Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 п. Усть-Камчатск»
«Принято» Руководитель МО: _____/О.Н. Стряпченко/ Протокол № 1 от «27» августа 2018 г | «Согласовано» Заместитель директора по УМР МБОУ СШ № 2 _____ / С.Ю. Леоненко/ «31» августа 2018 г | «Утверждаю» ВрИО директора МБОУ СШ № 2 __________/С.Ю. Леоненко/ «31» августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории в 11 «Б» классе
учитель: Дорохин Владимир Владимирович, высшая категория
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Министерства образования РФ №1312 от 09.03.04г.
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министра образования РФ от 05.03.2004г. №1089;
Программы курса Загладина Н.В. Всеобщая история 11 класс – М.: Русское слово, 2011 год; и программы по Истории России Козленко С. И., Загладин Н. В.. История Отечества XX – начало XXI века – М.: Русское слово, 2008. Программы общеобразовательных учреждений, М., Просвещение, 2006 год.
Приказа от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в 2014-2015 уч. году.
Приказа от 08.06.2015 года №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 15. 03 2014г. №НТ-253».
Рабочая программа для 11 класса рассчитана на 68 учебных часа (2 часа в неделю).
Основные содержательные линии учебной рабочей программы в 11 классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их последовательное изучение.
ПРОГРАММА: Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т. Изучение предмета на базовом и профильном уровнях. – 2-е изд. – М.: 2013.
УЧЕБНИК: Загладин Н.В. Всемирная история: 20 век-начало 21 в. 11 класс., М, 2014
ПРОГРАММА: Козленко С.И., Загладин Н.В., Загладина Х.Т. История Отечества. 20-начало 21 века: для 11 класса средних образовательных учебных заведение. – М, 2013
УЧЕБНИК: Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История отечества. 20 – начало 21 века: Учебник для 11 класса средних общеобразовательных учебных заведений. – М.: 2013
Цели курса:
формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;
развитие умений по применению исторических знаний в жизни;
приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:
формирование исторического мышления учащихся;
развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;
формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;
формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;
формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии обществ мира и России в эпоху новейшего времени, о политическом и социальном строе в эпоху новейшего времени, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;
формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в эпоху новейшего времени.
Место предмета в школьной программе
Курс «История» в 11 классе опирается на исторические знания, полученные учащимися при изучении истории в предыдущих классах, межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам, как «Обществознание», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении придается предмету «Обществознание». Курс «История» в 11классе, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.
Характеристика учебного курса
Количество часов на изучение курсов распределяется в соответствии с примерным планированием. На изучение Всеобщей истории отводится 28 часа; на изучение истории России – 40 часов.
В основу данной рабочей программы положен комплексный подход к изложению событий мировой и отечественной истории.
XX век – важный этап в истории человечества. Этот век ознаменован двумя событиями – Первой и Второй мировыми войнами. Событиями, которые изменили все. И, прежде всего, систему ценностей и систему международных отношений. В этом веке произошло крушение мировой колониальной системы и развал Советского Союза.
ХIX век, не успев начаться, уже имеет свои особенности. Передовые страны на рубеже веков перешли от индустриального к постиндустриальному обществу. В России идут крупномасштабные модернизационные перемены. Она старается изо всех сил догнать развитые страны и занять достойное место в мировом сообществе. Это положение вещей не устраивает западное сообщество и, прежде всего, США, привыкшие за три десятилетия жить в условиях однополярного мира. В соответствии с указанными особенностями изучаемого периода истории человечества было разработано следующее содержание рабочей программы истории России и Мира в 11 классе.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории со второй половины XIX в. до начала XXI в.;
периодизацию всемирной и отечественной истории со второй половины XIX в. до начала XXI в.;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Содержание рабочей программы
Всеобщая история (28 часов)
1.Мир в индустриальную эпоху: 1900 – 1945 гг. (11 часов)
Научно технический прогресс на рубеже 19-20 веков. Новый этап индустриального развития. Страны Европы , Россия и Япония, опыт модернизации. Обострение противоречий мирового развития в начале 20 века. Первая мировая война. Версальско-Вашингтонская система. Рабочее движение в 20-е годы. Становление фашизма и нацизма. Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки. Антикоминтерновский пакт. Подготовка к Второй мировой войне. Вторая мировая война, ее результаты.
