Муниципальное общеобразовательное учреждение
Сухтелинская основная общеобразовательная школа
Верхнеуральского района Челябинской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МОЙ КРАЙ»
5 КЛАСС
УЧИТЕЛЯ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ
ИВАНОВОЙ ИРИНЫ ПАЛОВНЫ
П. Сухтелинский
2016 – 17 учебный год
Содержание.
Введение ---------------------------------------------------------стр 2
Пояснительная записка ---------------------------------------стр 3 - 7
Учебно – тематический план -------------------------------стр 8
Содержание программы «Мой край» ---------------------стр 9-10
Условия реализации программы ---------------------------стр 11
Календарно – тематическое планирование --------------стр 12 - 14
7.Основные требования к знаниям и умениям-------------стр 15
8.Прогнозируемые результаты работы.-----------------------стр 16
9.Используемая литература ------------------------------------стр 17
1.Введение
Школа – отражение и выражение жизни общества. В современных условиях развития нашего общества, когда глубокие перемены, происходившие в жизни России, повлияли на ослабление внимания к патриотическому воспитанию подрастающего поколения, в общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству.
понижается нравственно-культурный уровень, возникает социальная пассивность, безразличие.
Выход из этого положения возможен в формировании активной жизненной позиции молодого поколения, приобщении его к нравственным, духовным ценностям, возрождении традиций нашей страны. Нет универсального рецепта, как воспитать ребенка, чтобы он стал настоящим гражданином, любящим свою Родину, в которой он родился, где корни его народа, который будет ею гордиться. Таким образом, воспитание патриотизма является одной из основных задач воспитания.
Осуществление патриотического воспитания предполагает использование различных методических средств:
- уроков, внеклассных работ, практических работ, исследовательских работ, бесед, интервью, экскурсии, конкурсов, игр и праздников..
2. Пояснительная записка
Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту. Воспитание патриотизма должно начинаться с изучения своей малой Родины- деревни, города, края, в котором живешь. Всё это включает в себя «наука о краеведении», которое великий ученый Д.С.Лихачев назвал объединяющим началом всех наук. Основанием для разработки данной программы стали ФГОС начального общего образования, Закон РФ «Об образовании», проблемы патриотизма, национализма и толерантности.
Предлагаемая программа называется «Мой край », рассчитана на один год. Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков. Основная задача программы - формировать у школьников общее представление об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии, воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина. На кружок отводится 1 часа в неделю-\35 часов в год.
В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым края, с коренными жителями края, их самобытной культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения края. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного края, села, деревни.
Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится встречам с ветеранами войны, труда, старожилами. Ребята должны иметь возможность видеть и слышать живых участников событий, что является самым ценным наглядным пособием нравственного воспитания.
Содержание курса является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Для соблюдения возрастного принципа использован линейно-концентрический подход к распределению учебного материала по годам обучения. Согласно возрастному принципу строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.
Согласно ФГОС второго поколения, одной из главных задач, которые ставит перед собой школа, является развитие духовно – нравственной личности. В младшем школьном возрасте происходит формирование личности ребенка, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.
Поэтому особенно актуальной становится проблема формирования любви к Отечеству, к своей «Малой родине».
Образовательная программа кружка «Мой край » направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.
Изучение природы своего края способствует эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания на экскурсии могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание вникнуть в тайны природы, побуждают беречь её.
Изучение своего родного края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями сельского населения. Привлечение литературы способствуют формированию нравственного сознания и поведения младших школьников, дают возможность обогатить новое поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой.
Цель:воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии
Задачи:
Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края
Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям;
Формировать культуру поведения в природе.
Воспитание бережного отношение к природе, умения видеть и понимать красоту природы родного края.
Формирование активной гражданской позиции, социальных компетенций – избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Учащиеся школы, знающие и принимающие культуру, историю, природу родного края, владеющие навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы)
Критерии результативности:
Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям:
представления: Родина как место, где человек родился. Природа родины; Родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины. История; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины - как элемент жизни современного человека;
знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы учащему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;
умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в музее.
Методы и приёмы:
Программа содержит разный уровень сложности изучаемого материала, что позволит найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.
На занятиях рекомендуется использовать ИКТ – технологии и возможности сети Интернет.
Прогнозируемые результаты.
Личностные результаты: воспитание таких качеств личности как
любознательность; усидчивость; коммуникабельность; организованность; ответственность.
Предметные результаты: обучающиеся будут знать историю своей семьи; культурные традиции родного края; экологическую ситуацию в своем посёлке; лекарственные растения своей местности; правила поведения в природе.
