Образец варианта контрольной работы на промежуточной аттестации
по истории России 8 класс
Содержательная часть заданий содержит задания базового и повышенного уровней сложности и обеспечивает возможность проведения объективной проверки уровня подготовки учащихся по курсу, изучаемому в 8 классе. Объектом контроля являются следующие умения:
Знать понятия и термины, основные даты по истории
Знать выдающихся деятелей истории.
Определять причины и следствия важнейших исторических событий
Уметь извлекать информацию при работе с исторической картой, схемой, иллюстрацией. Определять последовательность важнейших событий истории, соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов
Уметь извлекать информацию из исторического источника
Настоящая работа составлена в формате теста и состоит из двух частей различной степени сложности. Часть 1 по истории России содержит 12 тестовых вопросов. К 1-12 вопросу первой дается четыре варианта ответов, из которых только один правильный. За каждый верный ответ -1 балл. Всего за первую часть 12баллов. Часть 2 состоит из 7 заданий. Во второй части задания 13-19 оцениваются за каждый правильный и полный ответ 2 балла. Всего 14 баллов. Подсчет результатов тестирования в пятибалльную шкалу оценок производится согласно предлагаемой таблице. Максимальное количество баллов -26
«2» | «3» | «4» | «5» |
0-10 баллов | 11 – 17 баллов | 18 – 22 баллов | 23-26 баллов |
Форма проведения – письменная (по вариантам).
На написание работы отводится 45 минут.
Часть 1 История России.
Выберите портрет первой русской императрицы:
2. В каком году Россия была провозглашена империей?
1) 1713 г. 2) 1721 г. 3) 1725 г. 4) 1709 г.
3. Кондиции, направленные Анне Иоанновне, предполагали
1) установление абсолютной царской власти
2) уменьшение роли дворянства в политической жизни страны
3) введение представительного органа власти
4) ограничение власти императрицы
4. «Манифест о вольности дворянства» принял(а) :
1) Елизавета Петровна 2) Петр III 3) Петр II 4) Анна Иоановна
5. Современником императрицы Елизаветы Петровны был
1) М. Кутузов 2) М. Ломоносов 3) А. Радищев 4) Е. Пугачев
6. Прочтите отрывок из труда современного историка и укажите правителя, о котором идёт речь.
«Этот правитель заставил Россию совершить гигантский скачок сразу через несколько этапов развития, которые она рано или поздно прошла бы… Иногда его называют революционером на троне, а его реформы — революцией сверху, но революционность царя имела в целом, как это ни парадоксально, консервативный характер. Модернизация государства ради консервации основополагающих принципов самодержавно-крепостнической системы — вот что оказалось конечной целью. Иными словами, его реформы не столько способствовали быстрейшему развитию России по направлению к капитализму, сколько укрепляли феодальные устои».
1) Пётр I 2) Петр II 3) Пётр III 4) Павел I
7. Годы 1700, 1709, 1714, 1721 - отражают основные события 1) Семилетней войны 2) городских восстаний | | 3) Северной войны 4) русско-турецких войн | | | | | | |
8. Рост территории России во второй половине XVIII в. произошел за счёт присоединения:
1)Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии
2)Правобережной Украины, Белоруссии, Северного Причерноморья
3)Сибири и Дальнего Востока
4)Средней Азии и Казахстана.
9. «Просвещенный абсолютизм» - это:
1) государственная политика, направленная на активное вмешательство в хозяйственную жизнь и поощрение развития отечественного производства;
2) политика государства, связанная с просветительской деятельностью среди разных слоев населения;
3)политика Екатерины II, провозгласившая основой своего правления заботу о благоденствии подданных в соответствии с законами, исходящими от монарха
4) неограниченная власть монарха, опирающаяся на дворянство.
10. Усиление разорения крестьянских хозяйств в эпоху дворцовых переворотов стала политика:
1) введение бессрочного сыска крестьян
2) принятия указа о «заповедных летах»
3) рост повинностей крестьян в пользу помещика
4) сокращение барщины
11 «Бироновщина» это:
1) господство Тайной канцелярии
2) активная борьба русского дворянства
3) упрочение позиций высших сановников
4) олицетворение засилья немцев в управлении государством
12. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите командующего, упомянутого в отрывке.
