СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 7 класса

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа имеет пояснительную записку, содержание тем, а также поурочное планирование с УУД

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 7 класса»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Тополинская средняя образовательная школа


Рассмотрено на заседании МО

Руководитель МО _______________

Протокол №_____

от «____»____________20___г.

«Рекомендована к утверждению»

Заместитель директора ТСОШ ______________

Протокол №_____

от «____»____________20___г.

«Утверждена»

Директор ТСОШ

___________ Матаркина В.Н.

Приказ №_____

от «____»____________20___г.


Рабочая программа по физике

Учитель: Аянитова Мария Валерьевна

Год реализации программы: 2016/2017 учебный год

Класс: 7

Общее количество часов по плану: 68 часов

Количество часов в неделю: 2 часа

Рабочая программа составлена: на основании авторской программы по «Физике» для 7 класса (основная школа, средняя (полная) школа) под общей редакцией В.А. Шевцова, Волгоград: Учитель, 2007г.

Учебник: Физика. 7 класс. А.В. Перышкин. 12-е издание, доработанное. Москва, Дрофа,2008




«____» ____________ 20___г. ____________ /___________________/









с. Тополиное

2. Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по физике составлена на основе Примерной программы по физике среднего (полно­го) общего образования (базовый уровень), рекомендованной Мини­стерством образования РФ и утвержденной приказом Минобразования России от 30.08.2010 г. (№ 889) и авторской программы А.В. Перышкина в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта 2010 г. и базисным учебным планом.

Программа по физике составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Приказ Минобразования РФ “ Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования ” от 09 марта 2004 г. № 1312.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" от 30 августа 2010 г. № 889.

  • Государственные стандарты основного общего образования по физике / Сборник нормативных документов. – М.: Дрофа, 2004.

  • Учебный план школы на 2013-2014 учебный год

  • Перышкин А. В. Физика 7 класс. М.: Дрофа, 2008 г.


Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.


Структура документа

Программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.


Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.


Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.



Указание, на основании какой примерной (авторской) рабочей программы составлена

Данная рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Примерной программы среднего (полного) общего образования: "Физика” 7 класс (базовый уровень) и авторской программы А.В.Перышкин для общеобразовательных учреждений 7 класса, 2008 г., (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 7 класс /В.А. Шевцов, Волгоград, Учитель, 2007г).


Информация о внесенных изменениях в примерную авторскую программу и их обоснование

Общий объём часов на изучение дисциплины, предусмотренный учебным планом:

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных и самостоятельных работ. Итоговая аттестация – согласно Уставу образовательного учреждения.


Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения физики в 7 классе из расчета 2 учебных часов в неделю.

Количество учебных недель: 34

Программой предусмотрено проведение:

контрольных работ – 4 лабораторных работ - 10


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • рационального применения простых механизмов.


Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий и законов.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.


Учебно-тематический план 2 часа в неделю, всего - 68 ч.

Тема

Количество

часов

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во

контрольных

работ

Примечание

Введение

3

1

-


Первоначальные сведения о строении вещества..

6

1

1


Взаимодействие тел

21

4

1


Давление твердых тел, жидкостей и газов.

25

2

1


Работа и мощность. Энергия.

13

2

1


Всего

68

10

4




Система оценивания

Оценка устных ответов учащихся

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.


Оценка письменных контрольных работ

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.



Оценка лабораторных работ

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.


Перечень ошибок

Грубые ошибки

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

  2. Неумение выделять в ответе главное.

  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

  7. Неумение определить показания измерительного прибора.

  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.




Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  4. Нерациональный выбор хода решения.


Недочеты

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.


Учебно-методический комплект по физике данного курса

Комплекты таблиц, комплект лабораторного оборудования для фронтальных работ, оборудование для демонстрационных опытов, раздаточный материал.


Список литературы

  1. Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. / А.В. Пёрышкин. – 12-е изд., доработ. – М.: Дрофа, 2008. – 192 с.: ил.

  2. Физика. Контрольные и самостоятельные работы. 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс» / А.В. Чеботарева.– М.: Издательство «Экзамен», 2012

  3. Физика. Тесты. 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс» / А.В. Чеботарева.– М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 159с.

  4. Уроки физики Кирилла и Мефодия с 7 по 11 классы. ООО «Кирилл и Мефодий» 2000, 2006

  5. Электронные учебные издания. Лабораторные работы по физике с 7 по 11 классы. ООО «Дрофа»−2006, ООО «Квазар-Микро»−2006

  6. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – 21-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 240 с.


