РАССМОТРЕНО на заседании ШМО педагогов начальных классов и дошкольного образования протокол от «___»___ 20__ г. №___ Руководитель ШМО _________ С.А. Громова | СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УР __________________ Г.А. Козловская «____»____ 20___ г. | УТВЕРЖДАЮ. Директор МБОУ «Перенская средняя школа» ______________ М.В. Колпачкова «____»____ 20___ г. |
Промежуточная аттестация по окружающему миру за курс 2 класса
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Общие положения
Промежуточная аттестация проводится в соответствии со статьей 58 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Содержание контрольно-измерительных материалов (далее – КИМ) промежуточной аттестации по окружающему миру в 4 классе определяется обновленным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ от 31.05.2021 года №286), Федеральной образовательной программой начального общего образования (приказ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ от 18.05.2023г. №372).
КИМ ориентированы на проверку освоения предметных планируемых результатов Федеральной рабочей программы начального общего образования по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающихся 2 класса.
В целях обеспечения возможности дифференцированной оценки учебных достижений обучающихся 2 класса, КИМ осуществляют проверку освоения основных на трёх уровнях сложности: базовом, повышенном и высоком. Учебный материал, на основе которого строятся задания, отбирается по признаку его значимости для обучающихся при последующем изучении окружающего мира.
2. Структура заданий для промежуточной аттестации
Вариант построен по единому плану: работа состоит из двух частей, включающих в себя 12 заданий.
Часть 1 содержит 8 заданий базового уровня сложности (порядковые номера заданий:1-8)
Часть 2 содержит 3 задания повышенного уровня сложности (порядковые номера заданий: 9 - 11) и 1 задание высокого уровня сложности (порядковый номер задания:12)
Часть работы | Кол-во заданий | Максимальный первичный балл | Тип заданий |
Часть 1 | 8 | 8 | Выбор одного верного ответа из предложенных |
Часть 2 | 3 | 6 | Задания с кратким ответом |
1 | 3 | Задания с развёрнутым ответом |
Итого | 12 | 17 | |
Задания части 1- это 8 заданий с выбором одного верного ответа из предложенных, они проверяют усвоение элементов содержания, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования: окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.) и живая природа (животные, растения, люди), символы государства, производственные цепочки, изображение их с помощью моделей, правила личной гигиены, грибы, разнообразие грибов, правила культурного поведения в транспорте и в других общественных местах, дорожные знаки.
Задания части 2- это 3 задания с кратким ответом, они проверяют усвоение следующих элементов содержания: сезонные изменения в природе, виды транспортных средств, экологические знаки.
1 задание с развёрнутым ответом (№ 12) проверяет усвоение следующих элементов содержания: овощные и плодовые культуры.
3. Распределение заданий КИМ по уровню сложности
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный балл |
Базовый | 8 | 8 |
Повышенный | 3 | 6 |
Высокий | 1 | 3 |
Итого | 12 | 17 |
Продолжительность промежуточной аттестации по окружающему миру
Общая продолжительность выполнения работы составляет 40 минут.
Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:
− для каждого задания базового уровня сложности части 1 - 3 минуты;
− для каждого задания повышенного уровня сложности части 2 – 5 минут;
- для задания высокого уровня сложности части 2 - 6 минут.
5. Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительных материалов не требуется.
6. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Верное выполнение заданий 1- 8 базового уровня в части 1 работы оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если указана согласно условию одна буква, соответствующая правильному ответу. За выполнение задания ставится 0 баллов, если: а) указана буква соответствующая неправильному ответу (при требовании всех правильных); б) ответ в бланке отсутствует.
Верное выполнение каждого из заданий повышенного уровня сложности в части 2 оценивается 2 баллами. Ставится 1 балл, если в ответе допущена одна ошибка. Ставится 0 баллов, если: а) в ответе допущено более одной ошибки; б) ответ в бланке отсутствует.
Верное выполнение задания высокого уровня сложности в части 2 оценивается 3 баллами.
7. Перевод набранных баллов в двух частях
Отметка по пятибалльной системе | Значение в % | Значение в баллах |
Отметка «2» | Менее 41% от максимально возможного балла | 0 - 7 |
Отметка «3» | От 41% до 65% от максимально возможного балла | 8-10 |
Отметка «4» | От 65% до 84% от максимально возможного балла | 11-13 |
Отметка «5» | 85% и выше от максимально возможного балла | 14- 17 |
8. Обобщенный план варианта промежуточной аттестации по окружающему миру во 2 классе
(Уровни сложности заданий: Б - базовый; П – повышенный; В- высокий)
№ задания | Проверяемые элементы содержания | Уровень сложности задания | Макс. балл за выполнение задания | Примерное время выполнения задания (мин.) |
Часть 1 |
1 | Объекты окружающего мира: объекты живой и неживой природы | Б | 1 | 2-3 |
2 | Герб и флаг России | Б | 1 | 2-3 |
3 | Производственные цепочки, изображение их с помощью моделей | Б | 1 | 2-3 |
4 | Правила личной гигиены | Б | 1 | 2-3 |
5 | Царства живой природы | Б | 1 | 2-3 |
6 | Знание правил поведения в общественном транспорте | Б | 1 | 2-3 |
7 | Грибы. Разнообразие грибов | Б | 1 | 2-3 |
8 | Дорожные знаки | Б | 1 | 2-3 |
| Часть 2 |
9 | Сезонные изменения в природе | П | 2 | 3-5 |
10 | Виды транспорта | П | 2 | 3-5 |
11 | Экологические знаки | П | 2 | 3-5 |
12 | Овощные и плодовые культуры | В | 3 | 5-6 |
Всего заданий - 12; из них:
− по типу заданий: задания с выбором одного верного ответа из предложенных - 8, с кратким ответом – 3, с развёрнутым ответом - 1
− по уровню сложности: Б – 8, П – 3, В – 1.
