СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа История России. Всеобщая история

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 6 классов ориентирована на использование следующих учебников:

1. Агибалова Е.В., Донской Г.М., Всеобщая история. История средних веков 6 класс - "Просвещение"

2. Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и другие под редакцией Торкунова А.В. История России 6 класс в двух частях - "Просвещение"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа История России. Всеобщая история»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 п. Усть-Камчатск»



«Принято»

Руководитель МО:

_____/ И.В. Лиджикова/ Протокол № 1 от

«28» августа 2019 г


«Согласовано»

Заместитель директора по УМР МБОУ СШ № 2 _____ / С.Ю. Леоненко/

«31» августа 2019 г


«Утверждаю»

ВрИО директораМБОУ СШ № 2

________ /С.Ю. Леоненко/

«31» августа 2019 г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории в 6 «Б» классе





учитель: Дорохин Владимир Владимирович, высшая категория



















2019-2020 учебный год

Рабочая программа и тематическое планирование учебного курса «История России» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, подготовленных Российским историческим обществом. Рабочей программы Всеобщая история 5-9 классы (предметная линия учебников А.А. Вигасина – Сороко-Цюпы) М: Просвещение 2011); Рабочей программы и тематического планирования курса «История России» 6-9 классы (основная школа) А.А.Данилов/ М: «Просвещение», 2016.

Рабочая программа для 6 класса ориентирована на ис­пользование следующих учебников:

  1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков.6 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ М.: «Просвещение», 2014.

  2. Н.М.Арсентьев, ДаниловА.А и др.под ред.А.В.Торкунова. История России. 6 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. В 2 ч./ М., «Просвещение», 2016 г.

Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».


Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.


В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.

Общая характеристика учебного предмета

Главная цель изучения истории - образование,  развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи обучения.

Предметные задачи:

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формирования умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.

Межпредметные задачи:

  • овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.



Личностные задачи:

  • формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

В 6 - ом классе задачей курса истории является «погружение» учащегося в эпоху, формирование понимания ее «духа» через мысли людей, вещи, события, процессы и явления.Программа предполагает знакомство учащихся с некоторыми документальными источниками. На элементарном уровне происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценки, на мотивы поступков исторических деятелей.

В преподавании истории предполагается реализовать компетентностный, системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы.



Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ, работа по источникам, контрольные работы в форме тестов по типу ГИА.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме     350 часов, в 6 классе по 2 часа в неделю (68 часов), что является оптимальным для изучения дисциплины.

Предмет «история» в 6 – ом классе включает два курса: история средних веков – 30 часов и истории России – 40 часов (согласно Примерной программы основного общего образования по истории). Предполагается последовательное изучение двух курсов.

Изучая историю в шестом классе учащиеся впервые получают представление об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, знакомятся с основными этапами, важнейшими событиями и крупными деятелями отечественной и мировой истории.

Место и роль исторического знания в образовании школьников обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

В современной России историческое образование служит важнейшим ресурсом    социально-экономического, политического и культурного  развития общества и его граждан.

Роль учебного предмета «История» в подготовке шестиклассников к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых,    освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся   широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом    человечества.

Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета «История»

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое народа России;

- осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере.

Метапредметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (определение и ограничение понятий, установление причинно- следственных и родовидовых связей);

- использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернетресурсов;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

- владение умениями работать в группе, слушать партнера и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно решать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

- формирование у учащихся уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;

- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоиндификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми;

- овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;

- формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий прошлого и современности, осмысления жизни в современном мире;

- развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию событиях и явлениях прошлого, раскрывая ее познавательную ценность;

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;

Приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия, стремления сохранять и приумножать культурное наследие;

- создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний и выбора истории как профильного предмета, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.



Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:



Знаниями:

- ключевых исторических событий (время, место, участники, обстоятельства);

- периодизации ключевых явлений и процессов (хронологические рамки, основания);

- основных информационных источников по историческим периодам;

- наиболее распространенных и научно обоснованных интерпретаций и оценок событий, явлений прошлого, нашедших отражение в учебнике и рекомендованной литературе;

Умениями:

- извлекать необходимую информацию из различных источников (первоисточники, исторические сочинения, учебник, исторические карты, графики);

- сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различия;

- различать факты и их интерпретации, оценки, классифицировать факты по различным основаниям; соотносить единичные факты и общие явления;

- давать определения важнейших исторических понятий через род и видовые отличия;

- на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого и исторические объекты, характеризовать условия и образ жизни людей разных исторических эпох, выявлять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

- определять и аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории;

- применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий, в общении, в поликультурной среде.

Виды и средства контроля:

Виды контроля: различаются по функциям в учебном процессе.

Предварительный контроль обычно проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела учебного предмета или вообще нового предмета.

Текущий контроль. Основное его назначение, во-первых, для учителя — непрерывное отслеживание для получения информации о качестве отдельных этапов учебного процесса и, во-вторых, для ученика — внешний стимул, побуждающий его систематически заниматься. 

 Что касается учащихся, то текущий контроль побуждает их постоянно быть готовыми ответить на вопрос и выполнить задание. Причем для одних учащихся это возможность отличиться и самоутвердиться, для других — исправить более низкую отметку на более высокий балл, для третьих — постоянное напоминание о необходимости систематически заниматься как в школе, так и дома.

Тематический контроль проводится по завершении изучения большой темы, на повторительно-обобщающих уроках. Назначение (функция) тематического контроля: систематизировать и обобщить материал всей темы; путем повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета. Особенность проверочных вопросов и заданий в этом случае заключается в том, что они рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей со знанием предыдущих тем, межпредметных связей, на умение переноса знаний на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.

Итоговый контроль приурочивается к концу учебного курса, четверти, полугодия или года. Это — контроль, завершающий значительный отрезок учебного времени.

Методы и приемы контроля. По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений и навыков, уровня развития учащихся можно подразделить на следующие:

- устные;

- письменные;

- графические;

- практические (работы);

- тесты.

Методы контроля часто используются в комбинированном виде, они в реальном учебном процессе дополняют друг друга. Каждый метод включает в себя совокупность приемов контроля. Один и тот же прием может быть использован в разных методах контроля.


Данная программа включает внутрипредметный модуль (ВПМ) «Культурное наследие Средневековья. Духовные истоки Отечества», в количестве 21 часа и направлен на более глубокое изучение культуры истории Средневековья и Древней Руси.



№п/п

Раздел

Количество

Контрольные




часов

работы







I. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

(28 часов)



1.


Введение. Живое Средневековье

1



2.


Раздел I Раннее Средневековье

9



3.


Раздел II. Расцвет Средневековья

15



4.


Раздел III. Народы Азии. Америки и Африки в Средние века

2



5.


Итоговая контрольная работа по истории Средних веков

1

1


II. ИСТОРИЯ РОССИИ

(40 часов)




1.

Введение.


1




2.

Народы и государства на территориинашей страны в древности


4

1



3.

Русь в IX-первой половине XII века


11

1










4.

Русь в середине XII — начале XIII века


5




5.

Русские земли в середине XIII—XIV веке


9

1










6.

Формирование единого Русского государства в XV веке


8




7.

Итоговое обобщение и повторение


2

1




ВСЕГО:


68

6


Тематическое планирование курса «История», 6 класс

Содержание курса

Всеобщая история. История средних веков. (28 часов)

Введение. Живое Средневековье (1ч)

Средневековье как период всемирной истории. Происхождение и смысл понятия «средние века», хронологические рамки средневековья. Понятие средневековой цивилизации.



Раннее Средневековье 9часов

Западная и Центральная Европа в VIXI вв. (5 ч)

Варварские народы Европы: кельты, германцы, славяне в эпоху Великого переселения народов. Природа и человек в раннее средневековье. Общественный строй варваров. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи.

