СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Проектирование и внедрения в деятельность индивидуальных маршрутов детской одаренности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Проектирование и внедрения

в деятельность  индивидуальных маршрутов детской одаренности»

Просмотр содержимого документа
««Проектирование и внедрения в деятельность индивидуальных маршрутов детской одаренности»»


Федеральное государственное казенное

Дошкольное образовательное учреждение

«Детские ясли – сад «Сказка»

Министерства внутренних дел Российской Федерации







Консультация для воспитателей

«Проектирование и внедрения

в деятельность индивидуальных маршрутов детской одаренности»











Подготовил:

педагог – психолог Шай М.С.




г. Симферополь, 2015



Целью деятельности образовательной организации дополнительного образова­ния в целом является – создание условий для жизненного личностного и про­фессионального самоопределения обучающихся. Образовательная организация дополнитель­ного образования имеет огромный потенциал для работы в этом направле­нии. Она предоставляет широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых каждый ребенок может найти себе дело по душе, кото­рое, возможно, в будущем станет его профессией.

Очень важно, что дополнительное образование дает большие возмож­ности для развития детской одаренности, ведь, чем раньше у ребенка обна­ружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания бу­дет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности.

Для развития одаренности обучающемуся необходимы индивидуальные формы обучения. Поиски в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство зарубежных исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать учебную деятельность ребенка можно только одним способом – разработать индивидуальные учебные планы (или образователь­ные маршруты) для каждого ученика исходя из его индивидуальных возмож­ностей и особенностей.

Индивидуальный образовательный маршрут – это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного обучающегося, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ре­бенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.

Приходим к выводу, что использование индивидуальных образова­тельных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессио­нального самоопределения обучающихся.

Цель:

Внедрение методики разработки и использования индивидуальных об­разовательных маршрутов в образовательной деятельности с одаренными детьми.


Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли счи­тает, что педагог, разрабатывающий индивидуальный образовательный мар­шрут должен действовать примерно по такой схеме:

1. Определить уровень развития ребенка (в т.ч. его качества и
способности);

2. Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их
достижению.

3. Определить время, которое должен затратить ребенок на ос­воение стандартной и специальной программы;

4. Предусмотреть участие родителей;

5. Определить способы оценки успехов ребенка.

Используя данную методику, может быть разработана схема построения индиви­дуального образовательного маршрута для одаренных детей в системе образования:













1. ДИАГНОСТИКА

уровня развития способностей обучающегося и его индивидуальных особенностей или одаренности





2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ,

которые должны быть достигнуты ребенком по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута





3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ,

которое должен затратить ребенок на освоение базовой и специальной программы





4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛИ РОДИТЕЛЕЙ,

ребенка в реализации маршрута




5. РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА (почасового)




6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

учебно-тематического плана, формы занятий, приёмов и методов, формы определения итогов





7. ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ





8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБОВ ОЦЕНКИ УСПЕХОВ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

на каждом этапе освоения маршрута







Итак, на основе базовой программы и данной схемы педагог может разрабатывать индивидуальный маршрут.



Рассмотрим подробнее этап диагностики уровня развития способно­стей воспитанника и его индивидуальных особенностей

Существует множество методик диагностики уровня развития способ­ностей и одаренности. Назовем несколько из них:

  • Методика использования личной карточки одаренного ребенка;

  • («Карта одаренности»);

  • Анкета для родителей;

Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с обучающимся и его родителями определяет цели и задачи маршрута.

Третий этап – «Определение времени» не должен вызвать у педагога затруднение. В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим обучающимся срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами.

Четвертый этап нашей схемы «Определение роли родителей ребенка в реализации маршрута». Он предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой дея­тельности со своим ребенком (Например, изготовление костюма для выступ­ления на концерте и др.)

На пятом этапе «Разработка учебно-тематического плана» педагогу необходимо совместно с обучающимся и родителями подобрать темы заня­тий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы ребенка, его возможности и поставленные цели.

Перейдем к 6-му этапу «Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определе­ния итогов». Рассмотрим его подробнее. Каждый одаренный ребенок непо­вторим, но существует много черт характерных для большинства одаренных детей. Учитывая эти особенности, можно очертить круг методов и техноло­гий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуаль­ного образовательного маршрута.


Качество личности

Характеристика качества личности

Методы и формы

1. Любопытство – любознательность – познавательная потребность

Любопытство характерно для каждого ребенка и одаренного и обычного. Любознательность – признак одаренности. Ребенок испытывает удовольствие от умственного напряжения. Одаренным детям в большей степени, чем их нормальным сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира.

Исследовательская деятельность. (Например, реферат по истории фотографии, по истории музыкальной культуры, исследование народного песенного творчества родного края)

2. Сверхчувствительность к проблеме

Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где всё представляется как-будто ясным – одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека

Проблемные, ориентированные на самостоятельную творческую работу задания

3. Склонность к задачам дивергентного типа


Творческие задания, которые допускают множество правильных ответов

4. Оригинальность мышления

Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, а также способность разрабатывать существующие идеи, что особенно ценится в художественном творчестве

Работа по разработке новых идей или уже существующих (Например: В хореографии игры и этюды на создание определенного образа)

5. Высокая концентрация внимания


Сложные и сравнительно долговременные задания

6. Отличная память

Синтез памяти и способности классифицировать, структурировать, систематизировать не редко выражается в склонности к коллекционированию

Задание по ведению летописи, собирание материала для музея

7. Способность к оценке

Производное критического мышления

Задание по анализу собственной или чужой деятельности (Например, педагог вместе с обучающимся посещает выставку известного художника и анализирует его творчество)

8. Широта интересом

Одаренные дети могут если не всё, то многое

Развивать и поддерживать широту интересов (Например, добавить занятие с другими специалистами)


Используя данную таблицу, педагог может подобрать методы работы с одаренным ребенком по индивидуальному образовательному маршруту и добавить их к традиционным методам из базовой программы.


На седьмом этапе «Интеграция с другими специалистами» разработ­чик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содер­жания учебно-тематического плана, решает нужно ли для достижения по­ставленной цели привлечь к работе с данным воспитанником других специа­листов. (Например: Если воспитанник занимается вокалом, то ему возможно

необходимо занятие и с хореографом, или если по результатам диагностики выяснилось, что у воспитанника есть психические особенности, то ему не­обходимы занятия с психологом).

Заключительный восьмой этап «Определение способов оценки и са­мооценки успехов обучающегося». Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с обучающимся.

Предлагается проводить оценку успехов на каждом этапе освоения маршрута по карте одаренности, которую уже использовали на этапе диагно­стики.










Возможные формы занятий для одаренных детей,

занимающихся по индивидуальному образовательному

маршруту

  1. Игра.

  2. Беседа.

  3. Экскурсия.

  4. Наблюдение.

  5. Практическое занятие.

  6. Размышление.

  7. Тренинг.

  8. Творческая мастерская.
    9.Творческий отчет.

10. Эксперимент.

11.Мозговой штурм.

Возможные формы подведения итогов.

  1. Концерт.

  2. Открытое занятие.

  3. Рефлексия.










Рекомендации педагогам и родителям ребенка, обучающегося по

индивидуальному образовательному маршруту для воспитания исследовательских наклонностей и умений самостоятельно получать

знания

  • Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать незави­симо, не давайте прямых инструкций, относительно, чем они должны заниматься.

  • Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они мо­гут сделать самостоятельно.

  • Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, ис­следования и анализы ситуаций.

  • Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний. Подходите ко всему творчески.