СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа воспитательной работы в начальных классах "Светлячок".
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Возовская средняя общеобразовательная школа»
Поныровского района Курской области
Программа воспитательной работы
1-4 класс
Классный руководитель
Кудинова Ирина Ивановна
2014 г.- 2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.....................................................................3
1.1. Актуальность и принципы........................................................................... 3
1.2. Цели и задачи программы............................................................................ 4
1.3. Направления реализации программы.......................................................... 4
1.4. Участники программы................................................................................... 4
1.5. Сроки реализации программы...................................................................... 4
1.6. Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы.................... 5
1.7. Ожидаемые результаты 5
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ…………………………………………. 6
2.1. Направление «Гражданин» …………………………………………… 13
2.2. Направление «Семья» …………………………………………………..13
2.3. Направление «Здоровье» ……………………………………………… 13
2.4. Направление «Экология» ………………………………………………13
2.5. Направление «Нравственность» ……………………………………… 13
2.6. Направление «Общение» ………………………………………………13
2.7. Направление «Досуг» …………………………………………………..13
МОНИТОРИНГ...............................................................................................50
Литература ……………………………………………………………………
Паспорт программы
Наименование программы | Авторская программа воспитательной деятельности в начальной школе "Светлячок" |
Основание для разработки программы | Программа разработана в соответствии с основными направлениями воспитания учащихся школы |
Разработчик программы | Кудинова И.И., учитель начальных классов |
Цели программы | Создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности. |
Задачи программы | Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей; для поддержания стабильного здоровья обучающихся. Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков. Развивать умение общаться и сотрудничать. Развивать эмоциональную и волевую сферы. |
Направленность программы | Духовно-нравственное |
Сроки реализации | Срок реализации программы – 4 года, 2014-2018 г.г. |
Основные направления воспитательной системы | Интеллектуальное воспитание, Гражданско-патриотическое Нравственное и духовное воспитание Воспитание положительного отношения к труду и творческой деятельности Воспитание семейных ценностей Экологическое воспитание Здоровьесберегающее воспитание Социокультурное и медиакультурное воспитание Культуроведческое и эстетическое воспитание Правовое воспитание и культура безопасности Формирование коммуникативной культуры. |
Участники реализации | Учащиеся 1 - 4 классов муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Возовская средняя общеобразовательная школа» |
Формы и методы воспитывающей деятельности | Социально-активные акции (социальное проектирование, трудовые операции, экологические и социальные акции и др.) Познавательно - интеллектуальные мероприятия (творческие проекты, исследовательские проекты, беседы, телеигры, викторины, конкурсы, сюжетно-ролевые игры и др.) Досугово-развлекательные мероприятия (праздники, конкурсы, игры и т.п.) Спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, дни здоровья и т.п.) |
Ожидаемые результаты | Творческая личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи. Демонстрация детьми гражданского отношения к природе, малой Родине, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью близких людей. Повышение уровня познавательного интереса детей. |
Организация контроля за ходом исполнения | Ежегодный анализ воспитательной системы работы «Светлячок» Ежегодный срез уровня развития воспитанности учащихся класса. |
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский
Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.
Одна из главных задач современной новой школы – способствовать формированию и развитию личностных качеств, создавая оптимальные педагогические условия для раскрытия способностей каждого ученика, воспитания порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Воспитательная работа в классе должна быть построена так, чтобы учащиеся могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Решая проблему воспитания и развития детей, важно понимать, что только правильно построенная система воспитательной работы с классным коллективом будет способствовать проявлению активности воспитанников, их желания постоянно узнавать что-то новое. Только системный подход может стать эффективным средством обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя.
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.
Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.
В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:
- умение выслушивать его до конца;
- не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
- открытость и доступность учащимся.
Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.
Программа предусматривает широкий выбор видов и форм деятельности младших школьников, конкретизируя результаты каждого года воспитания.
Пользуясь данной программой, я нахожу немало возможностей для того, чтобы вести целенаправленную и активную работу со всеми учащимися класса. Они помогают учащимся раскрыть свои способности, задатки, свою индивидуальность.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
1 класс - Выявление потенциальных возможностей школьников.
2 класс - Формирование нравственных понятий и привычек.
3 класс - Накопление опыта нравственного поведения.
4 класс - Самоанализ поведения, интересов, склонностей, профориентация.
Цель данной программы: создание благоприятных социально - психологических условий для разностороннего развития личности .
Задачи:
- сплочение ученического коллектива, развитие ученического самоуправления;
- воспитание сознательной дисциплины, нравственных качеств учащихся через вовлечение в общую работу;
- формирование у воспитанников общественной активности, самостоятельности, инициативы и творчества через активное участие в общественной жизни и труде на общую пользу;
- выявление индивидуально - психологических и творческих способностей;
- приобщение к здоровому образу жизни;
- развитие эстетического вкуса, повышение культуры общения, культуры поведения;
- приобщение воспитанников к региональной, национальной и мировой культуре;
- воспитание потребности в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
1 класс успешная адаптация к школьной жизни; эмоциональная устойчивость обучающихся; создание предпосылок для формирования классного коллектива; активное участие родителей в жизни класса, школы. | 2 класс устойчивые положительные результаты обучения; активное участие детей в жизни класса, школы; негативное отношение к вредным привычкам; создание органов классного самоуправления. |
3 класс проявление интеллектуальных способностей; знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города; умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия; ощущение ответственности за совершаемые поступки.
| 4 класс овладение методами самовоспитания, самоконтроля; проявление самостоятельной творческой активности; умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности; обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы; мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность. |
Объект: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет: содержание и формы организации УВП; процесс формирования личности младшего школьника; технологии обучения и воспитания, способствующие созданию поведенческой модели, отвечающей социальному запросу.
Выбор направлений Программы осуществлялся на основе воспитательной программы школы, в соответствии с результатами диагностики, определением уровня развития и интересов учащихся, обусловлен целевым ориентиром – моделью выпускника начальной школы.
