СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для детей с ГОУ 1 класс 8 вид

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предметам: гигиена и самообслуживание, лепка, рисование и ручное творчество. Для детей с глубокой умственной отсталостью 8 вида. Программа разработана для 1 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для детей с ГОУ 1 класс 8 вид»

ЛЕПКА, РИСОВАНИЕ, РУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Лепка, рисование, ручное творчество» составлена на основе примерного учебного плана по организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект (МО РФ от 03.04.2003 г. № 27/27 22-6), программно-методических материалов по обучению детей с выраженным недоразвитием интеллекта (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2010 г., рекомендациям по воспитанию и обучению детей и подростоков с тяжелыми и множественными нарушениями развития (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2010 г.)

Рабочая программа курса “Лепка, рисование, ручное творчество” в специальной (коррекционной) школе VIII вида рассчитана на учащихся 1 класса специального коррекционного образовательного класса (VIII вида) - на 1 час в неделю, 33 часа за учебный год.

Курс «Лепка, рисование, ручное творчество » входит в образовательную область «Изобразительная деятельность».

Изобразительная деятельность, так же, как игровая, конструктивная и трудовая, обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование как средства коррекции в процессе обучения этих детей может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Таким образом, в процессе обучения этих детей изобразительной деятельности на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные. Это закономерно, поскольку Злата и Богдан обладают ограниченными возможностями овладения как знаниями об изобразительном творчестве, так и соответствующими умениями и навыками связанными с участием в нем. К 8 годам у них не сформирован интерес к изобразительной деятельности. Они не проявляют желание рисовать, лепить, недостаточно знают соответствующие предметы и материалы и не умеют ими пользоваться. Побужденные к деятельности взрослым, они хаотично, однообразно, без проявления эмоций, непродолжительное время действуют с карандашом (фломастером), не используют пространство листа бумаги для передачи изображения, не могут самостоятельно рисовать красками, пользоваться кисточкой. Действия детей лишены целенаправленности и игрового замысла.

Недоразвитие тех психических процессов и функций, которые составляют основу изобразительной деятельности, предметной, игровой, конструктивной деятельности, а так же ограниченный жизненный опыт, несформированность представлений об объектах и явлениях окружающего мира обусловливают их трудности в овладении предметным изображением.

Работа по изобразительной деятельности включает: рисование, лепку, конструирование, аппликацию. Содержание уроков планируется таким образом, чтобы ребята могли один и тот же материал изучать при постепенном его усложнении.

Положительное влияние на ход проведения уроков оказывает введение игровых моментов, участие игровых персонажей, которые будут поддерживать интерес детей к предлагаемой деятельности, ориентировать их на выполнение заданий, вести их в течение всего урока. Кроме того, целесообразно использовать художественное слово – стихи, загадки и др.

Цели изучения курса в специальной (коррекционной) школе VIII вида:

  1. Формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности, развитие интереса к деятельности и её результатам.

  2. Обучение приёмам и средствам рисования, аппликации, лепки.

  3. Совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обоих рук.

  4. Обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;

  5. Обучение детей навыками самообслуживания.

Задачи:

§   воспитываем у детей интерес к изобразительной деятельности;

§   учим детей положительно реагировать на работу с изобразительными материалами;

§   учим детей наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка, совершать совместные действия (по-возможности — частично совместные действия);

§   формируем у детей представления о том, что поделки, рисунки и аппликации изображают реальные предметы, явления окружающего мира;

§   знакомим детей со свойствами различных материалов (глина мягкая, ее можно рвать на куски, мять, отщипывать пальцами, лепить; краски оставляют след на бумаге, их нельзя брать в рот, пачкать стол, стены и одежду; бумага белая, цветная, рвется, отрывается, сминается в комки);

§   формируем умения раскатывать пластилин, глину между ладонями круговыми и прямыми движениями;

§   формируем умения выкладывать и наклеивать объемные и плоскостные изображения предметов из бумаги (смятых бумажных салфеток, смятой бумаги);

§   воспитываем у детей умения аккуратного выполнения работы;

§   воспитываем положительное эмоциональное отношение детей к результатам своих работ и работам сверстников;

§   закрепляем положительное эмоциональное отношение к самой деятельности и ее результатам.

