СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 3 кл окр мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мною была разработана программа по окружающему миру для 3 класса. Буду рада, если кто-то воспользуется.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа 3 кл окр мир»

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования, разработанной в соответствии с ФГОС, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться; авторской программы по окружающему миру А. А. Плешакова (М. Просвещение, 2014) и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2013.

2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс [Текст] : рабочая тетрадь : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2014.

3. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики [Текст] : книга для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М. : Просвещение, 2013.

4. Плешаков, А. А. От земли до неба [Текст] : атлас-определитель для нач. шк. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2014.

5. Плешаков, А. А. Зеленые страницы [Текст] : кн. для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2013.

6. Плешаков, А. А. Окружающий мир [Текст] : тесты : 3 класс / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М. : Просвещение, 2014.

7. Плешаков, А. А. Окружающий мир [Текст] : метод. рекомендации : 3 класс / А. А. Плешаков, Н. М. Белянкова, А. Е. Соловьева. – М. : Просвещение, 2012.

Изучение предмета окружающий мир направлено на достижение следующих целей:

– воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества;

- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека.

Основными задачами реализации содержания предмета являются:

Задачи: развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье; осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе; создание условий для формирования и развития у школьников: творческих способностей и интереса к выполнению заданий, умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике, коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в парах, группах, общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно расширять знания, работая с книгой, со справочной литературой).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

  1. идея многообразия мири;

  2. идея целостности мира;

  3. идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко прояв­ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин­теграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительно­сти, отражающая многообразие природы и культуры, видов че­ловеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным мно­гообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо­вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последова­тельно реализуется в курсе, что осуществляется через раскры­тие разнообразных связей между неживой и живой природой, внутри живой природы, между природой и человеком. В част­ности, рассматривается значение каждого природного компо­нента в жизни людей, анализируется положительное и отрица­тельное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области эко­номики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отно­шения к окружающему, основанного на признании самоцен­ности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего чело­вечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение раз­личных способов познания окружающего. При этом исполь­зуются разнообразные методы и формы обучения с приме­нением системы средств, составляющих единую информаци­онно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практи­ческие работы и опыты, в том числе исследовательского ха­рактера, различные творческие задания. Проводятся дидакти­ческие и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного ре­шения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация по­сильной практической деятельности по охране среды и дру­гие формы работы, обеспечивающие непосредственное вза­имодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, пар­ке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной дея­тельности учащихся, которая предусмотрена в каждом раз­деле программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое зна­чение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым от­носятся: 1) распознавание (определение) объектов окружающе­го мира с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) выявление и моделирование свя­зей в окружающем мире с помощью книги для чтения, графи­ческих и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическое нормотворчество, включающее анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, выработку соответствую­щих норм и правил, которое осуществляется с помощью спе­циально разработанного пособия по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы, поскольку позна­ние детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стена­ми. Сам учебный курс является своего рода системообразую­щим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы ра­бота с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельно­сти. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите­ли учащихся в повседневном общении со своими детьми под­держивали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.



МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе, отводится два часа в неделю. Программа рассчитана на 68 часов (34 учебные недели).



ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на внеклассных занятиях. Следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, и чтение, и получение информации от взрослых.

В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельностного подхода, системности.

Рабочая программа призвана сохранить ведущую идею курса «Мир вокруг нас» – формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого, и направлено:

– на формирование у ребёнка современной экологически ориентированной картины мира;

– развитие чувства сопричастности к жизни природы и общества;

– воспитание личностных качеств культурного человека – доброты, терпимости, ответственности.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметные: иметь представления о человеке как части природы и общества; о телах и веществах, твердых веществах, жидкостях и газах; об основных свойствах воздуха и воды, круговороте воды в природе; об основных группах живого (растения, животные, грибы, бактерии), группах растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), группах животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); о взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными), взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе); о строении тела человека, основных системах органов и их роли в организме; о правилах гигиены, об основах здорового образа жизни; о правилах безопасного поведения в быту и на улице, основных дорожных знаках, правилах противопожарной безопасности, основах экологической безопасности; о потребностях людей, товарах и услугах; о роли природных богатств в экономике, основных отраслях сельского хозяйства и промышленности, роли денег в экономике, об основах семейного бюджета; о некоторых городах России, их главных достопримечательностях, о странах, граничащих с Россией (с опорой на карту), странах зарубежной Европы, их столицах (с опорой на карту); уметь распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы; проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты; объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком; выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы; выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды; владеть элементарными приемами чтения карты; приводить примеры городов России, стран-соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

Личностные: осознавать себя членом общества и государства (российская идентичность), проявлять чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях; осознавать и принимать базовые общечеловеческие ценности, иметь нравственные представления и этические чувства, культуру поведения и взаимоотношений с окружающими; иметь установку на безопасный здоровый образ жизни, ежедневную физическую нагрузку и закаливание.

