СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Юный Краевед"

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Мир, окружающий ребенка, постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребенка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.           Основной целью кружка «Юный краевед» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине — донском крае и адекватного понимания места человека в нем. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края: 1. Образовательные: — пробуждение интереса к малой Родине и формирование элементарных представлений о природных и социальных объектах и явлениях донского края; — формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития донского края. 2. Развивающие: — развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учетом их своеобразия и особенностей; формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного  отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.                                                                                 3. Воспитательные:                                                                                                                                                             — воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном; — воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Юный Краевед"»


I. Пояснительная записка



Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных актов:

- Закона Российской Федерации « Об образовании» ФЗ № 273 от 29.12.2012,

- Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования Приказ Минобрнауки РФ от 6.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования»,

- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 от 29.12.2010 г. № 189,

- «Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №5»,

- авторской программы «Песни и сказки Тихого Дона» Е.В.Посошенко, Г.И. Савельевой,

-Учебного плана МБОУСОШ №5 по внеурочной деятельности.

Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Мир, окружающий ребенка, постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребенка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.
Основной целью кружка «Юный краевед» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине — донском крае и адекватного понимания места человека в нем. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
1. Образовательные:
— пробуждение интереса к малой Родине и формирование элементарных представлений о природных и социальных объектах и явлениях донского края;
— формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития донского края.
2. Развивающие:
— развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учетом их своеобразия и особенностей; формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края. 3. Воспитательные: — воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном; — воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

II. Общая характеристика учебного курса


«Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества» (Д.С. Лихачев). Сохранение обычаев, фольклора, музыки, предметов материальной культуры каждой местности, необходимо для сохранения культуры всей страны. Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле. Воздействие его велико и на ум, и на душу человека. Оно дает нам не только знание, но и отбор того, что выдержало испытание временем, проверку практикой поколений в быту, в природопользовании, в ремеслах и промыслах, в материальной и духовной культуре, а главное, в сфере нравственности.

Педагогическая наука ставит в настоящее время перед всей системой образования главную задачу: развитие личности, создание условий в образовательной сфере для адаптации ребенка в постоянно обновляющемся обществе. Одна из задач данной программы: помочь детям определиться в новых жизненных условиях, привлечь внимание к истории наших предков, научить детей использовать эти знания и опыт в современной жизни. Условием успеха работы является ясное представление о ее программе и путях ее осуществления.

Интерес к культуре, истории, традициям родного края в последнее время значительно вырос. Для ребенка ценна та информация, которую можно воспринимать не только глазами, но и тактильно, пропустить информацию через себя, через историю своей семьи, через еще сохранившиеся предметы материальной культуры своей семьи.

Город Новочеркасск и Ростовская область обладают значительными рекреационными ресурсами, интересной историей и самобытной культурой, своеобразными природно-географическими особенностями, предоставляющими обширные возможности для проведения краеведческой работы.

Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.


2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.


3. История Донского края - часть истории Отечества.

4. Основной концептуальной идеей данной программы является организация интересной, содержательной, общественно значимой и практической краеведческой деятельности учащихся с позиции комплексного познания и изучения родного края с учетом развития личности (духовного, интеллектуального, физического); максимального выявления, инициирования, использование индивидуального (субъектного) опыта каждого обучающегося; педагогической поддержки становления личности ребенка, в познании себя, в самоопределении самореализации через систему туристических походов, путешествий, экскурсий и краеведческих исследований; личного практического вклада каждого в дело охраны природы своего края и изучения её особенностей.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребенка. Данный принцип реализуется за счет создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.

Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитание у учащихся уважения к истории Донского края и его людям, бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми их непреходящей ценности и необходимости их охраны.


III.Место учебного курса в плане внеурочной деятельности

Учебная программа рассчитана на 32 часа, с сентября по май включительно. Периодичность 2 занятия в неделю по 40 минут.

IV.Содержание учебного курса

Программа построена в форме своеобразного «образовательного маршрута» - путешествия в окружающую среду с элементами ее познания. «Образовательный маршрут» предполагает реализацию принципов дифференциации и личностно ориентированной деятельности при педагогической поддержке, соответствующей уровню подготовленности детей.

Каждая тема занятий предполагает как организацию активной оздоровительно-спортивной деятельности (физические упражнения; подвижные игры и оздоровительные прогулки), так и познавательно творческой деятельности (экскурсии, беседы, коллективное чтение и обсуждение художественных произведений о природе и путешественниках, просмотр мультфильмов, сказок и видеосюжетов, изготовление детьми поделок из природных материалов, рисование природных объектов).

