СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 10 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии. 10 класс.     

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10 класс.»

муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11 города Свободного


    1. РАССМОТРЕНО



На заседании МО учителей предметников №

От «___» __________2017 г.

    1. СОГЛАСОВАНО



Зам директора по

УВР МОАУ СОШ № 11

_____________Г.П. Рыжкова

«___» _____________2017 г.

    1. УТВЕРЖДЕНО

Директор МОАУ СОШ № 11

____________М.С. Киреева



Приказ №____________

От № «___»__________2017 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2017-2018 учебный год

по биологии в 10 классе.









Составитель программы:

учитель географии и биологии

Смирнов А.Н.

_______________________





г. Свободный

2017г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089, опубликованном в Сборнике нормативных документов / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 443 и примерной программой основного общего образования.

Исходными документами для составления рабочей программы явились:

  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»

  • Письмо   Минобразования   России от 20.02.2004   г.   №   03-51-10/14-03   «О введении федерального   компонента государственных образовательных   стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  • Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;

  • Примерные программы среднего (полного) общего образования по биологии // Сборник нормативных документов. Биология / сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2009.

  • Учебный план МОАУ СОШ №11 г.Свободного на 2017-2018учебный год.

Учебно - методический комплекс: 1.​ Т.А.Козлова. Методическое пособие к учебнику: Е.А. Криксунов, А.А.Каменский, В.В. Пасечник: «Общая биология. 10-11 кл.» - М., Дрофа. 2011 .

Программа: Программа по биологии для средней (10 - 11 кл.) общеобразовательной школы. Москва, «Дрофа» 2009 г., стр. 171. Автор В.В. Пасечник.

Учебник: Е.А. Криксунов, А.А.Каменский, В.В. Пасечник: «Общая биология. 10-11 кл.» Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2011.

Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 70 часов, в том числе в 10 классе – 35 часов (1 час в неделю), в 11 классе – 35 часов (1 час в неделю). Однако возможно изучение курса в течение одного года (в 10 или 11 классе) при 2 часах в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов (в соответствии со школьным учебным планом), 1 час в неделю в 10 классе. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (5 часов) для более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий.

В базовую программу были внесены следующие изменения:

1.​ Темы «Основы генетики» и «Генетика человека» объединены в одну тему, так как вторая непосредственно связана с первой и является её логическим продолжением.

2.​ Изучения материала о происхождении жизни в теме «Происхождение и развитие жизни на Земле» перенесено из темы «Эволюция биосферы и человек» в тему «Эволюционное учение», в связи с тем, что это более логично.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Цели

Изучение биологии на уровне среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

·         освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

·         овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

·         развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

·         воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

·         использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.



Требования к уровню подготовки выпускников



В результате изучения биологии выпускник должен

знать /понимать

- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

-сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику;

уметь

- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

- описывать особей видов по морфологическому критерию;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН УЧАЩИХСЯ

Оценка устного  ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае: 
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. 
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. 
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи. 

Отметка "4": 
1. Знание всего изученного программного материала. 
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи. 

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий): 
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. 
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2"
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик: 
1) правильно определил цель опыта; 
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; 
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; 
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы; 
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). 
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. 
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но: 
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; 
2. или было допущено два-три недочета; 
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета, 
4. или эксперимент проведен не полностью; 
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик: 
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; 
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; 
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; 
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. 
Отметка "2" ставится, если ученик: 
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; 
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; 
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3"; 
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик: 
1. выполнил работу без ошибок и недочетов; 
2) допустил не более одного недочета. 
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета; 
2. или не более двух недочетов. 
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: 
1. не более двух грубых ошибок; 
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 
3. или не более двух-трех негрубых ошибок; 
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. 
Отметка "2" ставится, если ученик: 
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.



Содержание учебного предмета (35 часов)

Введение (3 часа)

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и др.). Место курса «Общая биология» в системе естественно-научных дисциплин. Цели и задачи курса. Биологические направления вузов РБ.