Метапредметные: познавательные – осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира; владеть базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин; наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества; усваивать первоначальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного); регулятивные – проявлять способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; коммуникативные – осознавать правила и нормы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание курса «Окружающий мир» способствует эффективному построению внеурочной деятельности младших школьников, в том числе проектной, работе с семьей. Содержание курса охватывает широкий круг вопросов, при этом природа, человек и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, создает условия для присвоения новых знаний, формирования и осознания правил, обязанностей и норм взаимодействия человека и природы, человека и общества.

В 3 классе в начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления учащихся о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.

Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.

Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни».

Логическим продолжением данной темы является следующая тема – «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.

Важнейшие представления учащихся об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний.

Тема «Путешествие по городам и странам» завершает программу 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из таких областей, как география, история, экономика, экология, и раскрыть в яркой, образной форме ведущие идеи курса.

Как устроен мир (6 ч).

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.

Эта удивительная природа (18 ч).

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.

Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.

Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

«Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.

Мы и наше здоровье (10 ч).

Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.

Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена.

Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение).

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.

Наша безопасность (7 ч).

Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб.

Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные.

Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с незнакомцем.

Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления. Экологическая безопасность.

Чему учит экономика (11 ч).

Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги.

Природные богатства – основы экономики. Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд. Труд – главная потребность человека.

Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность. Основные отрасли промышленности.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы.

Путешествие по городам и странам (14 ч).

Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.

Бережное отношение к культурному наследию человечества.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Основные виды

учебной деятельности учащихся

по плану

факт.

1



Природа. Ценность природы для людей

1

комбинированный

  • Знакомятся с учебником и учебными по­собиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»;

  • Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

  • Доказывают, пользуясь иллюстрацией учеб­ника, что природа удивительно разнообразна; раскрывают ценность природы для людей;

  • Работают в паре: анализируют текст учебника, извлекают из него необходимую ин­формацию; сравнивают объекты неживой и жи­вой природы по известным признакам; предла­гают задание к рисунку учебника и оценивают ответы одноклассников; классифицируют объекты живой природы, осуществляют само­проверку;

  • Формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

2



Человек

1

Формирование новых знаний

  • Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

  • Находят сходство человека и живых су­ществ и отличие его от животных;

  • Различают внешность человека и его вну­тренний мир; анализируют проявления вну­треннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивают богатство внутреннего мира человека;

  • Работают в паре: наблюдают и описывают проявления внутреннего мира человека; обсуж­дают, как возникают богатства внутреннего мира человека;

  • Моделируют ступени познания челове­ком окружающего мира в ходе ролевых игр;

  • Формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

3



Наши проекты: «Богатства, отданные людям»

1

Применение знаний на практике

определяют цель проекта;

  • распределяют обязанности по проекту в группах;

  • собирают материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, Интернете, в ходе интервью;

  • подбирают иллюстративный материал (фо­тографии, открытки, слайды), изготавливают недостающие иллюстрации (фотографии, рисун­ки), оформляют стенд;

  • презентуют проект;

  • оценивают результаты работы

4



Общество

1

Формирование новых знаний

Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

определяют место человека в мире;

  • характеризуют семью, народ, государ­ство как части общества;

  • обсуждают вопрос о том, почему семья яв­ляется важной частью общества;

сопоставляют формы правления в государ­ствах мира;

работают в группе: анализируют табли­цу с целью извлечения необходимой информа­ции; описывают по фотографиям достоприме­чательности разных стран; соотносят страны и народы, осуществляют самопроверку; рас­суждают о многообразии и единстве стран и на­родов в современном мире;

формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

5



Что такое экология?

1

Обучение умениям и навыкам

Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

— анализируют текст учебника с целью об­наружения взаимосвязей в природе, между при­родой и человеком, прослеживают по схеме об­наруженные взаимосвязи, рассказывают о них, опираясь на схему;

работают в паре: анализируют схемы учебника и с их помощью классифицируют экологические связи; приводят примеры вза­имосвязей живого и неживого, растений и жи­вотных, человека и природы; описывают окру­жающую среду для природных объектов и че­ловека; моделируют связи организмов с окружающей средой, обсуждают и оценивают предложенные модели;

формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

6



Природа в опасности! Охрана природы

1

комбинированный

Понимают учебную задачу и стремятся

её выполнить;

устанавливают причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельно­стью и состоянием окружающей среды; разли­чают положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивают заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий;

работают в группе: сопоставляют (по фо­тографиям в учебнике) примеры отрицательно­го и положительного воздействия человека на природу; рассуждают о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объясняют, какое отноше­ние к природе можно назвать ответственным, приводят примеры такого отношения из со­временной жизни;

моделируют в виде схемы воздействие человека на природу;

обсуждают, как каждый может помочь природе;