Содержание учебного курса 7 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

I. Введение (3 ч)

Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерения физических величин. Точность и погрешность измерений.

Фронтальная лабораторная работа

  1. Определение цены деления измерительного прибора.

II. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

Строения вещества. Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

Фронтальная лабораторная работа

  1. Измерение размеров малых тел.

Контрольная работа

1. Строение вещества. Диффузия. Погрешность

III. Взаимодействие тел (21 ч)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой. Упругая деформация. Закон Гука. Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой. Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Фронтальные лабораторные работы.

  1. Измерение массы тела на рычажных весах.

  2. Измерение объёма тела.

  3. Измерение плотности твёрдого тела.

  4. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

Контрольная работа

2. Взаимодействие тел.

IV. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (2 ч)

Давление. Давление твёрдых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Водопровод. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы. Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Фронтальные лабораторные работы.

  1. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

  2. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Контрольная работа

3. Давление твердых тел, жидкостей и газов

V. Работа и мощность. Энергия. (13 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с закреплённой осью вращения. Виды равновесия. «Золотое правило» механики. Равенство работ при использовании механизмов. КПД механизма. Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Выяснение условия равновесия рычага.

  2. Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости.

Контрольная работа

4. Работа. Мощность. Энергия

Демонстрации.

  1. Равномерное движение.

  2. Прямолинейное и криволинейное движение.

  3. Опыты, иллюстрирующие явление инерции и взаимодействия тел.

  4. Силы трения покоя, скольжения, вязкого трения.

  5. Зависимость силы упругости от деформации пружины.

  6. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

  7. Зависимость давления твёрдого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

  8. Обнаружение атмосферного давления.

  9. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.

  10. Передача давления жидкостями и газами.

  11. Устройство и действие гидравлического пресса.

  12. Сжимаемость газов.

  13. Диффузия газов, жидкостей.

  14. Модель хаотического движения молекул.

  15. Объём и форма твёрдого тела, жидкости.

  16. Свойство газа занимать весь предоставленный ему объём.

  17. Способы измерения плотности вещества.

  18. Сцепление свинцовых цилиндров.

Поурочное планирование базового изучения учебного материала по физике в 7 классе

(2 учебных часа в неделю, всего 68 ч)


Дата пров-я

урока

Тема урока

Основное содержание темы, термины и понятия

Характеристика основных видов

деятельности

(предметный

результат)

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Примечание

План

Фактич.

Тема I. Введение. (3ч)



1/1

Вводное занятие. Техника безопасности. Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты. (§ 1–3)

Наука. Виды наук. Научный метод познания. Физика - наука о природе. Физические явления. Физические термины. Понятие, виды понятий. Абстрактные и конкретные понятия. Материя, вещество, физическое тело. Физические методы изучения природы. Наблюдения.

Демонстрируют уровень знаний об окружающем мире. Наблюдают и описывают физические явления.

Пробуют самостоятельно формулировать определения понятий (наука, природа, человек).

Выбирают основания и критерии для сравнения объектов. Умеют классифицировать объекты.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Позитивно относятся к процессу общения. Умеют задавать вопросы, строить понятные высказывания, обосновывать и доказывать свою точку зрения.




2/2


Физические величины. Измерения физических величин.

Точность и погрешность измерений. (§ 4, 5)

Физические величины. Измерения. Измерительные приборы. Цена деления. Физические величины. Время как характеристика процесса. Измерения времени и длины. Погрешности измерений. Среднее арифметическое значение.

Описывают известные свойства тел, соответствующие им величины и способы их измерения.

Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Умеют заменять термины определениями.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Осознают свои действия. Учатся строить понятные для партнера высказывания. Имеют навыки конструктивного общения, взаимопонимания.




3/3

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора». (с. 159)

Навыки практической деятельности

Выбирают необходимые измерительные приборы, определяют цену деления

выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата составляют план и последовательность действий

Осуществляют

взаимоконтроль и взаимопомощь


Тема II. Первоначальные сведения о строении вещества. (6ч)



4/1



Строение вещества.

Молекулы.










Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел». (§ 7, 8. с. 160)

Атомное строение вещества. Промежутки между молекулами. Тепловое движение атомов и молекул. Взаимодействие частиц вещества.