2.Человечество на рубеже новой эры (17 часов)
Ускорение научно-технического развития и его последствия. Этносоциальные проблемы в современном мире. Послевоенное устройство. Евроатлантическая цивилизация «от общества благоденствия к неконсервативной революции». СССР и страны Восточной Европы во второй половине 20 века. Страны Африки, Азии и Латинской Америки: проблемы модернизации. Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий.
История России (40 часов)
3.Россия накануне и в годы Первой мировой войны, в годы революций и гражданской войны (12 часов)
Россия на рубеже 19-20 веков. Русско-японская война и первая революция в России. Политическая жизнь страны после манифеста 19 октября 1905 года. Третьеиюньская монархия. Россия в Первой мировой войне. Февральская революция. Переход власти к партии большевиков. Гражданская война и иностранная интервенция.
.
4.Советское государство и общество в 1920-1930-х годах (9 часов)
Социально-экономический и политический кризис 1920-1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод в 1921 г. Х съезд РКП (б). Переход к политике НЭПа. План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Итоги и противоречия НЭПа. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. И.В. Сталин. Л.Д. Троцкий. Г.Е. Зиновьев. Н.И. Бухарин. Свертывание НЭПа.
Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений. Деятельность Коминтерна.
Многообразие культурной жизни в 1920-х гг.
Советская модель модернизации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х – началу 1940-х гг. Конституция 1936 г.
СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Вступление СССР в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг. Расширение территории СССР.
Коренные изменения в духовной жизни общества. Ликвидация неграмотности в СССР. Развитие системы образования. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток. Метод социалистического реализма в литературе и искусстве. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе.
5.Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (5 часов)
СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укрепления обороноспособности страны.
Нападение Германии и ее союзников на СССР. Оборонительные сражения. Провал плана «молниеносной» войны. Московское сражение. Начало коренного перелома в ходе войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны. Освобождение советской территории от захватчиков. Вклад Советского Союза в освобождение Европы. Берлинская операция. Участие СССР в военных действиях против Японии. Советские полководцы. Г.К.Жуков. А.М. Василевский. И.С. Конев. К.К. Рокоссовский.
Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности. Создание промышленной базы на Востоке. Политика оккупантов на захваченной территории. Геноцид. Партизанское движение. Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне.
СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне.
6.СССР в 1945-1964 гг. (3 час)
Послевоенное восстановление хозяйства. СССР. Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной войны. Идеологические кампании конца 40-х - начала 50-х гг. Новая волна массовых репрессий.
7.СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. (3 часа)
Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н.С. Хрущева от власти. Л.И. Брежнев. Экономические реформы середины 1960-х гг. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. «Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. «Теневая экономика» и коррупция. Обострение демографической ситуации.
Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция «развитого социализма». Конституция 1977 г. Кризис советской системы и попытки повышения ее эффективности. Ю.В. Андропов. Оппозиционные настроения в обществе. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А.Д. Сахаров. А.И. Солженицын.
Советское руководство и «пражская весна» 1968 г. Обострение советско-китайских отношений. Достижение военно-стратегического паритета с США. Разрядка и причины ее срыва. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Афганская война.
Развитие советского образования, науки и техники, культуры и спорта.
8.Перестройка в СССР (2 часа)
Переход к политике перестройки. М.С. Горбачев. Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ.
Демократизация политической жизни. Гласность. Реформа политической системы страны. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР. Введение поста президента СССР. Начало формирования новых политических партий и общественно-политических движений. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Обострение межнациональных противоречий.
«Новое политическое мышление» и смена курса советской дипломатии. Вывод войск из Афганистана. Политика разоружения. Роспуск СЭВ и ОВД. Завершение «холодной войны».
9.Россия в конце XX- начале XXI в. (6 часов)
Августовские события 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992-1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Российское общество в условиях реформ.
События октября 1993 г. Ликвидация системы Советов. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и движения. Современные межнациональные отношения. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны.
В. В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность.
Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже ХХ-XXI веков. Россия в СНГ. Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз.
Культурная жизнь современной России. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры.