Судьба варварских королевств в Италии. Франкское государство и его завоевания. Образование единого английского государства. Основание династии Каролингов. Карл Великий. Расширение Франкского государства. Создание империи Каролингов. Управление империей. Распад империи Карла Великого.

Общественное устройство и законы варварских королевств. Рождение нового средневекового общества. Формирование классов феодального общества. Вассальные отношения. Начало феодальной раздробленности. Феодальная лестница. Понятие феодализма.

Норманны и их набеги. Северная Европа в раннее средневековье.

Рыцарский замок и его устройство. Средневековое рыцарство: быт и нравы. Посвящение в рыцари. Турниры. Независимость феодалов.

Крестьянство в средневековом обществе. Свободные и зависимы крестьяне. Средневековая деревня. Община и феодальные повинности крестьян. Крестьянский труд. Жизнь и быт крестьян.

Культура, быт и нравы варварского населения Европы. Варварское искусство. Христианство и язычество в раннее средневековье. Книжная и ученая культура. Возрождение интереса к античности при дворе Карла Великого. Школа, просвещение и искусство в эпоху Карла Великого.

Византийская империя. (2 ч)

Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Складывание православного мира.

Образование в Византии. Византия и античное культурное наследие. Византийская наука. Византийская храмовая архитектура. Византийская живопись. Икона, фреска, мозаика. Византия и славянский мир.

Арабы в VIXI вв.(2 ч)

Природа Аравии. Быт и хозяйство арабов. Мекка. Кааба. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Принятие ислама и возникновение исламского государства у арабов. Основы исламского вероучения. Начало завоеваний арабов. Создание Арабского халифата. Политический и экономический строй халифата. Исламская культура. Причины распада халифата. Расширение исламского мира.

Расцвет Средневековья 15 часов

Средневековый город в Западной и Центральной Европы. (1 ч)

Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговляв средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.

Католическая церковь в XIXIII вв. Крестовые походы. (2 ч)

Идея единства христианского мира. Христианство и культура. Раскол христианского мира. Расхождения между Восточной и Западной церквами. Католический и православный мир.

Изменения во взглядах горожан на мир. Характер движений еретиков. Церковь и еретики. Создание инквизиции и борьба с ересью. Причины и цели крестовых походов. Роль папства в организации крестовых походов. Участники крестовых походов. Государства крестоносцев на Востоке. Четвёртый крестовый поход и захват Константинополя. Детский крестовый поход. Завершение и итоги крестовых походов.

Образование централизованных государств в Западной Европе. (5 ч)

Франция при первых Капетингах. Причины и начало политической централизации Франции. Укрепление королевской власти. Королевская власть в Англии. Война баронов против короля и принятие Великой хартии вольностей. Начало английского парламентаризма.

Причины и начало Столетней войны. Ход военных действий. Обострение социально-политических противоречий в воюющих странах: парижское восстание, Жакерия, восстание Уота Тайлера. Возобновление войны. Успехи англичан. Жанна д'Арк – национальная героиня Франции. Окончание и итоги Столетней войны. Завершение создания централизованного государства во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии.

Феодальная раздробленность в Центральной Европе. (4 ч)

Политическое развитие Германии и Италии. Феодальная раздробленность Германии и Италии. Борьба империи и городов Северной Италии. Завершение борьбы между императорами и римскими папами. Гуситское движение в Чехии.Социальное и политическое развитие Чехии в составе Священной Римской империи. Карл IV. Проповедь Яна Гуса. Причины, ход и итоги гуситских войн.

Завоевания турок-османов. Создание Османской империи. Турецкая армия. Янычары. Завоевания турок. Христианские народы под властью исламского государства. Падение Константинополя и гибель государств православного мира на юго-востоке Европы.

Культура Западной Европы в XIXV вв.(2 ч)

Средневековые школы и обучение в них. Возникновение университетов. Устройство средневекового университета. Студенты и преподаватели. Обучение в средневековом университете. Средневековая наука. Влияние христианства на европейскую культуру. Романское искусство. Изобразительное искусство. Средневековая литература. Зарождение идей гуманизма. Искусство раннего Возрождения.

