СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная рабочая программа по биологии составлена на основ Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н.Пономарёвой и предназначена для учащихся 10 класса общеобразовательного базового уровня. Количество часов соответствует учебному плану школы: 2 часа в неделю, 68 часов в год. Ориентация биологического образования на культуру отвечает современному состоянию методологии. Наука о жизни становится проводником гуманистических устремлений и экологического стиля мышления.
Гуманитаризация естественно-научного образования представляется невозможной без опоры на материал национальной культуры и широкое его использование в процессе преподавания. Поэтому в 10 – 11 классе вводятся 5 часов этнокультурного компонента. Этнокультурные знания призваны помочь учащемуся лучше понять взаимоотношение природы и человека, повысить социальный уровень учащегося.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по биологии составлена на основ Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н.Пономарёвой и предназначена для учащихся 10 класса общеобразовательного базового уровня. Количество часов соответствует учебному плану школы: 2 часа в неделю, 68 часов в год. Ориентация биологического образования на культуру отвечает современному состоянию методологии. Наука о жизни становится проводником гуманистических устремлений и экологического стиля мышления.
Гуманитаризация естественно-научного образования представляется невозможной без опоры на материал национальной культуры и широкое его использование в процессе преподавания. Поэтому в 10 – 11 классе вводятся 5 часов этнокультурного компонента. Этнокультурные знания призваны помочь учащемуся лучше понять взаимоотношение природы и человека, повысить социальный уровень учащегося.
Цели и задачи преподавания биологии:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Содержание тем учебного курса биология.
Введение в курс общей биологии ( 4 часа)
Краткая история развития биологии. Объект изучения биологии - живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
.
Биосферный уровень организации жизни ( 9 часов).
Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы.
Ноосфера - как новое состояние биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы.
Проведение биологических исследований: решение экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.
Биогеоценотический уровень жизни. ( 9 часов)
Биогеоценоз - как особый уровень организации жизни. Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем.
Многообразие биогеоценозов суши и водных биогеоценозов. Необходимость сохранения разнообразных биогеоценозов. Экологические законы природопользования.
Проведение биологических исследований: выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение экологических задач.
Популяционно- видовой уровень организации жизни ( 12 часов).
История эволюционных идей. Значения работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции.
Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека.
Проведение биологических исследований: описание особей вида по морфологическому критерию; выявление приспособлений организмов к среде обитания; анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.
Организменный уровень ( 15 часов)
Организм - единое целое. Многообразие организмов. Обмен веществ и превращения энергии - свойства живых организмов.
Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.
Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Проведение биологических исследований: выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм; составление простейших схем скрещивания; решение элементарных генетических задач; анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
Клеточный уровень организации жизни ( 9 часов).
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Клетка- этап эволюции живого в истории Земли. Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы - неклеточные формы. Строение и функции хромосом. ДНК - носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код.
Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения клеток растений и животных; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Молекулярный уровень проявления жизни ( 10 часов)
Молекулярный уровень жизни и его особенности. Основные биополимерные молекулы живой материи. Процессы синтеза молекул в живых системах. Молекулярные процессы расщепления в элементарных биосистемах. Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. Структурные уровни живой природы.
Химическая организация клетки, макро и микроэлементы, особенности строения органических веществ: белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот. Взаимосвязь строения и функций белков, нуклеиновых кислот, липидов углеводов, АТФ, воды и других неорганических веществ. Их роль в клетке. Химический состав хромосом. Особенности процессов: хемосинтеза, энергетического обмена, фотосинтеза, биосинтеза органических веществ. Сходство химического состава молекул живых систем как5 доказательства родства разных организмов.
Тематическое планирование учебного материала.
Раздел | Кол.-во часов | № урока | № урока в теме | Тема урока | Примечание |
Ведение в курс общей биологии. | 4 | 1 | 1 | Краткая история развития биологии. Методы биологии. |
|
|
| 2 | 2 | Сущность жизни и свойства живого. |
|
|
| 3 | 3 | Уровни организации жизни |
|
|
| 4 | 4 | Значение практической биологии. |
|
Биосферный уровень организации жизни. | 9 | 5 | 1 | Учение В.И. Вернадского о биосфере |
|
|
| 6 | 2 | Функции и свойства живого вещества |
|
|
| 7 | 3 | Происхождение живого вещества |
|
|
| 8 | 4 | Появление и усложнение первоначальных форм жизни в биосфере История развития жизни |
|
|
| 9 | 5 | Биосфера - глобальная экосистема. Механизмы устойчивости биосферы |
|
|
| 10 | 6 | Ноосфера - как новое состояние биосферы |
|
|
| 11 | 7 | Особенности биосферного уровня жизни и его роль на Земле |
|
|
| 12 | 8 | Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы ЭКК: Влияние человека на развитие биосферы на территории Удмуртской Республики. |
|
|
| 13 | 9 | Контрольная работа №1«Биосферный уровень организации жизни» |
|
Биогеоценотический уровень организации жизни . | 9 | 14 | 1 | Работа над ошибками. Биогеоценоз - как особый уровень организации жизни |
|
|
| 15 | 2 | Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема |
|
|
| 16 | 3 | Строение и свойства биогеоценозов |
|
|
| 17 | 4 | Типы связей и зависимостей в биогеоценозе |
|
|
| 18 | 5 | Смены биогеоценозов и их причины |
|
|
| 19 | 6 | Многообразие биогеоценозов суши и водных биогеоценозов |
|
|
| 20 | 7 | Необходимость сохранения разнообразных биогеоценозов |
|
|
| 21 | 8 | Экологические законы природопользования ЭКК: Знакомство с экологическими законами природопользования, введенные на территории Удмуртии. |
|
|
| 22 | 9 | Контрольная работа №2 «Биогеоценоз» |
|
Популяционно- видовой уровень организации жизни | 12 | 23 | 1 | Работа над ошибками. Основные свойства и критерии вида Лабораторная работа №1«Описание особей вида по морфологическому критерию» |
|
|
| 24 | 2 | Популяция- как форма существования вида, его структурная единица |