Навыки практической деятельности

Наблюдают и объясняют опыты по тепловому расширению тел, окрашиванию жидкости






Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)





выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению







сличают способ и результат своих действий с заданным

эталоном

Владеют вербальными и невербальными средствами общения







согласование действий с партнером, построение речевых высказываний




5/2

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. (§ 9)

Броуновское движение. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия

Наблюдают и объясняют явление диффузии

Анализируют наблюдаемые явления, обобщают и делают выводы

Принимают и сохраняют познавательную цель, четко выполняют требования познавательной задачи

Имеют навыки конструктивного общения, взаимопонимания. Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь




6/3

Взаимное притяжение и отталкивание молекул. (§ 10)

Взаимодействие частиц вещества. Деформация. Пластичность и упругость. Смачивание и несмачивание

Выполняют опыты по обнаружению сил молекулярного притяжения

Выбирают знаково-символические средства для построения модели. Выделяют обобщенный смысл наблюдаемых явлений

Принимают и сохраняют познавательную цель, четко выполняют требования познавательной задачи

Строят понятные для партнера высказывания. Обосновывают и доказывают свою точку зрения. Планируют общие способы работы




7/4

Агрегатные состояния вещества. (§ 11)

Агрегатные состояния вещества. Свойства газов. Свойства жидкостей. Свойства твердых тел. Строение газов, жидкостей и твердых тел

Объясняют свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества

Выбирают смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Умеют полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации




8/5

Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. (§ 12)

Свойства газов. Свойства жидкостей. Свойства твердых тел. Строение газов, жидкостей и твердых тел

Объясняют явления диффузии, смачивания, упругости и пластичности на основе атомной теории строения вещества.

Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона

Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь. Умеют задавать вопросы, обосновывать и доказывать свою точку зрения




9/6

Первоначальные сведения о строении вещества (повторение темы). (§ 7–12)

Контрольная работа «Строение вещества. Диффузия. Погрешность»



Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей

Оценивают достигнутый результат

Умение

точно выражать свои мысли


Тема III. Взаимодействие тел. (21ч)



10/1

Механическое движение. (§ 13)

Механическое движение. Траектория. Путь.

Изображают траектории движения тел.

Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений




11/2

Равномерное и неравномерное движение. (§ 14)

Равномерное и неравномерное движение. Средняя скорость

Измеряют скорость равномерного движения. Представляют результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков.

Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

Сличают свой способ действия с эталоном

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки деятельности




12/3

Скорость. Единица скорости. (§ 15)

Скорость. Скалярные и векторные величины. Формула для расчета скорости. Навыки решения задач

Определяют скорость прямолинейного равномерного движения

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки

Постановка

учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что надо

узнать

Вступают в диалог, участвуют в коллективном

обсуждении проблем




13/4

Расчет пути и времени движения. (§ 16)

Определение пути и времени движения при равномерном и неравномерном движении

Определяют пройденный путь и скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени . Рассчитывают путь и скорость тела при равномерном прямолинейном движении.

Выделяют формальную структуру задачи. Выражают структуру задачи разными средствами. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи

Составляют план и последовательность действий

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации




14/5

Инерция. (§ 17)

Изменение скорости тела и его причины. Инерция

Объясняют причину изменения скорости тела

Выделяют и формулируют познавательную цель

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже

известно усвоен, и того, что еще неизвестно

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем




15/6

Взаимодействие тел. (§ 18)

Понятие взаимодействия. Изменение скоростей взаимодействующих тел

Обнаруживают силу взаимодействия двух тел.

Выделяют и формулируют проблему. Выполняют операции со знаками и символами, заменяют термины определениями

Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?)

Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию




16/7

Масса тела. Единицы массы. (§ 19)

Зависимость изменения скорости взаимодействующих тел от их массы. Масса - мера инертности. Единицы массы.

Приводят примеры проявления инертности тел, исследуют зависимость быстроты изменения скорости тела от его массы

Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи. Выполняют операции со знаками и символами

Сличают свой способ действия с эталоном

Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия




17/8

Измерение массы тела на весах.







Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах». (§ 20. с. 162)

Масса - мера инертности. Единицы массы. Способы измерения массы. Весы.



Навыки практической деятельности

Предлагают способы определения массы больших и маленьких тел.




