СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса «Детский фольклор коми народа»

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программу курса внеурочной деятельности "Детский фольклор коми народа" можно рассматривать как системообразующий элемент изучения самобытной культуры для школьников младшего подросткового возраста, что способствует воспитанию нравственного, ответственного и компетентного гражданина России.

Просмотр содержимого документа
«детский фольклор коми народа»

Рабочая программа курса «Детский фольклор коми народа»

Пояснительная записка.

                         

                          «Едва ли можно найти материал более близкий,

                                    затрагивающий интересы и  потребности детского     

                                    возраста и потому самый занимательный, чем тот,

                                    который связан с детским бытом, с повседневной

                                     жизнью, который возник, вырос и развился из

                                    исканий высокой радости детской народной массы.

                                     Это – детский фольклор.»

                                                                                                          Г.С.Виноградов.

Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребёнка есть своё, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира.

 В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа» (Г.С.Виноградов).

 Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир взрослых и мир детей, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Во многих детских песнях и играх воспроизводятся время и события, давно потерянные памятью народа. Детский фольклор помогает историкам, этнографам лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков.

Многие забавы детей являются « шуточным подражанием серьёзному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят своё отражение производственно-хозяйственная деятельность, национально-психологические черты и социальная жизнь народа.

    В современной России остро встала проблема культуры народа, его духовных богатств, вопрос об общественной значимости народной жизни, что обостряет интерес к народности, к народной поэзии. Фольклористика обретает общественно-политическое звучание.

Программа курса «Детский фольклор коми народа» предназначена для комплексного изучения фольклора детьми и рассчитана на любой социальный статус детей, имеющих различные интеллектуальные, художественные, творческие способности.

Срок реализации программы 1 года.

Общее количество часов –34ч.

Режим занятий –1 раз в неделю

Возраст обучающихся 11-12 лет.



 Цель курса: пробудить у обучающихся живой интерес к изучению детского фольклора коми народа.

Задачи курса:

 образовательная:

- дать общее представление о содержании и объёме понятия «детский фольклор», о его классификации, основных жанрах, их функциях, художественном своеобразии.

- обучение детей навыкам певческой и исполнительской традиции Коми края,

-обучение навыкам пения без сопровождения (пения «без заданного тона»);

-формирование умения перенимать песню от носителей традиций;

-развитие навыков интонирования в ладах народной музыки;

-обучение вокально-хоровой технике: певческому дыханию, опоре, дикционным навыкам, художественной выразительности;

-формирование навыков научно - поисковой деятельности по сбору и обработке краеведческих, этнических материалов;

- формирование представлений о разнообразных жанрах народных песен, об основных музыкально - фольклорных понятиях;

                         

  развивающая:

-развитие голоса и его регистров, диапазон, тембра;

-развитие слуха, музыкальной памяти и мышления;

-формирование эстетического вкуса, познавательного интереса;

развивать кругозор, интерес к народному слову, его истории.

   воспитательная:

формировать интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуры и культур других народов, воспитывать у детей чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;

• воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми, терпимость к людям разных вероисповеданий, к инвалидам, к представителям национальных и социальных культур;

• учить понимать роль семьи, свое место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену);

• воспитание чувства принадлежности к русскому народу, его истории и культуре;

• формирование умения общаться, уступать, слушать других, понимать интересы коллектива в стремлении к достижению общих целей;

• формирование гуманистических нравственных норм жизни и поведения;

• воспитание толерантности.

Работа педагога на занятиях основывается на целом ряде принципов обучения:

• Доступность, постепенность (в освоении певческого, танцевального материала идти от простого к сложному);

• Последовательность (повторять, усложняя);

• Наглядность и достоверность, (посещение концертов, целенаправленное прослушивание народной музыки и песен, организация встреч с исполнителями народных песен - носителями традиций).

• Активизация восприятия, образного мышления и творческой инициативы,

• Системность и систематичность, (от конкретного факта или набора фактов к системе знаний, от отдельных приёмов исполнительства к созданию художественного образа);

• Востребованность материала (он должен быть технически доступен, образно интересен, сценичен);

• Комплексное освоение материала,

• Преемственность (умения и знания передавать «от старших - младшим»);

• Индивидуальный подход в условиях коллективного обучения

• Творческий подход (искать пути и формы реализации каждого ученика);

• Постоянно совершенствовать педагогическое мастерство.

Музыкально-фольклорное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и поисково-творческих возможностей, не только накопление исполнительского опыта и понятийного аппарата, но и применение приобретенных знаний и навыков в жизни.

Критериями успешности является результативность участия школьников в сельских, поселенческих, районных, краевых и региональных фестивалях, концертах, конкурсах.



темы

Название темы

Теория

Практика

Количество часов

1

Вводное занятие. «Мир фольклора – мир народной мудрости».

Освоение песенного материала.

1


2

Потешки. Освоение песенного материала

1

1

3

Прибаутки. Освоение песенного материала

1

1

4

Загадки. Праздник загадки (игра-презентация)

1

1


Песенные игры.

1

1

5

Игры моего детства. Знакомство с текстами игр.

1

2

6

Дразнилки. Освоение святочного репертуара

1

1

7

Скороговорки. Освоение святочного репертуара

1

2

8

Праздник Войпук. Посиделки.


2

9

Считалки.

1

1

10

Коми народные сказки о животных.

1

2

11

Волшебные коми сказки.


2

13

«Мамина песня». Колыбельные песни. Разучивание колыбельных песен.

1


14

Пестушки. Разучивание пестушек.

1

1

15

Коми народные музыкальные песни. Хоровые песни.

1

1

16

Коми народные музыкальные песни. Хоровые песни. Танцевальные движения.


2

19

Игра-презентация «Золотая россыпь народной мудрости». Итоги года.


1

Итого: 34 ч.

13

21



К концу года обучения дети должны знать:

-- о фольклоре как источнике народной мудрости;

— специфику детского фольклора;

— историю собирания и изучения детского фольклора;

— классификацию детского фольклора;

- жанры народной поэзии, их особенности.

Должны уметь:

- определять жанры народной поэзии;

- классифицировать жанры детского фольклора;

- использовать детский фольклор в учебной деятельности, общении со сверстниками, младшими братьями, сёстрами, детьми.