СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 8 класса с тематическим планированием.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 8 класса»


Багаевский район, хутор Ёлкин

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ёлкинская средняя общеобразовательная школа



«Утверждаю»

Директор МБОУ Ёлкинской СОШ

Приказ от_01.09________№_7________

__________________(Крамаренко Е.Г.)









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

Основное общее образование


8 КЛАСС









Количество часов:

8А-67 ч.;8Б-67ч.


Учитель биологии:


Ступникова В.В.



Программа



Авторы:

Пасечник В.В.


Латюшин В.В.


Пакулова В.М.


____________________________________________


«Биология. Человек» //

Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. М. – Дрофа, 2014г.




РАЗДЕЛ 1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета


Ценностные ориентиры учебного курса:

В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности.

В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Личностные результаты:

Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты


п/п

Название раздела

Кол-во часов

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

1

Науки, изучающие организм человека

2

ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

самостоятельно работают с различными источниками информации: находят биологическую информацию, анализируют и оценивают информацию

формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы,формируют ответственное отношение к учению,развивают умение работать в группе

2

Происхождение человека

3

ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно


самостоятельно работают с различными источниками информации: находят биологическую информацию, анализируют, систематизируют и оценивают информацию

развивают умение работать в группе.


3

Строение и функции организма

4

составляют план и последовательность действий, ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами, выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей, структурируют знания

развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми


4

Опорно-двигательная система

8

ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно


осуществляют поиск и выделение необходимой информации, анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки

планируют общие способы работы, умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме,устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива

5

Внутренняя среда организма.

3

самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней


выделяют и формулируют проблему, осуществляют поиск и выделение необходимой информации, анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки, структурируют знания

планируют общие способы работы, умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения


6

Кровеносная и лимфатическая системы

6

ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.


выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей, осуществляют поиск и выделение необходимой информации, определяют основную и второстепенную информацию

с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях


7

Дыхание

5

ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

выделяют и формулируют познавательную цель, выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки

адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,признание ценности здоровья, своего и других людей

8

Пищеварение

6

принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи

составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты


учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий


9

Обмен веществ и энергии

4

принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи

составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, строят логические цепи рассуждений, восполняя недостающие компоненты


учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия.Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий


10

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение

5

составляют план и последовательность действий 

применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных

понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.Формируют устойчивый познавательный интерес

11

Нервная система

4

составляют план и последовательность действий, самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней


выделяют и формулируют познавательную цель, выделяют и формулируют проблему


понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.Формируют ответственное отношение к учению


12

Анализаторы. Органы чувств

5

составляют план и последовательность действий, самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

выделяют и формулируют познавательную цель, осуществляют поиск и выделение необходимой информации

адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.Формируют ответственное отношение к учению


13

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

6

ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно


осуществляют поиск и выделение необходимой информации, анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки

планируют общие способы работы, умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме


14

Эндокринная система

2

ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно


применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств


учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения

15

Индивидуальное развитие организма

4

ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно


применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств


учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом


Предметные результаты:


п/п

Название раздела

Кол-во часов

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

1

Науки, изучающие организм человека

2

объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значения анатомии, физиологии, психологии и гигиены для изучения особенностей организма человека.

описывать биологические науки, применяя логику системного анализа

2

Происхождение человека

3

объяснять признаки сходства животных и человека, доказывающие его животное происхождение.

принимать различные точки зрения на происхождение человека, применяя логику системного анализа.

3

Строение и функции организма

4

определять место человека в системе органического мира, объяснять строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. классифицировать различные органоиды клетки по их функциям

обосновать биологическую природу и социальную сущность человека описывать жизненные процессы клетки




4

Опорно-двигательная система

8

выделять существенные признаки опорно-двигательной системы человека выделять части скелета и существенные признаки приспособления к прямохождению. определять пояс верхних и нижних конечностей по особенностям соединения костей определять и сравнивать мышцы, распозновать различные группы мышц

изучить микроскопическое строение кости; изучить части осевого скелета на мулежах; изучить работу мышц на различных макетах




5

Внутренняя среда организма.

3

выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями

 изучить механизмы свертывания крови по различным макетам

6

Кровеносная и лимфатическая системы

6

различать на таблицах органы кровеносной и лимфатической системы. составлять схему кругов кровообращения, выявлять закономерность между строением сердца и его функций. объяснять особенности движения крови по различным сосудам, выявлять зависимость от строения функций сосудов.

