СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Промежуточный анализ работы по реализации программы работы с одаренными и талантливыми детьми .

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача учителя. Но как построить процесс обучения так, чтобы каждый ребенок смог реализоваться в познании  учебной деятельности, поведении, то есть, как создать условия, позволяющие ученику результативно осуществлять образовательную деятельность и творчески самореализоваться в ней?

 Целесообразно введение системно-деятельностного подхода, позволяющего решить главное противоречие: между привычным репродуктивным воспроизведением изученного    материала школьниками и современными требованиями к развитию творческой личности. А творческая личность – это одаренный, талантливый  ребенок. Организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся при изучении биологии – стало главной целью моей работы, которая легла в основу программы для одаренных и талантливых детей.

Просмотр содержимого документа
«Промежуточный анализ работы по реализации программы работы с одаренными и талантливыми детьми .»

Промежуточный анализ работы по реализации программы работы с одаренными и талантливыми детьми .



Биология это уникальный школьный предмет, в котором интегрированы знания из области физики и химии, математики и обществознания. «Без географии и биологии – вы нигде!». Мы стараемся, чтобы этим девизом проникся каждый наш ученик.

Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого учителя. Но как построить процесс обучения так, чтобы каждый ребенок смог реализоваться в познании учебной деятельности, поведении, то есть, как создать условия, позволяющие ученику результативно осуществлять образовательную деятельность и творчески самореализоваться в ней?

Целесообразным введение системно-деятельностного подхода, позволяющего решить главное противоречие: между привычным репродуктивным воспроизведением изученного материала школьниками и современными требованиями к развитию творческой личности. А творческая личность – это одаренный, талантливый ребенок. Организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся при изучении биологии – стало главной целью моей работы, которая легла в основу программы для одаренных и талантливых детей.

Данная программа реализуется нами третий год. 2015-2016 учебный год был подготовительно-проектировочным. Была проведена работа по изучению различных методик психолого-педагогической диагностики одаренности школьников, проведено анкетирование учащихся,с целью выявления одаренных детей в области биологии.

Систему деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми построена следующим образом:

  • Выявление одарённых и талантливых детей: анализ особых успехов и достижений ученика. Создание банка данных по талантливым и одарённым детям в области биологии. Диагностика потенциальных возможностей детей.

  • Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности: кружок, ф-вы, элективные курсы .Организация исследовательской деятельности. Организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования.

  • Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых школьников: тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности. Контроль над обязательным участием детей данной категории в конкурсах разного уровня.

  • Поощрение одарённых детей: публикации в СМИ. (газета «Школьные ступени»). Грамоты и призы в рамках конкурса «Ученик года». Стенды «Ими гордится школа»,«Наши достижения». Работа с родителями одарённых детей: совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и учителя. Поддержка и поощрение родителей талантливых детей (вручение грамот и благодарственных писем на общешкольном родительском собрании и в рамках заключительного этапа конкурса «Ученик года»).

  • Работа с педагогическим коллективом: обучающие семинары по вопросам работы с одарёнными детьми: «Организация исследовательской работы с учащимися», «Проектная деятельность», «Работа с одаренными учащимися». Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию. Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет.

  • Взаимодействие с ДДт для создания благоприятных условий развития одарённости.





















Формы работы с одарёнными учащимися различны.

Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Мы создали свой банк данных, который ежегодно пополняем учащимися 5 классов, пришедшими из начальной школы.

Безусловно, для того, чтобы потенциал одарённого ученика раскрылся полностью, необходимо вести планомерную, ежедневную, кропотливую индивидуальную работу на каждом уроке. Годы работы в школе привели к убеждению, что только широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Для этого на своих уроках учитываю индивидуальные способности и интересы учащихся. На уроках биологии практикую изучение программного материала по индивидуальной траектории, под которой подразумеваем углубленное изучение отдельных тем учащимися, которые проявляют особый интерес к предметам.

Результатами такого подхода являются исследовательские проекты учащихся и участие учащихся в недели проектов, научно-практических конференциях.
Наиболее эффективны для работы с одаренными детьми технологии проблемного обучения, технологии с использованием опорных схем и сигналов (В. Н. Шаталов), технология укрупнения дидактических единиц (П. М. Эрдниев), информационно- коммуникативные технологии, технологии с использованием метода проектов и другие.
Ошибочно думать, что детям с хорошими способностями не нужны на уроках различные игры. Игры — это возможность творческой деятельности на уроке. Игры дают возможность дифференцированного подхода к обучению, создания ситуации успеха для каждого ребенка. Часто проводим бинарные и интегрированные уроки, стараясь показать детям тесную взаимосвязь биологии и географии, красоту этих предметов, их практическую значимость в повседневной жизни.

За два года реализации данной программы мы имеем позитивную динамику повышения интереса к биологии учащихся, которая основана на результатах анкетирования, участия в конкурсах, олимпиадах, викторинах.

В данной таблице приведен мониторинг участия учащихся по итогам 2015-2016, 2016-2017 учебного года в различных мероприятиях по биологии разных уровней.


№ п/п

Мероприятия

Количество участников

2010-2011

учебный год

2011-2012

учебный год


Участие в школьных предметных олимпиадах

75

90


Участие в муниципальных предметных олимпиадах

10

14


Участие в дистанционной обучающейся олимпиаде по биологии.

4

6


Участие дистанционных олимпиадах

4

8


Участие в научно-практической конференции школьников «Мы и мир»

3

4


Фотоконкурс ы, коференции «Юные исследователи окружающей среды», «Юннат – 2016», «Юннат – 2017».

15

45


Неделя проектов

6

18


Участие в предметных неделях биологии .

60

120


Школьная научно-практическая конференция.

2

6


Повысилось не только количество участников, но и качество участия в данных мероприятиях.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!