Примерное содержание работы

Воспитываем интерес к различным изображениям.

Знакомим детей с изображениями, подготовленными взрослым. Знакомим детей с оборудованием для выполнения изображения: кисть (либо альтернативные средства), краски, бумага, пластилин, тесто, клей, природные материалы, салфетки для вытирания краски с рук и стола.

  • учить обследовать предмет перед рисованием, лепкой, ис-
    пользуя тактильный, кинестетический, зрительный ана-
    лизаторы;

  • учить рисовать прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины; создавать сочетания прямых и наклонных линий;

  • учить рисовать округлые линии и изображения предметов округлой формы;

  • учить рисовать простые геометрические фигуры (круг, квадрат) по точкам и шаблонам;

  • продолжать знакомить в процессе изобразительной деятельности с основными цветами: красным, желтым, синим, зеленым, белым и черным;

  • продолжать учить пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и др.;

  • учить рисовать прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины; создавать сочетания прямых и наклонных линий;

  • учить рисовать округлые линии и изображения предметов округлой формы;

  • учить рисовать простые геометрические фигуры (круг, квадрат) по точкам и шаблонам;

  • продолжать знакомить в процессе изобразительной деятельности с основными цветами: красным, желтым, синим, зеленым, белым и черным;



РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА, РУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО

№/Тема

Кол-во часов

Содержание

Дата

1.Вводное занятие. «Человек и труд»

1

Знакомство с особенностями урока труда, с требованиями к нему, с организацией рабочего места, с инструментами.


2.Работа с пластилином

1

Знакомство со свойствами пластилина.


3.Работа с природными материалами

1

Формирование знаний о природных материалах, их свойствах.


4.Составление аппликации «Листопад»

1

Учить наклеивать листья на картон



5.Работа с бумагой

1

Знакомство с сортами и свойствами бумаги.


6.Что надо знать о треугольнике. Как сгибать бумагу треугольной формы.

1

Формирование знаний о треугольнике. Обучение приёму сгибания бумаги.


7.Что надо знать о квадрате. Как сгибать бумагу квадратной формы.

1

Формирование знаний о квадрате. Обучение приёму сгибания бумаги.


8.Что надо знать о прямоугольнике. Как сгибать бумагу прямоугольной формы.

1

Формирование знаний о прямоугольнике. Обучение приёму сгибания бумаги.


9.Работа с пластилином. Лепка предметов шаровидной и овальной формы.

1

Обучение приёму скатывание в ладонях кругообразными движениями


10.Инструменты для работы с бумагой. Что надо знать о ножницах.

1

Расширение знаний о ножницах, их устройстве, функциональном назначении, правилах хранения и технике безопасности.


11.Приёмы резания ножницами по прямым линиям (разрез по короткой наклонной линии)

1

Обучение имитирующим движениям без бумаги и с использованием бумаги


12.Приёмы резания ножницами по прямым линиям (разрез по короткой вертикальной линии)

1

Закрепление знаний о геом. фигурах «квадрат» и «треугольник». Обучение имитирующим движениям без бумаги и с использованием бумаги


13.Приёмы работы с пластилином (вытягивание одного конца столбика)

1

Закрепление приёмов разминания, раскатывания, вытягивания, отщипывания.




14.Работа с пластилином. Лепка колбасок, шаров, палочек

1

Закрепление приёмов работы с пластилином




15.Как работать с еловыми шишками

1

Знакомство со свойствами (цвет, форма, величина), обучение использованию в конструктивной деятельности.


16.Аппликация из обрывных кусочков бумаги

1

Формирование представлений о физических свойствах бумаги.


17.Складывание фигурок из бумаги

1

Закрепление представлений (знаний) о геом. фигурах. Развитие умений различать квадрат, прямоугольник и треугольник.


18.Приёмы работы с пластилином

1

Обучение приёмам работы с пластилином (примазывание, прищипывание)


19.Как работать ножницами (приёмы резания ножницами по прямым коротким вертикальным линиям)

1

Повторение признаков прямоугольника и правил работы с ножницами.


