Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
Проект

«Наш театр»
Проект подготовили: Племяшова Полина 6 «Б»
Руководитель проекта: Авдеева А.И
Железногорск, 2016г
Содержание
Введение...............................................................................................................3
Этапы работы над проектом......................................................................5
Сценарий спектакля «Маленький принц».............................................10
Динамика социально-психологических изменений группы.................10
Динамика социально-психологических изменений личности.............10
Заключение.........................................................................................................18
Литература..........................................................................................................21
Приложения ..........................................................................................................19
Введение
Актуальность предлагаемого проекта обусловлена, во-первых, популярностью и увлекательностью театрализованной деятельности для школьников. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об ее универсальности, игровой природе и социальной направленности. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Во-вторых, с точки зрения влияния занятий на положительные изменения группы и ее членов. Участвуя в театрализованных играх, подростки становятся участниками разных событий в жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Цель проекта: Приобретение знаний, умений и навыков сценического мастерства подростками.
Задачи проекта:
Изучить творчество Антуана де Сент-Экзюпери.
Сформировать знаний, умений и навыков сценического и актерского мастерства (организаторов проекта).
Поставить спектакль ….
Изучить динамику социально-психологических особенностей группы.
Изучить динамику уровня развития воспитанности подростков (организаторов проекта).
Предполагаемый продукт:
Спектакль по отрывкам произведения «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери.
Объект – группа подростков
Предмет - социально-психологические свойства группы (направленность активности, психологический климат, организованность) и ее членов (организаторские навыки, коммуникативные навыки).
Целевые группы проекта:
Группа сверстников 6 «б» класс 25 человек – организаторы проекта.
Группы зрителей: 5-7 классы, 8-11 классы, родители.
Методы исследования: анализ художественной литературы, материальное моделирование, наблюдение, сравнение, тестирование, опрос, количественный анализ.
Гипотеза: занятие театральным искусством способствует положительной динамики социально-психологических особенностей группы сверстников и личностных качеств подростков.
Новизна вовлечение подростков в совместную творческую деятельность (театральное искусство).
Значимость социального проекта обусловлена тем, что посредством совместной работы над постановкой спектакля отмечена положительная динамика:
- на уровне группы повышается уровень организованности и направленность активности группы, а также улучшается психологический климат в группе сверстников.
- на уровне личности подростка организаторские навыки, коммуникативные навыки, а также происходит развитие творческих способностей подростков, их индивидуальности, инициативы, уверенного поведения (помогают в преодоление смущения, застенчивости, скованности).
Театральное искусство способствует формированию качеств характера школьника: собранности, организованности, ответственности, дисциплинированности, чувства “локтя” партнёра. Переживая важные ситуации, школьник по-новому осознаёт проблемы, свою реакцию, отношения к событиям, ценностям, к конкретным людям. Он открывает новые возможности построения отношений и самореализации. В условиях драматической импровизации школьник получает возможность улучшить самого себя. Театр превращается в средство, помогающее отыскать потерянные, скрытые области своего “я” и выразить их. Кроме этого, участие в школьных постановках обладает мощным терапевтическим эффектов в преодолении многих детских комплексов, сохранения их психологического здоровья и повышению сплоченности группы.
Этапы работы над проектом
1. Подготовительная работа.
- Проведение пилотажного изучения социально-психологических особенностей:
1. Подростков (воспитанность, организованность (Приложение1.)).
2. Группы сверстников (направленность активности, психологический климат, организованность (Приложение2.)).
- Выбор литературного произведения для совместной работы над спектаклем.
Технологическая часть проекта
- занятия по изучению творчества Антуана де Сент-Экзюпери, в частности,
произведения «Маленький принц».
-создание актерской группы: распределение ролей, работа над текстом.
- создание художественно — оформительской группы: изготовление костюмов, декораций.
С первых лет обучения в школе мы должны привыкать делиться с окружающими своим искусством. Спектакль-это праздник, которого ждут и к выступлению, в котором надо старательно готовиться. Участие в спектакле и почетно и ответственно. Когда мы знаем, что изучаемая нами пьеса будет исполняться перед слушателями, тогда мы работаем более настойчиво и внимательно. Самой главной проблемой, с которой нам приходится сталкиваться, является преодоление сильного волнения перед выступлением.
Одна из причин эстрадного волнения-так называемая «нечистая совесть», боязнь забыть текст, не справится с трудными местами и т. д. Известны слова Н.А Римского-Корсакова о том, что степень волнения пропорциональна степени подготовки.
Выученное произведение должно исполняться учеником свободно, ярко и с удовольствием. Можно мысленно представить себя героем произведения со всеми деталями, чтобы он был хорошо закреплен в памяти.
