СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути выхода из конфликта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок

Просмотр содержимого документа
«Пути выхода из конфликта»

Обществознание. 6 класс Пути выхода из конфликта «Конфликтные ситуации неизбежны, но умный ищет выход из них, а дурак — вход» МИХАЙЛОВА НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА

Обществознание. 6 класс

Пути выхода из конфликта

«Конфликтные ситуации неизбежны, но умный ищет выход из них, а дурак — вход»

МИХАЙЛОВА НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА

Что такое конфликт? Определите виды конфликтов 1 2 3 4 Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Что такое конфликт?

Определите виды конфликтов

1

2

3

4

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Какие существуют варианты поведения в конфликте? Охарактеризуйте их. Приведите примеры. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Какие существуют варианты поведения в конфликте?

Охарактеризуйте их. Приведите примеры.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Определите варианты поведения в конфликте 1. «Худой мир лучше доброй ссоры» 2. «С глаз долой, из сердца вон» 3. «Сядем рядком да поговорим ладком» Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Определите варианты поведения в конфликте

1. «Худой мир лучше доброй ссоры»

2. «С глаз долой, из сердца вон»

3. «Сядем рядком да поговорим ладком»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Подберите пословицы на каждую причину Противоположные желания или интересы. Смысловые барьеры в общении. Эмоциональный барьер. Моральные барьеры. Положение в обществе. Кто в лес, кто по дрова. И хочется, и колется Сытый голодного не разумеет. Лучше ногой запнуться, чем языком. Криком изба не рубится, шумом дело не спорится.  Каждый купец на свой аршин меряет. Гусь свинье не товарищ. Всяк сверчок, знай шесток. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Подберите пословицы на каждую причину

  • Противоположные желания или интересы.
  • Смысловые барьеры в общении.
  • Эмоциональный барьер.
  • Моральные барьеры.
  • Положение в обществе.
  • Кто в лес, кто по дрова. И хочется, и колется
  • Сытый голодного не разумеет. Лучше ногой запнуться, чем языком.
  • Криком изба не рубится, шумом дело не спорится.
  • Каждый купец на свой аршин меряет.
  • Гусь свинье не товарищ. Всяк сверчок, знай шесток.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Приведите в соответствие 1. Блага, ресурсы, по поводу которых возникает конфликт. А) СУБЪЕКТ 2. Стремление участников конфликта достичь желаемого. Б) ОБЪЕКТ  В)ПРИЧИНА 3.  Различные обстоятельства, силы, желания и т. п., вызывающие противоречия в интересах разных сторон и приводящие к их противостоянию.   Г) ЦЕЛЬ Д) МАСШТАБ 4. Люди, представляющие различные социальные интересы. 5.  Количество участвующих людей и серьёзность последствий. А Б В Г Д Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Приведите в соответствие

1. Блага, ресурсы, по поводу которых возникает конфликт.

А) СУБЪЕКТ

2. Стремление участников конфликта достичь желаемого.

Б) ОБЪЕКТ

В)ПРИЧИНА

3. Различные обстоятельства, силы, желания и т. п., вызывающие противоречия в интересах разных сторон и приводящие к их противостоянию.

Г) ЦЕЛЬ

Д) МАСШТАБ

4. Люди, представляющие различные социальные интересы.

5. Количество участвующих людей и серьёзность последствий.

А

Б

В

Г

Д

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

В любых делах при максимуме сложностей Подход к проблеме все-таки один: Желанье – это множество возможностей, А нежеланье – множество причин.  Эдуард Асадов Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

В любых делах при максимуме сложностей

Подход к проблеме все-таки один:

Желанье – это множество возможностей,

А нежеланье – множество причин.

