Проектная деятельность учащихся на уроках физики и во внеурочное время
Метод учебного проекта
Это одна из личностно-ориентированных технологий ,способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Метод учебного проекта характеризуется как:
•личностно-ориентированный;
•деятельностный;
•обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
•построенный на принципах проблемного обучения;
•развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентациии рефлексии;
•формирующий навыки самостоятельности в мыслительной,практической и волевой сферах;
•воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
•здоровьесберегающий.
Пять «П» проекта
То есть проект —это «пять П»:
•Проблема—Проектирование(планирование)—Поискинформации—Продукт—Презентация.
•Шестое«П»проекта—его Портфолио, т.е . папка, в которой собраны всерабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
•Важное правило: каждый этап работы над проектом, должен иметь свой конкретный продукт!
Принципы проектной деятельности
•Доступности
•Посильности
•Добровольности
•Сотрудничества
•Открытого образования
•Личной значимости
Принципы организации деятельности
•голографичность(учитывает двойное вхождение следующим образом: каждый элемент в содержани и обучения одновременно несет в себе определенную учебную информацию и определенный вид деятельности);
•деятельность (созданиеусловий, способствующих поддержанию природног олюбопытства учащихся, их интереса и стремления к самостоятельной работе над решением проблемы);
•динамичность (постоянное внимание к деятельности учащихся в процессе обучения, готовность перестраиваться на ходу)
Цель педагога: создание условий для развития проектной деятельности.
Задачи:
-сформировать умение организовывать семиотическое образовательное пространство;
- сформировать умение добывать и практически использовать знания, извлекать информацию, анализировать, интерпретировать и адекватно использовать ее для решения проблем;
-помочь определить предметность деятельности;
-помочь овладеть технологией индивидуальной и групповой проектной деятельности;
-сформировать навыки рефлексии деятельности учащихся.
Задачи проектной деятельности:
-Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, напротяжении всей работы);
-Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
-Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
-Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
-Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Классификация проектовпо доминирующей деятельности учащихся
•Практико-ориентированный проект
•Исследовательский проект
•Информационный проект
•Творческий проект
•Ролево-игровой проект
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определени может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства .Палитра разнообразна—от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы споследующей ее проверкой , обсуждение полученных результатов .При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опроси другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творчески йпроект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов . Это могут быть альманахи, театрализации ,спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна.Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей ,выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
Классификация проектов по комплексности (предметно-содержательной области):
Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности .Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом—учитель другой дисциплины.
Межпредметные проекты, выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.
Классификация проектовпо характеру контактов:
Персональные или групповые проекты?Преимущества персональных проектов: | Преимущества групповых проектов: |
план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью | в проектной группе формируются навыки сотрудничества |
у учащегося формируется чувство ответственности | проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне |
учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта | на каждом этапе работы, как правило, есть свой ситуационный лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определенном этапе |
формирование у учащегося важнейших ОУН (исследовательских, презентационных, оценочных) -вполне управляемый процесс | в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревновательности повышает мотивацию. |
•Внутриклассные
•Внутришкольные
•Региональные (Всероссийские)
•Международные
Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, они требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet, использование средств современных компьютерных технологий
Классификация проектов по количеству участников:
•Индивидуальные
•Коллективные
•Групповые
по продолжительности:
•Мини-проекты
•Краткосрочные проекты
•Недельные проекты
•Долгосрочные (годичные) проекты
Этапы организации проектной работы учащихся
1.Предварительный этап: вовлечение учащихся в проектную работу; знакомство с целями, структурой нового вида работы.
2.Определение темы конкретного проекта; разделение учащихся на группы.
3.Выявление проблемы и цели данного проекта.
4.Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы, определение методов исследования (в исследовательском проекте).
5.Работа в группах, координируемая руководителем проекта:
•Сбор информации, работа с источниками информации, постановка эксперимента, получение и первичная обработка данных;
•Анализ собранной информации, формулирование выводов, координация действий разных групп;
•Подготовка презентации проекта.
6. Презентация;
7. Оценка проекта; рефлексия над результатами проекта
Структура и циклограмма учебного процессаЭтапы деятель-ностиучащихся | Постановка проблемы | Выдвижеииегипотез, путей решения. Деление на группы | Планирование деятельности. Выбор форм продукта | Подготовка продукта | Выбор формы презентации | Подготовка презентации | Презентация | Самооценка и самоанализ | Сбор инфор-мации | Структури-рованиеинформации | Изготов-лениепродукта | Оформление продукта |
Долгос-рочный(год) проект | Сентябрь -октябрьФормулировка совместно с руководителем темы, проблемы, гипотезы работы | ОктябрьСоставление развернутого плана работы | Ноябрь -декабрь | Декабрь -февральПроведение исследования | МартПодготовка чистового варианта | АпрельРабота с подготовленным текстом оппонентов и рецензентов, подготовка доклада | МайЗащита |
В течение проектной недели | До начала проектной недели | 1-ый день | 2-3-й дни | 3-4-й дни | 5-й день |
Проект, выполняемый на уроках | 1-ый урок | Неделя между 1-м и 2-м уроками | 2-й урок | Одна -три недели между 2-м и 3-4-м уроками | 3-4-й уроки(спаренные) | - |