Измеряют массу тела на рычажных весах.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Составляют план и последовательность действий

Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать его действия




18/9

Плотность вещества.









Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела». (§21. с. 163)

Плотность. Единицы плотности. Плотность твердых тел, жидкостей и газов.




Навыки практической деятельности

Объясняют изменение плотности вещества при переходе из одного агрегатного состояния в другое.


Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки.





выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Составляют план и последовательность действий.






составляют план и последовательность действий

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.



сотрудничество в решении поставленной задачи




19/10

Расчет массы и объема тела по его плотности.










Лабораторная работа №5 «Определение плотности вещества твердого тела». (§22. с. 165)

Вычисление плотности твердых тел, жидкостей и газов.








Навыки практической деятельности

Вычисляют массу и объем тела по его плотности. Предлагают способы проверки на наличие примесей и пустот в теле


Измеряют плотность вещества

Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения


Анализируют условия и требования задачи, создают алгоритмы деятельности, выполняют операции со знаками и символами

Принимают и сохраняют познавательную цель, регулируют весь процесс и четко выполняют требования познавательной задачи



Составляют план и последовательность действий

Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию




Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия.




20/11

Решение задач по теме «Масса тела. Плотность вещества». (§ 19, 21, 22)

Определение массы и объёма тела по его плотности


Выделяют количественные характеристики объектов,

заданные словами


Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Вступают в диалог,

участвуют в коллективном обсуждении проблем




21/12

Сила. (§ 23)

Сила - причина изменения скорости. Сила - мера взаимодействия тел. Сила - векторная величина. Изображение сил

Виды сил. Зависимость сил.

Анализируют условия и

требования задачи; анализируют объект,

выделяя существенные и несущественные признаки

сличают свой способ и результат действий с заданным

эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от этого эталона; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что

надо узнать

сотрудничество в решении поставленной задачи




22/13

Явление тяготения. Сила тяжести. (§ 24)

Сила - причина изменения скорости. Сила - мера взаимодействия тел. Сила - векторная величина. Изображение сил. Явление тяготения. Сила тяжести. Единицы силы. Связь между массой тела и силой тяжести

Исследуют зависимость силы тяжести от массы тела

Выделяют и формулируют проблему. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выбирают знаково-символические средства для построения модели

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции




23/14

Сила упругости. Закон Гука. (§ 25)

Деформация тел. Сила упругости. Закон Гука.

Исследуют зависимость удлинения стальной пружины от приложенной силы

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки, выводят следствия из имеющихся данных

Составляют план и последовательность действий. Сличают свой способ действия с эталоном

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией




24/15

Вес тела. (§ 26)

Действие тела на опору или подвес. Вес тела. Вес тела, находящегося в покое или движущегося прямолинейно, равномерно. Определение веса тела с помощью динамометра

Объясняют действие тела на опору или подвес. Обнаруживают существование невесомости

Устанавливают причинно-следственные связи. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме

Составляют план и последовательность действий

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности




25/16

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. (§ 27)

Ускорение свободного падения на других планетах


выражают смысл ситуации различными Средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже

известно усвоено, и того, что еще неизвестно

планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками




26/17

Динамометр.




Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». (§ 28. с. 165)

Динамометр.

Исследуют зависимость удлинения стальной пружины от приложенной силы

Выделяют и формулируют познавательную цель

Составляют план и последовательность действий

Контроль и коррекция

действий партнера, умение работать парами




27/18

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. (§ 29)

Равнодействующая сила. Сложение двух сил, направленных по одной прямой

Экспериментально находят равнодействующую двух сил

Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации




28/19

Сила трения. (§ 30)

Сила трения. Формула для вычисления силы трения.

Исследуют зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления.

Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

Составляют план и последовательность действий

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности




29/20

Трения покоя. Трение в природе и технике. (§ 31, 32)

Трение покоя. Способы увеличения и уменьшения трения


Выделяют и формулируют познавательную цель

Составляют план и последовательность действий

Контроль и коррекция

действий партнера, умение работать парам




30/21

Контрольная работа по теме «Взаимодействие тел». (§ 13–32)

Скорость, путь и время движения. Средняя скорость.

Плотность, масса и объем тела.

