таблицы, рисунки) с помощью прикладных программных средств компьютера;
владеют навыками поиска тематической информации в Интернет, энциклопедиях, справочниках и т.д.;
владеют навыками работы с графической информацией средствами пакетов компьютерной графики;
умеют сканировать и редактировать тематические материалы (тексты, рисунки, схемы, таблицы);
имеют представление о занимательных материалах и умеют создавать их на компьютере;
владеют способами продуктивной деятельности.
Как следствие, повышение активности учащихся в сетевых конкурсах различных творческих и исследовательских работ, качества подготовки рефератов, проектов на научной конференции школьников. Итоговый проект защищается на уроке, возможно выступление на научных конкурсах «Зерде».
Структура содержания вариативного курса
1 модуль - Подготовительный этап разработки проекта (2 часа)
Выбор научно-предметной области проекта. Постановка цели проекта или исследования (как правильно определить цель и каким требованиям она должна отвечать). Методы сбора и изучение всей доступной информации по выбранной теме и проекта, с помощью различных средств ИКТ. Определение задач согласно поставленной цели. Программы сканирования и распознавания материалов: Fine Reader.
2 модуль – Планирование работы над проектом (3 часа)
Выбор методов и последовательности решения поставленных задач. Возможности прикладных программных средств по работе с электронными документами.
Текстовый процессор Word. Табличный процессор Excel.
Программы обработки графической информации. Microsoft Paint, Corel DRAW, Adobe Photoshop. Создание видео. Другие программные средства.
3 модуль – Этап моделирования (2 часа)
Работа с формулами в текстовом процессоре Word. Редактор формул Microsoft Equation. Построение схем и диаграмм средствами текстового процессора Word. Работа с табличными данными в текстовом процессоре Word. Построение графиков функций средствами табличного процессора Excel. Внедрение объектов Excel в текстовые документы. Автофигуры текстового процессора Word. Гиперсвязи в документах. Принципы освоения новых программных средств.
4 модуль – Реализация проекта (4 часа)
Создание проектной работы по выбранной теме учебной дисциплины. (Учащийся или группа выбирают тему проектной работы по интересам, по рекомендации учителей предметников)
Темы по информатике:
Представление информации.
Передача информации.
Обработка информации.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Информационные процессы в обществе.
Основные устройства ИКТ
Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира
Создание и обработка информационных объектов
Базы данных
Поиск информации
Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации
Проектирование и моделирование
Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы
Организация информационной среды
Информационные модели и системы
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)
Основы социальной информатики
Телекоммуникационные технологии
5 модуль – Оформление проекта (2 часа)
Правила оформления и структура пояснительной записки к проекту. Формулирование выводов по работе над проектом. Дополнительные материалы представляющие разработку (визитка автора, аннотация, приложения , и т.д.).
6 модуль – Подготовка проекта к представлению аудитории (2 часа)
Подготовка к защите проекта. Презентация для представления проекта. Защита проекта. Экспертная или общественная оценка проекта: актуальность, технический уровень, качество графики на экране дисплея, эргономический уровень, научность представленного материала, дидактический уровень. Самоанализ, перспективы работы и рефлексия.
7 модуль – Защита проектов (2 часа)
Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы | Всего часов | Из них на | Форма проведения | Образовательный продукт | Дата |
теор | практ |
1 модуль - Подготовительный этап разработки проекта (2 часа) |
1 | Проекты и их виды | 1 | + | + | Урок-практикум | Методические рекомендации Кластер | |
2 | Этапы работы над проектом | 1 | + | + | Урок-практикум | Методические рекомендации Кластер | |
2 модуль – Планирование работы над проектом (2 часа) |
3 | Электронные документы | 1 | + | + | Урок-практикум | Презентация | |
4-5 | Создание видео | 2 | + | + | Урок-практикум | Презентация, видео | |
3 модуль – Этап моделирования (2 часа) |
6 | Редактор формул | 1 | + | + | Урок-практикум | Памятка | |
7 | Гиперсвязи в документах | 1 | + | + | Урок-практикум | Памятка | |
4 модуль – Реализация проекта (4 часа) |
8-11 | Создание проектной работы | 4 | + | + | Урок-практикум | Проект | |
5 модуль – Оформление проекта (2 часа) |
12-13 | Правила оформления и структура | 2 | + | + | Урок-практикум | Проект | |
6 модуль – Подготовка проекта к представлению аудитории (2 часа) |
14-15 | Создание презентации к защите проекта | 2 | + | + | Урок-практикум | Проект, презентация | |
7 модуль – Защита проектов (2 часа) |
16 | Защита проекта | 1 | | + | Урок-практикум | Видео защиты проекта | |
17 | Защита проекта | 1 | | + | Урок-практикум | Видео защиты проекта | |
Список литературы для учителя
1. Кишик A. Adobe Photoshop: Эффективный самоучитель. М.: DS, 2002.
2. Мураховский В. И. Компьютерная графика: Популярная энциклопедия. М.: АСТ-Пресс, 2002.
3. Пономаренко С . Adobe Illustrator 10. СПб: БХВ-Петербург, 2002.
4. Попов A. Excel: Практическое руководство. СПб: Питер, 2000.
5. Русских С.И. Графические объекты Word//Информатика и образование. 2001. №6.
6. Симонович С.В. Новейший самоучитель работы на компьютере. М.: АСТ-Пресс, 2002.
7. Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии: Учебное пособие. М.: Лаборатория Базовых Знаний, АО «Московские учебники», 2007.
8. Шафрин Ю. А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч. 2: Офисная технология и информационные системы. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
Список литературы для учащихся
1. Интерактивная энциклопедия науки и техники «От плуга до лазера 2.0» («Новый диск»).
2. Интерактивный мультимедийный обучающий курс «Практический курс Adobe Photoshop 7.0» («Кирилл и Мефодий»).
3. Интерактивный мультимедийный обучающий курс «Практический курс Corel DRAW 9.0» («Кирилл и Мефодий»).
4. Интерактивный мультимедийный обучающий курс «Практический курс Excel 2003» («Кирилл и Мефодий»).
5. Интерактивный мультимедийный обучающий курс «Практический курс Word 2003» («Кирилл и Мефодий»).
6. Компьютерная проектная среда «Живая физика» (ИНТ).
7. Компьютерное пособие «1С: Репетитор. Естественные науки» («1С»).
8. Компьютерное пособие «1С: Репетитор. Физика» («1С»).
9. Мультимедийный курс «Открытая физика 2.0» («Физикон»).
10. Образовательный компьютерный курс «Физика в картинках» («Физикон»).
11. Обучающий диск «Обучение: математика и анализ на компьютере» («Медиа-Сервис 2000»).
12. Электронный альбом для компьютерных экспериментов «Живая геометрия» (ИНТ).
13. Электронный учебник-справочник «Алгебра. 7—11 класс» («Кордис & Медиа», «Кудиц»).
Интернет – ресурсы
http://www.rusedu.info/ - ИТ в образовании