Метапредметные результаты: обучающиеся будут уметь работать со справочной литературой; вести наблюдения в природе; выполнять правила поведения в природе; оформлять результаты своей деятельности.
ФГОС общего образования определяет ценностные ориентиры содержания образования учащихся следующим образом:
1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая
- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
- отказ от деления на «своих» и «чужих»;
- уважение истории и культуры каждого народа.
2. формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.
- доброжелательность, доверие и внимание к людям,
- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
3. развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.
- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
4. развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
5. развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
- критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
3. Учебно-тематический план.
«Введение в краеведение»
№ | Наименование разделов, тем. | Всего | Теория | Практика |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Вводное занятие. Моя родина Природа родного края Народы родного края Реки и водоёмы родного края Итоговое занятие. ИТОГО: 35 час. | 1 10 10 3 10 1 | 1 3 3 1 3 1 | 7 7 2 7 |
4. Содержание программы «Мой край».
Введение в краеведение. \35час\.
Вводные занятия – 1 час.
- Знакомство с понятиями «история», «краеведение», «родина»
- Диагностика знаний учащихся.
Моя Родина – 10 часов.
Изучение родной школы, села, области (края), страны – России.
Практика – 7 часов.
- Экскурсия в краеведческий (исторический) музей.
- Экскурсия по селу.
- Работа с географической картой России.
- Работа с географической картой Челябинской области.
- Составление коллажа.
Природа родного края - 10 часов.
Знакомство с понятиями «природа», «экология», «погода». Работа с Красной книгой. Изучение природных богатств родного края.
Практика – 7 часов.
- Экскурсия в осенний лес (сбор природного материала).
- Поделки из природного материала родного края.
- Написание мини – сочинения о природе родного края.
Народы родного края – 3 часа.
Знакомство с понятиями «культура», «народный фольклор». Изучение народов Урала, Челябинской области, села.
Практика – 2 часа.
- Изучение сказок, былин, пословиц, поговорок народов Урала.
- Изучение сказок, былин, пословиц, поговорок народов Челябинской области.
- Изучение сказок, былин, пословиц, поговорок народов села.
5. Реки и водоемы родного края – 10 часов.
Знакомство с понятиями «океан», «море», «река», «озеро», «болото», «водохранилище». Изучение озер и рек Челябинской области и родного села.
Практика – 7 часов.
- Экскурсия на водоем родного села.
- Работа с географической картой Российской Федерации.
- Работа с географической картой Челябинской области
- Сезонные наблюдения за температурой воды (обобщение).
6. Итоговое занятие – 1 час.
- Что изучает краеведение? Что узнали о родном селе, области
5. Условия реализации программы.
Деятельность кружка осуществляется на базе школьного кабинета. Для реализации программы имеется:
-необходимая научно- методическая литература (т.е. практическая деятельность);
-альбомы, цветная бумага, ватман, краски, фломастеры, клей;
- архив школы;
- библиотека;
- компьютерный класс;
- школьный зал;
- географические карты Руси, России, Урала, Челябинской области, родного села;
- символика России, Челябинской области, родного села;
- сказки, былины, пословицы, поговорки Челябинской области;
- иллюстрации по разделам программы.
Педагогу необходимо:
-любить своё дело;
-обладать соответствующими знаниями, опытом, общей культурой;
-проводить работу в русле общей цели программы;
-уметь создать ситуацию успеха для самореализации ребенка;
- создать благоприятный психологический климат в коллективе.
