СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Путешествие в город Мастеров"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Путешествие в город Мастеров"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29» г. Городца











Конспект

непосредственно образовательной деятельности

ОО «Социально – коммуникативное развитие»,

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»

в подготовительной к школе группе на тему:

«Путешествие по Городу Мастеров»









Разработчик:

воспитатель

Сутягина Оксана Николаевна



г. Городец 2014 - 2015 уч.год



Цель: Обобщать и систематизировать знания детей о ремеслах родного города Городца. Формировать умение создавать изделие народного ремесла на основе ранее полученных знаний.


Задачи:

  • Закреплять знания детей о родном городе, его прошлом и настоящем.

  • Формировать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию.

  • Развивать познавательную активность детей.

  • Воспитывать интерес к народному творчеству, народным ремеслам.

  • Воспитывать уважение к работе народных мастеров.

  • Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.


Предполагаемый результат:

Дети знают и называют ремесла родного города, умеют самостоятельно изготовить изделие народного ремесла.


Материалы и оборудование:

  • Клубок.

  • Видеопроектор.

  • Видео – презентация.

  • Музыкальная гимнастика Железновых «Вертушки».

  • Дидактическая игра «Сложи картинку».

  • Ключик

  • Иллюстрации с изображением ремесел.

  • Формы для изготовления печатных пряников на каждого ребенка.

  • Скалки на каждого ребенка.

  • Разделочные доски на каждого ребенка.

  • Джем или варенье.

  • Тесто для пряников.

  • Фартуки на каждого ребенка.

  • Влажные салфетки на каждого ребенка.

Предварительная работа:

  • Цикл занятий: «Прошлое и настоящее города Городца», «Ремесла города Городца», «Знакомство с Городецкой росписью», рисование «Городецкие узоры».

  • Экскурсии в «Музей пряников», «Краеведческий музей», к памятнику Александру Невскому, в Город Мастеров, по улицам родного города.

  • Беседа с детьми «Где я люблю гулять в родном городе».

  • Создание альбомов «Городец – прошлое и настоящее», «Городецкие ремесла».

  • Дидактические игры: «Собери картинку», «Прогулка по городу», «Русский сувенир».

  • Видео – экскурсия по знаменитым местам города.

  • Просмотр мультфильма «Путешествуй с нами. Городец».

  • Просмотр фильма «Городец – чудо городок», «И я там был. Городец – родной брат Москвы».


Словарная работа: наличники, фасады, лаконичная роспись, глухая резьба, рельеф узора, долото, экспонат, обряд, «разгоня».






































Организация и методика проведения


В.: - Ребята, я пришла сегодня к вам не одна, а с маленьким другом. Постарайтесь отгадать, кто же это.

Поскорее мне скажите,

Что за мяч из мягких нитей?

Он похож на колобок,

С длинным хвостиком…

Дети: клубок.

В.: - Правильно, это клубок.

(В группу вкатывается клубок, беру его в руки и прикладываю к уху…)

В.: - Ребята, клубочек пришел к нам с необычной загадкой. Попробуем отгадать?

Д.: Да.

Видео 1.

В.: - Давным-давно, много лет тому назад, князь Юрий Долгорукий основал на левом берегу реки Волги город. Этот город несколько раз сжигали сначала татаро – монголы, а затем только татары. Но город этот все – равно заново отстраивали. Догадались, что это за город?

Дети: Это наш родной город Городец.

Видео 2.

В.: - Верно, это наш город Городец, который сейчас выглядит совершенно по-другому, чем несколько столетий назад. Посмотрите, какие красивые дома и улочки сегодня каждый день встречают нас. Кажется, что прошлое и настоящее тесно переплетены между собой. Можно долго бродить по улицам нашего города, любоваться узорами наличников и фасадов домов с затейливыми кружевами печных труб.

- А клубочек предлагает нам отправиться в путешествие, да не простое, а в Город Мастеров. Вы согласны?

Д.: Да, согласны.

В.: - Ребята, а чем же город Мастеров отличается от других строений нашего города? Почему его так назвали?

Д.: Потому что в нем есть залы, которые относятся к ремеслам нашего города.

В.: - Вы правы, ребята, город Мастеров – это деревянные рубленые строения, соединенные переходами, которые позволяют, не выходя на улицу, посетить мастерские по народным художественным ремеслам и два выставочных зала художественных промыслов.

В.: - А какими ремеслами славен наш город Городец?

Д.: Резьба по дереву, городецкая роспись, пряничное дело и городецкая золотная вышивка.

В.: - Молодцы, ребята, все вспомнили, ничего не забыли. А сейчас давайте закроем глаза и перенесемся в удивительный и неповторимый город Мастеров.