Функционирование воспитательной системы осуществляется за счет комплексного взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребенка в различных направлениях:
- обеспечение жизни и здоровья учащихся (Здоровье)
- обеспечение позитивных межличностных отношений (Общение)
- формирование опыта гражданско-правового поведения, развития социальной компетентности учащихся (Гражданин)
- формирование семейных ценностей (Семья)
- воспитание бережного отношения к природе (Экология)
- формирование нравственных жизненных ценностей (Нравственность)
- обеспечение культурных ценностей (Досуг)
В основу Программы положены педагогические принципы:
принцип культуросообразности, предполагающий воспитание личности в конкретном обществе, определенной эпохе, данной культуре. Всякий человек должен быть воспитан в соответствии с условиями жизни своего народа, страны, где он живёт;
принцип заинтересованности, предполагающий право на познание ребёнком заинтересовавших его явлений в более увлекательной и интересной атмосфере;
принцип творчества - ориентация не только и не столько на результаты творческого поиска сколько на сам процесс творчества;
принцип самостоятельности, как принцип личного осознания человеком требований не по принуждению, а из стремления лично самосовершенствоваться и делать благо для людей и общества;
принцип доступности, в соответствии с этим принципом младшим школьникам предлагается оптимальный для усвоения объём информации, который предполагает сочетание полученной информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования драматических сцен;
принцип последовательности, предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления;
принцип системности, принцип определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет усвоить знания, имеющие отношение к здоровью, в виде целостной системы;
принцип сознательности и активности, направлен на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего при изучении форм поведения и стилей жизни.
Условия эффективной реализации Программы
Педагогическими условиями воспитательного процесса являются:
- ориентация на развитие ребёнка;
- учёт возрастных особенностей детей;
- направленность на социализацию школьника;
- педагогическая поддержка ребёнка.
Программа предполагает подготовку младших школьников на обучение в среднем звене; на становление ученика как творческой личности.
Программа обеспечивает:
- целостность воспитательного процесса на период обучения школьников в учебном заведении;
- системность, целенаправленность и регулярность в воспитательной работе, что повышает уровень развития личности;
- разнообразие форм и методов, формирование у воспитанников толерантности;
- поиск новых путей развития личности школьников
Виды, средства, методы и формы воспитательной работы
Основные виды деятельности ребёнка в школе:
- игровая деятельность;
- интеллектуально – познавательная;
- поисково-исследовательская;
- художественно-творческая и эстетическая;
- оздоровительная и трудовая;
- экологическая и общественная.
Программой предусмотрено применение следующих методов и средств педагогического воздействия:
- методы стимулирования и развития эмоциональной, духовной и волевой сферы ребёнка;
- здоровьесберегающие методы;
- методы сотрудничества;
- мотивация;
- методы вовлечения в деятельность;
- игровой метод;
- видеометод;
- анализ деятельности и общения;
- практический и ситуационный методы и др.
Основные средства:
- окружающий предметный мир и природный мир;
- духовные ценности и богатства малой Родины;
- технические средства и наглядность;
- мораль;
- наука и искусство;
- игра и физическая культура;
- здоровьесберегающие средства: гигиена, движение, силы природы;
- знания и умения.
Основные формы деятельности:
- социальное проектирование;
- творческие проекты и исследовательские проекты;
- беседы, посиделки;
- досугово-развлекательные акции (праздники, конкурсы, игры и т.п.);
- ярмарки, выставки;
- сюжетно-ролевые игры;
- трудовые акции;
- спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, дни здоровья и т.п.).
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ
Педагогические теории
технология личностно- ориентированного КТД С.Д. Полякова
личностно-ориентированная педагогика (Якиманская Н.А.)
здоровьесберегающие технологии (В.И. Ковалько, В.Г. Яковлева)
воспитательные технологии (разработанные Н.Е. Щурковой, Л.Д. Рогозиной и др.)
педагогика сотрудничества (Иванов И.П., Караковский В.А.)
педагогика педагогической поддержки (Газманов О.С.)
гуманно-личностная технология (Амонашвили Ш.А.)
личностно-ориентированная педагогика (Якиманская Н.А.)
игровые технологии.
Воспитательная работа реализуется:
- в установке на личностный подход, диалогичность взаимодействия при вовлечении детей во внеклассную работу, коллективную организацию различных видов деятельности класса;
- в психолого-педагогическом сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс;
- в информационно – аналитическом обеспечении учебного процесса;
- в учёте возрастных особенностей раннего подросткового возраста (избирательность внимания, критичность – особенность мышления подростка, чувство взрослости, подражательность, потребность самовыражения, самореализации).
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Этапы построения воспитательной системы
Этапы | Основные направления деятельности |
I – проектно-мобилизационый (август 2014 г.) (август 2015 г.) (август 2016 г.) (август 2017 г.) | 1.Создание диагностических материалов для системы мониторинга по выявлению интересов, запросов, ценностных ориентаций учащихся, уровня воспитанности учащихся как основы планирования воспитательной работы в классе. 2.Разработка системы мер по созданию и продолжению традиций класса. 3. Разработка воспитательной программы. 4. Установление отношений с родителями социумом. |
II. – поисково-преобразовательный (сентябрь 2014 г. – апрель 2015 г.) (сентябрь 2015 г. – апрель 2016 г.) (сентябрь 2016 г. – апрель 2017 г.) (сентябрь 2017 г. – апрель 2018 г.) | 1.Апробация и использование в воспитательном процессе технологий, приемов и методов обучения и воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных способностей. 2. Проведение мониторинга развития каждого ребёнка и классного коллектива. 3.Апробация годового цикла дел, направленных на воспитание и развитие учащихся. |
III. – рефлексивно-обобщающий (май 2015 г.) (май 2016 г.) (май 2017 г.) (май 2018 г.) | 1.Осуществление рефлексии процесса и результатов деятельности по построению воспитательной системы класса. 2.Определение перспектив дальнейшего развития воспитательной работы. |
СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Содержание программы
1 класс « Познаём себя» - на первом этапе, где дошкольник - уже школьник, где ведущая деятельность – учёба, в которой происходит узнавание себя, даётся оценка собственным взглядам на окружающих.
