Муниципальный конкурс методических разработок с использованием краеведческих материалов
Межпредметный исследовательский проект
«Любовь к родному слову — любовь к родной земле»
Координатор
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Шихобаловская ООШ»
1квалификационной категории
Анисимова С. К.
Любовь к своей Родине – это
не нечто отвлеченное, это любовь
к своему городу, к своей местности,
к памятникам культуры,
гордость своей историей
Д.Лихачев
Аннотация
Проект «Любовь к родному слову — любовь к родной земле» стал результатом коллективной работы инициативной группы выпускников нашей школы. Ещё в сентябре 2014 года ими было предложено создать нечто значимое для родного села, некий творческий продукт, который стал бы их визитной карточкой, оставшейся на память в школе и после их выпуска. Честно говоря, в создании этого проекта самым сложным оказалось именно определение его темы. Не так уж это и легко - обратить внимание современного ребёнка на творчество писателя, не известного широким кругам читателей, вызвать у выпускника желание посетить библиотеку. Учебный год подходит к концу. К концу подходит и работа над нашим долгосрочным проектом. Позади множество часов внутришкольной и внешкольной индивидуальной, парной и коллективной работы. Сами ребята самым важным считают создание фильма. Я считаю самым важным, что они слушали, читали, писали, говорили и думали не только в рамках урока, но и в рамках литературного краеведения. В любом случае, по-моему, можно с уверенностью сказать, что ребятам их «визитная карточка» удалась, хотя проект ещё и не закончен.
Введение
1. Постановка проблемы
К сожалению, по причине загруженности школьных программ, шестидневной учебной недели, у учеников нашей школы не остаётся времени на изучение литературного краеведения. Читающие ребята еле-еле успевают познакомиться с программными произведениями. В то же время я не могла выпустить девятиклассников из школы, не познакомив их с творчеством писателя-земляка, уроженца с. Небылое, Г.П. Никифорова. Знакомство с его творчеством началось с прочтения рассказа «Прощание славянки». Я ничего не сообщила о самом авторе. Только после анализа произведения ребята сами догадались, что, вероятно, действия рассказа происходили в с. Небылое. После проведения опроса учеников нашей школы девятиклассники пришли к пониманию того, что незнание их сверстниками и ими самими литературы родного края является серьёзной проблемой. Все ученики класса согласились с тем, что было бы хорошо осуществить такой проект, чтобы творчество земляка стало известным детям нашей школы. На классном часе решено было посвятить этому проекту весь учебный год
2. Цель и задачи проекта
Цель: создание условий для формирования ценностного отношения к литературному наследию родного края.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
формирование у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков;
обогащение обучающихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора;
развитие познавательного интереса к изучению родного края;
положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде региона;
формирование навыков исследовательской работы;
формирование навыков творческой работы.
3. Методы и формы работы, направленные на решение задач проекта:
Методы:
эвристический;
репродуктивный;
проблемный;
проектно-исследовательский;
объяснительно-иллюстративный.
Формы:
коллективная;
парная;
индивидуальная
4. Актуальность
Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время, в век информатики, требуется повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребенка, определенных в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края».
Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
5. Участники проекта: учащиеся 5- 9 классов МБОУ «Шихобаловская ООШ», библиотекарь с. Шихобалово Федотова Е.Г., библиотекарь с Небылое Кулдышева Ирина Валерьевна, учитель русского языка и литературы «МБОУ Шихобаловская ООШ» Анисимова С.К., оператор С.Щербаков (житель с. Небылое).
5.Место реализации: МБОУ «Шихобаловская ООШ».
6.Сроки реализации проекта: 2014-2015 учебный год
I. ПЛАН-ГРАФИК МЕРОПРИЯТИЙ (деятельность в рамках проекта)
Предварительный этап.
Опрос учеников школы. Перед учениками 5-8 классов были поставлены вопросы:
- Назовите писателей владимирского края?
- Что вы можете рассказать о людях, прославивших Юрьев-Польский район?
- Назовите известных людей с. Андреевское, Шихобалово, Небылое.
- Известно ли вам имя Г.П. Никифорова?
Данный этап выявил главную проблему, которую необходимо было решить девятиклассникам.
2. Основной этап
Основные направления просветительской и мотивационной работы
Направление деятельности | Задачи | результат |
Мы — литературоведы
| 1.Прививать любовь к литературе 2.Познакомить с творчеством писателя-земляка Г.П.Никифорова 3. Обеспечить условия для мотивации и стимулирования краеведческой деятельности | Выступление ученицы 9 класса на конференции с докладом «Роль пейзажа в произведениях владимирского писателя Г.П. Никифорова |
Мы- художники слова
| 1. Прививать любовь к слову, к природе 2. Повышение грамотности | После составления сборника диктантов по русскому языку ( на основе отобранных ребятами текстов) проведение конкурса «Грамотей 2015» на основе отрывка текста писателя-земляка, в течение года проведение в 9 классе диктантов на основе собранного материала. |
Мы- создатели фильма
| 1. Прививать любовь к родному краю. 2. Способствовать формированию чувства патриотизма, уважения к культуре, прошлому, традициям родного края. | Проведение в школе классных часов, включающих просмотр фильма «Писателю-земляку посвящается...»
|
План реализации проекта:
Программа проекта содержит 3 направления, за каждое направление отвечала определённая группа ребят.
