СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и литература" СПО 195 ч.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины «Русский язык и литература»

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:

20.02.04 «Пожарная безопасность» (базовая подготовка)

38.02.04 «Экономика и бухгалтерский учёт»

                

 

Организация-разработчик: Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и литература» разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и примерной программы учебной дисциплины «Русский язык и Литература», предназначенной для изучения русского языка и литературы в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г и утвержденной департаментом государственной политики и нормативно правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и литература" СПО 195 ч.»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины «Русский язык и литература»

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:

20.02.04 «Пожарная безопасность» (базовая подготовка)

38.02.04 «Экономика и бухгалтерский учёт»


Организация-разработчик: Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и литература» разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и примерной программы учебной дисциплины «Русский язык и Литература», предназначенной для изучения русского языка и литературы в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г и утвержденной департаментом государственной политики и нормативно правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России.


Разработчик В.А.Джагаева – преподаватель русского языка и

литературы

Рекомендована предметно-цикловой комиссией гуманитарных дисциплин, протокол № 1 от «11» сентября 2015 г.








СОДЕРЖАНИЕ





стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации учебной дисциплины

8

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

9





























1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»

1.1. Область применения программы


Рабочая учебная программа по предмету «Русский язык и литература» предназначена для подготовки специалистов:

20.02.04 «Пожарная безопасность» (базовая подготовка)

38.02.04 «Экономика и бухгалтерский учёт»


Срок обучения 2 года 10 месяцев с получением среднего (полного) общего образования и составлена на основе:

  • Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе;

  • Письма Министерства образования Российской Федерации №329/19-12 от 12 июля 2001 г. «О преподавании общеобразовательных предметов и проведении итоговой аттестации по общеобразовательным предметам в образовательных учреждениях начального профессионального образования»;

  • Приказа Министерства образования Российской Федерации № 56 от 30.06.1999г. «Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования».


Рабочая программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Русский язык и литература» входит в состав общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы и относится к обязательной части.

Для освоения дисциплины «Русский язык и литература» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформирование в ходе изучения предметов «Литература», «Русский язык» на предыдущем уровне образования.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Целью дисциплины является освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методов литературы как науки, развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной информации.


В результате освоения дисциплины «Русский язык и литература» обучающийся должен знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

  • нормы русского языка;

  • изобразительно-выразительные возможности русского языка;

  • систему стилей языка

  • уметь:

  • анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

  • применять нормы русского языка на практике;

  • представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

  • учитывать исторический, историко - культурный контекст и контекст творчества писателя а процессе анализа художественного произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 292 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 195 часов;

самостоятельной работы обучающегося 97 часов.











2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка

292

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

195

Самостоятельная работа обучающихся

97

Итоговая аттестация в форме экзамена



2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и Литература»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающегося,

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4




Содержание

2


Тема 1. Введение.

Общая характеристика русской классической литература ΧІΧ в. Значение в развитии общества и в жизни человека. Общее понятие об историко-литературном процессе. Своеобразие русской литературной критики второй половины ΧІΧ в. Расцвет критического реализма.

1

2

Тема 1. Введение.

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка.

Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.


1

2


Раздел 2.

А.С.Пушкин.


Содержание

2


Тема 2.1. А.С.Пушкин. Основные темы и идеи лирики. «Маленькие трагедии».

А.С.Пушкин – гениальный поэт. Основные этапы творчества. Мотивы лирики А.С.Пушкина (« Погасло дневное светило», «Свободы сеятель», « Элегия «, « Вновь я посетил …», « Пророк», Поэт и толпа», «Я Вас любил…»).

«Маленькие трагедии». Создание цикла, основные проблемы, своеобразие.

1

2

Тема 2.2. Роман «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни.

История создания. Жанр и композиция. Онегинская строфа. Лирические отступления. Евгений Онегин в системе образов романа. Женские образы в романе. Цельность и простота характера Татьяны. «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни».

1

2

Самостоятельная работа обучающихся (чтение и анализ стихов, чтение и анализ «Евгений Онегин», сравнительный анализ героев, выполнение домашних заданий).

4

3

Раздел 3.

Язык и речь. Функциональные стили речи.


Содержание

2

Тема 3.1.Язык и речь Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

1



Тема 3.2.

Текст как произведение речи Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста.

Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи. Лингвостилистический анализ текста.

1


2



Раздел 4.

М.Ю.Лермонтов

Содержание

4


Тема 4.1. М.Ю.Лермонтов. Основные темы и идеи лирики.

Краткий очерк жизни и творчества. Основные мотивы творчества. Пафос вольности и протеста, любви к родине, активной борьбы за права личности.

