Ростовская область Кашарский район с.Сариновка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сариновская основная общеобразовательная школа
| | «Утверждаю» Директор МБОУ Сариновской ООШ Приказ от _______№____
_______ /Е.Н.Подгорнова/. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету: биология
Ступень обучения: основное общее, 9 класс
Количество часов: 3 часа в неделю, всего 99 часов
учителя биологии 1 категории Подгорновой Елены Николаевны.
Программа разработана на основе: программы основного общего образования по биологии; авторской программы основного общего образования по биологии «Биология.5-9 классы. Линейный курс» (авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров), по учебнику «Биология. Общие закономерности.» С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров. Н.И. Сонин, издательство Дрофа, 2012г.
2016г
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основании следующих нормативных документов:
Закон РФ «Об образовании»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (ФГОС ООО), утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1810. 3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Сариновской ООШ. 4. Положение о разработке рабочей программы, принятое на педагогическом совете.
5. Примерная программа основного общего образования по биологии.
6. Авторская программа основного общего образования «Биология. 5-9 классы. Линейный курс» (авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров) 7. Учебный план МБОУ Сариновской ООШ на 2016-2017 уч.г. 8. Календарный учебный график работы МБОУ Сариновской ООШ на 2016-2017 уч.г.
9. Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014г. № 253 «Федеральный перечень учебников,рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.» (в ред. Приказов Минобрнауки россии от 08.06.2015 №576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 №38)
Согласно действующему учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю, 1 час выделен за счёт части, формируемой участниками образовательных отношений.
В соответствии с учебным планом МБОУ Сариновской ООШ на 2016-2017 учебный год предусмотрено изучение биологии в объёме 3 часов в неделю, в соответствии с календарным учебным графиком работы МБОУ Сариновской ООШ на 2016-2017 учебный год рабочая программа предусматривает изучение предмета 99 часов.
Цель: формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.
Изучение биологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Формы образования – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок, экскурсии, лабораторные и практические работы и т.д.
Технологии образования – индивидуальная работа, проектная, исследовательская, поисковая работа, развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение и т.д.
Методы мониторинга знаний и умений учащихся – тесты, контрольные работы, устный опрос, творческие работы (рефераты, проекты, презентации) и т.д.
Уровень образованности обучающихся осуществляется по следующим составляющим результата образования: предметно – информационной (знает), ценностно – ориентационной (умеет), деятельностно - коммуникативной (применяет).
Содержание программы учебного предмета
Введение
Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.
Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
Развитие биологии в додарвиновский период
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.
Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Микроэволюция
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.
Биологические последствия адаптации. Макроэволюции
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Возникновение жизни на Земле
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
Развитие жизни на Земле
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.
Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство.
Химическая организация клетки
Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.
Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.
Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
Обмен веществ и преобразование энергии в клетке
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.
Строение и функции клеток
Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.
Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.
Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).
Клеточная теория строения организмов.
Размножение организмов
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.
Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков {закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
Закономерности наследования признаков
Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.
Генетическое определение пола.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
Решение генетических задач и составление родословных.
Закономерности изменчивости
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).
Селекция растений, животных и микроорганизмов
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности
Биосфера, ее структура и функции
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.
■ Лабораторные и практические работы
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистем
Биосфера и человек
Природные ресурсы и их использование.
