Обществознание. 6 класс
Пути выхода из конфликта
«Конфликтные ситуации неизбежны, но умный ищет выход из них, а дурак — вход»
МИХАЙЛОВА НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА
Что такое конфликт?
Определите виды конфликтов
1
2
3
4
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Какие существуют варианты поведения в конфликте?
Охарактеризуйте их. Приведите примеры.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Определите варианты поведения в конфликте
1. «Худой мир лучше доброй ссоры»
2. «С глаз долой, из сердца вон»
3. «Сядем рядком да поговорим ладком»
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Подберите пословицы на каждую причину
- Противоположные желания или интересы.
- Смысловые барьеры в общении.
- Эмоциональный барьер.
- Моральные барьеры.
- Положение в обществе.
- Кто в лес, кто по дрова. И хочется, и колется
- Сытый голодного не разумеет. Лучше ногой запнуться, чем языком.
- Криком изба не рубится, шумом дело не спорится.
- Каждый купец на свой аршин меряет.
- Гусь свинье не товарищ. Всяк сверчок, знай шесток.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Приведите в соответствие
1. Блага, ресурсы, по поводу которых возникает конфликт.
А) СУБЪЕКТ
2. Стремление участников конфликта достичь желаемого.
Б) ОБЪЕКТ
В)ПРИЧИНА
3. Различные обстоятельства, силы, желания и т. п., вызывающие противоречия в интересах разных сторон и приводящие к их противостоянию.
Г) ЦЕЛЬ
Д) МАСШТАБ
4. Люди, представляющие различные социальные интересы.
5. Количество участвующих людей и серьёзность последствий.
А
Б
В
Г
Д
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
В любых делах при максимуме сложностей
Подход к проблеме все-таки один:
Желанье – это множество возможностей,
А нежеланье – множество причин.
Эдуард Асадов
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Конфликт
Деструктивный конфликт
конфликт (эмоции)
Конструктивный конфликт - это производственный конфликт (не затрагиваются эмоции и личностные переживания)
Приведите примеры конструктивного и неконструктивного разрешения конфликтов
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Конструктивный конфликт в сравнении с деструктивным
Деструктивный
Конструктивный
- Укрепляет сотрудничество
- Активирует обмен опытом
- Разделяет человека и проблему
- Улучшает качество результата; решает проблемы
- Укрепляет отношения
- Ведет к личностному росту
- Усиливает конкуренцию
- Более эмоциональный, нет логики и рационального подхода к ситуации
- Есть личные нападки
- Имеет плохой финал
- Ослабляет контакты
- Приводит к отрицательному поведению
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
4
Конструктивные стороны конфликта
- Даёт возможность увидеть скрытые отношения, противоречия, недостатки, «слабое звено»
- Позволяет осуществить целенаправленную коррекционную деятельность
- Предотвращает застой, стимулирует движение вперед
- Обнажая реальные стороны жизни, позволяет адаптироваться к ним
- Дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение
- Предотвращает более серьезные конфликты на ранней стадии
- Формирует умение решать сложные проблемы
- Является средством испытания и самоутверждения и дает толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное
- Способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Деструктивные стороны конфликта
- Отрицательные эмоциональные переживания приводят к психосоматическим заболеваниям
- Временные потери.
На одну минуту конфликта приходится 12 минут после конфликтных переживаний!!!