1

2

Тема 4.2.Роман «Герой нашего времени». Роль композиции в раскрытии личности.

Особенности композиции романа. Нравственные проблемы (вопрос о смысле жизни, ответственности за человека, за свою судьбу). Смысл сопоставления Печорина и Грушницкого. Дневниковые записи в раскрытии характеров героев.

1

2

Практическая работа. Отзыв о романе «Герой нашего времени».

2


Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение на тему: «Отзывы критиков и литературоведов о поэзии М.Ю.Лермонтова»

3

3



Раздел 5.

Н.В.Гоголь

Содержание

5


Тема 5.1.Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души». Тема «мертвой» и «живой» души.

Жанр и смысл названия поэмы. Композиция произведения. Тема «мертвой» и «живой» души. Идейно – художественное значение образа Чичикова. Образ живой Руси.

1

2

2

Тема 5.2. Практическая работа по разделам: «А.С.Пушкин», «М.Ю.Лермонтов», «Н.В.Гоголь»

2

3

Раздел 3.

Язык и речь. Функциональные стили речи.


Тема 3.3. Разговорный стиль речи

Функциональные стили речи и их особенности.

Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.


1

2

Тема 3.4 Научный стиль речи.

Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.


1

2

Раздел 6.

А.Н.Островский

Содержание

6


Тема 5.1.Жизнь и творчество А.Н.Островского. Драма «Гроза».

Очерк жизни и творчества. Роль А.Н.Островского в развитии русской драматургии театра. Драма «Гроза». История создания. Жанр и композиция.

Идейно-художественное своеобразие пьесы.

1

2

Тема 5.2.Трагический конфликт Катерины с «темным царством».

Жизненные позиции героев. Душевная трагедия Катерины. Определение понятия «темное царства».

1

2

Практическая работа. Тест по пьесе «Гроза»

1


Самостоятельная работа обучающихся (чтение пьес А.Островского, сравнительный анализ героев, анализ эпизода, выполнение домашних заданий).

4

3

Тема 3.5 Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.


1

2

Тема 1.5.Публицистический стиль речи

Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля.

2

2

Самостоятельная работа уч-ся Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.


2







Раздел 7.

И.А.Гончаров

Содержание

8


Тема 7.1.Жизнь и творчество И.А.Гончарова. Роман «Обломов». Историко-философский смысл романа.

Жизнь и творчество И.А.Гончарова. Особенности художественного метода. Роман «Обломов». Композиция, система образов.

1

2

Тема 7.2.Полнота и сложность характера Обломова. Андрей Штольц как антипод Обломова.

Исторические и социальные корни «обломовщины». Роман и общественно-политическое положение России второй половины ΧІΧ века. Жизнь крестьян. Положение деревни. Реформы.

1

2

Тема 7.3.Обломов и Ольга Ильинская. Критики о романе.

Любовь Обломова. Роль Ольги Ильинской в позитивных изменениях Обломова. Женщины в жизни Обломова. Критики о романе.

1

2

Практическая работа. Тест по творчеству И.А.Гончарова.

1


Самостоятельная работа обучающихся (подготовить сообщение «Роман «Обломов» в критике и литературоведении»).

2

3

Раздел 3. Язык и речь. Функциональные стили речи.

Практическое занятие: Различные виды переработки текста

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа: составление аннотации на любимую книгу.

2

3


Контрольная работа

2


Раздел 8.

И.С.Тургенев



содержание

4

2


Тема 8.1.Жизнь и творчество И.С.Тургенева. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа.

Очерк жизни и творчества писателя. Смысл заглавия. Своеобразие жанра. Черты личности Базарова, мировоззрение.

1









Тема 8.2.Трагический характер конфликта в романе. Базаров в системе действующих лиц.

«Отцы» в романе, «дети» в романе. Общественный конфликт в романе. Базаров и Аркадий. Базаров и народ. Базаров и родители. Тема любви в романе. Мнимые последователи Базарова.

1

2

Тема 8.3. Практическая работа по разделам «А.Н.Островский», «И.А.Гончаров», «И.С.Тургенев»

2


Самостоятельная работа обучающихся обучающихся (чтение повестей о любви И.Тургенева, анализ эпизода эпического произведения, работа над выявлением художественного мастерства писателя, выполнение домашних заданий).

3

3






Раздел 4. Лексика и фразеология.

содержание

5

2


Тема 4.1. Слово в лексической системе языка

Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.

Метафора, метонимия как выразительные средства языка.

Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация

2


Тема 4.2. Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления

Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы).

Профессионализмы. Терминологическая лексика.


3

2



Раздел 9.