Эдуард Асадов

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Конфликт Деструктивный конфликт это межличностный конфликт (эмоции) Конструктивный конфликт - это производственный конфликт (не затрагиваются эмоции и личностные переживания) Приведите примеры конструктивного и неконструктивного разрешения конфликтов Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Конфликт

Деструктивный конфликт

  • это межличностный

конфликт (эмоции)

Конструктивный конфликт - это производственный конфликт (не затрагиваются эмоции и личностные переживания)

Приведите примеры конструктивного и неконструктивного разрешения конфликтов

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Конструктивный конфликт в сравнении  с деструктивным Деструктивный Конструктивный Укрепляет сотрудничество Активирует обмен опытом Разделяет человека и проблему Улучшает качество результата; решает проблемы Укрепляет отношения Ведет к личностному росту Усиливает конкуренцию Более эмоциональный, нет логики и рационального подхода к ситуации Есть личные нападки Имеет плохой финал Ослабляет контакты Приводит к отрицательному поведению Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»  4

Конструктивный конфликт в сравнении с деструктивным

Деструктивный

Конструктивный

  • Укрепляет сотрудничество
  • Активирует обмен опытом
  • Разделяет человека и проблему
  • Улучшает качество результата; решает проблемы
  • Укрепляет отношения
  • Ведет к личностному росту
  • Усиливает конкуренцию
  • Более эмоциональный, нет логики и рационального подхода к ситуации
  • Есть личные нападки
  • Имеет плохой финал
  • Ослабляет контакты
  • Приводит к отрицательному поведению

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4

Конструктивные стороны конфликта Даёт возможность увидеть скрытые отношения, противоречия, недостатки, «слабое звено» Позволяет осуществить целенаправленную коррекционную деятельность Предотвращает застой, стимулирует движение вперед Обнажая реальные стороны жизни, позволяет адаптироваться к ним Дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение Предотвращает более серьезные конфликты на ранней стадии Формирует умение решать сложные проблемы Является средством испытания и самоутверждения и дает толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное Способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Конструктивные стороны конфликта

  • Даёт возможность увидеть скрытые отношения, противоречия, недостатки, «слабое звено»
  • Позволяет осуществить целенаправленную коррекционную деятельность
  • Предотвращает застой, стимулирует движение вперед
  • Обнажая реальные стороны жизни, позволяет адаптироваться к ним
  • Дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение
  • Предотвращает более серьезные конфликты на ранней стадии
  • Формирует умение решать сложные проблемы
  • Является средством испытания и самоутверждения и дает толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное
  • Способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Деструктивные стороны конфликта Отрицательные эмоциональные переживания приводят к психосоматическим заболеваниям Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут после конфликтных переживаний!!! Разрушаются коллектив и личность Нарушаются деловые и личные отношения между людьми Снижается работоспособность и производительность труда Снижается дисциплина, ухудшается качество работы и в целом ухудшается социально-психологический климат Вовлекаются новые участники которые продуцируют новые конфликты Подрывается авторитет, что негативно отражается на имидже во внешней среде Сложное восстановление деловых отношений так как представление о победителях или побежденных как о врагах Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Деструктивные стороны конфликта

  • Отрицательные эмоциональные переживания приводят к психосоматическим заболеваниям
  • Временные потери.

На одну минуту конфликта приходится 12 минут после конфликтных переживаний!!!

  • Разрушаются коллектив и личность
  • Нарушаются деловые и личные отношения между людьми
  • Снижается работоспособность и производительность труда
  • Снижается дисциплина, ухудшается качество работы и в целом ухудшается социально-психологический климат
  • Вовлекаются новые участники которые продуцируют новые конфликты
  • Подрывается авторитет, что негативно отражается на имидже во внешней среде
  • Сложное восстановление деловых отношений так как представление о победителях или побежденных как о врагах

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Роль социального конфликта Негативная Позитивная  Вскрывают назревшие проблемы  Стимулируют исправление недостатков  Способствуют обновлению жизни  Снимаю психологическую напряженность в обществе  Способствуют объединению людей  Могут создавать стрессовые ситуации  Могут дезорганизовывать жизнь людей  Могут разрушать социальные связи  Могут вызвать раскол общества Значение конфликтов в развитии общества Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Роль социального конфликта