|
|
| 25 | 3 | Популяция- как основная единица эволюции |
|
|
| 26 | 4 | Видообразование и его способы |
|
|
| 27 | 5 | Человек- уникальный вид живой природы |
|
|
| 28 | 6 | Этапы эволюции человека |
|
|
| 29 | 7 | Особенности популяционно - видового уровня жизни |
|
|
| 30 | 8 | Основные закономерности эволюции |
|
|
| 31 | 9 | Современные представления об эволюции органического мира |
|
|
| 32 | 10 | Основные направления эволюции. Лабораторная работа № 2 « Приспособленность организмов к среде обитания» |
|
|
| 33 | 11 | Проблемы сохранения видов ЭКК: Красная книга Удмуртии. |
|
|
| 34 | 12 | Контрольная работа №3 «Эволюция». |
|
Организменный уровень организации жизни. | 15 | 35 | 1 | Работа над ошибками. Организменный уровень организации и его роль в природе |
|
|
| 36 | 2 | Организм как биосистема |
|
|
| 37 | 3 | Размножение организмов |
|
|
| 38 | 4 | Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) |
|
|
| 39 | 5 | Изменчивость организмов и её признаки |
|
|
| 40 | 6 | Генотипические закономерности открытые Г.Менделем при моногибридном скрещивании |
|
|
| 41 | 7 | Генотипические закономерности открытые Г. Менделем при дигибридном скрещивании |
|
|
| 42 | 8 | Генетика пола и наследование, сцепленное с полом |
|
|
| 43 | 9 | Практическая работа №2 «Решение генетических задач» |
|
|
| 44 | 10 | Практическая работа №3 «Решение генетических задач» |
|
|
| 45 | 11 | Наследственные болезни человека |
|
|
| 46 | 12 | Этические аспекты применения генных технологий |
|
|
| 47 | 13 | Факторы, определяющие здоровье человека |
|
|
| 48 | 14 | Вирусные заболевания и меры борьбы с ними ЭКК: Статистика и профилактика вирусных заболеваний на территории Удмуртии. |
|
|
| 49 | 15 | Контрольная работа №4 «Генетика»
|
|
Клеточный уровень организации жизни. | 9 | 50 | 1 | Работа над ошибками. Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе |
|
|
| 51 | 2 | Клетка- этап эволюции живого в истории Земли |
|
|
| 52 | 3 | Основные части клетки, их строение и свойства Лабораторная работа №3 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток» |
|
|
| 53 | 4 | Деление клетки митоз и мейоз Лабораторная работа №4 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растений». |
|
|
| 54 | 5 | Структура и функции хромосом |
|
|
| 55 | 6 | Многообразие прокариот. Роль бактерий в природе. |
|
|
| 56 | 7 | Микробиология на службе человека |
|
|
| 57 | 8 | История развития науки о клетке |
|
|
| 58 | 9 | Обобщающий урок по теме « Цитология». Контрольная работа № 5«Цитология» |
|
Молекулярный уровень проявления жизни.
| 6 | 59 | 1 | Работа над ошибками. Молекулярный уровень жизни и его особенности |
|
|
| 60 | 2 | Основные биополимерные молекулы живой материи |
|
|
| 61 | 3 | Основные биополимерные молекулы живой материи |
|
|
| 62 | 4 | Процессы синтеза молекул в живых системах |
|
|
| 63 | 5 | Процессы синтеза молекул в живых системах |
|
|
| 64 | 6 | Молекулярные процессы расщепления в элементарных биосистемах |
|
|
| 65 | 7 | Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема ЭКК: Химические загрязнения на территории Удмуртии. |
|
|
| 66 | 8 | Время экологической культуры |
|
|
| 67 | 9 | Структурные уровни живой природы |
|
|
| 68 | 10 | Обобщение, закрепление и подведение итогов по теме и курсу. Контрольная работа №6 «Биохимия клетки» |
|
Перечень учебно – методического обеспечения.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса.
Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися.
Лабораторный инструментарий необходим как для урочных занятий, так и для проведения наблюдений и исследований в природе, постановки и выполнения опытов, в целом — для реализации научных методов изучения живых организмов.
Натуральные объекты используются как при изучении нового материала, так и при проведении исследовательских работ, подготовке проектов, обобщении и систематизации, построении выводов с учётом выполненных наблюдений. Живые объекты следует содержать в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и правилами техники безопасности.
Учебные модели служат для демонстрации структуры и взаимосвязей различных биологических систем и для реализации моделирования как процесса изучения и познания, развивающего активность и творческие способности обучающихся.
В комплект технических и информационно - коммуникативных средств обучения входят: компьютер, мультимедиапроектор, выход в Интернет.
Использование электронных средств обучения позволяет активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения; формировать ИКТ- компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности: при подготовке к ЕГЭ обеспечивать самостоятельность в овладении содержанием курса биологии, формировании универсальных учебных действий, по строении индивидуальной образовательной программы.
Комплекты печатных демонстрационных пособий:
(таблицы, портреты выдающихся учёных-биологов).
Натуральные объекты:
Гербарии Коллекции
Основные группы растений Семена и плоды
Сельскохозяйственные растения
Чучела позвоночных животных Наборы муляжей
Сорока Плоды, овощи, грибы
Раздаточные
Микроскоп
Посуда и принадлежности для опытов
Дидактические материалы Карточки с заданиями, тесты
Список литературы.
УМК учителя
1. Биология: 10 класс базовый уровень6 учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина; под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. –М.: Вентана –Граф, 2011.
2. Биология: 11 класс базовый уровень6 учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина; под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. –М.: Вентана –Граф, 2011.
3. Биология. 10-11 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина. / авт.-сост. Т.И. Чайка. Волгоград: Учитель, 2009.
4. Биология : базовый уровень: 10-11 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.А. Козлова, И.Н. Пономарева. – М.: Вентата-Граф, 2009.
5. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11
6.Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику Д.К. Беляева, П.М. Бородина. / авт. – сост. А.Ю. Гаврилова. - Волгоград: Учитель, 2009.
7. 4.Биология. 11 класс: поурочные планы по учебнику Д.К. Беляева, П.М. Бородина. / авт. – сост.И.Ф. Ишкина. - Волгоград: Учитель, 2009.
8. В.Ю. КрестьяниновГ.Б. Вайнер. Сборник задач по генетике с решениями. Методическое пособие. –Саратов: «Лицей», 1998
9. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. – М.; АСТ – ПРЕСС, 2001.
10. Таршис Л.Г., Таршис Г.И., Словарь – справочник по биологии для школьников. Екатеринбург, У – Фактория, 2000.
11. Биология в таблицах. 6-11 классы: справочное пособие / авт.-сост. Т.А. Козлова, В.С. Кучменко. – М.: Дрофа,2006.
12.http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
13. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
УМК ученика
1. Биология: 10 класс базовый уровень6 учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина; под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. –М.: Вентана –Граф, 2011.
2. Биология: 11 класс базовый уровень6 учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина; под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. –М.: Вентана –Граф, 2011.