изучить особенности строения кровеносных и лимфатических сосудов,изучить особенность работы венозных клапанов, изучить особенность работы сердцапознакомиться с приборами измерения артериального давления..


7

Дыхание

5

выявлять закономерность между строением органов дыхания и их функциями. сравнивать газообмен в легких и тканях, делают выводы на основе сравнения, объяснять особенности газообмена в легких, тканях и клетках.  объяснять механизмы вдоха и выдоха, регуляцию дыхания.

изучить особенность работы органов дыхания. изучить функциональные возможности дыхательной системы.познакомиться с приемами определения жизненной емкости легких; оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего

8

Пищеварение

6

выявлять закономерность между питательными веществами и ролью в обмене веществ. различать на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы, оценивать свои знания об особенностях строения органов пищеварения. 

выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения, изучить методы исследования регуляции пищеварительной системы


9

Обмен веществ и энергии

4

выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека. приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений обмена веществ в организме и развития авитаминозов

изучить роль ферментов в обмене веществ. установить зависимость между нагрузкой и уровнем энергетического обмена

10

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение

5

выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции, приводить доказательства необходимости закаливания организма, ухода за кожей, волосами, ногтями, различать на таблицах органы мочевыделительной системы

освоить приемы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах, выделять существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма


11

Нервная система

4

анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека. составлять схему строения нервной системы.

изучить особенность строения нервного узла .




12

Анализаторы. Органы чувств

5

выделять существенные признаки строения и функционирования органов зрения,слуха, равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

изучить влияние иллюзии на бинокулярное зрение, изучить приемы предупреждения нарушения


13

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

6

объяснять роль отечественных ученых в разработку учения о В.Н.Д. Выделять существенные особенности поведения и психики человека

описывать опыты, проведенные учеными для изучения условных рефлексов. описывать врожденные и приобретенные программы поведения

14

Эндокринная система

2

различать на таблицах и муляжах органы нервной и эндокринной систем

выделяют существенные признаки процесса регуляции жизнедеятельности организма

15

Индивидуальное развитие организма

4

выделять существенные признаки воспроизведения и развития организма человека, Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путем; ВИЧ-инфекций; медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.

изучить биогенетический закон Геккеля-Мюллера, изучить причины заболеваний, передаваемых половым путем



РАЗДЕЛ 2.

Содержание учебного предмета


Содержание обучения:

Тема 1. Науки, изучающие организм человека (2 часа) Анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.Организм человека – объект изучения.

Тема 2. Происхождение человека (3 часа) Гипотезы происхождения человека, доказательства животного происхождения человека. Влияние биологических и социальных факторов на человека. Человеческие расы. Человек как вид.

Тема 3. Строение организма (4 часа) Структура тела. Органы и системы органов. Эндокринная система, гормоны, нервные импульсы.Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление.Их значение. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани.

Тема 4. Опорно-двигательная система (8 часов) Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Части скелета, череп и туловище, приспособление скелета к прямохождению. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Тема 5. Внутренняя среда организма (3 часа)

Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина «К» в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Защитные барьеры организма. Переливание крови. Резус-фактор. Вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость

Тема 6. Кровеносная и лимфатическая система (6 часов)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Строение сердца, сосуды, связанные с сердцем, сердечный цикл, автоматизм сердца, регуляция сердечных сокращений. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс, кровоснабжение органов, артериолы, некроз, инсульт, инфаркт. Приборы для измерения артериального давления крови: тонометр.

Тема 7. Дыхание (5 часов) Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Строение легких. Газообмен в легких и тканях, особенности. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких. Особенности организма человека. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Тема 8. Пищеварение (6 часов) Пластический обмен, энергетический обмен, пищевые продукты, питательные вещества, роль в обмене веществ. Пищеварительный тракт, пищеварительные железы. Значение пищеварения. Ротовая полость, рецепторы вкуса, слюнные железы, зубы. Пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение. Пищевод, желудок, пепсин, сфинктер, двенадцатиперстная кишка, поджелудочная железа, трипсин, печень, желчь, фермент, кишечная палочка, дисбактериоз. Всасывание, ворсинка, воротная вена, печень, печеночная вена, заменимые и незаменимые аминокислоты, желчь, аппендикс, аппендицит, перитонит. Фистула, безусловные рефлексы, условные рефлексы, мнимое кормление, сокоотделение желудочных желез. Регуляция деятельности пищеварительной системы.

