НЕ с разными частями речи
Задание 1. Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Раскройте скобки.
А. К нему нужно подойти вплотную и наклониться.
Б. (Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек.
В. Благоухание ландыша (не)слышишь за сто шагов.
Г. Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу друзей или даже наедине. (По О.Кожуховой)
Задание 2. Допишите пословицу, вставляя слова с не. Укажите, к какой части речи принадлежит вставленное слово. В случае затруднения см. подсказку.
Кукушка (не)ястреб, а (не)уч________. Ленивому всегда________. Книга в счастье украшает, а в________ утешает. Отважный (не)боится________. Стойкий боец для врага________. Где________ потеряет, там смелый найдет. ________ слово больней огня жжет. Лучший из даров – ум, худшее из (не)счастий –________.
Подсказка: (не)вежество, (не)приступен, (не)смелый, (не)доброе, (не)удачи, (не)мастер, (не)счастье, (не)когда.
Задание 3. Следующие предложения перестройте так, чтобы в них были деепричастные обороты.
1. Он слушал меня и не отвечал на мои вопросы.
2. Дождь прошел стороной и даже не замочил дорожной пыли.
3. Мы читали статью в газете и откровенно недоумевали.
4. Мальчик делал доклад и не заглядывал в свои записи.
Задание 4. Замените слитное написание на раздельное, а раздельное – на слитное, укажите, к какой части речи относятся слова с не.
1. (Не)ослабевающие, а крепнущие связи.
2. (Не)законченный портрет.
3. Рукопись (не)отредактирована.
4. (Не)решенная еще проблема.
5. (Не)исписанные листы.
6. (Не)запланированная на сегодня поездка.
7. Ничего (не)говорящий факт.
НЕ с разными частями речи
Задание 1. Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Раскройте скобки.
А. К нему нужно подойти вплотную и наклониться.
Б. (Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек.
В. Благоухание ландыша (не)слышишь за сто шагов.
Г. Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу друзей или даже наедине. (По О.Кожуховой)
Задание 2. Допишите пословицу, вставляя слова с не. Укажите, к какой части речи принадлежит вставленное слово. В случае затруднения см. подсказку.
Кукушка (не)ястреб, а (не)уч________. Ленивому всегда________. Книга в счастье украшает, а в________ утешает. Отважный (не)боится________. Стойкий боец для врага________. Где________ потеряет, там смелый найдет. ________ слово больней огня жжет. Лучший из даров – ум, худшее из (не)счастий –________.
Подсказка: (не)вежество, (не)приступен, (не)смелый, (не)доброе, (не)удачи, (не)мастер, (не)счастье, (не)когда.
Задание 3. Следующие предложения перестройте так, чтобы в них были деепричастные обороты.
1. Он слушал меня и не отвечал на мои вопросы.
2. Дождь прошел стороной и даже не замочил дорожной пыли.
3. Мы читали статью в газете и откровенно недоумевали.
4. Мальчик делал доклад и не заглядывал в свои записи.
Задание 4. Замените слитное написание на раздельное, а раздельное – на слитное, укажите, к какой части речи относятся слова с не.
1. (Не)ослабевающие, а крепнущие связи.
2. (Не)законченный портрет.
3. Рукопись (не)отредактирована.
4. (Не)решенная еще проблема.
5. (Не)исписанные листы.
6. (Не)запланированная на сегодня поездка.
7. Ничего (не)говорящий факт.