3. Интернет – материалы: http://ru.wikipedia Подборка интернет - материалов для
учащихся по разным биологическим дисциплинам.
Контрольно – измерительные материалы
13 урок.
Контрольная работа по теме
«Биосферный уровень организации жизни»
№1. Выберите из предложенных суждений правильные.
1. Биосфера - это совокупность всех биогеоценозов.
2. Биосфера - это открытая система.
3. Живое вещество выполняет в биосфере биогеохимические и концентрационные функции.
4. Тайга и степь - это примеры агроценозов.
5. Искусственные агроценозы созданы человеком и поэтому более устойчивы.
6. Высший уровень организации жизни на Земле - биогеоценотический.
7. Нижняя граница обитания живых существ проходит в литосфере на глубине 2-3 км.
8. Человек - часть биомассы биосферы.
9. Живые организмы, регулируя круговорот веществ, служат мощным геологическим фактором, преобразующим поверхность нашей планеты.
10. Весь кислород атмосферы образован в результате процесса жизнедеятельности автотрофных организмов.
№2. Установите соответствие.
A) биосфера. Е) почва
Б) функции живого вещества. Ж) парниковый эффект.
B) круговорот углерода. 3) нарушение озонового слоя.
Г) круговорот азота И) В. И. Вернадский
Д) роль живого вещества. К) биоэнергетические проблемы
1 .Оболочка Земли, населенная живыми организмами.
2. Биохимический процесс в биосфере, в котором участвуют редуценты ,а также нитрифицирующие и клубеньковые бактерии.
3. Академик, основоположник биогеохимии.
4. Запасы углекислого газа в атмосфере постоянно пополняются за счет дыхания организмов, процессов разложения органических остатков , а также массового сжигания топлива и выбросов промышленности.
5. Химические превращения веществ и энергии связанные с ростом размножением и перемещением живых организмов в пространстве.
6. Ежегодно выбрасывается около 20 млрд. т. углекислого газа, что приводит к нарушению теплоотдачи атмосферой и к повышению температуры на планете.
7. Верхний слой суши, образованный под влиянием растений, животных, микроорганизмов и климата из материнских горных пород, на которых он находится.
8. Загрязнители типа фреонов катализируют процесс разложения озона, нарушая равновесие между ним и кислородом в сторону уменьшения концентрации озона.
9. Человек пытается использовать нетрадиционные источники энергии: энергию Солнца, тепло земных недр, тепловую и механическую энергию Океана.
10. Поддерживая благоприятные условия и подавляя отрицательные воздействия, человек может регулировать продуцирование биомассы, добиваясь его максимального роста.
№3. Выполнить тест
1 .В состав биосферы входит:
A) только живое и косное вещество.
Б) только живое вещество и биокосные тела.
B) живое, косное вещество и биокосные тела.
2. Живое вещество распределено в биосфере:
A) равномерно по поверхности суши и в океане.
Б) неравномерно по поверхности суши , но равномерно в океане.
B) неравномерно, максимум его приходится на приповерхностные участки суши.
3. Биогенная миграция в биосфере - это круговорот:
A) энергии, заключенной в живых организмов.
Б) элементов, входящих в состав живых организмов.
B) органических веществ, входящих в состав живых организмов.
4. Согласно учению В. И. Вернадского о биосфере, в биогенной миграции принимают участие:
A) только многоклеточные животные и микроорганизмы.
Б) все многоклеточные организмы ,за исключением человека.
B) микроорганизмы, все многоклеточные и человек.
5. Накопление в атмосфере углекислого газа в результате антропогенного воздействия может вызвать:
A) образование озоновых дыр.
Б) климатический сдвиг, например, парниковый эффект.
B) усиление образования органических веществ фотосинтезирующими органами.
6. Совокупность популяций разных видов растений, животных, грибов и микроорганизмов, населяющих определенные территории - это :
А) биоценоз.
Б) экосистема.
В) биогеоценоз.
7. Основателем учения о биосфере является:
А) В. Н. Сукачев.
Б) В. В. Докучаев.
В) В. И. Вернадский.
8. Основная масса азота поступает в воду и почву благодаря :
A) поступлению непосредственно из воздуха.
Б) фиксации азота воздуха живыми организмами.
B) разложению органических веществ.
9. Почва - это особое природное тело, которое образуется:
A) из продуктов разрушения горных пород.
Б) из продуктов жизнедеятельности микроорганизмов и животных.
B) из продуктов разрушения поверхностных слоев горных пород и деятельности микроорганизмов и животных.
10. Увеличение концентрации кислорода в атмосфере планеты влияет на скорость и интенсивность:
A) газовой функции.
Б) окислительно - восстановительной функции.
B) концентрационной функции.
№4. Дать краткие ответы на вопросы.
1. Эволюционный процесс сопровождался увеличением эффективности преобразования энергии и вещества биологическими системами : организмами, популяциями. А как называется третья система?
2. Что выступает в роли основного канала переноса энергии в сообществе?
3. Сообщества изменяются во времени. Как называются эти изменения?
4. Какой из ритмических процессов особенно важен для живых организмов?
5. Какая функция живого вещества проявляется в ходе биохимических реакций, протекающих в живых организмах, с изменением химической валентности элементов ?
6. Как называется новый этап развития биосферы, который начался с возникновением человеческого общества?
7. Что отражает зональность биосферы?
8. Ежегодно в почву вносится 100 млн. т. минеральных удобрений. К чему это приводит?
9. Растительный и животный мир, микроорганизмы почвы. Как всех вместе назвать одним словом?
10. Как называются регулярные наблюдения, контроль и прогнозирование изменений окружающей среды, вызванных хозяйственной деятельностью человека ?
№5. Закончите недописанные фразы.
1. Циклически повторяющиеся процессы и явления называются ........
2. Круговорот углерода гораздо в большей степени, чем круговорот воды, зависит от деятельности ………
3. Круговорот азота в большинстве наземных экосистем …. .
4. Человек начал менять и разрушать целые сообщества с переходом к скотоводству и
5. При поступлении в атмосферу большого количества газов антропогенного происхождения образуются …….
6. Избыточное орошение, особенно в условиях жаркого климата, может вызывать ……
7. Разнообразие природных сообществ обеспечивает устойчивость в функционировании…
8. В. И. Вернадский считал научную мысль
9. Многообразие живых организмов - основа существования…
10. Чем богаче гумусом почва, тем она
Ответы к контрольной работе по теме:
«Биосферный уровень организации жизни»
№1. Выберите из предложенных суждений правильные.