Дети вместе с воспитателем закрывают глаза. (Звук 1). Звучит сказочная волшебная музыка.

Видео 3.

В.: - Посмотрите, ребята, клубочек привел нас в город Мастеров, который уже встречает нас…Но, чтобы попасть внутрь, необходимо найти ключ, который спрятался в картинках. Вам нужно из отдельных фрагментов собрать целое изображение относящееся к какому-то ремеслу нашего города. (Дидактическая игра «Сложи картинку»).

(Дети собирают разрезные картинки с изображением предметов народно-прикладного искусства.)

В.: - Вот мы и нашли ключик от города Мастеров. Давайте зайдем внутрь и посмотрим, что же там нас ждет.

(Входим в 1 зал – Городецкая роспись).

В.: - Посмотрите, какая красивая выставка изделий. Полюбуйтесь на эти чудесные красочные яркие узоры.

В.: - Ребята, вы догадались, в какой зал мы попали?

Д.: В зал Городецкой росписи. Здесь предметы сделаны из дерева, а расписаны городецкой росписью.

В.: - Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит!

Вся земля вокруг дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

В.: - Ребята, скажите, какие элементы городецкой росписи вы знаете?

Д.: Розан, ромашку, глазки, бутоны, листья, оживка (дуги, точки, прямые линии).

В.: - Какие цвета преобладают в росписи?

Д.: Розовый, красный, синий, голубой, белый, черный, зеленый (оранжевый, коричневый).

В.: - Кто может рассказать про Городецкую роспись?

Настя: - Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой - нибудь другой – она очень яркая и лаконичная. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих купавки, бутоны, ромашки. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников на конях, сцены чаепития. Очень нравилось городецким мастерам рисовать различных птиц (фазанов, петухов, кукушек, голубей). А еще городецкой росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери.

В.: - А клубочек приглашает нас уже в другой зал, давайте посмотрим, что там нас ожидает.

(Входим во 2 зал - Резьба по дереву)

В.: - Посмотрите, внимательно и скажите, к какому ремеслу относится этот зал?

Д.: - Это зал резьбы по дереву.

В.: - Да, вы правильно заметили, это зал резьбы по дереву. Сюжетная «глухая резьба» есть только в Городце. Глухой такая резьба называется потому, что в обрабатываемой доске не пробивали отверстий. Мастер формировал на её плоскости рельеф узора с помощью долота. Она пришла с кораблей в петровские времена. Когда традиция украшения кораблей отошла, резьба перешла на дома. Основой узора городецкой глухой резьбы является волнообразно идущая растительная ветвь со сказочными изображениями полуженщин-полурыб (здесь их величают «фараонками»), львов, двуглавых орлов, сказочной птицы Сирин и прочих диковинных существ.

Самый известный образец глухой домовой резьбы в Городце, своего рода символ города – это доска с дельфинами над воротами дома графини Паниной. Щит с двумя дельфинами – родовой герб Паниных.

В.: - Ребята, смотрите, наш друг клубочек покатился дальше, и нам пора за ним.

(Входим в 3 зал – Городецкая золотная вышивка)

В.: - И куда же сейчас привел нас клубочек?

Д.: Клубочек привел нас в зал городецкой золотной вышивки.

В.: - А как вы догадались, что это зал городецкой золотной вышивки?

Д.: Здесь представлены изделия вышитые золотыми нитями.

В.: - Действительно, Городец всегда славился своей вышивкой. Вышивка – это традиционное занятие русской женщины. Ею украшали платки и костюмы. Нередко к городецким мастерицам приезжали со всей округи заказывать такие платки. Городецкие купчихи к тому же очень любили фотографироваться в старинных костюмах.

В.: - Ребята, посмотрите, мы с вами прошли все залы, на все посмотрели и теперь нам пора возвращаться обратно, в наш детский сад. Давайте закроем глаза и перенесемся обратно, а клубочек нам покажет дорогу.

В.: - Вот мы и дома. Ребята, клубочек шепчет мне, что ему уже пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с ним и скажем ему спасибо за это необыкновенное путешествие.

Д.: Спасибо, клубочек! Досвидания!

В.: - Скажите, ребята, все ли ремесла и промыслы мы с вами увидели в доме Мастеров?

Д.: Нет, мы еще не видели городецких печатных пряников.

В.: - Верно, ребята, а где мы можем увидеть экспонаты городецких печатных пряников?

Д.: В музее «Городецкий пряник».

В.: - Правильно, в музее «Городецкого пряника», куда мы с вами недавно ездили. Вы помните, что нам рассказывали о Городецких пряниках?

Д.: Да. Нам рассказывали о том, как пекли пряники, что в них добавляли и показывали, как их можно сделать.

