Рабочая программа курса «Детский фольклор коми народа»
Пояснительная записка.
«Едва ли можно найти материал более близкий,
затрагивающий интересы и потребности детского
возраста и потому самый занимательный, чем тот,
который связан с детским бытом, с повседневной
жизнью, который возник, вырос и развился из
исканий высокой радости детской народной массы.
Это – детский фольклор.»
Г.С.Виноградов.
Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребёнка есть своё, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира.
В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа» (Г.С.Виноградов).
Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир взрослых и мир детей, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.
Во многих детских песнях и играх воспроизводятся время и события, давно потерянные памятью народа. Детский фольклор помогает историкам, этнографам лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков.
Многие забавы детей являются « шуточным подражанием серьёзному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят своё отражение производственно-хозяйственная деятельность, национально-психологические черты и социальная жизнь народа.
В современной России остро встала проблема культуры народа, его духовных богатств, вопрос об общественной значимости народной жизни, что обостряет интерес к народности, к народной поэзии. Фольклористика обретает общественно-политическое звучание.
Программа курса «Детский фольклор коми народа» предназначена для комплексного изучения фольклора детьми и рассчитана на любой социальный статус детей, имеющих различные интеллектуальные, художественные, творческие способности.
Срок реализации программы 1 года.
Общее количество часов –34ч.
Режим занятий –1 раз в неделю
Возраст обучающихся 11-12 лет.
Цель курса: пробудить у обучающихся живой интерес к изучению детского фольклора коми народа.
Задачи курса:
образовательная:
- дать общее представление о содержании и объёме понятия «детский фольклор», о его классификации, основных жанрах, их функциях, художественном своеобразии.
- обучение детей навыкам певческой и исполнительской традиции Коми края,
-обучение навыкам пения без сопровождения (пения «без заданного тона»);
-формирование умения перенимать песню от носителей традиций;
-развитие навыков интонирования в ладах народной музыки;
-обучение вокально-хоровой технике: певческому дыханию, опоре, дикционным навыкам, художественной выразительности;
-формирование навыков научно - поисковой деятельности по сбору и обработке краеведческих, этнических материалов;
- формирование представлений о разнообразных жанрах народных песен, об основных музыкально - фольклорных понятиях;
развивающая:
-развитие голоса и его регистров, диапазон, тембра;
-развитие слуха, музыкальной памяти и мышления;
-формирование эстетического вкуса, познавательного интереса;
развивать кругозор, интерес к народному слову, его истории.
воспитательная:
• формировать интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуры и культур других народов, воспитывать у детей чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;
• воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми, терпимость к людям разных вероисповеданий, к инвалидам, к представителям национальных и социальных культур;
• учить понимать роль семьи, свое место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену);
• воспитание чувства принадлежности к русскому народу, его истории и культуре;
• формирование умения общаться, уступать, слушать других, понимать интересы коллектива в стремлении к достижению общих целей;
• формирование гуманистических нравственных норм жизни и поведения;
• воспитание толерантности.
Работа педагога на занятиях основывается на целом ряде принципов обучения:
• Доступность, постепенность (в освоении певческого, танцевального материала идти от простого к сложному);
• Последовательность (повторять, усложняя);
• Наглядность и достоверность, (посещение концертов, целенаправленное прослушивание народной музыки и песен, организация встреч с исполнителями народных песен - носителями традиций).
• Активизация восприятия, образного мышления и творческой инициативы,
• Системность и систематичность, (от конкретного факта или набора фактов к системе знаний, от отдельных приёмов исполнительства к созданию художественного образа);
• Востребованность материала (он должен быть технически доступен, образно интересен, сценичен);
• Комплексное освоение материала,
• Преемственность (умения и знания передавать «от старших - младшим»);
• Индивидуальный подход в условиях коллективного обучения
• Творческий подход (искать пути и формы реализации каждого ученика);
• Постоянно совершенствовать педагогическое мастерство.
Музыкально-фольклорное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и поисково-творческих возможностей, не только накопление исполнительского опыта и понятийного аппарата, но и применение приобретенных знаний и навыков в жизни.
Критериями успешности является результативность участия школьников в сельских, поселенческих, районных, краевых и региональных фестивалях, концертах, конкурсах.
№ темы | Название темы | Теория | Практика |
Количество часов |
1 | Вводное занятие. «Мир фольклора – мир народной мудрости». Освоение песенного материала. | 1 | |
2 | Потешки. Освоение песенного материала | 1 | 1 |
3 | Прибаутки. Освоение песенного материала | 1 | 1 |
4 | Загадки. Праздник загадки (игра-презентация) | 1 | 1 |
| Песенные игры. | 1 | 1 |
5 | Игры моего детства. Знакомство с текстами игр. | 1 | 2 |
6 | Дразнилки. Освоение святочного репертуара | 1 | 1 |
7 | Скороговорки. Освоение святочного репертуара | 1 | 2 |
8 | Праздник Войпук. Посиделки. | | 2 |
9 | Считалки. | 1 | 1 |
10 | Коми народные сказки о животных. | 1 | 2 |
11 | Волшебные коми сказки. | | 2 |
13 | «Мамина песня». Колыбельные песни. Разучивание колыбельных песен. | 1 | |
14 | Пестушки. Разучивание пестушек. | 1 | 1 |
15 | Коми народные музыкальные песни. Хоровые песни. | 1 | 1 |
16 | Коми народные музыкальные песни. Хоровые песни. Танцевальные движения. | | 2 |
19 | Игра-презентация «Золотая россыпь народной мудрости». Итоги года. | | 1 |
Итого: 34 ч. | 13 | 21 |
К концу года обучения дети должны знать:
-- о фольклоре как источнике народной мудрости;
— специфику детского фольклора;
— историю собирания и изучения детского фольклора;
— классификацию детского фольклора;
- жанры народной поэзии, их особенности.
Должны уметь:
- определять жанры народной поэзии;
- классифицировать жанры детского фольклора;
- использовать детский фольклор в учебной деятельности, общении со сверстниками, младшими братьями, сёстрами, детьми.