Демонстрация портретов ученых-биологов, схемы «Связь биологии с другими науками».

Тема 1. Основы цитологии (16 часов)

Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории.

Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого.

Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные источники РБ. Органические вещества: углеводы, белки. Достижения ученых РБ в области иммунологии. Липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке.

Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Производство витаминов в РБ.

Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа. Распространение и профилактика СПИДа в РБ.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Каталитический и энергетический обмен. Основные этапы энергетического обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез и его значение в биосфере. Регулирование процессов фотосинтеза в тепличных хозяйствах РБ. Хемосинтез. Уникальность курорта «Красноусольск».

Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК - источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование и-РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения вещества и энергии в клетке.

Демонстрация микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки; опытов, иллюстрирующих процесс фотосинтеза; моделей РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схемы путей метаболизма в клетке; модели-аппликации «Синтез белка».

Лабораторные работы:

Лабораторная работа № 1. «Устройство световых микроскопов и техника микроскопирования»

Лабораторная работа № 2. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом.

Лабораторная работа № 3«Строение клеток растений и животных»

Лабораторная работа № 4 «Строение клеток растений, животных, грибов»

Лабораторная работа № 5 «Изучение каталитической активности ферментов в живых тканях активности»

Контрольная работа №1. Основы цитологии.

Тема 2. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (5 часов)

Самовоспроизведение - всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фразы и биологическое значение.

Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения.

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез животных. Взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Рост и развитие организма. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Старение и смерть организма. Специфика онтогенеза при бесполом размножении.

Демонстрация таблиц, иллюстрирующих виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схем митоза и мейоза.

Тема 3. Основы генетики. Генетика человека (11 часов)

История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г.Менделем. гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом.

Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулегальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.

Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием.

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах. Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования. Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы. Генетические службы РБ.

Демонстрация хромосомных аномалий человека и их фенотипические проявления.

Демонстрация моделей-аппликаций, иллюстрирующих законы наследственности, перекрест хромосом; результатов опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарных материалов, коллекций, муляжей гибридных, полиплоидных растений.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа № 6 «Составление простейших схем скрещивания».

Лабораторная работа № 7. «Решение элементарных генетических задач».

Лабораторная работа № 8. «Решение задач на сцепленное с полом наследование».

Лабораторная работа № 9 «Изменчивость, построение вариационного ряда».

Контрольная работа №2 в рамках промежуточной аттестации

Тематическое планирование:

№ темы

Название темы

Лабораторные работы

Контрольные работы

Количество часов


Введение



3

1.​ 

Основы цитологии

5

1

16

2.​ 

Размножение и индивидуальное развитие организма



5

3.​ 

Основы генетики. Генетика человека

4

1

11


Итого

9

2

35





Календарно-тематическое планирование (35часов, 1 час в неделю)

Тема урока

Содержание урока

планируемый результат

Форма контроля

Дата проведения

план


факт

Тема: Введение (3часа).


1

Введение. Вводный инструктаж по технике безопасности в кабинете биологии

Предмет и задачи об​щей биологии, методы исследования в биологии, связь биологии с другими науками.

Учащиеся должны знать, что изучает общая биология, уметь охарактеризовать особенности методов познания живого.

Т



2

Сущность жизни свойства живого

Биология. Жизнь. Основ​ные свойства живых организмов. Многообра​зие живого мира.

Учащиеся должны уметь объяснять основные свойства живых организмов: обмен веществ, саморегуляция, самовоспроизведение, наследственность и изменчивость, рост и развитие, раз​дражимость и уметь привести примеры пред​ставителей 5 царств живой природы - вирусы, бактерии, грибы, растения и животные.

Фронтальный опрос



3

Уровни организации живой материи

Уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно- видовой, экосистемный, биосферный.

Учащиеся должны уметь характеризовать уровни организации живого, уметь вычленять уровни организации жизни в окружающей природе.