работают со взрослыми: готовят сооб­щение о заповедниках и национальных парках в своём регионе, о природоохранных меропри­ятиях в своём городе (селе); участвуют в при­родоохранной деятельности;

формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

7



Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа

1

Обобщение и систематизации

Выполняют тесты с выбором ответа;

оценивают правильность/неправильность предложенных ответов;

- адекватно оценивают свои знания в соот­ветствии с набранными баллами

8



Тела, вещества, частицы

1

Урок изучения нового материала

Понимают учебные задачи раздела и дан­ного урока и стремятся их выполнить;— характеризуют понятия «тела», «веще­ства», «частицы»;

классифицируют тела и вещества, при­водят примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ;

наблюдают опыт с растворением вещества, высказывают предположения, объясняющие результат опыта, доказывают, на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц;

работают в группе: проверяют с помощью учебника правильность приведённых утвержде­ний; различают тела и вещества, осуществляют самопроверку; моделируют процесс растворе­ния, а также расположение частиц в твёрдом, жидком и газообразном веществах;

формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

9



Разнообразие веществ

1

комбинированный

Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

наблюдают и характеризуют свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты;

практическая работа: ставят опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, используют лабораторное оборудование, фиксируют результаты исследования в рабо­чей тетради;

работать в паре: описывают изучаемые вещества по предложенному плану; используют информацию из текста учебника для объ­яснения содержания рисунков; работают со взрослыми: различают сахар, соль, крахмал по характерным признакам;

формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

10



Воздух и его охрана

1

комбинированный

Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

анализируют схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха;

исследуют с помощью опытов свойства воздуха; различают цель опыта, ход опыта, вы­вод; фиксируют результаты исследования в рабочей тетради;

работают в паре: объясняют свойства воз­духа, используя знания о частицах; осуществляют самопроверку; извлекают из текста учебника информацию в соответствии с заданием;

работают со взрослыми: интервьюируют взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе;

формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

11



Вода

1

комбинированный

Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

практическая работа: исследуют по ин­струкции учебника свойства воды (определяют и называют цель каждого опыта, устно описы­вают его ход, формулируют выводы и фикси­руют их в рабочей тетради);

работают в паре: находят главные мыс­ли учебного текста, раскрывают их, используя информацию из текста; анализируют схемы учебника и применяют их для объяснения свойств воды; рассказывают об использовании в быту воды как растворителя, сравнивают свой ответ с ответами одноклассников, обобщают ин­формацию;

работают со взрослыми: проводят ми­ни-исследование об использовании питьевой воды в семье;

формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

12



Превращения и круговорот воды

1

Формирование новых знаний

Понимают учебную задачу урока и стре­мится её выполнить;

высказывают предположения о состояни­ях воды в природе; различают три состояния воды;

наблюдают в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, фор­мулируют на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя;

работают в паре: анализируют рисунок-схему, объясняют с его помощью особенности образования льда; рассказывают по схеме о кру­говороте воды в природе, осуществляют взаи­мопроверку; моделируют кругооборот воды в природе, осуществляют самопроверку;

формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

13



Берегите воду!

1

комбинированный

Понимают учебную задачу урока и стре­мится её выполнить;

высказывают предположения о том, по­чему нужно беречь воду; находят и используют при ответе на вопрос цифровые данные из учебника;

работают в паре: извлекают из текста учебника информацию в соответствии с задани­ем; анализируют схему в учебнике, сопостав­ляют полученные сведения с информацией из текста; рассматривают фотодокументы и вы­сказывают соответствующие суждения; модели­руют в виде динамической схемы источники загрязнения воды, рассказывают о загрязнении воды с помощью модели; обсуждают способы экономного использования воды;

работают со взрослыми: интервьюируют взрослых о мерах по охране чистоты воды в родном городе (селе);

формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

14



Что такое почва

1

Формирование новых знаний

Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

анализируют рисунок учебника по пред­ложенным заданиям и вопросам;

высказывают предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывают их;

практическая работа: исследуют состав почвы в ходе учебного эксперимента, исполь­зуют полученные данные для проверки вы­двинутых гипотез;

  • анализируют схему связей почвы и рас­тения; на основе схемы моделируют связи по­чвы и растений; обсуждают вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве;

  • Характеризуют процессы образования и разрушения почвы; характеризуют меры по охране почвы от разрушения (на основе материа­ла учебника о деятельности В. В. Докучаева);

  • Обсуждают рассказ «Уважайте жизнь до­ждевого червя» из книги «Великан на поляне»;

  • Формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

15



Разнообразие растений

1

комбинированный

  • Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

  • Доказывают используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разно­образны;

  • знакомятся с группами растений по ма­териалам учебника;

  • работают в группе: классифицируют растения из предложенного списка, предлагают подобные задания одноклассникам, проверяют и оценивают их ответы; знакомятся по учеб­нику с понятием «виды растений»; используют предложенную информацию при характе­ристике групп растений; определяют растения с помощью атласа-определителя, осуществляют взаимопроверку;

