Муниципальное образовательное учреждение
Богородская средняя общеобразовательная школа
153009, Ивановская область, Ивановский район, с. Богородское, ул. Школьная, д. 27
Тел. 316193, факс 316584
Рассмотрено на заседании МО учителей гуманитарного цикла Руководитель_________________ ( протокол № ___ от _________) | Согласовано
Заместитель директора по УВР _______________________ «_____»__________2017 г. | Утверждаю
Директор _______________
( приказ № __от _______2017 г.) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности по направлению
«Краеведение»
уровень обучения: основное общее образование
составитель: Игошина М.Е.
учитель истории и обществознания
2017 год
Пояснительная записка.
Социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас задуматься о будущем России. В настоящее время нарушены нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания школьников, сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Воспитание трудолюбивой и любознательной личности ребенка, знающего историю, традиции своего края и уважающего живущих рядом людей является одной из приоритетных задач воспитательной работы в нашей школе.
Краеведческая работа открывает широкие возможности в воспитании подрастающего поколения. Она является перспективным направлением в самостоятельной учебно – исследовательской деятельности учащихся, выработке умения понимать ценности прошлого, настоящего. Изучение прошлого своей семьи, образовательного учреждения, области дает возможность пробудить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой Родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей, и культурой страны, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности – в этом заключается основной смысл краеведческого кружка.
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Содержание программы отражает комплексно – системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно – обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащегося к родному краю, не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Реализация обозначенного подхода предполагает следование принципам:
В общей направленности:
признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, села, рачительных хозяев;
выделение этапов краеведческой подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов.
В содержании:
понимание краеведения как курса, позволяющего учащегося увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир.
В организации:
придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио – и визуальных материалов, мультимедийных технологий;
вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение учащихся работе с источниками справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экскурсии и туристические походы.
Цели: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Образовательные задачи:
формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
ознакомление с историей и современной жизнью Саратовского края, своего родного села.
Воспитательные задачи:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно – ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).
Развивающие задачи:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению;
адаптация к реальной деятельности, к местной социально – экономической и социокультурной ситуации;
ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Программа рассчитана на учащихся 5 – 9 классов.
Форма организации деятельности учащихся на занятии: индивидуально – групповая.
Формы занятий:
Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);
Викторина;
Индивидуальная самостоятельная работа;
Консультация
Встречи с жителями села;
Проектная деятельность и создание презентаций.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
Проведение экскурсий, мероприятий для учащихся и гостей школы, жителей села по краеведческому Уголку «Село мое родное»;
Участие в школьных, муниципальных, всероссийских конкурсах, викторинах, акциях по краеведческой тематике.
Содержание программы:
Работа ведется в 3-х направлениях:
1. Поисковая работа: сбор материалов о природе, истории села, истории школы, культуре народов, проживающих в селе.
2. Оформительская работа: обработка и оформление собранного материала: реставрация писем, фотографий, документов, составление биографий по архивным данным, оформление альбомов, стендов. Организация выставок, экспозиций, проектная работа и создание презентаций, участие в конкурсах по краеведческой тематике.
3. Экскурсионная работа:
1) проведение экскурсий по различным темам: «Село мое родное», «История школы и учителя», «Народы, проживающие в нашем крае и селе». «Традиции и обычаи», « Наше село в годы войны» и др.
2) экскурсии и походы по окрестностям села, посещение краеведческих музеев, заповедных мест, промышленных и сельскохозяйственных предприятий в городах Ивановской области и за ее пределами.
Календарно – тематическое планирование.
