Муниципальная бюджетная организация
дополнительного образования Станция туристов
Рассмотрено на заседании методического совета протокол № 01 от 14.09.2017 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБО ДО Станция туристов _______________ В.А. Репин Приказ № 110 от 14.09. 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2017 – 2018 учебный год
к дополнительной общеобразовательной программе
«Историческое краеведение»
Отдел: «Туризм и краеведение»
Объединение: «Историки-краеведы»
Группа: ИК1-С
Составитель: Савинова О.В. педагог дополнительного образования |
Мысковский городской округ 2017
Пояснительная записка
История – это увлекательная, интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней. Историю по праву называют памятью народа и учителем жизни. Историческое краеведение – один из важнейших элементов исторической науки. Оно является одним из источников обогащения обучающихся знаниями истории родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков, приобщения обучающихся к изучению истории Отечества через самостоятельную исследовательскую работу. Исследовательский метод – высшая форма воспитания творческой инициативы обучающихся, их самостоятельности. Обучающиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса. Школьники учатся раскрывать диалектическую взаимосвязь общеисторического и местного материала. Через краеведение общее становится более конкретным, образным, эмоциональным, осознанным, а конкретное, единичное, местное в свете общего получает свою правильную оценку, занимает конкретное, только ему присущее место. Историческое краеведение раскрывает связи родного края с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Цель программы:
Создание условий для приобщения обучающихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу по историческому краеведению.
Задачи:
· воспитывать бережное отношение к историческому наследию родного края;
· развивать навыки учебно-исследовательской работы;
· развивать активность и самостоятельность обучающихся в познавательной деятельности.
Учебный план рассчитан на 324 часа и включает в себя следующие разделы:
1. Введение.
2. Западная Сибирь в 16-17 веках.
3. Западная Сибирь в 18-19 веках.
4. Западная Сибирь в 20-21 веках.
5. Улицы нашего города.
6. Памятники нашего города.
7. Знаменитые земляки.
8. Наш край родной.
9. Выдающиеся современники.
10. Практические занятия на местности.
11. Экскурсии.
12. Здоровьесбережение.
Календарно-тематический план составлен в соответствии с учебной нагрузкой – 9 часов в неделю. Режим занятий – 2-3 раза в неделю по 3 часа, практические занятия на местности по 6 часов 2 раза в месяц.
Мониторинг успешности освоения программы проводится 2 раза в год: за 1 полугодие – декабрь, за 2 полугодие – май. В рабочей программе представлена система мониторинга в виде карточки учета обученности и таблицы мониторинга сформированности ценностных ориентаций и нравственных установок и норм обучающихся в объединении.
Карточка учета обученности включает в себя данные:
- по участию в мероприятиях объединения,
- по участию в социально-значимых проектах,
- по участию в конференциях, олимпиадах, конкурсах.
Мониторинг сформированности ценностных ориентаций и нравственных установок и норм обучающихся в объединении проводится по следующим критериям:
- коммуникативные качества,
- нравственные и эстетические качества,
- культура организации своей деятельности.
Контингент обучающихся на начало учебного года:
| всего чел. | из них | возрастной состав |
мальчиков | девочек | 5 лет | 6 лет | 7 лет | 8 лет | 9 лет | 10 лет | 11 лет | 12 лет | 13 лет | 14 лет | 15 лет | 16 лет | 17 лет | 18 лет |
Начало года | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Окончание 1 полугодия | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Конец года | | | | | | | | | | | | | | | | | |
по классам на начало учебного года |
Дошкол. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | другое |
| | | | | | | | | | | | |
по классам на 2 полугодие учебного года |
| | | | | | | | | | | | |
по классам на конец учебного года |
| | | | | | | | | | | | |
Тематика работы историко-краеведческого объединения основана на краеведческом материале, что позволяет учащимся, занимаясь учебно-исследовательской работой, приобщиться к изучению традиций и истории Западной Сибири, быта, уклада жизни прошлых поколений. Занятия в историко-краеведческом объединении способствуют воспитанию уважения к духовному наследию своего района, города, края; сохранению и приумножению исторических и культурных традиций своего народа; стимулированию творческой активности учащихся. Программа занятий историко-краеведческого объединения позволяет обратить внимание, прежде всего, на историю повседневности, ту, что закреплена в судьбах рядом живущих людей, своей семьи.
Итогом реализации программы является
приобщение обучающихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу по историческому краеведению;
формирование исторического мышления и воспитание гражданственности у подрастающего поколения через изучение истории повседневности, истории семьи, судьбы отдельно взятого человека;
обучение приемам и методам учебно-исследовательской работы:
составление библиографии, аннотации, работа с каталогом, краеведческой, научной и справочной литературой, с документальными и справочными материалами, запись воспоминаний, сбор краеведческого материала, обучение приемам и методам наблюдения и описания предметов материальной культуры, исторических памятников, событий, умению соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
развитие активности и самостоятельности обучающихся;
успешное выступление на научно-практических конференциях, олимпиадах, краеведческих чтениях.
Формы проведения занятий:
- Экскурсия.
