СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическое сопровождение детей в первый год обучения в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начало шкоьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь.

Просмотр содержимого документа
«Психологическое сопровождение детей в первый год обучения в школе»

Психологическое сопровождение младших школьников в первый год обучения в школе.

(Слайд 1) Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и в шесть, и в семь лет. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются совсем) с режимом работы и учебной программой.

( слайд 2) Адаптация первоклассника к школьной жизни - это многоплановый процесс, который включает в себя социализацию в группе сверстников, усвоение правил и норм школьной жизни, формирование внутренней позиции школьника .

Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к дезадаптации.

(Слайд 3) Игра в младшем школьном возрасте продолжает занимать значимое место. Задача педагога - сделать плавный, адекватный переход детей от игровой деятельности - к учебной.

( слайд 4)

Чтобы адаптация первоклассников прошла более гладко, безболезненно, незаметно и быстрее, необходимо применение в процессе обучения разнообразных видов игр.

При применении игр появляются новые возможности для адаптации:

- социальной и познавательной активности детей: имеется в виду уровень субъективного контроля ученика, интеллектуальная инициатива;

- компетентности школьника как ученика: имеется в виду его самостоятельность, информационная грамотность, уверенность в себе, проявляющиеся в способности принять решение, а также ориентация на задачу и конечный результат, ответственность, социальная независимость;

- способности ребенка к самореализации: в частности, стремление к реализации знаний в программных продуктах, в познавательной вне учебной деятельности, успешность реализации, удовлетворенность результатами деятельности;

- гармоничной индивидуальности, соотношение практического и вербального интеллекта, эмоциональная стабильность, соотношение гуманитарных интересов и информационных потребностей, активности ребенка его компетентности;

- у детей появляется новое направление общения - они активно обсуждают свои достижения и промахи при выполнении трудных заданий. Обогащается детский словарь, дети легко и с удовольствием овладевают новой терминологией. Все это способствует развитию речи, повышает уровень произвольности и осознанности действий.

(Слайд 5)

Цель проведения игр – помочь детям в период адаптации к условиям школы.

( слайд 6)

Задачи игр:

● Создание эмоционально благоприятной атмосферы в классе;

● Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

● Формирование чувства уверенности в окружающем;

● Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

( слайд 7)

Основные принципы организации и проведения игр:

● Добровольность участия в игре. Заставляя, мы можем вызвать в ребенке чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит.

● Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. В то же время взрослый организовывает и направляет игру.

Я бы хотела рассказать о играх, которые можно использовать для первоклассников в период адаптации к школе.

( слайд 8)

Игры способствуют поэтапной адаптации младших школьников. В первые дни пребывания ребенка в школе можно применять игры на знакомство детей, которые помогут создать благоприятную обстановку, раскрепостить детей и познакомить их в творческой и оригинальной форме.

Когда дети познакомятся друг с другом целесообразно использование игр на сплочение детского коллектива.

Затем применение игр на контактность, которые помогут сплотить детский коллектив, вывести его на новый уровень развития, прослеживать взаимосвязь сотрудничества детей, контакта в разных видах деятельности.

В заключении использовать игры на стабилизацию эмоционального фона, которые способствует улучшению психологического и эмоционального благополучия детей.

( слайд 9-11)

Игры на знакомство


«Давай-ка познакомимся!»

Цель: объединение коллектива, преодоление барьера между детьми, привитие навыков общения.

Дети становятся в круг. Ведущий начинает игру словами: «Ты скорее поспеши, как зовут тебя, скажи...», бросая при этом мяч одному из игроков. Тот ловит мяч, называет свое имя, потом он бросает мяч другому игроку, при этом снова произносятся слова: «Как зовут тебя, скажи...» — и так далее.


«Здравствуй»

Цель: знакомство учащихся друг с другом. Развитие умения быстро реагировать в создавшейся ситуации, выполняя действия, помогающие достигнуть цели задания.

Все встают в круг. Выбирают водящего. Он выходит из круга, выбирает любого игрока, кладет ему на плечо руку и произносит «Здравствуй». После этого водящий и выбранный ребенок должны обежать круг детей, вернуться и постараться занять свободное место в круге. Кто остается – тот становится водящим.

Также можно использовать игры: «Имя и фрукт», «Откроем сердце другу», «Это – Я!», «Разрекламируйте друга».


( слайд 12-14)

Игры на сплочение


«Плот»

Цель: групповое сплочение, взаимодействие, поиск конструктивных способов решения проблем, телесный контакт.

Легенда – после кораблекрушения команда корабля оказалась посреди океана на маленьком плоту. Участникам предлагается большой лист ватмана, на который они все должны поместиться, не заступая на пол. Величина листа подбирается в зависимости от величины групп – поместиться должно быть не очень сложно. На «плоту» надо продержаться 30 секунд. Затем к «плоту» подплывает «акула» и небольшой кусочек ватмана вырезается (приблизительно 1/8 куска). Задача повторяется. И так до тех пор, пока не останется ¼ исходного листа ватмана.


«Лавата»

Цель: развивать память, внимание детей, развитие чувства сплоченности.

Играющие становятся в круг, берутся за руки и начинают двигаться по кругу, громко напевая: "Мы танцуем, мы танцуем, тра-та-та, тра-та-та, наш весёлый танец - это Лавата". Потом все останавливаются и ведущий говорит: "Мои локти хороши, а у соседа - лучше" - все берут своих соседей за локти и снова начинают двигаться напевая. Ведущий может называть любые части тела (талия, плечи, пятки, ноги и т.п.), главное - снять у детей тактильное напряжение.

Также можно использовать игры: «Путаница», «Поварята», «Салями», «Бесконечное кольцо».

( слайд 15-17)

Игры на контактность


«Дрозды»

Цель: развитие навыков общения, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам.

Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:

Я дрозд,

Показывают на себя.

И ты дрозд.

Показывают на своего партнера.

У меня нос,

Дотрагиваются до своего носа.

У тебя нос.

Дотрагиваются до носа своего партнера.

У меня губки сладкие,

Дотрагиваются до своих губ.

У тебя губки сладкие.

Дотрагиваются до губ своего партнера.

У меня щечки гладкие,

Гладят свои щеки.

У тебя щечки гладкие.

Гладят щеки своего партнера.


«Вежливые слова»

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

( слайд 18-20)

Игры на стабилизацию эмоционального фона


«Дотронься до…»

Цель: снять психо-эмоциональное напряжение с отвлечением на другие окружающие предметы.

Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «дотронься до…синего!». Дети должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются. Кто не успел, тот ведущий. Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.


. «Море волнуется»

Цель: профилактика психо-эмоционального напряжения у младших школьников

Учитель предлагает детям поиграть в морские волны. Детям нужно, по команде учителя застыть на месте, показывая какую-нибудь фигуру. Учитель командует: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри». Дети замирают, изображая эту фигуру. Водящий должен отгадать, что было загадано.

Также можно использовать игры: «Семь свечей», «Абажур», «Дядюшка Трифон», «Лиса и куры»


( слайд 21)

Таким образом, посредством игры возможно организовать деятельность ребенка так, чтобы она способствовала его социализации, адаптации к новой школьной среде и к развитию познавательной активности как базовой учебной мотивации.


(слайд 22)

Спасибо за внимание!