Тема 9. Обмен веществ и энергии (4 часа) Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

Тема 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (5 часов)Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение и профилактика.

Тема 11. Нервная система (4 часа) Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Тема 12. Анализаторы. Органы чувств (5 часов) Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

Тема 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (6 часов) И.М. Сеченов, И.П. Павлов, торможение условного рефлекса, формы торможения, метод условных рефлексов, доминанта. Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, динамический стереотип, этология. Приобретенные программы поведения: условный рефлекс, рассудочная деятельность, эмоции, навыки, привычки. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Сновидения, быстрый и медленный сон, сновидения. Базовые и вторичные потребности, сознание, интуиция. Потребности человека, речь, роль речи в познании, познавательные процессы, мышление, наблюдение, представления, ум. Логическая и механическая память. Представление памяти. Особенности памяти, воображения и мышления. Оперативная, длительная память, срок памяти. Волевые действия, внушаемость и негативизм, эмоции, эмоциональные реакции, эмоциональное состояние, физиологические основы внимания.

Тема 14. Эндокринная система (2 часа) Единство нервной и гуморальной системы, промежуточный мозг и органы эндокринной системы, свойства гормонов

Тема 15. Индивидуальное развитие организма (4ч.) Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Лабораторные работы

1

Науки, изучающие организм человека

2


2

Происхождение человека

3


3

Строение и функции организма

4

2 Лабор.работа №1 «Изучение особенностей строения животных тканей»

Лабор.работа №2 «Самонаблюдение мигательного рефлекса»

4

Опорно-двигательная система

8

4 Лабор.работа №3 «Микроскопическое строение кости»

Лабор.работа №4 «Мышцы человеческого тела» Лабор.работа №5 «Утопление при статической работе»

Лабор.работа №6«Осанка и плоскостопие»

5

Внутренняя среда организма.

3

1 Лабор.работа №7 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»

6

Кровеносная и лимфатическая системы

6

3 Лабор.работа №8 «Измерение частоты сердечных сокращений»

Лабор.работа №9

«Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»

Лабор. работа №10 «Измерение электроэнергии, возникающей в процессе

сердцебиения» ( демонстрационная)

7

Дыхание

5

1 Лабор.работа №11 «Определение жизненной емкости легких» (демонстрационная)

8

Пищеварение

6

1 Лабор.работа №12 «Действие слюны на крахмал»

9

Обмен веществ и энергии

4

1 Лабор.работа №13 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена»

10

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение

5


11

Нервная система

4

1 Лабор.работа №14«Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка»

12

Анализаторы. Органы чувств

5

1 Лабор.работа №15 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»

13

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

6


14

Эндокринная система

2


15

Индивидуальное развитие организма

4




Место предмета в учебном плане:


Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение биологии в 8 классе отводится 70 часов из расчета 2ч в неделю. Но в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Ёлкинской СОШ на 2017-2018 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2017-2018 учебном году( 23.02.2018, 08.03.2018г., 01.05. 2018 г.,09.05.2018 г.) расписанием учебных занятий МБОУ Ёлкинской СОШ в условиях шестидневной рабочей недели для учащихся, данная программа по биологии в 2017-2018 уч.году в 8 классе будет реализована в объёме 67 часов





6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Дата

Тема

Кол-во часов

План


Факт







Тема 1. Науки, изучающие организм человека

(2 часа)

2

1

01.09


Анатомия, физиология, психология и гигиена человека

1

2

06.09


Становление наук о человеке

1




Тема 2. Происхождение человека (3 часа)

3

3

08.09


Систематическое положение человека

1

4

13.09


Историческое прошлое людей

1

5

15.09


Расы человека

1




Тема 3. Строение организма (4 часа)

4

6

20.09


Общий обзор организма

1

7

22.09


Клеточное строение организма

1

8

27.09


Ткани Лабор.работа №1 «Изучение особенностей строения животных тканей»

1

9

29.09


Рефлекторная регуляция Лабор.работа №2 «Самонаблюдение мигательного рефлекса»

1




Тема 4. Опорно-двигательная система (8 часов)

8

10

04.10


Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей Лабор.работа №3 «Микроскопическое строение кости»