Выступление на сцене- не только испытание на прочность, но и радость от общения с публикой, творческое вдохновение и профессиональный рост. И что не может сравниться с чувством творческой радости и удовлетворения после удачного выступления, которое является огромным стимулом для наших дальнейших интенсивных занятий.
Освоение знаний, умений и навыков сценического мастерства осуществляется через знакомство с основами драматизма и актерского мастерства. При этом анализируется работа знаменитый (любимых) актеров, изучается история костюмов и значение декораций, предметного окружения в спектакле. Учитывая жанр постановки, большое внимание уделяется пластике, выразительности движений. И здесь появляется возможность у одноклассников, имеющим опыт в занятиях хореографией участвовать в процессе постановки танцев.
Рис.1. Схема освоения знаний, умений и навыков сценического мастерства
Большую роль играют также ребята, которые осуществляют непосредственно техническое обеспечение спектакля. Их работа начинается задолго до показа, так как они должны качественно записать необходимые музыкальные фрагменты. Некоторые моменты спектакля мы сопровождали фортепианными произведениями. Нашими и родительскими силами создаются декорации к спектаклям, костюмы. Участие в театральных постановках, несомненно, оказывает влияние на формирование вкуса, приобщает к миру прекрасного, находит положительный отклик в наших душах. Играя и выполняя различные игровые роли, мы учимся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила. Нам особенно близки слова Т.И. Баевой: “Воспитание должно обеспечить гармонию человека с самим собой через определение им гармонии с другими: обществом, природой, человеческой деятельностью”. Вполне очевидно, что развитие личности обусловлено развитием всех других личностей, с которыми она находится в прямом или косвенном общении. Коллектив развивает умение и способность организовать свою личную деятельность на основе интересов коллектива, умение и навык подчиняться воле большинства, когда это нужно в интересах коллектива, умение вести себя в соответствии с интересами коллектива. А если это так, то становится понятным, что каждый из нас имеет шанс стать самодостаточной, конкурентоспособной личностью, способной адаптироваться к новым экономическим условиям, имеющей возможность самоопределения, самовоспитания, улучшения духовного и нравственного климата, восприимчивой к пропаганде здорового образа жизни, сохранению культурных и национальных традиций.
Стеснительные, неуверенные в себе одноклассники стали свободнее общаться. В ходе проведения социометрии выяснилось, что “изгоев” и “пренебрегаемых” в классе нет. Уровень воспитанности повысился. Это показывает диагностика воспитанности ребят, проведённая на основе анкетирования родителей. Своё положение вне коллектива никто не указал. Это говорит о том, что каждый из одноклассников является членом сплочённого коллектива.
Раскрытие жизненных ценностей в спектакле
В «Маленьком принце» — замечательной сказке «для детей и взрослых» — Антуан де Сент-Экзюпери отражает собственные размышления, сомнения, искания. И главным из них является поиск ответа на единственный вопрос: «Как сохранить человека, не убив в нем Моцарта?» Для писателя, который всю жизнь опирался на вековые традиции гуманизма, важнее всего было найти способы защитить лучшие качества в человеке — естественность, справедливость, ответственность за свои поступки, чувство прекрасного, доброту и природную мудрость.
Прекрасная сказка о добром принце и капризной, но любимой имя розе на самом деле наполнена более глубоким философским смыслом. Автор раскрывает перед нами трагедию героя, носителя «кодекса чистой морали», который очень одинок на
«холодной и жесткой Земле». И трагедия героя Сент-Экзюпери в том, что, по словам французского критика Пьера Декса, его мораль слишком возвышенна для общества, в котором он живет. В образах Маленького принца и летчика, от имени которого ведется повествование, писатель воплотил самые светлые человеческие качества — человеколюбие, трогательную и беззащитную красоту. Маленький Принц чувствовал себя ответственным за судьбу розы. И на всех планетах, которые он посещал, герой старался найти смысл жизни, отыскать те настоящие жизненные ценности, не испорченные пагубным влиянием общества, которые позволили бы его любимице спокойно жить, ничего не опасаясь. Но, к сожалению, цивилизация всех этих планет не выдерживает проверки на гуманизм. Маленький принц стремится встретить людей, способных на самоотречение и служение прекрасному, в чьих душах сохранилось стремление к красоте, чистоте мыслей и поступков; тех, у кого среди повседневных забот всегда находится место для щедрости души, чувства ответственности «за всех, кого приручили». Но находит он эти качества лишь в Фонарщике — нелепом и смешном для всех окружающих, но единственном чистом душой человеке.
Они разучились проявлять заботу о близких, ценить важность каждого прожитого момента, каждой капли воды, каждого цветка в саду. Они не способны увидеть главного — хрупкой красоты окружающей природы, которая нуждается в заботе и добром отношении; прелести честных и открытых человеческих отношений, основой которых должна стать правда, искренность, душевность; красоты бескорыстной дружбы, не зависящей ни от денег, ни от мелочных личных интересов.