1, 2, 7, 8, 9, 10
№2. Установите соответствие.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
А |
|
| В | Б | Ж | Е | З | К | Д |
№3. Выполнить тест
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
В | В | Б | В | Б | А | В | Б | В | Б |
№4. Дать краткие ответы на вопросы.
1.Сообщества | 6.Ноосфера |
2.Пищевая цепь | 7.Ландшафтно – географические зоны |
3.Экологическая сукцессия | 8. К загрязнению почвы |
4.Суточные ритмы | 9. Возобновимые природные ресурсы |
5.Окислительно – восстановительной | 10. Экологический мониторинг |
№5. Закончите недописанные фразы.
1. Круговоротами | 6. Засоление почв |
2. Живых организмов | 7. Биосферы |
3. Замкнутый | 8. Геологической силой |
4. Земледелию | 9. Биосферы |
5. Кислотные осадки | 10. Плодороднее |
Критерии оценок:
№1: за каждый правильный ответ по 1 балу – 6 балов
№2: за каждый правильный ответ по 1 балу – 10 балов
№3: за каждый правильный ответ по 1 балу – 10 балов
№4: за каждый правильный ответ по 1 балу – 10 балов
№5: за каждый правильный ответ по 1 балу – 10 балов
46 – 44 бала – « 5 »
43 – 34 бала – « 4 »
33 – 22 бала – « 3 »
22 урок.
Контрольная работа по теме «Биогеоценоз»
1 вариант
№1.Установите соответствие :
А - Экология. Е - Среда обитания.
Б - Абиотические факторы. Ж - Симбиоз .
В - Биотические факторы. 3 - Продуценты.
Д - Конкуренция. К - Редуценты.
1. Растительноядные и плотоядные животные, потребители органического вещества.
2. Живые организмы, взаимодействующие и влияющие друг на друга.
3. Элементы неживой природы.
4.Автотрофные организмы - единственные производители органического вещества на Земле.
5. Гетеротрофные микроорганизмы и грибы - разрушители органических остатков.
6.Все условия живой и неживой природы, образующие устойчивую систему, в которой существуют организмы.
7. Наука о закономерностях взаимоотношений организма со средой обитания.
8. Наиболее благоприятная для организма интенсивность экологического фактора.
9.Форма взаимоотношений между видами внутри популяции, если у них имеется один общий ограничивающий источник существования.
10. Тесное сожительство двух организмов разных видов.
№2. Тестовые задания.
1.В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером:
А) хищничества;
Б) паразитизма;
В)комменсалгама;
Г) симбиоза.
2. Главный признак, впервые отделивший в ходе эволюции человека от всех остальных приматов:
А)прямохождение;
Б)трудовая деятельность;
В)использование огня;
Г)членораздельная речь.
3. Что из перечисленного можно считать примером первичной сукцессии?
А) мхи - лишайники - семенные растения;
Б) лишайники - семенные растения - мхи;
В) лишайники - мхи - семенные растения;
Г) семенные растения - мхи - лишайники.
4. Какая из предложенных ниже схем соответствует эволюции хордовых:
А) млекопитающие Б) птицы млекопитающие
↑ ↑ ↑
птицы пресмыкающиеся
↑ ↑
пресмыкающиеся земноводные
↑ ↑
земноводные рыбы
↑
рыбы
В) птицы млекопитающие Г) млекопитающие
↑ ↑ ↑
пресмыкающиеся земноводные птицы
↑ ↑ ↑
р ы б ы пресмыкающиеся земноводные
↑ ↑
р ы б ы
5.Термин «биология» для обозначения науки о живом был предложен:
А) Карлом Линеем;
Б) Жоржем Бюффоном;
В)Жаном Батистом Ламарком;
Г) Чарлзом Дарвином.
6.В пищевых цепях обычно не более шести звеньев, потому что:
А) ресурсы среды ограничены;
Б) в каждом звене теряется большое количество энергии;
В) хищники не могут питаться хищниками;
Г) А + Б + В.
7. Полинология - наука, изучающая ископаемую пыльцу. Хорошо сохранившаяся пыльца вероятнее всего может быть найдена:
А) в торфе;
Б) угле;
В) известняк;
Г) песчаник.
8. Главная заслуга в раскрытии движущих сил эволюции принадлежит:
А) В. И. Вернадскому;
Б) Ж. -‘Б. Ламарку;
В) Ч. Дарвину;
Г) К. Линнею.
9. По современным представлениям возраст Земля составляет:
А) 2 млрд. лет;
Б)2 - 3 млрд. лет;
В) 4 - 6 млрд. лет;
Г) 8 - 10 млрд. лет.
10. К какой функциональной группе организмом в биоценозе относятся насекомые - опылители?
А) к продуцентам ;
Б) к консументам 1 порядка;
В) к консументам 2 порядка;
Г) к редуцентам.
11. Укажите в перечисленных экосистемах агроценоз:
А) болото;
Б) река;
В) сад;
Г) дубрава.
12. Выберите группу животных, которые проявляют себя как консументы 1 порядка: А) землеройка, лось, тетерев, полевка;
Б) жужелица, муравей, стрекоза, пчела,
В) слон, кабан, тетерев,
Г)песчанка, ласка, пеночка, буйвол.
13. К непосредственной смене биоценозов приводит:
А) увеличение численности хищников;
Б) уменьшение численности почвенных бактерий;
В) изменение климата;
Г) обильное выпадение осадков в течение лета;
14. Изъятие травоядных животных из экосистемы природного пастбища вызовет:
1) повышение интенсивности конкуренции растений ;
2) понижение интенсивности конкуренции растении;
3) увеличение разнообразия видов растений;
4) уменьшение разнообразия видов растении.
Выберите правильный ответ: А) 1,3;
Б) 1,4;
В) 2,3;
Г) 2,4.
15. Конкуренция между двумя популяциями разных видов сильнее, если:
А)одна популяция более многочисленна, чем вторая;
Б) два вида тесно связаны;
В)экологические ниши этих видов перекрываются в больших масштабах;
Г) очень мало доступной пищи;
Д) у видов сходная способность к размножению (плодовитость).
16. Экосистема озера стабильна(не происходит значительных изменений численности). В случае загрязнения в течение короткого времени погибают все растения. Содержание каких веществ понижается первым?
А) углекислого газа
Б) нитратов
В) кислорода
Г) фосфатов
17. Что повышает стабильность экосистемы ?
А) уменьшение численности хищников и паразитов;
Б) равное количество продуцентов и консументов
В) увеличение числа видов;
Г) ограничение развития сукцессии растений.
