МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20»
(МАОУ СОШ №20)
Рассмотрена на заседании методического объединения начальных классов протокол № 1 от 24.08.21 | Утверждена приказом директора МАОУ СОШ №20 № 199 от 31.08.2021 |
РАБОЧАЯ Адаптированная ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Человек»
(4 класс, 1 час в неделю, в год – 34 часа)
Планирование составлена основе программы ФГОС образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599
Обучение предмету «Человек» в 4 классе проходит на основе программы И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.
Составитель:
Сидорова О.В,
учитель начальных классов
2021 – 2022 учебный год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Человек» разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Основой является программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Цель обучения – формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
В программе присутствуют следующие разделы: представления о себе, семья, гигиена тела, туалет, одевание и раздевание, прием пищи.
Задачи обучения:
Формировать представления о себе:
а) представление о собственном теле;
б) умение определять «мое» и «не мое», осознавать и выражать свои интересы и желания;
в) умение сообщать основные сведения о себе;
г) представление о возрастных изменениях человека.
Формировать умение решать каждодневные жизненные потребности:
а) умение обслуживать себя;
б) умение сообщать о своих потребностях и желаниях;
Формировать умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами:
а) умение определять свое самочувствие;
б) показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;
в) умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня;
г) умение следить за своим внешним видом.
4. Формировать представления о своей семье:
а) представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
Учебный предмет «Человек» является основной частью предметной области «Окружающий мир». Программа реализуется в 4 классе для детей с умственной отсталостью (2 вариант).
2. Планируемые результаты
В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты:
основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;
работа в коллективе (ученик – ученик);
слушание и понимание инструкции педагога;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
обращение за помощью и принятие помощи педагога.
Предметные результаты:
представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;
поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
иметь представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;
представление о собственном теле;
представления о возрастных изменениях человека;
умение обслуживать себя;
умение определять свое самочувствие;
умение следить за своим внешним видом.
Программа формирования БУД
Личностные:
Приветствовать одноклассников при встрече, прощаться;
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
радоваться вместе с детьми;
подражать действиям, выполняемыми педагогом;
последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога.
Регулятивные:
умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса;
умение выполнять инструкции педагога;
умение направлять взгляд на говорящего взрослого, задание;
использование по назначению учебных материалов;
формирование учебного поведения выполнение задания: в течение определенного периода, от начала до конца;
переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
последовательное выполнение нескольких заданий;
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Познавательные:
делать выводы вместе с учителем в результате совместной работы всего класса.
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
самостоятельное написание изученных букв, слогов, слов;
Чтение слогов, слов, предложений и небольших текстов с изученными буквами.
выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому.
соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
Коммуникативные:
учить оформлять свою мысль в устной речи (на уровне простого предложения или жестов);
развивать умение слушать и понимать речь других;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
готовность к нахождению и обучению среди сверстников, к коммуникативному взаимодействию в группе обучающихся;
сообщение учителю об окончании задания;
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
следить за объяснением учителя;
поднимать руку при ответе. Вставать и выходить из-за парты;
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Содержание учебного предмета
В I полугодии – 16часов, во в II полугодии – 18 час,
всего –34 часа.
Раздел | Количество часов |
Представления о себе | 8 |
Туалет | 2 |
Прием пищи | 3 |
Гигиена тела | 3 |
Обращение с одеждой и обувью | 13 |
Семья | 5 |
Тематическое планирование предмета «Человек» в 4 классе
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Воспитательный аспект |
|
| | | |
| | | |
1. | Мальчики и девочки. | 1 | пробудить любознательность |
2. | Части тела человека. | 1 | формировать научное мировоззрение |
3. | Части лица человека. Назначение. | 1 | формировать научное мировоззрение |
4. | Кожа. | 1 | пробудить любознательность |
5. | Вредные привычки. | 1 | формировать научное мировоззрение |
6. | Возрастные изменения человека. | 1 | формировать научное мировоззрение |
7. | Состояние здоровья: опознавательные признаки. | 1 | пробудить любознательность |
8. | Рассказ о себе. | 1 | воспитание информационной культуры |
| | | |
| | | |
1. | Последовательность действий при мытье рук. | 1 | пробудить интерес к самостоятельному решению задач |
2. | Регулирование напора струи воды. | 1 | воспитывать уверенность в своих силах |
3. | Последовательность действий при мытье лица. Расчесывание волос. | 1 | пробудить любознательность |
| | | |
4. | Сообщение о желании сходить в туалет. | 1 | воспитание информационной культуры |
5. | Последовательность действий при походе в туалет. | 1 | пробудить интерес к самостоятельному решению задач |
| | | |
6. | Виды одежды (верхняя, сезонная и повседневная одежда) | 1 | пробудить любознательность |
7. | Детали одежды. | 1 | стимулирование познавательной деятельности, постановкой проблемных вопросов и заданий |
8. | Повторение. | 1 | стимулирование познавательной деятельности, постановкой проблемных вопросов и заданий |
| | | |
1. | Обувь. Виды обуви. | 1 | воспитание информационной культуры |
2. | Головные уборы: виды. | 1 | стимулирование познавательной деятельности, постановкой проблемных вопросов и заданий |
3. | Уход за одеждой, обувью, головными уборами. | 1 | пробудить любознательность |
4. | Соблюдение последовательности действий при раздевании. | 1 | воспитывать уверенность в своих силах |
5. | Совершение манипуляций с липучками, молниями пуговицами. | 1 | пробудить любознательность |
6. | Завязывание шнурков. | 1 | пробудить интерес к самостоятельному решению задач |
7. | Обувание обуви. Различение правого, левого ботинка. | 1 | пробудить любознательность |
8. | Выворачивание одежды. | 1 | пробудить интерес к самостоятельному решению задач |
9. | Различение лицевой и изнаночной стороны. | 1 | пробудить интерес к самостоятельному решению задач |
10. | Повторение изученного. | 1 | стимулирование познавательной деятельности, постановкой проблемных вопросов и заданий |
| | | |
| | | |
1. | Использование салфетки во время приема пищи. | 1 | пробудить любознательность |
2. | Еда вилкой. | 1 | пробудить интерес к самостоятельному решению задач |
3. | Накладывание пищи в тарелку. | 1 | пробудить интерес к самостоятельному решению задач |
| | | |
4. | Члены семьи. | 1 | воспитание информационной культуры |
5. | Дети и взрослые. | 1 | воспитание основ исторической памяти |
6. | Социальные роли в семье. | 1 | воспитание гуманности и толерантности |
7. | Рассказ о своей семье. | 1 | воспитание основ исторической памяти |
8. | Повторение. | 1 | стимулирование познавательной деятельности, постановкой проблемных вопросов и заданий |