Мрачен вывод Маленького принца: холодная и жесткая планета Земля населена несчастными взрослыми, которые забыли множество прекрасных и мудрых истин, известных детям. Эти взрослые не умеют видеть сердцем — а ведь только оно и способно разглядеть самое главное. Переводя все в цифры и номера, сводя свою жизнь к накоплению материальных ценностей, они, как это ни грустно, забывают о ценностях настоящих — духовных.
Поставленный автором вопрос так и остается открытым. Почему так несправедливо устроена жизнь на Земле? Как сделать так, чтобы дети, чьи сердца открыты добру и красоте, не превращались в суетливых, озабоченных подсчетом звезд деловых людей и не презирали Фонарщика, чтобы не предавали друзей, умели видеть счастье в одной-единственной розе и утолять жажду родниковой водой? Но, несмотря на это, произведение Сент-Экзюпери до сих пор играет важную роль в процессе возрождения истинных моральных ценностей и обогащения духовного мира человека.
Презентационный период. Премьера спектакля.
Начав работу над проектом, мы выявили талантливых ребят и создали творческие группы, перед которыми были поставлены конкретные задачи. На протяжении 3 месяцев шла работа над спектаклем. Постановка и показ спектакля в первый раз осуществлялся в школе № 7, где присутствовали только родители и администрация школы.
Спектакль прошел с успехом. И после чего было принято решение, показать этот спектакль в приюте. Ребята заметно волновались, им хотелось выступить как можно лучше. Волновались и руководители.
После небольших приготовлений хозяева, от мала до велика, устроились на зрительских местах, актёры сосредоточились. И вот спектакль начался...
Все действие спектакля прошло на одном дыхании. Одни играли и очень старались, другие-внимательно слушали и смотрели. Актерам показалось, что спектакль стал короче, чем на репетиции. Выступили хорошо. В итоге все остались довольны, а у ребят, участвовавших в спектакле, появилось желание и дальше нести радость другим детям.
Сценарий спектакля «Маленький принц»
Действующие лица
Ведущие – 2 чтеца;(Племяшова П. Ваставкина А.)
Автор ( Карлышев Н. Костюков М)
Принц (Дорофеев Д)
Девочка в розовом платье (Кривошеева А)
Король (Фарафонов Н)
Честолюбец (Семьянов С)
Пьяница (Нелидов М)
Деловой человек (Исупов В)
Чтец стихотворения «Дожди» (на краю сцены) (Горбаренко Д)
Фонарщик ( Кушнир С)
1-ый географ (Королев А)
2-ой географ (Солохин И)
Змея (танец) ( Аксенова К)
Розы (2-3 человека) (танец) ( Родина Д, Журавлева К, Силина Л)
Лис (Резник И)
Исполнитель(и) песни «Разговор» (Кривошеева А)
Исполнитель песни «Час настал, пора идти» ( Тибаева К)
Исполнитель песни «Маленькая страна» (6Б)
Пояснительная записка
Сцена оформлена в желтоватых тонах. С левой стороны сцены – возвышение (стулья, накрытые шторами), справа – фонарный столб (вешалка для одежды). На ней потом будет висеть красный бумажный фонарь, сделанный руками детей. Сзади фона – звезды, планеты. На переносной доске – 2 ватмана, приготовлен маркер. Заранее на отдельных полосках бумаги выписаны цитаты:
«С каждого надо спрашивать то, что он может дать»
«Власть прежде всего должна быть разумной»
«Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»
«Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить»
Их можно будет закрепить на фон по ходу пьесы (специально назначаются ученики). Костюмы придумывают сами дети и родители. Необходимо задействовать как можно больше учащихся. Это поднимет их интерес к спектаклю и к предмету в целом.
Сценарий
Вступительное слово к спектаклю
1 вариант (ко Дню учителя)
1-ый ведущий: «Детство – это огромный край, откуда приходит каждый», - писал Антуан де Сент-Экзюпери.
2-ой ведущий: В день, подобный этому, принято дарить подарки. И мы вам, тоже когда-то пришедшим из детства, дарим от всей души, дорогие наши наставники, спектакль «Маленький принц», поставленный по одноименной сказочной повести Антуана де Сент-Экзюпери.
Смотреть на окружающее глазами ребёнка, пытаться понять его мир, его душу, помочь ему не погибнуть – то, к чему призывает Антуан – французский летчик, героически погибший в воздушном бою с фашистами в 1944 году.
1-ый ведущий: Величие профессии учителя в том, что она объединяет души. Слишком много в мире людей, которым никто не помог пробудиться.