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы
В результате изучения предмета учащиеся 9 классов должны:
знать/понимать:
особенности жизни как формы существования материи;
роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
фундаментальные понятия биологии;
сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
соотношение социального и биологического в эволюции человека;
основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
уметь:
пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
По плану | Фактически |
1 | Введение. Биология-наука о жизни. | 1 | | |
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле (30 часа) | 05.09 | |
2 | Многообразие животного мира. Уровни организации. | 1 | 07.09 | |
3 | Развитие биологии в додарвиновский период. | 1 | 12.09 | |
4 | Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. | 1 | 14.09 | |
5 | Теория Ч. Дарвина о происхождении видов. | 1 | 14.09 | |
6 | Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе | 1 | 19.09 | |
7 | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. | 1 | 20.09 | |
8 | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. | 1 | 21.09 | |
9 | Формы естественного отбора. | 1 | 26.09 | |
10 | Контрольная работа №1 «Эволюционная теория Ламарка» | 1 | 27.09 | |
11 | Приспособленность организмов к условиям внешней среды. | 1 | 28.09 | |
12 | Приспособленность организмов к условиям внешней среды. | 1 | 28.09 | |
13 | Лабораторная работа № 1 « Изучение приспособленности организмов . | 1 | 03.10 | |
14 | Забота о потомстве. | 1 | 04.10 | |
15 | Физиологические адаптации. | 1 | 05.10 | |
16 | Микроэволюция. Вид, его критерии и структура. | 1 | 10.10 | |
17 | Лабораторная работа № 2 «Изучение изменчивости». | 1 | 12.10 | |
18 | Эволюционная роль мутаций. | 1 | 12.10 | |
19 | Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. | 1 | 17.10 | |
20 | Главные направления эволюции. | 1 | 19.10 | |
21 | Общие закономерности биологической эволюции. | 1 | 19.10 | |
22 | Возникновение жизни на Земле. Современные представления. | 1 | 24.10 | |
23 | Начальные этапы развития жизни. | 1 | 26.10 | |
24 | Развитие жизни на земле. Жизнь в архейскую эру. | 1 | 26.10 | |
25 | Жизнь в протерозойскую эру | 1 | 31.10 | |
26 | Жизнь в палеозойскую эру. | 1 | 02.11 | |
27 | Жизнь в палеозойскую эру. | 1 | 02.11 | |
28 | Жизнь в мезозойскую эру. | 1 | 14.11 | |
29 | Жизнь в кайнозойскую эру. | 1 | 16.11 | |
30 | Происхождение человека. | 1 | 16.11 | |
31 | Контрольная работа № 2 «Возникновение жизни на Земле.» | 1 | 21.11 | |
Раздел 2. Структурная организация живых организмов (18 часов) | | |
32 | Химическая организация клетки. | 1 | 23.11 | |
33 | Неорганические вещества, входящие в состав клетки. | 1 | 23.11 | |
34 | Органические вещества, входящие в состав клетки. | 1 | 28.11 | |
35 | Органические вещества, входящие в состав клетки. | 1 | 30.11 | |
36 | Пластический обмен. Биосинтез белков. | 1 | 30.11 | |
37 | Энергетический обмен | 1 | 05.12 | |
38 | Энергетический обмен | 1 | 07.12 | |
39 | Строение и функции клеток | 1 | 07.12 | |
40 | Прокариотическая клетка | 1 | 12.12 | |
41 | Эукариотическая клетка. | 1 | 14.12 | |
42 | Цитоплазма. | 1 | 14.12 | |
43 | Лабораторная работа № 3 «Изучение клетки под микроскопом» | 1 | 19.12 | |
44 | Эукариотическая клетка. Ядро. | 1 | 21.12 | |
45 | Деление клеток. | 1 | 21.12 | |
46 | Деление клеток. | 1 | 26.12 | |
47 | Клеточная теория строения организмов | 1 | 28.12 | |
48 | Контрольная работа № 3 «Строение клеток» | 1 | 28.12 | |
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (7 часов) | | |
49 | Размножение организмов. | 1 | 16.01 | |
50 | Бесполое размножение. | 1 | 18.01 | |
51 | Половое размножение. Развитие половых клеток. | 1 | 18.01 | |
52 | Развитие половых клеток. | 1 | 23.01 | |
53 | Эмбриональный период развития. | 1 | 25.01 | |
54 | Постэмбриональный период. | 1 | 25.01 | |
55 | Общие закономерности развития. Биогенетический закон. | 1 | 30.01 | |
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов (23 часа) | | |
56 | Основные понятия генетики. | 1 | 01.02 | |
57 | Гибридологический метод изучения наследования признаков. | 1 | 01.02 | |
58 | Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя. | 1 | 06.02 | |
59 | Второй закон Менделя (закон расщепления). | 1 | 08.02 | |
60 | Закон чистоты гамет | 1 | 08.02 | |
61 | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. | 1 | 13.02 | |
62 | Анализирующее скрещивание. | 1 | 15.02 | |
63 | Решение генетических задач по скрещиванию. | 1 | 15.02 | |
64 | Сцепленное наследование генов | 1 | 20.02 | |
65 | Генетика пола. Наследование признаков. | 1 | 22.02 | |
66 | Взаимодействие генов. | 1 | 22.02 | |
67 | Лабораторная работа № 4 «Решение генетических задач». | 1 | 27.02 | |
68 | Лабораторная работа № 4 «Решение генетических задач». | 1 | 01.03 | |
69 | Лабораторная работа № 5 «Составление родословных». | 1 | 01.03 | |
70 | Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость. | 1 | 06.03 | |
71 | Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение. | 1 | 13.03 | |
72 | Мутации. Значение мутации для практики с/х . | 1 | 15.03 | |
73 | Фенотипическая изменчивость. | 1 | 15.03 | |
74 | Лабораторная работа № 6 «Построение вариационной кривой» | 1 | 20.03 | |
75 | Селекция растений, животных , микроорганизмов. . | 1 | 22.03 | |
76 | Центры происхождения и многообразия культурных растений | 1 | 22.03 | |
77 | Методы селекции растений и животных. | 1 | 03.04 | |
78 | Селекция микроорганизмов | 1 | 05.04 | |
79 | Значение селекции для развития с/х, медицины, микробиологической промышленности. | 1 | 05.04 | |
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (20 часов) | | |
80 | Биосфера - живая оболочка Земли. | 1 | 10.04 | |
81 | Структура биосферы | 1 | 12.04 | |
82 | Круговорот веществ в природе. | 1 | 12.04 | |
83 | История формирования сообществ живых организмов. | 1 | 17.04 | |
84 | Биогеоценозы и биоценозы. | 1 | 19.04 | |
85 | Абиотические факторы среды. | 1 | 19.04 | |
86 | Интенсивность действия факторов среды. | 1 | 24.04 | |
87 | Биотические факторы среды. | 1 | 26.04 | |
88 | Экологические пирамиды: чисел, биомассы и энергии. | 1 | 26.04 | |
89 | Формы взаимоотношений между организмами. Симбиоз. | 1 | 03.05 | |
90 | Формы взаимоотношений между организмами. Антибиоз. | 1 | 03.05 | |
91 | Формы взаимоотношений между организмами. Паразитизм. | 1 | 08.05 | |
92 | Лабораторная работа № 7 «Составление цепей питания» | 1 | 10.05 | |
93 | Биосфера и человек. | 1 | 10.05 | |
94 | Природные ресурсы и их использование. | 1 | 15.05 | |
95 | Антропогенные факторы воздействия на окружающую среду. | 1 | 17.05 | |
96 | Антропогенные факторы воздействия на окружающую среду. | 1 | 17.05 | |
97 | Охрана природы и основы рационального природопользования. | 1 | 22.05 | |
98 | Итоговое тестирование. Взаимоотношения организма и среды. | 1 | 24.05 | |
99 | Обобщение. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах. | 1 | 24.05 | |
СОГЛАСОВАНО Протокол № 1 заседания МО учителей естественно-математического цикла от « » августа 2016 г. Руководитель МО __________ /Л.Л.Афанасенко / | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ А.В.Ерунова « » августа 2016 г.
|
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
1 | | Введение. Биология-наука о жизни. | 1 |
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле (30 часа) |
2 | | Многообразие животного мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов. | 1 |
3 | | Развитие биологии в додарвиновский период. Становление систематики. | 1 |
4 | | Эволюционная теория Жана Бастиста Ламарка. | 1 |
5 | | Теория Чарльза Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. Предпосылки возникновения теории Дарвина. | 1 |
6 | | Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе | 1 |
7 | | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. | 1 |
8 | | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. | 1 |
9 | | Формы естественного отбора. | 1 |
10 | | Контрольная работа №1 «Эволюционные теории Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина» | 1 |
11 | | Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. | 1 |
12 | | Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. | 1 |
13 | | Лабораторная работа № 1 « Изучение приспособленности организмов к среде обитании». | 1 |
14 | | Забота о потомстве. | 1 |
15 | | Физиологические адаптации. | 1 |
16 | | Микроэволюция. Вид, его критерии и структура. | 1 |
17 | | Лабораторная работа № 2 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора». | 1 |
18 | | Эволюционная роль мутаций. | 1 |
19 | | Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. | 1 |
20 | | Главные направления эволюции. | 1 |
21 | | Общие закономерности биологической эволюции. | 1 |
22 | | Возникновение жизни на Земле. Современные представления о возникновении жизни. | 1 |
23 | | Начальные этапы развития жизни. | 1 |
24 | | Развитие жизни на земле. Жизнь в архейскую эру. | 1 |
25 | | Жизнь в протерозойскую эру | 1 |
