Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуск гласных букв (напр., "зуки" вместо "жуки", "Шапaги" вместо "сапоги", "панка" вместо "банка") | Недоразвитие фонетико-фонематического анализа | |
| Недостатки в развитии процессов произвольного внимания | |
| Несформированность звукобуквенных ассоциаций | |
| Недостатки в произношении | Консультация логопеда |
Пропуск гласных букв, слогов, недописывание слов и предложений (напр., «трва» вместо «трава», «кродил» вместо «крокодил», «жвт» вместо «живет», «сдт» вместо «сидит», «красны» вместо «красный», «набухл» вместо «набухли» | Недостаточность звуко-буквенного анализа | |
| Неустойчивость внимания | |
| Сниженная работоспособность | Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение «разгрузочного дня») |
| Индивидуально-психологические особенности (особенности темперамента) | Повышение концентрации внимания, усиление самоконтроля |
Трудности с употреблением мягкого знака и правильным написанием мягких согласных (напр., "васелки" вместо "васильки", "кон" вместо" конь", "смали" вместо "смяли") | Недостатки в развитии фонетико-фонематического анализа | |
| Не развито умение дифференцировать мышечные усилия | |
| Не усвоены правила правописания | Ликвидировать пробелы в знаниях |
Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова | Несформированность фонетико-фонематического анализа | |
| Недостаточность развития анализа пространственных отношений | |
Трудности при выделении слова из предложения, при определении количества названных слов | Недостатки в развитии вербального анализа | |
| Несформированность понятия числа | |
Неразличение звуков в слове, выделение только акустически сильных | Недоразвитие фонетико-фонематического анализа | Консультация логопеда |
| Недостаточность звукового анализа | |
Затруднения при определении последовательности звуков в слове | Недостатки в развитии звукового анализа | |
| Слабое развитие слуховой памяти | |
Неразличение при письме сходных по начертанию букв (6-в, н-п, м-л, ш-т, 6-д и др.) | Недостаточность зрительного анализа | |
| Несформированность анализа пространственных отношений | |
Недоговаривание, добавление звуков | Недоразвитие фонетико-фонематического анализа | Консультация логопеда |
| Недостаточность процессов звукового анализа | |
| Недостатки в артикулировании | Консультация логопеда |
Добавление гласных букв, (напр., "галака" вместо "галка", "тарава" вместо "трава", "клюкива" вместо "клюква", "кувашин" вместо"кувшин") | Несформированность звуко-буквенного анализа | |
| Неустойчивость произвольного внимания | |
Перестановка букв и слогов в словах, (напр.,"звял" вместо "взял", "пеперисал" вместо "переписал", "уманя" вместо "умная") | Недостаточность зрительного анализа | |
| Недостаточность звуко-буквенного анализа | Консультация логопеда (при недостатках произношения) |
| Неустойчивость произвольного внимания | |
При письме сращивание и расщепление слов; слитное написание с предлогами; раздельное написание приставок (напр. "виситнастне", "подорожке", "при летели", "в зела" вместо "взяла", "жи вет" вместо "живет", "жвлсу" вместо "живет в лесу", "послдаж" вместо "после дождя") | Несформированность вербального анализа | |
| Недостатки в развитии процессов зрительного анализа и синтеза | |
| Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | |
"Зеркальное" написание букв, неузнавание букв в перевернутом виде | Недостаточность зрительного анализа | Конструировать букву из ее элементов |
| Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | |
| Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами буквы | |
Замена букв по пространственному сходству (с-е, б-д, u-п, н-п) | Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | |
| Недостаточность зрительного анализа | |
Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки, не используется надстрочное или подстрочное пространство рабочей строки | Слабо развита тонкая моторика руки | |
| Не сформированы зрительно-двигательные координации | |
| Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | |
| Не усвоено понятие "рабочая строка" | |
Расположение букв при списывании в обратной последовательности; копия располагается слева от образца | Не сформирована однонаправленность считывания слева направо | |
| Недостаточно развит анализ пространственных отношений | |
Расположение учебного материала на строках страницы снизу вверх (продолжение текста расположено на строчке, находящейся выше его начала; копия располагается на строчке, находящейся выше образца; продолжение учебного материала располагается за границей рабочей строчки) | Недостаточно развит анализ пространственных отношений | |
| | |
| Не отработано правило размещения учебного материала в направлении сверху вниз | |
Затруднения при усвоении правильного начертания букв, затруднения при написании закругленных деталей букв и цифр | Недостаточность зрительного анализа | |
| Недоразвитие микромоторики | |
| Несформированность зрительно-двигательных координаций | |
| Несформированность дифференцированных зрительных образов букв | |
| Неправильный выбор образца при написании буквы (цифры) | |
Неряшливое письмо, грязь в тетради, неумение правильно "надавливать" на ручку или карандаш | Недоразвитие макро- и микро-моторики | |
| Неумение дифференцировать мышечные усилия | |
| Несформированность зрительно-двигательных координаций | |
| Несформированность личностных качеств аккуратности и прилежности | Выработка соответствующих качеств |
Очень медленный темп письма | Несформированность зрительно-двигательных координаций | |
| Недостаточное развитие микро-моторики | |
| Трудности в произвольном управлении движениями | |
| Инертность нервных процессов | Предоставить возможность работать в доступном темпе; отводить больше времени для выполнения заданий; проводить тренировочные игры на быстроту реакции, работу в заданном темпе и ритме; выполнять задания с ограничением времени работы; формировать личностные качества (собранность, организованность, умение быстро сосредотачиваться). |
| Несформированность прочных ассоциативных связей между звуковой и графической формами букв | |
