СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная межпредметная задача "Птицы Калининградской области"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная межпредметная задача

« Птицы Калининградской области»

 

Авторы  проекта: Титова Ирина Николаевна,  Дедерер Зинаида Викторовна

Дидактические цели: Расширить знания детей о птицах  Калининградской области; исследовать область орнитологии. 

Тип занятий: применение знаний и умений; интегрированный с дидактической игрой.

Формы и виды организации работы: фронтальная работа, работа в парах и группах, индивидуальная работа.

Методические задачи:

Учить детей наблюдать объекты окружающего мира; познакомить с разнообразием мира птиц.

Дать представление об условиях, необходимых для их жизни, особенностях питания и строения.

Воспитывать бережное отношение к животным (птицам).

Организовать участие детей в доступной природоохранной деятельности (операция «Кормушка»;  Акция « Покормите, птиц зимой!» (прикорм водоплавающих птиц на городском озере)).

Формировать умение работать с учебными и научно-популярными текстами.

Учить созданию в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике.

Развивать  навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (птицы).

Формировать умение работать в парной и групповой работе.

 

Предметные области: русский язык,  литература, математика, окружающий мир, изобразительное искусство и художественный труд.

Место проведения: актовый зал, спортивный зал.

Возрастные группы: учащиеся 1, 4, 5 классов.

Самостоятельные исследования учащихся:

Почему птицы летают?

Зачем птицам перья?

Почему у птиц высокая температура тела?

Легко ли сделать кормушку?

Может ли птица мяукать как кошка?

Могут ли птицы нырять?

Где птицы строят свои гнезда?

Какую пользу приносят?

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты  изучения является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя и координатора команды.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы.

-      Учиться работать по предложенному  плану координатора.

             -      Учиться отличать: верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности команд  на проектной задаче.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью координатора и других членов команды.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике, журналах и других источниках информации.
  • Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы в группе.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о  правилах общения  в группе и следовать им.

           -       Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

Ожидаемые результаты:

Ученик получит возможность:

  • понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;
  • наблюдать зимующих птиц,
  • различать зиму­ющих птиц по рисункам  и голосам в природе;
  • обсуждать формы кормушек, необходимость кормушек в зимний период для птиц,  виды корма для птиц;
  • учиться работать в паре  и в группе; 
  • запомнить правила подкормки птиц;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых научатся:

  • составлять экспозицию выставки;
  • оформлять плакат и подготовить выступление;
  • оценивать результаты собственного труда и труда товарищей;
  • отбирать  фотографии для оформления плаката; 

 

Примерные программы начального образования

Природа

Птицы, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни птиц (воздух, вода, тепло, пища). Внешнее строение. Особенности питания. Размножение. Роль птиц  в жизни людей, бережное отношение человека к ним.

Человек и природа

Практические работы: участие в доступной природоохранной деятельности (изготовление простейших кормушек, рисование, аппликация,  подкормка птиц).

Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения (на конкретных примерах). Охрана растительного и животного мира.

«Русский язык»

Текст-описание. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Особенности  текста-описания. Создание простейших текстов в соответствии условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки).Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике.

«Литература»

Формирование умений читательской деятельности. Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:  работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

 

«Изобразительное искусство и художественный труд»

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью. Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению, конструирование, аппликация (объемная и плоскостная), мозаика.

 

Оформление результатов проекта:

Выставка  детских работ«Мир глазами детей»

Конкурс сочинений – описаний птиц.

Участие класса в литературной викторине«Встречай с любовью птичьи стаи!»

Презентация плакатов « Птицы Калининградской области» 

Модель кормушки из Лего- конструктора и  птицы из мозаики.

 

Время  для  выполнения проекта: 3-4 недели

 

Ход работы.

Оформление сцены:

Надпись: «Птицы нашей области»

Выставка рисунков «Мир глазами детей»

Выставка кормушек

Выставка методической и художественной литературы

Плакат для рефлексии «Кормушка»

Бейджики координаторам

Оборудование:

Таблички с названием птиц: снегири, синицы, воробьи, скворцы, дятлы, соловьи.

Жетоны для жеребьевки: по 8 штук (снегири, синицы, воробьи, скворцы, дятлы, соловьи)

Текст с загадками

На рабочих  местах:

Маркеры, фломастеры, клей, карандаши, ножницы, ручки, Лего-конструктор, мозаика, рисунки, кормушки,  плакат, конверт с фото  предшествующих мероприятий)

 

  1. Линейка.

