Рабочая программа
внеурочной деятельности «Волейбол»
5 - 6 классы
Спортивно – оздоровительное, социальное направления развития личности.
Учитель: Романова Наталья Анатольевна
г. Ярославль
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии с документами:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.05.2023 г. № 370 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Основная образовательная программа основного общего образования государственного общеобразовательного учреждения Ярославской области «Лицей № 86»;
Учебный план образования государственного общеобразовательного учреждения Ярославской области «Лицей № 86» на текущий учебный год;
План внеурочной деятельности образования государственного общеобразовательного учреждения Ярославской области «Лицей № 86» на текущий учебный год;
Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся основного общего образования государственного общеобразовательного учреждения Ярославской области «Лицей № 86».
Система физического воспитания в нашей стране имеет многолетний опыт становления и направлена на решение основных социально значимых задач: укрепление здоровья населения, физическое и двигательное развитие и воспитание высоких нравственных качеств.
Особое внимание уделяется детскому возрасту, поскольку на этом этапе развития закладывается основа дальнейшего совершенствования и формируется потенциал физических возможностей, которые могут быть реализованы в различных сферах деятельности человека.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» разработана на основе:
«Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных учреждений» под редакцией В.И. Ляха, А.А Зданевича (2022г.), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Внеурочная деятельность учащихся «Волейбол». Пособие для учителей и методистов. Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов 2014г.
Волейбол является одним из универсальных средств физического воспитании. Важнейшими физическими качествами для игры в волейбол является скорость, ловкость, выносливость, сила. Результат игры во многом зависит от двигательных реакций, быстроты мышления, умения маневрировать и перестраивать двигательные действия в зависимости от сложившейся ситуации. Игра в волейбол всегда проходит с высоким эмоциональным настроением. Средства волейбола способствуют гармоничному развитию и укреплению здоровья обучающихся, комплексно влияют на органы и системы растущего организма, укрепляя и повышая функциональный уровень всех систем организма человека. Регулярные занятия волейболом содействуют развитию личностных качеств обучающихся, формированию коллективизма, инициативности, решительности, развития морально-волевых качеств, а также способствуют формированию комплекса психофизиологических свойств организма.
Целью изучения игры в волейбол является формирование у обучающихся навыков общечеловеческой культуры и социального самоопределения, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья, ведению здорового образа жизни через занятия физической культурой и спортом.
Задачами изучения игры в волейбол являются:
всестороннее гармоничное развитие обучающихся, увеличение объема их двигательной активности;
укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей их организма, обеспечение безопасности на занятиях по волейболу;
освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития волейбола в частности;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами по волейболу;
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества;
развитие положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к физической культуре, удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в занятиях физической культурой и спортом;
выявление, развитие и поддержка одаренных детей в области спорта.
Место и роль .
Волейбол доступен для освоения всем обучающимся, независимо от уровня их физического развития. Волейбол помогает обучающимся в освоении образовательных программ в рамках внеурочной деятельности, подготовке обучающихся к сдаче норм ГТО и участии в спортивных соревнованиях.
Содержание программы.
Знания о волейболе. История развития волейбола как вида спорта в мире, в Российской Федерации, в регионе.
Основные правила игры.
Занятия волейболом как средство укрепления здоровья, повышения функциональных возможностей основных систем организма. Сведения о физических качествах, необходимых волейболисту и способах их развития. Значение занятий волейболом на формирование положительных качеств личности человека.
Режим дня при занятиях волейболом. Правила личной гигиены во время занятий.
Правила поведения и техники безопасности при занятиях волейболом.
Подвижные игры и правила их проведения. Организация и проведение игр специальной направленности с элементами волейбола.
Самоконтроль и его роль в учебной и соревновательной деятельности. Дневник самонаблюдения.
Требования к спортивной одежде и обуви для занятий волейболом.
Комплексы общеразвивающих, специальных упражнений. Комплексы упражнений на развитие физических качеств (быстроты, силы, скоростно-силовых качеств, ловкости, выносливости, гибкости), характерных для волейбола. Специальная физическая подготовка (практическая часть).
Стойки игрока, перемещения в стойке.
Передача мяча сверху и снизу двумя руками.
Нижняя прямая подача. Верхняя прямая подача. Приём подачи.
Подвижные игры и эстафеты.
Учебные игры ( упрощённые ). Участие в соревновательной деятельности.
Тактическая подготовка. Тактика нападения: индивидуальные действия.