Мини-проект | 1-й урок(в числе двух спаренных)0 -20-я минуты | 1 -2-й уроки20 -50-я минуты | 2-й урок(в числе 2-х спаренных) | 50-70-яминуты | 70-80-яминуты |
Развитие рефлексии | Самостоятельная внеклассная работа (ведение записей), семинарские занятия | Вовлечение в проектную деятельность через задания, нацеливающие учащихся на самостоятельный подбор материала, рефлексию | Самостоятельные наблюдения, подбор материала по конкретной проблеме из разных источников, его письменное фиксирование |
2. Выбор проблемы исследования. Формирование групп (для групповых проектов) | Коллективное, групповое, индивидуальное обсуждение темы (консультация) с научным руководителем | Организация обсуждения возможных проблем исследования, помощь в формулировании темы и формировании групп | Ориентация в выборе проблемы исследования, формулирование темы, объединение в группы (для групповых проектов) |
3. Изучение литературы по теме.Формирование практических навыков работы со справочной и научной литературой | Практическое занятие, самостоятельная работа в библиотеке с бумажными или электронными носителями информации | Демонстрация основных приемов поиска информации по интересующей теме, организация практического занятия; помощь при подборе научной и научно-популярной литературы по теме исследования | Составление библиографии по теме, выделение главной мысли, конспектирование |
4. Целеполагание. Формирование исслед. умений формулировать тему, гипотезу, ставить цели, задачи, определять метод в зависимости от объекта исследования | Индивидуальная или групповая (для групповых проектов) консультация с научным руководителем | Консультирование по вопросам формулирования темы, гипотезы, понимания целей и задач работы, по выбору метода проведения исследования с опорой на изученную литературу | Уточнение формулировки темы, постановки целей и задач работы, определения метода в зависимости от объекта исследования с опорой на изученную литературу, подготовка к проведению эксперимента |
5. Сбор материала или постановка эксперимента. Освоение методов сбора материала | Самостоятельная групповая (в групповом проекте) или индивидуальная работа учащихся (возможно, на экскурсии, в экспедиции) | Консультирование учащихся по методике сбора материала | Сбор материала или проведение эксперимента, фиксирование полученных данных |
6. Анализ и обработка полученного материала. Обучение методам исследования | Самостоятельная групповая (в групповом проекте) или индивидуальная работа учащихся | Консультирование, учащихся по вопросам анализа полученного материала | Анализ и статистическая обработка полученного материала, работа над созданием проектного продукта |
7. Обобщение результатов анализасобранного материала, формирование умения делать выводы на основе полученных результатов | Самостоятельная групповая (в групповом проекте) или индивидуальная работа учащихся | Консультирование, помощь учащимся при обобщении и выборе способов представления результатов исследования | Систематизация и обобщение результатов работы; работа над созданием проектного продукта |
8. Создание текста. Практическое овладение учебно-научным стилем речи | Самостоятельная групповая (в групповом проекте) или индивидуальная работа учащихся | Консультирование, помощь в оформлении работы, композиционной, стилистической правке текста | Написание текста учебно-исследовательской работы и работа над созданием проектного продукта |
9. Редактирование текста.Развитие навыков редактирования | Самостоятельная групповая (в групповом проекте) или индивидуальная работа учащихся | Консультирование, помощь в правке аннотации и тезисного плана исследования. Организационная работа (подача заявки, организация поездки на конференцию или участия в школьном мероприятии) | Редактирование и оформление работы, составление тезисного плана |
10. Подготовка к представлению и представление результатов работы. Обучение созданию и проведению презентации | Консультирование по отбору материала и устной защите работы, организация пробного выступления с обсуждением представленной работы. Организация поездки на конференцию или представления работы в школе | Отбор материала и подготовка к устной публичной защите проекта, выступление на конференции; общение на тему проекта (в форме монолога, диалога, диспута) |
11. Оценка и самооценка работы. Рефлексия над продуктом и результатом проектной работы | Групповое обсуждение, обмен мнениями по поводу проделанной работы, полученных впечатлений и приобретенного опыта. Анкетирование | Побуждение учащихся к рефлексии над проделанной работой через обсуждение или анкетирование. Обсуждение перспективных планов. Педагогическая рефлексия | Рефлексия на продукт и результат проведенной работы |
Содержаниепаспорта проектной работы
•Название проекта.
•Руководитель проекта.
•Консультант(ы) проекта.
•Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
•Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
•Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
•Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).
•Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой).
•Заказчик проекта.
•Цель проекта (практическая и педагогическая цели). .
•Задачи проекта (2—4 задачи, акцент на развивающих задачах!).
•Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).
•Необходимое оборудование.
•Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко —содержание).
•Предполагаемые продукт(ы) проекта.
Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).
•Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
Портфолио проекта
•Проектнаяпапка(портфолиопроекта)—одинизобязательныхвыходовпроекта,предъявляемыхназащите(презентации)проекта.Задачапапкиназащите—показатьходработыпроектнойгруппы.Крометого,грамотносоставленнаяпроектнаяпапкапозволяет:
•четкоорганизоватьработукаждогоучастникапроектнойгруппы;
•статьудобнымколлектороминформацииисправочникомнапротяженииработынадпроектом;
•объективнооценитьходработынадзавершеннымпроектом;
•судитьоличныхдостиженияхиростекаждогоучастникапроектанапротяженииеговыполнения;
•сэкономитьвремядляпоискаинформацииприпроведениивдальнейшемдругихпроектов,близкихпотеме.
Состав проектной папки
•паспортпроекта;
•планывыполненияпроектаиотдельныхегоэтапов;
•промежуточныеотчетыгруппы;
•всясобраннаяинформацияпотемепроекта,втомчисленеобходимыексерокопии,ираспечаткиизИнтернета;
•результатыисследованийианализа;
•записивсехидей,гипотезирешений;
•отчетыосовещанияхгруппы,проведенныхдискуссиях,«мозговыхштурмах»ит.д.;
•краткоеописаниевсехпроблем,скоторымиприходитсясталкиватьсяпроектантам,испособовихпреодоления;
•эскизы,чертежи,наброскипродукта;
•материалыкпрезентации(сценарий);
•другиерабочиематериалыичерновикигруппы.