Белоглинский район хутор Туркинский
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 36 Белоглинского района»
УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от «30» августа 2017 года протокол № 1 Председатель _________Д.В. Петракова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
Уровень образования (класс): среднее (полное) общее образование 10-11 классы
Количество часов: 136 часов
Учитель: Хаустова Екатерина Владимировна
Программа разработана в соответствии и на основе:: ФКГОС – 2004 основного общего образования; основной образовательной программы ФКГОС основного общего образования МБОУ СОШ № 36; программы среднего (полного) общего образования по биологии . 10 – 11 классы. Базовый уровень. Авторы: И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов. Москва: Дрофа, 2010.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИИ 10 - 11 КЛАССАХ
В связи с тем, что на изучение биологии в 10 классе по БУП-2004 г. отводится 2 часа, а по авторской программе 1 час, в рабочую программу внесены следующие изменения:
-увеличено количество часов за счет расширения следующих тем – 1 час – введение, раздела 1 «Биология как наука. Методы научного познания» с 3 часов по программе до 5 часов, раздела 2 «Клетка» с 10 часов по программе до 21 часа, раздела 3 «Организм» с 18 до 35 часов;
- 2 часа из резервного времени (8 часов) отводится на повторение, обобщение и экскурсию;
В итоге программа увеличена с 34 часов до 68 часов.
В связи с тем, что на изучение биологии в 11 классе по БУП-2004 г. отводится 2 часа, а по авторской программе 1 час, в рабочую программу внесены следующие изменения:
-увеличено количество часов за счет расширения тем раздела 1 час – введение, 4 «Вид» с 19 часов по программе до 38 часов, раздела 5 «Экосистемы» с 11 часов по программе до 28 часов:
- 1 час заключение.
В итоге программа 10-11 классов имеет 136 часов.
Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Примерная или авторская программа | Рабочая программа по классам |
10 кл | 11 кл |
| ВВЕДЕНИЕ | | 1 | 1 |
РАЗДЕЛ 1 Тема 1.1 Тема 1.2 | БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Краткая история развития биологии. Система биологических наук Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы | 3 1 2 | 5 2 3 | |
РАЗДЕЛ 2 Тема 2.1 Тема 2.2 Тема 2.3 Тема 2.4 Тема 2.5 | КЛЕТКА История изучения клетки. Клеточная теория Химический состав клетки Строение эукариотической и прокариотической клеток Реализация наследственной информации в клетке Вирусы | 10 1 4 3 1 1 | 21 2 7 6 3 2+1ч на обобщение по теме «Клетка» | |
РАЗДЕЛ 3 Тема 3.1 Тема 3.2 Тема 3.3 Тема 3.4 Тема 3.5 Тема 3.6 | ОРГАНИЗМ Организм - единое целое. Многообразие живых организмов Обмен веществ и превращение энергии Размножение Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) Наследственность и изменчивость Основы селекции. Биотехнология ОБОБЩЕНИЕ ПО ИЗУЧЕННЫМ ТЕМАМ | 18 1 2 4 2 7 2 | 35 2 4+1ч на обобщение 5 3+ 1ч на обобщение по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов» 13 4+ 1ч на экскурсию+ 1ч на обобщение по теме «Основы генетики и селекции» 1 | |
РАЗДЕЛ 4 Тема 4.1 Тема 4.2 Тема 4.3 Тема 4.4 | ВИД История эволюционных идей Современное эволюционное учение Происхождение жизни на Земле Происхождение человека | 19 4 8 3 4 | 4 | 38 8 17+1ч на обобщение по теме «Современное эволюционное учение» 3 8+ 1ч на обобщение по теме «Происхождение человека» |
РАЗДЕЛ 5 Тема 5.1 Тема 5.2 Тема 5.3 Тема 5.4 | ЭКОСИСТЕМЫ Экологические факторы Структура экосистем Биосфера - глобальная экосистема Биосфера и человек | 11 3 4 2 2 | | 28 6 11 + 1ч на обобщение по теме «Структура экосистем» 4 5 +1 ч на обобщение по теме «Биосфера» |
| ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 1 | 1 | 1 |
| РЕЗЕРВ ВРЕМЕНИ | 8 | 2 | 0 |
ИТОГО | 62+8ч резерв | 68 | 68 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 10 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
Введение (1 час)
Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.
