СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "История России" 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для изучения курса История России (являющегося составной частью предмета «ИСТОРИЯ»). Она составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы История России. 6—10 классы: рабочая программа / И90 И. Л. Андреев, О. В. Волобуев, Л. М. Ляшенко и др. — М.: Дрофа, 2016. — 124, [4] с.

Программа предполагает использование следующего учебника: «История России XIX-началоXX вв. 9кл. учебник / Л. М. Ляшенко, О.В. Волобуев, Е.В. Симонова – М.: Дрофа, 2016.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "История России" 8 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для изучения курса История России (являющегося составной частью предмета «ИСТОРИЯ»). Она составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы История России. 6—10 классы: рабочая программа / И90 И. Л. Андреев, О. В. Волобуев, Л. М. Ляшенко и др. — М.: Дрофа, 2016. — 124, [4] с.

Программа предполагает использование следующего учебника: «История России XIX-началоXX вв. 9кл. учебник / Л. М. Ляшенко, О.В. Волобуев, Е.В. Симонова – М.: Дрофа, 2016. .,



Целью изучения курса "История России» в рамках учебного предмета "История"

  • является формирование у учащихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Задачи изучения курса «История России»

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной са­моидентификации в окружающем мире;

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нрав­ственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому госу­дарству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерант­ности и мира между людьми и народами, в духе демократиче­ских ценностей современного общества;

  • развитие у учащихся способности анализировать содер­жащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловлен­ности;

  • формирование у школьников умений применять истори­ческие знания для осмысления сущности современных обще­ственных явлений, в общении с другими людьми в современ­ном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональ­ном обществе.











Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю): из них предусматривается на изучение истории России - 42 учебных часа и Всеобщей истории -26 часа.


Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения учебного предмета

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:

  • российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;

  • осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

  • усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующем:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);

  • использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

  • умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты освоения курса отечественной истории предполагают, что у учащегося сформированы:

  • целостные представления о месте и роли России в мировой истории;

  • базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;

  • способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России;

  • умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

  • умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

  • уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.



Содержание учебного предмета



РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Россия на пути к реформам (первая половина XIX в.)

Александровская эпоха: государственный либерализм

Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного управления. М. М. Сперанский.

Отечественная война 1812 г.

Эпоха 1812 г. Война России с Францией 1805—1807 гг. Тильзитский мир. Война со Швецией 1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. — важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России после победы над Наполеоном и Венского конгресса.

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию. Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества.

Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. Николаевское самодержавие: государственный консерватизм

Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая политика в условиях политической консервации. Государственная регламентация общественной жизни. Централизация управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура, попечительство об образовании. Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П. Д. Киселева 1837—1841 гг. Официальная идеология: православие, са модержавие, народность. Формирование профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либерального реформаторства.

Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая вой ны. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в Европе. «Восточный вопрос». Распад Венской системы в Европе. Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.

Крепостнический социум. Деревня и город

Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик и крестьянин, конфликты и сотрудничество. Промышленный переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного строительства. Москва и Санкт-Петербург: спор двух столиц. Города как административные, торговые и промышленные центры. Городское самоуправление.

Культурное пространство

Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. «Золотой век» русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие Антарктиды. Деятельность Русского географического общества. Школы и университеты. Народная культура. Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры.

Пространство империи: этнокультурный облик страны

Народы России в первой половине XIX в. Многообразие культур и религий Российской империи. Православная церковь и основные конфессии (католичество, протестантство, ислам, иудаизм, буддизм). Взаимодействие народов. Особенности административного управления на окраинах империи. Царство Польское. Польское восстание 1830—1831 гг. Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война. Движение Шамиля.

Формирование гражданского правосознания.

Основные течения общественной мысли

Западное просвещение и образованное меньшинство: кризис традиционного мировосприятия. «Золотой век» дворянской культуры. Идея служения как основа дворянской идентичности. Эволюция дворянской оппозиционности. Формирование генерации просвещенных людей: от свободы для немногих к свободе для всех. Появление научных и литературных обществ, тайных политических организаций. Распространение либеральных идей. Декабристы — дворянские революционеры. Культура и этика декабристов.