Ф.И.Тютчев


Содержание

1


Тема 9.1.Ф.И.Тютчев – поэт – философ. Основные темы лирики.

Ф.Тютчев - поэт русской природы, поэт-философ. Представление о единстве мира, природы и внутреннего мира человека. Любовная лирика. Ритмическое богатство языка. « О, как убийственно…», «Не то, что мните вы природа», «Нам не дано…», «Я встретил Вас…».

1

2

Самостоятельная работа обучающихся (анализ стихов Ф.Тютчева, сравнительный анализ стихов, сходных по тематике (А.Фет и Ф.Тютчев).

2

3



Раздел 10.

А.А.Фет

Содержание

2


Тема 10.1.А.А.Фет. Своеобразие лирики. Художественный метод А.А.Фета.

Очерк жизни и творчества. Традиционные поэтические темы. Музыкальность лирики Фета, мелодичность стиха. «Еще майская ночь…», «Сияла ночь…», «Шепот, робкое дыхание», «Еще весны душистой…»

1

2

Практическая работа. Тест по творчеству Ф.И.Тютчева. А.А.Фета.


1


Самостоятельная работа обучающихся (анализ стихов А.А.Фета, сравнительный анализ стихов, выполнение домашних заданий).

2

3

Раздел 4. Лексика и фразеология.


содержание

4


2


Тема 4.3. Активный и пассивный словарный запас

Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы.

Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.


2


2

Тема 4.4. Фразеологизмы

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.


2

2










Раздел 11.

Н.А.Некрасов






Содержание

11


Тема 11.1.Очерк жизни и творчества Н.А.Некрасова. Народность лирики Н.А.Некрасова

Становление поэта. Гражданственность и народность лирики. Стихотворения «В дороге», «Рыцарь на час», Элегия», «Вчерашний день», «Поэт и гражданин», «Пускай нам говорит…», «О.муза! Я у двери…».

1

2

Тема 11.2.Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция поэмы. Изображение народной жизни.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы. Сюжет и жанровое своеобразие «счастья народного». «Народное море» в поэме. Женские образы в поэме

2

2

Тема 11.3.Григорий Добросклонов – народный заступник. Проблемы счастья, долга, смысла жизни в поэме.

Григорий Добросклонов – образ народного заступника. Проблема счастья, долга, смысла жизни. Фольклорная основа поэмы.

1

2

Тема 11.4. Практическая работа по разделам «Н.С.Лесков», «М.Е.Салтыков-Щедрин».

2


Самостоятельная работа обучающихся (работа над образами героев, анализ эпизода, выполнение домашних заданий).

4

3

Раздел 4. Лексика и фразеология.


Тема 2.5. Лексические нормы

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

2

2

Практическое занятие: составление словаря неологизмов.

1

3

Внеаудиторная самостоятельная работа: изображение фразеологизмов в рисунках.

2

3



Раздел 12.

Н.С.Лесков

Содержание

1


Тема 12.1. Краткий очерк жизни и творчества Н.С.Лескова. Повесть «Очарованный странник».

Очерк жизни и творчества. Ведущий жанр писания. Художественные особенности произведений. И. Флягин – выразитель особенностей национального русского характера. Воплощение богатырства, широты души, вольнолюбия, правдивости. Проблема ценности человеческой жизни. Смысл названия.

1

2

Раздел 13.

М.Е.Салтыков – Щедрин.

Содержание

8


Тема 13.1. М.Е.Салтыков – Щедрин . Очерк жизни и творчества писателя.

Становление писателя. Своеобразие писательского стиля. Сатирическое изображение действительности. Роль гротеска. Обличие обывательщины, произвола и пустословия в «Сказках для детей изрядного возраста».

2

2

Тема 13.2.Роман «История одного города» (обзорное изучение).

История создания. Система действующих лиц.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся (чтение сказок М.Салтыкова-Щедрина и его романа «История одного города», выполнение домашних заданий).

2

3

Раздел 5. Фонетика, орфоэпия, орфография

Тема 5.1. Фонетические единицы

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза.

Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.


2

2

Тема 5.2. Орфоэпические нормы

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения.

Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов.

Использование орфоэпического словаря. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.

3

2




Раздел 14.

Ф.М.Достоевский

Содержание

12


Тема 14.1.Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского. Роман «Преступление и наказание». История создания романа.

Жизнь и творчество писателя. Замысел романа и его воплощение. История написания, композиция. Жанр, проблематика, система образов.

2

2

Тема 14.2.Социально – психологический конфликт в романе. Смысл теории Раскольникова.