приводят примеры растений разных групп и видов с помощью атласа-определителя; используя книгу «Зелёные страницы», под­готавливают сообщение об одном из видов рас­тений любой группы;

  • формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

16



Солнце, растения и мы с вами

1

комбинированный

  • Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

  • Выявляют с помощью схемы сходство и раз­личие процессов питания и дыхания растений;

  • Моделируют процессы дыхания и пита­ния растений, рассказывают об этих процессах с помощью выполненной схемы;

  • Выявляют роль листьев, стебля и корня в питании растений;

  • Доказывают, что без растений невозможна жизнь животных и человека;

  • Формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

17



Размножение и развитие растений

1

Урок формирования новых зун

  • Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

  • Характеризуют условия, необходимые для размножения растений и их распростране­ния;

  • Наблюдают в природе, как распространя­ются семена деревьев;

  • Выявляют роль животных в размножении и развитии растений;

  • Характеризуют с помощью схем стадии развития растения из семени;

работают с терминологическим словариком;

формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

18



Охрана растений

1

комбинированный

  • Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить;

  • Актуализируют сведения, полученные в 1—2 классах, об исчезающих и редких растени­ях, о Красной книге, правилах поведения в при­роде;

  • Характеризуют факторы отрицательного воздействия человека на мир растений;

  • Обсуждают материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе;

  • Оформляют памятку (книжку) «Берегите растения»;

  • Формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

19



Разнообразие животных

1

комбинированный

  • Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

  • Актуализируют знания о животном мире, полученные в 1—2 классах;

  • Классифицируют животных из списка, предложенного одноклассниками; приводят примеры животных разных групп; с помощью атласа-определителя «От земли до неба» определяют животных, изображённых на рисунках, и относят их к определённой группе; обсуждают рассказ «История с пиявкой» из книги «Великан на поляне»; работают с электронным приложением к учебнику;

  • Работают с терминологическим словари­ком;

  • Формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

20



Кто что ест?

1

комбинированный

  • Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

  • Характеризуют животных по типу пита­ния;

  • Приводят примеры животных по типу пи­тания;

анализируют схемы цепей питания;

  • Характеризуют защитные приспособле­ния растений и животных;

  • Обсуждают материал книги «Зелёные стра­ницы» о божьих коровках;

  • Обсуждают роль хищников в поддержании равновесия в природе;

  • Формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

21



Наши проекты: «Разнообразие природы родного края»

1

Применение знаний на практике

В ходе выполнения проекта дети учатся:

  • определяют цель и этапы работы;

  • распределяют обязанности;

  • совместно со взрослыми определяют с по­мощью атласа-определителя растения, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки;

  • находят в краеведческой литературе ма­териалы о природе родного края;

  • составляют и презентуют «Книгу при­роды родного края»

22



Размножение и развитие животных

1

Формирование новых знаний

Понимают учебную задачу урока и стре­мится её выполнить;

характеризуют животных разных групп по способу размножения;

моделируют стадии размножения живот­ных разных групп;

рассказывают, как заботятся домашние животные о своём потомстве;

обсуждают материалы книг «Зелёные стра­ницы» и «Великан на поляне» о размножении животных;

работают с терминологическим словари­ком;

формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке

23



Охрана животных

1

Формирование новых знаний

Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

актуализируют знания о редких и исче­зающих животных, Красной книге России, по­лученные в 1—2 классах;

характеризуют факторы отрицательного воздействия человека на животный мир;

— с помощью атласа-определителя и элек­тронного приложения определяют животных, за­несённых в Красную книгу России;

обсуждают меры по охране животных;

обсуждают материалы книги «Великан на поляне» об исчезновении насекомых; формулируют с помощью экологических знаков правила поведения в природе;

— с помощью дополнительной литературы го­товят сообщение о животных, занесённых в Красную книгу, которые не изучались ранее;

создают книжку-малышку «Береги живот­ных»;

формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

24



В царстве грибов

1

комбинированный

Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

характеризуют строение шляпочных грибов;

— с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя, различают съедобные, не­съедобные и ядовитые грибы;

обсуждают материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»;

моделируют различие грибов-двойников;

формулируют выводы из изученного ма­териала отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

25



Великий круговорот жизни

1

Урок совершенствования зун

Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

характеризуют организмы-производите­ли, организмы-потребители и организмы-разру­шители;

обсуждают опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе;

моделируют круговорот веществ в при­роде;

рассказывают о круговороте веществ на Земле; формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают

достижения на уроке

26



Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа

1

Обобщение

и систематизации

Выполняют тесты с выбором ответа;

оценивают правильность/неправильность предложенных ответов;

- адекватно оценивают свои знания в соот­ветствии с набранными баллами

27



Организм человека

1

Формирование новых знаний

  • Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

  • Актуализируют знания по анатомии и физиологии человеческого организма, получен­ные во 2 классе;

