Психологическое сопровождение младших школьников в первый год обучения в школе.
(Слайд 1) Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и в шесть, и в семь лет. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются совсем) с режимом работы и учебной программой.
( слайд 2) Адаптация первоклассника к школьной жизни - это многоплановый процесс, который включает в себя социализацию в группе сверстников, усвоение правил и норм школьной жизни, формирование внутренней позиции школьника .
Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к дезадаптации.
(Слайд 3) Игра в младшем школьном возрасте продолжает занимать значимое место. Задача педагога - сделать плавный, адекватный переход детей от игровой деятельности - к учебной.
( слайд 4)
Чтобы адаптация первоклассников прошла более гладко, безболезненно, незаметно и быстрее, необходимо применение в процессе обучения разнообразных видов игр.
При применении игр появляются новые возможности для адаптации:
- социальной и познавательной активности детей: имеется в виду уровень субъективного контроля ученика, интеллектуальная инициатива;
- компетентности школьника как ученика: имеется в виду его самостоятельность, информационная грамотность, уверенность в себе, проявляющиеся в способности принять решение, а также ориентация на задачу и конечный результат, ответственность, социальная независимость;
- способности ребенка к самореализации: в частности, стремление к реализации знаний в программных продуктах, в познавательной вне учебной деятельности, успешность реализации, удовлетворенность результатами деятельности;
- гармоничной индивидуальности, соотношение практического и вербального интеллекта, эмоциональная стабильность, соотношение гуманитарных интересов и информационных потребностей, активности ребенка его компетентности;
- у детей появляется новое направление общения - они активно обсуждают свои достижения и промахи при выполнении трудных заданий. Обогащается детский словарь, дети легко и с удовольствием овладевают новой терминологией. Все это способствует развитию речи, повышает уровень произвольности и осознанности действий.
(Слайд 5)
Цель проведения игр – помочь детям в период адаптации к условиям школы.
( слайд 6)
Задачи игр:
● Создание эмоционально благоприятной атмосферы в классе;
● Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
● Формирование чувства уверенности в окружающем;
● Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
( слайд 7)
Основные принципы организации и проведения игр:
● Добровольность участия в игре. Заставляя, мы можем вызвать в ребенке чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит.
● Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. В то же время взрослый организовывает и направляет игру.
Я бы хотела рассказать о играх, которые можно использовать для первоклассников в период адаптации к школе.
( слайд 8)
Игры способствуют поэтапной адаптации младших школьников. В первые дни пребывания ребенка в школе можно применять игры на знакомство детей, которые помогут создать благоприятную обстановку, раскрепостить детей и познакомить их в творческой и оригинальной форме.
Когда дети познакомятся друг с другом целесообразно использование игр на сплочение детского коллектива.
Затем применение игр на контактность, которые помогут сплотить детский коллектив, вывести его на новый уровень развития, прослеживать взаимосвязь сотрудничества детей, контакта в разных видах деятельности.
В заключении использовать игры на стабилизацию эмоционального фона, которые способствует улучшению психологического и эмоционального благополучия детей.
( слайд 9-11)
Игры на знакомство
«Давай-ка познакомимся!»
Цель: объединение коллектива, преодоление барьера между детьми, привитие навыков общения.
Дети становятся в круг. Ведущий начинает игру словами: «Ты скорее поспеши, как зовут тебя, скажи...», бросая при этом мяч одному из игроков. Тот ловит мяч, называет свое имя, потом он бросает мяч другому игроку, при этом снова произносятся слова: «Как зовут тебя, скажи...» — и так далее.
«Здравствуй»
Цель: знакомство учащихся друг с другом. Развитие умения быстро реагировать в создавшейся ситуации, выполняя действия, помогающие достигнуть цели задания.
Все встают в круг. Выбирают водящего. Он выходит из круга, выбирает любого игрока, кладет ему на плечо руку и произносит «Здравствуй». После этого водящий и выбранный ребенок должны обежать круг детей, вернуться и постараться занять свободное место в круге. Кто остается – тот становится водящим.
Также можно использовать игры: «Имя и фрукт», «Откроем сердце другу», «Это – Я!», «Разрекламируйте друга».
( слайд 12-14)
Игры на сплочение
«Плот» Цель: групповое сплочение, взаимодействие, поиск конструктивных способов решения проблем, телесный контакт.
Легенда – после кораблекрушения команда корабля оказалась посреди океана на маленьком плоту. Участникам предлагается большой лист ватмана, на который они все должны поместиться, не заступая на пол. Величина листа подбирается в зависимости от величины групп – поместиться должно быть не очень сложно. На «плоту» надо продержаться 30 секунд. Затем к «плоту» подплывает «акула» и небольшой кусочек ватмана вырезается (приблизительно 1/8 куска). Задача повторяется. И так до тех пор, пока не останется ¼ исходного листа ватмана.
«Лавата» Цель: развивать память, внимание детей, развитие чувства сплоченности.
Играющие становятся в круг, берутся за руки и начинают двигаться по кругу, громко напевая: "Мы танцуем, мы танцуем, тра-та-та, тра-та-та, наш весёлый танец - это Лавата". Потом все останавливаются и ведущий говорит: "Мои локти хороши, а у соседа - лучше" - все берут своих соседей за локти и снова начинают двигаться напевая. Ведущий может называть любые части тела (талия, плечи, пятки, ноги и т.п.), главное - снять у детей тактильное напряжение.
Также можно использовать игры:
«Путаница», «Поварята», «Салями», «Бесконечное кольцо». ( слайд 15-17)
Игры на контактность
«Дрозды» Цель: развитие навыков общения, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам.
Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:
Я дрозд,
Показывают на себя.
И ты дрозд.
Показывают на своего партнера.
У меня нос,
Дотрагиваются до своего носа.
У тебя нос.
Дотрагиваются до носа своего партнера.
У меня губки сладкие,
Дотрагиваются до своих губ.
У тебя губки сладкие.
Дотрагиваются до губ своего партнера.
У меня щечки гладкие,
Гладят свои щеки.
У тебя щечки гладкие.
Гладят щеки своего партнера.
«Вежливые слова» Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
( слайд 18-20)
Игры на стабилизацию эмоционального фона
«Дотронься до…» Цель: снять психо-эмоциональное напряжение с отвлечением на другие окружающие предметы.
Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «дотронься до…синего!». Дети должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются. Кто не успел, тот ведущий. Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
. «Море волнуется» Цель: профилактика психо-эмоционального напряжения у младших школьников
Учитель предлагает детям поиграть в морские волны. Детям нужно, по команде учителя застыть на месте, показывая какую-нибудь фигуру. Учитель командует: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри». Дети замирают, изображая эту фигуру. Водящий должен отгадать, что было загадано.
Также можно использовать игры: «Семь свечей», «Абажур», «Дядюшка Трифон», «Лиса и куры»
( слайд 21)
Таким образом, посредством игры возможно организовать деятельность ребенка так, чтобы она способствовала его социализации, адаптации к новой школьной среде и к развитию познавательной активности как базовой учебной мотивации.
(слайд 22)
Спасибо за внимание!