МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Хакасский государственный университет
им. Н.Ф. Катанова»
Институт естественных наук и математики
Кафедра математики и методики преподавания математики
Направление подготовки «44.04.01 – Педагогическое образование.
Магистерская программа: Физико-математическое образование»
«Производная и ее применение»
Программа элективного курса для обучающихся 10-11 классов
Составитель: Богачёва Мария Евгеньевна
Студентка группы: ФМО-41
Научный руководитель:
Канд. пед. наук, доцент,
заве. кафедрой математики и методики преподавания математики
Михалкина Е. А.
Абакан , 2018
Пояснительная записка
Элективный курс «Производная и ее применение» рассчитан на учащихся 10-11 классов (профильных классов).
Рассчитан на 16 часов .Система оценивания – зачетная. В конце разделов учащимся предлагаются задачи для самостоятельного решения, а итоговым контролем курса является проектно-исследовательская работа учащихся выбранный ими из предложенных тем (не возбраняется, если ученики сами предложат темы проектов).
Производная – одно из важнейших понятий математического анализа, дающее возможность более эффективно решать многие задачи повышенной сложности, требует от учащихся нетрадиционного мышления. Следует отметить, что знание нестандартных методов и приемов решения задач способствует развитию нового, нешаблонного мышления, которое можно успешно применять также и в других сферах человеческой деятельности. В физике для нахождения скорости по известной функции координаты от времени, ускорения по известной функции скорости от времени; для нахождения наибольших и наименьших величин. В экономике является важнейшим инструментом экономического анализа, позволяющим углубить геометрический и математический смысл экономических понятий, а также выразить ряд экономических законов с помощью математических формул. Наиболее актуально использование производной в предельном анализе, то есть при исследовании предельных величин (предельные издержки, предельная выручка, предельная производительность труда или других факторов производства и т.д.).
Содержание элективного курса «Производная и ее применение» есть тема «Производные высших порядков», которые не изучаются в средней школе на уроках алгебры и началам математического анализа. Учащиеся на уроках элективного курса могут ознакомиться с этими темами, тем самым иметь более полное представление о производной.
Для многих задач элементарной математики допускается как «элементарное», так и «неэлементарное» решение. Применение производной дает как правило более эффективно решение. Появляется возможность оценить силу, красоту, общность нового математического аппарата.
Цели курса: Познакомить учащихся системой знаний по применению производной и показать широту применения данной темы.
Задачи курса:
показать физический и геометрический смысл производной для решения физических и геометрических задач;
показать применение производной для исследования функции и построения ее графика;
научить отыскивать наибольшие и наименьшие значение непрерывной функции на промежутке, решать задачи на отыскание наибольших и наименьших значений величин;
показать применение производных при решении уравнений и неравенств, доказательстве неравенств;
показать несколько примеров приложения методов математического анализа для решения широкого класса экономических задач.
Учащиеся должны знать:
физический и геометрический смысл производной;
таблицу производных;
правила и методы дифференцирования;
приложения производной;
метод исследования функций на экстремум;
общим метод решения задач на максимум и минимум.
Уметь:
применять эти знания в конкретных практических ситуациях;
вычислять производные высших порядков.
Содержание курса
Понятие о пределе функции в точке. Поведение функции на бесконечности. Асимптоты. Первый замечательный предел. Второй замечательный предел. Сравнение бесконечно малых функций.
Непрерывность функции. Понятие о непрерывности функции. Односторонние пределы. Понятие о точках разрыва и их классификация.
Производная функции. Формулы производных элементарных функций. Правила дифференцирования. Производная сложной функции. Производная обратной функции. Вторая производная. Самостоятельная работа №1.
Физический и геометрический смысл производной. Уравнение касательной к графику. Самостоятельная работа №2.
Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Монотонность функции, точки экстремума и экстремумы функции (локальные экстремумы), выпуклости функции, точки перегиба, поведения функции на бесконечности. Общая схема исследования функции. Самостоятельная работа №3.
Наибольшие и наименьшие значение функции. Глобальный экстремум. Алгоритмический подход к нахождению наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке. Решение текстовых, физических и геометрических задач, нахождение наибольших и наименьших значений. Задачи на оптимизацию. Самостоятельная работа №4.
Использование производных при решении уравнений и неравенств, доказательстве неравенств. Самостоятельная работа №5.
Решение экономических задач с использованием производной.
Самостоятельная работа №6.
Итоговое занятие. Защита проектов.
Тематическое планирование материала
№занятия | Тема занятий | Кол-вочасов | Форма занятий |
1 | Функции одной переменной | 1 час | Лекция, семинар |
2-3 | Непрерывность функции. | 2 часа | Лекция, семинар |
4 | Производная функции. | 1 час | Лекция, семинар |
5-6 | Физический и геометрический смысл производной. | 2 часа | Семинар, практикум по решению задач |
7-8 | Применение производной к исследованию функций и построению графиков. | 2 часа | Семинар, групповые практические занятия |
9 | Наибольшее и наименьшие значение функции | 1 час | Практикум по решению задач |
10 | Использование производных при решении уравнений и неравенств, доказательстве неравенств. | 1 час | Практикум по решению задач |
11-13 | Решение экономических задач с использованием производной. | 3 часа | Практикум по решению задач |
14-15 | Подготовка к защите проекта | 2 часа | консультации |
16 | Итоговое занятие | 1 час | Защита проекта |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алгебра и начала анализа для 9-10 классов / Под ред. А.Н. Колмогорова. – М.: Просвещение, 1986. – 336с.
2. Бродский Я.С., Слипенко А.К. Производная и интеграл в неравенствах, уравнениях, тождествах. – К., Выща школа, 1988. – 120с.
4. Дорофеев Г.М. Применение производных при решении задач в школьном курсе математики // Математика в школе. – 1980. – №5 – с. 12-21, №6 – с. 24-30.
И.А. Марон. Дифференциальное и интегральное исчисление в примерах и задачах (функции одной переменной): учебное пособие – М., 1973. – 400с.
Г.Н. Берман. Сборник задач по курсу математического анализа: учебное пособие – М., 1969. – 440с.
Н.А. Давыдов, П.П. Коровкин, В.Н. Никольский. Сборник задач по математическому анализу: учебное пособие – М., 1973. – 256с.