«Преступление и наказание» как социальный роман. Образ Петербурга. Социальные и философские истоки бунта. «Униженные» и «оскорбленные» в романе. Теория Раскольникова.

1

2

Тема 14.3.Крушение идей Раскольникова. Проблема «маленького человека» в романе.

Оппоненты Раскольникова (Лужин, Свидригайлов). Сонечка Мармеладова и христианское видение мира. Евангельские мотивы, образы в романе. «Маленький человек» в романе. Человек и общество, человек и время в романе.

1

2

Тема 14.4.Практическая работа по разделам: «Н.С.Лесков», «М.Е.Салтыков – Щедрин», «Ф.М.Достоевский»

2

2

Раздел 5. Фонетика, орфоэпия, орфография

Тема 3.3. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь.

Правописание О /Ё после шипящих и Ц.

Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок.

4

2

Внеаудиторная самостоятельная работа: составление орфоэпического словаря.

3

3

Контрольная работа

2

3






Раздел 15.

Л.Н.Толстой.














Раздел 6. Морфемика, словообразование, орфография.

Содержание

11


Тема 15.1.Жизненный и творческий путь Л.Н.Толстого.

Биография. Начало творческой деятельности. Путь духовных исканий Л.Н.Толстого.

1

2

Тема 15.2. Роман – эпопея «Война и мир». Историческая основа и проблематика романа. Жанр и композиция.

Замысел романа и воплощение. Работа над произведением. Жанр и композиция. Трактовка вопроса о роли народа в истории. Основные проблемы романа.

2

2

Тема 15.3.Изображение войны 1812 года. Патриотизм и героизм русского народа.

Изображение войны в романе. Реализм Толстого в изображении войны. «Мысль народная» в романе. Русский солдат в изображении Толстого (Шенграбен, Аустерлиц).

1

2

Тема 15.4.Духовные искания героев романа.

Путь идейно – нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Изображение светского общества. Семейный уклад жизни Болконских и Ростовых. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого.

2

2

Практическая работа. Тест по роману «Война и мир»

1


Самостоятельная работа обучающихся (подготовить сообщение «Диалектика души главных героев романа «Война и мир»).

2

3



Тема 6.1.Понятие морфемы

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

1

2

Тема 6.2. Способы словообразования.

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи.

Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.


3

2




Раздел 16.

А.П.Чехов.

Содержание

14


Тема 16.1.Жизнь и творчество А.П.Чехова. Рассказ «Ионыч». Изображение духовного оскудения личности.

Очерк жизни и творчества. Первый литературный опыт. Гуманизм чеховских рассказов. Неприемлемое отношение к бездуховности, фальши, пошлости. Духовное осуждение личности. Мечта о красоте человеческих отношений. Создание рассказа. Композиция, система образов. Д.Старцев и его превращение в Ионыча. Нравственные проблемы романа.

1

2

Практическая работа. Рецензия рассказа «Ионыч».

2


Раздел 6. Морфемика, словообразование, орфография

Тема 6.3. Употребление приставок и суффиксов в разных стилях речи.

Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов.


2

2

Практическое занятие: выполнение морфемного разбора слов.

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа: Особенности словообразования профессиональной лексики.

2

3


Тема16.2.Пьеса «Вишневый сад». Своеобразие конфликта и его разрешение в «Вишневом саде».

Пьеса «Вишневый сад». Система образов. Старые и новые хозяева сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России. Новаторство Чехова – драматурга. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе.

2

2

Тема 16.3. Практическая работа по разделам «Л.Н.Толстой», «А.П.Чехов».

2

2

Тема 16.4. Дифференцированный зачет.

2

2


Итоговая контрольная работа.

1


ΙI курс.





Раздел 17.

А.А.Блок.

Содержание

4


Тема 17.1.Жизнь и творчество А.А.Блока. Поэма «Двенадцать».

Краткий очерк жизни и творчества. Мотивы и образы поэзии Блока. Символы в поэзии. Образ России в творчестве Блока. Поэма «Двенадцать», ее идейно – художественное своеобразие.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся (найти образы-символы в поэме Блока «Двенадцать». Как показана борьба двух «миров» в поэме?)

2

3

Раздел 7.Морология и орфография.

Тема 5.1. Грамматические признаки слова. Имя существительное

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.


2

2

Тема 7.2. Имя прилагательное

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.


1

2



Раздел 18.

А.М.Горький

Содержание

4


Тема 18.1.Жизнь и творчество А.М.Горького. Пьеса «На дне» как социально – философская драма.

Жизненный и творческий путь М.Горького. Пьеса «На дне». Смысл названия. Проблемы духовного разобщения людей.

1

2

Тема 18.2. Трагические судьбы «дна» в пьесе «На дне».