Раздел 1
Биология как наука. Методы научного познания
(5 часов)
ТЕМА 1.1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БИОЛОГИИ, СИСТЕМА БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК (2 часа)
Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук.
ТЕМА 1.2. СУЩНОСТЬ И СВОЙСТВА ЖИВОГО, УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (3 часа)
Сущность жизни. Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Основные свойства живой материи.
Уровни организации живой материи; жизнь и живое вещество; косное и биокосное вещество биосферы: молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевый и органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный уровни организации живого. Методы познания живой природы.
Демонстрация схем структуры царств живой природы.
Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира.
Раздел 2
Клетка (21 час)
ТЕМА 2.1. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ КЛЕТКИ, КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ (2 часа)
Развитие знаний о клетке. Работы Р.Гука, А.ван Левенгука, К. Э.Бэра, Р.Броуна, Р.Вирхова. Клеточная теория М.Шлейдена и Т.Шванна. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Демонстрация. Схема «Многообразие клеток»
Основные понятия. Клетка. Цитология. Основные положения клеточной теории.
ТЕМА 2.2. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ (7 часов)
Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма.
Органические вещества — сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.
Демонстрация. Диаграммы: «Распределение химических элементов в неживой природе», «Распределение химических элементов в живой природе». Периодическая таблица элементов. Схемы и таблицы: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Типы РНК», «Удвоение молекулы ДНК».
Основные понятия. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Свойства воды. Минеральные соли. Биополимеры. Липиды, липоиды, углеводы, белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Репликация ДНК. Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Основы систематики; место и роль прокариот в биоценозах.
Демонстрация строения клеток различных прокариот.
Т Е М А 2.3. СТРОЕНИЕ ЭУКАРИОТИЧЕСКОЙ И ПРОКАРИОТИЧЕСКОЙ КЛЕТОК (6 часов)
Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный принцип организации клеток; строение биологической мембраны, структурные и функциональные особенности мембран различных клеточных структур. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Кариоплазма. Дифференциальная активность генов; эухроматин. Основные отличия в строении животной и растительной клеток.
Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.
Демонстрация схем строения органоидов растительной и животной клеток.
Основные понятия. Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки. Хромосомы. Кариотип. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Прокариотическая клетка.
Лабораторная работа №1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах.
Лабораторная работа №2. Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы).
Лабораторная работа №3. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
ТЕМА 2.4. РЕАЛИЗАЦИЯ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ В КЛЕТКЕ (3 часа)
ДНК – носитель наследственной информации. Уровни структурной организации; структура полинуклеотидных цепей, правило комплементарности. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка. Роль ферментов и АТФ в синтезе белка. Генодиагностика и генотерапия заболеваний человека и животных.
Демонстрация таблиц «Генетический код» и «Биосинтез белка».
Основные понятия. Генетический код, триплет, ген. Транскрипция, трансляция, матричный синтез. Генодиагностика, генотерапия.
ТЕМА 2.5. ВИРУСЫ (2 часа + 1ч на обобщение)
Вирусы — внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. Открытие вирусов, механизм взаимодействия вируса и клетки, инфекционный процесс. Заболевания животных и растений, вызываемые вирусами. Профилактика СПИДа. Бактериофаги.
Демонстрация моделей различных вирусных частиц, таблицы «Профилактика СПИДа».
Основные понятия. Вирус, бактериофаг.
Раздел 3
Организм (35 часов)
ТЕМА 3.1. ОРГАНИЗМ ─ ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ, МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (2 часа)
Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.
Демонстрация. Схема «Многообразие организмов».
Основные понятия. Одноклеточные, многоклеточные организмы.
ТЕМА 3.2. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ
(4 часа + 1ч на обобщение)
Энергетический обмен – совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий.
Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.
Демонстрация. Схема «Фотосинтез»
Основные понятия. Метаболизм, энергетический обмен, пластический обмен. АТФ. Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез.