 

2. Жеребьевка.

         Формирование  6 –тиразновозрастных групп (из учащиеся 1 -а, 4-а и 5-а классов)  с опорой на загадки. (Ведущий читает загадку, а  координаторы демонстрируют отгадку  с названием птицы).

Организаторы  раздают жетоны всем учащимся с названием птиц.

Формирование команд координаторами.

 

3.Организация работы групп в актовом зале.

Постановка  цели проектной задачи.

- Ребята, сегодня мы собрались в этом зале, чтобы  решить Проектную межпредметнуюзадачу по теме: «Птицы Калининградской области».

- Целых 4 недели вы участвовали в различных мероприятиях:

  • Акция «Покормите птиц зимой»
  • Операция «Кормушка» 
  • Круглый стол  по теме:  « Красная книга Калининградской области»  с участием учениц 9-а класса
  • Историко-художественный музей  г. Калининград и посетили выставочный зал «Природы»
  • Конкурс рисунков и творческих работ  «Птицы глазами детей»
  • Экологическая викторина « Птицы – наши друзья»

(на базе детской городской библиотеки)

  • Сочинение текста – описания  «Птица Калининградской области»
  • Классный час «Голоса  птиц» (с использованием фоно материала)

 

  1. Самооценка учащихся о подготовке к проектной задаче по десятибалльной системе.

- Ребята, вы накопили  очень много  полезной информации для вашего проекта, оцените свою работу по десятибалльной системе.На пальчиках рук  оцените  свои знания, с которыми пришли на проектную задачу.

          - Решение проектной задачи будет проводиться в два этапа. На каждый этап работы отводится 35 минут. На первом этапе вы будете выполнять тренировочные упражнения в парах. А на втором этапе покажете презентацию своих работ. В нее входит: презентация одного  из мероприятий, которое  предшествовало   нашей проектной задаче  с

оформлением  плаката,  модели  кормушки из Лего- конструктора и  птицы из мозаики.

- А сейчас позвольте представить вам экспертную комиссию:

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Представление команд членами команд в соответствии с названием команды: снегири, синицы, воробьи, скворцы, дятлы, соловьи.

- И так мы начинаем. Представьте свои команды!

 

  1. Координаторы получают конверт на первый этап с тренировочными упражнениями, для парной работы.

 

  1. этап. Парная работа. Тренировочные упражнения:
  • Головоломка «Видна птица по полету»(см. приложение)
  • Задание «От буквы к слову»(см. приложение)
  • Кроссворд «Птицы»(см. приложение)
  • Работа с картой «Охраняемые территории Калининградской области»(см. приложение)
  1. Подведение итогов  экспертной комиссией  I этапа работы.

 

  1. Динамическая пауза(спортивный зал)

 

  1. Презентация Проектной межпредметной задачи.

 

  1.  Заслушивание результатов экспертной комиссии

II этап. 

  • Получение конвертов координаторами для второго  этапа работы

Работа над проектной задачей.

  • защита плакатов
  •  конструирование модели кормушки
  •  мозаика птицы

12.Координатор команды заполняет опросный лист самооценки учащихся   и сдает его в экспертную комиссию.(см. приложение)

13. Защита проектов. Продукт: плакат с использованием фотоматерала,  модель кормушки из Лего-конструкторы, из мозаики – изображение  птицы.

14. Подведение итогов.

15. Рефлексия.

а) Самооценка учащихся о подготовке к проектной задаче по десятибалльной системе. (на пальчиках рук дети оценивают свои знания, с которыми уходят с   проекта)

б)Эмоционально-психологическую оценку  всему мероприятию по линеечной шкале,   приклеивая  на  листе с кормушкой  наклейку-птичку).

16. Вручение Сертификатов  членам команд.

за участие в проектной межпредметной задаче «Птицы Калининградской области», посвященной  65-летию образования Калининградской области и 50-летию школы.

Вручение грамот за участие в конкурсе «Операция кормушка»,

Вручение грамот за участие в конкурсе рисунков и поделок «Мир глазами детей»,

Вручение  грамот за участие в экологической  викторине  (зав. детской библиотекой: Разумейчик Людмила Петровна )

 

Привлечение родителей

Привлечение родителей к участию в проектной деятельности  необходимо  для  установления взаимоотношений между детьми и родителями, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой.

