Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса по истории составлена на основе Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5 – 9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В. В. Воронковой. – М.: Гумманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001, допущенной Министерством образования Российской Федерации.
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекци- онное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Цель: формирование у школьников способности изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности.
Задачи курса истории.
Дидактические:
1.Организовать усвоение важнейших исторических фактов, которые не только имеют большое образовательное значение, но и помогают усвоить выводы, полученные в результате разбора и обобщения исторических событий.
2.Организовать формирование у учащихся исторических представлений, отражающих основные явления прошлого.
3. Создавать условия для усвоения учащимися специальной (коррекционной) школы доступных для них исторических понятий, понимание временных, локальных, причинно-следственных связей, некоторых закономерностей общественного развития.
4.Обучать практическому применению знаний по истории на других учебных предметах (литературном чтении, краеведении и др.), во внеклассной работе, в жизни.
5. Создавать на уроке условия для повышения самостоятельности учащихся в овладении знаниями, умениями и навыками работы с историческим материалом: текстом учебника, историческим документом, научно-популярной и художественной литературой, газетой, различным наглядным материалом.
Воспитательные задачи:
1.Гражданское воспитание учащихся - воспитание социальной активности, принципиальности в отстаивании своей позиции, способности участвовать в общественной жизни, воспитание чувства ответственности за судьбу страны.
2.Патриотическое воспитание учащихся - воспитание любви к Родине, своему народу, уважения к историческому прошлому, сопричастности событиям, происходящим в настоящее время; готовности к защите Родины в случае необходимости.
3.Воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей - воспитание стремления жить в дружбе и согласии, уважать обычаи и традиции разных народов, знакомиться с их культурой, проявлять солидарность с теми, кто оказался в беде.
4. Нравственное воспитание учащихся - воспитание таких качеств, как мужество, смелость, честность, честь и достоинство, сострадание, милосердие, доброта, отзывчивость.
5. Эстетическое воспитание учащихся - воспитание умения видеть красивое и безобразное в искусстве, жизни, природе, человеке; дать оценку с эстетической точки зрения; развитие эстетического вкуса.
6.Трудовое воспитание учащихся - привитие уважения к людям труда и результатам их трудовой деятельности, воспитание добросовестного и ответственного отношения к труду, понимания необходимости труда и готовности трудиться.
7.Экологическое воспитание учащихся - воспитание бережного отношения ко всему окружающему, забота о природе и ее ресурсах, оздоровлении окружающей среды, сохранении ее для будущих поколений.
8.Правовое воспитание учащихся - воспитание правовой культуры, т. е,. уважительного отношения к законам, стремления их выполнять, проявлять нетерпимое отношение к тем, кто нарушает законы.
9.Формирование мировоззрения учащихся – совокупности принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности каждой личности.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развитие и коррекция внимания.
- Развитие и коррекция восприятия.
- Развитие и коррекция воображения.
- Развитие и коррекция памяти.
- Развитие и коррекция речи.
- Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы.
Данная программа предполагает использовать следующие методы и приемы: сравнивать противоречивые факторы, привлекая различные дополнительные источники знаний (документы, художественная литература), постановка проблемных вопросов, дидактические игры, развертывание ситуаций; развивать у учащихся историческое мышление, т.е. необходимость запоминать даты, имена и названия, представлять прошлое, ориентироваться в историческом времени; применять приемы по изучению теоретического и фактического материала: рассказ, беседу, выборочное объяснительное чтение, работу с исторической картой, с картинами, схемами, составление «Ленты времени », сообщения учащихся о прочитанных исторических книгах, экскурсии, прослушивание и разбор магнитофонных записей, разбор диафильмов, кинофильмов, работа с периодической печатью.
Для продуктивности обучения по данной программе учитель использует разноуровневые задания, таблицы, схемы, с помощью которых можно легко установить как усвоен материал учениками.
По итогам учебных четвертей и учебного года учащимся выставляются отметки. При прохождении каждой темы проводится контроль знаний и умений в форме самостоятельных работ, тестирования, практических работ. Для отслеживания уровня сформированности навыков учащиеся выполняют контрольно-диагностические задания.
Требования к знаниям и умениям учащихся (8кл):
Учащиеся должны знать:
- когда началось и закончилось событие (по выбору),
- как протекало конкретное событие,
- великих русских поэтов, писателей, ученых.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться лентой времени,
- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий,
- выделять главную мысль в отрывке исторической статьи,
- оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой.