СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа краеведческого кружка

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и КТП работы краеведческого кружка для 5-9 классов.  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа краеведческого кружка»

Муниципальное образовательное учреждение

Богородская средняя общеобразовательная школа

153009, Ивановская область, Ивановский район, с. Богородское, ул. Школьная, д. 27

Тел. 316193, факс 316584





Рассмотрено на заседании МО учителей гуманитарного цикла

Руководитель_________________

( протокол № ___ от _________)

Согласовано



Заместитель директора по УВР _______________________

«_____»__________2017 г.

Утверждаю



Директор _______________



( приказ № __от _______2017 г.)





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности по направлению

«Краеведение»



уровень обучения: основное общее образование







составитель: Игошина М.Е.

учитель истории и обществознания







2017 год

Пояснительная записка.



Социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас задуматься о будущем России. В настоящее время нарушены нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания школьников, сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Воспитание трудолюбивой и любознательной личности ребенка, знающего историю, традиции своего края и уважающего живущих рядом людей является одной из приоритетных задач воспитательной работы в нашей школе.

Краеведческая работа открывает широкие возможности в воспитании подрастающего поколения. Она является перспективным направлением в самостоятельной учебно – исследовательской деятельности учащихся, выработке умения понимать ценности прошлого, настоящего. Изучение прошлого своей семьи, образовательного учреждения, области дает возможность пробудить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой Родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей, и культурой страны, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности – в этом заключается основной смысл краеведческого кружка.

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

Содержание программы отражает комплексно – системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно – обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащегося к родному краю, не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Реализация обозначенного подхода предполагает следование принципам:

В общей направленности:

  • признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, села, рачительных хозяев;

  • выделение этапов краеведческой подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов.

В содержании:

  • изложение содержания с территориально – хронологических позиций;

понимание краеведения как курса, позволяющего учащегося увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир.

В организации:

  • придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио – и визуальных материалов, мультимедийных технологий;

  • вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение учащихся работе с источниками справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экскурсии и туристические походы.

Цели: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Образовательные задачи:

  • формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;

  • ознакомление с историей и современной жизнью Саратовского края, своего родного села.

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно – ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

  • формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;

  • укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).

Развивающие задачи:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению;

  • адаптация к реальной деятельности, к местной социально – экономической и социокультурной ситуации;

  • ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Программа рассчитана на учащихся 5 – 9 классов.



Форма организации деятельности учащихся на занятии: индивидуально – групповая.

Формы занятий:

  • Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);

  • Викторина;

  • Индивидуальная самостоятельная работа;

  • Консультация

  • Встречи с жителями села;

  • Проектная деятельность и создание презентаций.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

Проведение экскурсий, мероприятий для учащихся и гостей школы, жителей села по краеведческому Уголку «Село мое родное»;

  • Активное участие в предметных неделях истории;

  • Участие в школьных, муниципальных, всероссийских конкурсах, викторинах, акциях по краеведческой тематике.



Содержание программы:

Работа ведется в 3-х направлениях:

1. Поисковая работа: сбор материалов о природе, истории села, истории школы, культуре народов, проживающих в селе.

2. Оформительская работа: обработка и оформление собранного материала: реставрация писем, фотографий, документов, составление биографий по архивным данным, оформление альбомов, стендов. Организация выставок, экспозиций, проектная работа и создание презентаций, участие в конкурсах по краеведческой тематике.

3. Экскурсионная работа:

1) проведение экскурсий по различным темам: «Село мое родное», «История школы и учителя», «Народы, проживающие в нашем крае и селе». «Традиции и обычаи», « Наше село в годы войны» и др.

2) экскурсии и походы по окрестностям села, посещение краеведческих музеев, заповедных мест, промышленных и сельскохозяйственных предприятий в городах Ивановской области и за ее пределами.






















































Календарно – тематическое планирование.



Содержание кружковых занятий

Дата план/факт.

Примечания

1.

Введение. Ознакомление с правилами и принципами работы кружка.

Задачи на новый учебный год и планирование работы.

01.09


2.

Распределение обязанностей. Экскурсия по Уголку «Село мое родное»

08.09


3.