Тактика защиты: индивидуальные действия.
Содержание внеурочной деятельности по волейболу направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
В результате изучения программы у обучающихся будут сформированы следующие личностные результаты:
проявление чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России через знания истории и современного состояния развития волейбола;
проявление осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, моральной компетентности в решении проблем в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности по виду спорта "волейбол";
проявление ценностных ориентиров здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил безопасного поведения в учебной, соревновательной, досуговой деятельности;
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к сверстникам и педагогам.
В результате изучения программы у обучающихся будут сформированы следующие метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения средствами волейбола, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в физкультурно-спортивном направлении;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач в учебной, игровой, соревновательной и досуговой деятельности, оценивать правильность выполнения задач, собственные возможности их решения;
умение владеть основами самоконтроля, самооценки, выявлять, анализировать и находить способы устранения ошибок при выполнении технических приемов и способов волейбола;
умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
В результате программы у обучающихся будут сформированы следующие предметные результаты:
понимание значения волейбола как средства повышения функциональных возможностей основных систем организма и укрепления здоровья человека, роли волейбола в направлениях: физическая культура, спорт, здоровье, безопасность;
знания правил проведения соревнований по волейболу в учебной, соревновательной и досуговой деятельности;
умение выполнять комплексы упражнений, включающие общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения, упражнения для изучения технических приемов и их совершенствования;
совершенствование технических приемов и тактических действий по волейболу;
умение составлять и демонстрировать комплексы упражнений на развитие физических качеств, характерные для волейбола;
освоение и демонстрация базовых технических приемов техники игры;
соблюдение правил личной гигиены и ухода за спортивным инвентарем и оборудованием, подбора спортивной одежды и обуви для занятий по волейболу;
умение осуществлять самоконтроль за физической нагрузкой в процессе занятий волейболом;
знание контрольно-тестовых упражнений для определения уровня физической и технической подготовленности игроков в волейбол;
взаимодействие в коллективе сверстников при выполнении групповых и командных упражнений, проявление толерантности во время учебной и соревновательной деятельности.
Программа построена на следующих принципах:
принцип модификации, основанный на выборе средств, методов и форм организации занятий, учитывающих возрастно – половые и индивидуальные особенности детей.
принцип сознательности и активности, основанный на формирование у детей осмысленного отношения к выполнению поставленных задач.
принцип доступности, основанный на индивидуальном подходе к ученикам, который создает благоприятные условия для развития личностных способностей.
принцип последовательности обеспечивает перевод двигательного умения в двигательный навык.
Категория обучающихся: 5 – 6 класс.
Форма организации – секция.
Срок реализации программы: 1 год
Тематическое планирование.
5-6 классы
№ | Тема | Характеристика видов деятельности. | Кол-во часов |
1 | Основы знаний. | Учат и строго выполняют правила по технике безопасности. Углубляют и закрепляют знания о гигиенических требованиях к спортивной одежде и обуви. Совершенствуют умения правильно одеваться в соответствии с видом занятий. Получают знания о правильном дыхании, о способах самоконтроля, учатся правильно измерять пульс и регулировать нагрузку, применяют приобретенные знания для обеспечения своей двигательной активности. | В процессе занятий. |
2 | Передачи мяча сверху и снизу двумя руками. | Разучивают, совершенствуют и демонстрируют навыки передач мяча сверху и снизу двумя руками, применяют сочетание технических приемов. Приобретают навыки в оценке своих двигательных способностей, разбирают и исправляют технические ошибки. | 10 |
3 | Верхняя прямая подача. | Разучивают, совершенствуют и демонстрируют навыки верхней прямой подачи. | 6 |
4 | Нижняя прямая подача. | Разучивают, совершенствуют и демонстрируют навыки передвижений с мячом и без мяча, применяют сочетание технических приемов. | 6 |
5 | Приём мяча. | Разучивают, совершенствуют и демонстрируют навыки приёма мяча. | 5 |