Фронтальный опрос



Тема 1. Основы цитологии. (16 часов)

4

Методы цитологии. Клеточная теория.

Лабораторная работа № 1. «Устройство световых микроскопов и техника микроскопирования»

Клетка, цитология, основные положения клеточной теории

Учащиеся должны знать методы изучения клетки, уметь раскрывать основные положения современной клеточной теории,основные отличия в строении клеток организмов разных царств. Учащиеся должны уметь доказать материаль​ное единство органического мира

Таблицы, Л/р



5

Химический состав живого вещества. Неорганические вещества клетки.

.

Элементарный состав живого вещества. Строение и биологиче​ское значение воды и минеральных солей.

Учащиеся должны знать элементарный состав живого вещества и уметь привести примеры макроэлементов, биоэлементов и микроэлемен​тов; содержание и роль воды и минеральных солей в клетке.

Фронтальный опрос



6

Органические вещества клетки. Углеводы, липиды.

Строение и биологиче​ское значение углеводов, липидов .

Учащиеся должны знать особенности строения и биологическое значение моносахаридов, дисахаридов, полисахаридов, жиров и других ли​пидов.

тестирование



7

Строение и функции белков в клетке. Ферменты.

Биополимеры, полипеп-тиды, пептидная связь; структуры, свойства и функции белковых мо​лекул; биологические катализаторы - фермен​ты.

Учащиеся должны знать строение, свойства, функции и биологическое значение белков в клетке; уметь объяснять функции белков осо​бенностями строения их молекул.

Таблицы, фронтальный опрос



8

Нуклеиновые кисло​ты и их роль в жизнедеятельности клетки

ДНК, РНК, генети​ческий код.

Учащиеся должны знать особенности строения молекул ДНК, РНК , их биологическое значение. Учащиеся должны уметь схематиче​ски изображать нуклеотиды и структуру АТФ, процесс удвоения ДНК.

фронтальный опрос



9

АТФ и другие органические вещества

АТФ, АДФ, АМФ, макроэргическая связь

Учащиеся должны знать особенности строения АТФ как универсального источника энергии в клетке, знать роль витаминов в живой природе.

фронтальный опрос



10

Лабораторная работа № 2. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом.



Повторение и обобще​ние знаний о химиче​ской организации клет​ки

Учащиеся должны уметь объяснить биологиче​ское значение изученных химических веществ особенностями строения и химическими свой​ствами их молекул.

Л/р



11

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро

Строение и функции оболочки, цитоплазматической мембраны, ядра.

Учащиеся должны знать строение и функции цитоплазмы, клеточных мембран, ядра.

фронтальный опрос



12

Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

Строение и функции цито​плазмы и её органои​дов.

Учащиеся должны знать строение и функции цитоплазмы, органоидов клетки.

конспект



13

Строение клетки. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы.

Строение и функции эндоплазматической сети, комплекса Гольджи, лизосомов

Учащиеся должны знать строение и функции эндоплазматической сети, комплекса Гольджи, лизосомов

конспект



14

Строение и функции эукариотической клетки. Лабораторная работа № 3«Строение клеток растений и животных»

Строение и функции органои​дов клетки( ЭПС, комплекс Гольджи, Лизосомы, митохондрии, пластиды, органоиды движения), клеточные включения.

Учащиеся должны знать строение и функции цитоплазмы, клеточных мембран, органоидов клетки, клеточных включений.

Л/р



15

Сходство и различия в строе​нии прокариотических и эукариотических клеток. Вирусы. Бактериофаги.

Лабораторная работа № 4 «Строение клеток растений, животных, грибов»

Строение бактериальной клетки, спорообразование, размножение и значение бактерий. Ви​русы и бактериофаги.

Учащиеся должны знать особенности строения и жизнедеятельности бактерий и вирусов, их значение в природе и жизни человека, должны уметь работать с микроскопом, готовить микропрепараты.

фронтальный опрос, Л/р



16

Обмен веществ и его роль в клетке. Энергетический об​мен в клетке.

