СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути эффективного взаимодействия с родителями в воспитательной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематический доклад о взаимодействии школы с родителями.  

Просмотр содержимого документа
«Пути эффективного взаимодействия с родителями в воспитательной деятельности»

ПУТИ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Воспитание есть процесс социальный

в самом широком смысле. Воспитывает

всё: люди, вещи, явления, но прежде всего

и больше всего люди. Из них на первом

месте – родители и педагоги.»

А.С.Макаренко



Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей. Именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками, участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания детей». Действительно, в последнее время школа испытывает постоянную растущую потребность в консультативной и направляющей работе с родителями. Чтобы проникнуться позитивным импульсом в воспитании детей, родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста с чего и начинается настоящее воспитание родителей. «Воспитание родителей» - международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении функции воспитателей собственных детей, родительских функций. Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьника, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей.

Связующим звеном в системе школа-семья является классный руководитель. Именно на нём лежит большая мера ответственности за то, каким будет это взаимодействие. Основа взаимодействия классного руководителя и семьи состоит в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.

Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом в области педагогики и психологии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Классный руководитель должен выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой.

В классе, в котором я являюсь классным руководителем, сформировались благоприятные межличностные отношения и совместная деятельность между учителем, учащимися и родителями. Большинство родителей поняли, что главными в воспитании являются они, а школа помогает в силу своего предназначения и профессиональных возможностей. Родителей мы включили во все дела, все замыслы классной жизни. Они должны знать, чем живёт класс, школа, в чём они нуждаются, а также, что они могут сделать для них. И родители стали мне надежной опорой во всех классных делах.

Каковы же мои пути успешного взаимодействия с родителями?

1.Во-первых, педагог должен хорошо знать всех родителей класса, учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи. Поэтому знакомство с членами семьи ребенка - это очень важная составляющая моей работы с родителями.

2.Большой эффект во взаимодействии с семьями дает предоставление родителям возможности проявлять инициативу во всех делах в классе и в школе. Важно, чтобы семьи понимали, что их участие ценится и что любой вклад с их стороны приветствуется. Родители моего класса всегда активны.

3.Традиционной формой работы с родителями является родительское собрание. Родительское собрание в традиционной форме имеет место быть. Но я часто пользуюсь теми формами собраний, которые имели весомый результат, когда родители становились моими помощниками. Это родительское собрание в форме мастер-класса, тренинга, ролевой игры, диспута. На родительских собраниях я всегда стараюсь не только обучить и проконсультировать родителей, но и поделиться чем-то интересным. Например, рассказать поучительную притчу, соответствующую тематике собрания, прочитать стихотворение, показать социальный ролик, с глубоким нравственным содержанием, показать фотографии детей в обычной школьной жизни. Стараюсь, чтобы родители не ушли с пустыми руками: выдаю им памятки, буклеты с краткой информацией о родительском собрании.

4.Индивидуальные консультации — одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Она способствует созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Именно посредством индивидуальных консультаций достигается особое взаимопонимание и доверие между родителями и учителем.

5.Дети очень рады тому, что их родители приходят на внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках. Внеклассные мероприятия, проводимые в нашем классе вместе с родителями, всегда проходят «на ура». Детям очень нравится, когда родители вместе с ними, они чувствуют их поддержку. Родители участвуют в организации мероприятий, выполняют порученную работу.

6.Родители могут положительно повлиять на успех детей в том случае, если будут выступать в содружестве с ребенком, верить в его успех, никогда не отказывать в необходимой помощи. Поэтому роль классного руководителя информировать родителей не только о негативных ситуациях, а в большей степени о положительных результатах и позитивных моментах, связанных с детьми.

7.Привлечение отцов, братьев, сестер и других членов семьи к воспитательной работе. Это тоже очень важно. Это дает возможность не ограничивать связь только между ребенком, мамой и классным руководителем, а показывает заинтересованность всех членов семьи.

8.Важная роль в сотрудничестве родителей и школы принадлежит родительскому комитету. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависят взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей, атмосфера в детском коллективе. Главное в работе родительского комитета – желание и умение привлечь по возможности как можно больше родителей класса к выполнению намеченных дел, помогающих создать в классе тот микроклимат, в котором все будут учиться с удовольствием и жить дружно, весело, увлеченно.

9.Отдых детей вместе с родителями. Дети и родители моего класса активно участвуют в досуговых мероприятиях, посетили с экскурсиями многие города, любят ходить в театр, были в музее и ходили в поход. Совместное времяпровождение с родителями вне дома и школы также укрепляет взаимоотношения между всеми участниками воспитательного процесса.

10.Информирование родителей – это еще один важный момент в работе с родителями. Информирование может быть проведено различными способами (объявление на родительском собрании, в группе класса в социальной сети, через дневник учащегося и т.д.). Мною была организована мобильная группа в Вайбер, куда были включены все родители учащихся нашего класса. Родители всегда видят актуальную информацию, всегда находятся в курсе событий, быстро реагируют на мои обращения к ним. В этой же группе я даю фотоотчет о делах и событиях в классе, участие в которых родители не смогли принять. Это всегда вызывает положительный отклик у родителей, т.к. то время, которое дети проводят без родителей, им также интересно.

11. Совместная трудовая деятельность формирует сознательное отношение к труду и воспитывает трудолюбие. Родители вместе с детьми занимаются благоустройством и оформлением кабинета. Мои родители активно помогают в ремонте, уборке, обустройстве кабинета.

Значимость вовлечения родителей в деятельность класса очень высока. Во-первых, участие родителей способствует сближению родителя и ребёнка. Они вместе думают, строят, творят. Они находят общий язык. Во-вторых, все мероприятия дают родителю информацию к размышлению. Своими выводами родители делятся с другими родителями, и этот обмен мнениями чрезвычайно важен в поиске решения проблем. В-третьих, совместная деятельность родителей и учащихся создаёт в классе атмосферу сотрудничества и сотворчества, атмосферу добра и понимания. И последнее, самое главное, что участие родителей деятельности класса создаёт позитивное отношение к школе в целом, формирует убеждение, что школа, в которой учится ребёнок, является благотворной и необходимой средой для его развития. И тогда учитель и родитель при решении проблем образования и воспитания ребенка становятся настоящими СОЮЗНИКАМИ, что является основой успешной воспитательной деятельности.

2