I. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных актов:
- Закона Российской Федерации « Об образовании» ФЗ № 273 от 29.12.2012,
- Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования Приказ Минобрнауки РФ от 6.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования»,
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 от 29.12.2010 г. № 189,
- «Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №5»,
- авторской программы «Песни и сказки Тихого Дона» Е.В.Посошенко, Г.И. Савельевой,
-Учебного плана МБОУСОШ №5 по внеурочной деятельности.
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Мир, окружающий ребенка, постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребенка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.
Основной целью кружка «Юный краевед» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине — донском крае и адекватного понимания места человека в нем. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
1. Образовательные:
— пробуждение интереса к малой Родине и формирование элементарных представлений о природных и социальных объектах и явлениях донского края;
— формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития донского края.
2. Развивающие:
— развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учетом их своеобразия и особенностей; формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края. 3. Воспитательные: — воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном; — воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
II. Общая характеристика учебного курса
«Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества» (Д.С. Лихачев). Сохранение обычаев, фольклора, музыки, предметов материальной культуры каждой местности, необходимо для сохранения культуры всей страны. Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле. Воздействие его велико и на ум, и на душу человека. Оно дает нам не только знание, но и отбор того, что выдержало испытание временем, проверку практикой поколений в быту, в природопользовании, в ремеслах и промыслах, в материальной и духовной культуре, а главное, в сфере нравственности.
Педагогическая наука ставит в настоящее время перед всей системой образования главную задачу: развитие личности, создание условий в образовательной сфере для адаптации ребенка в постоянно обновляющемся обществе. Одна из задач данной программы: помочь детям определиться в новых жизненных условиях, привлечь внимание к истории наших предков, научить детей использовать эти знания и опыт в современной жизни. Условием успеха работы является ясное представление о ее программе и путях ее осуществления.
Интерес к культуре, истории, традициям родного края в последнее время значительно вырос. Для ребенка ценна та информация, которую можно воспринимать не только глазами, но и тактильно, пропустить информацию через себя, через историю своей семьи, через еще сохранившиеся предметы материальной культуры своей семьи.
Город Новочеркасск и Ростовская область обладают значительными рекреационными ресурсами, интересной историей и самобытной культурой, своеобразными природно-географическими особенностями, предоставляющими обширные возможности для проведения краеведческой работы.
Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
3. История Донского края - часть истории Отечества.
4. Основной концептуальной идеей данной программы является организация интересной, содержательной, общественно значимой и практической краеведческой деятельности учащихся с позиции комплексного познания и изучения родного края с учетом развития личности (духовного, интеллектуального, физического); максимального выявления, инициирования, использование индивидуального (субъектного) опыта каждого обучающегося; педагогической поддержки становления личности ребенка, в познании себя, в самоопределении самореализации через систему туристических походов, путешествий, экскурсий и краеведческих исследований; личного практического вклада каждого в дело охраны природы своего края и изучения её особенностей.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребенка. Данный принцип реализуется за счет создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитание у учащихся уважения к истории Донского края и его людям, бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми их непреходящей ценности и необходимости их охраны.
III.Место учебного курса в плане внеурочной деятельности
Учебная программа рассчитана на 32 часа, с сентября по май включительно. Периодичность 2 занятия в неделю по 40 минут.
IV.Содержание учебного курса
Программа построена в форме своеобразного «образовательного маршрута» - путешествия в окружающую среду с элементами ее познания. «Образовательный маршрут» предполагает реализацию принципов дифференциации и личностно ориентированной деятельности при педагогической поддержке, соответствующей уровню подготовленности детей.
Каждая тема занятий предполагает как организацию активной оздоровительно-спортивной деятельности (физические упражнения; подвижные игры и оздоровительные прогулки), так и познавательно творческой деятельности (экскурсии, беседы, коллективное чтение и обсуждение художественных произведений о природе и путешественниках, просмотр мультфильмов, сказок и видеосюжетов, изготовление детьми поделок из природных материалов, рисование природных объектов).
Содержание программ составлено с учетом принципов концентрического освоения окружающей действительности, цикличности проведения оздоровительно-познавательной, краеведческой и исследовательской деятельности.
Воспитанники непосредственно знакомятся с окружающим их миром, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой). У них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире.
Поскольку краеведческая деятельность учащихся носит добровольный характер то при её планировании и организации важное значение имеет учет мотиваций учащихся, удовлетворении спектра их потребностей, что отражено в содержании и методах обучения. Программа состоит из нескольких взаимосвязанных тематических блоков, которые повторяются с дополнением и усложнением первоначально полученных знаний, умений и навыков. В ней заложены большие возможности для осуществления взаимосвязи с основным образованием: географией, биологией, историей, экологией, курсом ОБЖ и рядом других учебных дисциплин.