Образы ночлежников. Споры о силе и слабости человека. Правда и ложь в понимании героев. Смысл жизни героев пьесы. Образ Луки и Сатина.

1

2

Практическая работа. Тест по творчеству А.М.Горького.

1


Самостоятельная работа обучающихся (выполнение домашних заданий, чтение и анализ рассказов М.Горького, анализ эпизодов эпического и драматического

произведений писателя).

2 +2

2



Раздел 7.Морология и орфография.

Тема 7.4. Имя числительное

Лексико-грамматические разряды имен числительных.

Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.


1

2

Тема 7.5. Местоимение

Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений.

Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.

Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте.


1

2

Внеаудиторная самостоятельная работа: подбор пословиц и поговорок с разными разрядами местоимений.

2

3


Раздел 19.

И.А.Бунин.

Содержание

5


Тема 19.1. Жизнь и творчество И.А.Бунина. Индивидуальный стиль писателя. И.Бунин – поэт.

Жизненный и творческий путь писателя. Проявление взаимосвязи Бунина – прозаика и Бунина – поэта. Основные темы лирики. Своеобразие лирических произведений Бунина.

1

2

Тема 19.2. Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Сборник «Темные аллеи» (обзорное изучение).

Особенности повествования в рассказ Бунина. Темы и идеи рассказов. Роль символов. Индивидуальный стиль писателя.

1

2

Практическая работа. Тестирование по творчеству И.Бунина.

1


Самостоятельная работа обучающихся (чтение и анализ стихов и рассказов И.Бунина, выполнение домашних заданий).

2

3

Раздел 7.Морология и орфография.

Тема 7.6. Глагол.

Грамматические признаки глагола.

Правописание суффиксов и личных окончаний глагола.

Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи.

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа : составление таблицы спряжения «избыточных» и « недостаточных» глаголов.

3



Раздел 20.

А.И.Куприн

Содержание

4


Тема 20.1.Жизнь и творчество А.И.Куприна. Повесть «Олеся»

Жизненный и творческий путь писателя. Особенности творчества. Основные темы произведений. Система образов в повести «Олеся». Образ Олеси. Противопоставление мира природы, естества и мира цивилизации. Тема любви в повести. Своеобразие произведения.

2

2

Тема 20.2.Практическая работа по разделам «А.А.Блок», «А.М.Горький», «И.А.Бунин», «А.И.Куприн».

2

3




Раздел 21.

Поэты «серебряного века».

Содержание

20


Тема 21.1. Поэзия «серебряного века» (Н.Гумилев, И.Северянин, М.Цветаева).

Краткая характеристика поэтических течений. Жизненный и творческий путь поэтов. Своеобразие их творчества, основные темы поэзии.

1

2

Тема 21.2. Жизнь и творчество С.Есенина. Основные темы и идеи лирики.

Биография и творческий путь Есенина. Основные темы лирики. Тема Родины и ее место в поэзии. Особенности поэзии Есенина: народно – песенная основа, метафоризм. Тоническое сложение.

2

2

Раздел 7.Морфология и орфография

Тема 7.7.

Причастие как особая форма глагола.

Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий.

Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.

Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.


3


2

Тема 7.8.Деепричастие как особая форма глагола.

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями.

Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.


1

2

Самостоятельная работа обучающихся (подготовить сообщение на тему «Открыватель «Голубой Руси»»).

2

3


Раздел 21.

Поэты «серебряного века».












Раздел 7.Морфология и орфография

Тема 21.3. Творчество В.В.Маяковского. Основные темы и идеи лирики.

Краткий очерк жизни и творчества. Маяковский – футурист. Новаторство поэзии Маяковского. Основные темы поэзии, проблематика стихотворений.

1

2

Практическая работа. Анализ лирического произведения поэтов «серебряного века».

2


Самостоятельная работа обучающихся (подготовить сообщение «Маяковский и футуризм»).

2

3

Тема 21.4. Жизнь и творчество А.А.Ахматовой. Основные темы и идеи лирики. Поэма «Реквием».

Жизненный и творческий путь поэтессы. Отражение в лирике глубины человеческих переживаний. Тема любви и искусства в поэзии. Поэма «Реквием». Смысл названия. Полифония тем, образов.

1

2

Практическая работа. Семинар по поэзии «серебряного века».

2

3

Самостоятельная работа обучающихся (анализ стихов А.А.Ахматовой).

3

3

Тема 5.9. Наречие.

Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.

Морфологический разбор наречия.

Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.


1

2

Тема 5.10. Слова категории состояния

Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

1

2

Тема 21.5. О.Э.Мандельштам. Основные темы и идеи лирики.