1

11

06.10


Скелет человека. Осевой скелет

1

12

11.10


Добавочный скелет: скелет поясов и свободных конечностей. Соединение костей

1

13

13.10


Строение мышц Лабор.работа №4 «Мышцы человеческого тела»

1

14

18.10


Работа скелетных мышц и их регуляция Лабор.работа №5 «Утомление при статической работе»

1

15

20.10


Осанка. Предупреждение плоскостопия Лабор.работа №6«Осанка и плоскостопие»

1

16

25.10


Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов

1

17

27.10


Обобщающий урок по темам «Строение организма» и «Опорно-двигательная система»

1




Тема 5. Внутренняя среда организма (3 часа)

3

18

01.11


Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма Лабор.работа №7 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»

1

19

15.11


Борьба организма с инфекцией. Иммунитет

1

20

17.11


Иммунология на службе здоровья

1




Тема 6. Кровеносная и лимфатическая система (6 часов)

6

21

22.11


Транспортные системы организма

1

22

24.11


Круги кровообращения

1

23

29.11


Строение и работа сердца Лабор.работа №8 «Измерение частоты сердечных сокращений»

( демонстрационная)

1

24

01.12


Движение крови по сосудам. Регуляция Кровоснабжения.Лабор.работа №9

«Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»

1

25

06.12


Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.Лабор. работа №10 «Измерение электроэнергии, возникающей в процессе

сердцебиения» ( демонстрационная)

1

26

08.12


Первая помощь при кровотечениях.

1




Тема 7. Дыхание (5 часов)

5

27

13.12


Значение дыхания. Органы дыхательной системы: дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей

1

28

15.12


Лёгкие. Легочное и тканевое дыхание

1

29

20.12


Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды Лабор.работа №11 «Определение жизненной емкости легких» (демонстрационная)

1

30

22.12


Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приёмы реанимации

1

31

27.12


Обобщающий урок по темам «Внутренняя среда организма», «Кровеносная и лимфатическая система», «Дыхание»

1



29.12


Тема 8. Пищеварение

(6 часов)

6

32



Питание и пищеварение

1

33

10.01


Пищеварение в ротовой полости

1

34

12.01


Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке Лабор.работа №12 «Действие слюны на крахмал»

1

35

17.01


Функции толстого и тонкого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени.Аппендицит

1

36

19.01


Регуляция пищеварения

1

37

24.01


Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций

1




Тема 9. Обмен веществ и энергии (4 часа)

4

38

26.01


Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ

1

39

31.01


Витамины

1

40

02.02


Энергозатраты человека и пищевой рацион Лабор.работа №13 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена»

1

41

07.02


Нарушение обмена веществ

1



09.02


Тема 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (5 часов)

5

42



Кожа – наружный покровный орган

1

43

14.02


Уход за кожей. Гигиена одежда и обуви. Болезни кожи

1

44

16.02


Терморегуляция организма. Закаливание

1

45

21.02


Выделение

1

46

28.02


Обобщающий урок по темам «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии», «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение»

1


02.03


Тема 11. Нервная система

(4 часа)

4

47



Значение нервной системы. Строение нервной системы. Спинной мозг

1

48

07.03


Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка Лабор.работа №14«Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка»

1

49

09.03


Функции переднего мозга

1

50

14.03


Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы

1


16.03


Тема 12. Анализаторы. Органы чувств

(5 часов)

5

51



Анализаторы


52

21.03


Зрительный анализатор Лабор.работа №15 «Иллюзия, связанная с бинокулярным

зрением»

1

53

23.03


Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней

1

54

11.04


Слуховой анализатор

1

55

13.04


Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса

1


18.04


Тема 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

(6 часов)

6

56



Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности

1

57

20.04


Врождённые и приобретённые программы поведения

1

58

25.04


Сон и сновидения

1

59

27.04


Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы

1

60

02.05


Воля, эмоции, внимание

1

61

04.05


Обобщающий урок по темам «Нервная система», «Анализаторы. Органы чувств», «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика»

1


11.05


Тема 14. Эндокринная система (2 часа)

2

62



Роль эндокринной регуляции

1

63

16.05


Функции желёз внутренней секреции

1




Тема 15. Индивидуальное развитие организма (4 часов)

4

64

18.05


Жизненные циклы. Размножение

1

65

23.05


Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём

1

66

25.05


Развитие ребёнка после рождения. Становление личности

1

67

30.05


Интересы, склонности, способности

1








































12