2 класс «Учимся дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.
3 класс «Жизнь в коллективе» - на третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.
4 класс « В единстве - сила» - на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.
Программа воспитательной работы «Светлячок»», поможет организовать работу в классе в течение четырёх лет. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Учитывая, что ребёнок, придя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становится познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
Для формирования и развития личности младшего школьника необходимо строить воспитательную работу разносторонне, т.е. использовать основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся.
Направления воспитательной программы:
Направление «ГРАЖДАНИН» - сфера формирования опыта гражданско-правового поведения, развития социальной компетентности учащихся.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; свобода и ответственность; доверие к людям.
Целевая установка:
Создание условий для патриотического, гражданского и духовно- нравственного воспитания учащихся.
Задачи:
Формировать у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; развитие интереса к изучению истории родного края, Отечества.
Формировать чувства гордости за свою Родину, свой край, свое село, свою школу.
Формировать нравственную, правовую, политическую и экологическую культуры личности.
Формы работы:
- тематические классные часы о Российской истории, Великой Отечественной войне, об истории школы;
- уроки мужества, уроки нравственности, уроки доброты, турниры вежливости;
- участие в акциях «Милосердие», «Подарок ветерану»;
- конкурсы стихов, рисунков, сочинений, поделок;
- поисково-исследовательские проекты.
Знания и умения:
- демонстрируют ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению, к родителям, младшим;
- знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, демонстрируют бережное отношение к ним;
- имеют представления о России как государстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- имеют элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры,
- имеют знания о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, школьника.
Направление «СЕМЬЯ» - сфера формирования семейных ценностей.
Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших.
Целевая установка: сблизить интересы родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
- организация психолого – педагогического просвещения родителей через
систему родительских собраний, тематических и индивидуальных
консультаций, бесед;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
- обучение родителей быть родителем, владеть приёмами воспитания и
взаимодействия с детьми.
Формы работы:
- сбор информации для социального паспорта класса;
- встречи и беседы с членами семьи;
- посещение семей учащихся класса, с целью выявления жилищно-бытовых условий ребёнка;
- составить план работы с родителями;
- совместные родительские собрания;
- индивидуальные встречи с неблагополучными семьями;
- коррекционные занятия с «трудными» учащимися;
- диагностические исследования в классе по разным приоритетным направлениям воспитательной работы.
Знания и умения: умеют и демонстрируют знания семейных ценностей и традиций семьи.
Направление «ЗДОРОВЬЕ» - сфера здоровьесбережения учащихся.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
Целевая установка:
Прививать детям понятия здорового образа жизни.
Защищать, сохранять и укреплять физическое и психологическое состояние школьников.
Задачи:
Пропагандировать здоровый образ жизни.
Создать условия для свободного развития духовных и физических сил школьников.
Организовать просвещение обучающихся по вопросам сохранения, развития и коррекции здоровья.
Формировать культуру безопасности, изучение ПДД.
Формы работы:
- дни здоровья, спортивные соревнования, походы, экскурсии, спортивные праздники, подвижные игры;
- беседы, классные часы о здоровом образе жизни;
- встречи с медицинским работником;
- изучение правил дорожного движения и основ безопасности жизнедеятельности;
- конкурсы рисунков, сочинений о здоровом образе жизни;
- творческие проекты.
Знания и умения: владеют знаниями, умениями и действиями здорового образа жизни; демонстрируют действия безопасного жизнеобеспечения.
Направление «ЭКОЛОГИЯ» - сфера воспитания бережного отношения к природе.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
Целевая установка: пробудить у детей интерес и любовь к окружающей природе, историческому прошлому родного края; обучать детей общению с ней, видеть необычное в привычном, чувство удивления и восхищения.
Задачи:
- учить детей наблюдению за жизнью окружающего мира;
- формировать у них готовность к защите природы;
- воспитывать бережное отношение к природе и потребность к охране окружающей среды, потребность сохранения экологического равновесия.
Формы работы:
- тематические классные часы;
- КТД (коллективно-творческие дела);
- походы выходного дня, экскурсии;
- ежегодное участие в городе во Всероссийских акциях «Спасти и сохранить!»
- внеклассные мероприятия экологического характера;
- дни творчества и дни открытых дверей;
- фотоконкурсы, конкурсы рисунков;
- практически-деятельные мероприятия: операции, акции, проектная и исследовательская деятельности.
Знания и умения:
- демонстрируют ценностное отношение к природе, проявляют интерес и любовь к природе;
- имеют навыки наблюдать за жизнью окружающего мира;
- активно участвуют в экологических акциях;
- умеют организовать практически-деятельные мероприятия экологической направленности;
- имеют опыт участия в различных видах социально-значимой деятельности;
- умеют применить свои знания в познавательной и практической, общественно полезной деятельности экологического характера.
Направление «НРАВСТВЕННОСТЬ» - сфера формирования нравственных жизненных ценностей.
Воспитание ценностного отношения к нравственности, прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и нравственных ценностях.
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое и этическое развитие; художественное творчество, нравственные нормы, жизненные ценности.
Целевая установка: направлена на обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;
формировать у учащихся осознание значимости нравственного опыта
прошлого и будущего, и своей роли в нём.
Формы работы:
- организация циклов бесед «Уроки нравственности»;
- практикум по культуре поведения;
- классные часы и беседы-диалоги «Правила обязательные для всех»;
- разыгрывание миниатюр;
- обсуждение часто возникающей проблемы «Самооценка как регулятор поведения»;
- дискуссии по нравственной тематике;
- обсуждение жизненных ситуаций: поведение людей в обществе.