20.Как работать ножницами (приёмы резания ножницами по прямым коротким наклонным линиям)

1

Обучение имитирующим движениям без бумаги и с использованием бумаги


21.Как работать ножницами (приёмы резания ножницами по прямым длинным линиям)

1

Обучение имитирующим движениям без бумаги и с использованием бумаги


22.Лепка из пластилина

(натура дается в сравнении): яблоко и груша.

1

Продолжать учить лепить круговыми движениями. Обучение приёмам соединения деталей и повторение изученных приёмов.


23.Рисование прямых, наклонных, вертикальных, горизонтальных и волнистых линий

1

Упражнения в рисовании линий одинаковой и разной толщины и длины, создавать сочетания прямых и наклонных линий


24.Создание изображения предмета из геометрических фигур «Ёлочки в лесу»

1

Рисование геометрических фигур


25.Рисование красками: «Идет дождь», «Снежинки»

1

Рисование «палочек»


26.Рисование округлых линий и изображение предметов округлой формы

1

Рисование округлых замкнутых линий по образцу, рисование контуров фруктов и т.п


27.Составление аппликации «Домик».

1

Составление аппликации из геометрических фигур


28.Рисование воздушных шариков и ниточек к ним, чтобы не улетели.

1

Рисование по образцу


29.Лепка предметов, состоящих из нескольких частей: пирамидка.

1

Лепка приёмами раскатывание и соединение деталей между собой


30.Рисование простых геометрических фигур

1

Учить рисовать простые геометрические фигуры (квадрат, круг) по точкам и шаблонам


31.Различение круга, квадрата, треугольника.

1

Рисование их по трафарету, опорным точкам.


32.Упражнения в проведении прямых линий различной толщины (тропинка, шнурки, ветка)

1

Рисование прямых линий различной толщины по образцу


33.Рисование по трафарету деревьев (аппликация из салфеток и пуговиц)

1

Рисование по трафарету, изготовление аппликации с использованием салфеток и пуговиц






Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

УМК



1.Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2010.

  1. Былино М.В. Изобразительная деятельность, программа для обучения детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, воспитывающихся в условиях дома-интерната. /Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, Минск, 2008

  2. Обучение и воспитание детей с тяжёлыми нарушениями интеллекта. Опыт, проблемы, перспективы. – Краснодар, 2005.

  3. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе. – 2 изд. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

  4. Кузнецова Л.А. Ручной труд: Учебник по трудовому обучению для 1 кл. специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида. – 2-е издание – сПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2008.

  5. Программно – методических материалы (Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно – методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 181 с.)

  6. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2005.

  7. Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

  8. Технология: Ручной труд: 1 класс: Метод. Рекомендации. – Пособие для учителей спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида: Спб, «Просвещение», 2011.

  9. Технология: Ручной труд: 1 класс: Учебник для спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида: Спб, «Просвещение», 2011.




«Гигиена, самообслуживание»

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Гигиена, самообслуживание» составлена на основе примерного учебного плана по организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект (МО РФ от 03.04.2003 г. № 27/27 22-6), программно-методических материалов по обучению детей с выраженным недоразвитием интеллекта (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2010 г., рекомендациям по воспитанию и обучению детей и подростоков с тяжелыми и множественными нарушениями развития (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2010 г.).

Рабочая программа курса “Гигиена, самообслуживание” в специальной (коррекционной) школе VIII вида рассчитана на учащихся 1 класса. Курс «Гигиена, самообслуживание» входит в образовательную область «Труд». Курс «Гигиена, самообслуживание” необходимо рассматривать как часть системы коррекционной работы. С позиции решения задач социальной реабилитации, формирования приемлемых форм индивидуального поведения в обществе людей, огромное значение приобретает воспитание санитарно-гигиенических навыков, которые с возрастом преобразуются в самообслуживание, как социальное умение.

Гигиеническая культура присутствует во всех разделах данного курса, она приучает детей к последовательным действиям при умывании, одевании, приёме пищи и др., поэтому гигиена и самообслуживание это не только элементы режима дня, но и система воспитательных, обучающих знаний.

Согласно программе на изучение предмета отводится 1 час в неделю. Согласно базисному плану школы – 33 часа (1 час в неделю). Количество часов в рабочей программе соответствует учебному плану.