ТЕМА 3.3. РАЗМНОЖЕНИЕ (5 часов)
Деление клетки. Митоз – основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток простейших, спорообразование; почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов; вегетативное размножение. Эволюционное значение бесполого размножения.
Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Демонстрация таблиц, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур, схемы гаметогенеза.
Основные понятия. Жизненный цикл клетки. Митоз, биологическое значение. Типы бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Раздельнополые организмы и гермафродиты. Яйцеклетка и сперматозоид. Гаметогенез. Мейоз, биологическое значение. Оплодотворение: наружное и внутреннее. Двойное оплодотворение у растений.
ТЕМА 3.4. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (ОНТОГЕНЕЗ) (3 часа + 1ч на обобщение)
Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем.
Причины нарушений развития организма. Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Демонстрация. Таблицы: «Основные стадии онтогенеза», «Прямое и непрямое развитие». Таблицы, фотографии, диаграммы и статистические данные, демонстрирующие последствия влияния негативных факторов среды на развитие организма.
Основные понятия. Онтогенез. Типы развития: прямое и непрямое (развитие с метаморфозом). Этапы эмбрионального развития. Периоды постэмбрионального развития. Вредное влияние курения, алкоголя, наркотических препаратов на развитие организма и продолжительность жизни.
ТЕМА 3.5. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ
(13 часов )
История развития генетики. Основные понятия генетики. Признаки и свойства; гены, аллельные гены. Генотип и фенотип организма; генофонд. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования.
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом.
Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций; значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие моногибридные и дигибридные скрещивания; сцепленное аследование признаков; перекрест хромосом; наследование, сцепленное с полом. Примеры модификационной изменчивости. Материалы, демонстрирующие влияние мутагенов на организм человека.
Основные понятия. Наследственность и изменчивость. Генотип, фенотип. Гибридологический метод, скрещивание. Доминантный, рецессивный. Гены, аллели. Закономерности наследования признаков. Закон чистоты гамет. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Генетические карты. Геном. Аутосомы, половые хромосомы. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутагенные факторы. Наследственные болезни. Медико-генетическое консультирование.
Лабораторная работа №4. Составление простейших схем скрещивания.
Лабораторная работа №5. Решение генетических задач.
Лабораторная работа №6. Изучение изменчивости.
Лабораторная работа №7. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.
ТЕМА 3.6 ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ. БИОТЕХНОЛОГИЯ
(4 часа + 1ч на экскурсию + 1ч на обобщение)
Основы селекции: методы и достижения. Генетика — теоретическая основа селекции. Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация; формы отбора (индивидуальный и массовый отбор). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Селекция в Краснодарском крае.
Демонстрация. Карта-схема «Центры происхождения культурных растений». Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.
Основные понятия. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм. Клонирование. Генетически модифицированные организмы.
Практическая работа №1. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
Экскурсия. Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (ферма, селекционная станция).
Обобщение по изученным темам (1 час)
Основные свойства живой материи. Реализация наследственной информации в клетке. Метаболизм.
Раздел 4
Вид (4 часа)
ТЕМА 4.3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (4 часа)
Мифологические представления. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, взгляды В. Гарвея, эксперименты Л. Пастера. Теории вечности жизни. Материалистические представления о возникновении жизни на Земле.
Демонстрация схемы экспериментов Л. Пастера.
Основные понятия. Теория академика Опарина-Холдейна. Химическая эволюция. Небиологический синтез органических соединений. Коацерватные капли и их эволюция. Протобионты. Биологическая мембрана. Возникновение генетического кода. Безъядерные (прокариотические) клетки. Клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка — элементарная структурно-функциональная единица всего живого.
Заключение (1ч )
Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 11 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
Введение (1 час)
Цели и задачи курса «Общая биология» в 11 классе. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли. Использование полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач.
Раздел 4
Вид (38 часов)
ТЕМА 4.1. ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕЙ
(8 часов)
Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж. Кювье, Ж.Бюффона, Ж. Сент-Илера. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина. Учение Ч. Дарвина о естественном и искусственном отборах. Сравнительный анализ теорий Ж.-Б.Ламарка и Ч.Дарвина.
Демонстрация. Карта-схема маршрута путешествия Ч. Дарвина. Гербарные материалы, коллекции, фотографии и другие материалы, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных.
