Рубрика «Бесконфликтное общение»
СЕМИНАР
«Психология конфликта.
Пути выхода из конфликтных ситуаций»
(для старшеклассников)
Подготовила
Самохина Светлана Юрьевна
педагог-психолог
Пролетарского района г.Донецка
Донецк 2020
СЕМИНАР
«Психология конфликта.
Пути выхода из конфликтных ситуаций»
(для старшеклассников)
Цель – ознакомить с психологией конфликта; – ознакомить с путями выхода из конфликтных ситуаций; – ознакомить с рекомендациями выхода из конфликта.
План проведения семинара.
Введение.
Психология конфликта.
Процесс развития конфликта.
Виды поведения людей в конфликте.
Пути выхода из конфликтных ситуаций.
Схема решения конфликта.
Рекомендации, помогающие в решение конфликта.
Заключение.
ВВЕДЕНИЕ.
Большую роль в социальной жизни людей играют межличностные отношения. Атмосферу межличностных отношений создают сами люди. Они же могут изменить ее, чтобы установился климат, благоприятствующий личностному развитию и равноправному существованию целых сообществ. Использование черно-белых категорий добра и зла для объяснения сложных явлений мешает (а подчас делает просто невозможным) понять, что же на самом деле происходит между людьми. Такой способ мышления с помощью оценок и ярлыков толкает на поиск виновных в бедах и неудачах, а затем и суровую расправу над ними.
Чувство неудовлетворенности общением присуще людям, в жизни которых слишком часто и с избыточной интенсивностью проявляются два важных феномена: столкновение и отчуждение.
Общения в форме столкновений являются результатом индивидуальных различий, между людьми и возникает тогда, когда поступки индивидов- участников одной ситуации имеют аналогичную направленность. Столкновение бывают следствием несовпадения установок, чувств, стремлений, целей, моделей поведения и способов мышления.
Естественно, что в жизни нельзя избежать разногласий, противоречий и конфликтов. Однако в действительности чаще всего не сами конфликты разрушительно действуют на людей и затрудняют их совместную жизнь, а следствия некоторых форм поведения в конфликтной ситуации: страх, враждебность, угрозы. Если эти переживания чрезмерно интенсивны и длительны, у людей может возникнуть и закрепиться оборонительная реакция, т.е. поведение, которое вплетается в структуру личности и искажает характер мышления, поступков и чувств.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждый человек обладает личностными качествами, своими привычками и предубеждениями, которые с неизбежностью влияют на характер контактов с другими людьми. Поэтому общение в форме столкновений является результатом индивидуальных различий, между людьми и возникают тогда, когда поступки участников одной ситуации имеют антагонистическую направленность.
ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА.
1. Процесс развития конфликта.
Мы с вами не раз в жизни слышали о конфликтных ситуациях и были их участниками, знакомы с понятием «Конфликт» и каждый имеет свою точку зрения по данной теме. Чтобы понимать, как можно помочь себе и другим общаться без конфликтов, надо изучить процесс развития конфликта.
Процесс развития конфликта.
Процесс развития конфликта состоит из пяти стадий. (Приложение № 1)
Первая стадия - Предконфликтные отношения: мы еще не осознаем предконфликтные отношения и данная стадия проходит без негативной оценки на происходящее.
Вторая стадия – Разочарование: возникает чувство не понимания вас собеседником, вам что-то мешает или кто-то.
Третья стадия – Концептуализация: вы осознаете, что-то происходит не так, как вы хотели бы и вам надо на это реагировать, что в последствие повлияет на ваше поведение.
Четвертая стадия – Поведение: происходит формирование вашего поведения в данной ситуации.
Пятая стадия – Результат: вы действуете в данных условиях, т.е. проявляете свое поведение в конфликтной ситуации; результат ваших действий может изменить взаимоотношения с собеседником не в лучшую сторону, либо внешне отношения будут неизменны, а внутри будет чувство неудовлетворенности.