Метаболизм, анаболизм и катаболизм, три этапа энергетического обмена, гликолиз, КПД дыхания.

Учащиеся должны усвоить сущность и значе​ние обмена веществ в клетке. Особенности энергетического обмена клетки и значение ми​тохондрий в процессах клеточного дыхания.

фронтальный опрос



17

Пластический обмен. Биосинтез белка. Лабораторная работа № 5 «Изучение каталитической активности ферментов в живых тканях активности»

Транскрипция и транс​ляция генетической ин​формации клетки.

Учащиеся должны знать основные особенности этапов биосинтеза белка в клетке, уметь по​строить схему транскрипции и объяснить принцип реализации генетической информации.

Л/р



18

Типы питания организмов. Фотосинтез.

Хемосинтез.

Автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез, световая и темновая фазы фото​синтеза, хемосинтез.

Учащиеся должны знать типы питания орга​низмов и особенности автотрофного питания и уметь привести примеры организмов с различными типами питания.

тестирование



19

Контрольная работа №1. Основы цитологии.

Метаболизм, анаболизм и катаболизм, три этапа энергетического обмена, гликолиз, КПД дыхания Транскрипция и транс​ляция генетической ин​формации клетки.

Автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез, световая и темновая фазы фото​синтеза, хемосинтез.

Учащиеся должны иметь понятие о целостности метаболизма, двух его обменах, о ведущей роли ферментов и энергии во всех процессах жизнедеятельности.

Итоговое тестирование



Тема 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)

20

Жизненный цикл клетки. Ми​тоз.

Жизненный цикл клеток. Фазы митоза.

Учащиеся должны знать особенности и значение деления клетки , особен​ности интерфазы и фаз митоза. Учащиеся должны уметь объяснить механизм, обеспечи​вающий постоянство числа и формы хромосом в клеточном ядре.

фронтальный опрос



21

Половое размноже​ние организмов. Мейоз.

Гаметы и гаметогенез, сперматогенез и овоге​нез, биологическое значение полового про​цесса.

Учащиеся должны знать особенности и биоло​гическое значение полового размножения, ос​новные фазы мейоза и особенности гаметогенеза яйцеклеток и сперматозоидов.

фронтальный опрос



22

Формы размножения организмов. Бесполое размноже​ние организмов. Половое размноже​ние организмов

Формы бесполого раз​множения: митоз, спорообразование, почкование и вегетативное размножение.

Учащиеся должны знать особенности и биоло​гическое значение бесполого размножения и его форм, особенности и биологическое значение полового размножения.

тестирование



23

Развитие половых клеток. Оплодотворение.

Наружное и внутреннее оплодотворение, двойное оплодотворение у рас​тений, развитие без оп​лодотворения.

Учащиеся должны знать сущность процесса оплодотворения, особенности строения зиготы, особенности оплодотворения у цветковых растений,

фронтальный опрос



24

Онтогенез. Индивидуальное развитие организмов.

Эмбриоге​нез и постэмбриональ​ное развитие. Вред курения, употребления алкоголя, наркотиков, пищевых добавок, лекарств, излучений, стрессовых ситуаций и др.

Учащиеся должны знать закономерности онтогенеза позвоночных и вредное влияние курения и употребления алкоголя и наркотиков на развитие зародыша человека, меры профилактики нарушений зародышевого развития человека.

фронтальный опрос




Тема 3. Основы генетики. Генетика человека. (11 часов)

25

История развития генетики. Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание.

Основные термины и понятия генетики. Гибридологический метод, моногибридное скрещивание, первый и второй законы Менделя.

Учащиеся должны знать основные понятия, за​дачи и методы генетики.


фронтальный опрос



26

Лабораторная работа № 6 «Составление простейших схем скрещивания».

Гибридологический метод, моногибридное скрещивание, первый и второй законы Менделя.

Учащиеся должны знать генетическую терми​нологию и символику, уметь записывать схемы скрещивания.