Народы Азии, Америки и Африки в средние века.(3 ч)

Связь традиций древнего и средневекового Китая. Религии. Власть императора. Конфуцианская система воспитания. Школа в средневековом Китае. Борьба с иноземными вторжениями. Культура: поэзия, живопись, архитектура.

Природа и население Индии. Государство. Раджи и их войско. Варны и касты. Земельная собственность в Индии. Положение крестьян. Мусульманское завоевание Индии. Наука и искусство средневековой Индии. Особенности цивилизаций Американского континента: хозяйство, политическое и общественное устройство, религия, культура. Города- государства майя. Империя ацтеков. Царство инков.

Итоговая контрольная работа по предмету (1час)

История России (40 ч) От Древней Руси к Российскому государству (с древности до конца 15 века).

Введение (1 ч)

Что изучает история. Кто изучает историю. Как изучают историю. Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России.Основные этапы развития исторической мысли в России.

Народы и государства на территориинашей страны в древности (5 ч)

Заселение территории нашей страны человеком. Каменныйвек. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и еероль в распространении культурных взаимовлияний.Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н. э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент.

Русь в IX-первой половине XII века(11 ч)

Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествиегуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных,западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты и финно-угры. Хозяйство восточныхславян, их общественный строй и политическая организация.Возникновение княжеской власти. Традиционные верования.Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессыв Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политическойи этнической карты континента.Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства.Начало династии Рюриковичей.Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье.Первые русские князья. Отношения с Византийской империей,странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путьиз варяг в греки. Волжский торговый путь.Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.

Территория и население государства Русь/Русская земля.Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения севераВосточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти:князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие.

Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. ЯрославМудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русскаяцерковь.Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке.Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право:«Русская Правда», церковные уставы.Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняяполитика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами, странами Центральной,Западной и Северной Европы.

Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городскойбыт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.

Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты.«Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона. Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.

Русь в середине XII — начале XIII века (5 ч)

Формирование системы земель — самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте. Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы. Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли.

Русские земли в середине XIII—XIV веке (9 ч)

Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель отордынских ханов (так называемое ордынское иго).Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей.Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западныхграницах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения сЗолотой Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба завеликое княжение Владимирское. Противостояние Твери иМосквы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской.Куликовская битва. Закрепление первенствующего положениямосковских князей.Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля.

Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Формирование единого Русского государства в XV веке (8 ч)

Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй,отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва — третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.

Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской церкви. Внутри церковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.

Итоговая контрольная работа (1 ч)

















Календарно-тематическое планирование

история России От Древней Руси к Российскому государству (с древности до конца 15 века).

всеобщая история с V по XV век.

68 часов

урока

Разделы

Кол-во

часов

Содержание

Дата

Примечание


По плану

По факту



1 четверть 16 час 6 б 6 б


1


1

Введение в Средние века.





Глава 1. Становление средневековой Европы

5





2


1

Древние германцы и Римская империя




3


1

Королевство франков и христианская церковь




4


1

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность




5


1

Западная Европа в IX-XI вв.




6


1

Культура Западной Европы в эпоху Раннего Средневековья

ВПМ «Культурное наследие Средневековья»





Глава 2. Византийская империя и славяне в 6-11 веках.

2





7


1

Византия- государственное устройство и культураВПМ «Культурное наследие Средневековья»




8


1

Образование славянских государств.