Знания и умения:
- демонстрируют ценностное отношение к нравственности, проявляют активность, проявляют нравственные ценности;
- имеют представления об эстетических идеалах и нравственных ценностях;
- активно участвуют в нравственных классных часах и беседах-диалогах;
- умеют применять на практике правила, обязательные для всех;
- имеют опыт участия в разыгрывании миниатюр нравственной тематики;
- умеют применить свои знания в познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Направление «ОБЩЕНИЕ» - сфера обеспечения позитивных межличностных отношений.
Формирование культуры общения, межличностных отношений, развитие умения управлять собой, навыки социального общения.
Ценности: эмоции, чувства, рефлексия; симпатия и антипатия; сочувствие, сопереживание, доверие, дружба.
Целевая установка: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения, ориентация школьников на соблюдение нравственных норм и правил поведения людей.
Задачи:
- формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «ученик-взрослый», «ребёнок – родители», «младшие –старшие»;
- формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям, природе, осознание ценности человеческой жизни;
- профилактика вредных привычек, асоциального поведения детей.
Формы работы:
- тематические классные часы;
- индивидуальные консультации;
- досугово - развлекательные проекты (праздники, конкурсы, состязания, игры);
- библиотечные уроки, праздничные концерты, дискуссии, встречи с интересными людьми;
- социальные проекты;
-экологические акции, трудовые операции;
- экскурсии в музей, на места работы родителей;
- -выездные мероприятия (концерты, театр, выставки);
- видео-уроки;
- знакомство с детскими социальными порталами и сайтами;
- туристические походы, экскурсии.
Знания и умения:
- имеют представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- имеют нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- -проявляют неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- демонстрируют способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- имеют представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека.
Направление «ДОСУГ» - сфера обеспечения культурных ценностей.
Воспитание этических понятий, развитие эстетических умений и индивидуальных способностей учащихся во внеурочной деятельности.
Ценности: памятные даты, досуг, этика, эстетика, культурные ценности, интересы.
Целевая установка: создание благоприятных педагогических, организационных, социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого ученика в коллективе.
Задачи:
- формирование культурных ценностей и интересов,
- организация детского самоуправления,
- воспитание активной жизненной позиции учащихся,
- стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классного руководителя,
- воспитание ответственности за порученное дело,
- формирование этических понятий и здорового общественного мнения ребят.
Формы работы:
- классные собрания, соревнования, дежурство по классу, рейды по проверке учебников, дневников и тетрадей;
- проведение праздников совместно с родителями;
- работа актива, выполнение поручений (командир класса, физорг, затейник, цветовод и др.).
Знания и умения:
- демонстрируют ценностное отношение к общественной деятельности, проявляют активность, трудолюбие, ответственность и инициативу;
- имеют навыки творческого сотрудничества со сверстниками (организация коллективной познавательной деятельности, взаимопомощи в учёбе и творчестве и т.д.);
- активно участвуют во всех общественных делах, в срок выполняют общественное поручение;
- умеют организовать участие всех членов команды (сотрудничество на равных началах, на равных основаниях при выполнении общих задач);
- имеют опыт участия в различных видах социально-значимой деятельности;
- умеют применить свои знания в познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
К числу приоритетных условий реализации Программы относится:
Создание воспитывающей среды, культуры общения, школьных традиций, воспитательного пространства (встречи с интересными людьми, благотворительность, шефство и т.д.), информационно-просветительская среда (художественная литература, видеотека (мульфильмы, видеосказки), аудио-продукция и др.).
Организация подпространства: школьная библиотека, наличие в школьных рекреациях и коридорах, классных комнатах государственной символики, стендовых материалов по истории школы, города Когалыма, условия для проведения праздников, позволяющие учащимся:
- изучать символы российской государственности и символы родного края; историю школы, города, области; приобщаться к школьным традициями и традициям своего народа;
- осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами; эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни.
Создание социально открытого пространства, когда педагоги, сотрудники школы, родители разделяют ключевые смыслы гражданских и нравственных ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
- в способах организации совместной деятельности взрослых и детей;
- в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
- в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
- в специальных событиях, спроектированных с учётом определенной ценности и смысла.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:
- нравственного примера учителя, взрослых, старших;
- социально-педагогического партнёрства;
- индивидуально-личностного развития ребёнка.
Для организации такого пространства согласовываются усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: педагогического коллектива, семьи, органов детского самоуправления, социума. Связи, устанавливаемые для реализации программы:
- внутренние: школьный библиотекарь, школьные кружки, секции, внеурочная деятельность.
- внешние: Возовский СДК «краеведческий музей п. Поныри», «Сельская библиотека», «Школьная библиотека», общественные организации посёлка и т.д.
ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Диагностические мероприятия
Диагностические мероприятия в рамках реализации Программы предусматривают изучение личностных качеств обучающихся, уровень развития коллектива, межличностного общения и использование полученных результатов для создания условий, способствующих решению поставленных задач.
Возможные формы: устный и письменный опрос, беседа, наблюдение, тестирование, анализ детского творчества, анкетирование, проигрывание ситуаций, метод экспертов и др.
Условия проведения:
- учёт возрастных особенностей детей;
- использование различных методик в оптимальное для подобной работы время.
Мониторинговые мероприятия
Мониторинг включает в себя оценку краткосрочных и долгосрочных результатов работы по реализации идей Программы и через показатели «прироста» дает возможность увидеть эффективность работы педагога.
Мониторинг решает следующие задачи:
- определение интегративных показателей деятельности школьников и учителя;
- определение результатов работы и условий, обеспечивающих их достижение;
- анализ информационных показателей мониторинга, с целью определения тенденций и уровня эффективности педагогической деятельности;
- выявление проблем и их своевременное решение.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы будет способствовать:
Формированию и развитию положительных общечеловеческих и гражданских качеств личности.
Формированию коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях.
Снижению агрессивности в поведении учащихся.