Программа предусматривает необходимость дифференцированного подхода в обучении, специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и содержании материала, в структуре его размещения.

Цели изучения курса в специальной (коррекционной) школе VIII вида:

  1. Формирование индивидуальных санитарно - гигиенических навыков.

  2. Развитие интереса и потребности к эмоциональному общению с педагогом и детьми по ходу занятия.

Задачи:

  • Развивать интерес учащихся к строению собственного тела

  • Воспитывать любовь к чистоте и аккуратности

  • Обогащать представления детей об окружающем мире.

  • Формировать потребность к личной гигиене.

  • Формировать у детей умения словесно оформлять свои желания и действия, расширяя словарный запас.


Планируемые результаты:

В обучении и развитии детей со сложной структурой дефекта невозможно ориентироваться на усвоение определенного набора знаний, умений и навыков, т.к. дети имеют ограниченную способность к восприятию и воспроизведению полученных сведений.

Уметь:

  • По возможности уметь самостоятельно ухаживать за собой

Знать:

  • Знать части тела.

  • Знать предметы санитарии и гигиены.


Содержание учебной дисциплины

Навыки, связанные с гигиеной тела

1.1Части тела

Части тела: голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши.

Части тела: шея, грудь, живот, спина, плечи.

Части тела: руки, ноги, колени, пальцы, ногти.

1.2 Предметы санитарии и гигиены.

Предметы санитарии: мыло, мыльница, мочалка.

Предметы гигиены: зубная щетка, зубная паста.

Предметы гигиены: расчёска, ножницы, ванна, полотенце.

Игровые действия с атрибутами (вода, мыло, губка, полотенце).

Игровые этюды по «покупке» предметов гигиены.

1.3 Действия, связанные с гигиеной тела

Действия: мыть, вытирать, чистить.

Правила умывания.

Умывание и купание.

Навыки самоконтроля, контроля опрятности внешнего вида.

1.4 Гигиенические умения

Последовательность утренних гигиенических процедур.

Последовательность вечерних гигиенических процедур.

Пользование туалетными принадлежностями: бумага, жидкое (твёрдое) мыло, паста.

Пользование туалетными принадлежностями: салфетка, губка, полотенце.

Пользование расчёской (щёткой), зеркалом.

Умение обозначить необходимость помощи (жестом, словом) в физиологических потребностях.

Пользование носовым платком (салфеткой).

Игровые действия с атрибутами по закреплению гигиенических правил. Выражение благодарности.

1.5 Правила хранения туалетных принадлежностей

Хранение предметов туалета: мыльница, зубная щётка, паста.

Хранение предметов: губка, расчёска (щётка), полотенце.

1.6 Навыки гигиенического ухода за собой

Уход за руками.

Как ухаживать за ногами.

Как нужно заботиться о глазах.

Какого ухода требуют уши.

Уход за полостью рта и зубами.

И о коже надо заботиться.

Твоя осанка.

Навыки приема пищи

2.1Предметы для приёма пищи

Названия предметов для приёма пищи: ложка, тарелка, стакан.

Названия предметов для приёма пищи: чашка, блюдечко, солонка, салфетка, клеёнка.

Умение различать и называть предметы, нужные для приёма пищи.

Режим питания.

2.2Приём пищи

Формирование навыка мытья рук перед едой.

Обучение пользованию ложкой и вилкой.

Дифференциация пищи (узнавание, называние).

Пользование чашкой для питья (двумя руками, одной).

Пользование соломинкой для питья (при ограничении движений рук, пальцев).

Опрятность приёма пищи, пользование салфеткой.

Умение выражать благодарность после приёма пищи (знаком, движением, речью).

Одежда и внешний вид

3.1Предметы одежды и обуви

Названия одежды: носки, трусы, платье, рубашка, штаны.

Названия одежды: пальто, куртка, шапка, варежки, шарф.

Названия обуви: босоножки, ботинки, сапоги.

Распознавание одежды по их функциональному использованию на примерах схемы тела.

Выбор одежды по погоде.

Выбор одежды по сезону.

3.2 Навыки одевания и раздевания

Порядок, последовательность одевания.

Порядок, последовательность раздевания.

Формирование навыка обувания.