Начиная со второй стадии - Разочарования можно делать первый шаг для решения конфликта, т.е. есть возможность справиться с еще не сформировавшимся конфликтным отношением. Последующие стадии уже формируют поведение.
Предлагаем шаги выхода из конфликта со стадии разочарования. Когда почувствовали, что вас не понимают, кто-то мешает можно прервать процесс общения для обдумывания происходящего:
признать конфликт, т. е. признать, что меня не понимают и не доказывать другому своей точки зрения, смериться с тем, что нужно потерпеть пока «другой» находится рядом;
понять позицию людей вовлеченных в конфликт, посмотреть на происходящее с их стороны;
определить в чем суть конфликта, почему он возник, из-за чего;
найти и оценить альтернативное решение;
согласиться с полученным результатом/решением;
воплотить в жизнь ваше соглашение.
2. Виды поведение людей в конфликте.
Каждый человек ведет себя, по-разному находясь в конфликтной ситуации. Вашему вниманию предлагается 5 видов поведения людей в конфликте.
(Приложение № 2)
Черепаха.
Те люди, кто относится к этому виду, несут в своем поведение характерные повадки этого животного.
Стараются УХОДИТЬ от конфликтов.
Не знают, чего хотят.
В конфликте не имеют Цели.
Медвежонок.
В людях этого вида наблюдается характеристики этой игрушки.
Их девиз «Давайте не сориться».
Межличностные отношения имеют большое значение для него, чем его личные цели.
Лиса.
Люди, относящиеся к этому виду характерны повадки лисы.
Действует по обстоятельствам в отношениях между людьми.
Всегда недовольна всем!
ГЛАВНОЕ – достижение личной цели в конфликте.
Акула.
Люди, относящиеся к виду – акулы, несут в своем поведение характерные черты этого животного.
Съест всех, пока её не съест акула больше её.
ГЛАВНОЕ – достижение личной цели.
Сова.
Люди, к которым подходит этот вид, обладают характерными повадками совы.
С умом подходят к конфликту и сложившейся ситуации.
Понимает, что отношения между людьми очень важны, а также важны личные цели.
Определившись, к какому виду, относится человек, мы можем прогнозировать, как он будет себя вести в конфликтной ситуации.
II.Пути выхода из конфликтных ситуаций.
Схема решения конфликта.
Переходя к путям выхода из конфликта, предлагается вспомнить известную схему решения конфликта.
Первое решение конфликта дает положительный результат в его решении только для одного участника конфликта, другой участник конфликта остается в проигрыше, т.е. с отрицательным результатом и всеми негативными последствиями, которые могут быть после завершения этого действия.
Второе решение конфликта подразумевает под собой «частичное» решение конфликта, или решение конфликта по договоренности с обеих сторон, в связи с чем, каждая сторона, участвующая в конфликте получает то, что хочет, но при этом несет затраты – компромисс.
Третье решение конфликта предусматривает выгодное решение для обеих сторон.
Рекомендации, помогающие в решении конфликта.
ТЕХНОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ
Правила и нормы при общении.
Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении.
Уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание принимаемой информации, так и ее детали.
Сообщите другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации.
В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации, и ее уточнения.
Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдайте последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям.
Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику.
Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.
III.Заключение.
Несмотря на то, что взаимоотношения с другими людьми должны способствовать мир и гармония, конфликты неизбежны. Каждый здравомыслящий человек должен обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась с каждым конфликтом, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы.
Для разрешения конфликта важно иметь в своем распоряжении различные подходы, уметь гибко пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможности и поступать и мыслить по-новому.
В то же время можно использовать конфликт как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения.
Конфликты могут быть превращены в прекрасный учебный материал, если в последующем найдете время на то, чтобы вспомнить, что привело к конфликту и что происходило в конфликтной ситуации. Тогда можно будет узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или об окружающих обстоятельствах, способствовавших возникновению конфликта. Это знание поможет принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.