Силы в природе

Демонстрируют умение решать задачи по теме "Взаимодействие тел"

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Осознают качество и уровень усвоения

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме


Тема IV. Давление твердых тел, жидкостей и газов. (20ч)



31/1

Давление. Единицы давления. (§ 33)

Понятие давления. Формула для вычисления и единицы измерения давления. Способы увеличения и уменьшения давления

Приводят примеры необходимости уменьшения или увеличения давления. Предлагают способы изменения давления

Выделяют и формулируют проблему. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки

Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?)

Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию




32/2

Способы уменьшения и увеличения давления. (§ 34)

Выяснение способов изменения давления в быту и технике

Выражают смысл ситуации различными Средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

Самостоятельно

Формулируют познавательную цель и

строят действия в соответствии с ней


Умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачей




33/3

Давление газа. (§ 35)

Механизм давления газов. Зависимость давления газа от объема и температуры

Наблюдают и объясняют опыты, демонстрирующие зависимость давления газа от объема и температуры

Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи




34/4

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. (§ 36)

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Зависимость давления от высоты (глубины). Гидростатический парадокс

Наблюдают и объясняют опыты, демонстрирующие передачу давления жидкостями и газами

Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции




35/5

Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. (§37, 38)

Формула для расчета давления на дно и стенки сосуда. Решение качественных, количественных и экспериментальных задач

Выводят формулу давления внутри жидкости, приводят примеры, свидетельствующие об увеличении давления на глубине

Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами

Принимают и сохраняют познавательную цель, четко выполняют требования познавательной задачи

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации




36/6

Решение задач по теме «Закон Паскаля. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда». (§ 36–38)

Применение теоретических положений и законов на практике Навыки решения задач


Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в

зависимости от конкретных условий


Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Согласовывают действия с партнером




37/7

Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов. (§ 39)

Сообщающиеся сосуды. Однородные и разнооднородные жидкости в сообщающихся сосудах. Фонтаны. Шлюзы. Системы водоснабжения

Приводят примеры устройств с использованием сообщающихся сосудов, объясняют принцип их действия

Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

Вносят коррективы и дополнения в составленные планы внеурочной деятельности

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме




38/8

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушное оболочка Земли. (§ 40, 41)

Способы определения массы и веса воздуха. Строение атмосферы. Явления, доказывающие существование атмосферного давления

Предлагают способы взвешивания воздуха. Объясняют причины существования атмосферы и механизм возникновения атмосферного давления

Извлекают необходимую информацию из текстов различных жанров. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей

Составляют план и последовательность действий

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности




39/9

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. (§ 42)

Способы измерения атмосферного давления. Опыт Торричелли.

Объясняют устройство и принцип действия жидкостных и безжидкостных барометров, причину зависимости давления от высоты

Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности




40/10

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. (§ 43, 44)

Ртутный барометр. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах

Устройство и работа барометра-анероида

Атмосферное давление на различных высотах

Устанавливают причинно- следственные связи

умеют заменять термины определениями выражают смысл ситуации различными средствами

(рисунки, символы, схемы, знаки)


Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже

известно усвоен, и того, что еще неизвестно. Самостоятельно формулируют познавательную цель

Воспринимать текст с

учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию,

необходимую для решения




41/11

Манометры. (§ 45)

Методы измерения давления. Устройство и принцип действия жидкостных и металлических манометров. Способы градуировки манометров

Сравнивают устройство барометра-анероида и металлического манометра. Предлагают методы градуировки

Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности




42/12

Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. (§ 46, 47)

Гидравлические машины (устройства): пресс, домкрат, усилитель, поршневой насос, их устройство, принцип действия и области применения

Формулируют определение гидравлической машины. Приводят примеры гидравлических устройств, объясняют их принцип действия

Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации




43/13

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. (§ 48)

Природа выталкивающей силы


Выдвигают гипотезы,

предлагают способы их проверки

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже

известно усвоено, и того, что еще неизвестно

Умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачей




44/14

Архимедова сила. (§ 49)

Выталкивающая сила, вычисление и способы измерения. Закон Архимеда.

Обнаруживают существование выталкивающей силы, выводят формулу для ее вычисления, предлагают способы измерения

Выделяют и формулируют проблему. Устанавливают причинно-следственные связи. Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Работают в группе. Умеют слушать и слышать друг друга. Интересуются чужим мнением и высказывают свое




45/15

Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». (с. 167)

Навыки практической деятельности

Доказать справедливость закона Архимеда

Самостоятельно создают

алгоритмы деятельности при решении поставленной задачи

Составляют план и последовательность действий

Контроль и коррекция

действий партнера, умение работать парами




46/16

Плавание тел. (§ 50)

Условия плавания тел.