Учебно-тематический план
Тема | Разделы | Количество часов | Зачеты |
1 | Мир в индустриальную эпоху: 1900 – 1945 гг. | 11 | 1 |
2 | Человечество на рубеже новой эры | 17 | 1; 1 -Обобщающий урок |
3 | Россия накануне и в годы Первой мировой войны, в годы революций и гражданской войны | 12 | 2 |
4 | Советское государство и общество в 1920-1930-х годах | 9 | 1 |
5 | Великая Отечественная война 1941-1945 гг. | 5 | 1 |
6 | СССР в 1945-1964 гг. | 3 | 1 |
7 | СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. | 3 | 1 |
8 | Перестройка в СССР | 2 | - |
9 | Россия в конце XX- начале XXI в. | 6 | 1 |
Календарно-тематическое планирование
Всеобщая история XX –нач. XXIвека и история России XX – нач.XXI века.
11 класс – 68 часов.
№ урока | Разделы | Кол-во часов | Содержание | Дата | Примечание |
По плану | По факту |
1 четверть 16 час |
| 1.Мир в индустриальную эпоху: конец XIX–начало XX в. | 11 | | | | |
1 | | 1 | Модернизация и обострение мировых противоречий | | | |
2 | | 1 | Ускорение развития науки и НТП | | | |
3 | | 1 | Первая мировая война | | | |
4 | | 1 | Контрольная по теме: «Мир на рубеже веков. Первая мировая война» | | | |
5 | | 1 | Марксизм, ревизионизм и социал-демократия | | | |
6 | | 1 | Эволюция либеральной демократии. Фашизм | | | |
7 | | 1 | Зачет по теме: «Политическое развитие индустриальных стран» | | | |
8 | | 1 | Проблемы войны и мира. Ослабление колониальных империй | | | |
9 | | 1 | От европейской к мировой войне | | | |
10 | | 1 | Антигитлеровская коалиция и ее победа во Второй мировой войне | | | |
11 | | 1 | Контрольная по теме: «Мировое развитие и международные отношения 1920 – 1940-х гг.» | | | |
| 2. Человечество на рубеже новой эры | 17 | | | | |
12 | | 1 | Духовная жизнь в первой половине XX века | | | |
13 | | 1 | Технологии новой эпохи. Основные черты информационного общества | | | |
14 | | 1 | Глобализация мировой экономики и ее последствия | | | |
15 | | 1 | Социальные перемены в развитых странах | | | |
16 | | 1 | Миграция населения | | | |
2 четверть 16 час |
17 | | 1 | Зачет по теме «Информационное общество» | | | |
18 | | 1 | Начало «холодной войны». Международные конфликты конца 1940 -70-х гг. | | | |
19 | | 1 | Завершение «холодной войны» | | | |
20 | | 1 | Страны Западной Европы и США в первые послевоенные годы | | | |
21 | | 1 | Неоконсервативная революция 1980-хгг. Интеграция в Европе и Северной Америке | | | |
22 | | 1 | Контрольная по теме «Евроатлантическая цивилизация во второй половине XX –начале XXIвв.» | | | |
23 | | 1 | Восточная Европа во второй половине XX в. | | | |
24 | | 1 | Китай и китайская модель развития. Япония и новые индустриальные страны | | | |
25 | | 1 | Развитие стран Азии, Африки и Латинской Америки | | | |
26 | | 1 | Наука и искусство во второй половине XX–начале XXIвв. | | | |
27 | | 1 | Глобальные проблемы человечества | | | |
28 | | 1 | Итоговая контрольная по курсу Новейшей истории | | | |
История России |
| 3. Россия накануне и в годы Первой мировой войны, в годы революций и гражданской войны | 12 | | | | |
29 | | 1 | Россия на рубеже XIX–XX вв. | | | |
30 | | 1 | Кризис империи: русско-японская война и революция 1905- 1907гг. | | | |
31 | | 1 | Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905г. | | | |
32 | | 1 | Третьеиюньская монархия и реформы П. А. Столыпина | | | |
3 четверть 20 час |
33 | | 1 | Культура России в конце XIX - начале XX вв. | | | |
34 | | 1 | Контрольная по теме « Российская империя накануне Первой мировой войны» | | | |
35 | | 1 | Россия в первой мировой войне; конец империи | | | |
36 | | 1 | Февральская революция 1917г. | | | |
37 | | 1 | Переход власти к партии большевиков | | | |
38 | | 1 | Гражданская война | | | |
