СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность по краеведению

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность, посвящённая творчеству владимирского писателя Г.П. Никифорова

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность по краеведению»



Муниципальный конкурс методических разработок с использованием краеведческих материалов

















Межпредметный исследовательский проект

«Любовь к родному слову — любовь к родной земле»





























Координатор

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Шихобаловская ООШ»

1квалификационной категории

Анисимова С. К.







Любовь к своей Родине – это

не нечто отвлеченное, это любовь

к своему городу, к своей местности,

к памятникам культуры,

гордость своей историей

Д.Лихачев

Аннотация

Проект «Любовь к родному слову — любовь к родной земле» стал результатом коллективной работы инициативной группы выпускников нашей школы. Ещё в сентябре 2014 года ими было предложено создать нечто значимое для родного села, некий творческий продукт, который стал бы их визитной карточкой, оставшейся на память в школе и после их выпуска. Честно говоря, в создании этого проекта самым сложным оказалось именно определение его темы. Не так уж это и легко - обратить внимание современного ребёнка на творчество писателя, не известного широким кругам читателей, вызвать у выпускника желание посетить библиотеку. Учебный год подходит к концу. К концу подходит и работа над нашим долгосрочным проектом. Позади множество часов внутришкольной и внешкольной индивидуальной, парной и коллективной работы. Сами ребята самым важным считают создание фильма. Я считаю самым важным, что они слушали, читали, писали, говорили и думали не только в рамках урока, но и в рамках литературного краеведения. В любом случае, по-моему, можно с уверенностью сказать, что ребятам их «визитная карточка» удалась, хотя проект ещё и не закончен.

Введение

1. Постановка проблемы

К сожалению, по причине загруженности школьных программ, шестидневной учебной недели, у учеников нашей школы не остаётся времени на изучение литературного краеведения. Читающие ребята еле-еле успевают познакомиться с программными произведениями. В то же время я не могла выпустить девятиклассников из школы, не познакомив их с творчеством писателя-земляка, уроженца с. Небылое, Г.П. Никифорова. Знакомство с его творчеством началось с прочтения рассказа «Прощание славянки». Я ничего не сообщила о самом авторе. Только после анализа произведения ребята сами догадались, что, вероятно, действия рассказа происходили в с. Небылое. После проведения опроса учеников нашей школы девятиклассники пришли к пониманию того, что незнание их сверстниками и ими самими литературы родного края является серьёзной проблемой. Все ученики класса согласились с тем, что было бы хорошо осуществить такой проект, чтобы творчество земляка стало известным детям нашей школы. На классном часе решено было посвятить этому проекту весь учебный год

2. Цель и задачи проекта

Цель: создание условий для формирования ценностного отношения к литературному наследию родного края.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

  • формирование у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков;

  • обогащение обучающихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора;

  • развитие познавательного интереса к изучению родного края;

  • положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде региона;

  • формирование навыков исследовательской работы;

  • формирование навыков творческой работы.

3. Методы и формы работы, направленные на решение задач проекта:

Методы:

  1. эвристический;

  2. репродуктивный;

  3. проблемный;

  4. проектно-исследовательский;

  5. объяснительно-иллюстративный.

  6. Формы:

  7. коллективная;

  8. парная;

  9. индивидуальная

4. Актуальность

Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время, в век информатики, требуется повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребенка, определенных в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края».

Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

5. Участники проекта: учащиеся 5- 9 классов МБОУ «Шихобаловская ООШ», библиотекарь с. Шихобалово Федотова Е.Г., библиотекарь с Небылое Кулдышева Ирина Валерьевна, учитель русского языка и литературы «МБОУ Шихобаловская ООШ» Анисимова С.К., оператор С.Щербаков (житель с. Небылое).

5.Место реализации: МБОУ «Шихобаловская ООШ».

6.Сроки реализации проекта: 2014-2015 учебный год



I. ПЛАН-ГРАФИК МЕРОПРИЯТИЙ (деятельность в рамках проекта)

  1. Предварительный этап.

Опрос учеников школы. Перед учениками 5-8 классов были поставлены вопросы:

- Назовите писателей владимирского края?

- Что вы можете рассказать о людях, прославивших Юрьев-Польский район?

- Назовите известных людей с. Андреевское, Шихобалово, Небылое.

- Известно ли вам имя Г.П. Никифорова?

Данный этап выявил главную проблему, которую необходимо было решить девятиклассникам.



2. Основной этап

Основные направления просветительской и мотивационной работы

Направление деятельности

Задачи

результат

Мы — литературоведы






1.Прививать любовь к литературе

2.Познакомить с творчеством писателя-земляка Г.П.Никифорова
3. Обеспечить условия для мотивации и стимулирования краеведческой деятельности

Выступление ученицы 9 класса на конференции с докладом «Роль пейзажа в произведениях владимирского писателя Г.П. Никифорова

Мы- художники слова




1. Прививать любовь к слову, к природе
2. Повышение грамотности

После составления сборника диктантов по русскому языку

( на основе отобранных ребятами текстов) проведение конкурса «Грамотей 2015» на основе отрывка текста писателя-земляка, в течение года проведение в 9 классе диктантов на основе собранного материала.