Максимальный первичный балл за работу 1 части – 8
Максимальный первичный балл за работу 2 части - 9
Общее время выполнения работы - 40 мин.
9. Демонстрационный вариант работы
Ребята на уроке перечисляли объекты живой природы. Кто из учеников правильно перечислил объекты живой природы? Подчеркни имя.
Даша : «Воздух, вода, камни»
Тимур : «Растения, грибы, животные, человек»
Миша : «Снегопад, дождь, ветер»
Укажи стрелками флаг и герб России?
Впиши в схему пропущенные слова, чтобы получилась производственная цепочка.
Мука
Что не является правилом личной гигиены? Обведи букву.
А) Перед едой мыть руки с мылом. Б) Чистить зубы утром и вечером
В) Мыть полы в квартире.
5. К какой группе животных относятся лягушки?
А) к зверям Б) к насекомым В) к земноводным Г) к рыбам
6. Зачеркни НЕВЕРНОЕ правило поведения в общественном транспорте
А) Подсказывай водителю, как лучше проехать.
Б) Не оставляй мусор, не царапай сиденья, не пиши ничего на стенках.
В) Уступай место пожилым людям.
7. Отметь названия несъедобных грибов. Обведи букву.
А) ложный опѐнок Б) белый гриб В) сыроежка Г) подберѐзовик
8. Какой знак указывает на то, что в этом месте разрешено переходить дорогу? Отметь его (закрась кружок).
9. Определи, о каком времени года идѐт речь. Ответ запиши.
Солнце уже высоко не поднимается, дни становятся короче, а ночи длиннее. Вот уже и реки, озѐра, пруды сковал лѐд, замѐрзла почва. Вся земля покрыта мягким, воздушным, снежным одеялом. Почти каждый день дуют холодные ветры. Часто можно наблюдать снегопады и метели. Погода стоит морозная.
Ответ:_____________________________
10. Приведи примеры разных видов транспорта. Напиши одно название транспортного средства в каждой клетке таблицы.
Наземный транспорт | Воздушный транспорт | Водный транспорт |
| | |
11. Напиши правило, зашифрованное этим знаком.
| Ответ:_________________________________________________________ |
12. Мама Зайчиха попросила зайчонка принести с огорода овощей. Рассмотри рисунки растений, которые принес Зайчонок. Подумай, не сделал ли он ошибки. Выбери овощи и подпиши название.
__________ ___________ __________ ___________ ____________ ____________
Дополни список овощей: ________________________________
Ответы на задания демонстрационного варианта
№ задания | |
1 | Тимур |
2 | Флаг России Герб России |
3 | Пшеница, мука, хлеб и т.д |
4 | В |
5 | В |
6 | А |
7 | А |
8 | |
9 | зима |
10 | Наземный транспорт | Воздушный транспорт | Водный транспорт | автомобиль | самолёт | корабль | |
11 | Нельзя рвать цветы |
12 | Капуста, морковь, перец, помидор |
Итоговая проверочная работа по окружающему миру за курс 2 класса
Найди на рисунке и отметь галочкой три объекта неживой природы.
Укажи стрелками флаг и герб России?
Впиши в схему пропущенные слова, чтобы получилась производственная цепочка.
Мука
Что не является правилом личной гигиены? Обведи букву.
А) Чистить зубы утром и вечером.
Б) Два-три раза в неделю протирать пыль в квартире.
В) Перед едой мыть руки с мылом.
5. К какой группе животных относятся комары?
А) к зверям Б) к насекомым В) к земноводным Г) к рыбам
6. Зачеркни НЕВЕРНОЕ правило поведения в общественном транспорте
А) Уступай место пожилым людям.
Б) Не оставляй мусор, не царапай сиденья, не пиши ничего на стенках.
В) Подсказывай водителю, как лучше проехать.
7. Отметь названия несъедобных грибов. Обведи букву.
А) бледная поганка Б) белый гриб В) подберѐзовик Г)сыроежка
8. Какой знак указывает на то, что в этом месте разрешено переходить дорогу? Отметь его (закрась кружок).
Определи, о каком времени года идѐт речь. Ответ запиши.
По высокому голубому небу медленно и плавно плывут белоснежные лѐгкие облака. С каждым днѐм становится теплее и теплее. Тает снег, журчат по дорогам ручьи, появляются первые проталинки, на реках начинается ледоход. А осадки теперь выпадают в виде дождя. На деревьях набухают почки, зацветают первоцветы.
Ответ: _________________________________
Приведи примеры разных видов транспорта. Напиши одно название транспортного средства в каждой клетке таблицы.
Наземный транспорт | Водный транспорт | Воздушный транспорт |
| | |
Напиши правило, зашифрованное этим знаком.
| Ответ:_______________________________________________ |
12. Мама Зайчиха попросила зайчонка принести с огорода овощей. Рассмотри рисунки растений, которые принес Зайчонок. Подумай, не сделал ли он ошибки. Выбери овощи и подпиши название.
__________ ___________ __________ ___________ ____________ ____________
Дополни список овощей: ________________________________
Ответы на задания
№ задания | | |
1 | Солнце, снежинка, сосулька |
2 | Флаг России Герб России | |
3 | Пшеница, мука, хлеб и т.д |
4 | Б | |
5 | Б |
6 | В |
7 | А |
8 | |
9 | весна |
10 | Наземный транспорт | Воздушный транспорт | Водный транспорт | автомобиль | самолёт | корабль | |
11 | Нельзя ломать ветви деревьев, кустарников . | |
12 | Капуста, морковь, перец, помидор | |
Учитель Чернышова И.И.