Общественная жизнь в 1830—1850-е годы. Роль литературы, печати, университетов в формировании независимого общественного мнения. Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. Складывание теории русского социализма. А. И. Герцен. Влияние немецкой философии и французского социализма на русскую общественную мысль. Россия и Европа как центральный пункт общественных дебатов.

Россия в эпоху реформ (вторая половина XIX в.) Преобразования Александра II:

социальная и правовая модернизация

Реформы 1860—1870-х годов — движение к правовому государству и гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Конституционный вопрос.

Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны. Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Россия на Дальнем Востоке. Основание Хабаровска.

«Народное самодержавие» Александра III

Идеология самобытного развития России. Государственный национализм. Реформы и «контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Ограничение общественной самодеятельности. Местное самоуправление и самодержавие. Независимость суда и администрация. Права университетов и власть попечителей. Печать и цензура. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика. Консервация аграрных отношений.

Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических интересов. Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной территории.

Пореформенный социум.

Сельское хозяйство и промышленность

Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимозависимость помещичьего и крестьянского хозяйств. Помещичье «оскудение». Социальные типы крестьян и помещиков. Дворяне-предприниматели.

Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграция сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности в России. Государственные, общественные и частнопредпринимательские способы его решения.

Культурное пространство

Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие транспорта, связи. Рост образования и распространение грамотности. Появление массовой печати. Роль печатного слова в формировании общественного мнения. Народная, элитарная и массовая культура. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки. Создание Российского исторического общества. Общественная значимость художественной культуры. Литература, живопись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство.

Этнокультурный облик империи

Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Поляки. Евреи. Армяне. Татары и другие народы Урала и Поволжья. Кавказские народы. Народы Средней Азии. Народы Сибири и Дальнего Востока. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы национального и религиозного возрождения у народов Российской империи. Национальная политика самодержавия: между учетом своеобразия и стремлением к унификации. Укрепление автономии Финляндии. Польское восстание 1863 г. Еврейский вопрос. Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных культур и народов.

Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений

Общественная жизнь в 1860—1890-х годах. Рост общественной самодеятельности. Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд). Феномен интеллигенции. Общественные организации. Благотворительность. Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение.

Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма, дарвинизма, марксизма и других направлений европейской общественной мысли. Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология и практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП. Кризис империи в начале ХХ века На пороге нового века.



Тематическое планирование

п/п

Название разделов

Количество часов

1

Введение.

1

2

Социально-экономическое развитие Российской империи в первой половине XIX века

3

3

Российская империя в царствование Александра I

7

4

Российская империя в царствование Николая I

6

5

Российская культура первой половины XIX века

4

6

Эпоха Великих реформ

6

7

Российская империя в царствование Александра III

5

8

Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX века

4

9

Русская культура второй половины XIX века

5

8

Итоговое повторение

1


ИТОГО

42









Планируемые результаты освоения учебного предмета

Выпускник научится:

  • локализовать во времени основные этапы отечественной истории Нового времени, соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

  • использовать историческую карту как источник информации о границах России в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизаций и др.;

  • анализировать информацию различных источников по отечественной истории Нового времени;

  • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной истории периода Нового времени;

  • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной истории Нового времени;

  • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

  • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной истории периода Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействия между народами и др.);

  • сопоставлять развитие России и других стран в Новое время; сравнивать исторические ситуации и события;

  • давать оценку событиям и личностям отечественной истории периода Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

  • используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России в Новое время;

  • использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиции автора и др.);

  • сравнивать развитие России и других стран в Новое время; объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

  • применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.













































































Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название раздела, темы урока

Количество часов

Дата проведения

Основные виды деятельности учащихся

1

Введение

1

23.12

Актуализировать знания по курсу истории России XVIII в. Планировать деятельность по изучению истории России XIX — начала ХХ в.