26 | | Жизнь в палеозойскую эру. | 1 |
27 | | Жизнь в палеозойскую эру. | 1 |
28 | | Жизнь в мезозойскую эру. | 1 |
29 | | Жизнь в кайнозойскую эру. | 1 |
30 | | Происхождение человека. | 1 |
31 | | Контрольная работа № 2 «Возникновение и развитие жизни на Земле. Происхождение человека» | 1 |
Раздел 2. Структурная организация живых организмов (18 часов) |
32 | | Химическая организация клетки. | 1 |
33 | | Неорганические вещества, входящие в состав клетки. | 1 |
34 35 | | Органические вещества, входящие в состав клетки. | 2 |
36 | | Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Пластический обмен. Биосинтез белка. | 1 |
37 | | Энергетический обмен | 1 |
38 | | Энергетический обмен | 1 |
39 | | Строение и функции клеток | 1 |
40 | | Прокариотическая клетка | 1 |
41 | | Эукариотическая клетка. | 1 |
42 | | Цитоплазма. | 1 |
43 | | Лабораторная работа № 3 «Изучение растительной и животной клетки под микроскопом» | 1 |
44 | | Эукариотическая клетка. Ядро. | 1 |
45 | | Деление клеток. | 1 |
46 | | Деление клеток.. | 1 |
47 | | Клеточная теория строения организмов | 1 |
48 | | Контрольная работа № 3 «Строение клеток» | 1 |
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (7 часов) |
49 | | Размножение организмов. | 1 |
50 | | Бесполое размножение организмов. | 1 |
51 | | Половое размножение. | 1 |
52 | | Развитие половых клеток. | 1 |
53 | | Эмбриональный период развития | 1 |
54 | | Постэмбриональный период развития | 1 |
55 | | Общие закономерности развития. Биогенетический закон. | 1 |
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов (23 часов) |
56 | | Основные понятия генетики. | 1 |
57 | | Гибридологический метод изучения наследования признаков Грегора Менделя. | 1 |
58 | | Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя. | 1 |
59 | | Второй закон Менделя (закон расщепления). | 1 |
60 | | Закон чистоты гамет | 1 |
61 | | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. | 1 |
62 | | Анализирующее скрещивание. | 1 |
63 | | Решение генетических задач по моногибридному и дигибридному скрещиванию. | 1 |
64 | | Сцепленное наследование генов | 1 |
65 | | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленное с полом. | 1 |
66 | | Взаимодействие генов. | 1 |
67 68 | | Лабораторная работа № 4 «Решение генетических задач». | 1 |
69 | | Лабораторная работа № 5 «Составление родословных». | 1 |
70 | | Закономерности изменчивости. Наследственная (генотипическая) изменчивость. | 1 |
71 | | Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости | 1 |
72 | | Мутации. Значение мутации для практики с/х и биотехнологии. | 1 |
73 | | Фенотипическая изменчивость. | 1 |
74 | | Лабораторная работа № 6 «Построение вариационной кривой, по размерам листьев растений» | 1 |
75 | | Селекция растений, животных и микроорганизмов. . | 1 |
76 | | Центры происхождения и многообразия культурных растений | 1 |
77 | | Методы селекции растений и животных. | 1 |
78 | | Селекция микроорганизмов | 1 |
79 | | Значение селекции для развития с/х, медицины, микробиологической и других отраслей промышленности. | 1 |
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (20 часов) |
80 | | Биосфера - живая оболочка Земли. | 1 |
81 | | Структура биосферы | 1 |
82 | | Круговорот веществ в природе. | 1 |
83 | | История формирования сообществ живых организмов. | 1 |
84 | | Биогеоценозы и биоценозы. | 1 |
85 | | Абиотические факторы среды. | 1 |
86 | | Интенсивность действия факторов среды. | 1 |
87 | | Биотические факторы среды. | 1 |
88 | | . Экологические пирамиды: чисел, биомассы и энергии. | 1 |
89 | | Формы взаимоотношений между организмами. Симбиоз. | 1 |
90 | | Формы взаимоотношений между организмами. Антибиоз. | 1 |
91 | | Формы взаимоотношений между организмами. Паразитизм. | 1 |
92 | | Лабораторная работа № 7 «Составление цепей питания» | 1 |
93 | | Биосфера и человек. | 1 |
94 | | Природные ресурсы и их использование. | 1 |
95 | | Антропогенные факторы воздействия на окружающую среду. | 1 |
96 | | Антропогенные факторы воздействия на окружающую среду. | 1 |
97 | | Охрана природы и основы рационального природопользования. | 1 |
98 | | Практическая работа № 1 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах». | 1 |
99 | | Заключение. Итоговое тестирование. | 1 |
|
СОГЛАСОВАНО Протокол № 1 заседания МС учителей естественно-математического цикла от «29» августа 2016 г. Руководитель МС Сариновской ООШ __________ /А.В.Ерунова/ |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ А.В.Ерунова «29» августа 2016 г. | |