Л/р



27

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Лабораторная работа № 7. «Решение элементарных генетических задач».

Решение задач на моногибридное наследование. Множественный аллелизм, кодоминирование, неполное доминирование, сверхдоминирование.

Учащиеся должны уметь решать основные ти​пы генетических задач, составлять схемы анализирующего скрещивания.

фронтальный опрос, Л/р



28

Дигибридное скрещивание.

Дигибридное скрещива​ние, третий закон Мен​деля.

Учащиеся должны знать законы Менделя и уметь записывать схемы скрещивания и со​ставлять решетку Пеннета.

Таблицы, фронтальный опрос



29

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование.

Цитоплазматическая наследственность.



Закон Моргана, кроссинговер, генетические карты, цитоплазматическая наследственность. Явление сцепленного наследования, закон Моргана, генетика пола.

Учащиеся должны знать основные положения хромосомной теории наследственности, уметь объяснять закон Моргана, иметь представление о

генетических картах.

Таблицы, фронтальный опрос



30

Генетическое определение пола.

Явление сцепленного наследования, закон Моргана, генетика пола.


Учащиеся должны знать хромосомный механизм определения пола и о сцепленном с полом наследовании. Уметь решать задачи на сцепленное с полом наследование.

Таблицы, фронтальный опрос



31

Лабораторная работа № 8. «Решение задач на сцепленное с полом наследование».

Решение задач на сцепленное с полом наследование.

Учащиеся должны знать хромосомный механизм определения пола и о сцепленном с полом наследовании. Уметь решать задачи на сцепленное с полом наследование.

Л/Р, фронтальный опрос



32

Наследственная изменчивость. Мутации.

Лабораторная работа № 9 «Изменчивость, построение вариационного ряда».

Наследственная измен​чивость: комбинативная, мутационная и соотно​сительная, мутагены, мутации и мутагенез, за​кон гомологических ря​дов Вавилова.

Учащиеся должны знать виды наследственной изменчивости, типы мутаций и виды мутагенов, способы и причины мутагенеза, формули​ровку закона гомологических рядов.

Л/Р



33

Генетика человека.

Влияние различных вредных факторов на наследственность человека.

Учащиеся должны знать о вредном влиянии курения, употребления алкоголя и наркотиков на наследственность человека.

Таблицы, фронтальный опрос



34

Проблемы генетической безопасности.

Медико-генетическое консультирование.

Учащиеся должны знать о мерах предупреждения генетических заболеваний.

Групповые задания.



35

Контрольная работа №2 в рамках промежуточной аттестации


Повторение и обобще​ние материала о на​следственности и изменчивости организмов

Учащиеся должны знать закономерности на​следственности и изменчивости организмов. Учащиеся должны уметь доказывать матери​альное единство природы, её познаваемость.

Итоговое тестирование







Аннотация к рабочей программе по биологии 10 класс.

Название курса

биология

Составитель

Смирнов Александр Николаевич

Класс

10

Количество часов в год

35

Количество часов в неделю

1

Цель курса

- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Автор учебника

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Биология. Общая биология. 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2011

Структура курса

Введение

Тема I. Основы цитологии

Тема II. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Тема III . Основы генетики. Генетика человека

Требования к результатам освоения дисциплины

знать /понимать

- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

-сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику;

уметь

- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

- описывать особей видов по морфологическому критерию;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде.

Основные образовательные технологии


Метод проектов, исследовательский метод, метод создания проблемной ситуации, дискуссии, игра, метод «мозгового штурма», коллективно-творческие дела (КТД), информационно-компьютерные технологии (ИКТ), здоровьесберегающие технологии и др

Формы контроля

Наблюдение, систематизация, саморефлексия, самоанализ, взаимоконтроль, промежуточный контроль по разделам, по четвертям, годовой. Оценочные листы, творческие задания для групп.

Практические работы, лабораторные, самостоятельные, тестирование, участие в конкурсах, олимпиадах.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!