Социально-экономическое развитие Российской империи в первой половине XIX века (3 часа)

2

Развитие сельского хозяйства России в первой половине XIX в.

1

27.12

Подтверждать с помощью конкретных фактов тезис о кризисе крепостнической системы в первой половине XIX в.

Характеризовать функции сельской общины и объяснять ее значение в жизни крестьян Объяснять причины неудачи попыток преодоления кризиса крепостнической системы Уметь обосновать выбор вариантов ответа на главный вопрос урока1

3

Развитие промышленности, транспорта и торговли России в первой половине XIX в.

1

30.12

Характеризовать развитие промышленности России в первой половине XIX в. (в том числе в сравнении с западноевропейскими странами)

Использовать историческую карту для характеристики промышленного развития России

Давать определение понятия промышленный переворот, соотносить его с рядоположенными понятиями

Рассказывать о начале промышленного переворота и его последствиях

Объяснять связь между социальным расслоением крестьянства и развитием в России капитализма

4

Повторение и контроль

1


Систематизировать исторический материал по изученной теме. Характеризовать общие черты и особенности развития экономики России и государств Западной Европы в первой половине XIХ в. Выполнять контрольные тестовые задания по экономической истории России первой половины XIХ в.

(по образцу ОГЭ)

Решать предлагаемые проблемные задачи по теме

Подводить итоги проектной деятельности

Российская империя в царствование Александра I (7 часов)

5

Внутренняя политика России в 1801— 1811 гг.

1


Называть характерные, существенные черты внутренней политики Александра I в начале XIX в.

Давать определения понятий: министерство, вольные хлебопашцы, Государственный совет, либеральные реформы

Обосновывать оценку деятельности М. М. Сперанского Начать составление характеристики (исторического портрета)

Александра I


6

Внешняя политика России в 1801— 1811 гг.



Характеризовать основные цели и задачи внешней политики России в начале XIX в.

Обосновывать оценку роли России в европейской политике в начале XIX в.

Объяснять причины и последствия участия России в антифранцузских коалициях

Характеризовать Тильзитский мир, указывая его положительные и отрицательные последствия для России

Показывать на исторической карте территориальные приобретения России по итогам войн со Швецией,

Турцией, Ираном

Систематизировать данные о войнах России (в форме таблицы)

7

Отечественная война 1812 г.

1


Рассказывать об основных событиях войны 1812 г., называть и характеризовать ее этапы (используя историческую карту)

Готовить сообщение об одном из участников Отечественной войны 1812 г. (по выбору) (используя научно-популярную литературу, материалы интернет-сайта «1812 год»: http://www.museum. ru/museum/1812/index.html и др.) Объяснять, в чем заключались непосредственные последствия Отечественной войны 1812 г. для российского общества

Объяснять причины победы России над Наполеоном

8

Внешняя и внутренняя политика России в 1815— 1825 гг

1


Обосновывать оценку роли России в европейской политике в 1815— 1825 гг.

Показывать на исторической карте территориальные приобретения России по решениям Венского конгресса

Характеризовать деятельность Священного союза и роль России в этой организации

Давать определение понятия военные поселения

Называть либеральные и консервативные меры Александра I, возможные причины изменения внутриполитического курса Завершить составление характеристики (исторического портрета)

Александра I

9

Общественная жизнь в России в первой четверти XIX в.

1


Характеризовать взгляды Н. М. Карамзина на прошлое и настоящее

России Давать определения понятий:

консерватизм, декабризм, радикализм, либерализм; соотносить их с рядоположенными понятиями Раскрывать предпосылки и цели движения декабристов Составлять биографическую справку об участнике декабристского движения (по выбору) (используя научно-популярную литературу, материалы интернет-сайта «Виртуальный музей декабристов»: http://decemb. hobby.ru/ и др.)