Повышению уровня развития классного коллектива и его сплоченности.
Повышению уровня познавательного интереса детей, расширению их кругозора.
Повышению показателей, отражающих активное участие детей в жизни класса и школы, развитию лидерских качеств обучающихся.
Формированию у детей ответственности за свое здоровье, направленности на развитие навыков здорового образа жизни и безопасного жизнеобеспечения.
8. Созданию системы воспитательного пространства, разумно сочетающую, в себе, внешние и внутренние связи и условия.
Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики:
- педагогическое наблюдение;
- использование методов специальной диагностики;
- тестирование;
- микроисследования;
- анкетирование;
- анализ детского творчества и др.
Критерии и показатели оценки ожидаемого результата
Критерии | Показатели |
Личностные критерии | |
Здоровье | - динамика заболеваемости - отношение к вредным привычкам(%) - занятость в секциях и участие в спортивных делах - комфортность самочувствия на уроке, в классе и школе |
Познание | - проявление интереса к знаниям - расширение кругозора - повышение престижности хорошей учёбы - желание посещать дополнител. занятия по предметам, кружки, секции |
Процессуальные критерии | |
Достижения учащихся класса | - участие в различных мероприятиях в классе и школе - участие в олимпиадах, НПК - творческий подход к делам
|
Жизнелюбие | - желание помочь другим - оптимизм - доброжелательное отношение к людям - разносторонние интересы - ответственность за свои поступки |
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
- психолого - педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- участие в управлении учебно-воспитательным процессом.
Формы работы с семьёй по данным направлениям содержатся в предлагаемой ниже таблице, которые предполагают создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещённости конкретного родительского коллектива.
Взаимодействие классного руководителя с родителями
основные направления | формы работы с семьёй |
психолого - педагогическое просвещение родителей | родительские встречи, обмен опытом |
индивидуальные и тематические консультации | |
тренинги | |
конференции | |
родительские собрания | |
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс | дни творчества |
открытые уроки и внеклассные мероприятия | |
помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса | |
родительское общественное патрулирование | |
шефская помощь | |
участие в управлении учебно-воспитательным процессом | участие родителей класса в работе совета школы |
участие родителей класса в работе родительского комитета |
Калейдоскоп родительских собраний (по классам )
Класс | Тематика |
1 | «Трудности адаптации первоклассников к школе» //Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1-4 классы «Семья на пороге школьной жизни ребенка» «Организация режима дня младшего школьника» //Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1-4 классы «Телевизор в жизни семьи и первоклассника» //Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1-4 классы «Как помочь ребенку в учебе» // КР – 2006, №7, С.84-87 |
2 | «Физическое и психическое развитие ребенка 7-9 лет» //Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1-4 классы «Причины и последствия детской агрессии» //Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1-4 классы «О поощрениях и наказаниях в семье»//Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1-4 классы «Поведение ребенка 7-9 лет и воспитание. Хочу, можно, нельзя, надо» «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка» //Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1-4 классы «Значение воображения в интеллектуальном развитии ребенка» //Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1-4 классы |
3 | «Причины быстрой утомляемости и частых заболеваний младших школьников» «Компьютер, телевизор и воспитание ребенка» «Взаимоотношения в семье и нравственное воспитание ребенка» // КР –2006, №7 и 2007, №6 «Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника» //Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1-4 классы «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка» //Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1-4 классы «Семья и школа – партнеры в воспитании ребенка» |
4 | «Этика и эстетика семейного быта» «О воспитании интереса к чтению» «Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье» «Роль семьи и школы в формировании интереса к учению» //Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1-4 классы «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром» //Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1-4 классы «Об упрямстве и капризах» |
Модель выпускника начальной школы.
Личностные качества:
У выпускника будут сформированы:
· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
· широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
· способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
· основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
· ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
· знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм,
· развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
· эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
· установка на здоровый образ жизни;
· основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные качества:
Выпускник научится:
· принимать и сохранять учебную задачу;
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· различать способ и результат действия;
· вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные качества:
Выпускник научится:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
· сообщения в устной и письменной форме;
· ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
· осуществлять синтез как составление целого из частей;
· проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
· осуществлять подведение пол понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Коммуникативные качества:
Выпускник научится:
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
· задавать вопросы.
