Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача учителя. Но как построить процесс обучения так, чтобы каждый ребенок смог реализоваться в познании учебной деятельности, поведении, то есть, как создать условия, позволяющие ученику результативно осуществлять образовательную деятельность и творчески самореализоваться в ней?
Целесообразно введение системно-деятельностного подхода, позволяющего решить главное противоречие: между привычным репродуктивным воспроизведением изученного материала школьниками и современными требованиями к развитию творческой личности. А творческая личность – это одаренный, талантливый ребенок. Организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся при изучении биологии – стало главной целью моей работы, которая легла в основу программы для одаренных и талантливых детей.
Просмотр содержимого документа
«Промежуточный анализ работы по реализации программы работы с одаренными и талантливыми детьми .»
Промежуточный анализ работы по реализации программы работы с одаренными и талантливыми детьми .
Биология это уникальный школьный предмет, в котором интегрированы знания из области физики и химии, математики и обществознания. «Без географии и биологии – вы нигде!». Мы стараемся, чтобы этим девизом проникся каждый наш ученик.
Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого учителя. Но как построить процесс обучения так, чтобы каждый ребенок смог реализоваться в познании учебной деятельности, поведении, то есть, как создать условия, позволяющие ученику результативно осуществлять образовательную деятельность и творчески самореализоваться в ней?
Целесообразным введение системно-деятельностного подхода, позволяющего решить главное противоречие: между привычным репродуктивным воспроизведением изученного материала школьниками и современными требованиями к развитию творческой личности. А творческая личность – это одаренный, талантливый ребенок. Организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся при изучении биологии – стало главной целью моей работы, которая легла в основу программы для одаренных и талантливых детей.
Данная программа реализуется нами третий год. 2015-2016 учебный год был подготовительно-проектировочным. Была проведена работа по изучению различных методик психолого-педагогической диагностики одаренности школьников, проведено анкетирование учащихся,с целью выявления одаренных детей в области биологии.
Систему деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми построена следующим образом:
Выявление одарённых и талантливых детей: анализ особых успехов и достижений ученика. Создание банка данных по талантливым и одарённым детям в области биологии. Диагностика потенциальных возможностей детей.
Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности: кружок, ф-вы, элективные курсы .Организация исследовательской деятельности. Организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования.
Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых школьников: тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности. Контроль над обязательным участием детей данной категории в конкурсах разного уровня.
Поощрение одарённых детей: публикации в СМИ. (газета «Школьные ступени»). Грамоты и призы в рамках конкурса «Ученик года». Стенды «Ими гордится школа»,«Наши достижения». Работа с родителями одарённых детей: совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и учителя. Поддержка и поощрение родителей талантливых детей (вручение грамот и благодарственных писем на общешкольном родительском собрании и в рамках заключительного этапа конкурса «Ученик года»).
Работа с педагогическим коллективом: обучающие семинары по вопросам работы с одарёнными детьми: «Организация исследовательской работы с учащимися», «Проектная деятельность», «Работа с одаренными учащимися». Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию. Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет.
Взаимодействие с ДДт для создания благоприятных условий развития одарённости.
Формы работы с одарёнными учащимися различны.
Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Мы создали свой банк данных, который ежегодно пополняем учащимися 5 классов, пришедшими из начальной школы.
Безусловно, для того, чтобы потенциал одарённого ученика раскрылся полностью, необходимо вести планомерную, ежедневную, кропотливую индивидуальную работу на каждом уроке. Годы работы в школе привели к убеждению, что только широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Для этого на своих уроках учитываю индивидуальные способности и интересы учащихся. На уроках биологии практикую изучение программного материала по индивидуальной траектории, под которой подразумеваем углубленное изучение отдельных тем учащимися, которые проявляют особый интерес к предметам.
Результатами такого подхода являются исследовательские проекты учащихся и участие учащихся в недели проектов, научно-практических конференциях.
Наиболее эффективны для работы с одаренными детьми технологии проблемного обучения, технологии с использованием опорных схем и сигналов (В. Н. Шаталов), технология укрупнения дидактических единиц (П. М. Эрдниев), информационно- коммуникативные технологии, технологии с использованием метода проектов и другие.
Ошибочно думать, что детям с хорошими способностями не нужны на уроках различные игры. Игры — это возможность творческой деятельности на уроке. Игры дают возможность дифференцированного подхода к обучению, создания ситуации успеха для каждого ребенка. Часто проводим бинарные и интегрированные уроки, стараясь показать детям тесную взаимосвязь биологии и географии, красоту этих предметов, их практическую значимость в повседневной жизни.
За два года реализации данной программы мы имеем позитивную динамику повышения интереса к биологии учащихся, которая основана на результатах анкетирования, участия в конкурсах, олимпиадах, викторинах.
В данной таблице приведен мониторинг участия учащихся по итогам 2015-2016, 2016-2017 учебного года в различных мероприятиях по биологии разных уровней.
№ п/п | Мероприятия | Количество участников |
2010-2011 учебный год | 2011-2012 учебный год |
| Участие в школьных предметных олимпиадах | 75 | 90 |
| Участие в муниципальных предметных олимпиадах | 10 | 14 |
| Участие в дистанционной обучающейся олимпиаде по биологии. | 4 | 6 |
| Участие дистанционных олимпиадах | 4 | 8 |
| Участие в научно-практической конференции школьников «Мы и мир» | 3 | 4 |
| Фотоконкурс ы, коференции «Юные исследователи окружающей среды», «Юннат – 2016», «Юннат – 2017». | 15 | 45 |
| Неделя проектов | 6 | 18 |
| Участие в предметных неделях биологии . | 60 | 120 |
| Школьная научно-практическая конференция. | 2 | 6 |
Повысилось не только количество участников, но и качество участия в данных мероприятиях.