10

Восстание декабристов и его значение

1


Анализировать программные документы декабристов, сравнивать их основные положения, определяя общее и различия

Характеризовать цели выступления декабристов

Раскрывать причины неудачи восстания декабристов

Излагать оценки движения декабристов, определять свое отношение к декабристам и аргументировать оценку их деятельности

11

Повторение и контроль

1


Систематизировать исторический материал по изученной теме Характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы в первой четверти XIХ в.

Выполнять контрольные тестовые задания по истории России первой четверти XIХ в. (по образцу ОГЭ) Решать предлагаемые проблемные задачи по теме Подводить итоги проектной деятельности

Российская империя в царствование Николая I (6 часов)

12

Внутренняя политика Николая I

1


Составлять характеристику

(исторический портрет) Николая I Характеризовать основные положения официальной идеологии («уваровскую триаду») Рассказывать о преобразованиях в области государственного управления, осуществленных во второй четверти XIX в., оценивать их последствия

Давать определения понятий: кодификация законов, жандармерия

Давать оценку деятельности М. М. Сперанского, С. С. Уварова, А. Х. Бенкендорфа

13

Социально-экономическая политика

1


Характеризовать социальную политику Николая I, сравнивать ее с социальной политикой Петра I и Екатерины II, выявляя сходство и различия

Давать оценку деятельности

Е. Ф. Канкрина и П. Д. Киселева Объяснять причины отказа Николая I отменить крепостное право

14-15

Внешняя политика в 1825—1855 гг. Крымская война

2


Характеризовать основные направления внешней политики России во второй четверти XIX в. Рассказывать о военных кампаниях — войнах с Ираном и Турцией, Кавказской войне (используя историческую карту)

Давать определения понятий: мюридизм, имамат

Объяснять причины Крымской войны

Рассказывать о Крымской войне, характеризовать ее итоги (используя историческую карту) Составлять характеристику защитников Севастополя Объяснять причины поражения

России в Крымской войне

16

Общественно-политическая жизнь России 1830—1840-х годов

1


Давать определения понятий: западники, славянофилы

Сопоставлять взгляды западников и славянофилов на пути развития России, выявлять различия и общие черты

Раскрывать историческое значение либеральных кружков 1830—

1840-х годов

Объяснять причины начала проникновения социалистических идей в Россию

Раскрывать основные положения «русского (общинного) социализма» А. И. Герцена

Составлять характеристику (исторический портрет) А. И. Герцена

17

Повторение и контроль

1


Систематизировать исторический материал по изученной теме Характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы во второй четверти XIХ в.

Выполнять контрольные тестовые задания по истории России второй четверти XIХ в. (по образцу ОГЭ) Решать предлагаемые проблемные задачи по теме

Подводить итоги проектной деятельности

Российская культура первой половины XIX века (4 часа)

18

Просвещение и наука

1


Характеризовать достижения отечественной науки рассматриваемого периода

Готовить сообщение о представителе российской науки первой половины XIX в. (по выбору) (используя научно-популярную литературу и интернет-ресурсы) Рассказывать о русских первооткрывателях и путешественниках рассматриваемого периода

19

Литература как главное действующее лицо российской культуры.

1


Характеризовать особенности сентиментализма и романтизма как художественных стилей и методов Объяснять причины важной роли русской литературы и журналистики в общественной жизни России Готовить сообщение о деятеле русской литературы и/или журналистики первой половины XIX в. (по выбору) (используя научно-популярную литературу и интернет-ресурсы)


20

Архитектура, живопись, музыка, театр



Характеризовать достижения отечественной художественной культуры рассматриваемого периода Составлять описание памятников культуры первой половины XIX в. (в том числе находящихся в городе, крае), выявляя их художественные особенности и достоинства Готовить сообщение о представителе художественной культуры первой половины XIX в., его творчестве (по выбору) (используя научно-популярную литературу и интернет-ресурсы)

Проводить поиск информации о культуре края в рассматриваемый период, представлять ее в устном сообщении и т. д.


21

Повторение и контроль

1


Систематизировать исторический материал по изученной теме Характеризовать общие черты и особенности развития культуры России и государств Западной Европы в первой половине XIХ в. Выполнять контрольные тестовые задания по истории культуры России первой половины XIХ в.