Ответственные за направление «Мы- литературоведы»:
Агафонова Валерия
Голубихина Ольга
Добрякова Олеся
Основная работа: чтение произведений писателя, отбор пейзажных зарисовок, определение функций пейзажа.
Ответственные за направление «Мы — художники слова»
Хлестков Виктор
Перфильев Илья
Коровашкова Татьяна
Основная работа: отбор публикаций о Г.Никифорове, составление биографии земляка, отбор материала для составления сборника диктантов.
Ответственные за направление «Мы — создатели фильма»
Быковский Егор
Киреева Даша
Кузьмин Николай
Основная работа: сценарий, съёмка и монтаж фильма
График работы над проектом
Мероприятия | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Ожидаемый результат |
сентябрь —ноябрь : 1) урок литературы «Мой Никифоров» опрос школьников среднего звена на знание творчества писателя ; чтение (по выбору) произведений писателя; | Участие в беседе по ходу урока
Участие в дискуссии по «Попадье» Г.Никифорова Обсуждение заданий; сбор информации: посещение библиотеки, изучение литературы, беседы с Еленой Георгиевной, интернет, съёмки в библиотеке | Рассказ о любимом произведении Г.Никифорова - «Прощание славянки»
Координация работы.
Индивидуальная работа с Дарьей Киреевой | Первоначальный интерес к творчеству писателя.
Составление маршрутных листов «Мой вклад в общее дело класса.
Составление папок с вырезками из газет, пейзажными зарисовками, фотографиями и т. д. Монтаж начала фильма. |
Декабрь- 1) Посещение библиотеки с Шихобалово классный час — планирование работы ( деление на группы, выбор ответственных, распределение по направлениям работы) |
Январь — работа над сборником с пейзажными зарисовками | Чтение произведений Г.Никифорова, анализ отрывков, печатание.
Анализ отрывков из повестей «Строка в биографии», «Попадья», романа «Горькая рябина», «Небыловских рассказов».
Участие в беседе с библиотекарем Кулдышевой И.В. о творчестве писателя, участие в экскурсии по музею. Съёмки и монтаж фильма | Координация деятельности ребят, составление сборника диктантов, использование на уроках русского языка данных материалов.
Индивидуальная работа с Лерой Агафоновой.
Встреча с С. Щербаковым. Монтаж фильма. Координация работы. | Конкурс «Грамотей 2015»
Оформление доклада «Роль пейзажа в произведениях Г.П. Никифорова»
Создание фильма «Писателю-земляку посвящается...» |
|
Февраль — выявление роли пейзажа в произведениях писателя.
|
Март — посещение библиотеки с. Небылое, музея Г.П. Никифорова
|
Апрель- подготовка классных часов, посвящённых творчеству Г.П. Никифорова.
|
Выбор класса, составление сценариев, отбор материала. |
Координация работы совместно с классными руководителями школы. |
Привлечение в проект учеников 5-8 классов |
3. Завершающий этап
Завершающим этапом проекта станет проведение классных часов в рамках предметной недели по русскому языку и литературы с использованием отобранного материала и созданного фильма о творчестве писателя-земляка. Планируется проведение конкурсов рисунков «Моя малая родина» и конкурс сочинений — эссе «Природа моего родного края» (по мотивам пейзажных зарисовок Г. П. Никифорова). Награждение победителей и главных участников проекта будет проходить в День славянской письменности и культуры, к которому традиционно приурочена предметная неделя.
II. Оценка результатов и отчётность
На текущий момент проект ещё не закончен. В приложении представлены материалы, которые на данный момент могут послужить текущими результатами.
1. В ходе проекта были созданы следующие творческие и исследовательские продукты:
1) сборник диктантов с пейзажными зарисовками писателя Г.Никифорова (см. приложение №1), отобранные девятиклассниками материалы послужили основой для создания мною КИМов для 9 класса;
2) создание фильма «Писателю-земляку посвящается...» (см. приложение № 2);
3) участие Агафоновой Валерии в научно-практической конференции с докладом «Роль пейзажа в произведениях владимирского писателя Г.П. Никифорова», которая проходила 19 марта.
2. В процессе работы над проектом, ученики овладели:
навыками коммуникативной деятельности;
умениями самостоятельно добывать знания, использовать различные источники информации, тем самым, развивать свой кругозор;
навыками работы по чётко определённому плану (поэтапно), вести поисковую работу, составлять анкету-опрос, составлять сценарий фильма; осуществлять его монтаж;
умениями логически мыслить, анализировать, обобщать и делать выводы.
3. В мае будет проведён повторный опрос среди учеников нашей школы, который покажет, смогли ли ученики 9 класса посредством классных часов и конкурсов приобщить ребят к творчеству писателя-земляка Г.П. Никифорова.