18. В который час суток (днем или ночью) и в воде какого качества (загрязненная или нет) будет содержаться больше кислорода в озере?
А) ночью, загрязненная;
Б) ночью, незагрязненная;
В) днем, загрязненная;
Г) днем, незагрязненная;
19. Что из следующих тенденций не является направлением в экологической сукцессии?
А) возрастание числа трофических уровней;
Б) возрастание продуктивности;
В) возрастание стабильности сообщества;
Г) понижение количества мертвого органического материала.
20. Какое из следующих высказываний самое маловероятное для экологической сукцессии?
А) состав видов сообщества изменяется непрерывно в течение сукцессии;
Б) сумма количества видов вначале растет, а потом устанавливается на одинаковом уровне;
В) Суммарная биомасса экосистемы после первых этапов развития уменьшается;
II вариант.
№1. Установите соответствие:
А) биоценоз Е) свойство экосистемы
Б) биогеоценоз Ж) сукцессия
В) биомасса 3) агроценозы
Г) цепи питания И) биологические методы борьбы с вредителями
Д) экологическая пирамида К) космический мониторинг.
1. Структурная и функциональная элементарная единица биосферы.
2. Искусственно созданные человеком биоценозы.
3. Общее количество органического вещества всех особей биоценоза или вида с заключенной в нем энергией.
4. Сложившаяся в процессе эволюционного развития совокупность растений и животных, населяющих одну территорию, взаимно связанных в цепи питания и влияющих друг на друга в ходе борьбы за существование и естественного отбора.
5. Цепь взаимосвязанных видов, последовательно извлекающих органическое вещество и энергию из исходного пищевого вещества, при этом в каждое предыдущее звено цепи выступает в роли источника пищи для последующего ее звена.
6. Преемственное естественное поступательное развитие экологической системы, при котором одни биоценозы сменяются другими.
7. Способ графического отображения соотношения различных трофических уровней в экосистеме.
8. Выносливость организмов или их сообществ к воздействию факторов среды.
9. Спутники Земли посылают данные об изменениях, происходящих в атмосфере.
10. Метод защиты растений, заключающийся в использовании естественных врагов и возбудителей болезней, вредителей сельскохозяйственных растений и животных для подавления и регулирования их численности.
№2. Тестовые задания.
1. К какой функциональной группе организмов в биоценозе относится растение Петров крест?
А) к продуцентам
Б) к консументам I порядка
В) к консументам II порядка
Г) к редуцентам
2. Первыми опылителями растений были:
А) муравьи
Б) жуки
В) пчелы
Г) мухи
3. Появление на Земле процесса фотосинтеза привело :
А) к возникновению процессов синтеза белков
Б) к возникновению многоклеточных организмов
В) накоплению СО2 в атмосфере
Г) накоплению органических веществ и обогащению атмосферы О2
4. Какой из факторов внешней среды большинство живых организмов использует для синхронизации своих биологических ритмов?
А) температуру
Б) продолжительность дня
В) влажность
Г) концентрацию СО2
5. В породах возрастом 3,5 млрд. лет найдены остатки:
А) вирусов
Б) бактерий
В) водорослей
Г) кишечнополостных
6. Какой фактор создал условия для выхода живых организмов на сушу?
А) изменение климата
Б) накопление кислорода в атмосфере
В) сокращение площади водоемов
Г) усиление конкурентной борьбы среди водных организмов
7. Какое из приведенных положений не относится к движущим силам эволюции:
А) наследственная изменчивость
Б) естественный отбор
В) борьба за существование
Г) расширение ареала
8. Элементарной эволюционной единицей является :
А) каждая особь любого вида
Б) каждая популяция любого вида
В) каждый вид
Г) каждый биоценоз
9. Комнатная муха может быстрее чем человек, приспосабливаться к условиям внешней среды, потому что:
А) имеет меньшие размеры
Б)хорошо летает
В) имеет быструю смену поколений
Г) имеет личиночную стадию
10. Для консументов характерно свойство:
А) автотрофности
Б) гетеротрофности
В) автотрофности и гетеротрофности
Г) минерализации мертвого вещества
11. Грибы сапрофиты являются :
А) продуцентами
Б) деструкторами
В)консументами I порядка
Г) консументами II порядка
12. Яркая полосатая окраска зебры является :
А) предупреждающей
Б) расчленяющей
В) отпугивающей
Г) привлекающей
13. Современные методы ведения с/х производства создали серьезные проблемы в борьбе с насекомыми, т.к. привели :
А) к вырубке лесов
Б) увеличению площадей, где концентрируется пища для
насекомых
В) повышению эффективности действия инсектицидов в течение длительного периода времени
Г) нарастанию устойчивости насекомых к их естественным врагам
14. В экологической пирамиде с каждым уровнем количество энергии уменьшается. Наблюдается тенденция к понижению доминирующих трофических уровней, потому что на каждом следующем уровне:
А) организмы становятся более мелкими
Б) энергия сохраняется и потому меньше переходит на следующий уровень
В) энергия сохраняется в нескольких больших организмах
Г) происходит потеря теплоты
15. Агроценоз отличается от биоценоза :
А) отсутствием продуцентов
Б) отсутствием естественного отбора
В) удалением из агроценоза минеральных элементов
16. Волки и лисицы находятся на одном трофическом уровне в экосистеме, потому что и те и другие :
А) питаются разнообразной пищей
Б) используют свою пищу примерно на 10 %
В) поедают в основном растительноядных животных
17. У отдыхающих крокодилов птицы выклевывают остатки пищи, застрявшие между зубов. Это пример:
А) эктопаразитизма
Б) симбиоза
В) комменсализма
Г) протокооперации
18. Продуктивность экосистем при смене одного биогеоценоза другим :
А)уменьшается
Б) увеличивается
В) не изменяется
19. Назовите животное, которое относится к консументам II порядка:
А) заяц
Б) лиса
В) медведь
Ответы к контрольной работе по теме «Биогеоценоз».
1 вариант
№1. Установите соответствие:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
И | В | Б | З | К | Е | А | Г | Д | Ж |
№2. Тестовые задания.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Г | Б | В | Б | В | Б | А | В | В | Б | В | В | В | Б | Г | В | В | Г | Г | В |
II вариант.