6 | Подвижные игры и эстафеты. | Демонстрируют изученные приемы во время учебных игр, соревнований. Приобретают навыки тактического и дружелюбного общения со сверстниками, взаимопонимания и взаимопомощи. | 3 |
7 | Двусторонняя учебная игра в процессе занятий. | Демонстрируют изученные приемы во время учебных игр, соревнований. | |
8 | Физическая подготовка в процессе занятий. | Выполняют физические упражнения и демонстрируют физическую подготовленность. | |
9 | Стойки игрока и перемещения. | Разучивают, совершенствуют и демонстрируют навыки передвижений без мяча. | 4 |
| Итого | | 34 |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Дата |
1 | Знания о волейболе. Правила поведения и техники безопасности при занятиях волейболом. Стойка игрока (исходные положения), перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. Подвижная игра. | |
2 | Занятия волейболом как средство укрепления здоровья. Стойка игрока, перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. Подвижная игра. | |
3 | Требования к спортивной одежде и обуви для занятий волейболом. Перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. Физическая подготовка. | |
4 | Перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. Разучивание верхней передачи мяча над собой. Эстафеты. | |
5 | Разучивание сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). Верхняя передача мяча над собой, в парах. Пионербол. | |
6 | Основные правила игры. Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). Верхняя передача мяча над собой, в парах. Подвижная игра | |
7 | Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. Верхняя передача мяча над собой, в парах. Тестирование. | |
8 | Режим дня при занятиях волейболом. Правила личной гигиены во время занятий. Верхняя передача мяча над собой, у стены, в парах. Подвижные игры и эстафеты. | |
9 | Самоконтроль. Дневник самонаблюдения. Стойка игрока, перемещения в стойке. Верхняя передача мяча над собой, у стены, в парах. Подвижная игра с элементами верхней передачи. | |
10 | Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). Передача мяча снизу двумя руками ( разучивание). Физическая подготовка. | |
11 | Верхняя передача мяча над собой, у стены, в парах. Передача мяча снизу двумя руками над собой, у стены. Пионербол. | |
12 | Передача мяча снизу двумя руками. Верхняя передача мяча над собой, у стены, в парах. Пионербол. | |
13 | Передача мяча снизу двумя руками в парах. Эстафеты с различными способами перемещений. Игра «Бешеный мяч». | |
14 | Передача мяча сверху и снизу двумя руками над собой, в парах. Игра «Перестрелка». | |
15 | Сведения о физических качествах, необходимых волейболисту и способах их развития. Нижняя прямая подача ( разучивание). Верхняя передача мяча у стены, в парах, через сетку. Физическая подготовка. | |
16 | Подвижные игры и эстафеты. | |
17 | Нижняя прямая подача с 3-4м. Пионербол. | |
18 | Нижняя прямая подача с 3-4м. Передача мяча сверху и снизу двумя руками над собой, в парах, через сетку. Пионербол. | |
19 | Нижняя прямая подача с 4-6м. Передача мяча сверху и снизу двумя руками над собой, в парах, через сетку. «Перестрелка». | |
20 | Нижняя прямая подача с 4-6м. Передача мяча сверху и снизу двумя руками над собой, в парах, через сетку. Игра «Бешеный мяч». | |
21 | Стойка игрока, перемещения в стойке. Передача мяча сверху и снизу двумя руками над собой, в парах, через сетку. Эстафеты с элементами волейбола. | |
22 | Нижняя прямая подача с 4-6м. Передача мяча сверху и снизу двумя руками над собой, в парах, через сетку. Физическая подготовка. | |
23 | Подвижные игры и эстафеты | |
24 | Разучивание верхней прямой подачи с середины площадки. Пионербол. | |
25 | Верхняя прямая подача с середины площадки. Игра «Бешеный мяч». | |
26 | Приём мяча с подачи у стены. Верхняя прямая подача с середины площадки. Игра в волейбол по упрощённым правилам. | |
27 | Приём подачи в парах. Верхняя прямая подача с середины площадки. Игра в волейбол по упрощённым правилам. | |
28 | Приём подачи. Верхняя прямая подача с середины площадки. Игра «Бешеный мяч». | |
29 | Приём подачи. Верхняя прямая подача с середины площадки. Игра в волейбол по упрощённым правилам. | |
30 | Подача и приём подачи в парах. Передача мяча сверху и снизу двумя руками над собой, в парах, через сетку. | |
31 | Верхняя прямая подача с 6м. Передача мяча сверху и снизу двумя руками над собой, в парах, через сетку. Игра в волейбол по упрощённым правилам. | |
32 | Верхняя прямая подача с 6м. Передача мяча сверху и снизу двумя руками над собой, в парах, через сетку. Игра в волейбол по упрощённым правилам. | |
33 | Верхняя прямая подача с 6м. Передачи мяча. Игра в волейбол по упрощённым правилам. | |
34 | Подведение итогов. Подвижные игры и эстафеты. | |