Негативная

Позитивная

  • Вскрывают назревшие проблемы
  • Стимулируют исправление недостатков
  • Способствуют обновлению жизни
  • Снимаю психологическую напряженность в обществе
  • Способствуют объединению людей
  • Могут создавать стрессовые ситуации
  • Могут дезорганизовывать жизнь людей
  • Могут разрушать социальные связи
  • Могут вызвать раскол общества

Значение конфликтов в развитии общества

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Функции конфликта Позитивные Негативные Развитие личности Познание друг друга Повышение авторитета Психологическая разрядка Депрессия, угроза здоровья Ощущение насилия, давления Социальная пассивность Снижение качества деятельности Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Функции конфликта

Позитивные

Негативные

  • Развитие личности
  • Познание друг друга
  • Повышение авторитета
  • Психологическая разрядка
  • Депрессия, угроза здоровья
  • Ощущение насилия, давления
  • Социальная пассивность
  • Снижение качества деятельности

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Переговоры-  мирная беседа Посредничество- Использование Арбитраж- третьей стороны обращение за помощью Компромисс- взаимные уступки к специальному Применение силы , власти, закона органу власти ЮМОР  Медиация Игнорирование  – попытка (или стремление) выхода из конфликтной ситуации, не решая её Способы решения конфликтов Решение, принесённое  штыками, пушками, танками и ружьями недолговечно. Подавленное недовольство возникнет вновь. Приспособление – сглаживание противоречий, даже в ущерб своих интересов Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Переговоры-

мирная беседа

Посредничество-

Использование

Арбитраж-

третьей стороны

обращение за помощью

Компромисс- взаимные уступки

к специальному

Применение силы ,

власти, закона

органу власти

ЮМОР

Медиация

Игнорирование

попытка (или стремление) выхода из конфликтной ситуации, не решая её

Способы

решения

конфликтов

Решение, принесённое

штыками, пушками,

танками и ружьями

недолговечно.

Подавленное недовольство

возникнет вновь.

Приспособление – сглаживание противоречий, даже в ущерб своих интересов

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Пути разрешение конфликта Переговоры - это процесс, при котором стороны пытаются разрешить конфликт путем непосредственного обсуждения между собой. При  медиации  в процесс вступает третья сторона - посредник, цель которого помочь первым двум договориться. Выслушивая стороны и помогая их общению, медиаторы стараются способствовать нахождению сторонами решения типа «выигрыш-выигрыш». И хотя медиатор берет на себя ответственность за процесс, оппоненты все же контролируют предмет дискуссии и ее исход. В случае арбитража  третья сторона контролирует не только процесс, но и исход. Арбитры решают, что именно сторонам необходимо сделать для разрешения конфликта, и обычно наделены властью, способной принудить стороны выполнить соответствующее решение.  переговоры медиация арбитраж Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Пути разрешение конфликта

  • Переговоры - это процесс, при котором стороны пытаются разрешить конфликт путем непосредственного обсуждения между собой.
  • При медиации в процесс вступает третья сторона - посредник, цель которого помочь первым двум договориться. Выслушивая стороны и помогая их общению, медиаторы стараются способствовать нахождению сторонами решения типа «выигрыш-выигрыш». И хотя медиатор берет на себя ответственность за процесс, оппоненты все же контролируют предмет дискуссии и ее исход.
  • В случае арбитража третья сторона контролирует не только процесс, но и исход. Арбитры решают, что именно сторонам необходимо сделать для разрешения конфликта, и обычно наделены властью, способной принудить стороны выполнить соответствующее решение.