Посмотрите глазами матери или отца на своих учеников: они нуждаются в вашем дружеском расположении, в ваших любви и участии. «Единственно настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения», - утверждал Экзюпери. – «Помните, вы всегда в ответе за тех, кого приручили».
2 вариант (к детской публике)
1-ый ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы вам покажем спектакль «Маленький принц», поставленный по одноименной сказочной повести Антуана де Сент-Экзюпери, прекрасного французского писателя и лётчика, героически погибшего в воздушном бою с фашистами в 1944 году.
2-ой ведущий: В этой сказке Антуан рассказывает о Маленьком принце, который смотрит на мир детскими глазами. Он любознательный, неутомимый и очень добрый. На его планете растёт роза, очень капризная. Он хочет её за это наказать и … отправляется в путешествие.
К концу сказки принц понял, что такое любовь, верность, дружба. И хотя ему было очень жаль расставаться с друзьями: Автором и Лисом, он не может оставаться в мире дельцов, честолюбцев и пьяниц, в мире людей, которые его не понимают.
2-ой ведущий: Он почувствовал, что ему просто необходимо вернуться домой, к Розе, которая может без него погибнуть. Ведь он за неё в ответе.
Автор: Я и есть автор сказки «Маленький принц» и хочу, чтобы вы сказали, что это. Шляпа? И вы меня не поняли… Это удав, проглотивший слона. Вот почему мне в детстве пришлось отказаться от карьеры художника и стать лётчиком.
Так я жил долго в одиночестве. Но вот однажды мне пришлось сделать вынужденную посадку в Сахаре. Что-то сломалось в моторе моего самолёта. Помочь мне было некому, и я решил починить все сам. Устав, я уснул. На рассвете меня разбудил тоненький голосок.
ПРИНЦ: Пожалуйста, нарисуй мне барашка.
Автор: Что?
ПРИНЦ: Нарисуй мне барашка.
Автор: Что ты здесь делаешь в этой пустыне?
ПРИНЦ: Нарисуй барашка…(Автор вынул бумагу и нарисовал слона в удаве, то есть шляпу). Нет, мне не надо слона в удаве. Он большой и опасный. А у меня все очень маленькое. Мне нужен барашек.
Автор: Мне некогда, вот я тебе нарисовал ящик. В нём сидит твой барашек.
ПРИНЦ: Вот такого мне и надо. А откуда ты взялся?
Автор: Упал с неба.
ПРИНЦ: С неба? А с какой планеты?
Автор: А ты с какой, малыш? Где твой дом? куда ты хочешь унести моего барашка?
ПРИНЦ: У меня там очень мало места.
Автор: (к зрителям) Я понял, что его планета – это астероид, величиной с дом, и что ему очень не хватает друга.
ПРИНЦ: А барашки едят кусты?
Автор: Да, едят.
ПРИНЦ: Это хорошо, значит они и баобабы едят. У меня появились баобабы, и я боюсь, они разрушат планету, они разорвут её на клочки. Есть такое твёрдое правило. Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приводи в порядок свою планету.
Автор: О Маленький принц! Мне кажется, что твоя жизнь печальна о однообразна.
ПРИНЦ: Я очень люблю закат. Знаешь, когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце. А цветы ест твой барашек?
Автор: Да.
ПРИНЦ: И шипы им не помогают? Ну почему, почему барашки и цветы воюют друг с другом? Зачем эта война? Разве это не серьёзное дело, понять? А если я знаю единственный в мире цветок, он растет только на моей планете, а барашек вдруг его возьмет и съест? Это все равно, как если бы все звезды рядом погасли…
Автор: (к зрителям) Я пытался понять его душу, ускользающую от меня. Ведь она такая таинственная… Эта планета с одним цветком – прекрасной розой…
Танец девочки в розовом платье.
ПРИНЦ: Мой цветок. Он был прекрасен. Он напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться. Я иногда даже сердился на розу, она иногда капризничала. А я бросил её там одну. Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я должен был угадать нежность, я ещё не умел любить.
Автор: (к зрителям) А потом я узнал, что Маленький принц путешествовал с планеты на планету.
Музыка принца (как рефрен)
Автор: На первой планете жил король.
Король: А вот и подданный! Подойди, я хочу тебя рассмотреть. (Принц зевнул от усталости и оглянулся, куда бы сесть). Этикет не разрешает зевать в присутствии монарха. Я запрещаю тебе зевать.
ПРИНЦ: Я нечаянно. Я долго был в пути и совсем не спал.
Король: Тогда я повелеваю: зевай! Таков мой приказ.
ПРИНЦ: Но я робею, я больше не могу. Можно мне сесть?
Король: Повелеваю, сядь!
ПРИНЦ: А где же ваше королевство?
Король: Везде (развел рукой).
ПРИНЦ: А звезды вам повинуются?
Король: Ну, конечно. Я не терплю непослушания.