  • Характеризуют системы органов челове­ка (их части и назначение);

  • Обсуждают взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены;

  • Анализируют схемы расположения орга­нов тела человека, показывают располо­жение внутренних органов на своём теле и теле собеседника;

  • практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека;

  • работают с терминологическим словари­ком;

  • формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

28



Органы чувств

1

Формирование новых знаний

  • Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

  • работают в группе: самостоятельно изу­чают материал темы и готовят рассказы по предложенному плану; распознают предметы на ощупь и по за­паху в ходе учебного эксперимента;

формулируют правила гигиены органов чувств;

работают с терминологическим словари­ком;

формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

29



Надежная защита организма

1

комбинированный

  • Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

  • практическая работа: изучают свойства кожи;

  • характеризуют средства гигиены и ухо­да за кожей;

  • характеризуют меры первой помощи при повреждениях кожи;

  • работать в паре: осваивают приёмы ока­зания первой помощи при повреждениях кожи;

рассказывают об уходе за кожей;

  • работают с терминологическим словари­ком;

  • формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

30



Опора тела и движение

1

Формирование новых зун

  • Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

  • Характеризуют роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма; раскрывают роль правильной осанки для здоровья человека;

  • Следят за правильной осанкой на уроке и вне его;

выполняют физкультминутки;

работают с терминологическим словари­ком;

  • формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

31



Наше питание

1

комбинированный

Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

практическая работа: определяют нали­чие питательных веществ в продуктах питания;

моделируют строение пищеварительной системы;

характеризуют изменения, которые про­исходят с пищей в процессе переваривания;

обсуждают правила рационального пита­ния;

составляют меню здорового питания;

работают с терминологическим словари­ком;

формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке;

готовятся к выполнению проекта «Шко­ла кулинаров»

32



Наши проекты: «Школа кулинаров»

1

Применение знаний на практике

33



Дыхание и кровообращение

1

Формирование новых зун

Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

актуализируют знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе;

характеризуют строение дыхательной системы и её роль в организме; моделируют строение дыхательной си­стемы; характеризуют строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме;

  • моделируют строение кровеносной си­стемы;

  • обсуждают взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем;

  • практическая работа в паре: измеряют

пульс на запястье и подсчитывают количество его ударов в минуту при разной нагрузке;

  • работают с терминологическим словари­ком;

  • работают со взрослыми: измеряют пульс у членов своей семьи;

  • формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

34



Умей предупреждать болезни

1

комбинированный

Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

  • характеризуют факторы закаливания;

  • формулируют правила закаливания;

  • составляют памятку по закаливанию;

  • составляют инструкцию по предупрежде­нию инфекционных заболеваний;

  • работают с терминологическим словари­ком;

  • регулярно проводят закаливание своего организма;

  • формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

35



Здоровый образ жизни

1

комбинированный

  • Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

  • Различают факторы, укрепляющие здо­ровье, и факторы, негативно на него влияющие;

Обсуждают и формулируют правила здо­рового образа жизни и стараются соблюдать;

работают с терминологическим словари­ком;

формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

36



Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа

1

Обобщение и систематизация

Выполняют тесты с выбором ответа;

оценивают правильность/неправильность предложенных ответов;

- адекватно оценивают свои знания в соот­ветствии с набранными баллами

37



Огонь, вода и газ

1

комбинированный

Понимают учебные задачи раздела и дан­ного урока и стремятся выполнить;

актуализируют знания об опасностях в быту, полученные в 1—2 классах; характеризуют действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа; моделируют действия при этих ситуаци­ях в виде схем и ролевой игры;

Называют наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей;

Работают с терминологическим словари­ком;

Анализируют схему эвакуации из школы и моделируют её в ходе учебной тревоги;

Формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

38



Чтобы путь был счастливым

1

комбинированный

  • Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

  • Актуализируют правила безопасного по­ведения на улице, полученные в 1—2 классах;

  • работают в группах: изучают по материа­лам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовят сообщения;

  • обсуждают предложенные ситуации, кото­рые являются потенциально опасными;

  • выполняют тесты с выбором ответа о пра­вильном/неправильном поведении на улице и в транспорте;

  • моделируют свои действия в ходе роле­вой игры;

  • формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

39



Дорожные знаки

1

комбинированный

  • Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

  • Актуализируют знание дорожных знаков, полученное в 1—2 классах;

Анализируют разные типы знаков, об­суждают, как они помогают пешеходам, выполняют тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков;

моделируют в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорож­ных знаков;

работают с терминологическим словари­ком;

формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

40



Наши проекты: «Кто нас защищает»

1

Применение знаний на практике

В ходе выполнения проекта дети:

находят в Интернете и других источни­ках информации сведения о Вооружённых си­лах России, деятельности полиции, службы по­жарной охраны, МЧС;

