МБОУ «Средняя общеобразовательная школа г. Северо-Курильска» 2019-2020 учебный год МО учителей предметов политехнического цикла
Протокол заседания № 4
«Организация дистанционного обучения школьников»
24.03.2020 г.
На заседании присутствовали
Баранцев Т.А.
Николаева Н.Л.
Петраш В.Д.
Ткаченко О.В.
Ткаченко О.И.
Шапа А.А.
Повестка заседания
1. | Организация дистанционного обучения школьников | Ткаченко О.В. |
2. | Мониторинг результативности и подготовка учащихся к ОГЭ, ЕГЭ в 2019/2020 учебном году. | Все члены мо |
3. | Анализ успеваемости обучающихся по предметам МО за 3 четверть. Анализ результатов проверки прохождения программного материала. | Все члены мо |
4. | Подготовка к промежуточной аттестации 2020. | Рук-ль мо |
По первому вопросу выступила Ткаченко О.В. Дистанционная форма обучения – относительно молодая. Такое образование стало возможным с появлением интернета. Ученик получает знания онлайн и с помощью учебников, видеозаписей уроков и других виртуальных методических материалов. Развитие информационных технологий оказывает прямое влияние на сферу образования в целом и на дистанционное обучение в школе в частности. Общепризнанным считается утверждение о том, что «живое» взаимодействие ученик-учитель очень важно и намного лучше, но без дистанционного обучения обойтись в современном мире невозможно. Тому есть несколько причин:
в некоторых регионах нашей страны доступ к школе может быть ограничен, например, половодьем или экстремально низкими температурами. На Крайнем Севере дети могут пропускать до одного-двух месяцев занятий из-за морозов ежегодно;
некоторые школьники хотели бы получать образование в школе или лицее, посещать которые физически затруднительно;
не всем детям с ограниченными возможностями здоровья предпочтительнее инклюзивное образование, и даже те, кто посещает школу, могут пропускать из-за здоровья большое количество занятий.
Всё это намекает на то, что, по-хорошему, в той или иной степени дистанционное обучение должно присутствовать в каждой школе, ведь с введением повсеместной инклюзии, везде обучаются дети с ОВЗ. В любой школе ученики могут заболеть и провести продолжительное время дома, да и закрытие школы на карантин никто не отменял.
Плюсы дистанционного обучения в школе
Индивидуальный подход и персонализация учебного процесса. График дистанционного обучения можно подстраивать под каждого ученика и изменять в зависимости от обстоятельств. При этом программа обучения тоже может быть адаптивной и учитывать такие особенности школьника, как скорость восприятия информации, уровень начальной подготовки, мотивацию к обучению, предрасположенность к той или иной форме восприятия материала.
Повышение качества обучения. Этот пункт можно назвать спорным, потому что существует много несогласных, ярых сторонников традиционных форм преподавания. При этом вряд ли кто-то будет отрицать, что развитие интернета упростило доступ к огромному количеству учебного материала для любого желающего. А это тоже одно из проявлений технического прогресса.
Расширение границ и удешевление компонентов учебного процесса. Это то, о чём шла речь выше. Некоторые школьники смогут экономить более часа времени каждый день, которое они иначе тратили бы на дорогу, некоторые и вовсе смогли бы учиться в школе, которая находится в другой части страны. А одна только замена печатного учебного материала на электронный уже экономит много денег.
Сохранение педагогического опыта. Уникальные авторские курсы, например, при работе с одарёнными детьми не будут пропадать никуда, если будут записываться и сохраняться.
Снижение нагрузки на учителей. По информации мониторинга РАНХиГС, количество учителей, которые работают на две ставки с 2014 по 2019 год выросло почти вдвое — с 7,3 % до 13,8 % Добавим 37,5% педагогов, которые работают на полторы ставки, и приходим к выводу, что нагрузку с них как-то надо снять. Один из вариантов решения — дистанционное обучение.
Вопрос введения дистанционного обучения необходимо рассматривать с трёх сторон.