ПРИНЦ: Тогда прикажите, чтоб сейчас был закат.
Король: С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть прежде всего должна быть разумной. Если ты повелишь своему народу броситься в море, он устроит революцию. Я имею право требовать послушания, потому что веления мои разумны. А закат ты увидишь, когда будет время заката.
ПРИНЦ: Странные вы люди, взрослые.
Музыка принца
Автор: А на второй планете жил честолюбец.
Честолюбец: О, вот и почитатель явился!
ПРИНЦ: Здравствуйте! Какая у вас забавная шляпа.
Честолюбец: Это чтобы раскланиваться. Похлопай-ка в ладоши. (Принц похлопал, честолюбец раскланялся). Почитать – значит признавать, что на этой планете я всех красивее, всех наряднее, всех богаче и всех умней. Я всех умней.
ПРИНЦ: Право же, взрослые – очень странные люди.
Автор: На следующей планете жил пьяница. Маленький принц пробыл у него совсем недолго, но стало ему после этого совсем невесело.
Грустная, трагическая музыка
ПРИНЦ: Что ты делаешь?
Пьяница: Пью.
ПРИНЦ: Зачем?
Пьяница: Чтобы забыть.
ПРИНЦ: Что забыть?
Пьяница: Забыть, что мне совестно. Совестно пить.
ПРИНЦ: Да, странные люди, эти взрослые.
Музыка принца
Автор: Четвертая планета принадлежала деловому человеку. Он был так занят, что не заметил Маленького принца.
Деловой человек: Раз, два, три… Пятьсот миллионов. Зачем ты здесь, не мешай.
ПРИНЦ: Чего пятьсот миллионов?
Деловой человек: Звезд. Я их считаю. Я люблю точность. Я владею этими звёздами.
ПРИНЦ: А для чего тебе ими владеть?
Деловой человек: Чтоб быть богатым.
ПРИНЦ: А как можно владеть звёздами?
Деловой человек: Звезды чьи?
ПРИНЦ: Ничьи.
Деловой человек: Значит, мои, потому что я первый до этого додумался.
ПРИНЦ: Забавно. Странные эти взрослые. Никто меня не понимает, и я их не могу понять.
Автор: Пятая планета показалась ему самой занятной. На ней только и помещались фонарь и фонарщик.
Стихотворение «Дожди»
В. Егоров
Я вас люблю, мои дожди,
Мои тяжелые, осенние,
Чуть-чуть смешно, чуть-чуть рассеянно
Я вас люблю, мои дожди.
А листья ластятся к стволам,
А тротуары словно зеркало –
И я плыву по зеркалам,
В которых отражаться некому.
Где, как сутулые моржи,
Машины фыркают моторами
И вьются рельсы монотонные,
Как серебристые ужи.
Где оборванцы-фонари
Бредут шеренгою заляпанной,
И осень огненный парик
Сдирает ливневыми лапами.
Спасибо вам, мои дожди,
Спасибо вам, мои осенние,
За все, что вы во мне посеяли.
Спасибо вам, мои дожди.
Танец фонарщика.
ПРИНЦ: Может быть, этот человек и нелеп. Но он лучше, чем честолюбец, делец и пьяница. В его работе хотя бы есть смысл. Когда он зажигает свой фонарь – как будто рождается еще одна звезда или цветок. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво. (Обращаясь к фонарщику) Зачем ты то гасишь, то зажигаешь фонарь?
Фонарщик: Такой уговор.
ПРИНЦ: Какой?
Фонарщик: Когда-то это имело смысл. Я зажигал фонарь утром, гасил вечером. Но планета вращается все быстрее. День длится всего минуту.
ПРИНЦ: Ты так верен своему слову! Я бы хотел с тобой подружиться, но твоя планета такая маленькая, а ты так занят!
Музыка принца.
Автор: Шестая планета была в десять раз больше предыдущей, и на ней жили географы.
1-ый географ: Я описывая горы и моря, но сам я их никогда не видел, и я очень рад тебе. Я запишу всё, что ты мне скажешь. А если не запишу, то все это умрет, исчезнет, и никто об этом не узнает.
ПРИНЦ: И мой цветок должен скоро исчезнуть?
2-ый географ: Да, разумеется.
ПРИНЦ: Вы всё знаете! Какую планету мне посоветуешь посетить?
2-ый географ: Посети планету Земля.
Музыка принца.
Автор: Итак, седьмая планета, которую он посетил, была Земля. Земля – планета не очень простая. На ней есть и короли, и географы, и пьяницы, и честолюбцы. Очень много всякого и разного люда. Но когда принц попал на Землю, он не увидел ни души, разве что змею в пустыне.
Танец змеи.
ПРИНЦ: Хотел бы я знать, зачем звезды светятся. Смотри, вот моя планета – как раз над нами.