- Разрушаются коллектив и личность
- Нарушаются деловые и личные отношения между людьми
- Снижается работоспособность и производительность труда
- Снижается дисциплина, ухудшается качество работы и в целом ухудшается социально-психологический климат
- Вовлекаются новые участники которые продуцируют новые конфликты
- Подрывается авторитет, что негативно отражается на имидже во внешней среде
- Сложное восстановление деловых отношений так как представление о победителях или побежденных как о врагах
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Роль социального конфликта
Негативная
Позитивная
- Вскрывают назревшие проблемы
- Стимулируют исправление недостатков
- Способствуют обновлению жизни
- Снимаю психологическую напряженность в обществе
- Способствуют объединению людей
- Могут создавать стрессовые ситуации
- Могут дезорганизовывать жизнь людей
- Могут разрушать социальные связи
- Могут вызвать раскол общества
Значение конфликтов в развитии общества
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Функции конфликта
Позитивные
Негативные
- Развитие личности
- Познание друг друга
- Повышение авторитета
- Психологическая разрядка
- Депрессия, угроза здоровья
- Ощущение насилия, давления
- Социальная пассивность
- Снижение качества деятельности
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Переговоры-
мирная беседа
Посредничество-
Использование
Арбитраж-
третьей стороны
обращение за помощью
Компромисс- взаимные уступки
к специальному
Применение силы ,
власти, закона
органу власти
ЮМОР
Медиация
Игнорирование –
попытка (или стремление) выхода из конфликтной ситуации, не решая её
Способы
решения
конфликтов
Решение, принесённое
штыками, пушками,
танками и ружьями
недолговечно.
Подавленное недовольство
возникнет вновь.
Приспособление – сглаживание противоречий, даже в ущерб своих интересов
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Пути разрешение конфликта
- Переговоры - это процесс, при котором стороны пытаются разрешить конфликт путем непосредственного обсуждения между собой.
- При медиации в процесс вступает третья сторона - посредник, цель которого помочь первым двум договориться. Выслушивая стороны и помогая их общению, медиаторы стараются способствовать нахождению сторонами решения типа «выигрыш-выигрыш». И хотя медиатор берет на себя ответственность за процесс, оппоненты все же контролируют предмет дискуссии и ее исход.
- В случае арбитража третья сторона контролирует не только процесс, но и исход. Арбитры решают, что именно сторонам необходимо сделать для разрешения конфликта, и обычно наделены властью, способной принудить стороны выполнить соответствующее решение.
переговоры медиация арбитраж
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Пути разрешения конфликта
Конструктивное
Деструктивное
- Юмор
- Уступка
- Компромисс
- Сотрудничество
- Угрозы, насилие
- Грубость и унижение
- Разрыв отношений
- Уход от проблемы
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
- Не вмешивайтесь, не комментируйте,
не встревайте, не навязывайте свои взгляды
когда люди сами спросят Ваше мнение
- Позвольте людям быть теми, кто они есть!
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Помните!
«ДВЕРЬ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ОТКРЫВАЕТСЯ ТОЛЬКО НА СЕБЯ»
Другими словами, не боитесь сделать первый шаг навстречу!
L.Grishko
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Подумайте:
Вас оскорбили. Вам хочется ответить грубостью, хотя вы считаете это недостойным. Как человек может научиться быть более терпимым? Поможет ли это при решении конфликта?
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Притча «Лабиринт»
Однажды учитель привёл своего ученика в парк с лабиринтом и велел ему отыскать выход. Ученик плутал в лабиринте целый день и всю ночь, не смог найти выход, отчаялся и усталый заснул. Утром его нашёл учитель, разбудил и велел идти за ним. Выйдя из лабиринта они забрались на гору, на самую вершину. Там лабиринт был виден как на ладони.
- Посмотри вниз! – сказал учитель - Ты можешь
отыскать путь ведущий из лабиринта?
- Это несложно! Нужно только внимательно
присмотреться – ответил ученик.
Запомнил ученик дорогу и уверенно прошёл
лабиринт ни разу не заплутав.
- Урок, который ты получил сегодня, касается одного из главных секретов Искусства Жизни - встретив ученика, сказал учитель.
Чем дальше ты отстраняешься от ситуации, чем выше над ней поднимаешься, чем большую поверхность охватывает твой взгляд, тем проще отыскать правильное решение .
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Притча «Ведро с яблоками»
Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:
— Кто чем богат, тот тем и делится!
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Закрепление
Какой выход из конфликта изображен на картинке?
Назовите ещё известные Вам выходы из конфликта.
В чем положительные стороны конфликта?
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Домашнее задание
§ 9.
Выучить новые понятия
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Было приятно с вами работать!
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»