(по образцу ОГЭ)

Решать предлагаемые проблемные задачи по теме

Подводить итоги проектной деятельности

Эпоха Великих реформ (6 часов)

22

Отмена крепостного права

1


Характеризовать социально-экономическую ситуацию середины XIX в., предпосылки и причины отмены крепостного права Начать составление характеристики (исторического портрета)

Александра II

Систематизировать материал по подготовке отмены крепостного права (в форме хронологической таблицы)

Называть основные положения крестьянской реформы Давать определения понятий: временнообязанные крестьяне, выкупные платежи, отрезки, мировые посредники

Приводить оценки характера и значения реформы 1861 г., высказывать и обосновывать свою оценку

23

Реформы 1860—1870-х годов

1


Давать определения понятий: мировой суд, земства, городские управы, адвокатура Приводить оценки характера и значения реформ 1860—1870-х годов Называть основные положения реформ местного самоуправления, судебной, военной, в сфере просвещения

Характеризовать политическую

деятельность М. Т. ЛорисМеликова

Давать оценку реформ Александра II, обосновывать/опровергать правомерность использования наименования «великие» применительно к этим реформам

24

Внешняя политика Александра II

1


Характеризовать основные цели и направления внешней политики России во второй половине XIX в. Объяснять отношение российского общества к освободительной борьбе балканских народов в 1870-е годы

Рассказывать о русско-турецкой войне 1877—1878 гг., характеризовать ее итоги (используя историческую карту)

Объяснять причины победы России в войне

Сравнивать условия Сан-Стефанского мира и решения Берлинского конгресса

Показывать на карте территории, включенные в состав Российской империи во второй половине XIX в.

25

Либеральный и революционный общественно-политические лагери в 1860—1870-е годы

1


Раскрывать существенные черты идеологии либерализма (с привлечением сведений из всеобщей истории)

Характеризовать особенности российского либерализма

Объяснять, в чем заключалась эволюция революционного движения в конце 1850-х — 1860-е годы

26

Основные направления в народничестве

1


Раскрывать существенные черты идеологии народничества

Характеризовать особенности отдельных течений в революционном народничестве

Давать характеристику участников народнического движения (используя учебник, дополнительную литературу, материалы интернет-сайта «Народная воля»: http://www. narovol.narod.ru/ и др.)

Излагать оценки значения революционного народничества, высказывать свое отношение к нему Систематизировать информацию о революционных организациях

(в форме таблицы)

27

Повторение и контроль

1


Систематизировать исторический материал по изученной теме Характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы в 1860—1870-е годы

Выполнять контрольные тестовые задания по истории России 1860— 1870-х годов (по образцу ОГЭ) Решать предлагаемые проблемные задачи по теме

Подводить итоги проектной деятельности

Российская империя в царствование Александра III (5 часов)

28

Внутренняя политика Александра III

1


Составлять характеристику (исторический портрет) Александра III Характеризовать внутреннюю политику Александра III, выделять обстоятельства, оказавшие на нее

решающее воздействие Излагать различные оценки деятельности Александра III, высказывать и аргументировать свою оценку

Сравнивать внутреннюю политику Александра II и Александра III,

Николая I и Александра III

29

Внешняя политика Александра III

1


Характеризовать основные направления внешней политики

Александра III

Сравнивать внешнюю политику

Александра II и Александра III Раскрывать причины осложнения российско-германских отношений и формирования российско-французского союза

30

Массовое и революционное движение в 1880-х — начале 1890-х годов

1


Характеризовать взгляды консерваторов и либералов 1870— 1880-х годов, сравнивать их, выявляя общие черты и различия Объяснять эволюцию взглядов ведущих представителей либерального и консервативного лагерей Объяснять причины роста рабочего движения в России Сравнивать народничество и марксизм, выявляя общие черты и различия

Объяснять причины распространения марксизма в России Составлять характеристику (исторический портрет) Г. В. Плеханова (используя материалы «Фонда Плеханова»: http://www. plekhanovfound.ru/library/index. html и другие информационные

ресурсы)

31

Религиозная политика в России в XIX в.

