Коллективный творческий проект
Русская народная песня
Цель: расширить систему знаний о русской песне
Задачи:
1. Обогатить сознание ребят, как простые русские песни и рожденные из них яркие танцы вдохновляют композиторов сочинять и стремиться сделать свою музыку более содержательной и правдивой, более понятной и близкой слушателям.
2. Расширять кругозор учащихся путем знакомства их с русскими народными песнями, развивать внимание, исполнительскую и танцевальную культуру.
3. Через интерес и любовь к творчеству своего народа, воспитывать нравственно-эстетические качества учащихся.
Музыкальный материал:
- Русская народная песня «Во поле береза стояла».
- Русская народная песня-пляска «Во кузнице».
- «Колыбельная», «Частушка», «Детская»
Наглядный материал:
- Репродукции картин с изображением природы.
-Иллюстрации народных музыкальных инструментов
- Иллюстрации русского народного костюма.
Этап
Звучит русская народная песня «Во поле береза стояла».
У: О чем эта песня?
Д: О хороводе, который водят девушки и поют.
У: В какой форме написана эта песня?
Д: В куплетной.
У: А какой характер?
Д: Протяжный, спокойный, ласковый.
У: А хоровод это песня или танец?
Д: Песня и танец.
У: Как вы думаете, в какие времена появился хоровод?
Д: Очень давно, девушки и парни вставали в круг и водили хоровод.
У: Как вы думаете, какой жанр родился первым «песня» или «танец»?
Д: Наверно, песня.
У: Ребята, однажды один путешественник, проезжая в XVIII веке по России, с удивлением писал: «Случилось мне видеть, что крестьянки плясали без всякой другой музыки, только под одни песни».
Ребята, так что же хотел сказать путешественник своими записями?
Д: Что крестьяне могли танцевать просто под песню?
У: Конечно, поэтому люди пришли к единому мнению, что некоторые танцы как бы вылились из песни, которая поначалу сопровождалась ритмическими движениями.
Мы с вами не забыли русские песни и любим их так же, как когда-то их любили наши предки.
Давайте попробуем разучить эту песню. Послушайте первую фразу.
Что характерно этой песне?
Д: Распевность, протяжность.
После разучивания песни учитель предлагает учащимся отправиться в путешествие.
У: Ребята, у нас на доске вывешены репродукции картин о природе. Какая из них созвучна нашей песне?
Учащиеся обращают внимание на картину с березками.
У: Почему вы выбрали эту репродукцию?
Д: Здесь березки похожи на танцующих девушек. Краски нарядные, спокойные.
У: Раньше хороводные песни были связаны с праздниками и обрядами, люди воспевали природу. Перед тем, как начать сеять урожай или убирать его, они наряжались в сарафан, украшали головы кокошниками да ленточками. Водили хоровод или вокруг деревца или вокруг снятого с нивы снопа.
«. Этап
Как на вас подействует эта музыка? Попробуйте передать это своими движениями.
Звучит русская народная песня «Во кузнице».
У: Это «Во кузнице» песня-пляска, мы ее уже слушали раньше. Люди веселились, она задорная, очень трудно удержаться на ногах.
Вы не смогли усидеть на местах. Правильно, у вас хорошо получилось.
Ребята, мы начали наш урок с песни-хоровода, подкрепились песней-пляской. Услышали «Камаринскую» в произведении. И все это благодаря чему? И почему она нам нужна?
Д: Благодаря песне, если бы не было ее, было бы грустно. Жизнь была бы безрадостной, унылой. Без нее невозможно прожить.
У: … Вот рождалась жизнь,
А с нею песня,
Чистый свет, живительный родник.
Шли они рука об руку вместе:
Так народ привык.
Итак, песня – самый любимый из всех видов народного творчества. Вся красота и значение песни раскрываются в сочетании музыки и поэзии. Каждая песня имеет мелодию, в которую вложена частичка чувства, души, раскрывающегося в песне. Рефлексивно-оценочный этап
-Оцените свою работу по проекту « Русская народная песня» с помощью «Дерева достижений».
Критерии самооценки:
1. Кто считает, что ваша личная работа над проектом была правильно выполнена, и вы все поняли, приняли активное участие в проекте, то возьмите красные ленточки и повесьте на верхние веточки дерева.
2.Кто считает, что он мог бы сделать проект лучше, но сегодня не хватило немного желания и старания, возьмите синие ленточки и повесьте на средние веточки дерева.
3.А кто считает, что не принял активного участия в защите проекта, возьмите желтые ленточки и повесьте на нижние веточки.
-Ленточек какого цвета на нашем дереве больше?
2