Своеобразие образовательного курса «Юный краевед» определяется тем, что изучение курса начинается с личности ребенка, с его приходом в этот мир. Затем идет его постепенное погружение в мир окружающий: в историю, географию, культуру города, района, края. От «Я», семьи, дома - к своей малой, а затем большой Родине.
Изучая биографии своих родственников, знаменитых земляков, ребята постигают мастерство жизни, выделяют жизненные приоритеты прославленных людей, сверяют свои поступки и дела с их делами и поступками.
Важное значение в успешной реализации этой деятельности имеет заинтересованность воспитанников. В связи с этим используются различные методы создания положительной мотивации обучаемых.
Эмоциональные:
ситуация успеха,
поощрение и порицание,
познавательная игра,
свободный выбор задания,
удовлетворение желания быть значимой личностью. Волевые:
предъявление образовательных требований,
формирование ответственного отношения к получению знаний,
информирование о прогнозируемых результатах образования. Социальные:
развитие желания быть полезным обществу,
создание ситуации взаимопомощи, взаимопроверки и заинтересованности в результатах коллективной работы.
Познавательные:
опора на субъектный опыт ребенка,
решение творческих задач,
создание проблемных ситуаций.
Краеведческая программа также способствует воспитанию гражданско-патриотических чувств у подрастающего поколения через учения своей «малой Родины»: от «родного гнезда» - своего края - до Отечества.
V. Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
1 | Документология | 6 | Личностные универсальные учебные действия, обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире: - анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края; - объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите; Регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: - ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); - составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий; - вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; - оценивать собственные знания и умения; - доводить дело до конца; Познавательные универсальные учебные действия, включающие общеучебные, логические действия постановки и решения проблем: - находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов, в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации; - проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года; - ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого характера; Коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности: - слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу Сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями. |
2 | Мой дом. Родословная семьи | 4 |
3 | Родная школа. Её история и традиции | 8 |
4 | Моя малая Родина- Новочеркасск | 13 |
5 | Донской край | 33 |
VI. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Да-та | Тема занятия | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
1 | 1.09 | Вводное занятие | 1 | Ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно). Составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий. Вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном. |
| | Документология | 5 |
2 | 6.09 | Как правильно составить анкету. | 1 |
3 | 8.09 | Мы учимся писать доклад. | 1 |
4 | 13.09 | Как правильно подготовить и про-вести экскурсию. | 1 |
5 | 15.09 | Знакомство с музейной терминологией. | 1 |
6 | 20.09 | Классификация и систематизация музейных экспонатов, правила хранения вещественных исторических источников. | 1 |
| | Мой дом. Родословная семьи | 4 | |
7 | 22.09 | У меня есть своя история. Наука генеалогия. | 1 | Ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно). Доводить дело до конца. Оценивать собственные знания и умения. |
8 | 27.09 | Какие события прошлого отрази-лись в истории моей семьи. | 1 |
9 | 29.09 | Практическое занятие «История моей фамилии». | 1 |
10 | 4.10 | Практическое занятие «Создание родословной». | 1 |
| | Родная школа. Её история и традиции | 8 | |
11 | 6.10 | Видеоэкскурсия «Несущие свет знаний» (об учебных заведениях города). | 1 | Объяснять правила поведения в различных ситуациях. Находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов, в том числе с помощью компьютерных средств Проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) |
12 | 11.10 | Наша школа в прошлом (занятие в школьном музее). | 1 |
13 | 13.10 | Ветераны педагогического труда (занятие в школьном музее). | 1 |
14 | 18.10 | Обработка собранной информации о выпускниках школы (занятие в школьном музее). | 1 |
