Учитель здоровается с детьми и читатет стихотворение А. С. Пушкина«Гонимы вешними лучами…», включая музыкальный фон. - Вы, наверное, уже догадались, какова тема нашего урока? Попробуем сформулировать ее точнее. А в этом нам поможет материал пройденных уроков | Приветствуют учителя. |
- Вспомните тему «Родословное древо». Какими способами можно составлять родословное древо? - Какова же тема нашего урока? Сформулируйте сами. - Сегодня на уроке мы будем учиться составлять родословное древо семейства А.С.Пушкина, продвигаясь от древности к более близким временам | Высказывают свои предположения, называют способы составления родословного древа Формулируют тему урока |
-Прочитайте высказывание А.С.Пушкина. Как вы его понимаете? «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие» Александр Сергеевич Пушкин с гордостью относился к своей родословной, как по линии отца, так и по линии матери. Хроника жизни предков поэта тесно переплеталась с героическим прошлым государства Российского. Перед вами родословное древо рода Пушкиных, составленное около века тому назад. - О чем может рассказать родословное древо? ( Родословное древо рассказывает историю семьи, рода, за несколько десятилетий и даже столетий.Т.е. «Неразрывная связь поколений».) - Мы сегодня пойдем от предков и дойдем до потомков, то есть воспользуемся способом составления древа «Нисхождение к потомкам» | Читают высказывание Высказывают свои предположения Сравнивают Анализируют |
- Откройте учебники на с.84-85. - Сегодня наша работа с учебником, Интернет-ресурсами, дополнительной литературой будет напоминать труд архивных работников, собирающих по частицам из разных документов полные истории семей, людей, событий. Результаты нашего исследования мы занесем в рабочую тетрадь. Чтение текста на с. 84 Сообщение ученика летописных сведений о предках поэта - А вот и слова самого А.С.Пушкина о родоначальнике, которого он называет Рачей: Мой предок Рача мышцей бранной Святому Невскому служил; Его потомство гнев венчанный, Иван IV пощадил. Водились Пушкины с царями; Из них был славен не один, Когда тягался с поляками Нижегородский мещанин. - Это совершенная правда. Предки А.С.Пушкина упоминаются в описании царствований нескольких правителей России. А вот откуда пошла фамилия Пушкины? Чтение 1-го абзаца текста на с.85 | Читают текст Анализируют прочитанное Читают сообщения |
Н.Н.Гончарова. Региональный компонент: связь А.С.Пушкина с Тамбовским краем. Кариан, Кариан-Строганово, Кариан-Загряжское (прежнее название — Загрядчина) — историческая усадьба в посёлке Знаменка, Знаменского района Тамбовской области. Возникла в начале XVIII века. В 1812 году в Кариане родилась Наталья Гончарова. Гончаровы жили в Кариане до августа 1813 года. - На этом не заканчивается история рода Пушкиных. У А.С.Пушкина и Н.Н.Гончаровой было четверо детей: - Рассмотрите портреты предков и потомков А.С.Пушкина. Постарайтесь увидеть в их лицах общие родовые черты. - Назовите основные ветви родословной А.С.Пушкина -А теперь занесем результаты нашего исследования в рабочую тетрадь. с.56 № 1 Работа в парах: с. 56 № 2 - А сейчас я предлагаю вам посетить родовые земли А.С.Пушкина на Псковщине. - По воспоминаниям современников, бабушка поэта «больше всех его любила, но журила порядком». В честь бабушки, Марии Алексеевны, с пожеланием быть похожей на нее, первой дочери А.С.Пушкина было дано имя Мария. Полагают, что уважительное отношение к собственной родословной в поэте пробудила именно бабушка, Мария Алексеевна. Святогорский монастырь. Могила А.С.Пушкина. Потомки А.С. Пушкина: у Александра Сергеевича и Натальи Николаевны родилось четверо детей, 19 внуков, 37 правнуков и 45 праправнуков. Всего за семь поколений потомками этой супружеской четы являются 312 человек. Многих из них уже нет на свете, а другие живут в самых разных странах мира. А еще, думается, духовными потомками А.С.Пушкина могут считать себя все люди, которые знают и любят его творчество. Указом Президента Российской Федерации 6 июня, в день рождения поэта, мы празднуем День русского языка – языка, который объединяет все народы России. | Находят в тексте информацию по данному заданию. Выполняют работу втетрадях в парах, согласно сделанного вывода по материалу учебника. Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре,. |
- От кого, по семейным преданиям, ведет начало род Пушкиных по линии отца А.С.Пушкина? - Как зовут, по летописным сведениям, родоначальника поколений Пушкиных? - Как звали прадеда А.С.Пушкина по материнской линии? - Где находятся родовые земли Пушкиных по отцовской и материнской линиям? - Почему все, кто знает и любит творчество А.С.Пушкина, могут считать себя его духовными потомками? | Отвечают на вопросы учителя |
Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Творческое задание: «Гордость нашей семьи», вам нужно будет приготовить доклад , о предках, которыми, по вашему мнению можно гордиться и сделать семейное родословное древо. | Записывают домашнее задание |