В данном проекте помощь родителей необходима, в основном, при участии в операции «Кормушка», создание презентации изготовления кормушки, участия в Проектной межпредметной задачи.

 

 

Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта

 

  • Цифровая камера
  • Проекционная система
  • Сканер
  • Принтер

 

Материалы на печатной основе

  1. Андреева Т.Н. Голоса Земли/ Начальная школа, 2007. - № 3, с. 17 – 20 (приложение).
  2. Бианки В.В. Лесная газета/ журнал «Дошкольное воспитание», 1990. - № 10,11,12. – 1991. - № 1,2,3,4,5,6,7,8,9.
  3. Бианки В.В. Синичкин календарь/Хрестоматия по литературе для 1-4 классов средней школы/Составитель Т.А. Бутенко; Художник Н.А.Фарбер. – Ростов н /Д: Книжное издательство, - Саратов: Региональное Приволжское издательство «Детская книга», 1994.
  4. Вахрушев А.А., Алхутов СМ., Раутиан А.С. Окружающий мир.   Мир и человек. Живые обитатели планеты. Учебник для 3 класса общеобразовательных школ. – «Дрофа», 2004.
  5. Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. – «Лесная промышленность», 1971.
  6. Крупицы опыта. В помощь начинающему учителю начальной школы. Методическое пособие. – Йошкар – Ола, 1996.
  7. Кузьмин Лев. Жаворонок звенит!/Мурзилка, 1994. - № 3.
  8. Комплект плакатов «Птицы – наши друзья»
  9. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Как работать с приложением к журналу «Начальная школа» «Книга, здравствуй!» Серия «Второкласснику» IV четверть/Начальная школа, 1997. - № 3.
  10. Скобцева Н.И. Встречай с любовью птичьи стаи/ Начальная школа, 2005. - № 3, с. 93 – 97.
  11. Совместные праздники для школьников и родителей/Кол.авторов – М.: Глобус, 2007. – (Классное руководство).

 

 

 

 

План  мероприятий

о подготовке и проведения проектной межпредметной задачи

Сроки проведения

Название мероприятия

Содержание мероприятия

класс

Ответственный учитель

29. 11. 12

Акция  «Покормите,  птиц!» 

Выход учащихся на городское озеро для прикорма птиц

1-а

4-а

5-а

Титова И.Н.

Дедерер З.В.

29.11.12 – 13.12.12

Операция  «Кормушка»

Фото и видеоматериалы о  конструировании кормушки и развешивание их на деревьях.

1-а

4-а

5-а

Учащиеся и родители

30.11. 12

Классный час  «Голоса птиц»

Прослушивание фономатериала с презентацией птиц

1-а

4-а

 

Титова И.Н.

Дедерер З.В.

30.11.12 – 05.12.12

Выставка  детский работ  «Птицы глазами детей»  

Творческие работы детей  из природного материала;  рисунки, плакаты

1-а

4-а

 

Титова И.Н.

Дедерер З.В.

06.12.12

Сочинение  на тему  «Птицы»

Сочинение текста описания птицы

4-а

Дедерер З.В.

 

09.12.12

Экскурсия в историко-художественный музей г. Калининград

Тема: животные и птицы Калининградской области

1-а

4-а

5-а

Титова И.Н.

Дедерер З.В. Члены родительского комитета

13.12.12

Библиотечный урок «Птицы – наши друзья» в детской библиотеке

Знакомство с произведениями В.В.Бианки «Лесная газета» и «Синичкин  календарь». Журналом «Юный натуралист»

1-а

4-а

5-а

Титова И.Н.

Дедерер З.В.

Библиотекарь

14. 12.12

Викторина «Птицы – наши друзья». Детская городская библиотека.

Литературная  викторина   по прочитанным произведениям

1-а

4-а

 

Титова И.Н.

Дедерер З.В.

Библиотекарь

15.12.12

Урок обобщение по  окружающему миру. «Красная книга»

Форма работы круглый стол. Обмен накопленной информации

1-а

4-а

5-а

9

Титова И.Н.

Дедерер З.В.

Доменецкене Н.С

16.12.12

Проектная межпредметная задача « Птицы Калининградской области»

I  этап. Работа в группах. Тренировочные упражнения.

II  этап. Групповая работа. Защита проектов.

1-а

4-а

5-а

Титова И.Н.

Дедерер З.В.

Медведева И.С.