Змея: Красивая планета. Но она далеко, а я здесь, и очень могущественна. Всякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой он вышел.
Мне жаль тебя. Ты так слаб на этой планете. В этот день, когда ты захочешь вернуться на свою, я помогу тебе.
Музыка танца змеи.
Автор: Маленький принц долго пытался найти людей, но встретил лишь скалы, которые ему откликнулись эхом.
ПРИНЦ: Какая странная планета. Сухая, соленая. И как здесь одиноко в этом мире людей. Но что это?
Танец роз.
ПРИНЦ: Добрый день!
Розы: Добрый день.
ПРИНЦ: Кто вы? Вы так похожи на мой цветок!
Розы: Мы – розы!
ПРИНЦ: Розы? О, я такой несчастный. Моя роза говорила мне, что подобных ей нет во всей Вселенной. И вот передо мной столько роз. Значит, она такая же обыкновенная, как они. Какой же я после этого принц?
Лис: Здравствуй!
ПРИНЦ: Здравствуй. (Но никого не увидел).
Лис: Я здесь.
ПРИНЦ: Кто ты? Какой ты красивый!
Лис: Я лис.
ПРИНЦ: Поиграй со мной.
Лис: Не могу я с тобой играть. Я не приручен. А что ты здесь делаешь?
ПРИНЦ: Я ищу друзей. А как это – приручить?
Лис: Это значит быть нужными друг для друга. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду единственный для тебя.
ПРИНЦ: Как моя роза? Я кое-что начинаю понимать.
Лис: Живется мне скучновато. Я охочусь за курами, а люди за мной. Но если ты меня приручишь, моя жизнь точно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Они будут для меня музыкой. Вон пшеничное поле, а на нем золотые колосья. Золотая пшеница станет напоминать мне о тебе. Приручи меня, пожалуйста!
ПРИНЦ: Я бы рад, но у меня нет времени, и надо найти людей, узнать разные вещи.
Лис: Узнать можно только те вещи, которые приручишь. У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми и в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Я могу стать твоим другом.
ПРИНЦ: А что дл этого надо делать?
Лис: Надо запастись терпением. Ты приходи к назначенному часу, я к этому времени начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастья.
Автор: Так изо дня в день Маленький принц приручил Лиса. Но вот наступил день прощания.
Лис: Я буду плакать о тебе. И вспоминать, глядя на эти золотые колосья. Пойди, взгляни еще раз на розы. Ты поймешь, что твоя роза – единственная в мире. А когда вернешься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок. (Принц смотрит на розы).
ПРИНЦ: Да, они прекрасны, но ничуть не походи на мою розу. Их никто не приручил. Ведь это её я поливал каждый день, оберегал от сквозняка. А эти мне чужие. (Он возвращается к лису) Прощай!
Лис: Прощай! Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни, как мать отдает себя ребенку, и от этого он становится ей дороже всех на свете. Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.
ПРИНЦ: Да, да, мы все в ответе за тех, кого приручили.
Песня «Разговор»
Стихи М. Черкасовой
Музыка А. Дулова
И ни о чем, и ни о чем
Наш разговор, наш разговор.
Для нас с тобой одних заметный,
Чудесный вяжем мы узор
Из легких слов – простых и светлых.
Ты даришь мне, ты даришь мне
Толпу берез, толпу берез.
И как волшебник, без обмана
Ты радуги прозрачный мост
Мне вынимаешь из кармана.
А серебри… А серебристая река –
Вокруг река –
Ложится плавною канвою.
Вплетаешь в струны облака
И волны ласковой рекою.
Твое тепло, твое тепло,
Твое плечо, твое плечо,
И милых песен грусть и нежность,
И разговор наш ни о чем,
И расставанья неизбежность.
Автор: Миновала неделя с тех пор, как мы подружились. Вода у меня закончилась, и я сказал об этом принцу.
ПРИНЦ: Мне тоже хочется пить. Но я нигде не встретил здесь воды, и я устал, давай отдохнём после столь долгого пути. Посмотри, звёзды очень красивые, потому что где-то там есть цветок, хоть его и не видно. И пустыня красивая. Знаешь, отчего хороша пустыня? Где-то в ней скрываются родники…
Автор: Да. Будь то дом, звезды или пустыня – самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами.
ПРИНЦ: Я очень рад, что ты согласен с моим другим Лисом. (Уснул).
Автор: При свете луны я смотрел на его бледный лоб, на сомкнутые ресницы, на золотые пряди волос, которые перебирал ветер.
Трогательнее всего в Маленьком принце его верность цветку, образ розы, который лучится в нем, словно пламя светильника, даже когда он спит… Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить…
А потом мы нашли колодец, и в нем воду. Та вода была как подарок сердцу, потому что мы её долго искали.