Глава 3. Арабы в 6-11 веках

2





9


1

Арабский халифат и его распад




10


1

Культура стран халифата ВПМ «Культурное наследие Средневековья»





Глава 4. Феодалы и крестьяне

2





11


1

В рыцарском замке. Средневековые рыцариВПМ «Культурное наследие Средневековья»




12


1

Средневековая деревня и ее обитатели ВПМ «Культурное наследие Средневековья» Ритмы жизни деревни





Глава 5. Средневековый город и его обитатели

1





13


1

Средневековый город. Горожане и их образ жизни ВПМ «Культурное наследие Средневековья» С чего начинается город





Глава 6. Католическая церковь Крестовые походы

2





14


1

Католическая церковь в Средние века




15


1

Крестовые походы





Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе

5





16


1

Объединение Франции




2 четверть 16час


17


1

Что англичане считают началом своих свобод.




18


1

Столетняя война




19


1

Усиление королевской власти во Франции и Англии




20


1

Реконкиста





Глава 8. Германия и Италия в 15-17 веках

1





21


1

Усиление власти князей в Германии.Расцвет итальянских городов.






Глава 9. Славянские государства и Византия в 14-15 веках

2





22


1

Гуситское движение в Чехии.




23


1

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.





Глава 10. Культура Западной Европы в 11-15 веках

2





24


1

Образование и философия, литература, искусство ВПМ «Культурное наследие Средневековья»




25


1

Культура Раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения ВПМ «Культурное наследие Средневековья»





Глава 11. Народы Азии и Америки в средние века

2





26


1

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония




27


1

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки в Средние века




28


1

Итоговое повторение по курсу «Средние века»





История России с древнейших времен до конца 15 в.






29


1

Введение. Наша Родина - Россия ВПМ «Культурное наследие Средневековья» Отечество





I. Народы и государства на территории нашей страны в древности

5





30


1

Древние люди и их стоянки на территории современной России




31


1

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники




32


1

Образование первых государств




3 четверть 20 час


33


1

Восточные славяне и их соседи




34


1

Контрольная работа по разделу «Народы и государства на территории нашей страны в древности»



контрольная


Тема 2. Русь в IX – первой половине XIIв

11





35


1

Первые известия о Руси




36 - 37


2

Становление Древнерусского государства ВПМ «Культурное наследие Средневековья» Святая Русь




38


1

Правление князя Владимира. Крещение Руси




39


1

Русское государство при Ярославе МудромВПМ «Культурное наследие Средневековья» Духовная жизнь города




40


1

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах




41


1

Общественный строй и церковная организация на Руси. ВПМ «Культурное наследие Средневековья»




42


1

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. ВПМ «Культурное наследие Средневековья»




43


1

Повседневная жизнь населения. ВПМ «Культурное наследие Средневековья» Ритмы жизни деревни




44


1

Место и роль Руси в Европе. ВПМ «Культурное наследие Средневековья»




45


1

Контрольная работа по теме Русь в IX – первой половине XIIв



контрольная


Тема 3. Русь в середине XII – начале XIII в.

5





46


1

Политическая раздробленность в Европе и на Руси




47


1

Владимиро-Суздальское княжество ВПМ «Культурное наследие Средневековья» Северная Фиваида




48


1

Новгородская республикаВПМ «Культурное наследие Средневековья» Поморы. Земля Новгородская






49


1

Южные и юго-западные русские княжества ВПМ «Культурное наследие Средневековья» Поморы. Земля Новгородская






50


1

Контрольная работа по теме «Русь в середине XII – начале XIII в.»



контрольная


Тема 4. Русские земли в середине XIII-XIV веках

10





51


1

Монгольская империя и изменение политической картины мира




52


1

Батыево нашествие на Русь




4 четверть 16 час


53


1

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом




54


1

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура




55


1

Литовское государство и Русь




56


1

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси ВПМ «Культурное наследие Средневековья» Столица. Стольный град Москва




57


1

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.




58


1

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV вв




59


1

Контрольная работа по теме «Русские земли в сер. XIII-XIV вв»



контрольная


Тема 5. Формирование единого Русского государства

8





60


1

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.




61


1

Московское княжество в первой половине XV в.




62


1

Распад Золотой Орды и его последствия




63


1

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.




64


1

Русская православная церковь в XV-нач. XVIвв




65


1

Человек в Российском государстве второй пол. XV в.