39 | | 1 | Интервенция и движение «зеленых» | | | |
40 | | 1 | Контрольная по теме «Россия в годы революций и гражданской войны» | | | |
| 4.Советское государство и общество в 1920-1930-х годах | 9 | | | | |
41 | | 1 | Новая экономическая политика | | | |
42 | | 1 | Образование СССР и его международное признание | | | |
43 | | 1 | Культура и искусство после октября 1917г. | | | |
44 | | 1 | Модернизация экономики и укрепление обороноспособности страны в 1930-е гг. | | | |
45 | | 1 | Культ личности Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР | | | |
46 | | 1 | Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие | | | |
47 | | 1 | Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг. | | | |
48 | | 1 | СССР в 1939 – 41гг. | | | |
49 | | 1 | Контрольная по теме «Советское государство и общество в 1920 – 1930-х гг.» | | | |
| 5.Великая Отечественная война 1941-1945 гг. | 5 | | | | |
50 | | 1 | Начальный период Великой Отечественной войны. Июнь 1941 – ноябрь 1942гг. | | | |
51 | | 1 | Коренной перелом в Великой Отечественной войне | | | |
52 | | 1 | Наступление Красной Армии на заключительном этапе Великой Отечественной войны | | | |
4 четверть 16 час |
53 | | 1 | Причины, цена и значение великой Победы | | | |
54 | | 1 | Контрольная «Великая Отечественная война» | | | |
| 6.СССР в 1945-1964 гг. | 3 | | | | |
55 | | 1 | Внешняя политика СССР и начало «холодной войны». Советский Союз в последние годы жизни Сталина | | | |
56 | | 1 | Первые попытки реформ и XX съезд КПСС. Изменения во внешней политике СССР | | | |
57 | | 1 | Советское общество конца 1950-х – начала 1960-х гг. | | | |
| 7.СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. | 3 | | | | |
58 | | 1 | Политика и экономики: от реформ – к застою. Формирование духовной оппозиции в СССР | | | |
59 | | 1 | Углубление кризисных явлений в СССР | | | |
60 | | 1 | Контрольная «СССР во второй половине 1940 – первой половине 1980-х гг.» | | | |
| 8.Перестройка в СССР | 2 | | | | |
61 | | 1 | Политика перестройки в сфере экономики. Развитие гласности и демократии в СССР | | | |
62 | | 1 | Новое политическое мышление. Кризис и распад советского общества | | | |
| 9.Россия в конце XX- начале XXI в. | 6 | | | | |
63 | | 1 | Курс реформ и политический кризис 1993г. | | | |
64 | | 1 | Общественно-политические проблемы России во второй половине 1990-х гг. | | | |
65 | | 1 | Россия на рубеже веков: по пути стабилизации | | | |
66 | | 1 | Новый этап в развитии Российской Федерации | | | |
67 | | 1 | Духовная жизнь России к началу XXI в. | | | |
68 | | 1 | контрольная по теме: «Россия на рубеже веков» | | | |
Учебно-методическое обеспечение:
Для учителя:
Загладин Н.В.. Всеобщая история. История новейшего времени. Учебник для 11 класса. – М.: Русское слово, 2008.
Атлас «Новейшая история XX – начало XXI вв.» с контурными картами и контрольными заданиями. – М.: Дрофа-Дик, 2007.
Козленко С.И., Загладин Н.В. Программа курса «История Отечества. XX век» для 11 класса. – 2-е изд. – М.: Русское слово, 2002
Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России XX - начало XXI в. 11 класс. - М.: Просвещение, 2010.
Атлас "История России. XX – начало XXI вв." с контурными картами и контрольными заданиями. – М.: Дрофа-Дик, 2005
Для учащихся:
Загладин Н.В.. Всеобщая история. История новейшего времени. Учебник для 11 класса. – М.: Русское слово, 2008.
Атлас «Новейшая история XX – начало XXI вв.» с контурными картами и контрольными заданиями. – М.: Дрофа-Дик, 2007.
Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История России XX - начало XXI в. 11 класс. - М.: Русское слово, 2007.
Атлас "История России. XX – начало XXI вв." с контурными картами и контрольными заданиями. – М.: Дрофа-Дик, 2005