интервьюируют ветеранов Великой Оте­чественной войны, военнослужащих, сотрудни­ков полиции, пожарной охраны, МЧС;

оформляют собранные материалы в виде стендов, альбомов и т. д.;

презентуют и оценивают результаты про­ектной деятельности

41



Опасные места

1

комбинированный

Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

актуализируют полученные ранее зна­ния о потенциально опасных местах;

обсуждают потенциальные опасности в доме и вне его; работают со взрослыми: составляют схе­му своего двора и окрестностей с указанием опасных мест;

формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

42



Природа и наша безопасность

1

комбинированный

Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

характеризуют опасности природного характера;

находят в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах;

обсуждают рассказ «Опасные двойники» из книги «Зелёные страницы»;

характеризуют правила гигиены при об­щении с домашними животными;

отличают гадюку от ужа;

формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

43



Экологическая безопасность

1

комбинированный

Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

Анализируют по схеме цепь загрязнения;

приводят примеры цепей загрязнения;

моделируют пути поступления загрязняю­щих веществ в организм;

обсуждают проблему экологической без­опасности и меры по охране окружающей среды;

практическая работа: знакомятся с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды;

работают с терминологическим словари­ком;— формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

44



Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа

1

Обобщение и систематизации

Выполняют тесты с выбором ответа;

оценивают правильность/неправильность предложенных ответов;

- адекватно оценивают свои знания в соот­ветствии с набранными баллами

45



Для чего нужна экономика

1

Формирование новых зун

Понимают учебные задачи раздела и дан­ного урока и стремятся их выполнить;

раскрывают понятия «экономика», «по­требности», «товары», «услуги»;

различают товары и услуги; приводят примеры товаров и услуг;

характеризуют роль труда в создании то­варов и услуг;

работают с терминологическим словари­ком;

работают со взрослыми: прослеживают,

какие товары и услуги были нужны семье в те­чение дня;

формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

46



Природные богатства и труд лю­дей — основа экономики


1

комбинированный

Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

раскрывают роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану;

приводят примеры использования при­родных богатств и труда в процессе производ­ства товаров;— прослеживают взаимосвязь труда людей разных профессий;

— объясняют значение образования для успешного труда человека в выбранной сфере деятельности;

— работают со взрослыми: выясняют роль профессий родителей в экономике;

— работают с терминологическим словариком;

— формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке

47



Полезные ископаемые

1

комбинированный

  • Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

  • актуализируют знания о полезных иско­паемых, полученные в 1—2 классах;

  • определяют полезные ископаемые с помо­щью атласа-определителя «От земли до неба»;

  • выявляют, при производстве каких това­ров применяются изучаемые полезные ископае­мые;

  • характеризуют особенности добычи раз­личных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки);

  • с помощью атласа-определителя гото­вят сообщения о каком-либо полезном иско­паемом;

  • работают с терминологическим словари­ком;

  • работают со взрослыми: в краеведческом музее выясняют, какие полезные ископаемые добываются в регионе;

  • формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

48



Растениеводство

1

комбинированный

  • Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

  • Актуализируют знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные в 1—2 клас­сах;

практическая работа в паре: исследуют

выданное учителем сельскохозяйственное расте­ние и описывают его по плану;

  • обсуждают, зачем люди занимаются расте­ниеводством;

  • различают и классифицируют культур­ные растения;

  • определяют с помощью атласа-определите­ля культурные растения;

  • характеризуют роль выращивания куль­турных растений в экономике и труд растение­водов;

  • выявляют связь растениеводства и про­мышленности;

  • работают с терминологическим словари­ком;

  • исследуют, какие продукты растениевод­ства используются в семье в течение дня;

  • работают со взрослыми: интервьюируют работников сельского хозяйства;

  • формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

49



Животноводство

1

комбинированный

  • Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить, актуализируют знания о диких и домаш­них животных, полученные в 1—2 классах;

  • Классифицируют домашних сельскохо­зяйственных животных;

  • Характеризуют роль разведения сельско­хозяйственных животных в экономике и труд животноводов;

  • Выявляют взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности;

  • Работают с терминологическим словари­ком;

  • исследуют, какие продукты животновод­ства использует семья в течение дня;

  • работают со взрослыми: интервьюируют работников животноводства;

  • формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

50



Какая бывает промышленность

1

Формирование новых знаний

  • Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

  • характеризуют отрасли промышленно­сти по их роли в производстве товаров;

  • соотносят продукцию и отрасли промыш­ленности;

  • выявляют взаимосвязь отраслей промыш­ленности;

  • характеризуют руд работников отрас­лей промышленности;

  • работают с терминологическим словари­ком;

  • работают со взрослыми: находят в краевед­ческой литературе или выясняют у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе;

  • формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

51



Наши проекты: «Экономика родного края»

1

Применение новых знаний на практике

В ходе выполнения проекта дети:

собирают информацию об экономике сво­его края (города, села);