План-сетка по направлениям
Направление «Гражданин»
Месяц | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Сентябрь | Кл. час «С чего начинается Родина» | Праздник «Родина любимая моя» | «С любовью к России» | Викторина «Моя Родина» |
Октябрь | Экскурсия «Люблю тебя,мой посёлок» | Заочное путешествие «Чем богат наш Курский край» | «Быт и праздники в России» | Экскурсия «Милые сердцу места» |
Ноябрь | Утренник | «Фольклор родного края» | «Живем в мире и согласии» | Конкурс сочинений «Я –человек и гражданин» |
Декабрь | Игра –викторина «Знаю ли я свою страну» | Праздник | Беседа «Символы Российского государства» | Кл. час «Ими славен наш край» |
Январь | Кл. час «Города и села Курской области» | «Газетное слово о жизни в мире» | Моя малая родина-Поныровский район» | «Что значит быть счастливым в своей стране?» |
Февраль | Утренник «Служу России» | А ну-ка мальчики | Рыцарский турнир | Игровая программа «Папа и я» |
Март | Утренник, посвященный 8 Марта | А ну-ка, девочки | Мисс Весна | Конкурсная программа «Мама и я» |
Апрель | «Человек- хозяин природы» | «Праздник русской березки» | Беседа «И вот он, дом, в котором мы живем» | Кл. час «Заповедники Курской области» |
Май | Утренник «Давно закончилась война» | Встреча с ветераном «О чем рассказал орден?» | Кл. час «Поговорим о земляках!» | Игра-викторина «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой!» |
Направление «Семья»
Месяц | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Сентябрь | «Я, ты, он, она- вместе-целая страна!» | Подготовка материалов к проекту «Моя родословная» | Проведение совместно с родителями экскурсии «Улицы родного посёлка» | Классный час «Пойми меня правильно» |
Октябрь | Беседа «Дорогие мои старики» ( ко Дню пожилого человека) | Исследовательская работа «Моя родословная» | Участие в акции «Ветеран живет рядом» | «За что уважают в семье и обществе?» |
Ноябрь | Организация экскурсионной поездки в театр кукол | Конкурс рисунков «Кем работает моя мама?»( ко Дню матери) | Кл. час «Самые дорогие для нас слова : «Мама, Родина, мир» | Кл. час «Я песню милой маме пою» |
Декабрь | «Что означает моё имя?» | Устный журнал «Загляните в семейный альбом» | Беседа «Что означает моя фамилия?» | Кл. час «А у нас в семье» |
Январь | Беседа «Новый год в моей семье» | Беседа «Семья- это семь «Я» | Устный журнал «Семейные ценности» | Анкетирование «Главное в семье- это…» |
Февраль | Конкурс рисунков «Кем служил мой папа?» | «Папа, мама, я- спортивная семья» | Поисковая операция «Как образовалась моя семья» | Посещение Национального музея |
Март | Подготовка открыток для мам, бабушек, сестёр | Утренник для мам «Мамин день» | Встреча с бабушками и мамами «Как трудно быть мамой» | Устный журнал «История одного ордена (медали)» |
Апрель | Организация с родителями похода в Раифу. | Организация экскурсионной поездки в Тукай-Кырлай | Семейные посиделки «Мы за чаем не скучаем» | Семейный вечер «Классный звездопад» |
Май | Заочное путешествие «В семью детского писателя». | Организация с родителями похода по местам семьи | «Во имя любви» (ко Дню семьи, любви и верности) | Праздник «Прощание с начальной школой» |
Направление «Здоровье»
Месяц | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Сентябрь | День здоровья ( поход) | День здоровья ( поход) | День здоровья ( поход) | День здоровья ( поход) |
Октябрь | Игры на све-жем воздухе «Веселые старты» | Кл. час «Режим дня» | Кл. час «Здоровье сгубишь- новое не купишь» | Беседа «Азбука безопасного поведения» |
Ноябрь | Утренник «Откуда берутся грязнули?» | «История возникновения Правил дорожного движения» | «Тормозной путь автомобиля» | Кл. час «Привычки, которые мешают нам жить» |
Декабрь | «Дорога и её главные составные части» | Праздник «В гостях у Мойдодыра» | Кл. час «История олимпийских игр» | Игра-викторина «Почему важно не забывать о гигиене» |
Январь | Зимние игры | «Дорожные знаки и их виды» | Беседа «Меры бе-зопасного поведе-ния на водоёмах, покрытых льдом» | «Сигналы све-тофора с допол-нительными секциями» |
Февраль | «Знакомство с дорожными знаками» | Игры-состязания «Богатырская сила наша» | Беседа «Жизнь прожить- не море перейти» | Турнир «Богатырская сила» |
Март | Игра –путешествие с Карлсоном «Наше питание» | Беседа «Сигналы, подаваемые водителем» | Беседа «Что такое перекрёсток?» | Встреча с мед-сестрой «Генно-модифицированные продукты и их влияние на организм человека» |
Апрель | Беседа «Мы-пассажиры!» | Устный журнал «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!» | «Веселый урок здоровья» | Игра-викторина «Наша Универсиада» |
Май | «Наши верные друзья.Свето-фор и его сигналы» | «Правила перехода улиц и дорог» | Спортивный праздник «Народные игры» | Беседа «Причи-ны несчастных случаев» |
Направление «Экология»
Месяц | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Сентябрь | «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!» | «Путешествие по рекам, странам, городам» | Игра «Что нам стоит посадить дерево» | Акция «Озеленяем наш посёлок» |
Октябрь | «Путешествие в библиотеч-ную страну» | Кл. час «В природе душа народа» | Литературная гостиная | Конкурс юных экологов |
Ноябрь | Урок-исследование «Во саду ли, в огороде» | Внеклассное занятие «Как сберечь природу?» | Игра-исследование «Больше-меньше» | Игра «Слабое звено» |
Декабрь | Праздник поэзии | Игровая программа «Огонек» | КВН по русскому языку | КТД «Поможем птицам зимой!» |
Январь | Час загадок и отгадок | Устный журнал «И вот сама идет волшебница-зима» | Экскурсия «Встреча с прекрасным» | КВН «Волшебный мир природы» |
Февраль | Кл. час «Животные родного края» | Ролевая игра «Мистер ИКС- званый гость» | «Путешествие по стране птиц и зверей» | Литературный праздник «А как у Вас говорят?» |