Основные понятия. Эволюция. Креационизм, трансформизм, эволюционизм. Групповая и индивидуальная изменчивость. Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный отбор.
ТЕМА 4.2. СОВРЕМЕННОЕ ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ
(17 часов + 1ч на обобщение)
Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции.
Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен).
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.
Доказательства эволюции органического мира.
Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов сортов культурных к среде обитания и результаты видообразования.
Таблицы, муляжи и другие наглядные материалы, демонстрирующие гомологичные и аналогичные органы, их строение и происхождение в онтогенезе; рудименты и атавизмы.
Основные понятия. Вид, популяция; их критерии. Генофонд. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Движущий и стабилизирующий отбор. Способы и пути видообразования.
Лабораторная работа №1. Описание особей вида по морфологическому критерию.
Лабораторная работа №2. Выявление изменчивости у особей одного вида.
Лабораторная работа №3. Выявление приспособлений организмов к среде обитания.
Экскурсия №1. Многообразие видов (окрестности школы).
ТЕМА 4.3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ
(3 часа)
Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Эволюция протобионтов: формирование внутренней среды, появление катализаторов органической природы, возникновение генетического кода. Начальные этапы биологической эволюции: возникновение фотосинтеза, эукариот, полового процесса и многоклеточности.
Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.
Основные понятия. Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле. Химическая эволюция. Небиологический синтез органических соединений. Коацерватные капли и их эволюция. Протобионты. Биологическая мембрана. Возникновение генетиче-
ского кода. Безъядерные (прокариотические) клетки. Клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка — элементарная структурно-функциональная единица всего живого.
Практическая работа №1. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
ТЕМА 4.4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
(8 часов + 1ч на обобщение)
Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.
Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества.
Демонстрация моделей скелетов человека и позвоночных животных.
Основные понятия. Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма и «социального дарвинизма».
Лабораторная работа №4. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.
Практическая работа №2. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
Экскурсия №2. Происхождение и эволюция человека (исторический музей).
Раздел 5
Экосистемы (28 часов)
ТЕМА 5.1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
(6 часов)
Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
Демонстрация. Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологических факторов на живые организмы. Примеры симбиоза в природе.
Основные понятия. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша.
ТЕМА 5.2. СТРУКТУРА ЭКОСИСТЕМ
(11 часов + 1ч на обобщение)
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида: чисел, биомассы, энергии. Правило 10%. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества — агроценозы.
Демонстрация. Схема «Пространственная структура экосистемы (ярусность растительного сообщества)». Схемы и таблицы, демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; круговорот веществ и энергии в экосистеме.
Основные понятия. Экосистема, биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты (деструкторы). Пищевые цепи и сети.
Лабораторная работа №5. Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме.
Лабораторная работа №6. Выявление антропогенных изменений в экосистемах села.
Лабораторная работа №7. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем села.
Лабораторная работа №8. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).
Лабораторная работа №9. Решение экологических задач.
Экскурсия №3. Естественные (лес, поле) и искусственные (парк, сад, ферма, территория школы) экосистемы.
ТЕМА 5.3. БИОСФЕРА — ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА
(4 часа)
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе: круговорот углерода, кислорода, азота, фосфора, серы.
Демонстрация схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе.
Основные понятия. Биосфера. Живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Биомасса Земли.
ТЕМА 5.4. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК
(5 часов + 1ч на обобщение)
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Глобальные экологические проблемы. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Красная книга Краснодарского края. Кавказский биосферный заповедник.
Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.
Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.
Основные понятия. Глобальные экологические проблемы. Охрана природы. Рациональное природопользование. Национальные парки, заповедники, заказник. Красная книга.
Лабораторная работа №10. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.
Практическая работа №3. Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения.
Заключение (1ч)
Использование полученных знаний в повседневной жизни. Бионика.
Тематическое планирование.
