СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие к Пушкину

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Путешествие к Пушкину»

Учитель здоровается с детьми и читатет стихотворение А. С. Пушкина«Гонимы вешними лучами…», включая музыкальный фон.

- Вы, наверное, уже догадались, какова тема нашего урока? Попробуем сформулировать ее точнее. А в этом нам поможет материал пройденных уроков

Приветствуют учителя.

- Вспомните тему «Родословное древо». Какими способами можно составлять родословное древо?

- Какова же тема нашего урока? Сформулируйте сами.

- Сегодня на уроке мы будем учиться составлять родословное древо семейства А.С.Пушкина, продвигаясь от древности к более близким временам

Высказывают свои предположения,

называют способы составления родословного древа

Формулируют тему урока


-Прочитайте высказывание А.С.Пушкина. Как вы его понимаете?

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»

Александр Сергеевич Пушкин с гордостью относился к своей родословной, как по линии отца, так и по линии матери. Хроника жизни предков поэта тесно переплеталась с героическим прошлым государства Российского.

Перед вами родословное древо рода Пушкиных, составленное около века тому назад.

- О чем может рассказать родословное древо? ( Родословное древо рассказывает историю семьи, рода, за несколько десятилетий и даже столетий.Т.е. «Неразрывная связь поколений».)

- Мы сегодня пойдем от предков и дойдем до потомков, то есть воспользуемся способом составления древа «Нисхождение к потомкам»

Читают высказывание

 

Высказывают свои предположения

Сравнивают

Анализируют


- Откройте учебники на с.84-85.

- Сегодня наша работа с учебником, Интернет-ресурсами, дополнительной литературой будет напоминать труд архивных работников, собирающих по частицам из разных документов полные истории семей, людей, событий. Результаты нашего исследования мы занесем в рабочую тетрадь.

Чтение текста на с. 84

Сообщение ученика летописных сведений о предках поэта

- А вот и слова самого А.С.Пушкина о родоначальнике, которого он называет Рачей:

Мой предок Рача мышцей бранной

Святому Невскому служил;

Его потомство гнев венчанный,

Иван IV пощадил.

Водились Пушкины с царями;

Из них был славен не один,

Когда тягался с поляками

Нижегородский мещанин.

- Это совершенная правда. Предки А.С.Пушкина упоминаются в описании царствований нескольких правителей России. А вот откуда пошла фамилия Пушкины?

Чтение 1-го абзаца текста на с.85

Читают текст

Анализируют прочитанное

Читают сообщения


- Теперь проследим историю рода по линии матери.

Чтение 2-го абзаца текста на с. 85

Сообщение ученика о А.П.Ганнибале


Н.Н.Гончарова. Региональный компонент: связь А.С.Пушкина с Тамбовским краем.

Кариан, Кариан-Строганово, Кариан-Загряжское (прежнее название — Загрядчина) — историческая усадьба в посёлке Знаменка, Знаменского района Тамбовской области. Возникла в начале XVIII века. В 1812 году в Кариане родилась Наталья Гончарова. Гончаровы жили в Кариане до августа 1813 года.

- На этом не заканчивается история рода Пушкиных. У А.С.Пушкина и Н.Н.Гончаровой было четверо детей:

- Рассмотрите портреты предков и потомков А.С.Пушкина. Постарайтесь увидеть в их лицах общие родовые черты.

- Назовите основные ветви родословной А.С.Пушкина

-А теперь занесем результаты нашего исследования в рабочую тетрадь.

с.56 № 1

Работа в парах: с. 56 № 2

- А сейчас я предлагаю вам посетить родовые земли А.С.Пушкина на Псковщине.

- По воспоминаниям современников, бабушка поэта «больше всех его любила, но журила порядком». В честь бабушки, Марии Алексеевны, с пожеланием быть похожей на нее, первой дочери А.С.Пушкина было дано имя Мария. Полагают, что уважительное отношение к собственной родословной в поэте пробудила именно бабушка, Мария Алексеевна.

Святогорский монастырь. Могила А.С.Пушкина.

Потомки А.С. Пушкина: у Александра Сергеевича и Натальи Николаевны родилось четверо детей, 19 внуков, 37 правнуков и 45 праправнуков. Всего за семь поколений потомками этой супружеской четы являются 312 человек. Многих из них уже нет на свете, а другие живут в самых разных странах мира.

А еще, думается, духовными потомками А.С.Пушкина могут считать себя все люди, которые знают и любят его творчество.

Указом Президента Российской Федерации 6 июня, в день рождения поэта, мы празднуем День русского языка – языка, который объединяет все народы России.














Находят в тексте информацию по данному заданию. Выполняют работу втетрадях в парах, согласно сделанного вывода по материалу учебника.

Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре,.


- От кого, по семейным преданиям, ведет начало род Пушкиных по линии отца А.С.Пушкина?

- Как зовут, по летописным сведениям, родоначальника поколений Пушкиных?

- Как звали прадеда А.С.Пушкина по материнской линии?

- Где находятся родовые земли Пушкиных по отцовской и материнской линиям?

- Почему все, кто знает и любит творчество А.С.Пушкина, могут считать себя его духовными потомками?


Отвечают на вопросы учителя

Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Творческое задание: «Гордость нашей семьи», вам нужно будет приготовить доклад , о предках, которыми, по вашему мнению можно гордиться и сделать семейное родословное древо.

Записывают домашнее задание