7. Календарно – тематическое планирование. Введение в краеведение. /35 часов/
№ занятия |
Тема занятия | | |
|
Вводное занятие - 2 часа | |
1 | Введение в краеведение. Знакомство с понятиями «история», «краеведение», «Родина». Источники краеведческих знаний. Виды источников. Измерение времени Диагностика знаний учащихся | | |
Моя Родина - 10 часов | |
2 | Изучение страны – России. Работа с географической картой России. | | |
3 | Изучение Челябинской области. Работа с географической картой Челябинской области. Изучение п. Сухтелинский. П.П. Сухтелен. | | |
4 | Картографическое изучение нашего поселка. Соседи – поселки нашего поселка. | | |
5 | Экскурсия по поселку. Изучение улиц поселка. Фотографирование. | | |
6 | Экскурсия по поселку. Изучение достопримечательностей поселка. Фотографирование. | | |
7 | Составление коллажа улиц поселка. | | |
8 | Составление коллажа улиц поселка. | | |
9 | Составление коллажа достопримечательностей поселка. | | |
10 | Работа с контурной картой поселка и Челябинской области. Работа с легендой карты. | | |
11 | Работа с контурной картой поселка и Челябинской области. Работа с легендой карты | | |
Природа родного края – 10 часов. | |
12 | Знакомство с понятиями «природа», «экология», «погода». | | |
13 | Знакомство с Красной книгой России и Челябинской области. Экскурсия в сельскую библиотеку. | | |
14 | Животный мир Челябинской области и нашего поселка. | | |
15 | Составление проекта «Животные нашего края». | | |
16 | Растительный мир Челябинской области и нашего поселка. Составление проекта «Растения нашего села» | | |
17 | Ядовитые и лекарственные растения нашего края. Составление коллажа «Внимание - ядовитые растения!» (рисунки) | | |
18 | Составление коллажа «Лекарственные растения в домашней аптечке». | | |
19 | Экскурсия в школьный сад. Наблюдение за природой. Сбор природного материала. | | |
20 | Изготовление поделок из местного природного материала. | | |
21 | Написание мини – сочинения «Природа нашего края». | | |
Народы родного края. | |
22 | Изучение народов России, Урала, Челябинской области и п. Сухтелинский. Работа с картой России. | | |
23 | Составление проекта «Народы Челябинской области» | | |
24 | Национальные костюмы народов Южного Урала. | | |
Реки и водоемы родного края – 10 часов. | |
25 | Знакомство с понятиями «океан», «море», «река», «озеро», «болото», «водохранилище». | | |
26 | Изучение озер Челябинской области. Работа с картой. | | |
27 | Изучение рек Челябинской области. Работа с картой. | | |
28 | Изучение водных объектов нашего поселка. Работа с картой поселка. | | |
29 | Изучение происхождения названий мест на реке Курасан. | | |
30 | Экскурсия на реку Курасан. Фотографирование. | | |
31 | Составление проекта «Милая сердцу речушка». | | |
32 | Обитатели реки Курасан. Составление коллажа. | | |
33 | Растительный мир реки Курасан. Составление проекта«Растения реки Курасан». | | |
34 | Майканов колодец. История происхождения. | | |
Итоговое занятие. | |
35 | Подведение итогов и обобщение по курсу «Введение в краеведение». | | |
7. Основные требования к знаниям и умениям.
При изучении программы кружка «Мой край»
учащиеся должны знать:
Общее представление о предмете и многообразии знаний о родном крае.
Историю родного края;
Общее представление о «следах времени», об изменениях облика поселка. Выполнение инструкции «движение по селу».
Историю своей семьи;
Смену времен года как смену условий существования организмов;
Особенности природной зоны своей области;
Представителей животного и растительного мира родного края;
Формы охраны природы .
учащиеся должны уметь:
Вести простейшие наблюдения в природе;
Устно описывать объекты природы;
Называть наиболее распространенные объекты растительного и животного мира родного края;
Соблюдать правила поведения в природе.
Составлять коллаж, проекты.
8.Прогнозируемые результаты работы.
УУД, которые формируются в ходе работы по программе:
1) в сфере личностных универсальных учебных действий:
- стремиться познать и научиться новому;
- знать основные моральные нормы;
- осознавать свои чувства и оценивать свои поступки (рефлексия);
- определять, что мне нравится и не нравится;
2) в сфере регулятивных универсальных учебных действий:
- доводить задание до конца;
- не отвлекаться;
- находить «нравится» в «нужно»;
- предвидеть последствия своих решений;
3) в сфере коммуникативных универсальных учебных действий:
- присоединиться к группе;
- предложить помощь другу;
- просить о помощи;
- проявить заботу о другом человеке;
- задавать вопросы;
- слушать;
- выразить свои теплые чувства другому;
- начать разговор.
9. Список литературы для учителей:
Закон РФ «Об образовании»
ФГОС начального общего образования
Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова. Москва, 2003 г. Как научить детей любить Родину. М.: АРКТИ. 2003 г.
Н.С. Борисов. Методика историко-краеведческой работы в школе. М.: Просвещение. 1982 г.
А.В. Даринский. Краеведение. М.: Просвещение. 1987 г.
Д. В. Кацюба. Внеклассная робота по истории. М.: Просвещение. 1976 г.
Л. А. Кацва, А. Л. Юрганов. История России 8-15 веков. М.: МИРОС, «Вентана - Граф», 1997 г.
Э. М. Раковская. География: природы России. М.: Просвещение. 2002 г.
Н. Виноградов. Страницы древней истории Южного Урала, 1997 год, Челябинск
НН Алеврас, АИ Конюченко. История Урала в 11-18 веках, Челябинск , 2000г
МС Салмина. История Южного Урала. Челябинск, 2004
13