| Затруднения в осуществлении звукобуквенного анализа | |
С ошибками списывает с доски | Несформированность процессов зрительного анализа | |
| Неустойчивость произвольного внимания | |
| Неумение поэлементно воспроизводить образец | |
| Слабое развитие кратковременной зрительной памяти | |
Искажение почерка (нестабильность графических форм) | Недостатки в развитии зрительно-двигательных координаций | |
| Недостаточное развитие процессов зрительного анализа | |
| Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами буквы | |
Сложности при переводе звука в букву и наоборот | Несформированность звукобуквенного анализа | |
| Не выработаны прочные ассоциативные связи между звуковой и графической формами буквы | |
| Не усвоены понятия "звук" и "буква" и их соотношение | |
| Дислексия | Занятия с логопедом |
Трудности в удержании и воспроизведении элементов речи (звуков, слов, предложений) | Недостатки в развитии непосредственной кратковременной памяти | |
| Поверхностная смысловая обработка материала при запоминании | |
| Недостатки в развитии произвольного внимания | |
Сложности при переводе печатной графемы в письменную и наоборот (смешение печатных и письменных букв) | Недостаточность развития процессов зрительного анализа | |
| Недостаточная отдифференцированность зрительных образов печатных и письменных букв | |
| Недостаточное развитие зрительной памяти | |
Тремор (дрожание руки) при письме | Трудности в произвольном управлении микромоторикой | |
| Неумение дифференцировать мышечные усилия | |
| Недостатки в сформированности зрительно-двигательных координаций | |
| Функциональные нарушения нервно-психической сферы (астения) | Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение "разгрузочного дня") |
Появление или возрастание ошибок к концу работы | Постепенное ослабление самоконтроля | |
| Недостаточный уровень развития процессов саморегуляции | |
| Ослабление процессов произвольного внимания | |
| Астеническое состояние | Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение "разгрузочного дня") |
Количественные ошибки (преувеличение или преуменьшение количества букв, слогов и элементов букв; например, "бабабушка ", "ш" вместо "и", "п" вместо "т", "rт" вместо "т") | Недостаточность зрительного анализа | |
| Несформированность понятия числа | |
| Индивидуально-типологические особенности (инерция возбудительного процесса или преждевременное торможение) | Повысить концентрацию внимания, усилить самоконтроль |
Плохо ориентируется в пространстве листа тетради | Недостаточность развития анализа пространственных отношений (право-лево, верх-низ) | |
| Недостатки в развитии процессов саморегуляции и самоконтроля | |
Трудности в усвоении алфавита | Недостатки в развитии непосредственной произвольной памяти | |
| Недостаточная дифференциация букв, сходных по написанию или близких по звучанию | |
| Несформированность звуко-буквенного анализа | |
Затруднения в употреблении заглавной буквы | Недостаточное развитие вербального анализа | |
| Недостаточная гибкость мыслительной деятельности | |
| Не усвоено соответствующее правило | |
Неумение выделить предложение из текста, слитное написание предложений | Несформированность вербального анализа | |
| Недостаточное развитие процессов зрительного анализа (синкретичность восприятия) | |
Трудности при определении слова как части речи (напр., "бег", "пение" называет глаголами, "лежать ", "молчать"- не глаголами, т.к. не обозначают действия) | Конкретность мышления (не может отделить слово от обозначаемого содержания) | |
| Недостаточность операции абстрагирования | |
Затруднения при подборе родственных слов на основе установления общего смысла корня (напр., часы - часовой, жарко жаркий, светает - свечка) | Конкретность мышления | Дифференцировать однокоренные слова от синонимов и антонимов |
| Недостаточность мыслительной операции обобщения | |
Не умеет применять правило в конкретной ситуации (напр., зная, что "жи-ши" пишется с буквой "и", пишет "сидел на крыши") | Недостаточность операции абстрагирования | Отдифференцировать условия, при которых пишется "и" или "е" (в дат. и предл. падежах) |
| Несформированность операции сравнения | |
| Недостатки в развитии мыслительной операции анализа | |
Отсутствует "орфографическая зоркость" (не умеет найти орфограмму) | Недостатки в развитии слухового вербального анализа | Отчетливое громкое послоговое проговаривание зрительно воспринимаемых слов; отработать двигательные образы слов; запоминание фонемно-морфемных блоков (ира, тель, чаm, лив) |
| Недостатки в развитии зрительного анализа вербального материала | |
| Несформированность звукового анализа | |
| Недоразвитие зрительной памяти | |
| Недостаточность звукобуквенного анализа | |
| Недостатки в развитии самоконтроля | |
| Несформированность двигательных образов слов | |
| Недостаточное артикулирование слов при письме | |
| Не отработана связь графической формы слова с его звуковой формой и графической формы слова с его семантикой | |
| Недостатки в развитии фонематического восприятия | |
| Недостаточность развития процессов произвольного внимания | |
Неправильная постановка точки при письме | Недостатки в развитии вербально-смыслового анализа (не умеет выделить законченную мысль) | Учить вычленять предложения из текста; составление предложения из отдельных слов; составление нескольких предложений; работа с деформированными предложениями и текстами (со слитно написанными словами, с пропущенными словами, рассыпанные предложения); выразительное громкое чтение; составление плана текста |
| Недостаточность развития мышления (не понимает предложенный текст) | |
| Несформированность мыслительной операции синтеза (не умеет найти связи внутри смыслового целого) | |
Не умеет находить ошибки в собственной работе | Недостаточность процессов самоконтроля (по смыслу и по написанию) | Учить выделять отдельные слова и проверять каждое из них на соответствие общему смыслу предложения; делить отдельные слова на слоги, прочитать их и проверить, нет ли пропуска, замены, перестановки, удвоения букв или слогов; использование приема "ошибающийся" учитель" |
| Недостаточная концентрация внимания | |