Мы- создатели

фильма




1. Прививать любовь к родному краю.

2. Способствовать формированию чувства патриотизма, уважения к культуре, прошлому, традициям родного края.

Проведение в школе классных часов, включающих просмотр фильма «Писателю-земляку посвящается...»



План реализации проекта:

Программа проекта содержит 3 направления, за каждое направление отвечала определённая группа ребят.

  1. Ответственные за направление «Мы- литературоведы»:

Агафонова Валерия

Голубихина Ольга

Добрякова Олеся

Основная работа: чтение произведений писателя, отбор пейзажных зарисовок, определение функций пейзажа.

  1. Ответственные за направление «Мы — художники слова»

Хлестков Виктор

Перфильев Илья

Коровашкова Татьяна

Основная работа: отбор публикаций о Г.Никифорове, составление биографии земляка, отбор материала для составления сборника диктантов.

  1. Ответственные за направление «Мы — создатели фильма»

Быковский Егор

Киреева Даша

Кузьмин Николай

Основная работа: сценарий, съёмка и монтаж фильма

График работы над проектом

Мероприятия

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Ожидаемый результат

сентябрь —ноябрь : 1) урок литературы «Мой Никифоров»

  1. опрос школьников среднего звена на знание творчества писателя ;

  2. чтение (по выбору) произведений писателя;

Участие в беседе по ходу урока



Участие в дискуссии по «Попадье» Г.Никифорова

Обсуждение заданий; сбор информации: посещение библиотеки, изучение литературы, беседы с Еленой Георгиевной, интернет, съёмки в библиотеке


Рассказ о любимом произведении Г.Никифорова - «Прощание славянки»



Координация работы.



















Индивидуальная работа с Дарьей Киреевой

Первоначальный интерес к творчеству писателя.





Составление маршрутных листов «Мой вклад в общее дело класса.



Составление папок с вырезками из газет, пейзажными зарисовками, фотографиями и т. д. Монтаж начала фильма.

Декабрь- 1) Посещение библиотеки с Шихобалово

  1. классный час — планирование работы ( деление на группы, выбор ответственных, распределение по направлениям работы)


Январь — работа над сборником с пейзажными зарисовками

Чтение произведений Г.Никифорова, анализ отрывков, печатание.













Анализ отрывков из повестей «Строка в биографии», «Попадья», романа «Горькая рябина», «Небыловских рассказов».



Участие в беседе с библиотекарем Кулдышевой И.В. о творчестве писателя, участие в экскурсии по музею. Съёмки и монтаж фильма

Координация деятельности ребят, составление сборника диктантов, использование на уроках русского языка данных материалов.





Индивидуальная работа с Лерой Агафоновой.













Встреча с С. Щербаковым. Монтаж фильма.

Координация работы.

Конкурс «Грамотей 2015»



















Оформление доклада «Роль пейзажа в произведениях Г.П. Никифорова»





Создание фильма «Писателю-земляку посвящается...»


















Февраль — выявление роли пейзажа в произведениях писателя.












Март — посещение библиотеки с. Небылое, музея Г.П. Никифорова












Апрель- подготовка классных часов, посвящённых творчеству Г.П. Никифорова.






Выбор класса, составление сценариев, отбор материала.



Координация работы совместно с классными руководителями школы.




Привлечение в проект учеников 5-8 классов



3. Завершающий этап

Завершающим этапом проекта станет проведение классных часов в рамках предметной недели по русскому языку и литературы с использованием отобранного материала и созданного фильма о творчестве писателя-земляка. Планируется проведение конкурсов рисунков «Моя малая родина» и конкурс сочинений — эссе «Природа моего родного края» (по мотивам пейзажных зарисовок Г. П. Никифорова). Награждение победителей и главных участников проекта будет проходить в День славянской письменности и культуры, к которому традиционно приурочена предметная неделя.

II. Оценка результатов и отчётность

На текущий момент проект ещё не закончен. В приложении представлены материалы, которые на данный момент могут послужить текущими результатами.

1. В ходе проекта были созданы следующие творческие и исследовательские продукты:

1) сборник диктантов с пейзажными зарисовками писателя Г.Никифорова (см. приложение №1), отобранные девятиклассниками материалы послужили основой для создания мною КИМов для 9 класса;

2) создание фильма «Писателю-земляку посвящается...» (см. приложение № 2);

3) участие Агафоновой Валерии в научно-практической конференции с докладом «Роль пейзажа в произведениях владимирского писателя Г.П. Никифорова», которая проходила 19 марта.

2. В процессе работы над проектом, ученики овладели:

  • навыками коммуникативной деятельности;

  • умениями самостоятельно добывать знания, использовать различные источники информации, тем самым, развивать свой кругозор;

  • навыками работы по чётко определённому плану (поэтапно), вести поисковую работу, составлять анкету-опрос, составлять сценарий фильма; осуществлять его монтаж;

  • умениями логически мыслить, анализировать, обобщать и делать выводы.

3. В мае будет проведён повторный опрос среди учеников нашей школы, который покажет, смогли ли ученики 9 класса посредством классных часов и конкурсов приобщить ребят к творчеству писателя-земляка Г.П. Никифорова.