Содержание программ составлено с учетом принципов концентрического освоения окружающей действительности, цикличности проведения оздоровительно-познавательной, краеведческой и исследовательской деятельности.

Воспитанники непосредственно знакомятся с окружающим их миром, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой). У них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире.

Поскольку краеведческая деятельность учащихся носит добровольный характер то при её планировании и организации важное значение имеет учет мотиваций учащихся, удовлетворении спектра их потребностей, что отражено в содержании и методах обучения. Программа состоит из нескольких взаимосвязанных тематических блоков, которые повторяются с дополнением и усложнением первоначально полученных знаний, умений и навыков. В ней заложены большие возможности для осуществления взаимосвязи с основным образованием: географией, биологией, историей, экологией, курсом ОБЖ и рядом других учебных дисциплин.

Своеобразие образовательного курса «Юный краевед» определяется тем, что изучение курса начинается с личности ребенка, с его приходом в этот мир. Затем идет его постепенное погружение в мир окружающий: в историю, географию, культуру города, района, края. От «Я», семьи, дома - к своей малой, а затем большой Родине.

Изучая биографии своих родственников, знаменитых земляков, ребята постигают мастерство жизни, выделяют жизненные приоритеты прославленных людей, сверяют свои поступки и дела с их делами и поступками.

Важное значение в успешной реализации этой деятельности имеет заинтересованность воспитанников. В связи с этим используются различные методы создания положительной мотивации обучаемых.

Эмоциональные:

  • ситуация успеха,

  • поощрение и порицание,

  • познавательная игра,

  • свободный выбор задания,

  • удовлетворение желания быть значимой личностью. Волевые:

  • предъявление образовательных требований,

  • формирование ответственного отношения к получению знаний,

  • информирование о прогнозируемых результатах образования. Социальные:

  • развитие желания быть полезным обществу,

  • создание ситуации взаимопомощи, взаимопроверки и заинтересованности в результатах коллективной работы.

Познавательные:

  • опора на субъектный опыт ребенка,

  • решение творческих задач,

  • создание проблемных ситуаций.

Краеведческая программа также способствует воспитанию гражданско-патриотических чувств у подрастающего поколения через учения своей «малой Родины»: от «родного гнезда» - своего края - до Отечества.

V. Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

1

Документология





6

Личностные универсальные учебные действия,

обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:

- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

Регулятивные универсальные учебные действия,

обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:

- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

- оценивать собственные знания и умения;

- доводить дело до конца;

Познавательные универсальные учебные действия,

включающие общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов, в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого характера;


Коммуникативные универсальные учебные действия,

обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу Сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.

2

Мой дом. Родословная семьи





4

3

Родная школа. Её история и традиции






8

4

Моя малая Родина- Новочеркасск






13

5

Донской край

33











VI. Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Да-та

Тема занятия

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности

1

1.09

Вводное занятие

1

Ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно).

Составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий.

Вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном.



 Документология

5

2

6.09

Как правильно составить анкету.

1

3

8.09

Мы учимся писать доклад.

1

4

13.09

Как правильно подготовить и про-вести экскурсию.

1

5

15.09

Знакомство с музейной терминологией.

1

6

20.09

Классификация и систематизация музейных экспонатов, правила хранения вещественных исторических источников.

1



Мой дом. Родословная семьи

4


7

22.09

У меня есть своя история.  Наука генеалогия.

1

Ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно).

Доводить дело до конца.

Оценивать собственные знания и умения.

8

27.09

Какие события прошлого отрази-лись в истории моей семьи.

1

9

29.09

Практическое занятие «История моей фамилии».

1

10

4.10

Практическое занятие «Создание родословной».

1



Родная школа. Её история и традиции

8


11

6.10

Видеоэкскурсия «Несущие свет знаний» (об учебных заведениях города).

1

Объяснять правила поведения в различных ситуациях.

Находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов, в том числе с помощью компьютерных средств

Проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений)

12

11.10

Наша школа в прошлом (занятие в школьном музее).

1

13

13.10

Ветераны педагогического труда (занятие в школьном музее).

1

14

18.10

Обработка собранной информации о выпускниках школы (занятие в школьном музее).

1

15

20.10

Детское движение в прошлом

1

16

25.10

Школьные годы моих родителей.