В.: - Вспомните, пожалуйста, откуда произошло слово пряник?

Д.: В пряничное тесто добавляли разные пряности, поэтому их так и назвали – «пряники».

В.: - Какие виды пряников вы запомнили?

Д.: Печатные, вырубные и лепные.

В.: - Как делают лепные пряники?

Д.: Их просто лепят из теста.

В.: - Молодцы, а вырубные пряники?

Д.: Вырубные или по-другому вырезные пряники вырезают из теста.

В.: - А почему пряники называются печатными?

Д.: Потому что, их изготавливают с помощью резных пряничных досок. С их помощью формуют, т.е. печатают лицевую сторону пряника

Видео 4.

В.: - А вы знаете, что пряничная история связана с разными обрядами? Девушки в полнолуние с наговорами и молитвами замешивали тесто с различными травами и этими пряниками угощали людей. Считалось, что Городецкие пряники обладают исцеляющей силой. И, наконец, ни одно торжество на Руси не обходилась без пряников, а заканчивалось пиршество тем, что гостям давали отведать по кусочку особого пряника. Получив этот кусочек, гости знали, что праздник окончен, и пора расходиться по домам. Такой пряник назывался «разгонным» или «разгоня».

Пальчиковая гимнастика Железновой «Тюшки – тютюшки, вареники, ватрушки».

В.: - Ребята, сейчас я хочу вам предложить стать настоящими пряничными мастерами и изготовить свои печатные пряники. Вы согласны?

Д.: Да, мы согласны.

В.: - Тогда надевайте скорее фартуки, протирайте руки салфетками и приступим.

Д. Надевают фартуки, вытирают руки салфетками, встают около своих мест.

В.: - Давайте вспомним, как изготавливают эти пряники. Итак, для начала нам нужно взять форму, смазать ее хорошенько маслом, чтобы тесто не пристало при выпекании.

- Затем мы берем тесто, разрезаем его на равные части. Берем одну часть и раскатываем ее на обильно посыпанной мукой доске в ровный пласт примерно 1-2 сантиметра.

- Далее этот пласт мы выкладываем в форму и приминаем руками, чтобы форма отпечаталась на нашем прянике.

- Потом мы берем ложечку джема и намазываем этот пласт теста в форме.

- Затем берем второй кусочек теста и также раскатываем его, как предыдущий. Накладываем этот пласт теста на джем в форму и прищипываем края, чтобы пряник получился ровным.

- Берем форму и опрокидываем ее на разделочную доску. Отделяем форму от теста с отпечатанным рисунком.

Дети выполняют операции по ходу объяснения.

В.: - Вот какие красивые печатные пряники у нас получились! Сейчас мы с вами попросим наших поваров испечь пряники, которые мы изготовили с вами. А пока они пекутся, мы приведем себя в порядок – вымоем руки и повесим фартучки на место.

(Воспитатель отдает пряники поварам для дальнейшей выпечки)

(В зал входит повар с выпеченными пряниками)

В.: - А вот и наши пряники готовы!

Пряники печатные – вкусные, да сладкие!

Мы сейчас их возьмем, да чайку пойдем попьем!

В.: - Но сначала скажите ребята, вам понравилось наше путешествие?

Д.: Да.

В.: - А что особенно запомнилось?

Дети отвечают, слежу за тем, чтобы отвечали полными ответами.

В.: - Ребята, скажите, пожалуйста, что нового и, может быть, интересного вы для себя сегодня узнали?

Дети отвечают, что нового узнали.

В.: - Скажите, ребята, а что у вас вызвало затруднения?

Дети отвечают полными ответами.

В.: - Мне очень понравилось наше путешествие и то, какими внимательными и организованными путешественниками вы сегодня были. Спасибо вам за внимание!

В.: - Ребята, я слышу, что у нас уже кипит самовар, пойдемте пить чай с нашими вкусными пряниками!

Дети встают и организованной группой выходят из зала.




























Итоги деятельности:

Занятие «Путешествие в Город Мастеров» очень запомнилось воспитанникам подготовительной к школе группы. Они с интересом слушали и отвечали на вопросы воспитателя. Особенно ребятам понравилось самостоятельно поучаствовать в процессе изготовления печатных пряников. Они окунулись в мир творчества и смогли почувствовать себя настоящими народными умельцами и мастерами. Ребята проявили себя как настоящие знатоки родного города и его ремесел.

В процессе занятия повышение активности детей достигалось совокупностью методов организации и управления познавательной деятельностью. Активные формы и методы непосредственно - образовательной деятельности способствовали формированию у дошкольников информационной базы, творческого мышления, практических навыков.

Данный конспект можно использовать в работе педагогов старших и подготовительных групп в детских садах Городецкого района.