Жизненный и творческий путь поэта. Тема Родины в поэзии О.Э.Мандельштама.

1

2

Тема 21.6. Практическая работа по разделу «Поэзия «серебряного века».

2

3

Практическая работа : Морфологический разбор имени существительного.

Морфологический разбор имени прилагательного. Морфологический разбор имени числительного. Морфологический разбор деепричастия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.


2


Контрольная работа по разделу «Морфология и орфография»

1







Раздел 22.

М.А.Шолохов

Содержание

11


Тема 22.1. Жизнь и творчество М.Шолохова. История создания романа «Тихий Дон».

Жизненный путь писателя. Шолохов – писатель, общественный деятель. История создания романа. Сюжетная основа произведения.

1

2

Тема 22.3. Быт и нравы донского казачества. «Мысль семейная»в романе.

Краткая историческая справка о казачестве. Быт и нравы казачества. Чувства долга, любви в жизни героев романа. Семья Мелеховых история и традиции. «Мысль семейная» в романах «Война и мир» и «Тихий Дон»

1

2

Раздел 8.

Служебные части речи

Тема 8.1. Предлог как часть речи

Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.

Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.


1

2

Тема 6.2. Союз как часть речи

Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.

Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

1

2




Раздел 22.

М.А.Шолохов

Тема 22.5. Путь исканий Григория Мелехова.

История рода Мелеховых. Воспитание в семье. Любовь в жизни Григория. Участие в боевых действиях. Возвращение домой.

1

2

Тема 22.6.События гражданской войны и личная драма героев.

Роль пейзажных зарисовок в раскрытии темы войны. Изображение массовых сцен и раскрытие в них характеров героев. Трагедия казачества, народа. Проблемы войны и мира в романе.

1

2

Практическая работа. Тест по творчеству М.А.Шолохова

1

3

Самостоятельная работа обучающихся (выполнение домашних заданий, чтение и анализ рассказов М.Шолохова, анализ эпизода эпического произведения).

4

3



Раздел 8.

Служебные части речи

Тема 6.3. Частица как часть речи

Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.


1

2

Тема 6.4. Междометия и звукоподражательные слова

Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.


1

2

Практическая работа: составление таблицы «Служебные части речи»

2

3



Раздел 23.

А.П.Платонов.

Содержание

6


Тема 23.1. Жизнь и творчество А.П.Платонова. Рассказы и повести.

Очерк жизни и творчества. Начло литературной деятельности. Жанр рассказа в творчестве писателя. Своеобразие писательского стиля.

1

2

Тема 22.2. Повесть «Сокровенный человек».

Сюжет повести и система образов. Нравственная проблематика. Идейно - художественное своеобразие. Критики о творчестве Платонова.

1

2

Практическая работа. Тест по творчеству А.П.Платонова.

1


Самостоятельная работа обучающихся (выполнение домашних заданий, чтение и анализ рассказа «В прекрасном и яростном мире»).

4

3

Раздел 9. Синтаксис и пунктуация.

Тема 9.1. Основные единицы синтаксиса

Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.


2

2

Тема 9.2. Словосочетание

Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.


1

2


Раздел 24.

М.А.Булгаков.

Содержание

8


Тема 24.1. Жизнь и творчество М.Булгакова.

Дореволюционный период жизни. Начало литературной деятельности. Жанровое многообразие творчества писателя. Переводческая деятельность. Булгаков и театр.

1

2

Тема 24.2. Повесть «Собачье сердце». Роль эксперимента.

Своеобразие повести. Сочетание реального и фантастики. Библейские мотивы. Образ Преображенского. Эксперимент мастера.

1

2

Практическая работа. Рецензия на повесть «Собачье сердце»

2


Самостоятельная работа обучающихся (выполнение домашних заданий, чтение и анализ повестей «Собачье сердце», «Роковые яйца»).

4

3









Раздел 9. Синтаксис и пунктуация.

Тема 9.3. Простое предложение

Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.

Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.

Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста.

Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.

Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.


4

2


Раздел 25.

В.Т.Шаламов.

Содержание

4


Тема 25.1. Жизнь и творчество В.Т.Шаламова. Рассказы «Шоковая терапия», «Последний замер».

Основные этапы творчества писателя. Основные темы творчества. Сюжет и композиция произведений.

2

2

Тема 25.2. Итоговый урок по разделам: М.А.Шолохов», «А.П.Платонов», «М.А.Булгаков», «В.Т.Шаламов».

2

3

Раздел 26.

Б.Л.Пастернак.

Содержание

6


Тема 26.1. Жизнь и творчество Б.Л.Пастернака. Роман «Доктор Живаго» (стихотворения из романа).