1

17

27.10

Практическое занятие «Моя школа- мой дом»

1

18

8.11

Старейшие школы нашего города.

1



Моя малая Родина- Новочеркасск

13


19

10.11

Наш город- столица Донского казачества. Герб, флаг, гимн.


1

Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого характера.

Слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.


20

15.11

Улицы нашего города.

1

21

17.11

Проект «Я расскажу вам о своей улице».

1

22

22.11

Проект «Я расскажу вам о своей улице».

1

23

24.11

Музеи нашего города: Атаманский дворец (экскурсия).

1

24

29.11

Музеи нашего города: музей И.Грекова (экскурсия).

1

25

1.12

Музеи нашего города: музей Донского казачества (экскурсия).

1

26

6.12

Практическое занятие «Музеи нашего города».

1

27

8.12

Проект «Знаменитые люди города».

1

28

13.12

Старейшие здания города (сообщения).

1

29

15.12

Проект «Памятники нашего города».

1

30

20.12

Проект «Памятники нашего города».

1

31

22.12

Практическое занятие «Мой город- мой дом».

1



Донской край

32


32

27.12

Главная песня казаков, герб, флаг Ростовской области.

1

Использовать географическую карту Ростовской области как источник информации.

Пересказывать и понимать тексты о истории родного края.

Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого характера.

Проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений)

Анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края.

Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей.

Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите.



33

29.12

Почему Дон Ивановичем зовут?

1

34

17.01

Сказ «На поле было Куликовом».

1

35

19.01

Про городище Кудеярово.

1

36

24.01

Делу время- потехе час.

1

37

26.01

Казачья песня «Трава, моя трава».

1

38

31.01

Народные сказки Донского края.

1

39

2.02

Сказка- «складка», а уму учит.

1

40

7.02

Пословица недаром молвится.

1

41

9.02

Про анютины глазки и цветок бессмертник.

1

42

14.02

Про Галичью гору.

1

43

16.02

Неповторимый язык казачьей песни (составление песенника)

1

44

28.02

Казачьи потешки, небывальщины, загадки (создание книжки-малышки)

1

45

2.03

Казачьи игры и забавы.

1

46

47

7.03


14.03

Женщина- казачка. Сказка «Аленкин брод».

1

1

48

16.03

Откуда фамилии казачьи пошли.

1

49

21.03

Проект «Нарядный казачий костюм».

1

50

23.03

Проект «Нарядный казачий костюм».

1

51

4.04

Обычаи и праздники казаков.

1

52

6.04

Обычаи и праздники казаков.

1

53

11.04

Легенда про золотых коней.

1

54

13.04

Богатства из богатств.

1

55

18.04

Имя, станице наречённое.

1

56

20.04

Чем отличается курень от хаты?

1

57

25.04

Святыни казачьего Дона.

1

58

27.04

Проект «Достопримечательности Донского края».

1

59

4.05

Проект «Достопримечательности Донского края».

1

60

11.05

Великая Отечественная война и казаки.

1

61

16.05

Словарь казачьих терминов и понятий

1

62

18.05

Викторина «Что, где, когда».

1

63

23.05

Конкурс рисунков «Мой родной край»

1

64

25.05

Практическое занятие «Мой край Донской- мой дом».

1

Итого:64ч.











VII.Учебно - методическое и материально- техническое обеспечение


  1. Е.В.Посошенко, Г.И.Савельева «Песни и сказки Тихого Дона», изд. Ростовского ИПК и ПРО,2008г.

  2. М.П.Астапенко «Краткое пособие по истории Донского края», изд. Ростовского университета, 20010г.

  3. Астапенко М.П., Сухоревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения.

  4. Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухоревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение» для учителей начальных классов.




VIII.Результаты освоения учебного курса

В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка.

Учащиеся должны знать:

- историю своего края, города Новочеркасска, своей школы.

- полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;


- правила поведения в природе и меры ее охраны в Ростовской области;


- государственную символику Ростовской области, своего города;


- важнейшие события в истории родного края;


- народы, населяющие Ростовскую область;


- родственные связи в семье;


- правила поведения в общественных местах и на улице;



Учащиеся должны уметь:

- работать с историческими источниками;

- уметь брать интервью;

- проводить экскурсии, беседы, тематические классные часы;

- оформлять полученные материалы в экспозиции школьного музея и творческих работах;

- уметь представлять свою исследовательскую работу.