СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана для профессий технического профиля СПО.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕСИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

« АТКАРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»




« Утверждаю»

Директор ГБПОУ СО « АПЛ»

______________ Бобров С.А.















ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Основы материаловедения




















2016 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 701н от 28.11.2013г.).


Укрупненная группа 15.00.00 Машиностроение

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное учреждение Саратовской области «Аткарский политехнический лицей»


Разработчики: Козицкий Н.Ф., преподаватель высшей категории ГБПОУ СО «АПЛ»


Утверждена

Решением педсовета

Протокол № от 2016г.

Председатель

____________С.А. Бобров.


Рассмотрено на заседании

методической комиссии

промышленного цикла ГБПОУ СО «АПЛ»

протокол № 1 от «30» августа 2016 г.

Председатель ___________Федотова В.Ю.


























СОДЕРЖАНИЕ


стр.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

2. СТРУКТУРА И содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. условия реализации учебной дисциплины

10

4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины.


11




1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы материаловедения

1.1. Область применения рабочей программы

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 701н от 28.11.2013г.).

Программа разработана в рамках выполнения работ по внесению изменений (дополнений) в образовательную программу по профессии СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)), в целях внедрения международных стандартов подготовки высококвалифицированных рабочих кадров с учетом передового международного опыта движения World Skills International, на основании компетенции World Skills Russia Сварочные технологии, с учетом профессионального стандарта Сварщик, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11.2013г. № 701н, интересов работодателей в части освоения дополнительных видов профессиональной деятельности, обусловленных требованиями к компетенции WSR Сварочные технологии, и является составной частью ПООП.

Укрупненная группа 15.00.00 Машиностроение

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих:

•Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом

•Сварщик частично механизированной сварки плавлением

•Сварщик ручной дуговой сварки неплавящимся электродом в защитном газе

•Газосварщик

•Сварщик ручной сварки полимерных материалов

•Сварщик термитной сварки

На базе: основного общего образования, среднего общего образования


1.2. Используемые сокращения

В настоящей Программе используются следующие сокращения:

ОК - общая компетенция;

ПООП - примерная основная образовательная программа;

ПК - профессиональная компетенция;

ПС – профессиональный стандарт;

СПО - среднее профессиональное образование;

ТО – техническое описание;

ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт;

УД - учебная дисциплина;

WSR - WorldSkills Russia;

WSI - WorldSkills International.

1.3. Место дисциплины в структуре ППКРС: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.4. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Сформировать у обучающихся теоретические знания в области материаловедения об основных свойствах и классификации сталей, цветных металлов и сплавов, полимерных материалов, практические навыки применения справочных таблиц для определения свойств материалов и выбора материалов для осуществления профессиональной деятельности.

Освоение дисциплины направлено на развитие общих компетенций


Код

Общие компетенции

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов; выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;

знать: наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена); правила применения охлаждающих и смазывающих материалов; механические испытания образцов материалов.      

Требования к результатам освоения дисциплины «Основы материаловедения» в части знаний, умений и практического опыта дополнены на основе:

- анализа требований ПС Сварщик, (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11.2013г. № 701н);

- анализа требований компетенции ТО WSR Сварочные технологии;

- анализа актуального состояния и перспектив развития регионального рынка труда;

- обсуждения с заинтересованными работодателями.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 24 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:


практические занятия

24

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы материаловедения»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основные сведения о металлах. Строение и свойства металлов

48


Введение


Содержание учебного материала

2


Значение и содержание учебной дисциплины "Основы материаловедения" и связь ее с другими дисциплинами общепрофессионального и специального циклов дисциплин. Значение материаловедения в решении важнейших тех­нических проблем. Новейшие достижения и перспективы развития в облас­ти материаловедения.

Тема 1.1.

Атомно-кристаллическое строение металлов

Содержание учебного материала

4

2

Общие сведения о металлах. Типы атомных связей и их влияние на свойства металлов.

Атомно-кристаллическое строение металлов. Основные типы кристаллических решеток.

Самостоятельная работа обучающихся



  1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам данных тем.

  2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите.