- Работа в архивах.
- Конференции.
- Работа с документами.
- Исследовательская деятельность.
- Практические работы на местности, связанные с наблюдением, зарисовками, фотографированием.
- Составления фотоархива родного города.
- Здоровьесберегающие технологии:
1. дыхательная гимнастика Стрельниковой;
2. Подвижные игры на свежем воздухе;
3. Игры на развитие памяти и внимания;
4. Интеллектуальные познавательные игры (ребусы, кроссворды, чайнворды, словесные лабиринты, цепочки слов и др.);
5. Логопедические игры (скороговорки, чистоговорки, народные считалки, частушки);
6. Ритмические логопедические игры;
7. Упражнения по сценической речи.
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” — к систематизированному знанию о родном крае.
Механизм реализации программы:
организация экскурсий в музеи города и области;
пешие экскурсии по городу и за город;
посещение концертов фольклорных коллективов;
сбор материалов в семейных и государственных архивах;
оформление материалов научных исследований;
создание и оформление этнографического уголка в учреждении дополнительного образования;
участие в краеведческих конкурсах, научно-практических конференциях, краеведческих чтениях.
Прогноз:
ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю;
через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
УУД:
Личностные:
— ориентир в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
— гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданин, чувства сопричастности и гордости за свой край.
— эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Западной Сибири;
— чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
Регулятивные:
— планирование своих действий в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
— проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
— анализировать и синтезировать необходимую информацию;
— самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
— вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные:
— используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
— на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
— использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
— осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
— устанавливать причинно-следственные связи;
— самостоятельно подбирать литературу по теме;
— осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
— работать в семейных архивах.
Коммуникативные:
— понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
— учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций сотрудничества.
— выступать с сообщениями;
— аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Учебный план
№ п/п | Наименование тем. | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Введение. | 4 | 2 | 2 |
2 | Западная Сибирь в 16-17 веках. | 16 | 4 | 12 |
3 | Западная Сибирь в 18-19 веках. | 16 | 4 | 12 |
4 | Западная Сибирь в Новейшее время (20-21 века). | 16 | 4 | 12 |
5 | Улицы нашего города. | 16 | 4 | 12 |
6 | Памятники нашего города. | 16 | 4 | 12 |
7 | Знаменитые земляки. | 16 | 4 | 12 |
8 | Наш край родной. | 16 | 4 | 12 |
9 | Выдающиеся современники. | 16 | 4 | 12 |
10 | Практические работы на местности. | 108 | | 108 |
11 | Экскурсии. | 12 | | 12 |
12 | Здоровьесбережение. | 72 | | 72 |
| ИТОГО: | 324 | 34 | 290 |
Практические работы на местности 18*6 часов = 108 часов.
Литература:
1. Беспалова Л. Г. Сибирский просветитель.– Свердловск, 1973.
2. Валеев Ф. Т. Западно-сибирские татары. – Казань, 1980.
3. Вилков О. Н. Ремесло и торговля Западной Сибири в XII в. – М., 1967.
4 Галязимов Б. И. Легенды седого Иртыша. – Свердловск, 1987.
5. Громыко М. М. Западная Сибирь в XIII в. – Новосибирск, 1965.
6. Миненко Н. А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири. – Новосибирск, 1979.
7. История Сибири. Т. 1, 2, 3. – Л., 1968.
8 Копылов Д. И. Ермак. – Иркутск, 1989.
9. Копылов Д. И. Обрабатывающая промышленность Западной Сибири в XVIII-первой половине XIX вв. – Свердловск, 1973.
10. Никитин Н. И. Освоение Сибири в XVII в. – М., 1990.
11. Очерки русской литературы Сибири. Т. 1. – Новосибирск, 1982.
12. Ромодановский Е. К. Русская литература в Сибири первой половины XVII. – Новосибирск, 1973.
13 Софронов В.Ю. Откуда земля сибирская пошла. – Екатеринбург, 2001.
14. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 1–2. – М., 1992.
15. Тивяков С. Д. Краеведческие зарисовки. – Новокузнецк, 2007. – 62с.; фот.
16. Кемеровская область: атлас для школьников. – Кемерово : Роскартография, 2002. – 31 с. : цв. карт.
4. План воспитательной работы на 2017-2018 учебный год.
Цель: Создание условий, обеспечивающих формирование всесторонне развитой, физически здоровой, социально активной, творческой личности.
Задачи:
- способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств, умению ориентироваться в социальной, политической и культурной жизни общества;
- формировать высокие нравственные принципы (честность, порядочность, сострадание, взаимопомощь, трудолюбие), научить детей следовать им в повседневной жизни;
- дать обучающимся знания о здоровом образе жизни, научить их пользоваться этими знаниями;
- способствовать развитию самостоятельности, инициативы, творчества, ответственности в коллективе;
- развивать у обучающихся живой интерес к природе, своему краю;
- формировать ответственное отношение к природе и окружающему миру.