1


Характеризовать взаимоотношения Русской православной церкви с государством в XIX в.

Сравнивать церковную и религиозную политику четырех российских императоров, выявляя черты сходства и различия

Объяснять падение авторитета Русской православной церкви среди интеллигенции во второй половине XIX в.

32

Повторение и контроль

1


Систематизировать исторический материал по изученной теме Характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы в 1880—1890-е годы

Выполнять контрольные тестовые задания по истории России1880—1890-х годов (по образцу

ОГЭ)

Решать предлагаемые проблемные задачи по теме

Подводить итоги проектной деятельности

Социально-

экономическое развитие России во второй половине XIX века (4 часа)

33

Развитие сельского хозяйства

1


Характеризовать развитие сельского хозяйства России в пореформенные десятилетия (используя историческую карту)

Объяснять, что мешало развитию сельского хозяйства

Сравнивать различные пути развития капитализма в сельском хозяйстве, выявляя их преимущества и недостатки

34

Промышленность, банковское дело, торговля, транспорт

1


Характеризовать промышленное развитие России в первые пореформенные десятилетия (используя историческую карту) Объяснять причины промышленного подъема

Раскрывать цели, содержание и результаты экономических реформ последней трети XIX в. Давать общую характеристику экономической политики

Александра III

Характеризовать экономическую политику И. А. Вышнеградского и С. Ю. Витте

35

Повседневная жизнь основных слоев населения страны в XIX в.

1


Рассказывать об условиях жизни населения края (города, села) в конце XIX в. (используя материалы краеведческих музеев, сохранившиеся исторические памятники) Сравнивать условия жизни различных слоев населения

36

Повторение и контроль

1


Систематизировать исторический материал по изученной теме Характеризовать общие черты и особенности социально-экономического развития России и государств Западной Европы во второй половине XIX в.

Выполнять контрольные тестовые задания по социально-экономической истории России второй половины XIX в. (по образцу ОГЭ) Решать предлагаемые проблемные задачи по теме

Подводить итоги проектной деятельности

Русская культура второй половины XIX века (5 часов)

37-38

Просвещение и наука

2


Сравнивать развитие образования в первой и во второй половине XIX в.

Характеризовать правительственную политику в сфере образования; сравнивать деятельность А. В. Головнина и Д. А. Толстого на посту министра народного просвещения

Готовить сообщения об особенностях обучения в классических гимназиях, реальных училищах, духовных семинариях и учебных заведениях других типов (используя мемуарные и другие источники) Характеризовать достижения отечественной науки рассматриваемого периода

Готовить сообщение о представителе российской науки второй половины XIX в. (по выбору) (используя научно-популярную литературу и интернет-ресурсы) Высказывать оценку вклада российских ученых XIX в. в мировую науку

39

Периодическая печать и литература

1


Характеризовать достижения русских писателей второй половины XIX в.

Готовить сообщение о творчестве известного писателя второй половины XIX в. (по выбору) Высказывать оценку вклада русских писателей второй половины

XIX в. в мировую культуру

40

Новые течения в архитектуре, живописи, театральном искусстве, музыке



Характеризовать достижения российских деятелей культуры второй половины XIX в.

Готовить сообщение о творчестве известного художника, скульптора, зодчего, композитора, актера второй половины XIX в.

(по выбору)

Высказывать оценку вклада деятелей русской культуры второй половины XIX в. в мировую

культуру

41

Повторение и контроль

1


Систематизировать исторический материал по изученной теме Характеризовать общие черты и особенности развития культуры

России и государств Западной Европы во второй половине XIХ в. Выполнять контрольные тестовые задания по истории культуры России второй половины XIХ в.

(по образцу ОГЭ)

Решать предлагаемые проблемные задачи по теме

Подводить итоги проектной деятельности

42

Итоговое повторение

1






















































1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!