Краткий очерк жизни и творчества. Основные темы творчества. Философская глубина лирики. Сюжет романа «Доктор Живаго». Взаимоотношения героев. Человек и революция. Путь исканий главного героя. Изображение исторической эпохи в романе.

1

2

Самостоятельная работа (подготовить сообщение на тему: «Эстетические поиски в ранней лирике Пастернака»).

2

3

Раздел 9. Синтаксис и пунктуация.

Тема 9.4. Осложненное простое предложение Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений.

Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

Знаки препинания при обращении. Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи.


Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.


1



1




1



1






1


Самостоятельная работа учащихся

4+2


Раздел 27.

А.Т.Твардовский.

Содержание

2


Тема 27.1. Жизнь и творчество А.Т.Твардовского.

Краткий очерк жизни и творчества. Литературная деятельность в периодических журналах. Твардовский и время.

1

2

Тема 27.2. Поэма «По праву памяти».

1

2

Самостоятельная работа обучающихся (выполнение домашних заданий).

3

3

Раздел 28.

Проза второй половины XX века.








Содержание

9


Тема 28.1.Русская проза 50-90 годов.

Краткий обзор литературного процесса. Новый тип процесса. Литературные течения. Обзор творчества писателей – сибиряков.

1

2

Тема 28.2. Жизнь и творчество А.И.Солженицына. Рассказ «Один день Ивана Денисовича».

Довоенный и военный периоды жизни писателя. Ссылка. Начало творческого пути. Жизнь и творчество за границей.

Сюжет рассказа. Новаторство писателя. И.Шухов – личность в системе образов рассказа. Проблемы нравственности в произведении.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся (выполнение домашних заданий, чтение и анализ рассказа А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»).

3

3

Тема 28.3. В.М.Шукшин. Рассказы.

Краткая биография писателя. Особенности русского характера в рассказах В.М.Шукшина. Образ дороги в произведениях. Шукшин – актер, режиссер.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся (выполнение домашних заданий, анализ эпических произведений).

4

3

Тема 28.4. Жизнь и творчество В.Г.Распутина.

Обзор жизни и творчества писателя. Идея поиска всемирной гармонии в произведениях писателя.

1

2

Тема 28.5. Повесть «Прощание с Матерой».

Сюжет и композиция повести «Прощание с Матерой». Образ народа в повести.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся (подготовить сообщение на тему: «Нравственные проблемы в творчестве В.Г. Распутина»)

2

3

Раздел 9. Синтаксис и пунктуация.

Тема 9.5. Сложное предложение

Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.





4





2


Внеаудиторная самостоятельная работа: создание презентации по теме «Использование сочинительных союзов»

4+3

2

Раздел 29.

Поэзия второй половины XX века.

Содержание

3


Тема 29.1. Поэзия второй половины XX века. Ю.Кузнецов. Основные темы и идеи лирики.

Обзорное изучение поэтического наследия второй половины ХХ века: темы, идеи, имена. Особенности поэзии. Краткий очерк жизни и творчества Ю.Кузнецова. Основные темы и идеи лирики. Художественное своеобразие.

1

2

Тема 29.2. Л.Н.Мартынов. Основные темы и идеи лирики.

Краткий очерк биографии и творчества поэта. Особенности лирики Л.Н.Мартынова. Тематика поэзии.

1

2

Тема 29.3. И.Бродский. Основные темы и идеи лирики.

Очерк жизни и творчества. Своеобразие поэзии И.Бродского. Основные темы лирики.

1

2

Раздел 30.

Литература последнего десятилетия.

Содержание

3


Тема 30.1. Основные тенденции современного литературного процесса.

Основные тенденции современного литературного процесса. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся (подготовить сообщение «Характерные черты поэзии «шестидесятников»).

3

3

Раздел 9. Синтаксис и пунктуация.

Практическая работа: написание сочинения с использованием разных видов предложений.

2

3

Раздел 31.

Драматургия второй половины XX века.

Содержание

1


Тема 31.1. А.В.Вампилов. Пьеса «Утиная охота».

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая разновидность в характере героя. Смысл финала пьесы.

1

2

Раздел 32.

Литература народов России.

Содержание

1


Тема 32.1. Жизнь и творчество Р.Гамзатова (обзорное изучение).

Основные пути творчества Р.Гамзатова. проникновенное звучание темы Родины в лирике поэта. Прием параллелизма. Соотношение национального и общественного в творчестве Гамзатова.

1

2




Раздел 33.

Зарубежная литература

Содержание

4


Тема 33.2. Зарубежная литература.

Основные тенденции в развитии литературы. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.