Социальная. Тут всё просто, школьники сегодня активно используют социальные сети, форумы и чаты, поэтому способ подачи информации при ДО будет для них знаком и комфортен.
Техническая. С точки зрения технического оснащения, в школах с этим всё хорошо, и компьютеров хватает, и доступ к интернету есть. А вот компьютер дома есть не у каждого ребёнка. Ещё одна проблема — учителя не всегда могут самостоятельно организовать, например, видеоконференцию. В регионах Крайнего Севера есть проблемы с качеством интернета, стабильность дистанционного обучения там обеспечить невозможно.
Методическая. Главное противоречие — использование дистанционного обучения имеет смысл только если оно повысит качество образования в целом, но сделать это сложно из-за отсутствия у большинства необходимого опыта и каких-либо наработок.
Можно выделить пять требований, которые необходимо учитывать в процессе создания обучающих курсов.
Школьник должен быть мотивирован на обучение, для этого важно чтобы цель и задачи обучения были чётко сформулированы. При этом то, что требуется от обучаемого, должно соответствовать его уровню знаний.
Подготовка ребёнка к ДО. Это реализуется с помощью вспомогательных материалов, например, специальных руководств.
Подача материала должна быть легкой для восприятия. Для этого нужно использовать принципы удобочитаемости.
Должна быть возможность для обратной связи, в том числе и индивидуальной.
Важно наличие системы промежуточной оценки обучения, чтобы школьник имел представление о том, хорошо он справляется или нет.
При организации дистанционного обучения в школе существуют типовые проблемы, характерные для всех учебных заведений. У многих педагогов, особенно гуманитариев, возникают сложности при структурировании и адаптировании учебного материала. Многим учителям свойственен консерватизм, и они будут всячески противиться такому нововведению как ДО. Они яростно отстаивают свою точку зрения и защищают традиционные методы обучения.
Существуют и определённые требования, которые должны соблюдать школьники при дистанционном обучении. От них требуется быть вежливыми и корректными в общении с педагогом и друг с другом. Они должны учиться не только говорить, но и писать хорошим языком, без ошибок, чётко и кратко формулировать свои мысли. Очень важно, чтобы школьники делали всё в срок и не злоупотребляли временем учителя и других детей. И наконец, необходимо развить у них уважение к авторскому праву.
Здесь Вы можете ознакомиться с вариантами организации дистанционного образования:
http://scholar.urc.ac.ru:8002/courses/Technology/index.html
http://www.ido.ru/
http://www.edu.psu.ru/library/main.html
http://www.sdo.tstu.ru/des01.html
http://www-windows-1251.edu.yar.ru/
http://dlc.miem.edu.ru/
Выступление сопровождалось презентацией.
Все учителя мо отмечают сложности дистанционного обучения в нашей школе:
низкая скорость и качество интернета;
не все обучающиеся имеют доступ в интернет;
высокая стоимость интернета. Эти важные моменты могут затруднить организацию ДО в СШ СК на период карантина.
По второму вопросу все учителя мо представили отчеты по мониторингу результативности и подготовки учащихся к ОГЭ, ЕГЭ в 2019/2020 учебном году.
По третьему вопросу были заслушаны отчеты учителей-предметников МО - анализ успеваемости обучающихся по предметам МО за 3 четверть и анализ результатов проверки прохождения программного материала (отчеты сданы в учебную часть школы).
По четвертому вопросу руководитель мо Ткаченко О.В. предложила в срок до 12.04 представить все материалы для проведения промежуточной аттестации обучающихся. Отчет по аттестации сдать до 25.05.
Постановили:
Продолжить изучение интернет-платформ для реализации ДО в период карантина.
Активизировать дополнительную работу не только с отстающими учениками, но и с учащимися, проявляющими интерес к предмету.
Обратить внимание на процент качества успеваемости по предметам МО в 4 четверти.
Продолжить дальнейшую работу по накоплению материала в портфолио учителей.
Руководитель МО политехнического цикла Ткаченко О.В.