№1. Установите соответствие:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Б | З | В | А | Г | Ж | Д | Е | К | И |
№2. Тестовые задания.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
Б | Б | Г | Б | Б | Б | Г | Б | В | Б | Б | Б | Б | Г | В | В | Г | Б | Б |
Критерии оценок:
№1: за каждый правильный ответ по 1 балу – 10 балов
№2: за каждый правильный ответ по 1 балу – 20 балов
30 – 28 балов – « 5 »
27 – 21 бала – « 4 »
20 – 14 балов – « 3 »
34 урок.
Контрольная работа №3 «Эволюция».
( Популяционно – видовой уровень жизни)
Вариант 1
Часть А. Выберите три правильных ответа из шести:
№1. Какие примеры иллюстрируют достижения биологического прогресса у растений путем ароморфоза?
А) наличие двойного оплодотворения у цветковых растений
Б) образование корней у папоротника
В) снижение испарения путем образования воскового налета на листьях
Г) усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений
Д) защита семян в плодах у покрытосеменных растений
Е) сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате
№2. Установите соответствие между утверждениями и доказательствами эволюции, которым они соответствуют:
Утверждения | Доказательства |
А) онтогенез гориллы начинается с зиготы Б) крыло птицы и лапа крота – гомологичные органы В) рудименты тазового пояса кита и конечности питона Г) наличие жаберных щелей у зародыша млекопитающего Д) стадия бластулы в онтогенезе позвоночных | 1) эмбриологические 2) сравнительно-анатомические |
№3. Установите последовательность этапов эволюции растений:
А) возникновение псилофитов
Б) появление многоклеточных водорослей
В) появление голосеменных
Г) возникновение папоротниковидных
Д) возникновение покрытосеменных
Е) появление одноклеточных водорослей
№4. Установите соответствие между признаком большого прудовика и критерием вида, для которого он характерен.
Признак большого прудовика | Критерий вида |
А) органы чувств – одна пара щупалец Б) коричневый цвет раковины В) населяет пресные водоемы Г) питается мягкими тканями растений Д) раковина спирально закрученная | 1. морфологический 2. экологический |
№5. Установите соответствие между характеристикой отбора и его видом:
Характеристика | Вид отбора |
А) действует в природе постоянно Б) сохраняет особей с признаками, интересующими человека В) обеспечивает формирование приспособленности к условиям жизни в биогеоценозах Г) приводит к появлению новых видов Д) способствует созданию новых пород животных | 1. естественный 2. искусственный |
№6. Укажите последовательность процессов географического видообразования.
А) распространение признака в популяции
Б) появление мутаций в новых условиях жизни
В) пространственная изоляция популяций
Г) отбор особей с полезными изменениями
Д) образование нового вида
Часть В. Ответьте на вопросы (не менее трех элементов ответа)
Возникновение каких ароморфозов привело к появлению кишечнополостных животных? Приведите не менее трех наименований.
Опишите основные этапы эволюции кровеносной системы кровеносной системы хордовых животных.
Раскройте значение форм изменчивости организмов, которые играют существенную роль в процессе эволюции органического мира.
Укажите условия и причины экологического видообразования.
Опишите этапы естественного отбора, который ведет к сохранению особей со средним значением.
Вариант 2
Часть А. Выберите три правильных ответа из шести:
№1. Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, которое для него характерно:
Вид | Направления эволюции |
А) серая крыса Б) зубр В) амурский тигр Г) пырей ползучий Д) лошадь Пржевальского Е) одуванчик обыкновенный | 1. Биологический прогресс 2. Биологический регресс |
№2. К ароморфозам относят:
А) возникновение хорды
Б) образование пятипалых конечностей у наземных позвоночных
В) наличие у коров четырехкамерного желудка
Г) наличие у комара колюще-сосущего ротового аппарата
Д) появление зеленой окраски покровов у кузнечиков
Е) возникновение полового размножения
№3 К процессам, приводящим к образованию новых видов в природе относят:
А) митотическое деление клеток
Б) скачкообразный мутационный процесс
В) модификационную изменчивость
Г) географическую изоляцию
Д) бесполое размножение особей
Е)естественный отбор
№4. Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям?
А)развитие образовательных тканей у растений
Б)наличие ловчих аппаратов у насекомоядных растений
В) отсутствие хлорофилла у растений-паразитов
Г) появление триплоидного эндосперма у покрытосеменных
Д) мелкая, сухая пыльца у ветроопыляемых растений
Е)железистые волоски на листьях душистой герани
№5. Установите соответствие между признаком печеночного сосальщика и критерием вида, для которого он характерен:
Признак | Критерий вида |
| А) морфологический Б) экологический |
№6. Установите соответствие между причиной видообразования и его способом
Причины | Способ |
А) расширение ареала исходного вида Б) стабильность ареала исходного вида В) разделение ареала вида различными преградами Г) многообразие изменчивости особей внутри ареала Д) многообразие местообитаний в пределах стабильного ареала | 1. географическое 2. экологическое |
Часть В. Ответьте на вопросы (не менее трех элементов ответа)
Охарактеризуйте основные причины, которые обостряют борьбу за существование внутри особей одной популяции.
Какие формы хозяйственной деятельности человека в промышленных странах нарушают жизнь естественных наземных экосистем. Приведите не менее трех примеров.
Опишите этапы естественного отбора, который ведет к сохранению особей с крайним значением признака.
Раскройте значение форм изменчивости организмов, которые играют существенную роль в процессе эволюции органического мира.
Опишите этапы эволюции женской половой системы на примере подклассов млекопитающих животных.
49 урок.
Контрольная работа №4 «Генетика»
(Организменный уровень жизни)
Вариант 1
Часть А. Из четырех ответов выберите один верный
А1. Организм – биосистема, так как:
1.способен к саморегуляции
2. размножается
3. растёт
4. состоит из химических элементов
А2. Гетеротрофный способ питания у:
1. лошади и клёна;
2. зайца и подберёзовика;
3. цианобактерии и мха;
4.комара и ромашки
А3. Размножение картофеля клубнями – это:
1. половое размножение
2. вегетативное размножение
3. партеногенез
4. спорами
А4. Постэмбриональный период у бабочки начинается с:
1.куколки
2. яйца
3.гусеницы
4. взрослого насекомого
А5. Генетика - это наука о:
1. селекции организмов
2. наследственности и изменчивости организмов
3. эволюции органического мира
4. генной инженерии
А6. Признак родителя, который не проявляется у гибридов первого поколения, называют:
1. промежуточным
2. мутантным
3. доминантным
4. рецессивным.