Формулируют условия плавания тел

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают

способы их проверки


Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно усвоено, и того, что еще неизвестно

Умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачей




47/17

Решение задач по теме «Архимедова сила. Плавание тел». (§ 49, 50)

Применение теоретических положений и законов на практике Навыки решения задач


Анализируют условия и

требования задачи выделяют количественные характеристики объекта,

заданные словами


Определяют последовательность промежуточных целей

с учетом конечного результата


Воспринимать текст с

учетом поставленной учебной задачи




48/18

Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тела жидкости». (с. 168)

Навыки практической деятельности

Исследуют условия плавания тел

Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений

Составляют план и последовательность действий

Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия




49/19

Плавание судов. Воздухоплавание. Решение задач по теме «Плавание тел. Воздухоплавание». (§ 51, 52)

Плавание судов. Водоизмещение. Расчет максимального веса, загружаемого на плот. Способы увеличения вместимости судов. Подводные лодки, батисферы, батискафы. Воздухоплавание: воздушные шары, аэростаты и дирижабли. Возможность воздухоплавания на других планетах

Делают сообщения из истории развития судоходства и судостроения. Решают задачи

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Оценивают достигнутый результат

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией




50/20

Контрольная работа по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условия плавания тел

Демонстрируют умение решать задачи по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов"

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Оценивают достигнутый результат

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности


Тема V. Работа и мощность. Энергия (13 ч.)



51/1

Механическая работа. Единицы работы. (§ 53)

Работа. Механическая работа. Единицы работы. Вычисление механической работы

Измеряют работу силы тяжести, силы трения

Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно

Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию




52/2

Мощность. Единицы мощности. (§ 54)

Мощность. Единицы мощности. Вычисление мощности

Измеряют мощность

Умеют заменять термины определениями. Устанавливают причинно-следственные связи

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию




53/3

Решение задач по теме «Механическая работа. Мощность ». (§ 53, 54)

Определение совершенной работы и мощности

Измеряют совершенную работу, вычисляют мощность

Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации




54/4

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. (§ 55, 56)

Механизм. Простые механизмы. Рычаг и наклонная плоскость. Равновесие сил

Предлагают способы облегчения работы, требующей применения большой силы или выносливости

Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений




55/5

Момент силы (§ 57)

Плечо силы. Момент силы.

Измеряют, вычисляют

Выбирают знаково-символические средства для построения модели

Составляют план и последовательность действий

Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия




56/6

Рычаги в технике, быту и природе.



Лабораторная работа №9 «Выяснение условий равновесия рычага». (§ 58. с. 169)

Разновидности рычагов и их применение.


Навыки практической деятельности

Изучают условия равновесия рычага

Анализировать результаты опытов, элементарных

исследований; фиксировать их результаты; строят логические цепи

рассуждений

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно усвоено, и того, что еще неизвестно

Планирование учебного сотрудничества с учителем




57/7

Применение закона равновесия рычага к блоку.

Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. (§ 59, 60)

Блоки. Подвижные и неподвижные блоки. Полиспасты. Использование простых механизмов. Равенство работ, "золотое правило" механики

Изучают условия равновесия подвижных и неподвижных блоков, предлагают способы их использования, приводят примеры применения

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия

Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия




58/8

КПД. Решение задач по теме «Золотое правило» механики. Подготовка к лабораторной работе № 10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». (§ 61)

Коэффициент полезного действия. КПД наклонной плоскости, блока, полиспаста

Измеряют КПД наклонной плоскости. Вычисляют КПД простых механизмов

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки

Принимают и сохраняют познавательную цель при выполнении учебных действий

Работают в группе, устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать




59/9

Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». (с. 170)

Навыки практической деятельности


Самостоятельно создают

алгоритмы деятельности при решении поставленной задачи

Составляют план и последовательность действий

Контроль и коррекция

действий партнера, умение работать парами




60/10

Энергия.