Закрепление навыков одевания и обувания.

Знание места хранения разных видов одежды.

Навыки обращения с пуговицами.

Навыки обращения со шнурками.

Умение контролировать опрятность своего внешнего вида с помощью зеркала, инструкций педагога.

Навыки культурного поведения

4.1 Правила поведения за столом.

Как садиться за стол и выходить из – за стола.

Формирование умения есть опрятно, не роняя еду на стол и на пол.

4.2 Правила поведения в обществе.

Развивать умение пользования корзиной для мусора.

Правила поведения на улице.

Правила поведения в транспорте.

Игровая ситуация на тему: «Мы идём в гости».

Игровая ситуация на тему: «Мы принимаем гостей».

Игровые этюды: «В гостях и дома».

ГИГИЕНА, САМООБСЛУЖИВАНИЕ.

I четверть – 9 часов

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Оборудование

По плану

Фактически

проведено

Навыки, связанные с гигиеной тела

1




Части тела

1




Части тела: голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши шея, грудь, живот, спина, плечи.. руки, ноги, колени, пальцы, ногти.

1



Таблица, игрушки, сказочный герой, предметные картинки, карточки.

Предметы санитарии и гигиены

3




Предметы санитарии: мыло, мыльница, мочалка.


1



Предметы санитарии, компьютер, игрушки.

Предметы гигиены: зубная щетка, зубная паста, расчёска, ножницы, ванна, полотенце.




1



Предметы гигиены, предметные картинки, сказочный герой.

Игровые действия с атрибутами (вода, мыло, губка, полотенце).


1



Предметы гигиены, предметные картинки, компьютер.

Действия, связанные с гигиеной тела

2




Действия: мыть, вытирать, чистить. Правила умывания. Умывание и купание.




1



Сказочный герой, карточки, компьютер.

Навыки самоконтроля, контроля опрятности внешнего вида.


1



Предметы гигиены, предметные картинки, сказочный герой.

Гигиенические умения

3




Последовательность утренних и вечерних гигиенических процедур.


1



Предметные картинки, сказочный герой, игрушки

Пользование туалетными принадлежностями: бумага, жидкое (твёрдое) мыло, паста, салфетка, губка, полотенце, расчёской (щёткой), зеркалом.




1



Таблица, игрушки, сказочный герой, компьютер.

Умение обозначить необходимость помощи (жестом, словом) в физиологических потребностях.

1



Предметы гигиены, игрушки, сказочный герой.



ГИГИЕНА, САМООБСЛУЖИВАНИЕ.

II четверть – 7 часов

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Оборудование

По плану

Фактически

проведено

Гигиенические умения





Пользование носовым платком (салфеткой). Игровые действия с атрибутами по закреплению гигиенических правил. Выражение благодарности


1



Компьютер, предметные картинки, предметы гигиены.

Правила хранения туалетных принадлежностей





Хранение предметов туалета: мыльница, зубная щётка, паста, губка, расчёска (щётка), полотенце.


1



Таблица, игрушки, предметы туалета.

Навыки гигиенического ухода за собой





Уход за руками и ногами.


1



Предметные картинки, игрушки.

Как нужно заботиться о глазах. Какого ухода требуют уши


1



Игрушки, компьютер, предметы.

Уход за полостью рта и зубами. И о коже надо заботиться.




1



Предметы гигиены, сказочный герой, предметные картинки.

Твоя осанка.


1



Предметы санитарии, таблица, игрушки.

Навыки приёма пищи





Предметы для приёма пищи





Названия предметов для приёма пищи: ложка, тарелка, стакан, чашка, блюдечко, солонка, салфетка, клеёнка.


1



Посуда, предметные картинки, компьютер, игрушки.



ГИГИЕНА, САМООБСЛУЖИВАНИЕ.

III четверть –9 часов

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Оборудование

По плану

Фактически

проведено

Предметы для приёма пищи





Умение различать и называть предметы, нужные для приёма пищи. Режим питания.




1



Таблица, предметные картинки, компьютер, игрушки.

Приём пищи





Формирование навыка мытья рук перед едой. Обучение пользованию ложкой и вилкой


1



Сказочный герой, предметы гигиены.