А7. При скрещивании гороха, образующего желтые семена (АА) с горохом, образующего зеленые семена (аа) фенотип семян их первого поколения будет:
1. желтым
2. гетерозиготным
3. гомозиготным
4. зеленым
А8. «Расщепление по каждой паре признаков идёт независимо от других пар признаков» - так формулируется:
1. первый закон Г.Менделя;
2. второй закон Г. Менделя;
3. третий закон Г. Менделя
4.закон Т. Моргана
А9. Организм с генотипом ААВв образует гаметы:
1. АА и Вв;
2.АВ и Ав;
3.ААВ и в;
4.А и в
А10. В условиях тропических районов Земли у белокочанной капусты не образуются кочаны. Какая форма изменчивости проявляется в данном случае?
1. мутационная
2.комбинативная
3.модификационная
4.онтогенетическая
А11. Эффект гетерозиса проявляется вследствие:
1.увеличения доли гетерозигот;
2.появления полиплоидных особей;
3.увеличения числа мутаций;
4.перехода рецессивных мутаций в гомозиготное состояние.
А12. Применение наркотиков родителями:
1. снижает вероятность вредных мутаций у потомства
2.не оказывает никакого влияния на плод
3. повышает вероятность врожденных пороков
4. всегда ведет к наследственным заболеваниям
Часть В
В1 Установите соответствие между видом генотипа и его характеристикой
Характеристика генотипа | Виды генотипа
|
А) наличие двух доминантных аллелей гена Б) наличие доминантного и рецессивного аллеля гена В) зигота содержит два рецессивных аллеля гена Г) образуется два типа гамет Д) образуется один тип гамет Е) дает расщепление признаков у потомства
|
2) гетерозиготный |
В2. Установите последовательность этапов эмбрионального периода развития:
1) органогенез;
2) зигота;
3) бластула;
4) нейрулы;
5) гаструла;
6) дробление
Часть С.
С1. Дайте свободный ответ.
Почему считается, что образ жизни человека – это показатель его культуры?
С2. Решите задачу.
Известно, что ген нормального свёртывания крови (А) доминирует над геном гемофилии (а) и сцеплен с Х-хромосомой (ХА, Ха). В семье, где отец был болен гемофилией и мамой с нормальной свёртываемостью крови, отец которой страдал гемофилией, родился здоровый сын. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и сына, возможные генотипы детей, которые могут родиться в дальнейшем в данном браке.
Вариант 2
Часть А. Из четырех ответов выберите один верный
А1. Организм – открытая биосистема так как:
1. размножается
2. растёт
3. способен к обмену веществ
4. состоит из химических элементов
А2. Автотрофный способ питания у:
1. лошади и клёна;
2. зайца и подберёзовика;
3. цианобактерии и мха;
4.комара и ромашки
А3 Размножение клубники «усами» – это:
1. вегетативное размножение
2. половое размножение
3. партеногенез
4. спорами
А4. Постэмбриональный период у птицы начинается с:
1. яйца
2. появления птенчика из яйца
3.развития в яйце
4. взрослого животного
А5. Роль генов и хромосом в формировании признаков у потомства изучает наука
1.цитология
2. генетика
3.палеонтология
4.физиология
А6. Признак родителя, который проявляется у гибридов первого поколения, называют:
1. промежуточным
2. мутантным
3. доминантным
4. рецессивным.
А7. При скрещивании гороха, образующего гладкие семена (АА) с горохом, образующего морщинистые семена (аа) фенотип семян их первого поколения будет:
1. морщинистым
2. гетерозиготным
3. гомозиготным
4. гладким
А8. «При скрещивании гетерозигот первого поколения между собой в их потомстве обнаруживаются разные генотипы: 50% (половина) из них снова оказываются гетерозиготами. А гомозиготы по каждому из родительских аллелей составляют 25% (одну четверть)» - так формулируется:
1. первый закон Г. Менделя;
2. второй закон Г. Менделя;
3. третий закон Г. Менделя
4.закон Т. Моргана
А9. Организм с генотипом Аавв образует гаметы:
1. Аа и вв;
2. ав и Ав;
3.Ав и вв;
4.А и в
А10. Случайно появившийся ягнёнок с укороченными ногами (выгодное человеку уродство – не перепрыгивает через изгородь) дал начало породе онконских овец. О каком типе изменчивости идёт речь?
1. мутационная
2. комбинативная
3. модификационная
4. онтогенетическая
А11. В селекции для получения новых полиплоидных сортов растений:
1. увеличивают набор хромосом в клетках;
2. скрещивают чистые линии;
3. скрещивают родителей и потомков;
4. уменьшают набор хромосом в клетках.
А12 Употребление алкоголя родителями:
1. повышает вероятность врожденных пороков
2.не оказывает никакого влияния на плод
3. снижает вероятность вредных мутаций у потомства
4. всегда ведет к наследственным заболеваниям
Часть В
В1. Установите соответствие между характеристикой изменчивости и её видом.
Характеристика изменчивости | Вид изменчивости |
А) перестройка хромосом Б) снижение урожайности в засушливый год В) наследуется Г) не наследуется Д) обусловлена нормой реакции признака Е) возникает в результате увеличения ультрафиолетового излучения
| 1.модификационная
2. мутационная |
В2. Установите последовательность этапов эмбрионального периода развития:
1) гаструла;
2) зигота;
3) бластула;
4) нейрулы;
5) дробление;
6) органогенез
Часть С.
С1. Дайте свободный ответ.
Почему считается, что образ жизни человека – это показатель его культуры?
С2. Решите задачу.
Известно, что ген нормального цветового зрения (А) доминирует над геном дальтонизма (а) и сцеплен с Х-хромосомой (ХА, Ха). В семье, где отец страдал дальтонизмом и мамой с нормальным зрением, отец которой страдал дальтонизмом, родился сын-дальтоник. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и сына, возможные генотипы детей, которые могут родиться в дальнейшем в данном браке.
68 урок.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ТЕМЕ «МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ»
ВАРИАНТ 1.
№1. ТЕСТ. Выберите правильный ответ. Начертите в тетради и заполните таблицу:
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Вариант ответа |
|
|
|
|
|
|
1. Биологическими полимерами в клетке являются:
А. Только белки
Б. Белки и нуклеиновые кислоты
В. Белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и глюкоза.
2. Вторичная структура белка представляет собой:
А. Спираль из аминокислот
Б. Спираль из аминокислот, свернутую спиралью
В. Глобулу (шар) из аминокислот.
3. Если нуклеотидный состав ДНК будет – АТТ – ГЦГ – ТАТ, то нуклеотидный состав и-РНК:
А. – ТАА – ГЦГ – УТУ-
Б. – УАА – ЦГЦ – АУА-
В. – УАА – ЦГЦ – АТА- .