2

2

Тема 33.3. Итоговый урок по разделам: «драматургия второй половины XX века», «Литература народов России», «Зарубежная литература».

2

3

Самостоятельная работа обучающихся (подготовить сообщение о творчестве зарубежных писателей (по выбору).

4

3


Раздел 34.

Литература родного края.

Содержание

5


Тема 34.1 Литература Осетии

Знакомство с историей Моздокского района, его культурой, биографией. Творчество осетинских писателей.

1

2

Тема 34.2. «Ковыль родного края».

Знакомство с историей родного поселка, его жителями. Обзор произведений жителей района по страницам газеты «Голос Целины».

1

2

Тема 34.3. Поэзия Моздокского района района.

Основная тематика произведений родного края. Тема родного края в произведениях районных авторов.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся (выполнение домашних заданий, чтение наизусть).

4

3

Раздел 9. Синтаксис и пунктуация.

Контрольная работа по разделу «Синтаксис и пунктуация»

2




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)




3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.


Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места для обучающихся,

- рабочее место преподавателя,

- доска,

- раздаточный и дидактический материал,

- учебно-методический комплекс по предмету.


Технические средства обучения:

- компьютер


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

  1. В.В.Агеносов. Русская литература 20 века в 2- частях. 11 класс. Учебник для общеобразовательных заведений, М.: Дрофа, 2005 год.

  2. А.Н.Архангельский. русская литература XΙX века в 2-х частях, 10 класс. Учебник для общеобразовательных заведений, М.: Дрофа, 2005 год.

3. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – изд.: «Просвещение», 2008 г.

4.Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. «Русский язык и культура речи» - Изд.: «Академия, 2008 г.

5.«Русский язык и культура речи» под ред. профессора В.Д.Черняк, 2005 г.

6.В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А. Чешко. «Пособие для занятий по русскому языку» – Изд.: «Просвещение», 2009 г

7.Н.А.Герасименко «Русский язык» - Изд.: «Академия» -М: 2010 г.




Дополнительные источники:

  1. Русская литература 19 века, учебник-практикум для общеобразовательных учреждений по редакцией Ю.И. Лыссого, 10 класс. М.: Мнемозина, 2003;

  2. Русская литература 20 века, практикум для общеобразовательных учреждений под редакцией Ю.И. Лыссого, 11 класс. М.: Мнемозина, 1998;

  3. В.Ф. Чертов, Е.М. Виноградова, Е.А. Яблоков, А.М. Антипова. Слово. Образ. Смысл. Филологический анализ литературного произведения. 10 – 11 классы. Элективные курсы.М.: Дрофа, 2006;

  4. Е.А. Зинина. Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста, 10 – 11 классы. Элективный курс. М.: Дрофа, 2007;

  5. Г.Г. Граник, Л.А. Шаповал, Л.А. Концевая, С.М. Бондаренко. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум (8 – 11 классы). М.: НПО «Образование от А до Я», 1999;

  6. Т.В. Доронина, Н.В. Францова. Анализ стихотворения. Учебное пособие для школьников и абитуриентов. М.: Экзамен, 2007;

  7. Н.А. Миронова, Е.А. Самойлова. Анализ стихотворения. Учебно-методическое пособие для школьников и абитуриентов. М.: Экзамен, 2008;

  8. И.Д. Бережная. Литература 10 – 11 классы. Текущий контроль знаний: тесты, зачеты, задания. Волгоград;

9.А.А. Акишина. Н.И. Формановская. «Этикет русского языка» - Изд.: «Ленанд», 2008 г.,

10.«Все правила русского языка» - Изд.: АСТ, Астрель, 2008 г.

11.А.Б. Шапиро «Современный русский язык. Пунктуация» - Изд.: КомКнига, 2006 г.,

12.Л. Успенский «Слово о словах» - Изд.: АСТ, Зебра Е, 2009 г.,

13.Ю.А. Бельчаков «Практическая стилистика современного русского языка» - Изд.: АСТ-ПрессКнига, 2008 г,

14.«Современная русская речь. Состояние и функционирование» - Изд.: Эксмо, 2008 г.,

15.Н.С. Ашукина. «Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения» - М.: 1998 г.,

16.И.Б. Голуб, Д.Э.Розенталь «Секреты хорошей речи». – М.: 1993 г.




































4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

  • Оценка индивидуальных сообщений обучающихся по опорным вопросам.


  • Оценка тестовых заданий.

  • Оценка аналитической работы обучающихся (анализ стихотворных текстов, эпизодов эпических, драматических произведений).

  • Оценка сочинений.

  • Оценка монологический устных высказываний обучающихся.

  • Оценка домашнего задания.