оформляют собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т. д.;

— коллективно составляют книгу-справочник «Экономика родного края»;

презентуют и оценивают результаты про­ектной деятельности

52



Что такое деньги

1

Формирование новых знаний

Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

характеризуют виды обмена товарами (бартер и купля-продажа); моделируют ситуа­ции бартера и купли-продажи;

раскрывают роль денег в экономике;

различают денежные единицы разных стран;

практическая работа в паре: рассматри­вают и сравнивают монеты России по внешне­му виду, устно описывают их;

работают с терминологическим словари­ком;

формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке

53



Государственный бюджет

1

Изучение нового материала

Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

характеризуют государственный бюджет, его доходы и расходы; определяют, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета;

— выявляют взаимосвязь между доходами и расходами государства;

— моделируют доходы и расходы государства в виде математических задач;

— работают с терминологическим словариком;

— формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке

54



Семейный бюджет

1

Формирование новых знаний

  • Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

  • Характеризуют семейный бюджет, его доходы и расходы;

  • Выявляют сходство и различия государ­ственного и семейного бюджета и их взаимо­связь;

  • определяют, какие доходы и из каких ис­точников может иметь семья;

  • обсуждают, какие расходы семьи являют­ся первостепенными, а какие — менее важ­ными;

моделируют семейный бюджет;

  • работают с терминологическим словари­ком;

  • формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

55



Экономика и экология

1

Формирование новых знаний

  • Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

  • Актуализируют знания о влиянии чело­века на окружающую среду, полученные в 1—2 классах;

— характеризуют вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду;

— раскрывают взаимосвязь между экономикой и экологией;

— обсуждают, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза;

— приводят примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов;

— моделируют экологические прогнозы;

— работают с терминологическим словариком;

— работают со взрослыми: выясняют, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе;

— формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

56



Обобщение знаний по теме : «Чему учит экономика». Проверочная работа

1

Систематизация и обобщение

Выполняют тесты с выбором ответа;

оценивают правильность/неправильность предложенных ответов;

— адекватно оценивают свои знания в соот­ветствии с набранными баллами

57



Золотое кольцо России - слава и гордость страны

1

комбинированный

  • Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

  • Прослеживают маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России;

  • Рассказывают о достопримечательностях городов Золотого кольца;

Узнают достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям;— составляют вопросы к викторине по Золотому кольцу;

— моделируют маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т. д.;

— выполняют задания из электронного приложения к учебнику;

— с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

58




Города Золотого кольца


1

комбинированный

59



Города Золотого кольца и их достопримечательности

1

комбинированный

60



Наши проекты: «Музей путешествий»

1

Применение знаний на практике

В ходе выполнения проекта дети:

собирают экспонаты для музея (фотогра­фии, открытки, значки и др.), составляют эти­кетки (кем, когда и где собран материал);

  • Оформляют экспозицию музея;

  • Готовят сообщения (экскурсии по музею);

презентуют свои сообщения с демон­страцией экспонатов

61



Наши ближайшие соседи

1

комбинированный

  • Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

  • Показывают на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калинин­градской областью или имеющие с Россией только морские границы;

  • обсуждают, почему с государствами-сосе­дями нужно иметь добрососедские отношения;

  • выполняют задания из электронного при­ложения к учебнику;

  • работают с терминологическим словари­ком;

  • с помощью дополнительной литературы, го­товят сообщения о странах, граничащих с Рос­сией;

формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

62



На севере Европы

1

комбинированный

  • Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

  • работают в группе: самостоятельно изу­чают материал учебника о странах севера Евро­пы (каждой группе по одной стране), подгот­авливают сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Ев­ропы; выступает один из представителей группы или распределяют материал на несколь­ко сообщений;

соотносят государства и их флаги;

  • узнают по фотографиям достопримеча­тельности изучаемых стран; её замечательных людей;

  • составляют вопросы к викторине по стра­нам севера Европы;

  • работают со взрослыми: в магазинах вы­ясняют, какие товары поступают из стран севе­ра Европы;

  • формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

63



Что такое Бенилюкс

1

Формирование новых знаний

  • Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить; работают в группе: самостоятельно изу­чают материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), готовят сообще­ния с показом местоположения страны и её сто­лицы на политической карте Европы; высту­пают одному из представителей группы или рас­пределяют материал на несколько сообщений;

  • Составляют вопросы к викторине по стра­нам Бенилюкса;

  • Описывают достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям;

  • выполняют задания электронного прило­жения к учебнику;

  • используя дополнительную литературу, на­ходят несколько интересных фактов по изучае­мым странам;

  • работают со взрослыми: в магазинах вы­ясняют, какие товары поступают из Бельгии, Нидерландов, Люксембурга;

  • формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

64



В центре Европы

1

Формирование новых знаний

  • Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

  • работают в группе: самостоятельно изу­чают материал о странах центра Европы (каж­дой группе по одной стране), готовят со­общения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; вы­ступают одному из представителей группы или распределяют материал на несколько сообще­ний;

