СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа НОУ "Эрудит"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа, расчитанная на 5-6 классы, помогающая освоить навыки исследовательской деятельности и публичного выступления.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа НОУ "Эрудит"»

Рабочая программа НОУ «Эрудит»

для основного общего образования

(34 часа, 1 час в неделю)



Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы


Закон РФ «Об образовании», от 29. 12. 2012г № 273 - ФЗ

СанПиН, 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса)

Приказ МО и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования »

Приказ Департамента образования ЯНАО «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа, реализующих программы общего образования от 11.05. 2006 года № 500», № 1012 от 17.06.2011 г.

Образовательная программа Муниципального бюджетного учреждения общеобразовательной школы-интерната «Сеяхинская школа-интернат среднего (полного) общего образования».

Учебный план Муниципального бюджетного учреждения общеобразовательной школы-интерната «Сеяхинская школа-интернат среднего (полного) общего образования».



Пояснительная записка

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектной и исследовательской деятельности. Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

В Программе раскрывается модель становления учащихся на путь научно-исследовательской работы в рамках как школьного, так и вне школьного обучения. Учащиеся, прошедшие данный курс, помимо теоретических знаний и практических умений социологического характера получают общенаучные навыки и умения научно-исследовательского характера.


Цель: через обращение к духовной и материальной культуре способствовать гуманизации школьного образования. Формирование у школьников системы ценностей, которая позволила бы им жить в современном мире, не утрачивая нравственных ориентиров через осмысление системы общечеловеческих ценностей и достижений.


Задачи курса:

-объединить всех желающих заняться историко-социологической работой;

- развить интеллект детей, творческие индивидуальные способности;

- расширить кругозор, круг общения;

- вывести учащихся даже сельской местности на уровень сотрудничества с отдельными учеными, высшими учебными и исследовательскими заведениями;

- дать начало для широкого пути в научной работе путем самостоятельного добывания знаний в разных источниках;

- подготовить школьников к более высокому уровню восприятия открытий сегодняшнего дня;

- обеспечить сопричастность учащихся великим открытиям современности;

- позволить учащимся путем повышения научного сознания воспринимать учебный процесс с повышенным интересом;

Многообразие задач позволяет использовать одновременно или выборочно следующие основные направления деятельности.

Научная работа:

-изучение документов и архивов различного уровня;

- исследовательская работа:

- оформление записей для научного доклада, сообщения, написания реферата, исследовательской работы.


Творческая работа:

- формирование раздаточного материала;

- составление сценариев проведения мероприятий и интеллектуальных игр;

- проведение заседаний, конкурсов, праздников.

Агитационная работа:

-выпуск тематических газет;

- подготовка публикаций в средства массовой информации различных жанров (заметка, репортаж, информация, очерк);

-выпуск буклетов, брошюр, создание аудио- и видеозаписей. - создание игровых пособий, дидактического материала.


Методическая работа:

- создание пособий;

- выступления с исследованиями перед учащимися школы.


Основные принципы курса

  • Системность

  • Воспитывающий и развивающий характер

  • Доступность

  • Индивидуализация, дифференциация

  • Учет уровня развития интересов учащихся и возрастных особенностей.


Механизм реализации программы

1.Подготовительный этап.

  • Утверждение курса.

  • Агитационная работа: выпуск листовок, беседы,имеющие эмоционально окрашенный интригующий характер.

  • Выступление на родительских собраниях или индивидуальная работа с родителями.

  • Набор групп.

  • Входная диагностика.

2. Основной этап.

  • Знакомство с Программой, корректирование плана работы по необходимости (юбилейные даты, уровень подготовки учащихся и т.п.).

  • Изучение основ курса по календарно-тематическому планированию.

  • Промежуточное тестирование.

  • Корректирование в соответствии с итогами тестирования.

  • Подготовка исследований.

3. Заключительный этап

  • Защита исследовательских работ.

  • Участие в школьных политических дебатах.

  • Публикация материала в школьных СМИ.

  • Участие в областных и Всероссийских конкурсах.

  • Экскурсионная поездка по тем или иным изученным объектам



Место учебного курса в учебном плане.

.На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34часа в год

.

Сроки реализации программы - 2015-2016гг.


Ожидаемый результат:

Реализация данной программы рассчитана на получение трех уровней результатов: Первый уровень результатов – приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. ( Достигается взаимодействием ученика со своим учителем)

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. (Достигается взаимодействием школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. (Взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.)




Тематическое планирование.



Тема занятий

Форма занятий


Содержание

Колл-во часов

1

Вводное занятие.


Беседа

Познавательно-коммуникативная работа.

Формирование состава, знакомство. Обсуждение плана работы.

1

2

Понятие команды и группы.

Игра, тренинг

коммуникативная игра, тренинг на установление телесно-ориентированного контакта и определения зоны комфорта Практическая часть: тренинг на определение и присвоение командных ролей, игра «Наклеивание ярлыков» Как работать вместе. Методы ведения продуктивного группового взаимодействия.

4

3

Выбор тем для исследования

Беседа, лекция

Консультации по отдельным темам.

Научно-исследовательская работа, творческая

Выявление проблемы, определение объекта и предмета,

представление гипотез исследования.

3

4

Определение методов проведения исследования, в том числе подбор и изучение литературы и источников

Индивидуальная (собеседование, консультация).

Научно-исследовательская работа.

Работа с источниками информации. Индивидуальная, групповая, коллективная работа. Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Источники получения информации: картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной  и методической литературы. Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала.

3

5

Различные источники информации.

Индивидуальная (собеседование, консультация).

Групповая

Работа с интернет-ресурсами. Самостоятельная работа с научными источниками по индивидуальным темам. Сбор материала по темам исследования, индивидуальные консультации.

3

6

Работа с собранной информацией

Лекция

Практика

Систематизация материала: групповая работа

3

7

Оформление исследовательской работы, оформление проектной работы, оформление реферата

Коллективная (беседа, лекция)

Индивидуальная (собеседование, консультация).

Познавательно-коммуникативная работа. Особенности записи исследования. Понятия. Классификация. Парадоксы. Ранжирование. Сравнения и метафоры. Выводы и умозаключения. Текст доклада. Тезисы. Схемы, чертежи, рисунки, макеты.

3

8

Оформление презентаций

Возможности PowerPoint

Коллективная (беседа, лекция)

Индивидуальная (собеседование, консультация).

Познавательно-коммуникативная, творческая деятельность.

Продукт проектной деятельности. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.


3

9

Подготовка доклада


Индивидуальная (собеседование, консультация). Практическая работа: составление конкурсов, игр, КВН.

Познавательно-коммуникативная работа. Воспитательная работа. Учимся обобщать собранную информацию. Правильно оформляем тезисы исследовательской работы.

3

10

Подготовка к защите. Основы риторики.


Коллективная (беседа, лекция)

Индивидуальная (собеседование, консультация).

Тренинг.

Воспитательная, познавательно-коммуникативная работа

Правила публичного выступления. Умение слушать и задавать вопросы.


«Управление эмоциями».

3

11

Проведение открытой школьной конференции

Коллективная (беседа, лекция)

Индивидуальная (собеседование, консультация).

Познавательно-коммуникативная работа.

Представление исследовательских работ. Приобретение опыта публичного выступления.

3

12

Рефлексия.

Беседа, дебаты или диспут

Оценка собственной деятельности и деятельности других участников.

Ярмарка идей для последующего взаимодействия

2