66


1

Формирование культурного пространства единого Российского государства.




67


1

Контрольная работа по теме «Формирование единого Русского государства»



контроля

68


1

Итоговая контрольная за курс 6 класса по предмету История России



контроля






































Литература:Дополнительные материалы, хрестоматии, сборники и т.п.:

1. История Средних веков. 6 класс. Книга для чтения / под ред. В.П. Будановой. М., «Эксмо-Пресс», 2012 г.

2. Книга для чтения по истории Средних веков / под ред. С.А. Сказкина. Ч. I М., «Просвещение», 2011 г.

3. Книга для чтения по истории Средних веков: Пособие для учащихся / сост. Н.И. Запорожец; под ред. А.А. Сванидзе М., 2010 г.

4. Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История Средних веков (V-XV вв.). Часть I. М., 2011 г.

5. Художественно-историческая хрестоматия. Средние века / рецензенты Н.И. Запорожец, И.Я. Лернер, М., «Просвещение», 2011 г.

6. Хрестоматия по истории России для детей \ Олмо –пресс, 2012 г.



III. Учебно-методическая литература:

1. Агафонов С.В. «Схемы по всеобщей истории. 6 класс», М., «Русское слово», 2012 г.

2. Биберина А.В. «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории средних веков (V – конец XV в.), 6 класс», М., «Сфера», 2011 г.

3. Колесниченко Н.Ю. «История средних веков. Поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского, 6 класс», Волгоград, «Учитель», 2012 г.;

4. Петрова Н.Г. «История средних веков. Книга для учителя», учебно-методические материалы, М., «Русское слово», 2012 г.;

5. Цветкова Г.А. «Дидактические материалы по истории Средних веков и истории России. 6 класс», М., «Владос», 2011 г.



IV. Дополнительная научно-познавательная литература для школьников.

1.«Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. История». М., 2010 г.;

2. Ионина Н.А. «100 великих городов мира», М., 2011 г.;

3.«История географических открытий. География». М., «Аванта+», 2011 г.;

4.Огнева О. «Рыцари. Турниры. Оружие.», энциклопедия. М., 2012 г.;

5.«Школьная энциклопедия. История Средних веков». М., 2011 г.;

6.«Энциклопедия для детей. Всемирная история». Т.1, М., «Аванта+», 2012 г.;

7.«Энциклопедия для детей. Искусство». Т.7, М., «Аванта+», 2011 г.;

8.«Энциклопедия для детей. Техника». Т.14, М., «Аванта+», 2011 г.;

9.«Энциклопедия для детей. Всемирная литература». Т.15, М., «Аванта+», 2010 г.;

10. «Я познаю мир. Города мира», Энциклопедия. М., 2012 г.;

11. «Я познаю мир. История», Энциклопедия. М., 2011 г.;

12. «Я познаю мир. Этикет, обычаи, быт», Энциклопедия. М., 2012 г.;

13. «Рыцари»; «В средневековом замке», М., «Олма-Пресс», 2011 г.




Учебно-методические материалы

библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки трудов историков

http://www.shpl.ru

http://www.history.ru

http://www.hist.msu.ru

http://lesson-history.narod.ru/ob1011.htm

http://his.1september.ru/index.php

http://predania.ru/

http://bibliotekar.ru/muzeu.htm

исторические фотодокументы, репродукции

http://www.auburn.edu/academic/liberal_arts/foreign/russian/art/index.html

http://www.humanities.edu.ru/db/sect/44/6

http://www.sovr.ru/


исторические фотодокументы, записи песен, гимнов, речей

http://www.humanities.edu.ru/db/sect/219/6

карты

http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/index.html


справочные и дополнительные материалы по истории

исторические понятия, персоналии

http://www.vseslova.ru/index.php?dictionary=bes&word=ilanskiy-

http://www.rusarchives.ru

Интернет ресурсы по Истории России.

Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ, работа по источникам, контрольные работы в форме тестов по типу ГИА.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!