10 класс
Раздел | Кол-во часов | Тема урока | Кол-во часов |
Введение | 1 | Введение. | 1 |
Биология как наука. Методы биологического познания | 5 | Краткая история развития биологии. | 1 |
| | Система биологических наук. | 1 |
| | Сущность и свойства живого. | 1 |
| | Уровни организации живой природы. | 1 |
| | Методы познания живой природы. | 1 |
Клетка | 21 | История изучения клетки. | 1 |
| | Клеточная теория. | 1 |
| | Химический состав клетки. Макроэлементы. | 1 |
| | Ультрамикроэлементы. Роль внешних факторов в формировании химического состава живой природы. | 1 |
| | Неорганические вещества клетки. | 1 |
| | Органические вещества. Общая характеристика. Углеводы. Липиды. | 1 |
| | Органические вещества. Белки. | 1 |
| | Органические вещества. Нуклеиновые кислоты. ДНК. | 1 |
| | Органические вещества. Нуклеиновые кислоты. РНК. | 1 |
| | Сравнительная характеристика эукариот. Л.Р.№1. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах». | 1 |
| | Наружная клеточная мембрана. Л.Р.№2. «Сравнение клеток животных и растений(в форме таблицы). | 1 |
| | Цитоплазма (органоиды цитоплазмы). Л.Р.№3. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений». | 1 |
| | Клеточное ядро. | 1 |
| | Распространение и значение бактерий в природе. | 1 |
| | Строение бактериальной клетки. | 1 |
| | ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код. | 1 |
| | Биосинтез белка. | 1 |
| | Биосинтез белка. | 1 |
| | Вирусы – внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. | 1 |
| | Заболевания животных и растений, вызываемые вирусами. | 1 |
| | Обобщающий урок по теме «Клетка». | 1 |
Организм | 35 | Многообразие организмов. | 1 |
| | Одноклеточные и многоклеточные организмы. | 1 |
| | Энергетический обмен. | 1 |
| | Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий. | 1 |
| | Типы питания. | 1 |
| | Пластический обмен. | 1 |
| | Обобщение по теме «Метаболизм». | 1 |
| | Деление клетки. Митоз. | 1 |
| | Формы бесполого размножения. | 1 |
| | Половое размножение. | 1 |
| | Образование половых клеток. Мейоз. | 1 |
| | Оплодотворение. | 1 |
| | Эмбриональный период развития. | 1 |
| | Постэмбриональный период развития. | 1 |
| | Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье. | 1 |
| | Обобщающий урок по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов». | 1 |
| | История развития генетики. Основные понятия генетики. | 1 |
| | Закономерности наследования признаков, выявленные Г.Менделем. | 1 |
| | Л.Р.№4 «Составление простейших схем скрещивания». | 1 |
| | Анализирующее скрещивание. | 1 |
| | Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. | 1 |
| | Генетическое определение пола. | 1 |
| | Наследование признаков, сцепленных с полом. | 1 |
| | Лабораторная работа №5 «Решение генетических задач». | 1 |
| | Основные формы изменчивости. | 1 |
| | Лабораторная работа №6 «Изучение изменчивости». | 1 |
| | Мутации. Свойства мутаций. | 1 |
| | Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. | 1 |
| | Л.Р.№7 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий и их влияние на организм». | 1 |
| | Основы селекции. Центры происхождения и многообразие культурных растений. | 1 |
| | Методы селекции растений и животных. | 1 |
| | Биотехнология и генная инженерия. Клонирование. | 1 |
| | Этические аспекты развития биотехнологии. П.Р.№1 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых аспектов в биотехнологии». | 1 |
| | Экскурсия «Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения» (ферма, селекционная станция). | 1 |
| | Обобщающий урок по теме «Генетика и селекция». | 1 |
| | ОБОБЩЕНИЕ ПО ИЗУЧЕННЫМ ТЕМАМ. | 1 |
Вид | 4 | Мифологические представления. | 1 |
| | Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. | 1 |
| | Теории вечности. | 1 |
| | Материалистические представления о возникновении жизни на Земле. | 1 |
| | ЗАКЛЮЧЕНИЕ. | 1 |
Итого – 68 часов | | Практических работ – 1 Лабораторных работ – 7 | |
11 класс
Раздел | Кол-во часов | Тема урока | Кол-во часов |
Введение | 1 | Введение | 1 |
Вид | 38 | Развитие биологии в додарвиновский период. | 1 |
| | Работы К. Линнея по систематике растений и животных. | 1 |
| | Эволюционное учение Ж.Б. Ламарка. | 1 |
| | Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. | 1 |
| | Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. | 1 |
| | Учение Ч. Дарвина о искусственном отборе. | 1 |
| | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. | 1 |
| | Сравнительный анализ теорий Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина. | 1 |
| | Вид, его критерии. | 1 |
| | Л.р. № 1 «Описание особей вида по морфологическому критерию». | 1 |
| | Популяция – структурная единица вида. | 1 |
| | Популяция – единица эволюции. | 1 |
| | Синтетическая теория эволюции. | 1 |
| | Движущие силы эволюции: мутационный процесс. | 1 |
| | Л.р. № 2 «Выявление изменчивости у особей одного вида». | 1 |
| | Популяционные волны, изоляция. | 1 |
| | Движущий и стабилизирующий естественный отбор. | 1 |
| | Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. | 1 |
| | Л.р. № 3 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания» | 1 |
| | Видообразование как результат эволюции. | 1 |
| | Биологический прогресс и биологический регресс. | 1 |
| | Причины вымирания видов. | 1 |
| | Доказательства эволюции органического мира. | 1 |
| | Доказательства эволюции органического мира. | 1 |
| | Экскурсия № 1 «Многообразие видов» (окрестности школы). | 1 |
| | Обобщение по теме «Современное эволюционное учение». | 1 |
| | П.р. № 1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни». | 1 |
| | Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. | 1 |
| | Начальные этапы биологической эволюции. | 1 |
| | Место человека в живой природе. | 1 |
| | П.р. № 2 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека». | 1 |
| | Систематическое положение вида Homo Sapiens в системе животного мира. | 1 |
| | Л.р. № 4 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства». | 1 |
| | Стадии эволюции человека. | 1 |
| | Человеческие расы. | 1 |
| | Свойства человека как биосоциального существа. | 1 |
| | Обобщение по теме «Происхождение человека». | 1 |
| | Экскурсия № 2 «Происхождение и эволюция человека» (исторический музей). | 1 |
Экосистемы | 28 | Организм и среда. Предмет и задачи экологии. | 1 |
| | Взаимодействие факторов среды. | 1 |
| | Абиотические факторы среды. | 1 |
| | Биотические факторы среды. | 1 |
| | Биотические факторы среды. | 1 |
| | Зачёт по теме «Экологические факторы». | 1 |
| | Видовая и пространственная структура экосистем. | 1 |
| | Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. | 1 |
| | Экологическая пирамида: чисел, биомассы, энергии. | 1 |
| | Л.р. № 5 «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме. | 1 |
| | Причины смены биоценозов. | 1 |
| | Влияние человека на экосистемы. | 1 |
| | Л.р. № 6 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах села». | 1 |
| | Искусственные сообщества – агроценозы. | 1 |
| | Л.р. № 7 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроценозов села». | 1 |
| | Л.р. № 8 «Исследование изменений в экосистемах на биологических модулях» (аквариум). | 1 |
| | Л.р. № 9 «Решение экологических задач». | 1 |
| | Обобщение по теме «Структура экосистем». | 1 |
| | Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы. | 1 |
| | Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу. | 1 |
| | Биокосное и косное вещество биосферы (В.И. Вернандский). | 1 |
| | Круговорот веществ в природе. | 1 |
| | Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). | 1 |
| | Л.р. № 10 «Анализ и оценка собственной деятельности в окружающей среде». | 1 |
| | Глобальные экологические проблемы. | 1 |
| | П.р. № 3 «Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения». | 1 |
| | Проблемы рационального природопользования, охраны природы. | 1 |
| | Обобщение по теме «Биосфера и человек». | 1 |
Заключение | 1 | Заключение. Использование полученных знаний. Бионика. | 1 |
Итого – 68 часов | | Лабораторных работ – 10 Практических работ - 3 | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей естественно-математического цикла МБОУ СОШ № 36 от «27» августа 2017 года № 1 _______ / Е.В. Хаустова подпись руководителя МО Ф.И.О. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ / И.А. Степанова подпись расшифровка подписи «30» августа 2017 года |