4. Первый этап синтеза белка называется:
А. Трансляция
Б. Транскрипция
В. Трансдукция.
5. Бескислородный этап дыхания называется:
А. Гидролиз
Б. Гликолиз
В. Анаболизм.
6. Во время световой фазы фотосинтеза образуются
А. Кислород и АТФ
Б. Глюкоза и АТФ
В. Глюкоза и кислород.
№2. Распределите указанные процессы по происхождению.
Заполните таблицу, подставляя в каждую графу соответствующую букву
Фотосинтез | Синтез белка | Дыхание |
|
|
|
А. Трансляция
Б.Транскрипция
В. Возбуждение молекулы хлорофилла под действием света
Г. Фотолиз воды
Д. Гликолиз
Е. Аэробное образование 32 молекул АТФ.
№3. Решите задачу.
По данному фрагменту смысловой цепи ДНК определите последовательность аминокислот в соответствующем белке.
ДНК: - АТТ – ГЦГ – ТГТ - ААА - ЦЦГ - .
ВАРИАНТ 2.
№1. ТЕСТ. Выберите правильный ответ. Начертите в тетради и заполните таблицу:
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Вариант ответа |
|
|
|
|
|
|
1. За синтез одной молекулы белка отвечает:
А. Молекула ДНК
Б. Ген
В. Триплет нуклеотидов.
2. Совокупность реакций распада органических веществ, обеспечивающих клетку энергией, называется:
А. Катаболизм
Б. Пластический обмен
В. Обмен веществ.
3. Одномембранным органоидом клетки является:
А. Лизосома
Б. Рибосома
В. Митохондрия.
4. Источником кислорода при фотосинтезе служит:
А. Вода
Б. Углекислый газ
В. АТФ.
5. Если нуклеотидный состав и-РНК будет – УАА – ЦГЦ – АТА - , то нуклеотидный состав ДНК :
А. – ТТА – ГЦГ – УТУ -
Б. – УАА – ЦГЦ – АУА -
В. – АТТ – ГЦГ – ТАТ -
6. Этап дыхания, в ходе которого образуются 32 молекулы АТФ, называется:
А. Анаэробный
Б. Аэробный
В. Подготовительный
№2. Распределите указанные процессы фотосинтеза по фазам. Заполните таблицу:
Световая фаза | Темновая фаза |
|
|
А.Образование молекулы глюкозы
Б.Использование переносчиков водорода НАДФ*Н для получения глюкозы В.Возбуждение молекулы хлорофилла под действием света
Г. Фотолиз воды
Д. Образование АТФ
Е. Использование АТФ для получения глюкозы.
№ 3. Решите задачу.
По данному фрагменту белка определите состав участка ДНК, кодирующего данный белок: - аланин - лейцин - серин - глицин - триптофан - .
ВАРИАНТ 3.
№1. ТЕСТ. Выберите правильный ответ. Начертите в тетради и заполните таблицу:
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Вариант ответа |
|
|
|
|
|
|
1. Ген – это участок молекулы ДНК, несущий информацию об:
А. Одном белке
Б. Одной аминокислоте
В. Всех белках клетки
2. Мономерами белков являются:
А. Аминокислоты
Б.Нуклеиновые кислоты
В.Нуклеотиды.
3. Пластический обмен (анаболизм)– это:
А. Создание веществ, идущее с запасом энергии
Б. Распад веществ, идущий с выделением энергии
В. Все реакции создания и распада органических веществ в клетке.
4. Двумембранным органоидом в клетке является:
А. Лизосома
Б.Хлоропласт
В. Жгутик
5. Если нуклеотидный состав ДНК будет – ТТГ – АГЦ – ЦЦА - , то нуклеотидный состав т-РНК :
А. – ААЦ – УЦГ – ГГУ -
Б. – УАА – ЦГЦ – АУА -
В. – АТТ – ГЦГ – ТАТ -
№ 2. Распределите указанные процессы синтеза белка по этапам. Заполните таблицу:
Транскрипция | Трансляция |
|
|
А. Синтез молекулы и-РНК на матрице ДНК
Б. Считывание информации с молекулы и-РНК на рибосомах
В. Раскручивание молекулы ДНК при подготовке к синтезу и-РНК
Г. Перевод информации с генетического кода в последовательность аминокислот в белке
Д. Доставка к рибосомам аминокислот с помощью т-РНК
Е. Созревание и-РНК.
№ 3. Решите задачу.
По данному фрагменту и-РНК определите состав белка и состав участка смысловой цепи ДНК, кодирующей данный белок.
(Фрагмент и-РНК: - ААУ – ГГЦ – ЦУЦ – ГУЦ – УУА - )
Ответы к контрольной работе
по теме «Молекулярный уровень жизни»
ВАРИАНТ 1.
№ 1. ТЕСТ.
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Вариант ответа | Б | А | Б | А | Б | А |
№ 2.
Фотосинтез | Синтез белка | Дыхание |
В, Г | А, Б | Д, Е |
№3.
ДАНО: ДНК: - АТТ – ГЦГ – ТГТ - ААА - ЦЦГ - .
РЕШЕНИЕ:
ДНК: ААТ – ГЦГ – ТГТ - ААА - ЦЦГ-
иРНК: УУА – ЦГЦ – АЦА – УУУ- ГГЦ-
Белок: -ала – арг – тре – фен - гли -
ВАРИАНТ 2.
№ 1. ТЕСТ.
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Вариант ответа | Б | А | А | А | В | Б |
№ 2.
Световая фаза | Темновая фаза |
В, Г, Д | А, Б, Е |
№ 3.
ДАНО
Белок: аланин- лейцин- серин- глицин- триптофан.
РЕШЕНИЕ
Белок: аланин- лейцин- серин- глицин- триптофан.
и-РНК: - ГЦУ – УУА – АГУ – ГГУ – УГГ -
ДНК: - ЦГА – ААТ – ТЦА – ЦЦА – АЦЦ -
ВАРИАНТ 3.
№1.
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Вариант ответа | А | А | А | Б | А | В |
№ 2.
Транскрипция | Трансляция |
А, В, Е | Б, Г, Д |
№ 3.
ДАНО:
и-РНК: - ААУ – ГГЦ – ЦУЦ – ГУЦ – УУА -
РЕШЕНИЕ:
и-РНК: - ААУ – ГГЦ – ЦУЦ – ГУЦ – УУА -
ДНК: - ТТА – ЦЦГ – ГАГ – ЦАГ – ААТ –
Белок: -асн – гли – лей – вал – лей -