переговоры медиация арбитраж

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Пути разрешения конфликта Конструктивное Деструктивное Юмор Уступка Компромисс Сотрудничество Угрозы, насилие Грубость и унижение Разрыв отношений Уход от проблемы Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Пути разрешения конфликта

Конструктивное

Деструктивное

  • Юмор
  • Уступка
  • Компромисс
  • Сотрудничество
  • Угрозы, насилие
  • Грубость и унижение
  • Разрыв отношений
  • Уход от проблемы

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Не вмешивайтесь, не комментируйте, не встревайте, не навязывайте свои взгляды  Советуйте только тогда, когда люди сами спросят Ваше мнение  Позвольте людям быть теми, кто они есть! Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
  • Не вмешивайтесь, не комментируйте,

не встревайте, не навязывайте свои взгляды

  • Советуйте только тогда,

когда люди сами спросят Ваше мнение

  • Позвольте людям быть теми, кто они есть!

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Помните! «ДВЕРЬ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ОТКРЫВАЕТСЯ ТОЛЬКО НА СЕБЯ» Другими словами, не боитесь сделать первый шаг навстречу! L.Grishko Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Помните!

«ДВЕРЬ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ОТКРЫВАЕТСЯ ТОЛЬКО НА СЕБЯ»

Другими словами, не боитесь сделать первый шаг навстречу!

L.Grishko

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Подумайте: Вас оскорбили. Вам хочется ответить грубостью, хотя вы считаете это недостойным. Как человек может научиться быть более терпимым? Поможет ли это при решении конфликта? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Подумайте:

Вас оскорбили. Вам хочется ответить грубостью, хотя вы считаете это недостойным. Как человек может научиться быть более терпимым? Поможет ли это при решении конфликта?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Притча «Лабиринт»  Однажды учитель привёл своего ученика в парк с лабиринтом и велел ему отыскать выход. Ученик плутал в лабиринте целый день и всю ночь, не смог найти выход, отчаялся и усталый заснул. Утром его нашёл учитель, разбудил и велел идти за ним. Выйдя из лабиринта они забрались на гору, на самую вершину. Там лабиринт был виден как на ладони. Посмотри вниз! – сказал учитель - Ты можешь  отыскать путь ведущий из лабиринта? Это несложно! Нужно только внимательно  присмотреться – ответил ученик.  Запомнил ученик дорогу и уверенно прошёл  лабиринт ни разу не заплутав. -  Урок, который ты получил сегодня, касается одного из главных секретов Искусства Жизни - встретив ученика, сказал учитель.  Чем дальше ты отстраняешься от ситуации, чем выше над ней поднимаешься, чем большую поверхность охватывает твой взгляд, тем проще отыскать правильное решение . Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Притча «Лабиринт»

Однажды учитель привёл своего ученика в парк с лабиринтом и велел ему отыскать выход. Ученик плутал в лабиринте целый день и всю ночь, не смог найти выход, отчаялся и усталый заснул. Утром его нашёл учитель, разбудил и велел идти за ним. Выйдя из лабиринта они забрались на гору, на самую вершину. Там лабиринт был виден как на ладони.

  • Посмотри вниз! – сказал учитель - Ты можешь

отыскать путь ведущий из лабиринта?

  • Это несложно! Нужно только внимательно

присмотреться – ответил ученик.

Запомнил ученик дорогу и уверенно прошёл

лабиринт ни разу не заплутав.

- Урок, который ты получил сегодня, касается одного из главных секретов Искусства Жизни - встретив ученика, сказал учитель.

Чем дальше ты отстраняешься от ситуации, чем выше над ней поднимаешься, чем большую поверхность охватывает твой взгляд, тем проще отыскать правильное решение .

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Притча «Ведро с яблоками»  Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит. Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: — Кто чем богат, тот тем и делится! Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Притча «Ведро с яблоками»

Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:

— Кто чем богат, тот тем и делится!

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление Какой выход из конфликта изображен на картинке? Назовите ещё известные Вам выходы из конфликта. В чем положительные стороны конфликта? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление

Какой выход из конфликта изображен на картинке?

Назовите ещё известные Вам выходы из конфликта.

В чем положительные стороны конфликта?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание § 9. Выучить новые понятия СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!  Было приятно с вами работать! Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание

§ 9.

Выучить новые понятия

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Было приятно с вами работать!

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»