Март | Предметно-тематический праздник «5+5» | «Путешествие по сказкам» | Кл. час «В гостях у дедушки Корнея» | День Земли Посев семян цветов на рассаду |
Апрель | Внеклассное занятие «На лесной поляне» | «Чистота – залог здоровья» (уборка школьной территории) | Устный журнал «У лукоморья» | По страницам Красной книги Курской области |
Май | Урок-презентация «В гостях у русских умельцев» | Экскурсия «Ищем клад» | «Вечер веселых вопросов и ответов» | Литературное лото «Правила друга природы» |
Направление «Нравственность»
Месяц | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Сентябрь | «Посёлок, в котором ты живёшь» | Конкурс рисунков «Осенние зарисовки» | КТД «Школа – наш дом, будь хозяином в нём» | Урок мира «С любовью к России» |
Октябрь | «Золотое сердце учителя» | «Моя любимая учительница» | «Мой учитель лучше всех» | «Самая классная классная» |
Ноябрь | «Законы класса» | Конкурс фотографий «Чудесная пора – очей очарованье | «История школы в лицах и фактах» | Для чего нужна религия? |
Декабрь | «Ваши права, дети», | «Российская Конституция – основной закон твоей жизни», | «Прикоснуться к вечности» | Конституция- основной Закон государства |
Январь | «Волшебные слова» | «О поступках плохих и хороших» | «Имею право» | «Ваши права и обязанности, дети» |
Февраль | «Если добрый ты» | «Без друзей меня чуть-чуть» | «Аты–баты, шли солдаты» | О дружбе, доброте и отзывчивости |
Март | «Мой дом – моя крепость» (о нравствен-ных основах семьи) | В гостях у минуток. | «Что значит быть хорошим сыном и дочерью» | «Модель выпускника начальной школы», |
Апрель | «Лучше деда друга нет» | «С любовью к бабушке» | «Чем сердиться лучше помириться» | Подвигу народа жить в веках |
Май | «Улица, на которой ты живёшь» | Конкурс рисунков «Весенние зарисовки» | КТД «Школа – наш дом, будь хозяином в нём» | Урок мира «С любовью к России» |
Направление «Общение»
Месяц | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Сентябрь | «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!» | Кл. час «Чтение- вот лучшее учение» | Кл. час «Дружба крепкая» | Кл. час «Встречают по одежке, провожают по уму» |
Октябрь | Кл. час «Правила поведения в школе» | Игра-викторина «Мои четвероногие друзья» | «Правила поведения в транспорте» | Беседа «Мир моих увлечений» |
Ноябрь | Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо» | «Ярмарка талантов» | Путешествие в страну «Именинник» | Кл. час «Поговорим о наших мамах» |
Декабрь | Праздник «Откуда берутся грязнули?» | Беседа «Спешите делать добро» | Концертное представление «Я и мои таланты» | Час доверительного разговора «Моё «хочу» и «надо» |
Январь | Кл. час «Ежели вы вежливы…» | Музыкальная гостиная «Времена года» | Круглый стол «Поговорим о вежливости» | Урок благотво-рительности «Кому нужна моя помощь?» |
Февраль | Беседа «Слово огорчает, веселит, утешает» | Кл. час «Делу- время, потехе-час» | Беседа «Считаете ли вы себя культурным человеком» | Устный журнал «Мы в ответе за тех, кого приручили» |
Март | Доверительная беседа- «Друг- это..» | Праздник «Мамочка, милая мама» | Конкурс «Коса-девичья краса» | Кл. час «все работы хороши» |
Апрель | Ролевая игра «Разговор о честности» | Экологичес-кая беседа «Человек- хозяин природы» | Кл. час «Праздник –проказник» | Игра-викторина «Мы- девочки, мы- мальчики!» |
Май | Игра-путешествие «На волшеб-ном поезде» | Утренник «Праздник цветов» | Познаватель-ная программа «Скуку, лень из жизни вон» | Кл. час «Благодарность- это…» |
Направление «Досуг»
Месяц | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Сентябрь | Игры «Мой веселый, звонкий мяч!» | Праздник «Учебный день, которого нет в расписании» | Урок знаний «Звездный час» | «Здравствуй, 4 класс!» |
Октябрь | «Здравствуй, осень!» | Конкурс поделок из природного материала | Кл. час «Наполним музыкой сердца» | Мисс «Осень» |
Ноябрь | «Герои люби-мых мульт-фильмов» | Выпуск газеты «Мои любимые игрушки» | Кл. час «Мир моих увлечений» | Поездка в исторические места города |
Декабрь | «Здравствуй, Новый год!» | «Гостиная деда Мороза» | Праздник «Встреча Нового года» | Новогоднее представление «Цирк, цирк..» |
Январь | «праздник «Азбука, прощай!» | Зимние праздники «Рождество. Святки. Крещение» | «Путешествие по телепередачам» | Кл. час «Как на масляной неделе» |
Февраль | Праздник «Папа может» | «Строим снежный город» | День святого Валентина | Спортивная игра «Дослужись до генерала» |
Март | Праздник девочек и мам | Праздник «В светлый день 8 марта» | Экологический КВН | Игровая программа «А ну-ка, подружки!» |
Апрель | Кл. час «Мы весну встречаем» | «Полюбуйся, весна наступает» | Праздник «Чаем угощаем» | Праздник «День птиц» |
Май | «Стали мы на год взрослее!» | Игровая программа «Здравствуй, Лето!» | Познавательная программа «В гостях у тети Кошки!» | Утренник «До свиданья, начальная школа!» |
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Рекомендуемые материалы для педагогов
Сайт для детей и родителей «Чудесенка» | http://chudesenka.ru/ |
Сценарии школьных праздников | http://www.tca77.narod.ru/index240.htm |
Сайт "Методическая копилка" | http://zanimatika.narod.ru/index.htm |
|
http://www.nachalka.com |
Портал «Музеи России» | www.museum.ru/ |
Внешкольная экология: программа «Школьная экологическая инициатива» | http://www.eco.nw.ru/ |
Газета «Начальная школа» | http://nsc.1september.ru/ |
Журнал «Начальная школа плюс до и после» | http://www.school2100.ru/cgi-bin/mag1.cgi |
Всемирная история в лицах. Сайт, посвященный великим людям в истории | http://rulers.narod.ru/ |
Электронная версия журнала "Костер" и многое другое... | http://www.kostyor.ru/ |
Интеллектуальные игры для школьников младших классов | http://bratchikowa.ru/konkursyi-dlya-detey/intellektualnyie-igryi-dlya-shkolnikov |
Сценарии, игры, программы | |
Интеллектуально-познавательный лабиринт для учащихся 4-х классов | http://festival.1september.ru/articles/514945/ |