Подготовка рефератов по темам: «История развития науки о металлах», «Типы атомных связей и их влияние на свойства металлов».


3



Тема 1. 2.

Свойства металлов

Содержание учебного материала

5

3

Основные свойства металлов, оказывающие влияние на определение их сферы применения: физические, химические, механические, технологические. Физические свойства металлов: плотность, плавление, теплопроводность, электропроводность, тепловое расширение.

Химические свойства металлов: окисляемость, коррозионная стойкость, жаростойкость, жаропрочность. Механические свойства металлов: прочность, упругость, пластичность, вязкость, твёрдость. Способы определения механических свойств.

Технологические свойства металлов: жидкотекучесть (литейность), ковкость (деформируемость), прокаливаемость, обрабатываемость резанием (деформируемость), прокаливаемость, обрабатываемость резанием, свариваемость.

Практическое занятие



№ 1. «Определение предела прочности и пластичности при растяжении металлов и сплавов».

№ 2. «Определение ударной вязкости металлов и сплавов».

4

4


Самостоятельная работа обучающихся

  1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам данных тем.

  2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите.

3. Подготовка рефератов по темам: «Механические и технологические испытания и свойства конструкционных материалов», «Связь между структурой и свойствами металлов».

3


Тема 1.3.

Железо и его сплавы

Содержание учебного материала




5

3

Общие понятия о железоуглеродистых сплавах. Производство чугуна и стали. Диаграмма состояния системы железо – углерод. Влияние химических элементов на свойства стали и чугуна. Классификация сталей по химическому составу, по назначению, по способу производства, по качеству, по степени раскисления.

Конструкционные стали. Углеродистые инструментальные стали. Стали с особыми физическими свойствами. Маркировка сталей и сплавов.

Цветные металлы и сплавы. Маркировка сплавов цветных металлов.

Практическое занятие 3: «Определение твердости металлов и сплавов по Бринеллю».

2


4


Практическое занятие 4: «Микроструктурный анализ металлов и сплавов».

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам данных тем.

  2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите.

  3. Подготовка рефератов по темам: «Влияние легирования на свойства железоуглеродистых сплавов», «Стали с особыми свойствами и их применение в промышленности».


3




Тема 1. 4.

Методы получения и обработки изделий из металлов и сплавов

Содержание учебного материала


2



Методы получения и обработки изделий из металлов и сплавов: литье, прокат, обработка давлением и резанием, термообработка, химико-термическая обработка, сварка, пайка и др.

Отжиг. Нормализация. Закалка стали. Гальванические, диффузионные и распылительные процессы нанесения металлических защитных и защитно-декоративных покрытий.

Практическое занятие 5: «Исследование влияния скорости охлаждения на свойства стали».

2

2


Расшифровка марок материала.

Выбор марки материалов для изготовления изделий


2


Самостоятельная работа обучающихся

Реферат: «Применение цветных металлов в локомотивостроении».

Определение химического состав цветных материалов по справочной литературе. Домашняя работа (создание презентации выбранной темы урока).


1


Содержание учебного материала

Тема 5. Металлокерамические твердые сплавы и минералокерамические

сплавы

5.1

Порошковая металлургия

2

5.2

Металлокерамические твердые сплавы

5.3

Минералокерамические сплавы

Практическая работа

3

Расшифровка марок материала.

Выбор марки инструмента для обработки стальных и цветных материалов


2


Самостоятельная работа обучающихся

Реферат: «Применение твердых сплавов в машиностроении»

Новые минералокерамические сплавы в машиностроении

Определение химического состава твердых сплавов по справочной литературе


2



Содержание учебного материала

Тема 6. Композиционные материалы

6.1

На металлической матрице

2

6.2

На неметаллической матрице

Практическая работа

2

Выбор марок материала применяемого для режущего инструмента.

Определение состава по справочнику


3


Самостоятельная работа обучающихся

Реферат: «Новые композиционные материалы применяемые в самолетостроении»

Обозначение марок композиционных материалов

Определение по справочной литературе химический состав композиционного материала.


1


Контрольная работа по теме


Содержание учебного материала

2


Тема 7.