Участие в акции «Помоги ближнему» - оказание помощи ученикам из малообеспеченных семей

15.09


4.

Систематизация собранных материалов. Ознакомление с содержанием оформленных альбомов.

В течение года


5.

Работа с группой экскурсоводов. Определение тематики экскурсий на год.

22.09


6-8.

Проект «История одной семьи». Оформление материалов о выбранной семье.

29.09

06.10

13.10


9.

Экскурсия по окрестностям села. Фотографирование.

20.10


10.

Работа с группой из д. Подталицы. Сбор материалов об истории д. Подталицы.

27.10


11.

Встречи с ветеранами труда

03.11


12.

Поездка в краеведческий музей г. Иваново.

10.11


13.


Викторина по теме: «Жизнь и судьба Д.Г. Бурылина».

17.11


14-16.

Подготовка проекта «Одной семьёй: народы, проживающие в нашем крае и селе. Традиции и обычаи».

24.11

08.12

15.12


17-19.

«История школы и учителя»– виртуальная экскурсия для учеников школы. Фотовыставка.

22.12

29.12

12.01


20-21.

Викторина для учеников «Село мое родное».

26.01

01.02


22.

Участие во всех мероприятиях месячника патриотического воспитания (по плану школы).

Февраль

08.02


23.

Встречи с односельчанами, участниками локальных войн.

15.02


24.

Адресное поздравление с праздником 23 февраля

22.02


25.

Поездка по Ивановскому району (области), посещение одного из музеев (выбирается голосованием)

02.03


26-28.

Сбор материалов и оформление альбома «Наши выпускники» (о выпускниках средней школы, их достижения и победы)

09.03

16.03

23.03


29-31.

Работа над проектом: «Наш край и космический полет». «Журнал» «Наш край и космический полет» и презентация проекта.

30.03

06.04

12.04


32.

Поездка по Ивановскому району (области), посещение одного из музеев (выбирается голосованием)

20.04


33-34.

Создание презентаций «Вся жизнь – передовая» (о наших земляках – участниках ВОВ)

27.04

04.05


35.

Проведение экскурсий по теме «Наше село в годы войны», «Вклад наших земляков в победу» для учащихся школы, жителей села.

11.05


36.

Поездка по Ивановскому району (области), посещение одного из музеев (выбирается голосованием)

18.05


37.

Представление презентаций/проектов учащихся. Подведение итогов работы краеведческого кружка

25.05






Методические приемы экскурсионной работы.

Вот некоторые из приемов, которые мы применяем в экскурсионной работе со школьниками:

«Прием живой беседы». Одно из правил, которого мы постоянно придерживаемся в нашей работе – исключить монолог. Чтобы экскурсия превратилась в живую беседу, наши экскурсоводы часто обращаются к гостям с вопросами, сами отвечают на возникшие у посетителей вопросы. В некоторых случаях, по согласованию с педагогами, ребятам выдаются карточки активности, которые для детей являются путеводителями по экспозиции музея.

«Прием ролевой игры». В тематике экскурсионной работы нашего музея есть экскурсии, посвященные Великой Отечественной войне. Их " ребята проводят в соответствующих костюмах. Они помогают не только зрителям, но и самим экскурсоводам, лучше понять и почувствовать ту эпоху.

«Самый внимательный слушатель». В конце экскурсии наши экскурсоводы устраивают блиц-опрос слушателей. Что они запомнили? Что узнали? Самый внимательный и активный слушатель получает в подарок визитную карточку нашего музея.

Благодаря использованию этих и ряда других приемов мы облегчаем школьным учителям задачу воспитания любви к истории своей школы, города и Отечества, а классным руководителям помогаем организовывать досуг ребят в свободное от учебы время.

Концептуальная часть программы Ключевыми понятиями программы являются: Патриотизм-любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу. Отечество-страна, где родился человек и гражданином которой он является. Родина-отечество, место зарождения Память-воспоминание о ком-либо, способность сохранять и воспроизводить прежние впечатления Традиции и обычаи- способность и возможность передачи сохранения опыта от одного поколения к другому. Работа педагогов реализует следующие принципы:
  • принцип гуманизма
  • принцип целесообразности
  • принцип природосообразности

7