«Начальнику крепости [командующий] послал короткое извещение: «Я с войсками прибыл сюда. 24 часа на размышление — и воля; первые мои выстрелы — уже неволя; штурм — смерть». Из крепости получен был ответ: «Скорее небо обрушится на землю, чем сдастся Измаил».
В ночь с 10 на 11 декабря войска шестью колоннами выступили из лагеря к стенам крепости. Скоро наступление было замечено. От непрерывной стрельбы точно огненной нитью засветились валы стены Измаила. Опытные воины сознавались, что никогда не случалось им испытать такого адского огня. С жестокими потерями дошли русские до укреплений и стали заваливать вязанками хвороста глубокие крепостные рвы… Жестоким и кровавым боем, шаг за шагом, продвигались наши вперёд. К 8 часам утра всё было кончено: из 42 тысяч турецкого гарнизона спасся один человек, который и принес на родину известие о страшном ударе, разразившемся над Турцией».
1) А. Г. Орлов-Чесменский
2) А. В. Суворов
3) П. А. Румянцев-Задунайский
4) П. И. Багратион
Часть 2
13. Укажите правильную последовательность появления органов государственного управления:
Конференция при высочайшем дворе
Кабинет министров
Коллегии
Верховный тайный совет
14. Расположите в хронологическом порядке события Северной войны. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности.
Поражение русских войск под Нарвой
Полтавская битва
Начало похода Карла XII на Украину
Победа русского флота у острова Гренгам
Победа русского флота у мыса Гангут
Битва у деревни Лесной 15. Установите соответствие между правителем России и временем его правления.
Годы правления | Правитель |
1) 1727-1730 гг. 2) 1740-1741 гг. 3) 1741-1761 гг. 4) 1725-1727 гг. 5) 1762-1796 гг. 6) 1761-1762 гг. 7) 1730-1740 | А) Екатерина I Б) Анна Иоанновна В) Пётр III Г) Екатерина II Д) Пётр II Е) Елизавета Петровна Ж) Иван VI Антонович |
16. Рассмотрите внимательно историческую карту. Напишите название государства, которое было основным противником России в войне, события которой изображены на данной схеме. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Мирный договор, завершивший войну, события которой обозначены на данной схеме, был подписан в городе, отмеченном цифрой «1».
2) В результате этой войны Россия утратила заштрихованные на схеме территории.
3) Участниками событий данной войны были А. Орлов и П. Румянцев.
4) После завершения войны, события которой обозначены на данной схеме, Россия стала империей.
5) Начало войны, события которой изображены на данной схеме, стало предлогом для прекращения деятельности Уложенной комиссии.
6) Следствием войны, события которой изображены на данной схеме, стало получение Россией выхода к Чёрному морю.
17. Какие три из перечисленных памятников зодчества были созданы в XVIII веке?
Петропавловский собор в Санкт-Петербурге
Успенский собор Московского Кремля
Здание Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге
Храм Святой Софии в Новгороде Великом
Храм Василия Блаженного в Москве
Зимний дворец в Санкт-Петербурге
18. Рассмотрите изображение и выполните задание.
Какие суждения о памятнике, который Вы видите, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Данный памятник является образцом реалистического направления в искусстве.
2) Данный памятник установлен по повелению императрицы Екатерины II.
3) Император, которому установлен данный памятник, правил во второй четверти XVIII в.
4) Данный памятник известен под названием «Медный всадник».
5) Автором данного памятника является Ф. И. Шубин
19. В. О. Ключевский, характеризуя эпоху дворцовых переворотов, писал:
«Одна особенность этих переворотов имеет более других важное политическое значение. Когда отсутствует закон, политический вопрос решается обыкновенно господствующей силой».
Что было «господствующей» (движущей) силой дворцовых переворотов? Подтвердите слова историка фактами.