Песня «Час настал, пора идти»
Час настал, пора идти,
Но нужен первый шаг.
Разойдутся все пути,
А часы спешат.
Музыку шагов твоих
Я помню наизусть.
Эта песня для двоих,
Прости её за грусть.
В тихой музыке шагов
Последний такт звучит.
Я и к этому готов,
Ну вот и всё, молчи.
Ты над миром серых крыш,
Солнце в полсвечи,
Для меня всегда горишь,
Вот и все, молчи.
На прощанье ты протяни
Мне рук своих лучи.
Мне тепло в твоей тени,
Ну вот и все, молчи.
ПРИНЦ: Знаешь, завтра исполнится год, как я попал к вам на Землю.
Автор (зрителям): Неспокойно мне было. И я не зря волновался. Я совершенно случайно услышал разговор мальчика со Змеей.
ПРИНЦ (Змее): Ты найдешь мои следы на песке. И тогда жди. Сегодня ночью я приду. А у тебя хороший яд? Ты не заставишь меня долго мучиться?
Змея: Нет, у меня хороший яд.
Автор: Что ты задумал, малыш?
ПРИНЦ: Я сегодня вернусь домой. У меня останется твой барашек.
Автор: Послушай, малыш! Ведь все это – и Змея, и свидание со звездой – это просто дурной сон, правда?
ПРИНЦ: Когда ты дал мне напиться, та вода была как музыка. Моя звезда очень маленькая. И ты полюбишь смотреть на звезды, все они станут тебе друзьями.
Автор: Ах, малыш, малыш, как я люблю, когда ты смеешься!
ПРИНЦ: Мой смех – тебе подарок. Ты посмотришь на небо, там будет и моя звезда, на которой я смеюсь, и ты услышишь, что все звезды смеются, и тебе будет радостно.
Песня «Исполнение желаний»
А. Дольский
Мне звезда упала на ладошку.
Я ее спросил: «Откуда ты?»
- Дайте мне передохнуть немножко.
Я с такой летела высоты.
А потом добавила, сверкая,
Точно колокольчик отзвенел:
- Не тревожьтесь, что невелика я,
Я умею делать много дел.
Вам необходимо только вспомнить,
Что для вас важней всего на свете,
Я могу желание исполнить,
Я все время занимаюсь этим.
- Знаю я, что мне необходимо,
мне не нужно долго вспоминать,
я хочу любить и быть любимым,
я хочу, чтоб не болела мать.
Чтоб на нашей горестной планете
Только б звезды падали с небес.
Были б все доверчивы, как дети,
И любили дождь, цветы и лес.
Чтоб траву, как встарь, косой косили.
Каждый день летали до Луны.
Чтобы женщин на руках носили.
Автобиография Антуан де Сент-Экзюпери .
Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери (29 июня 1900, Лион, Франция — 31 июля 1944) — французский писатель, поэт и профессиональный лётчик. «Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения».
Родился во французском городе Лионе, в семье провинциального дворянина (графа). В возрасте четырех лет потерял отца. Воспитанием маленького Антуана занималась мать. Поворотным в его судьбе стал 1921 г., когда он был призван в армию и попал на курсы пилотов. Год спустя Экзюпери получил удостоверение пилота и переселился в Париж, где и обратился к писательским трудам, пока безуспешным.
В1935 г. побывал в качестве корреспондента в Москве. Корреспондентом отправился и на войну в Испании. В 1939 г. получает две литературные премии «Гран-При дю Роман Французской Академии» и «Национальную книжную премию США» за роман «Ветер, песок и звезды». В том же году награжден Военным Крестом Французской Республики. С первых дней Второй Мировой войны сражался с нацистами, но не прекращал писать. К этому периоду относится глубоко личное произведение «Военный летчик». Сент-Экзюпери принадлежит также сказка «Маленький принц», которую он сам иллюстрировал. 31 июля 1944 г. писатель отправился с аэродрома на острове Сардиния в разведывательный полет — и не вернулся. Долгое время о его гибели не было ничего известно. И только в 1998 г. в море близ Марселя один рыбак обнаружил браслет. На нем было несколько надписей: имя жены летчика и адрес издательства, в котором выходили книги Сент-Экзюпери. В мае 2000 г. ныряльщик Люк Ванрель заявил, что на 70-метровой глубине обнаружил обломки самолета, возможно, принадлежавшего Сент-Экзюпери. Специалисты подняли обломки, и выяснилось, что бортовой серийный номер соответствует самолету, которым управлял Экзюпери. В марте 2008 года 88-и летний “Люфтваффе” Хорст Риппер признал, что именно он сбил самолет знаменитого писателя.
В его честь назван аэропорт в Лионе и астероид.