№ | Содержание кружковых занятий | Дата план/факт. | Примечания |
1. | Введение. Ознакомление с правилами и принципами работы кружка. Задачи на новый учебный год и планирование работы. | 01.09 | |
2. | Распределение обязанностей. Экскурсия по Уголку «Село мое родное» | 08.09 | |
3. | Участие в акции «Помоги ближнему» - оказание помощи ученикам из малообеспеченных семей | 15.09 | |
4. | Систематизация собранных материалов. Ознакомление с содержанием оформленных альбомов. | В течение года | |
5. | Работа с группой экскурсоводов. Определение тематики экскурсий на год. | 22.09 | |
6-8. | Проект «История одной семьи». Оформление материалов о выбранной семье. | 29.09 06.10 13.10 | |
9. | Экскурсия по окрестностям села. Фотографирование. | 20.10 | |
10. | Работа с группой из д. Подталицы. Сбор материалов об истории д. Подталицы. | 27.10 | |
11. | Встречи с ветеранами труда | 03.11 | |
12. | Поездка в краеведческий музей г. Иваново. | 10.11 | |
13. | Викторина по теме: «Жизнь и судьба Д.Г. Бурылина». | 17.11 | |
14-16. | Подготовка проекта «Одной семьёй: народы, проживающие в нашем крае и селе. Традиции и обычаи». | 24.11 08.12 15.12 | |
17-19. | «История школы и учителя»– виртуальная экскурсия для учеников школы. Фотовыставка. | 22.12 29.12 12.01 | |
20-21. | Викторина для учеников «Село мое родное». | 26.01 01.02 | |
22. | Участие во всех мероприятиях месячника патриотического воспитания (по плану школы). | Февраль 08.02 | |
23. | Встречи с односельчанами, участниками локальных войн. | 15.02 | |
24. | Адресное поздравление с праздником 23 февраля | 22.02 | |
25. | Поездка по Ивановскому району (области), посещение одного из музеев (выбирается голосованием) | 02.03 | |
26-28. | Сбор материалов и оформление альбома «Наши выпускники» (о выпускниках средней школы, их достижения и победы) | 09.03 16.03 23.03 | |
29-31. | Работа над проектом: «Наш край и космический полет». «Журнал» «Наш край и космический полет» и презентация проекта. | 30.03 06.04 12.04 | |
32. | Поездка по Ивановскому району (области), посещение одного из музеев (выбирается голосованием) | 20.04 | |
33-34. | Создание презентаций «Вся жизнь – передовая» (о наших земляках – участниках ВОВ) | 27.04 04.05 | |
35. | Проведение экскурсий по теме «Наше село в годы войны», «Вклад наших земляков в победу» для учащихся школы, жителей села. | 11.05 | |
36. | Поездка по Ивановскому району (области), посещение одного из музеев (выбирается голосованием) | 18.05 | |
37. | Представление презентаций/проектов учащихся. Подведение итогов работы краеведческого кружка | 25.05 | |
Методические приемы экскурсионной работы.
Вот некоторые из приемов, которые мы применяем в экскурсионной работе со школьниками:
«Прием живой беседы». Одно из правил, которого мы постоянно придерживаемся в нашей работе – исключить монолог. Чтобы экскурсия превратилась в живую беседу, наши экскурсоводы часто обращаются к гостям с вопросами, сами отвечают на возникшие у посетителей вопросы. В некоторых случаях, по согласованию с педагогами, ребятам выдаются карточки активности, которые для детей являются путеводителями по экспозиции музея.
«Прием ролевой игры». В тематике экскурсионной работы нашего музея есть экскурсии, посвященные Великой Отечественной войне. Их " ребята проводят в соответствующих костюмах. Они помогают не только зрителям, но и самим экскурсоводам, лучше понять и почувствовать ту эпоху.
«Самый внимательный слушатель». В конце экскурсии наши экскурсоводы устраивают блиц-опрос слушателей. Что они запомнили? Что узнали? Самый внимательный и активный слушатель получает в подарок визитную карточку нашего музея.
Благодаря использованию этих и ряда других приемов мы облегчаем школьным учителям задачу воспитания любви к истории своей школы, города и Отечества, а классным руководителям помогаем организовывать досуг ребят в свободное от учебы время.
Концептуальная часть программы Ключевыми понятиями программы являются: Патриотизм-любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу. Отечество-страна, где родился человек и гражданином которой он является. Родина-отечество, место зарождения Память-воспоминание о ком-либо, способность сохранять и воспроизводить прежние впечатления Традиции и обычаи- способность и возможность передачи сохранения опыта от одного поколения к другому. Работа педагогов реализует следующие принципы:
- принцип гуманизма
- принцип целесообразности
- принцип природосообразности
7