Интеллектуальные игры для школьников младших классов | http://bratchikowa.ru/konkursyi-dlya-detey/intellektualnyie-igryi-dlya-shkolnikov |
Интеллектуальные игры для школьников | http://ped-kopilka.ru/igry-konkursy-razvlechenija/intelektualnye-igry-dlja-shkolnikov.htmlhttp://www.razumniki.ru/intellektualnye_igry_teoreticheskiy_material.html |
Интеллектуальная игра для младших школьников. "Своя игра" | http://festival.1september.ru/articles/582874/ |
Интеллектуально-познавательная игра "Хочу все знать" | http://bibliofond.ru/download_list.aspx?id=9034 |
Справочные материалы, энциклопедии, словари, виртуальные путешествия | |
Коллекция познавательных материалов для детей! | http://www.deti.religiousbook.org.ua |
Московский кремль; | www.kremlin.museum.ru/ |
Портал «Музеи России | www.museum.ru/ |
Государственный музей заповедник Кижи | http://kizhi.karelia.ru/ |
Виртуальные путешествия (Петергоф, Крым, Звенигород, Волга, Париж, Берлин, Прага); | www.kulichki.com/ |
Энциклопедии для младших школьников | http://lohmatik.ru/Lohmatik/str1_60_2.php |
Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия | http://subscribe.ru/group/skachat-besplatno-knigu/2174464/ |
Большая детская энциклопедия. История Древнего мира | http://www.softlabirint.ru/book/5282-bolshaya-detskaya-enciklopediya-istoriya-drevnego-mira-2009cdrus.html |
Большая энциклопедия природы. Серия в 16 томах | http://www.softlabirint.ru/book/6374-bolshaya-enciklopediya-prirody-seriya-v-16-tomah-2002-2004-djvu.html |
Энциклопедии и Энциклопедические словари | http://www.gdzbest.ru/encyclopedias.htm |
Скачать детскую литературу | http://razym.ru/category/deti/ |
КВАНТ | http://kvant.mccme.ru/ |
Бесплатная электронная библиотека | http://www.booksgid.com |
Дистанционные олимпиады, викторины | |
Центра «Snail» | http://www.nic-snail.ru |
Олимпиада "Кенгуру" | http://www.kengyry.com/ |
Российский детский Интернет-фестиваль «Ум@ник»; | www.childfest.ru/ |
Математическая олимпиада "Сократ" | http://www.develop-kinder.com/ |
Открытая Международная олимпиада школьников по русскому языку «Светозар»; | www.svetozar.ru/ |
Центр дистанционного обучения, олим-пиады, конкурсы, организация путешествий | www.eidos.ru/ |
Русский медвежонок | http://www.rm.kirov.ru/ |
ИНТЕР-КОНКУРС - всероссийские и международные дистанционные конкурсы | http://inter-konkurs.ru/
|
Фактор роста - всероссийские конкурсы, викторины | www.farosta.ru/ |
Всероссийские Молодежные предметные чемпионаты для учащихся 1 - 11 классов. Центр развития одаренности (г. Пермь) | http://talant.perm.ru |
Сайт Центра развития мышления и интеллекта! | http://vot-zadachka.ru/#top |
Дистанционные конкурсы для детей, портал «Продленка» |
|
Дистанционные конкурсы для детей, портал «Продленка» | http://www.konkyrs.org/ |
Фестиваль детского творчества «Звезды нового века», | http://znv.ru/konkurs.php?kid=2131 |
Мир конкурсов: | http://www.mir-konkursov.ru/ |
Уникум: | http://www.unikru.ru/ |
Интеллектуально-творческий потенциал России: проекты "Интеллект- экспресс", "познание и творчество" | www.future4you.ru |
Фестиваль детского творчества | http://www.konkyrs.org/ |
Дистанционный творческий центр «Академия успеха» | http://dtc-academy.ru/task/ |
Одаренные дети | http://pdsmemphis.symbaloo.com/ |
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Детские порталы и сайты | |
Президент России гражданам школьного возраста | http://kids.kremlin.ru/ |
Познавательный сайт для детей и родителей «Государство и дети» | http://www.gosdetstvo.com / |
Информационно-правовой ресурс для детей «Права ребёнка – твои права» | http://www.pravadetey.ru/ |
Лукошко сказок | http://lukoshko.net |
Энциклопедии, справочники, книги | |
Иллюстрированная энциклопедия животных. | http://filin.vn.ua/ |
Удивительное путешествие по живой земле: детская страничка | http://www.deti.religiousbook.org.ua |
Энциклопедии для младших школьников | http://lohmatik.ru/Lohmatik/str1_60_2.php |
Энциклопедия компании «Кирилл и Мефодий»(скачать) | http://subscribe.ru/group/skachat-besplatno-knigu/2174464/ http://www.mega.km.ru/ |
Большая энциклопедия природы. Серия в 16 томах | http://www.softlabirint.ru/book/6374-bolshaya-enciklopediya-prirody-seriya-v-16-tomah-2002-2004-djvu.htm |
Детская литература | http://razym.ru/category/deti/ |
Использованная литература
Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – №4.
АкутинаС.П.. Формирование нравственных ценностных ориентаций учащихся. Программа занятий со школьниками./ Научно-методический журнал «Классный руководитель» - 2007.- №3. – С. 5-24.
Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. М.: Вита-Пресс, 1995.
Воспитание школьников, научно- методический журнал, №10, 2006 год, Москва.
Гаврилова А.В. Проект «Я - гражданин России».//Классный руководитель.-2009, № 5.
Гуреева О.С. Знать, мыслить, уметь, действовать.//Начальная школа.-2000, № 6.
Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. – М., 2003.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.- М.: Просвещение, 2009.
ДереклееваН.И.Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. -М.: ВАКО, 2004.
Е.Н.Степанов. 4-я лекция «Воспитательная система класса»/ Научно-методический журнал «Классный руководитель» - 2006.- №4. – С. 5-19.
Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003.
Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. – М.,2000.
Классные часы./Авт.-сост.Максимова Т.Н.-М.: ВАКО, 2009.
Классный руководитель, журнал №3, 2006год, Москва.
Настольная книга учителя начальных классов/ Н.Ф.Дик. – Ростов-н/Д: Феникс, 2005.
Р.А. Курашкина «Программа воспитания школьников».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2010 г.
Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника.//Классный руководитель.-2010, № 5.
34