Динамика социально-психологических изменений группы
Динамика социально-психологических изменений группы определялось посредством сравнения контрольных замеров и результатами пилотажного изучения таких характеристик класса как психологический климат, организованность и направленная активности. Итоговые результаты приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Критерий | Результаты |
Пилотажное изучение | Контрольные замеры |
Психологический климат в классе | 2,8 | 3,92 |
Организованность класса | 3,6 | 4,12 |
Активность класса | 3,8 | 4,3 |
Динамика социально-психологических изменений личности.
Динамика социально-психологических изменений личности в группе сверстников определялось посредством сравнения контрольных замеров и результатами пилотажного изучения таких характеристик как уровень развития организаторских навыков и коммуникативные навыки. Итоговые результаты динамики коммуникативных навыков приведены в Приложении 1. Таблица 1. Итоговые результаты приведены в Таблице 2.
Таблица 2.
Динамика изменений коммуникативных навыков подростков
Уровень коммуникативных навыков | Результаты |
Пилотажное изучение | Контрольные замеры |
Низкий уровень | 2 | 0 |
Ниже среднего | 5 | 1 |
Средний уровень | 10 | 11 |
Высокий уровень | 3 | 7 |
Очень высокий уровень | 0 | 1 |
Итоговые результаты динамики организаторских навыков приведены в Приложении 2. Таблица 1. Итоговые результаты приведены в Таблице 3.
Таблица 3.
Динамика изменений организаторских навыков подростков
Уровень организаторских навыков | Результаты |
Пилотажное изучение | Контрольные замеры |
Низкий уровень | 2 | 1 |
Ниже среднего | 3 | 1 |
Средний уровень | 9 | 9 |
Высокий уровень | 6 | 9 |
Очень высокий уровень | - | - |
Сравнительный анализ результатов развития коммуникативных и организаторских навыков показал:
Что большинство ребят относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг
своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким. Друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятиях, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
Заключение
В ходе осуществления проекта была проведена большая подготовительная работа, с которой ребята справились хорошо, с интересом и воодушевлением. В процессе работы над спектаклем, ребята нашего класса сплотились и еще больше сдружились благодаря творческому процессу, проявили уважительное отношение друг к друга, обогатились положительными впечатлениями. В будущем планируем с одноклассниками продолжить театральную деятельность, так как театр помогает раскрепоститься внутренне, выявить свои возможно скрытые таланты. Мы поняли, что на основе театрализованной деятельности возникает взаимопонимание и сотрудничество между ребятами, работающими над спектаклем, которое сохраняется и долгие годы, во многом облегчает трудности школьной жизни и подросткового периода.
Результатом работы над проектом стала премьера спектакля, которая состоялась 15декабря 2016г. Зрителями стали родители школьников (25 человек). Большие волнения перед началом спектакля сменились большим успехом. Долгие овации позволили пережить успех подросткам, положительно подкрепить результат долгой работы над спектаклем. Появилось уверенность в своих силах и способностях, уважение и понимание ко всем кто принимал участие в спектакле. Мы стали единым целом. Появилось желания продолжить работу, совершенствовать свое мастерство сценического искусства. Второе выступление состоялось 22 декабря. Зрителями спектакля стали старшеклассники (100 человек). Отсутствие знания реакции старшеклассников создавало повышенное волнение. Мы понимали, чтобы удержать внимание школьников больше 15 минут, (а спектакль длится 30 мин) нужно очень постараться. Финальная песня спектакля сопровождалась длительными аплодисментами. Подростки стоя аплодировали в знак уважения и восхищения к участникам спектакля. На протяжение всего времени в зале присутствовала идеальная тишина, внимание зрителей было всецело прикована к сцене (отсутствовало хождение в зале).
Свой проект хотелось бы закончить словами известного русского актера Евгения Леонова «Вы злые, потому что слабые. Добрым быть всегда сложнее». Давайте откроем наши сердца на встречу друг к другу. Наверное, в каждом из нас живет маленький принц. Просто мы его спрятали где-то очень глубоко. Надо просто прислушаться к нему. «Ничего они не хотят... Одни только дети прижимаются носами к окнам» вагона. «Одни только дети знают, чего ищут». Может, стоит прислушаться к этому магическому голосу и оказаться хоть на миг в «такой таинственной и неизведанной стране слез».

Литература
- Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов Вузов. - М., 2001.
- Бычков В.И Метов проектов в современной школе. -М., 2009
- Комогорцева Е. В. Методические рекомендации по работе над постановкой спектакля. 2013
- Демидкова О. А. Психологический спектакль как формирующая социально-психологическая технология. 1998
- http://citaty.su/kratkaya-biografiya-sent-ekzyuperi
- http://dvamira.net/world/187
- http://interesno.cc/open/4658
21