Потенциальная и кинетическая энергия. (§ 62, 63)

Энергия. Единицы измерения энергии. Кинетическая и потенциальная энергия. Формулы для вычисления энергии

Вычисляют энергию тела

Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами

Принимают и сохраняют познавательную цель при выполнении учебных действий

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи




61/11

Превращение одного вида механической энергии в другой. (§64)

Превращение одного вида механической энергии в другой. Работа - мера изменения энергии. Закон сохранения энергии

Сравнивают изменения кинетической и потенциальной энергии тела при движении

Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции




62/12

Решение задач по теме «Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия». (§ 62, 63, 64)

Вычисление кинетической, потенциальной и полной механической энергии тела.

Измеряют совершенную работу, вычисляют мощность, КПД и изменение механической энергии тела

Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации




63/13

Повторение темы «Работа и мощность. Энергия». (§ 54, 62)

Вычисление работы, совершенной при помощи различных механизмов, производимой при этом мощности и количества энергии, превратившегося из одного вида в другой

Работают с "картой знаний". Выявляют наличие пробелов в знаниях, определяют причины ошибок и затруднений и устраняют их

Структурируют знания. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией




64/14

Итоговая контрольная работа «Работа. Мощность. Энергия»

Простые механизмы. Кинетическая, потенциальная и полная механическая энергия. Механическая работа и мощность. КПД

Демонстрируют умение решать задачи по теме "Работа и мощность. Энергия"

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Оценивают достигнутый результат. Осознают качество и уровень усвоения

Описывают содержание совершаемых действий


ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ (4 ч)



65/15

Физика и мир, в котором мы живем

Первоначальные сведения о строении вещества. Движение и взаимодействие. Силы. давление твердых тел, жидкостей и газов. Энергия. Работа. Мощность

Работают с "картой знаний". Обсуждают задачи, для решения которых требуется комплексное применение усвоенных ЗУН и СУД

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие




66/16

Физика и мир, в котором мы живем

Первоначальные сведения о строении вещества. Движение и взаимодействие. Силы. Давление твердых тел, жидкостей и газов. Энергия. Работа. Мощность

Работают с "картой знаний". Обсуждают задачи, для решения которых требуется комплексное применение усвоенных ЗУН и СУД

Проводят анализ способов решения задач с точки зрения их рациональности и экономичности. Структурируют знания

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам




67/17

Итоговая контрольная работа

Первоначальные сведения о строении вещества. Движение и взаимодействие. Силы. Давление твердых тел, жидкостей и газов. Энергия. Работа. Мощность

Демонстрируют умение решать задачи базового и повышенного уровня сложности

Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Выбирают наиболее эффективные способы решения задач

Оценивают достигнутый результат. Осознают качество и уровень усвоения

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности




68/18

"Я знаю, я могу..."

Движение и заимодействие. Силы. Давление твердых тел, жидкостей и газов. Энергия. Работа. Мощность

Оценивают достигнутые результаты. Определяют причины успехов и неудач

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений



Литература:

  1. Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. / А.В. Пёрышкин. – 12-е изд., доработ. – М.: Дрофа, 2008. – 192 с.: ил.

  2. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – 21-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 240 с.

  3. Сборник задач по физике: к учебникам А.В. Пёрышкина и др. «Физика. 7 кл», «Физика. 8 кл», «Физика. 9 кл» (М.: Дрофа): 7 – 9-й кл. / А.В. Пёрышкин; Сост. Н.юВ. Филонович. – М.: АСТ: Астрель, 2012. – 190 с. – (Новый учебно-методический комплект).

  4. Уроки физики Кирилла и Мефодия с 7 по 11 классы. ООО «Кирилл и Мефодий» 2000, 2006.

  5. Электронные учебные издания. Лабораторные работы по физике с 7 по 11 классы. ООО «Дрофа»−2006, ООО «Квазар-Микро»−2006.

  6. Физика. Тесты. 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс» / А.В. Чеботарева.– М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 159с.

  7. Физика. Контрольные и самостоятельные работы. 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс» / А.В. Чеботарева.– М.: Издательство «Экзамен», 2012

  8. Физика. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.В. Перышкина / авт.-сост. В.А. Шевцов. – Волгоград: Учитель, 2007. – 303 с.

  9. Рабочие программы по физике. 7-11 классы /авт.-сост. В.А. Попова. – 2-е изд. стереотип. – М.: Планета, 2011. – 248 с.

  10. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

  11. Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" http://window.edu.ru/

  12. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/

  13. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/