5. ПЛАН
проведения инструктажей с обучающимися Станции туристов
на 2017 – 2018 учебный год
Месяц | Инструктаж по ОТ | Инструктаж по БДД |
Сентябрь | - Вводный (повторный) инструктаж - Правила поведения в МБО ДО Станция туристов. | Безопасный путь движения на Станцию туристов и домой. |
Октябрь | - Правила поведения во время экскурсий, походов (пеший, поездка и т.д.) - Правила поведения у водоёмов (у воды, на льду в осенне-зимний период) | Пешеход и пешеходный переход. |
Ноябрь | - Профилактика инфекционных заболеваний. - Терроризм. Правила безопасного поведения в экстремальной ситуации. | Практическое занятие «Правила оказания доврачебной помощи пострадавшим при ДТП». |
Декабрь | - Правила поведения во время экскурсий, походов (пешей, поездка и т.д.) - Правила поведения во время новогодних праздничных мероприятий. | Железнодорожный переезд -источник повышенной опасности. |
Январь | - Правила поведения при стихийных бедствиях, низких температурах | Правила поведения на остановке и в транспорте. |
Февраль | - Как уберечь себя при угрозе жизни. - Ответственность за телефонный терроризм. | Опасные ситуации на дорогах, гололедица. |
Март | - Правила поведения у водоёмов (у воды, на льду весной) - Правила поведения в лавиноопасный период | Юный водитель, правила безопасного движения на мопедах, мотоциклах. |
Апрель | - Пожарная безопасность в весенне-летний период - Профилактика клещевого энцефалита | Юный участник движения: катание на велосипедах, роликах, самокатах. |
Май | Правила поведения на каникулах. | Итоговая беседа. Внимательность и осторожность при играх во дворах жилого сектора, особенности движения на дорогах. |
6. Система мониторинга по образовательной программе
Поскольку сама идея дополнительного образования подразумевает личностный рост ребенка от момента его вступления в объединение по всем показателям, ведение личной карточки и является основным инструментом мониторинга. При планировании и проведении мониторинговых исследований в учреждении дополнительного образования историко-краеведческой направленности необходимо помнить, что он имеет некоторую специфику.
Степень реализации целей воспитания и развития, социальной адаптации может быть определена по поведению воспитанников в процессе обучения, во время учебно-тренировочных выходов, по поведению в коллективе и в общественных местах, во время поездок, экскурсий, выступлений на конференциях, слётах, в лагерях, участию в социально-значимых мероприятиях и акциях.
При составлении рейтинговых таблиц в них закладываются определенные программой показатели и критерии обученности и воспитанности, степени социализации обучающегося.
Личный листок заполняется в течение учебного года по степени прохождения программы.
Личная карточка ________________________________________
Зачетный листок.
Тема зачета | Зап. Сибирь 16-17 в. | Зап. Сибирь 18-19 в. | Зап. Сибирь 20-21 в. | Улицы | Памятники | Земляки | Наш край | Современники |
Дата | | | | | | | | |
Результат | | | | | | | | |
Подтверждающий документ | | | | | | | | |
Участие в мероприятиях объединения.
Дата | Мероприятие | Исполнитель | Проектировщик | Инициатор |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Участие в социально-значимых проектах.
Дата | Название проекта. | Исполнитель | Проектировщик | Инициатор |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Мониторинг сформированности ценностных ориентаций и нравственных установок и норм обучающихся в объединении проводится по следующим критериям:
Критерии Ф.И. ребёнка | Коммуникативные качества | Нравственные и эстетические нормы | Культура организации своей деятельности |
Входной | Итоговый | Входной | Итоговый | Входной | Итоговый |
1. | | | | | | |
2. | | | | | | |
3. | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Итоги по уровню показателей: Высокий Средний Низкий | | | | | | |
7. Методическое обеспечение рабочей программы.
Учебно-методические материалы
- Рабочая программа
- Книги: программы Правительства РФ «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы»,
- Энциклопедии:
- Дидактический материал: карты Кемеровской области с указанием внутренних и внешних соседей, раздаточный материал с топографическими знаками.
Методическое обеспечение пополняется в течение учебного года.
8. Анализ выполнения рабочей программы
Анализ контингента обучающихся
цифровые показатели по контингенту |
Количество обучающихся | % подвиж-ности | % сохран-ности |
на начало учебного года | на конец учебного года | выбыло в учебном году | прибыло в учебном году | | |
| | | | | |
Анализ выполнения учебной программы
количество часов | выполнение программы % |
запланировано | проведено |
всего | теории | практики | контроля | всего | теории | практики | контроля | |
| | | | | | | | |
Мониторинг качества знаний и умений обучающихся
Формы проведения промежуточной аттестации (на 1 января) _____________
__________________________________________________________________
Освоили первый этап обучения ______ чел. ( ______ %)
Дата заполнения _____________________
Формы проведения промежуточной аттестации (на 31 мая) _______________
__________________________________________________________________
Освоили первый этап обучения ______ чел. ( ______ %)
Дата заполнения _____________________
Выводы: __________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения: _______________ Подпись ПДО _________________
9. Лист коррекции рабочей программы