Пользование чашкой для питья (двумя руками, одной). Пользование соломинкой для питья (при ограничении движений рук, пальцев).


1



Посуда, предметные картинки, сказочный герой

Опрятность приёма пищи, пользование салфеткой.

1



Предметы санитарии, игрушки.

Умение выражать благодарность после приёма пищи (знаком, движением, речью).

1



Таблица, игрушки, сказочный герой

Предметы одежды и обуви. Навыки одевания и раздевания





Названия одежды: носки, трусы, платье, рубашка, штаны, пальто, куртка, шапка, варежки, шарф.


1



Таблица, игрушки, карточки, предметные картинки.

Названия обуви: босоножки, ботинки, сапоги.


1



Таблица, сказочный герой, предметные картинки.

Распознавание одежды по их функциональному использованию на примерах схемы тела.


1



Предметные картинки, компьютер

Выбор одежды по погоде и сезону.Порядок, последовательность одевания.


1



Таблица, предметные картинки, компьютер.



IV четверть – 8 часов

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Оборудование

По плану

Фактически

проведено

Навыки одевания и раздевания.





Порядок, последовательность раздевания. Формирование навыка обувания.


1



Таблица, игрушки, карточки.

Закрепление навыков одевания и обувания.


1



Предметные картинки, таблица, игрушки.

Знание места хранения разных видов одежды.


1



Компьютер, предметные картинки.

Навыки обращения с пуговицами и со шнурками.

1



Тренажёр, сказочный герой

Оказание помощи сверстнику в одевании (раздевании). Умение контролировать опрятность своего внешнего вида с помощью зеркала, инструкций педагога

1



Таблица, игрушки, сказочный герой

Навыки культурного поведения





Правила поведения за столом





Как садиться за стол и выходить из – за стола. Формирование умения есть опрятно, не роняя еду на стол

1




Таблица, игрушки.

и на пол.




Сказочный герой, таблица, карточки.

Правила поведения в обществе





Развивать умение пользования корзиной для мусора.

1



Предметные картинки, таблица.

Игровые ситуации и этюды на тему: «Мы идём в гости». «Мы принимаем гостей». «В гостях и дома».

1



Таблица, игрушки.



ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

Формирование навыка приема пищи

На данном этапе необходимо:

  • учить детей тихо садиться за стол,

  • учить самостоятельно есть ложкой, не проливая пищу,

  • учить есть, не торопясь, хорошо пережевывая пищу, под­
    носить ложку ко рту через определенные промежутки времени,
    установленные взрослым,

  • учить аккуратно, пить из стакана, чашки. (держать посуду самостоятельно или с помощью взрослого « рука в руке»)

Формирование навыка умывания

  • учить мытью рук без воды и без мыла,

  • учить мыть руки под струей воды без мыла,

  • учить брать мыло, намыливать руки, класть мыло на место,

  • учить смывать мыло,

  • учить стряхивать воду с рук,

  • учить вытирать руки полотенцем,

  • учить мыть лицо,

  • учить вытирать лицо полотенцем.

Формирование навыка одевания

  • учить различать одежду (платье, колготки, трусы, майку,
    рубашку),

  • учить одеваться с помощью взрослого, постепенно приучая
    самостоятельно надевать трусы, колготки, майку,

  • учить самостоятельно надевать тапки, туфли, ботинки.


  • Учить детей последовательности одевания;

  • Учить детей застегивать с помощью взрослого застежку
    (молнию, пуговицы);

  • Начинать приучать детей застегивать с помощью взрослого
    крупные пряжки, вдевать шнурки в дырочки.

Формирование навыков опрятности

  • приучать детей пользоваться туалетом в определенные ре­жимные моменты дня,

  • формировать у детей способность реагировать на возникшую
    потребность в естественных физиологических отправлениях.

  • Приучать детей пользоваться туалетной бумагой с помощью взрослого.



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

УМК




  1. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2010.

  2. Забрамная, С. Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе. – 2 изд. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

  3. Кислякова Ю.Н. Бытовая самостоятельность, программа для обучения детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, воспитывающихся в условиях дома-интерната. /Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, Минск, 2008


  1. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта : программно-методические материалы / под ред. И.М.Бгажноковой.-М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2010.