  • узнают и описывают достопримечатель­ности по фотографиям;

  • выполняют задания по электронному при­ложению к учебнику;

моделируют достопримечательности из пластилина;

работают со взрослыми: в магазинах вы­ясняют, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии;

формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

65



По Франции и Великобритании


1

комбинированный

Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

работают в группе: самостоятельно изу­чают материал о Франции, готовят сооб­щения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; высту­пают по одному из представителей группы или рас­пределяют материал на несколько сообщений;

описывают достопримечательности Фран­ции по фотографиям;

составляют вопросы для викторины о Франции;

выполняют задания из электронного при­ложения к учебнику;

— в дополнительной литературе и Интернете находят интересные факты о Франции;

работают со взрослыми: в магазине вы­ясняют, какие товары поступают из Франции;

описывают достопримечательности Вели­кобритании по фотографиям;

составляют вопросы для викторины о Ве­ликобритании;

выполняют задания из электронного при­ложения к учебнику;

— в дополнительной литературе и Интернете находят интересные факты о Великобритании;

работают со взрослыми: в магазине вы­ясняют, какие товары поступают из Великобри­тании;

Формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

66



На юге Европы

1

Формирование новых знаний

Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

работают в группе: самостоятельно изу­чают материал о Греции и Италии, готовят сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы; вы­ступают по одному из представителей группы или распределяют материал на несколько сообще­ний;

составляют вопросы к викторине по Гре­ции и Италии;

описывают достопримечательности Греции и Италии по фотографиям; выполняют задания электронного прило­жения к учебнику;

— используя дополнительную литературу, на­ходят интересные факты об изучаемых странах;

работают со взрослыми: в магазинах вы­ясняют, какие товары поступают из Греции и Италии;

формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

67



По знаменитым местам мира. Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам».

1

Обобщение и систематизация

Понимают учебную задачу урока и стре­мятся её выполнить;

соотносят памятники архитектуры и ис­кусства с той страной, в которой они находятся;

обсуждают цели международного туризма;

работают с картой;

описывают по фотографиям изучаемые до­стопримечательности;

находят в дополнительной литературе и Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовят сообщения;

формулируют выводы из изученного ма­териала, отвечают на итоговые вопросы и оце­нивают достижения на уроке

68



Тестовая работа на промежуточной аттестации

1

Контроль учета и оценки зун

Выполняют тесты с выбором ответа;

оценивают правильность/неправильность предложенных ответов;

— адекватно оценивают свои знания в соот­ветствии с набранными баллами











МАТЕРИАЛЬНО

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Дополнительная литература.

1. Гайдина, Л. И. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением. 1–4 классы / Л. И. Гайдина. – М. : 5 за знания, 2007.

2. Николенко, Е. И. Тесты по природоведению : 1–4 классы / Е. И. Николенко. – М. : Первое сентября, 2002.

3. Тишурина, О. Н. Животные леса. Растения леса / О. Н. Тишурина. – М. : Дрофа, 2004.

4. Уроки экологии в начальной школе : пособие для учителя нач. кл. / авт.-сост. Е. И. Руднянская, Л. Б. Черезова. – М. : Сфера, 2007.

2. Цифровые Образовательные Ресурсы.

1. Коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : school-collection.edu.ru

2. «Открытый класс» – образовательные сообщества. – Режим доступа : www.openclass.ru

3. Сеть творческих учителей. – Режим доступа : www.it-n.ru

4. Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа : www.rusedu.ru

5. Завуч.инфо. – Режим доступа : www.zavuch.info

6. Сообщество взаимопомощи учителей. – Режим доступа : www.pedsovet.su

3. Технические средства обучения.

1. Компьютер.

4. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

1. Термометры для измерения температуры воздуха и воды.

2. Лупа.

5. Специализированная мебель.

1. Компьютерный стол.

2. Ящики для хранения таблиц.

Для учителя:

1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2013.

2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс [Текст] : рабочая тетрадь : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2014.

3. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики [Текст] : книга для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М. : Просвещение, 2013.

4. Плешаков, А. А. От земли до неба [Текст] : атлас-определитель для нач. шк. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2014.

5. Плешаков, А. А. Зеленые страницы [Текст] : кн. для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2013.

6. Плешаков, А. А. Окружающий мир [Текст] : тесты : 3 класс / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М. : Просвещение, 2014.

7. Плешаков, А. А. Окружающий мир [Текст] : метод. рекомендации : 3 класс / А. А. Плешаков, Н. М. Белянкова, А. Е. Соловьева. – М. : Просвещение, 2012.


Для учащихся:

1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2013.

2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс [Текст] : рабочая тетрадь : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.:Просвещение, 2014.

3. Плешаков, А. А. Окружающий мир [Текст] : тесты : 3 класс / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М. : Просвещение, 2014.