15 | 20.10 | Детское движение в прошлом | 1 |
16 | 25.10 | Школьные годы моих родителей. | 1 |
17 | 27.10 | Практическое занятие «Моя школа- мой дом» | 1 |
18 | 8.11 | Старейшие школы нашего города. | 1 |
| | Моя малая Родина- Новочеркасск | 13 | |
19 | 10.11 | Наш город- столица Донского казачества. Герб, флаг, гимн. | 1 | Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого характера. Слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. |
20 | 15.11 | Улицы нашего города. | 1 |
21 | 17.11 | Проект «Я расскажу вам о своей улице». | 1 |
22 | 22.11 | Проект «Я расскажу вам о своей улице». | 1 |
23 | 24.11 | Музеи нашего города: Атаманский дворец (экскурсия). | 1 |
24 | 29.11 | Музеи нашего города: музей И.Грекова (экскурсия). | 1 |
25 | 1.12 | Музеи нашего города: музей Донского казачества (экскурсия). | 1 |
26 | 6.12 | Практическое занятие «Музеи нашего города». | 1 |
27 | 8.12 | Проект «Знаменитые люди города». | 1 |
28 | 13.12 | Старейшие здания города (сообщения). | 1 |
29 | 15.12 | Проект «Памятники нашего города». | 1 |
30 | 20.12 | Проект «Памятники нашего города». | 1 |
31 | 22.12 | Практическое занятие «Мой город- мой дом». | 1 |
| | Донской край | 32 | |
32 | 27.12 | Главная песня казаков, герб, флаг Ростовской области. | 1 | Использовать географическую карту Ростовской области как источник информации. Пересказывать и понимать тексты о истории родного края. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого характера. Проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) Анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите. |
33 | 29.12 | Почему Дон Ивановичем зовут? | 1 |
34 | 17.01 | Сказ «На поле было Куликовом». | 1 |
35 | 19.01 | Про городище Кудеярово. | 1 |
36 | 24.01 | Делу время- потехе час. | 1 |
37 | 26.01 | Казачья песня «Трава, моя трава». | 1 |
38 | 31.01 | Народные сказки Донского края. | 1 |
39 | 2.02 | Сказка- «складка», а уму учит. | 1 |
40 | 7.02 | Пословица недаром молвится. | 1 |
41 | 9.02 | Про анютины глазки и цветок бессмертник. | 1 |
42 | 14.02 | Про Галичью гору. | 1 |
43 | 16.02 | Неповторимый язык казачьей песни (составление песенника) | 1 |
44 | 28.02 | Казачьи потешки, небывальщины, загадки (создание книжки-малышки) | 1 |
45 | 2.03 | Казачьи игры и забавы. | 1 |
46 47 | 7.03 14.03 | Женщина- казачка. Сказка «Аленкин брод». | 1 1 |
48 | 16.03 | Откуда фамилии казачьи пошли. | 1 |
49 | 21.03 | Проект «Нарядный казачий костюм». | 1 |
50 | 23.03 | Проект «Нарядный казачий костюм». | 1 |
51 | 4.04 | Обычаи и праздники казаков. | 1 |
52 | 6.04 | Обычаи и праздники казаков. | 1 |
53 | 11.04 | Легенда про золотых коней. | 1 |
54 | 13.04 | Богатства из богатств. | 1 |
55 | 18.04 | Имя, станице наречённое. | 1 |
56 | 20.04 | Чем отличается курень от хаты? | 1 |
57 | 25.04 | Святыни казачьего Дона. | 1 |
58 | 27.04 | Проект «Достопримечательности Донского края». | 1 |
59 | 4.05 | Проект «Достопримечательности Донского края». | 1 |
60 | 11.05 | Великая Отечественная война и казаки. | 1 |
61 | 16.05 | Словарь казачьих терминов и понятий | 1 |
62 | 18.05 | Викторина «Что, где, когда». | 1 |
63 | 23.05 | Конкурс рисунков «Мой родной край» | 1 |
64 | 25.05 | Практическое занятие «Мой край Донской- мой дом». | 1 Итого:64ч. |
VII.Учебно - методическое и материально- техническое обеспечение
Е.В.Посошенко, Г.И.Савельева «Песни и сказки Тихого Дона», изд. Ростовского ИПК и ПРО,2008г.
М.П.Астапенко «Краткое пособие по истории Донского края», изд. Ростовского университета, 20010г.
Астапенко М.П., Сухоревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения.
Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухоревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение» для учителей начальных классов.
VIII.Результаты освоения учебного курса
В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка.
Учащиеся должны знать:
- историю своего края, города Новочеркасска, своей школы.
- полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
- правила поведения в природе и меры ее охраны в Ростовской области;
- государственную символику Ростовской области, своего города;
- важнейшие события в истории родного края;
- народы, населяющие Ростовскую область;
- родственные связи в семье;
- правила поведения в общественных местах и на улице;
Учащиеся должны уметь:
- работать с историческими источниками;
- уметь брать интервью;
- проводить экскурсии, беседы, тематические классные часы;
- оформлять полученные материалы в экспозиции школьного музея и творческих работах;
- уметь представлять свою исследовательскую работу.