Неметаллы

7.1

Пластмассы

2

7.2

Абразивные материалы

7.3

СОТС

7.4

Прокладочные, уплотнительные материалы

Самостоятельная работа обучающихся

2

Преимущества и недостатки пластических масс по сравнению с металлическими материалами в современной технике

Применение абразивного материала в машиностроении

Виды СОТС применяемые на базовом предприятии


1


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


48






Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы материаловедения».

Оборудование учебного кабинета:

посадочные места по количеству обучающихся;

рабочее место преподавателя;

комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;

объемные модели металлической кристаллической решетки;

образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);

образцы неметаллических материалов.

Технические средства обучения:

компьютер с лицензионным программным обеспечением;

мультимедиапроектор.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): учеб. пособие для нач. проф. образования/А.М.Адаскин, В.М.Зуев. – 7-е изд., стер. – М: Издательский центр «Академия», 2013.

  2. Акулич Н.В Материаловедение и технология конструкционных материалов: Учеб. Пособие. – Минск «Новое знание», 2012.

  3. Вишневецкий Ю.Т. Материаловедение для технических колледжей: Учебник. – М.: «Дашков и Ко», 2014

  4. Заплатин В.Н. Справочное пособие по материаловедению (металлообработка): учеб. пособие для нач. проф. образования/ В.Н. Заплатин, Ю.И. Сапожников, А.В.Дубов; под ред. В.Н. Заплатина – 4-е изд., перераб. - М: Издательский центр «Академия», 2012.

  5. Лабораторный практикум по материаловедению в машиностроении и металлообработке: учеб. пособие для нач. проф. образования/В.Н. Заплатин, Ю.И. Сапожников, А.В.Дубов В.С.Новосёлов; под ред. В.Н. Заплатина - М: Издательский центр «Академия», 2013.

  6. Основы материаловедения (металлообработка): учебник для нач. проф. образования/ В.Н. Заплатин, Ю.И. Сапожников, А.В.Дубов и др.; под ред. В.Н. Заплатина – 4-е изд., испр. - М: Издательский центр «Академия», 2010.

  7. Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб.пособие. – ОИЦ «Академия», 2014.

Дополнительные источники:

  1. Соколова Е.Н. Материаловедение (металлообработка): слесарного дела. Рабочая тетрадь. – М.: ОИЦ «Академия», 2014.

  2. Электронные ресурсы «Материаловедение». Форма доступа: http://materiology.info/map/mapsite.html

  1. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные профессиональные и общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

1

2

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Демонстрация интереса к профессии и освоение профессиональных компетенций с положительным результатом.

Анализ ситуации на рынке труда.

Быстрая адаптация внутриорганизационным условиям труда.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Определение цели порядка работы.

Обобщение результата.

Использование в работе полученных ранее знаний и умений.

Рациональное распределение времени при выполнении работ.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Эффективный поиск и использование информации, включая электронные ресурсы, для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Нахождение, обработка, хранение и передача информации с помощью мультимедийных средств информационно-коммуникационных технологий.

Работа с различными прикладными программами.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

Взаимодействие с обучающимися, преподавателями, мастерами, наставниками в ходе обучения и прохождения практики.

Терпимость к другим мнениям и позициям.

Оказание помощи участникам команды.

Нахождение продуктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях.

Выполнение обязанностей в соответствии с распределением групповой деятельности.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Исполнение воинской обязанности в том числе с применением полученных профессиональных знаний.

Умения:


Пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов


Уметь пользоваться справочными таблицами для определения свойств углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (пластмасс, полиэтилена, полипропилена и т.д.);

Уметь пользоваться справочными таблицами для определения правил применения охлаждающих и смазывающих материалов;

Выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности.

Выбирать металлические, неметаллические, охлаждающие и смазывающие материалы для осуществления профессиональной деятельности с учетом их основных свойств и маркировки.

Знания:


Наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (пластмасс, полиэтилена, полипропилена и т.д.);

Знать наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (пластмасс, полиэтилена, полипропилена и т.д.);

Правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;

Знать правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;

Механические испытания образцов материалов.

Знать методику проведения различных методов механических испытаний образцов материалов.



5